СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ. сегодня будет много текста | by Anastasia Stepanova
сегодня будет много текста
Продолжаю серию теоретических статей, подробно описывающих этапы регулирования конфликта. И сегодня я расскажу о 3-ем этапе – выбор и реализация стратегии поведения в конфликте.
Однажды я рассказывала о том, что чаще всего среди людей есть две полярные стратегии поведения – активная борьба или пассивная позиция, вплоть до избегания конфликтов. Однако между крайними значениями всегда есть золотая середина. Точно также и в тактиках поведения в конфликте.
Наиболее известной классификацией стратегий является сетка Томаса-Килменна. На самом деле, это не один человек с двойной фамилией, а два разных ученых – Кеннет Томас и Ральф Килменн (говорящая фамилия, не правда ли). Томас и Килменн исходят из того, что каждый человек, определяя как себя вести в конфликте, всегда соотносит свои собственные интересы в конфликте и интересы своего оппонента.
Сетка Томаса-Килменна представляет график, где по горизонтали – это собственные интересы и степень их значимости, а по вертикали – интересы оппонента.
Для каждой стратегии придумали графическое отображение в виде определенного животного.
Выбор каждым из нас стратегии поведения в конфликте зависит от трех обстоятельств:
1. Предмет конфликта и его значимость
2. Значимость отношений с оппонентом
3. Индивидуальные особенности – характера, темперамента, эмоциональности и пр.
Кто-то вспыльчивый, в конфликте разгорается моментально, действует быстро и резко, но и так же быстро остывает. Кто-то медлительный и в нестандартной ситуации сначала зависнет, возможно, отступит и отстранится, а после подумает и начнет действовать.
Индивидуальные особенности никак нельзя поделить на хорошие и плохие. Они – нормальные, ведь они – часть вас. Их просто нужно знать, понимать, ощущать и принимать.
Принятие себя так же важно, как и принятие другого
Выбор и реализация стратегии поведения в конфликте потому является 3-ей стадией, потому что этот выбор осуществляется на основе анализа конфликта (структуры и динамики), которому предшествует урегулирование эмоций.
И если уложить этот непростой выбор в простую схему, то вы должны ответить себе на всего 2 вопроса:
1. Важен ли мне результат конфликта?
2. Важен ли мне оппонент (отношения с ним)?
Даже если вы еще не провели анализ конфликта, эти два вопроса позволят:
Во-первых, определить предмет конфликта – его реалистичность, значимость для вас и вашего оппонента. Это, скорее всего, запустит дальнейшую цепочку рассуждений – а что еще предшествовало? Как я вижу ситуацию? Каковы мои интересы и потребности? И пр.
Во-вторых, определить второго участника, т.е. с кем вы непосредственно конфликтуете, подумать о его образе конфликтной ситуации, потребностях и интересах.
СоперничествоИсходя из ваших ответов на эти 2 вопроса, вы и выбираете стратегию поведения. Теперь уже осознанно.
Это стремление удовлетворять только личные интересы, не принимая в расчет интересы оппонента. Как акула борется за добычу, так и вы, если используете соперничество, боретесь за результат. Разумеется, соперничество используется, если вам важен результат, и не важны отношения с оппонентом.
Соперничеству я однажды уже посвятила отдельный пост – «Когда соперничать в конфликте».
УходКак черепаха прячется в панцирь при любой опасности, так и непосредственный участник уходит от конфликта. В этом случае участнику не особо важны ни свои собственные интересы, ни интересы оппонента. Но при таком поведении важно осознать два варианта развития событий:
1. предмет спора не имеет существенного значения для участников или оказался нереалистичным. В этом случае продолжать конфликт не имеет смысла, т.к. не за что бороться. Поэтому использовать стратегию ухода вполне логично.
2. предмет реалистичен и важен для всех сторон, но его почему-то тактовым никто не считает. В этом случае использовать уход опасно, т.к. конфликт в любом случае проявится. И будет проявляться вновь и вновь, пока вы, наконец, не смените тактику.
Приспособление или УступкаВ этом случае, участник тоже уходит от конфликта, но преследует иные мотивы. Личные интересы для участника в данном случае не важны, а вот интересы оппонента очень важны.
Смотрите, как медвежонок на картинке обнимает других медвежат. Вот и участник в конфликте будто бы обнимает другого участника, приспосабливается к его интересам и потребностям, округляя тем самым острые углы в отношениях между ними.
Приспособление можно использовать в том случае, если вам не важен результат исхода конфликта, но очень важны отношения с оппонентом. Однако если вы неадекватно оценили предмет и решили, что он вам не значим, то использовать стратегию уступки так же опасно, как и при уходе. Т.к. ваши потребности и интересы в конфликте окажутся не учтенными, а значит, конфликт возникнет вновь.
СотрудничествоСамая сложная стратегия! Потому что она характеризуется высоко направленность и на собственные интересы, и на интересы оппонента. Сложная эта стратегия потому, что интересы-то у участников разные (иначе, откуда конфликт взялся?), и найти точки соприкосновения в этом различии интересов – задачка непростая.
Именно поэтому сотрудничество получится лишь в том конфликте, где предмет большой, широкий и допускает возможность лавировать вокруг ваших интересов и интересов оппонента.
Что интересно! Сотрудничество включает все остальные стратегии – соперничество, уступка, уход, компромисс. Именно в ситуации лавирования между интересами и выскочат все стратегии.
Сотрудничество требует от вас большого внимания, мудрости, знаний, толерантности. Именно поэтому символом сотрудничества считается сова. Используя сотрудничество, вы, тем самым, заявляете свою готовность не просто разрешить конфликт, но и приложить к этому все необходимые усилия.
Пожалуй, вы уже догадались, что сотрудничество, помимо прочего, используется, если вам важен результат, и важны отношения с оппонентом.
КомпромиссКомпромисс – хитрая стратегия, т. к. подразумевает взаимные уступки. Именно потому, что стратегия сотрудничества невероятно сложна, многие люди используют компромисс, считая его единственно возможным вариантом.
Однако компромисс вряд ли можно рассматривать как способ разрешения конфликта, т.к. при взаимных уступках часть интересов останется неучтенными. А значит, эти неучтенные интересы вскоре заявят о себе и конфликт возобновится.
Ух! Вот такие стратегии поведения в конфликте существуют. Наверняка, все из них вы используете, просто этого не осознаете. Я постаралась в этой статье привести вас к тому, как важно оценивать свои интересы, предмет конфликта, интересы оппонента для наиболее конструктивного поведения в ситуации.
Я бы все стратегии назвала хитрыми! И все бы обозначила лисами! Но об этом — в другой раз.
#conflictolog_step
Это альтернатива для тех, кто чувствует глубокое внутреннее неприятие к такому предмету наблюдения, как экстраверсия/ интроверсия, и хотел бы выбрать какой-то другой предмет для наблюдения и написания отчета. Из перечисленных ниже стратегий можно выбрать две альтернативные стратегии, например соперничество и приспособление или компромисс и сотрудничество, и операционализировать их к следующему занятию. Обратите внимание, что это стратегии конфликтного взаимодействия, а значит особое значение приобретает проблема выбора ситуации и объекта наблюдения. Этим объектом должен быть человек, доступный для наблюдения в ситуациях общения, предполагающих высокую вероятность конфронтации. Взвесьте свои возможности провести такое наблюдение. Стратегии поведения в конфликте по К. Томасу http://vsetesti.ru/302/ Избегание или уклонение. Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта по принципу «я не вмешиваюсь». Для этой стратегии характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей: я не отстаиваю собственных интересов, и не забочусь об интересах другой стороны. Иногда такое поведение может быть оправдано, например, в ситуации, когда для вас реальные «затраты» при участии в конфликте превосходят «выгоды», которые вы можете получить в результате разрешения противоречий, или в ситуации, когда вам надо выиграть время. Однако надо понимать, что устраняясь из конфликта, вы теряете возможность влиять на ситуацию. Приспособление или сглаживание (иногда эту стратегию называют уступкой). Эта стратегия предполагает большую ориентацию на интересы другой стороны, чем свои собственные, «приспособление» к требованиям других участников конфликта, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Действуют здесь по принципу «я согласен на твой выигрыш, даже если это предполагает мой проигрыш». Причиной такого поведения может быть стремление сделать «жест доброй воли», завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастание конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника». Такого рода согласие может быть частичным и внешним. Иногда такая стратегия тоже позволяет выиграть время. Соперничество или конкуренция (или иногда эту стратегию называют подавлением). Такое поведение предполагает доминирование, действие происходит по принципу «я собираюсь победить, даже если ты при этом проиграешь». Ориентация идет в первую очередь на свои интересы в сочетании с пренебрежением и в ущерб интересам другой стороны. Такая стратегия может быть оправдана, когда ситуация очень важна и должна быть разрешена срочно, даже в ущерб «хорошим отношениям». Стратегия достаточно жесткая, для ее осуществления необходимо много ресурсов (власти, полномочий), и она имеет много трудно исправляемых последствий (достаточно один раз завоевать славу «идущего по головам», и в ваши добрые намерения в следующий раз мало кто поверит). Компромисс. Эта стратегия предполагает частичное удовлетворение собственных интересов и частичное удовлетворение интересов партнера (по принципу «ты тут немножко уступи, а я тут немножко уступлю»). Преимущество такого рода исхода – взаимная уравновешенность прав и обязанностей и легализация претензий. Партнеры, идущие на компромисс, исходят из того, что хоть какой-то выигрыш выгоден, что уступка в одном может дать выигрыш в другом, что «половинчатое» решение лучше, чем отсутствие решения. Компромисс снимает напряженность, помогает найти оптимальное решение в ситуации, когда полное удовлетворение интересов сторон невозможно. Сотрудничество. Это форма разрешения конфликта, при которой важно насколько можно более полное удовлетворение интересов обеих сторон. Важно отличать сотрудничество от компромисса. Если вам нужно яблоко и мне нужно яблоко, а оно одно, то компромисс – это разделить яблоко пополам (вам половина и мне половина). А сотрудничество – это просить, зачем нужно яблоко (выяснение интересов), а потом, выяснив, что вы собираетесь печь шарлотку, а я делать орнамент из семечек с ребенком, отдать вам мякоть всего яблока на шарлотку, а мне – семечки всего яблока на орнамент. Каталог: learn -> year0708 Скачать 33.5 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Еженедельник менеджмента — управленческая аналитика в небольшом размере
Ариндра Мишра
В чем разница между электронной коммерцией и мобильной коммерцией? Почему это важнее и как мобильная коммерция станет будущим ритейла.
Шаяни Сенгупта
Концепция благополучия интересовала исследователей на протяжении десятилетий. Мы обсудим значение и важность благополучия на рабочем месте.
от Shayani Sengupta
Стремления являются строительными блоками постановки целей. В этой статье мы узнаем, как их идентифицировать и как они влияют на нас.
Шаяни Сенгупта
Перфекционизм – это стремление быть безупречным. Однако по своей сути это защитный механизм от низкой самооценки. Читайте, чтобы узнать больше.
Шаяни Сенгупта
Почему так важна социальная поддержка? Он обеспечивает эмоциональную и моральную поддержку, которая помогает нам оправиться от стресса. Читайте, чтобы узнать больше.
Баламуруган Аннамалай, доцент — IIM Sambalpur
Элементы бренда являются важными аспектами маркетинговой коммуникации. Здесь мы обсудим некоторые примеры элементов бренда в индийском контексте.
Ариндра Мишра
Мы возьмем пример Кайдзен в производстве, чтобы увидеть, как он обеспечил повышение качества, снижение затрат и сокращение времени производства.
Шаяни Сенгупта
Удовлетворенность работой является ключевым аспектом жизни. Узнайте, почему это так важно и что происходит, когда сотрудники недовольны.
Ариндра Мишра
Насколько хорошо вы понимаете концепцию Кайдзен? Японские компании используют модель непрерывного совершенствования Кайдзен уже более 70 лет.
Ариндра Мишра
Искусственный интеллект может стать следующим большим событием. Вот почему люди ищут лучшие компании ИИ для инвестиций.
от Shayani Sengupta
Знаете ли вы, что в среднем подросток проводит в Facebook более 9 часов в день? Это тревожно, но мы можем преодолеть зависимость от Facebook.
Ариндра Мишра
Здесь мы рассмотрим процесс проектирования IDEO, чтобы увидеть, как он может помочь нам в создании продуктов и услуг, ориентированных на пользователя.
Еженедельник менеджмента — управленческая аналитика в небольшом размере
Ариндра Мишра
В чем разница между электронной коммерцией и мобильной коммерцией? Почему это важнее и как мобильная коммерция станет будущим ритейла.
Шаяни Сенгупта
Концепция благополучия интересовала исследователей на протяжении десятилетий. Мы обсудим значение и важность благополучия на рабочем месте.
Шаяни Сенгупта
Стремления являются строительными блоками постановки целей. В этой статье мы узнаем, как их идентифицировать и как они влияют на нас.
by Shayani Sengupta
Перфекционизм – это стремление быть безупречным. Однако по своей сути это защитный механизм от низкой самооценки. Читайте, чтобы узнать больше.
by Shayani Sengupta
Почему так важна социальная поддержка? Он обеспечивает эмоциональную и моральную поддержку, которая помогает нам оправиться от стресса. Читайте, чтобы узнать больше.
Баламуруган Аннамалай, доцент — IIM Sambalpur
Элементы бренда являются важными аспектами маркетинговой коммуникации. Здесь мы обсудим некоторые примеры элементов бренда в индийском контексте.
Ариндра Мишра
Мы возьмем пример Кайдзен в производстве, чтобы увидеть, как он обеспечил повышение качества, снижение затрат и сокращение времени производства.
Шаяни Сенгупта
Удовлетворенность работой является ключевым аспектом жизни. Узнайте, почему это так важно и что происходит, когда сотрудники недовольны.
Ариндра Мишра
Насколько хорошо вы понимаете концепцию Кайдзен? Японские компании используют модель непрерывного совершенствования Кайдзен уже более 70 лет.
Ариндра Мишра
Искусственный интеллект может стать следующим большим событием. Вот почему люди ищут лучшие компании ИИ для инвестиций.