Стиль поведения в конфликте томас – 3. . —

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях к. Томаса

В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать, или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов.

Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов и увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.

Отсюда по мысли автора ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает приемлемой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим 2 основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерны как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Текст опросника

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и своих.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Часто я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Бланк ответов

Номер утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

Номер утверждения

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ

Итого

I

II

III

IV

V

Обработка результатов тестирования

Ответы испытуемых оцениваются в соответствии с ключом.

Ключ для обработки результатов

Стратегии поведения

Номера утверждений

Сотрудничество

2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б

Соперничество

3А, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А

Компромисс

2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А

Приспособление

1Б, 3Б, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А

Избегание

1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Уровни выраженности стратегий

  • 0 – 3 – низкий;

  • 4 – 8 – средний;

  • 9 – 12 – высокий.

Сотрудничество. Следуя этому стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, стараясь, однако, при этом сотрудничать с другим человеком. Данный стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку стороны сначала «выкладывают на стол» нужды, заботы и интересы каждого, а затем обсуждают их. Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности. Вначале может показаться, что оба хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдаленное будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако существуют различия между внешними декларациями или позициями в споре и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Соперничество. Человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Согласно описанию динамики процесса К. Томасом и Р. Килменном, этот человек обычно старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам и притязаниям противоположной стороны, вынуждая ее принимать его условия решения проблемы. Для достижения цели он использует свои волевые качества, и если его воля достаточно сильна, то это ему удается.

Компромисс. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их по остальным позициям, другая сторона делает то же самое, то есть, стороны сходятся на частичном удовлетворении желания каждого. Они делают это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения. Такие действия могут в некоторой мере напоминать стиль сотрудничества, однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Один человек уступает в чем-то, другой также в чем-то уступает, и в результате они могут прийти к общему решению. Они не ищут скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества, а ограничиваются только тем, что говорят друг другу о своих желаниях.

Приспособление. Приспособленческое поведение человека означает, что он жертвует своими интересами в пользу другой стороны, уступая ей и принимая ее решение проблемы. К. Томас и Р. Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для Вас или когда Вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Избегание. Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки наилучшего решения, уклоняется, уходит от разрешения конфликта

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Задания и методические указания К выполнениЮ

контрольнЫХ работ по дисциплине

studfiles.net

Методика определения стилей поведения в конфликтной ситуации (к. Томас)

Тест К. Томасаадаптирован для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях применяется двухмерная модель регулирования конфликтов.

К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:

  1. приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

  2. соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

  3. избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

  4. сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

  5. компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух), и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению).

Пять способов урегулирования конфликтов

Текст опросника:

1 А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

2 А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

4 А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5 А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6 А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б/ Я стараюсь добиться своего.

7 А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

8 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9 А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10 А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11 А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

12 А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13 А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

14 А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

15 А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16 А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18 А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19 А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20 А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.

Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21 А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22 А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

Б/ Я отстаиваю свои желания.

23 А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24 А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

25 А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26 А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

27 А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29 А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30 А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Ключ:

Соперничество (соревнование):

А: 3, 8, 10, 17, 25, 28;

Б: 6, 9, 13, 14, 16, 22.

Сотрудничество:

А: 5, 11, 14, 19, 20, 23;

Б: 2, 8, 21, 26, 28, 30.

Компромисс:

А: 2, 4, 13, 22, 26, 29;

Б: 7, 10, 12, 18, 20, 24.

Избегание:

А: 1, 6, 7, 9, 12, 27;

Б: 5, 15, 17, 19, 23, 29.

Приспособление:

А: 15, 16, 18, 21, 24, 30;

Б: 1, 3, 4, 11, 25, 27.

studfiles.net

21.Стили реагирования в конфликтной ситуации по Томасу.

Модель и описание стилей поведения

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас использует двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям выделяются пять способов регулирования конфликтов.

Пространство конфликта

Соперничество

Стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным людям (чаще мужчинам) с мотивацией активно-оборонительного поведения и/или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. Соперничество часто вызывает максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем. Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется адекватное завышение самооценки, сохранение которой удается с помощью использования определенных форм психологической защиты.

Область применения

Чрезвычайная ситуация: когда требуется немедленное принять жизненно важное решение.

Проведение непопулярных мер: сокращение расходов, установление правил, поддержание дисциплины.

Уверенность в собственной правоте по ключевым вопросам.

Когда вам нужно защититься от людей, использующих неконкуррентное поведение .

Сотрудничество

Стиль, направленный на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. Характеризуется тем, что субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей. Человек с таким ведущим стилем разрешения конфликтных ситуаций способен пойти на риск снижения своей самооценки в острой жизненной ситуации. Как правило, этот стиль присутствует у неформальных лидеров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное. Это возможно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с хорошим развитием социального волевого контроля.

Область применения

Необходимость найти объединяющее решение, а интересы обеих сторон слишком важны.

Когда цель — получение знаний и понимание взглядов других.

Вы хотите найти системный подход к решению, с людьми с разными взглядами на проблему.

Вы хотите добиться выполнения обязательств, учитывая интересы другой стороны в совместном решении.

Когда нужно разобраться с враждебностью, препятствующей построению отношений.

Компромисс

Стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее конфликт, не разрешается, а маскируется и временно загоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника конфликта. Тактика этого стиля — постепенное сближение интересов и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в случае, если остальные участники готовы идти на уступки. Компромисс требует от человека ясного понимания ситуации и способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого интеллекта и адекватной высокой самооценки.

Область применения

Цели умеренно важны, но не стоят возможного ухудшения отношений в случае применения более напористого способа их достижения.

Когда оппоненты с одинаковыми возможностями сильно привержены взаимоисключающим целям и требуется временно уладить сложный вопрос.

Необходимо найти приемлемое решение в условиях нехватки времени.

Как запасной вариант, когда не сработали ни сотрудничество ни соперничество.

Избегание

Стиль, ориентированный на сохранение статуса своего «Я», поэтому наиболее полное социально пассивный, сводящийся обычно к непризнанию наличия внешнего конфликта. Тактика субъекта таким стилем поведения сводится к уменьшению или значимости событий, вызвавших конфликт. Может проявляться в способности ускользнуть, уйти из конфликтной ситуации. Этот стиль не способен разрешить противоречие, лежащее в основе конфликта, так как личность порой не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Стиль может быть свойственен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Избегание также может порождать усиление внутренних конфликтов.

Область применения.

Проблема незначительна или является частью более общей проблемы, а более важные вопросы требуют решения.

Когда нет шансов удовлетворить ваши интересы: недостаточно сил или вы расстроены чем-то, что вы не в силах изменить.

Когда «цена» участия в конфликте может перевысить пользу от его разрешения.

Когда необходимо дать людям «остыть», снизить напряжение до приемлемого уровня, собраться с мыслями.

Когда сбор новой информации может перевесит преимущества немедленного решения проблемы, или другие могут решить эту проблему более эффективно.

Приспособление

Стиль, ориентированный на сохранение социальных отношений (преимущественно женщины). Субъект осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик. Противоречие, вызвавшее конфликт, как бы снимается с помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления. Если внешний конфликт развивается без временного дефицита, то этот стиль может быть вполне эффективным. Однако слишком частое использование этого стиля, независимо от содержания ситуации, лишает его носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всем вытекающим из этого последствиям

Область применения

Вы понимаете что неправы, а продолжение соперничества может только навредить, и желаете рассмотреть лучшее решение, продемонстрировать благоразумие.

Когда проблема гораздо важнее для другого человека чем для вас (жест доброй воли для поддержания сотрудничества). Важно сохранить гармонию и не допустить раскола.

Вы хотите получить кредит доверия, который поможет вам в дальнейшем.

22.Виды стратегий разрешения конфликтов: посредничество, арбитраж, поддержка.

Посредничество одна из древнейших форм разрешения конфликта.

У славян — старейшина племени, князь, воевода.

Сейчас — социальные институты, руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, уважаемые люди, суды.

Посредник:- Занимает нейтральную позицию

— помогает в преодолении разногласий, конструктивном разрешении конфликта, устанавливая и поддерживая непосредственное общение между ними.

-Содействует конструктивному обсуждению и поиску решения, -не может определять выбор окончательного решения, определяют конфликтующие

-подчеркивает, что ответственность за эскалацию конфликта несут сами участники конфликта.

Среди обозначенных выше форм участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта лишь последние две ориентированы на использование переговорного подхода.

эффективно в ситуациях, когда стороны оказались неспособны самостоятельно найти решение проблемы.

В международной практике посредничество получило название — медиаторство. ( США в 1973 г.)

Под медиацией понимается специальный вид деятельности третьей стороны по оптимизации процесса поиска конфликтующими сторонами путей решения проблемы.

Медиаторы — отдельные специалисты (представители), группы специалистов, государства, общественные, международные организации.

*Компетентность — умение анализировать конфликтную ситуацию, владение навыками посреднической деятельности.

*Недостаточная компетентность посредника может привести к срыву переговоров и усилению конфронтации сторон.

*Беспристрастность — посредник должен занимать нейтральную позицию. Но заинтересованность в успехе своей деятельности. Авторитетность. *Авторитет, посредника в глазах конфликтующих сторон.

Важно, не оказаться под влиянием кого-либо.

Посредничество возможно, если конфликт не выходит за рамки правового поля.

Предельные сроки завершения переговоров — посредник установливает временные ограничения, в рамках которых стороны должны прийти к соглашению.

Последовательность рассмотрения вопросов.

*предложить сторонам составить список вопросов и их порядок

*начинать с обсуждения простых вопросов.

*Ключевые вопросы рекомендуется обсуждать в последнюю очередь.

*предложить на переговорах пересмотреть свою позицию и выдвинуть новое предложение в течение определенного времени — поддержание динамики переговоров.

*Посредник добивается снижения требования сторон

* оказывать помощь сторонам по выходу из тупика.

*конкретные сроки выполнения.

* рекомендовать «испытательный» срок соглашению.

*выработаны критерии оценки эффективности

* определена мера ответственности сторон за срыв выполнения соглашений * анализ информации о конфликте и интересах сторон.

-предварительный этап сб0ра — решение о целесообразности посредничества.

— полный сбор информации — при принятии решения о посредничестве.

— Прямое наблюдение — за поведением субъектов конфликта

— анализ документов и др. материалов.

— Личная беседа — один из надежных источников получения информации.

— согласия ее участников — документировать письменно

* Эффективность посредника выше в скоротечном конфликте, где низко напряжение.

* Выбранные стратегии и определяются ситуацией, в которой оказывается третья сторона.

*важно уметь улавливать критические моменты переговоров.

А.И. Шин — несколько ролей третьей стороны в конфликте:

Третейский судья — авторитарная роль, по определению вариантов решения проблемы.

Он изучает проблему, выслушивает, обсуждает обе стороны и выносит решение, которое не оспаривается.

Стороны могут не соглашаться с решением и оспаривать его.

Посредник -более нейтральная роль. Обладая профессиональными знаниям, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.

Помощник — в урегулировании конфликта участвует с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч, не вмешиваясь в содержания проблемы и принятие решения.

Наблюдатель — присутствием сдерживает стороны от нарушения достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии.

Авторитарный стиль (третейский судья, арбитр) — быстрое решение, конфликт длителен, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимоприемлемое решение — ужесточение конфликта, эмоциональное преобладает над рациональным.

Неавторитарный стиль (посредник, помощник) — взаимное стремление оппонентов к разрешению конфликта и наличие у них навыков обсуждения проблемы и принятия взаимоприемлемых решений.

Арбитраж — это рассмотрение экономических споров, дел, связанных с предпринимательской.

дела о защите деловой репутации.

дела по экономическим спорам между организациями и гражданами,

— споры о недействительности сделок, о возмещении убытков,

— дела, связанные с возникновением, изменением права собственности.

— метод установления фактов, имеющих юридическое значение.

— дела о причинения вреда, дела, связанные с самозащитой в гражданском праве.

— это орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров.

2 вариант ..Альтернативой посредничеству является арбитраж. Он может быть добровольным или принудительным. Принудительный арбитраж – это процесс, в соответствии с которым закон обязывает стороны передать рассмотрение своей ситуации третьей стороне, чье решение является окончательным и обязательным для выполнения. Добровольный арбитраж представляет собой процесс, в соответствии с которым стороны по собственной инициативе передают право на решение своего спора третьей стороне, чье решение является окончательным и обязательным для выполнения. Важные изменения в арбитражном законодательстве произошли с принятием в 1979 году постаноатения Федеральной торговой комиссии США. К компании Airco, производителю газов, применяемых в промышленности, были применены антимонопольные меры, в соответствии с которыми ее дистрибьюторам разрешается передавать споры по поводу закупок некоторых видов продукции Aire о на рассмотрение частному арбитражному суду. Согласно этому постановлению, в числе прочего, Airca соглашалась с тем, что в случае отказа компании продавать свою продукцию дистрибьютору, последний мог требовать рассмотрения ситуации в арбитражном суде, чтобы определить, является ли поведение Airco ответной мерой, последовавшей за решением дистрибьютора закупать продукцию у другого поставщика Постановление гласило, что арбитражный суд должен проводиться согласно правилам коммерческого арбитража (Commercial Arbitration Rules) Американской арбитражной ассоциации (American Arbitration Association), за исключением тех случаев, когда в договоре указано иначе. Решение арбитражного суда является окончательным и обязательным дня выполнения обеими сторонами. Директива Федеральной торговой комиссии далеко не единственный пример: все большее количество компаний обращаются в частные суды для разрешения своих споров, т.к. государственные суды переполнены и до рассмотрения дела может пройти много времени.

Поддержка?????

studfiles.net

Стиль поведения в конфликте — Томаса, психолоточеский тест онлайн.

1.Выберите подходящее:

В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса.

Я стремлюсь обращать внимание на точки соприкосновения, а не на расхождения во взглядах.

2.Выберите подходящее:

Я всегда стремлюсь найти компромисс.

Я всегда стараюсь решить проблему так, чтобы были учтены и интересы и мои и другого.

3.Выберите подходящее:

Практически всегда я непреклонен в достижении своей цели.

Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения.

4.Выберите подходящее:

Я всегда стремлюсь к компромиссу.

В некоторых случаях я могу поступиться своими интересами, чтобы в выигрыше остался другой человек.

5.Выберите подходящее:

В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника.

Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло.

6.Выберите подходящее:

Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы у меня не было неприятностей.

Я всегда стремлюсь достичь своей цели.

7.Выберите подходящее:

Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже.

Нередко я могу пойти на уступки, чтобы добиться другой цели.

8.Выберите подходящее:

Как правило, я всегда настаиваю на своём.

В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов.

9.Выберите подходящее:

Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда.

Я делаю всё, чтобы было так, как хочу я.

10.Выберите подходящее:

Я решительно пытаюсь достичь своей цели.

Чаще всего я стремлюсь к поиску компромиссного решения.

11.Выберите подходящее:

В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов.

Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения.

12.Выберите подходящее:

Чаще всего, я стараюсь избежать позиции, способной вызвать разногласия.

Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки.

13.Выберите подходящее:

Чаще я предлагаю найти среднее решение.

Чаще я продолжаю настаивать на своём.

14.Выберите подходящее:

Я всегда объясняю другому свою позицию и интересуюсь, как думает он.

Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции.

15.Выберите подходящее:

Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения.

Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло.

16.Выберите подходящее:

Я всегда учитываю чувства другого и стараюсь не задеть их.

Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции.

17.Выберите подходящее:

Как правило, я настойчив в достижении своей цели.

Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло.

18.Выберите подходящее:

Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив.

Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки.

19.Выберите подходящее:

В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов.

Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже.

20.Выберите подходящее:

Я всегда стремлюсь к немедленному преодолению разногласий.

Я всегда настроен на лучшее сочетание потерь и выгод для каждого.

21.Выберите подходящее:

В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны.

Мне больше нравится, когда проблема обсуждается прямо.

22.Выберите подходящее:

Я стремлюсь занять такую позицию, которая будет посредине между моей личной и противоположной.

Я всегда стремлюсь отстоять свои желания.

23.Выберите подходящее:

Меня всегда волнует вопрос, удовлетворены ли желания другой стороны.

В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса.

24.Выберите подходящее:

Если для другого человека очень важна его позиция, я пойду ему навстречу.

Я стремлюсь склонить другого к компромиссному решению.

25.Выберите подходящее:

Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции.

В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны.

26.Выберите подходящее:

Чаще я предлагаю найти среднее решение.

Практически всегда я стремлюсь сделать так, чтобы были удовлетворены желания всех сторон.

27.Выберите подходящее:

Я стараюсь не занимать потенциально спорной позиции.

Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив.

28.Выберите подходящее:

Как правило, я настойчив в достижении своей цели.

В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника.

29.Выберите подходящее:

Чаще я предлагаю найти среднее решение.

Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда.

30.Выберите подходящее:

Я всегда стараюсь сделать так, чтобы чувства другого не были задеты.

Чаще всего я придерживаюсь такой позиции в спорной ситуации, чтобы и я и другой человек достигли успеха.

pcenter.kiev.ua

Тест Томаса-Килманна «Стиль поведения в конфликте»

1

A. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

B.

Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2

A.

Я стараюсь найти компромиссное решение.

B.

Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3

A. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
B.

Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4

A. Я стараюсь найти компромиссное решение.
B.

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5

A. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
B.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6

A. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
B.

Я стараюсь добиться своего.

7

A. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
B.

Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8

A. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
B.

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9

A. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
B.

Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10

A. Я твердо стремлюсь достичь своего.
B.

Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11

A. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
B.

Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12

A. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
B.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13

A. Я предлагаю среднюю позицию.
B.

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14

A. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
B.

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15

A. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
B.

Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16

A. Я стараюсь не задеть чувств другого.
B.

Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17

A. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
B.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18

A. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
B.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19

A. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
B.

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20

A. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
B.

Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21

A. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
B.

Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22

A. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

B.

Я отстаиваю свои желания.
23 A.

Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

B.

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24

A. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
B.

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25

A. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
B.

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26

A. Я предлагаю среднюю позицию.
B.

Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27

A. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
B.

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28

A. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
B.

Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29

A. Я предлагаю среднюю позицию.
B.

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30

A. Я стараюсь не задеть чувств другого.
B.

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

hrland.org

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях к. Томаса

В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать, или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов.

Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов и увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.

Отсюда по мысли автора ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает приемлемой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим 2 основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерны как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Текст опросника

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и своих.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Часто я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Бланк ответов

Номер утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

Номер утверждения

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ

Итого

I

II

III

IV

V

Обработка результатов тестирования

Ответы испытуемых оцениваются в соответствии с ключом.

Ключ для обработки результатов

Стратегии поведения

Номера утверждений

Сотрудничество

2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б

Соперничество

3А, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А

Компромисс

2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А

Приспособление

1Б, 3Б, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А

Избегание

1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Уровни выраженности стратегий

  • 0 – 3 – низкий;

  • 4 – 8 – средний;

  • 9 – 12 – высокий.

Сотрудничество. Следуя этому стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, стараясь, однако, при этом сотрудничать с другим человеком. Данный стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку стороны сначала «выкладывают на стол» нужды, заботы и интересы каждого, а затем обсуждают их. Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности. Вначале может показаться, что оба хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдаленное будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако существуют различия между внешними декларациями или позициями в споре и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Соперничество. Человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Согласно описанию динамики процесса К. Томасом и Р. Килменном, этот человек обычно старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам и притязаниям противоположной стороны, вынуждая ее принимать его условия решения проблемы. Для достижения цели он использует свои волевые качества, и если его воля достаточно сильна, то это ему удается.

Компромисс. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их по остальным позициям, другая сторона делает то же самое, то есть, стороны сходятся на частичном удовлетворении желания каждого. Они делают это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения. Такие действия могут в некоторой мере напоминать стиль сотрудничества, однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Один человек уступает в чем-то, другой также в чем-то уступает, и в результате они могут прийти к общему решению. Они не ищут скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества, а ограничиваются только тем, что говорят друг другу о своих желаниях.

Приспособление. Приспособленческое поведение человека означает, что он жертвует своими интересами в пользу другой стороны, уступая ей и принимая ее решение проблемы. К. Томас и Р. Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для Вас или когда Вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Избегание. Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки наилучшего решения, уклоняется, уходит от разрешения конфликта

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Задания и методические указания К выполнениЮ

контрольнЫХ работ по дисциплине

studfiles.net

типы поведения в конфликте 🚩 Общение

Благодаря правильному разрешению разногласий отношения укрепляются и улучшаются. У человека превалирует одна линия поведения. Ее он предпочитает не изменять.

Психолог-исследователь Кеннет Томас совершаемые в ходе разногласий  поступки оценивал по нескольким пунктам:

  • склонность испытуемого к учитыванию интересов оппонентов, то есть готовность к сотрудничеству;
  • твердость намерений  отстаивать собственные интересы, то есть степень напористости.

После длительной работы было выделено пять поведенческих типов в спорных ситуациях. Вместе с Ральфом Килманом он разработал тест для определения наиболее свойственной человеку модели. Опросник обычно называют тестом Томаса (тест Томпсона).

Методика весьма проста. Описание каждого способа реагирования на столкновение описывается дюжиной суждений. Они произвольно группируются в три десятка пар. Испытуемый должен в каждой выбрать одно, самое, по его мнению, верное высказывание.

Несмотря на кажущуюся незамысловатость, результаты тестирования могут стать неожиданными даже для испытуемого. Зато понимание слабых и сильных сторон личности заметно облегчается. Специальная таблица служит ключом к толкованию результатов.

Она показывает, к какому типу поведения склонен человек. Зная это, несложно предугадать развитие конфликта и методы для успешного его разрешения. По методике Томаса каждый выбирает любой из предлагаемых сценариев. Для наглядности их сравнивают с манерой поведения одного из животных.

«Акулы» предпочитают конкуренцию. «Плюшевым мишкам» необходимо стремление к улаживанию конфликтов. «Черепахи» от столкновений уклоняются, избегают разногласий. «Лиса» идет на компромисс, а «Сове» нужно сотрудничество.

Все предлагаемые сценарии неуниверсальны, они обладают своими минусами и плюсами. Конструктивно воздействовать на все конфликты предлагаемые модели не могут.

Люди-«акулы» следуют во всем только личным интересам. Их совершенно не интересует мнение окружающих. «Акулы» не признают компромиссов. Они уверены, что победа одного заканчивается полнейшим поражением другого.

В стремлении любой ценой добиться своего, такие люди без раздумий шагают по головам. Для них характерны не совсем согласованные с общепринятой этикой действия. Им нетрудно решиться на обман даже пойти на подлог.

«Акулы» стремятся к обладанию всей информацией об оппоненте. Но им абсолютно не интересны ни доброе имя человека, ни его душевный комфорт. Оправдать подобную поведенческую линию можно лишь в минимальнейшем количестве ситуаций.

Чаще всего происходит это в ходе острого кризиса. Обычно при этом наделенному определенными полномочиями человеку необходимо в кратчайшие сроки навести порядок, добившись результата любой ценой. Остальные ситуации поведение «акул» совершенно не оправдывают.

Они способны разрушить долгосрочные отношения. Нередко конфликтное поведение становится настоящей проблемой для окружающих его людей. Значит, при общении необходимо соблюдение особой осторожности.

Полнейшая противоположность «акулы» – «плюшевый мишка». Он склонен к приспособленчеству. При подобном типе поведения в угоду оппоненту испытуемый без труда может отказаться от собственных интересов. Обычно, такой вариант характеризует людей с сильно заниженной самооценкой.

Они уверены, что их точка зрения учета не заслуживает. Удачной подобный тип может оказаться в ситуации, когда предмет спора никакого внимания не заслуживает. Уступка сопернику практически гарантирует сохранение дружеских отношений.

Минимальнейшими в этом случае будут и последствия столкновения. Однако отказ от собственных интересов негативно может сказаться на всех событиях последующей жизни человека.

Высок риск утраты уважения окружающих, получения звания бесхребетника. Нередко именно такими людьми чаще всего охотно манипулируют. После выявления с помощью теста Томаса склонностей к приспособленчеству необходима немедленная работа над самооценкой.

Для людей-«черепах» конфликт неприемлем. Они всеми силами стараются избегать выяснения отношений напрямую либо откладывают разбор ситуации. Позиция отличается не столько неспособностью отстаивания собственной точки зрения, сколько крайней степенью неуважения к интересам других.

Для черепахи свойственно скрывание от проблемы, а не поиск ее разрешения. Вызвано такое поведение «комплексом жертвы». Оправдать тактику можно незначительностью причины разногласия для сторон.

В более серьезной ситуации подобное отношение способно привести к предельному нарастанию непонимания и концентрации взаимопретензий. Затяжное противостояние становится для обеих сторон все более тягостным.

Оно в любой момент может завершиться сверхэмоциональным выяснением отношений. Последствия могут стать необратимыми. Если итогом теста стал именно такой итог, человеку необходимо стать более смелым, не бояться проблем. Важно понимать, что вопрос исчезнет лишь после его решения.

Оставшийся без ответа может лишить сил, превратить жизнь в невыносимую. И постоянно прятаться невозможно.

«Лисы» стремятся договориться с оппонентами. Лишь частичное удовлетворение требований каждой стороны не ведет к полному решению проблемы.

Оно является передышкой. В позиции хитрецов полная их зависимость от позиции соперника является самым слабым местом. Если он не собирается жертвовать хотя бы частью интересов, то «лисица» оказывается в проигрыше.

Велика вероятность того, что противной стороной требования излишне завышаются, а затем оппонент якобы великодушно решается поступиться ими до желаемого уровня. По этой причине перед компромиссом важно собрать все сведения о предмете спора, чтобы не остаться в проигрыше.

Если тестирование Томаса показывает склонность к подобному выходу из разногласий, следует проявлять большую решительность в отстаивании собственной позиции.

Сотрудничество – идеальный вариант. Найденное при этом решение полностью удовлетворяет претензии каждой из сторон. Для решения необходимы мудрость с дипломатическими способностями. Поэтому склонных к такому поведению людей называют «совами».

Им не свойственно увлечение внешней стороной разногласий. Они пытаются вникнуть в суть и разобраться в причинах. Такие люди способы быть честными с оппонентами. С такой тактикой противник без усилий становится партнером, а разногласие улаживается в конструктивных переговорах.

Если в итоге теста выпал такой результат, то человека стоит поздравить. Благодаря собственной проницательности и отсутствию крупных ссор он добьется многого.

Опросник Томаса-Килмана нередко используется в ходе собеседований при приеме на работу. По итогам проще судить о соискателе.

Методика позволяет оценивать выбор человеком позиции в рабочих отношениях. Информация предоставляет сведения о влиянии новичка на сформировавшуюся в коллективе до его появления атмосферу.

Тест Томаса будет полезен всем. Он помогает объективно оценить свое поведение и разобраться, что именно затрудняет успешное разрешение разногласий.

Методика позволит сохранять с окружающими дружеские и рабочие конструктивные отношения без осложнений в течение длительного времени.

www.kakprosto.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о