Страдание в психологии это: Страдание — Психологос

Страдания в жизни человека – что это такое в буддизме, в психологии

Страдания в жизни человека – это неотделимая часть существования каждой личности. Как бы человек не сопротивлялся этой прописной истине и не отрицал существование этого состояния у себя, оно обязательно время от времени посещает в течение жизни каждого. Такова сущность человека: грустить или радоваться, печалиться или воодушевляться. Существуют разные типы страданий и причины, их вызывающие так же различны. Люди не осознают, насколько бы изменилась их жизнь в наилучшую сторону, если бы они научились останавливать своевременно процесс душевных терзаний, принимать спокойно переменчивую природу всех обстоятельств и вещей.

В буддизме

Вся жизнь человека это страдания, именно так утверждает учение Будды. Под страданиями понимаются желания, пристрастия, приводящие к отвратительным ощущениям, которые становятся болезненными.

Человек непременно в жизни соприкасается с неудовлетворённостью, беспокойством, расстройствами; сталкивается с непостоянством и вместе с тем вытекающими из этого жизненными ситуациями, не зависящими от него. Согласно буддийской философии исключается возможность убежать от страдания или прекратить думать о нём. Чтобы страдания в жизни человека прекратились, необходимо прийти к осознанию происхождения их появления. Буддисты считают, что основной причиной страданий выступает привязанность, выражающаяся во влечениях, постоянных желаниях, стремлениях.

Страдания могут возникнуть из-за всяких желаний (физических и материальных), например, поесть деликатесов, выспаться, отправиться в путешествие, купить дом, приобрести авто или более возвышенных – в стремлении к счастью, к миру, любви. Если человек усиленно чего-то хочет, то именно этого ему не хватает для ощущения покоя и счастья. Не исполняемые желания выступают триггером к возникновению чувства печали, зависти, гнева или опасений.

Также к страданиям в жизни человека приводит ненависть. Человек страдает не только от того, что он не может достичь или приблизится к прекрасному (любовь, путешествия, финансовое благополучие), он также печалится и от неприятного. Желания вынуждают человека делать определённые поступки, воплощать в жизнь мысли, как плохие, так и хорошие. Это приводит к появлению кармы, которая лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой.

В индийской философии вселенский причинно-следственный закон гласит, что благочестивые или безнравственные действия личности определяют её судьбу, которая в свою очередь посылает ей страдания или наслаждения.

Буддисты считают, что человек испытывает три типа страданий.

Первый – это страдание от физической боли.

Второй – это страдание от невозможности изменить существующее положение.

Третий вид страдания вызывается ощущением бренности о недолговечности человеческой жизни.

Итак, с позиции философии буддизма страдания пронизывают всю жизнь человека. Все живые существа страдают. Причинами страданий являются желания, привязанности, неутолимое стремление, недовольство. Сущность человека такова, что он неутолим в своих желаниях. Достигнув осуществления одного, он уже начинает мечтать о другом. В таком потоке неизменно растущих влечений невозможно стать удовлетворённым полностью. Это зачастую приводит к разочарованию, а, следовательно, к душевным терзаниям. Главная цель жизни это положить конец страданиям, перестав цепляться за вещи, которые не приносят длительного счастья.

При этом счастье не является антиподом душевных мук, поскольку счастье, в конце концов, тоже приводит к ментальным мукам. Это связано с тем, что всё в этой жизни имеет свойство оканчиваться. Непостоянство в жизни вызывает страдание, поскольку большинство людей стремится к стабильности во всём: в семейных и дружеских отношениях, в любви, в профессиональной деятельности. А жизнь по своей сути переменчива, как природа и стабильность рано или поздно заканчивается.

Мнение психологов

Всякое страдание возникает в результате сопротивления эго. Эго – это внутреннее «Я». Оно даёт индивиду возможность чувствовать себя личностью, у которой есть свои цели, интересы, потребности, желания.

Мы живём в физическом мире и подчиняемся циклической природе. Это значит, что непостоянство является законом нашего мира. Непостоянство окружает человека повсеместно. Оно неуклонно сопровождает нас, беспощадно разрушая всё, что человек считает нерушимым и за что старается зацепиться: это и счастливая семья, и дом, и престижная работа, дружеские отношения с другими людьми, материальные блага, комфорт, безопасность.

Человек стремится в жизни к ложным целям, строя ложные планы, не учитывая фактор времени. Чем бы он ни занимался в жизни, он будет играть по правилам времени. Время – это непрерывная динамика и трансформация. Прекратить страдания можно, если научиться воспринимать всё плохое, что происходит в жизни спокойно, поскольку цикл  обретений и потерь неминуем. Существуют циклы успехов, когда к человеку приходит всё само собой, а есть циклы неудач, ломающие и изматывающие личность.

Если человек на каком-то жизненном этапе за что-то цепляется и сопротивляется, например, не хочет развода или боится увольнения с работы, то это значит, что он не хочет двигаться вместе с жизненным потоком, а, значит, он в последствие будет страдать.

Существует общепринятое мнение, что период подъема – это хорошо, а период спада – это плохо. Это утверждение верное относительно сферы суждений ума, но не в других областях. Рост является в большинстве случаях позитивным явлением, но бесконечно расти всё не способно. Если бы рост был вечным, то в результате он принял бы безумные масштабы и сделался просто сокрушительным. Спад нужен для того, чтобы был вероятен новый рост.

Также важно понимать, что каждому успеху предшествовала неудача и каждая неудача являлась трамплином к успеху. Одно не могло быть без другого.

Смысл жизни человека определённо заключается не в страданиях из-за жизненных неудач или спадов, а в том, чтобы каждый день проживать счастливо. Но поскольку жизнь современного человека проходит в погоне за миражами, надуманным успехом и счастьем, поддельной культурой потребления современности, то он заранее сам себя обрекает на душевные терзания.

Встроенные в головы людей шаблоны не позволяют существовать нормально в социуме.

«За что мне эти страдания?» – является часто задаваемым вопросом личности самой себе и не находящей на него ответа. Человеку просто необходимо от чего-либо печалиться, если повода нет, то он обязательно его надумает или продлит ранее одолевшее его состояние душевных мук. Быть несчастным – это выбор самого человека и его личное желание оставить всё как есть без изменений.

Психологи считают, что страдания в жизни можно прекратить, если начать вырабатывать у себя привычки счастливого человека.

Итак, каким быть человеком: счастливым или нет – всё это зависит только от самого человека и его выбора.

Избавление от душевных мук

Учёные доказали тот факт, что после получения негативного известия личность испытывает весь спектр негативных переживаний в течение 15 минут. По истечении этого времени каждый индивид вправе самостоятельно по собственному волеизъявлению остановить свои страдания, но люди этого не делают, позволяя себе «наслаждаться» душевными терзаниями. Это своего рода душевный мазохизм.

Нередко для возникновения описываемого состояния не существует серьёзных предпосылок.  Страдания в жизни человека настигают в каждой области его бытия, и там, где он меньше всего предполагает их встретить, он разочаровывается, обрекая себя на душевные муки. Не существует такой сферы в жизни, где личность бы не страдала, даже при условии удовлетворения своих желаний и мечт.

Человек может начать страдать от чего угодно: собственной бесполезности, никчемности, ненужности, безрадостного расположения духа, отсутствия целей или невозможности достичь желаемого. Бедных настигают страдания из-за невозможности улучшить финансовое положение, а богатые тревожатся из-за того, что деньги следует защищать и беспокоятся, когда не получается их приумножить.

Правители страдают от своей власти, которую они вынуждены «защищать» борьбой с другими, а безвластный человек печалится от своего бесправия. Покинутый переживает тяжело своё одиночество, а человек в паре страдает нередко от своих отношений. Любой объект способен доставить страдания или по факту его наличия, или по факту его отсутствия. Не имея возможности достичь цели, человек начинает страдать, но как только у него всё получается, он устремляется к новой мечте, и так до бесконечности.

В разной степени страдают все люди, и освобождение от душевных мук является одной из основных целей в жизни человечества, достижение которой пока безуспешно. Уровень жизни в 21 веке повысился многократно, умирать от голода уже не приходится, большинство болезней успешно лечатся, а люди всё равно продолжают страдать. До тех пор, пока человек не найдёт источник счастья, не зависящий от обстоятельств, страдания в жизни человека не прекратятся.

Для избавления от страданий требуется не сопротивляться тому, что есть, позволить настоящему моменту быть, принимать изменчивую природу всех обстоятельств и вещей. Таким образом, можно обрести покой и внутреннюю гармонию. Не сопротивляться жизни означает пребывать в состоянии лёгкости, благости, безмятежности. Тогда это состояние перестанет обусловливаться положением вещей — плохих или хороших.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Понятие психических и нравственных страданий

Природа психических и нравственных страданий

Человек – существо страдающее. Мы можем оценить страдания, состояния психики основываясь:

  • на поведение человека во время стресса;
  • на переносимость житейских неудач;
  • на проявление личного стиля рефлексирования;
  • на переживания человека по поводу разных неблагоприятных факторов, включая криминального состояния;
  • и т.д.

Психические и нравственные страдания отражены в ст.177 УК и в ст 151, 1101 ГК.

Вопросы «Что именно подтолкнуло обвиняемого совершить то или иное деяние? Были ли на момент совершения преступления у субъекта какие-либо физические или нравственные переживания?» интересует суд все больше. Так как грамотное заключение поведения лица поможет определить размер компенсации морального вреда в процессе разбирательства уголовных и гражданских дел. В статье 151 ГК указано следующее: «Учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».

В постановлении от 20.12.94г. Пленум Верховного Суда РФ отразил «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» и определил, что понимается под моральным ущербом:

  • нравственные или физические страдания, причиненные действие/бездействие на нематериальные блага, например, здоровье, личная жизнь и т.д.;
  • нравственные или физические страдания, нарушающие индивидуальные неимущественные права, например, авторское право и т.п.;
  • нравственные или физические страдания, приносящие ущерб имуществу человека.
Вывод 1

Рассмотрение страданий человека имеет статус не только психологического понятия, но и правового.

Чтобы разобраться в природе страданий в контексте правового понятия, необходимо рассматривать их с двух сторон:

  • психологической;
  • юридической.
Определение 1

Толковый словарь русского языка дает характеристику слову «страдание». В источнике оно обозначает физическую или нравственную боль, мучение. А боль неразрывно связана со страданием.

С точки зрения психологии страдания являются базой и распространенной эмоцией. Они выполняют важную функцию в биологии и психологии человека – сигнал о воздействии неблагоприятных факторов и сигнал о побуждении к применению мер по устранению причины.

Определение 2

Страдания – чувства, эмоциональное состояние, отраженное в виде отрицательных переживаний, которые возникли из-за поврежденной психики.

Страдание в чистом виде наблюдается очень редко. Чаще всего человек еще испытывает:

  • страх;
  • психическую напряженность;
  • стресс;
  • гнев;
  • стыд;
  • и т. д.

Из них распространены:

  • страх;
  • стресс, или фрустрация.

Реальная или мнимая угроза совершения преступления против человека вызывает страх. Это способствует:

  • к снижению мотивации;
  • к утрате смелости;
  • к утрате жизненной активности.

Выше перечисленные пункты, приводят к нравственным страданиям. Это способствует к появлению стресса. Некоторые психологи считают страдание формой эмоционального стресса. Другие ученые говорят о том, что депрессия или истощение и разные виды посттравматического стрессового состояния могут вызвать нравственные, психологические и физические страдания. Третьи – видят тесную связь между страданием и гневом, аффектом. По их мнению, страдание вызывает гнев, после агрессию, которая свидетельствует развитию аффекта.

Характерные признаки страдания

Характеристика внешних проявлений:

  • человек выглядит опечаленным;
  • человек перестает участвовать в происходящих событиях;
  • отдаляется от людей;
  • чувствует одиночество;
  • изолированность;
  • появляется чувство неудачника;
  • и т. п.

Такие люди часто думают о своей профессиональной некомпетентности, утрате смысла жизни.

Характеристики с точки зрения физиологии (рис.1):

  • падение физического тонуса;
  • функциональные расстройства;
  • нарушение сна;
  • отсутствие аппетита;
  • и т.д.

Глубина стресса или страдания напрямую зависят:

  • от происходящего;
  • от индивидуально-психологических особенностей человека;
  • от установок;
  • от ожиданий;
  • от индивидуальной предрасположенности к социально-дезадаптивным формам поведения.

Рисунок 1. Страдающий человек

Естественно переживание отрицательных эмоций негативно сказываются:

  • на профессиональную деятельность человека;
  • на его познавательную активность.

В законе говориться о двух видах переживания:

  • нравственные, психические;
  • физические.

Природа нравственного страдания

Определение 3

Нравственность:

  1. духовные качества, которыми придерживается человек;
  2. этические нормы, принятые в обществе.

Нравственность связана не только с соблюдением требований, но и с личностным отношением, которое вызывает страдания.

Так как понятие «личность» определяет общественные отношения человека, его соц. статус, то источником нравственного страдания являются:

  • посягательство на соц. статус;
  • посягательство на место в обществе;
  • посягательство на отношения с людьми.

Все это связано с правами и свободами человека, отраженные в Конституции РФ. Помимо этого страдания могут быть связаны:

  • с невозможностью продолжения активной общественной деятельности;
  • с увольнением;
  • с раскрытием врачебной/семейной тайны;
  • и т.п.

Природа физического страдания

В отличие от нравственных страданий человек ощущает физическую боль, мучения. Они возникают, например, путем нанесения телесных повреждений. Но физическая боль может быть результатом перенесенных нравственных страданий.

Вывод

Повторим: при определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать степень разных видов страданий, выявить их причину и доказательства. В качестве доказательства используют медицинские справки, которые подтверждают наличие телесных повреждений, или жалобу на самочувствие, или проявление психического расстройства. В подтверждении медицинских документов человека, его состояние могут подтвердить свидетели. А также суд просит лицо описать свое состояние в определенный момент.

Процесс судопроизводства может осложниться тем, что человек имеет либо тревожность, либо сенситивность и т.п., которые сильно травмируют психику. Для этого необходимо воспользоваться услугами судебно-психологической экспертизы, которая проводит анализ подобный исследованию аффекта.

[Психология страдания] — PubMed

. 1998;39(3-4):59-66.

[Статья в польский]

J Макселон 1

принадлежность

  • 1 Папская академия теологии, Кафедра психологии религии, Краков.
  • PMID: 10816956

[Статья в польский]

J Макселон. Фолиа Мед Краков. 1998.

. 1998;39(3-4):59-66.

Автор

Дж Макселон 1

принадлежность

  • 1 Папская теологическая академия, Кафедра психологии религии, Краков.
  • PMID: 10816956

Абстрактный

Общий опыт человека, интерпретируемый в гуманитарных науках, указывает на неизбежность страдания.

Страдание даже было названо базовой пограничной ситуацией (Ч. Ясперс). Так называемая научная психология почти не анализирует человеческие страдания. З. Фрейд рассматривал культуру как источник страдания, а бихевиористы не видели необходимости в анализе внутреннего опыта человека. Радикальное изменение взгляда на страдание произошло в работах В. Э. Франкла, который считал человека гомопациентом (быть человеком — значит страдать). Существуют различные источники и виды страданий. На основе собственных обширных исследований автор характеризует три вида страдания человека: физическое (боль, соматические заболевания), психическое (трудности, психические расстройства и болезни) и духовное (отсутствие смысла жизни, нравственные дилеммы). Он также выдвигает гипотезу о том, что психическое страдание является коррелятом как душевных, так и духовных страданий. Страдание выполняет разнообразные функции в жизни и личности человека; это может вызвать деградацию личности или способствовать ее развитию. Поэтому можно говорить об амбивалентном характере страдания. Элементарная психологическая проблема, возникающая при страдании, состоит в том, чтобы придать страданию какой-то смысл. Для этого надо спросить о будущем: за кого и за что я страдаю? Тогда как вопрос о конечном происхождении страдания (почему я страдаю?) не только позволяет полностью объяснить проблему, но прежде всего позволяет признать страдание тайной человеческого бытия. Автор доказывает, что анализы, проведенные Иоанном Павлом II в Salvifici doloris, согласуются с принципами логотерапии. Однако анализ более глубокий, поскольку указывает на индивидуальные, социальные, культурные и трансцендентальные измерения страдания.

Похожие статьи

  • [Происхождение информированного согласия].

    Малларди В. Малларди В. Acta Otorhinolaryngol Ital. 25 октября 2005 г. (5): 312-27. Acta Otorhinolaryngol Ital. 2005. PMID: 16602332 итальянский.

  • [О страданиях].

    Харди И. Харди И. Психиатр Хунг. 2007;22(5):328-32. Психиатр Хунг. 2007. PMID: 18421095 Обзор. Венгерский язык.

  • Наркомания и кратковременно-системная терапия: работа с принуждением.

    Коттенсен О., Дутрелюнь Ю., Гудеман М., Консоли С.М. Коттенчин О. и соавт. Энцефал. 2009 июнь; 35 (3): 214-9. doi: 10.1016/j.encep.2008.06.002. Epub 2008 26 августа. Энцефал. 2009. PMID: 19540406 Французский.

  • Семейная педиатрия: отчет Целевой группы по семье.

    Щор Э.Л.; Целевая группа Американской академии педиатрии по вопросам семьи. Шор Э. Л. и соавт. Педиатрия. 2003 г., июнь; 111 (6 ч. 2): 1541-71. Педиатрия. 2003. PMID: 12777595

  • Опасное и тяжелое расстройство личности: этическая концепция?

    Глен С. Глен С. Нурс Филос. 2005 апр;6(2):98-105. doi: 10.1111/j.1466-769X.2005.00205.x. Нурс Филос. 2005. PMID: 15787905 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Почему мы выбираем страдания, с Полом Блумом, доктором философии

Ким Миллс : Что нужно для хорошей жизни? Вы можете подумать, что лучшая жизнь — это жизнь, полная чистого счастья, когда моменты боли и страданий никогда не мешают вашему комфорту и радости. Но почему же тогда люди часто ищут трудностей? Многие из нас любят смотреть страшные фильмы или слушать песни, которые заставляют нас плакать. Мы предпочитаем бегать марафоны и растить детей, хотя оба эти занятия неизбежно сопряжены с борьбой и болью. Почему мы делаем эти вещи? Что мы получаем от боли и страданий, которые мы выбираем испытывать? Что это добавляет в нашу жизнь?

А как насчет боли, которую мы не выбираем? Болезнь, бедность или смерть близкого человека придают смысл нашей жизни? Делает ли нас невыбранное страдание лучше, сильнее или нравственнее? Или это всегда плохо? Добро пожаловать в Talking of Psychology , флагманский подкаст Американской психологической ассоциации, в котором исследуются связи между психологической наукой и повседневной жизнью. Я Ким Миллс.

Сегодня у нас в гостях доктор Пол Блум, профессор психологии Университета Торонто и Брукса, и Сюзанна Раган, почетный профессор психологии Йельского университета. Его последняя книга — Золотая середина: удовольствие от страдания и поиск смысла . В более широком смысле он изучает то, как дети и взрослые понимают мир, уделяя особое внимание удовольствию, морали, религии, художественной литературе и искусству. Он является соредактором журнала Behavioral and Brain Sciences . И помимо научных публикаций, он пишет для популярных изданий, включая New York Times , The Atlantic и The New Yorker .

Спасибо, что присоединились к нам сегодня, доктор Блум.

Пол Блум, доктор философии : Спасибо, что пригласили меня, Ким. И это было прекрасное знакомство.

Мельницы: Отлично. Ну, мы будем говорить о многих из них. Итак, давайте сначала поговорим о том, что вы подразумеваете под страданием. Это довольно сильное слово, и некоторые люди могут подумать, что переживание должно быть действительно ужасным, чтобы его можно было отнести к категории страдания, но вы смотрите на это шире. Так какое у вас определение?

Блум: Да, думаю, это важно. Это хороший вопрос. Нам важно четко понимать, о чем мы говорим. Некоторые люди используют страдание только для обозначения реального тяжелого опыта, и меня это очень интересует. Меня очень интересуют крайности боли или страданий, но загадка, которую я поставил перед собой, заключается в том, почему мы преследуем страдание в более широком смысле. Таким образом, это включает в себя боль, которую вы можете испытать во время марафона или БДСМ. Это включает в себя усилия, в том числе серьезные усилия, но также и более легкие вещи. Почему нам нравится куриное виндалу или острая пища? Почему нам нравится разгадывать кроссворд? Так что, если кто-то скажет: «О, это не страдание в моем понимании тяжелого долга», я полностью соглашусь. Я использую страдание в более широком смысле.

Миллс: Значит, мы немного ограничены нашим языком? Я имею в виду, что в английском языке не так много нюансов для тех видов нагрузки, которые мы накладываем на себя.

Блум: Верно. Я пытался придумать еще одно слово — «плохой опыт» — это самое близкое, что я мог подобрать. Но, по-другому, если мы вообще не хотим использовать слово «страдание», меня интересует, почему мы добровольно подвергаем себя переживаниям, которых в обычных обстоятельствах мы избегали бы. Итак, как правило, боль, усилия, борьба, эмоциональные мучения — это плохо. Мы хотим избежать их. Меня интересует загадка: почему мы иногда ищем их?

Миллс: Тогда почему ты считаешь, что боль и страдания необходимы в жизни?

Блум: Когда я начал писать эту книгу, у меня в голове был один ответ: меня очень интересовала роль боли и страдания как источника удовольствия. Почему мы получаем удовольствие от этого? Почему мы получаем удовольствие от острой пищи, БДСМ и всяких страшилок? Но когда я начал писать книгу, читать, разговаривать с людьми и думать об этом, я пришел к выводу, что происходит что-то еще. Я думаю, что нечто более глубокое, а именно то, что мы заинтересованы не только в удовольствии, и часть добровольной боли, страдания и борьбы, которую мы принимаем, служат другим целям, таким как мораль или жизнь, имеющая смысл, жизнь трансцендентной ценности.

Миллс: Итак, давайте еще немного углубимся в связь между страданием и удовольствием. Это касается нескольких вещей, которые я упомянул во вступлении, таких как просмотр фильмов ужасов, прослушивание грустных песен. С другой стороны, вы говорили о БДСМ. Я просто хочу рассказать некоторым нашим ванильным слушателям, что относится к рабству, доминированию, подчинению, садомазохизму, сексуальным практикам. И о чем вы подробно рассказываете в книге. Вы углубляетесь в несколько возможных объяснений того, почему многим из нас на самом деле нравится делать то, что приносит нам физическую или эмоциональную боль. Каковы, на ваш взгляд, фундаментальные причины этого?

Блум: Да, я также должен сказать, что я сам немного ванильный человек. Итак, я заканчиваю тем, что рассказываю об опыте, о котором я читаю, но не обязательно участвую в нем, просто чтобы прояснить этот вопрос. Я думаю, что есть много способов, которыми страдание может доставить нам удовольствие. И большая часть моей книги представляет собой обзор работ других психологов, нейробиологов и философов.

Одним из способов является контраст. Поэтому мы склонны судить и воспринимать вещи не как абсолютные, а относительно того, что было раньше, относительно того, что мы ожидаем. И иногда я думаю, что удовольствие от чего-то может выражаться в том, что мы устанавливаем страдание, трудности и боль, потому что это так приятно, когда мы останавливаемся. Укус горячего карри сам по себе болезненный, но потом вы пьете это прохладное пиво и чувствуете себя действительно хорошо. Вы начинаете тяжелую пробежку, останавливаетесь и чувствуете себя прекрасно. Ванна горячая, но тогда это в самый раз. Итак, некоторый контраст.

Отчасти это удовольствие от мастерства. Вы ставите себя в сложную ситуацию, хороший пример — бег или что-то страшное, и вы справляетесь с этим. И вы испытываете удовлетворение от того, что справляетесь с этим.

Некоторые из них, просто чтобы перейти к БДСМ, поскольку теория БДСМ Роя Баумайстера состоит в том, что это бегство от себя. И вы можете подумать, что это какой-то странный вудуистский способ говорить об этом. Но иногда наше самосознание, наши мысли о себе неприятны, и хорошая, острая, внезапная боль часто является способом прояснить нашу голову. Итак, это три истории, а есть и другие, о том, почему мы можем получать удовольствие от боли.

Миллс: Итак, вы также говорите в книге о тех трудных вещах, которые мы делаем, и которые не обязательно доставляют нам удовольствие, некоторые из которых вы только что сформулировали. Почему мы находим смысл в том, чтобы заставлять себя подниматься в горы и бегать марафоны? И является ли реальное страдание неотъемлемой частью этого? Разве нет смысла, если нет страданий?

Блум: Я думаю, что нет смысла, если нет страданий, или, по крайней мере, если нет возможности страдать. Я думаю, что наше здравомыслящее представление о значимой деятельности — это та, которая имеет проблемы, трудности и борьбу. Очень сложно, я думаю, невозможно сказать: «Вау, это очень важная вещь, которую я делаю, и это совершенно легко».

Вот почему сидеть на диване и смотреть Netflix не имеет смысла, а карабкаться на гору — может быть. Вот почему хороший сон не имеет смысла, а иметь детей — может. И это важное различие, потому что, когда мы занимаемся определенной деятельностью, я не думаю, что мы на самом деле ищем страдание и боль. Я говорю: «Я хочу участвовать в триатлоне. Я хочу пробежать марафон». И я хочу запустить его, я на самом деле надеюсь получить отличный опыт. Я не ищу волдыри и вывихнутые лодыжки, борьбу и разочарование. Но без возможности боли и трудностей в этом не было бы ни удовольствия, ни более глубокого удовлетворения. Так что, да, я думаю, что в какой-то степени страдание и смысл неразрывно связаны.

Миллс: Люди, у которых в жизни больше смысла, обычно менее счастливы в повседневной жизни? Или вы можете максимизировать оба?

Блум: Вы можете максимизировать оба. Было очень хорошее исследование. И снова есть работы Баумайстера и Кэтлин Вос и их коллег, где они спрашивают людей о том, насколько счастлива ваша жизнь и насколько она значима, и задают подобные вопросы. И один из выводов заключается в том, что эти вещи по существу не противоречат друг другу. На самом деле они взаимосвязаны. Кто-то, кто говорит, что его жизнь счастлива, скорее скажет, что его жизнь имеет смысл, и наоборот.

Но в то же время это не одно и то же. Итак, они посмотрели на людей, которые говорят, что у них счастливая жизнь, очень счастливая жизнь или очень значимая жизнь. И люди, которые говорят, что у них очень значимая жизнь, сообщают о большем беспокойстве, большем количестве борьбы, больших трудностях, большем стрессе. У них было больше детей. Они могут быть счастливы, но они борются. Что ж, есть люди, которые утверждают, что прожили очень счастливую жизнь, в которой было относительно меньше борьбы и трудностей.

Мельницы: В вашей книге также говорится о связи между страданием и нравственностью. Идея о том, что если вы сделаете что-то, что принесет вам пользу, люди не сочтут это альтруистичным или хорошим. Итак, откуда взялась эта идея, что делать добро должно как-то навредить? Должно быть больно?

Блум: Я не знаю, откуда это взялось, но я знаю, что это правда. Есть несколько хороших исследований моих коллег и друзей, Дейлиана Кейна и Джорджа Ньюмана, которые учились вместе со мной в Йельском университете. Они обнаружили, говорят о том, что они называют испорченным альтруизмом. И оказывается, и есть примеры из реального мира, они делали бы это в лаборатории, что люди, которые делают добро, но получают от этого удовольствие и что-то извлекают из этого, мы не думаем, что они такие же хорошие люди. Нам нравится, когда люди, делающие добро, страдают.

И это проявляется в нашей благотворительной деятельности. Итак, вы когда-нибудь спрашивали себя, почему существуют веселые забеги? Почему люди обливают вас ледяной водой, чтобы собрать деньги на лечение БАС? Почему у них нет веселого массажа? Или почему они не едят шоколадные круассаны, чтобы собрать деньги на БАС? Что ж, ответ таков: по какой бы причуде нашей головы мы не соотносили страдание и нравственность. Так что, если я вдруг захочу собрать деньги на благое дело, в этом должно быть страдание.

Мельницы: Во многих смыслах это звучит правдоподобно, и мне очень трудно понять, почему. Много лет назад я, например, катался на СПИДе. Триста миль за три дня. И я имею в виду, это был убийца. И да, я собирал деньги, но у меня также было большое чувство достижения. Если бы я просто ходил три дня, наверное, тоже было бы больно, но три дня кататься на велосипеде, чувак, это было убийственно.

Блум: Я слышу, как ты это говоришь, и я думаю, что ты замечательный человек. И если вы мне скажете собрать деньги на это достойное дело, вместо этого вы участвовали, лежали на диване, смотрели HBO и пили пиво, я думаю: «Ладно, это что-то, но нет, ты не такой хороший человек».

Миллс: Давайте поговорим о разнице между выбранным и невыбранным страданием. С людьми постоянно происходят ужасные вещи. Люди заболевают, становятся жертвами насилия, умирают их близкие. И есть ставшая популярной теория, называемая посттравматическим ростом, которая гласит, что люди, пережившие травму, впоследствии замечают некоторый положительный рост. Что они как-то становятся добрее или мудрее. И вы возражаете против этого. Итак, вы можете немного рассказать об этом?

Блум: Да. И это абсолютно критическое различие. Прямо перед выходом моей книги я опубликовал ее краткое изложение в The Wall Street Journal . И вы получаете электронные письма, и я сразу же получаю электронные письма. И человек сказал: «Ты такой идиот. Вы за страдание». И она сказала: «Я живу с хронической болью. Как ты можешь быть таким жестоким, говоря, что моя жизнь извлекает выгоду из моих страданий».

И я сразу же написал ей в ответ и сказал: «Нет, здесь есть различие, которое я действительно делаю, которое выбрано страдание, я думаю, имеет много преимуществ. И есть много ценности. Невыбранное страдание — это очень смешанный мешок. Невыбранное страдание — а мы живем в условиях пандемии, вокруг много невыбранного страдания — но отнюдь не очевидно, что невыбранное страдание имеет преимущества перед избранным страданием.

Теперь, когда я это говорю, я натыкаюсь на людей, некоторых действительно уважаемых ученых, психологов, психиатров, которые говорят: «Нет, очень часто невыбранное страдание, смерть ребенка, тяжелая тяжелая болезнь, сгорает дом, теряешь работу, льготы». Они называют это посттравматическим ростом, чтобы отличить его от посттравматического стрессового расстройства.

Но должен сказать, что я скептик. Я просматриваю литературу в своей книге, говоря, что, хотя люди часто думают, что плохой опыт делает их сильнее — и я был бы сумасшедшим, если бы отрицал, что в некоторых случаях плохой опыт может сделать вас сильнее, люди сложны — не существует общепринятого правила, что плохие вещи — это хорошо для вас.

Хорошая новость: мы кажемся очень устойчивыми. Плохие вещи не ранят нас так сильно, как мы часто думаем. Но плохой опыт на самом деле, по большей части, не очень хорош для нас. И говорить обратное — это выдавать желаемое за действительное. И я также думаю, что важно сделать что-то правильно. Потому что, если вы ошибаетесь и говорите людям: «О, черт возьми, твой ребенок умер. Что ж, я уверен, что произойдет значительный рост». Это создает нереалистичные и несправедливые ожидания. Думаю, лучше сказать: «Это ужасно. Это займет у тебя время, но я надеюсь, ты поправишься».

Миллс: И это тот случай, когда люди рационализируют себя, в каком-то смысле? Потому что нет способа повернуть время вспять и сделать так, чтобы этого не произошло. Вы не можете сравнивать: «Моя жизнь пошла так, или моя жизнь пошла так». Идет так, как идет. Итак, вы должны найти какой-то смысл в ужасной вещи, которая с вами произошла.

Блум: Верно. И в некотором роде вас можно рассматривать как то, что психологи называют когнитивным диссонансом, а Дэн Гилберт называет психологической иммунной системой. Здоровый ум, столкнувшись с плохими новостями, пытается сделать их хорошими. Пытается сказать: «Ну, я уверен, что в этом есть и положительная сторона». И я не уверен, что это плохо — прийти с таким отношением, но я думаю, что это убеждение в значительной степени является когнитивной иллюзией. Что на самом деле у плохих вещей часто нет плюсов. Было бы хорошо, если бы это было так, но это, по большей части, неправда.

Миллс: Недавно было много дискуссий о том, насколько сейчас США политически поляризованы. И даже перед лицом травмирующего события, такого как пандемия COVID-19. Насколько это необычно, когда сообщества вместе переживают страдания, например, во время пандемии или стихийного бедствия? Обычно это объединяет людей или обычно разъединяет их?

Блум: Зависит от кризиса. Итак, многие люди, в том числе некоторые мои друзья, когда началась эта пандемия, сказали: «Ну, вот и положительная сторона, которая состоит в том, что есть отличные исторические записи о том, что, когда с людьми случаются плохие вещи, они объединяются. Это воспитывает чувство общности, любви и смысла». Люди приводят примеры цунами и землетрясений, 9/11 терактов, бомбардировка Лондона во время Блица во Второй мировой войне.

У Ребекки Солнит есть замечательная книга под названием Рай, построенный в аду , в которой она рассказывает о том, как эти вещи придают смысл обществу. И она сказала: «В некотором роде, вот серебряная подкладка пандемии. Мы все собираемся собраться вместе». Но проблема в том, что это не работает для пандемий. Истории об испанском гриппе предполагают, что в то время люди просто стали злыми. Они не создавали общин. Они все более враждебно относились к иммигрантам. Да и положительного было не много.

Потому что во время такого рода кризисов мы изолируемся. Мы не боремся с COVID, собираясь на улицах и празднуя, или сохраняя твердость духа, когда, как вы знаете, бомбы падают сверху. Мы все сидим дома, заказываем в Uber Eats и остаемся одни. Это изоляция. Я хотел бы, чтобы это было не так. Но не все кризисы ведут к такой солидарности и росту. У этого точно нет. И это, и это не то, что я изучаю, а просто наблюдение, кажется, подпитывает политическую поляризацию, а не прекращает ее.

Миллс: Но давайте на минуту переключим передачу. Ваша предыдущая книга называлась « против эмпатии ». И в нем вы привели контринтуитивный аргумент, что эмпатия — это часто плохо, что это плохая основа для принятия моральных решений. Не могли бы вы немного рассказать об идее?

Блум: Ага. Один мой друг говорит мне, что мои книги — это «все, что выглядит хорошо, — плохо, а все, что выглядит плохо, — хорошо». Но я поддерживаю свой аргумент против эмпатии. Я должен начать с самого скучного из всех способов, а именно с определения моих терминов, потому что некоторые люди используют термин «эмпатия» для обозначения понимания других людей, и я за это. А некоторые люди используют эмпатию просто для того, чтобы означать быть хорошим, добрым, любящим, быть мужчиной. Я за это.

Но есть смысл, который используют многие психологи, и многие люди используют его, это чувство боли другого человека. И многие люди говорят: «Ну, чтобы быть эмпатичным, чтобы быть хорошим нравственным человеком, вы должны чувствовать мир так, как его чувствуют другие». И я утверждаю, что это ужасное моральное руководство. И у меня есть много аргументов, но главный аргумент, который я привожу, заключается в том, что есть миллион исследований плюс здравый смысл, которые говорят вам, что для вас наиболее естественно испытывать сочувствие к тому, на кого вы похожи, или к кому-то, кто является членом вашего племени или говорит на том же языке. Я, естественно, могу испытывать огромное сочувствие к другим профессорам на моем факультете, к моей жене и детям, к моим соседям.

Но мы, естественно, не испытываем сочувствия к людям, которых боимся, или которые не похожи на нас, или говорят на другом языке, или живут в другой стране. И к счастью, я утверждаю, у нас есть другие моральные ресурсы. У нас есть сострадание, у нас есть любовь и у нас есть рациональность. И хотя я могу не испытывать сочувствия к кому-то в далекой стране или к тому, чьи политические взгляды отличаются от моих собственных. Я могу понять, что они такие же люди, как и я, и я могу проявить к ним свое естественное сострадание.

Миллс: Итак, учитывая вашу склонность к выдвижению контринтуитивных аргументов, куда вы пойдете дальше? На что ты сейчас смотришь?

Блум: Сейчас я работаю над книгой, которая представляет собой введение в психологию. Но не учебник, не книга для занятий в классе, а популярная книга, которую мог бы взять в руки тот, кто просто интересуется психологией. Подзаголовок прямо сейчас: Путеводитель по разуму . Итак, я уверен, что будут части, где я собираюсь сказать вам, что кажется хорошим, плохим, и наоборот. Но я не ожидаю, что это будет особенно спорным. По крайней мере, я надеюсь, что нет.

Миллс: Я думаю, у вас будет достаточно аудитории для этого. Я имею в виду, что то, что мы находим в Американской психологической ассоциации, — это большой интерес со стороны широкой общественности к большему пониманию психологии и того, как она работает, что она делает.

Блум: Ну, как сказала бы моя бабушка, изо рта в уши Богу.

Миллс: Большое спасибо за нас сегодня, доктор Блум, это было действительно интересно, и я желаю вам удачи с вашей будущей книгой. Спасибо.

Блум: Большое спасибо. И это был замечательный разговор. Я очень ценю, что ты пригласил меня сюда.

Миллс: Предыдущие выпуски Talking of Psychology можно найти на нашем веб-сайте по адресу Speakingofpsychology.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *