Структура личности по рубинштейну схема – . . —

Структура личности по С. Л. Рубинштейну.

Психология личности.

Ольга Валерьевна.

Тема 1. Проблема личности в психологии.

1. Соотношение понятий: субъект, индивид, личность и индивидуальность.

2. Категория личности в истории психологии.

3. Проблема развития личности.

1) Субъект – тот, кто активен. С.Л. Рубинштейн ввел это понятие.

С. Л. Рубинштейн говорил, что действие, которое мы выполняем, обусловлено внутренне.

А.Н. Леонтьев – внутреннее выражается через внешнее, определяет наше поведение.

Наше сознание определяет нашу деятельность – эта мысль обуславливает оба мнения.

Принцип единства сознания и деятельности. То есть в равной степени идет влияние.

Виды субъектов:

Природный – человек часть природы, представитель человеческого вида, класса млекопитающих. Природное начало относится к субъекту. Мы находимся в поиске удовлетворения биологических потребностей.

Социальный – человек, как член определенного общества. Наделен сознанием, благодаря которому способен отражать мир и в своем роде социальный субъект – это носитель присвоенных норм.

Культурный – человек, который самостоятельно и ответственно опирается на общечеловеческие принципы и способен к осмысленному преобразованию собственных природных свойств.

Субъект и личность.

Субъект = личность – у рубинштейна. То есть в личность входят и социальный и природый и культурный субъекты.

Понятие индивида и личности отделяются (Леонтьев). Леонтьев утверждает, что к личности относят только социального и культурного субъекта, а природный субъект – это индивид.

Индивид – отдельный представитель человеческого вида.

В. Петухов утверждает, что личностью является только культурный субъект. Человечеству присуще, как и многим животным , жить в стае, в обществе. То есть социальный субъект напоминает животных.

Личность – это системное качество индивида, приобретаемое в совместной деятельности и общении. Человек рождается индивидом и становится личностью.

Личность – это характеристика индивида.

Личность – Индивид:

Бывает личность без индивидных характеристик — художественный образ.

Индивид без личностных характеристик – младенец, дети Маугли.

Личностные характеристики можно принять только в обществе.

Я самость – самоопределение.

Я концепция – представление о себе.

У близнецов нет самоопределения — у них есть понятие мы самость. Биологически – 2 человека, а культурно и социально — личность одна.

Структур личности очень много.

Э. Берн – теория личности.

Ребенок, родитель и взрослый – компоненты личности.

Структура личности по С. Л. Рубинштейну.

1. Блок направленности – все, что направляет деятельность, побуждает к деятельности. (Потребности, цели, стимулы)

2. Индивидуальный типологические способности, темперамент, характер, способности, задатки.

3. Знания, умения, навыки.

Структура личности А.В. Петровского.

1. Интраиндивидная составляющая – внутрииндивидная составляющая. Направленность, знания, умения, навыки, способности индивида.

2. Интериндивидная составляющая – межиндивидная составляющая. Все что касается общения между индивидами, их взаимодействия.

3. Над(мето)индивидная составляющая. Желание передать часть личности другому индивиду. Родители, педагоги.

Индивидуальность присуща и индивиду и личности.

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей и единичность.

Человек — Индивид — личность. А индивидуальность пронизывает все эти уровни.

индивидуальность

 
 

 

 

2) Выделяют 3 периода в истории исследования психологии личности.

1. Философско-литературный. 2 в до н.э. -19 вв. от работ древних мыслителей до 19 века.

Темперамент, о нем говорил еще Гиппократ, а ввел термин – Кант. На эту тему думали не только психологи, но и литераторы.

2. Клинический. 19 в. – до 40-х гг. 20 века.

Значительный вклад вносят психотерапевты, психиатры. Ганушкин, Фрейд, Юнг. Выделяются определенные типы, клинические картины, которые характеризуются. Но не было выхода на практику, больных еще не могли лечить.

3. Экспериментальный. 40-е гг. 20 в. – до наших дней.

Новые знания. Ввели эксперимент в психологию. Наблюдение – метод познания человека. Статистическая обработка данных. Теории черт. Появляются типологии, которая отличается от теории черт тем. Что в ней отражается комплекс черт.

3) Проблема личности в психологии.

Критерии сформированности личности (отечественные психологи):

1. Иерархизация мотивов – человек может сейчас отказать себе в удовлетворении своих потребностей ради норм, принятых в обществе. Появляется к шести годам.

2. Самосознание – человек начинает осознавать самого себя. В три года происходят попытки самосознания, когда человек называет местоимение «Я». Это означает, что человек начинает отделять свою личность от окружающего мира. Самосознание относится к подростковому периоду. Мы осознаем свои действия, их результаты. Поэтому и уголовная ответственность с 14 лет.

Механизмы, приводящие к формированию личности:

1. Механизм сдвига мотива на цель. Мотив – то, что побуждает к действию. Цель – то, что мы хотим получить.

2. Идентификация – это уподобление, как правило, не осознанное, себя значимому другому субъекту, как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Это бессознательный механизм.

3. Механизм принятия и освоения социальных ролей.

Этот механизм описывается с помощью понятий социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – это социальное место, которое может занять человек по отношения к другим людям, характеризуется с позиции прав и обязанностей, заняв ее, человек должен играть роль.

Освоение социальной роли:

1. Освоение роли начинается с фазы мечтания. Основной принцип – хорошо там, где нас нет. В мечтах есть идеал, позитив, она нереальна, мы не понимаем, когда мечтаем, в чем заключена суть роли. Поэтому могут возникнуть проблемы в адаптации.

2. После мечты, как только человек входит в роль постепенно происходит срастание с ролью.

Освоение социальных ролей влияет на формирование жизни личности. Приобретаются новые мотивы, происходит соподчинение мотивов, видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Роль часто порождает изменения в личности.

У каждого человека много ролей. И иногда возникает ролевой конфликт, например, ролевой конфликт работающей женщины.

Процесс развития личности всегда глубоко индивидуален. Это отнюдь не равномерное поступательное движение, в нем есть кризисные периоды и переломные моменты.

Тема 2. Психоанализ Зигмунда Фрейда.

1. Биография Фрейда и понятие психоанализа.

2. Уровни душевной жизни человека.

3. Структура личности.

4. Психосексуальные стадии развития.

5. Механизмы психологической защиты.

 

1) Фрейд (1856-1939) назвал свое учение психоанализом по названию метода, разработанного им для лечения и диагностики неврозов. Он возник как концепция объяснения и лечения неврозов. Его положения оказывают большое влияние на развитие мировой психологии и культуры. Впервые в 1896 году Фрейд заговорил о психоанализе, а через год начал следить за собой. 1900 год – вышла его книга сновидений. 1910 год – Фред читает лекции в Америке.

Термин психоанализ имеет три значения:

a. Теория личности и психопатологии

b. Метод терапии личностных расстройств

c. Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

В общем смысле психоанализ — это стремление выявить скрытые мотивы действий и мнений, истоки морально-психологических установок личности.

В течение нескольких десятилетий психоанализ был под запретом в СССР.

2) Фрейд считал, что душевная жизнь – последовательный и непрерывный процесс. Каждая мысль, чувство или действие имеет свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующими событиями.

3 уровня душевной жизни.

· Сознание

· Предсознание

· Подсознание (бессознательное)

сознание

предсознание

 
 

бессознательное

 

Сознание – все восприятие, приходящее извне, изнутри, то, что мы называем ассоциациями и чувствами.

Сознание – форма отражения действительности.

Сознание по Фрейду лишь небольшой островок, омываемый океаном бессознательного. В бессознательном различают предсознательное и собственно бессознательное.

Предсознательное не осознается человеком, но может быть осознанно.

Бессознательное – то, о чем человек не догадывается, но энергично отрицает наличие подобных содержаний в его душе. Те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает в себе, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных различных реакциях или действиях.

Бессознательное и предсознание отделяются от сознания типичной инстанцией, которая называется цензура.

Функции цензуры:

o Вытеснять в область бессознательного неприемлемые и осознанные личностью чувства, мысли, понятия

o Оказывать сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявляться в сознании.

3) Структура личности.

 
 

Сверх-Я super ego

 

Я ego

Оно ID

 

ID – «оно» включает в себя примитивные инстинкты, врожденные аспекты личности. Полностью функционирует в бессознательном и связано с первичными потребностями. Нечто темное, биологическое, не подчиняется никаким правилам. На протяжении всей жизни у человека следует принципу удовольствия.

Ego – «я» компонент жизни личности, ответственный за принятие решений. Старается выразить и удовлетворить желания. «Оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Использует когнитивные и перцептивные процессы. (на уровне чувств).

Super ego – «сверх я» дл того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей и норм, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации, формируется вод влиянием супер эго. Фрейд разделил супер эго на 2 подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается по средствам родительских наказаний. Эго-идеал — поощрительный момент, который формируется из того, что значимые люди одобряют или выгодно ценят человека.

4) Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая называется либидо, которая затем проходит в своем развитии через несколько психо-сексуальных стадий, которые протекают в инстинктивных процессах организма.

Стадии:

1. Оральная – большая часть энергии сосредоточена в области рта.

Аффиксация – застревание на одной стадии.

2. От 2-х до 4-х лет внимание сосредоточено на том, чтобы сходить в туалет – анальная. Проявляется интерес к собственным испражнениям. При негативной оценке родителей формируются 2 типа характера: анально-выталкивающий и анально-удерживающий.

3. Физическая стадия (с 3-х лет) – ребенок обращает внимание на наличие или отсутствие пениса. Сексуальность достигает вершины. 2 комплекса: Эдипов (мужской) и Электры (женский) – желание занять место родителей противоположного пола.

4. Латентный период с 6 до 12 лет.

5. Генитальный период – с момента полового созревания. Объединение всех прошлых стадий. При нормальном развитии личности сексуальные представления, связанные с предгенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им представления изолируются.

 

5) Механизмы психологической защиты.

Защитный механизм – психологические стратегии ,с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний как конфликт, фрустрация, тревога и стресс.

Защитные механизмы сопряжены с Эго, автоматически бессознательны механизмы психики, обеспечивающие психологическую защиту эго от внешних и(или) внутренних реальных или воображаемых опасностей, отрицательных импульсов, негативной информации и неприемлемых оценок и самооценок (по Фрейду).

a. Вытеснение – подавление подсознательных впечатлений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в бессознательное.

b. Идентификация – в сложных ситуациях идентифицировать себя с тем, кто бы справился.

c. Проекция – приписывание другим своих неприемлемых переживаний (мания преследования)

d. Замещение – направление энергии влечения на безопасный объект.

e. Рационализация – человек стремится дать рациональное объяснение своим поступкам, совершенным под влиянием интенсивных влечений.

f. Реактивное образование.

Стадии:

1. Неприемлемое переживание подавляется.

2. На его месте образуется противоположное чувство

g. Регрессия – возврат к детским ранним формам поведения.

h. Подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его нельзя удовлетворить.

i. Инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию диаметрально противоположным поведением.

j. Изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы.

k. Отрицание – человек совершил поступок и сам отрицает это.

Фрейд защищает механизмы действующие на подсознательном уровне и все люди время от времени прибегают к ним и, когда не удается снизить напряжение с их помощью, возникают неврозы.

Психические подходы

Понятие психического развития как мотивационного, личностного,

Представление о развитии как он адаптации к среде

Представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных

Идея о том, что основные механизмы развития также врожденные, захватывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенным изменениям эта структура в дальнейшем не претерпевает.

Тема 3. Аналитическая психология Карла Гюстава Юнга.

1. Биография Юнга. Определение аналитической психологии

2. Структура психики

3. Классификация личностей

4. Основные отличия аналитической психологии Юнга и психоанализа Фрейда.

1) 1909-1913 сотрудничал с Зигмундом Фрейдом.

Разработал теорию аналитическая психология.

Охватил широкий спектр психологической проблематики.

Аналитическая психология – 1. Одно из психодинамических направлений, основателем которого является Юнг, это направление родственно психоанализу, но имеет существенные отличия. Суть его заключается в осмыслении глубинных сил и мотивации, стоящей за человеческим поведением, по средствам изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии.

2) Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных, взаимодействующих структур. Это Эго, Личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго является центром сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Оно служит основой нашего самосознания

Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Материал личного бессознательного уникален для каждого человека и доступен для осознания.

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище скрытых следов памяти человечества. Состоит из архетипов.

Группы эмоционально заряженных понятий юнг назвал комплексами. Исследуя комплексы своих пациентов, он обнаружил, что нахождение у пациента всех его личных ассоциаций не приводило к автоматическому выздоровлению. Внутри комплекса содержится ядро. Оно может выйти наружу. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это универсальные модели восприятия. Бог, Мать, Ребенок, Солнце и т.д.

Архетип – архаический феномен, имеет проявления в мифах и фольклоре.

Архетип должен проявляться во всех народах и во все эпохи. Должен восприниматься доосознанно.

Архетип имеет позитивный и негативный аспект. Обладает сильным влиянием на эмоции человека.

Архетипы обладают собственной инициативой. Их порождают мысли, чувства.

Основными архетипами индивидуального бессознательного юнг считал:

Эго – центральный элемент личного сознания, собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое.

Персона – это та часть личности, которую мы показываем миру, какимы мы хотим быть в глазах других людей. Если он доминирует, то он может подавать личность человека, но он и защищает личность. Это маска.

Тень является центром личного бессознательного. Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержание – то, что отрицается человеком, что несовместимо с его персоной. Гитлер, Сатана.

Анима (муж)и Анимус (жен) – те части души, которые отражают представления о противоположном поле. На и развитие оказывают родители. Влияют на поведение, творчество, выбор партнера. Мужчина, Женщина, Дева Мария.

Архетип самости центр всей личности, порядка и целостности личности. Он не противопоставляет две сферы души – сознание и бессознательное, а соединяет их вместе. Круг.

 

Сознание

Персона

Эго

Тень

Анима

Самость

бессознательное

Архетипы по юнгу составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и проявляют себя в философии, социологии, политике и др. видах деятельности.

3) В качестве исходного признака для классификации он принял определенную направленность распространения психической энергии или либидо.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию во внешний мир. Проявляет себя в отношениях. Лучше всего ему среди людей, делается беспокойным от одиночества. Слабая связь с внешним миром. Интраверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться во внутрь, то есть в себя. Лучше всего ему в одиночестве или с близкими людьми. У них обоих есть недостатки, но каждый стремится недооценивать другого.

Любой человек несет в себе и экстра и интра, но иногда какая-то доминирует.

В дополнение Юнг выделил 4 функциональных типа:

1. мышление

2. чувства

3. ощущения

4. интуиция

К рациональным относятся такие типы, которые характеризуются разумным суждением – мышление и чувства. Общим признаком является подчиненность разуму. Но они взаимоисключающи.

Иррациональные – ощущения и интуиция. Они основываются на восприятии. Воспринимают мир безоценочно.

В каждом человеке доминирует 1 функция.

1. Экстравертные рациональные типы – экстравертное мышление, экстравертное чувство. Подчинены разумному, почти не зависят от бессознательного.

a) Мыслительный тип – мышление ориентируется по объективным данным. Анализирует все представленные варианты и выбирает свой. Девиз – никаких исключений. Подавляет все, что идет из него. Мышление ведет к новым фактам, прогрессивное.

b) Чувствующий тип – функция чувства постигает мир, оценивая явления с точки зрения того, принято оно или не принято, приемлемо или нет. Функция ориентирована на внешние данные.

· Позитивное – (театр, церковь и т.д.)

· Негативное (фанатики)

2. Экстравертные иррациональные типы. Они функционируют на основе своего опыта.

a) Ощущающий тип. Те объекты. Которые вызывают наиболее сильные ощущения являются решающими. Человек накапливает опыт, но не использует его. Самые фанатичные люди.

b) Интуитивный тип. Интуиция представляет собой активный творческий процесс, который с такой же степенью на объект с какой объект влияет на интуицию. Интуитивный тип описывает полноту событий по внутреннему ощущению. Направлен на будущее. Стоят во главнее начинаний, но не доводят до конца дела.

3. Интровертный рациональный тип. Опирается на суб. Данные

a) Мыслительный тип. Ориентируется на субъективный фактор. Такой тип под влиянием идей, которые выходят извне. Молчалив. Данный тип проявляется чаще у мужчин.

b) Чувствующий тип. Чувство определено субъективным фактором. Чаще среди женщин. Молчаливы, труднодоступны, непонятны, меланхоличны. Истинные мотивы скрыты внутри.

4. Интровертный иррациональный тип. Сложны для анализа. Проявляются только внутренне. Их достижения не имеют общественной значимости.

a) Ощущающий тип – ощущения имею субъективный характер. Часто у художников. Человек этого типа передает образ ,который на воспроизводит внешнюю сторону объекта, а обрабатывает его в соответствии с субъективным опытом и воспроизводит в соответствии с ними.

b) Интуитивный тип – направлена на внутренние объекты, которые представлены в виде субъективных образов. Мистика мечтателя и фантазера.

 

Нужно владеть всеми четырьмя функциями, чтобы давать адекватный ответ на любые жизненные ситуации. Но это почти невозможно. Чаще доминируют 2.

 

Есть вопросник для определении.

4. Фрейд – либидо – сексуальная сфера.

Юнг – либидо – жизненная энергия вообще.

Юнг отвергал Фрейдовское понимание эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворить.

Направленность сил, определяющих личность человека.

Фрейд – человек производное от детства.

Юнг – человек не только производное от детства, но и его планы на будущее. Формирование личности не завершается к 5 годам.

Юнг проник в бессознательное глубже, чем в Фрейд, выделив коллективные бессознательное.

 

Индивидуальная психология Альфреда Адлера.
1. Биографические данные и определение понятия индивидуальная психология.

2. Ключевые концепции и принципы индивидуальной концепции Альфреда Адлера.

1) 1870-1937 – годы жизни Альфреда Адлера.

Создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь явился важным подспорьем создания индивидуальной теории личности.

В 1902 году Адлер примкнул к кружку Фрейда. Из основополагающих трудов: Смысл жизни, Образ жизни, Постижение человеческой природы.

Адлера часто представляют как ученика Фрейда. На самом деле он был коллегой Фрейда, нельзя воспринимать его как неофрейдиста. Адлер никогда не подвергался самоанализу.

Характер человека складывается из его жизненного пути. Представление о том. что человек является едиными и самосогласующимся организмом – является главной предпосылкой адлеровской психологии. Своей теории он дал название индивидуальная психология.

В отличие от Фрейда он сформулировал очень экономичную теорию личности.

2) 1-я концепция.

Чувство неполноценности и конфискация.

Адлер предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. У каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал от рождения. Люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. Если усилия, приложенные для достижения компенсации не приводят к желаемому результату, то вызывается чувство собственной неполноценности.

2-я концепция.

Комплекс неполноценности и его истощение.

Адлер предполагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Когда ощущение неполноценности становится чрезмерным, появляется комплекс неполноценности, а это – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

3 вида страданий в детстве, которые способствуют развитию комплекса:

— неполноценность органов

— чрезмерная опека

— отвержение со стороны родителей

3-я концепция.

Стремление к превосходству.

Это тенденция преувеличивать свои физические, социальные и интеллектуальные способности.

Идея маскулинного протеста.

Маскулинный протест – форма гиперкомпенсации, которую оба пола испытывают в попытке вытеснить чувство неполноценности.

В рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было 3 различных этапа:

1. Быть агрессивным

2. Быть могущественным

3. Быть недосягаемым

Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Адлер рассматривает стремление к превосходству, как главный мотив в своей теории, стремление к превосходству – врожденное, но это чувство надо воспитывать и развивать.

Процесс начинается на 5-м году жизни, когда оформляется человеческая цель жизни.

Адлер рассматривал стремление к превосходству как единый фундаментальный мотив, он установил, что великое стремление вперед и вверх по своей природе универсально, то есть является общим для всех. Превосходство можно понимать как негативно, так и позитивно. Стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими затратами, стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества.

4-я концепция.

Стиль жизни.

Включается уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взяты в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Стиль жизни – комплекс поведенческой активности, направленный на преодоление неполноценности.

Стиль жизни укрепляется в возрасте 4-5 лет.

Типы личности – установки, связанные со стилями жизни.

Глобальные проблемы, с которыми сталкивается человек: работа, дружба, любовь. Они взаимосвязаны.

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям. Это основной критерий психологической зрелости.

Типы личности:

1) Управляющий — активны не в социальном плане (юные правонарушители, наркоманы)

2) Берущий – нет социального интереса. Главное – получить от других людей как можно больше.

3) Избегающий – цель – избегание всех проблем.

4) Социально-полезный – воплощение зрелости в жизни: и высокий уровень социального интереса, и активности.

5-я концепция:

Социальный интерес.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными, но он требует, чтобы его развивали, он воспитуем и дает результаты благодаря тренировкам.

Мать имеет задачу – воспитывать в ребенке чувство сотрудничества.

Наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей.

6-я концепция.

Является самым главным составляющим адлеровской теории.

Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности.

Творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми.

Люди – хозяева собственной жизни.

7-я концепция.

Порядок рождения.

Это основная детерминанта установок. Порядок рождения имеет решающее значение (позиция рождения).

1-я позиция:

1) Первенец

2) Единственный ребенок – центр жизни всей семьи, из этого следуют эгоизм, зависимость.

3) Второй ребенок (средний) – постоянное стремление доказать, что он лучше первого.

4) Третий ребенок (младший) – баловень в семье, но отсутствует чувство независимости, зато высока мотивация превосходства.

8-я позиция.

Фикционный финализм.

Идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно не проверить, не подтвердить. Стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью.

 

Теория личности К. Хорни (жен).

1885 – 1952

Основала американский институт психоанализа и возглавила его.

Книги: «Невротическая личность», «Внутренние конфликты».

Основные постулаты Хорни:

a) Женщины не завидуют мужскому органу.

b) Есть социокультурные влияния.

c) 1. Мужчина почитает женщину как мать.

2. восхищение женщиной – мужчины завидуют женщине, как матери (по Фрейду, женщины завидуют мужчинам из-за мужского органа).

3. часто отношения мужчины к женщине ассоциируются со страхом смерти: кто спасобен дать жизнь, тот способен ее и отобрать.

4. мужчины испытывают страх перед женщиной, как сексуальным существом.

d) Оспаривает позицию равенства полов.

e) Враждебность полов проявляется в женщине. Компенсация этих переживаний – мужские манеры.

Причины неудачи в браке:

a. Недоверие полов.

b. Неудачный выбор партнера.

c. Предъявление заранее невыполнимых требований.

Как разрешить противоречия брака:

· Через разговор

· Через открытый брак

· Через последовательное налаживание отношений

Невроз в современной психологии – группа пограничных функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических, клинических феноменах.

Неврозы по К. Хорни.

В детстве возможно появление базальной тревоги (базовой). Истоки ее:

1) Ощущения небезопасности, если родители не удовлетворяют потребностей ребенка. Это приводит к враждебности.

2) Ханжество. Если мама играет роль хорошей мамы. Неискренняя любовь.

3) Противоречия культур – конфликт систем ценностей.

Базальная тревога – интенсивное всепроникающее чувство отсутствия безопасности. На ее основе у человека развивается невроз.

Невроз по Хорни – индивидуальный способ приспособления к культуре.

Стратегии компенсации базальной тревоги.

Невротические потребности:

o Потребность в любви и одобрении. Проявляется как в поведении невротиков – ненасытное стремление быть любимым.

o Потребность в руководящем партнере – появляется в чрезмерной зависимости от других. Люди, которые боятся получить отказ.

o Потребность в четких ограничениях – стиль жизни, где все четко по расписанию. Это приводит к жестким ограничениям.

o Потребность во власти – доминирование, стремление к власти. Презирает слабость.

o Потребность в эксплуатировании других. Люди боятся быть зависимыми.

o Потребность в общественном признании — зависит от статуса (восхищение других).

o Восхищение собой – потребность в лести, комплиментах.

o Потребность в честолюбии – страх неудачи.

o Потребность в самодостаточности – человек избегает близких, любовных отношений, от всех дистанцируется.

o В безупречности и неопровержимости попытки сделать общество идеальным.

Невротическая любовь – в разной степени осознаваемая и преувеличенная потребность в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих, преувеличенная чувствительность к фрустрации этих потребностей.

Особенность – предъявляются требования к другому человеку – ты обязан меня любить.

ü Любви всегда мало.

ü Невротик не способен дарить любовь.

ü Непомерный страх отвержения.

Невроз – конфликт, противоречие. Хорни ищет, есть ли базовый конфликт. По Фрейду, она считает, конфликт между эго и либидо не первичный. По Юнгу конфликт между сознанием и бессознательным решить можно. Но это тоже не базовый конфликт.

Хорни видит базовый конфликт – конфликт фундаментально противоречащих друг другу аттитюды (установок), который человек сформировал в отношении других людей.

3 аттитюда (стратегии поведения).

v Движение к людям

v Против людей

v От людей

Здоровому человеку свойственны в равной степени все аттитюды. У невротиков преобладает одна.

Содержание аттитюдов:

1. личности, которые стремятся раствориться в других людях, максимально общаться с ними. Они стремятся угождать всем окружающим – в этом проблема. Человек теряет себя в многообразии ожиданий окружающих людей. Не берет на себя вину. Любая форма агрессивности исключена. Могут быть аттитюды по отношению к себе: 1) я слаб и беспомощен; 2) само собой разумеется, что каждый человек превосходит меня, ощущения неуверенности; 3) склонность оценивать себя с позиции других людей. Как меня оценивают, таким я и являюсь.

2. жизнь – это арена, борьба против всех. Прибегают к силовым воздействиям, манипулированию. Конкретная форма манипуляции зависит от природы человека. Никогда этот человек не сделает ничего хорошего окружающим, если ему это не нужно. Он не способен искренне любить.

3. обострение. У этих личностей не развита стратегия жизни. Нет навыком построения взаимоотношений с людьми. К собственной персоне проявляется интерес, как к картине. Эмоциональную дистанцию устанавливают между собой и другими. Характер – Робинзон Крузо. Все делать для того, чтобы выжить.

Природа невротиков зависит от его способностей. Невротик не может искренне любить не только людей, но и работу, которую он делает.

Невротики проявляют к себе глубочайший интерес. Устанавливают рациональную дистанцию.

 

Основные идеи Эрика Эринсона.

Его направление называется эго-психология. Эпигенетический принцип: в жизни человека разворачивается генетическая программа.

1) личность развивается ступенчато. Переход от одной ступени к другой предрешен готовностью двигаться в сторону дальнейшего роста.

2) общество пытается способствовать сохранению этой тенденции.

Эриксон выделяет 8 стадий (кризисов развития), причем первые 5 стадий сходны со стадиями сексуального развития.

1. Младенчество (орально-сенсорная) – от рождения до года. Сенсорная энергия концентрируется в области рта. Удовлетворение в сенсорной потребности малыша родителями приводит к тому, что ребенок начинает доверять миру.

2. раннее детство (мышечно-анальная) – от года до 3-х лет. У ребенка развивается чувство стыда.

3. Возраст игры (лонамоторно-генитальная) от 3-х до 6 лет. Мальчики узнают, что они мальчики, а девочки являются девочками. Дети радуются всему. Завышенная оценка, но не высокая, способствует дополнительному стимулу к познанию.

4. Школьный возраст (латентная стадия) от 6 до 12 лет. Сенсорная энергия нигде не локализована. Человек создает предметы культуры. Занимается спортом, Ребенку должно быть чуть-чуть сложно, чтобы пробуждать способности к труду.

5. Юность с 12 до 19 лет – очень сложный период, переходный. Конфликт – то, что нужно в подростковом периоде проявляет характер. Появляется конфликт в учебном процессе. Формируется эгоидентичность – человек начинает понимать себя и выделять себя в мире. Включая все сферы жизнедеятельности. Это в нормальном развитии. В аномальном развитии – ролевое слияние. Эгоидентичность – внутренняя согласованность, внутреннее тождество, которое должны почувствовать значимые для меня люди.

Читайте также:


Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия

xn--e1aogju.xn--p1ai

Структура личности по Рубинштейну кратко

Добрый вечер!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, в чем заключается суть структуры личности по Рубинштейну? Жду вашего ответа.
 
Хочется сразу сказать, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала основное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».
 
ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы определили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению вашего вопроса более конкретно.
 
Стоит отметить, что основные понятия, с которыми мы столкнемся по ходу рассуждения на данную тематику:  ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, ЛИЧНОСТЬ, РУБИНШТЕЙН.  
 
Стоит отметить, что Рубинштейн заложил специальную методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Он выступает против:
— идеализации личности
— функционализации – дробления на отдельные функции
— отрыва от деятельности
— сведения личности к сознанию.
 
Также он отмечает, что зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С. Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми).
 
Стоит также дополнить, что ядро личности, как утверждал психолог, составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения. С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность и самосознание.

На наш урок подошел к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более детальной форме.
Желаем удачи и успехов в учебе!

ru.solverbook.com

Понятие личности в отечественной психологии. Структура личности по С.Л. Рубинштейну.

Тема: «Понятие и структура личности в отечественной психологии: С.Л.Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев»

Цель:познакомить с основными концепциями личности в отечественной психологии, рассмотреть структуры личности по С.Л. Рубинштейну, К.К.Платонову, В.Н. Мясищеву.

Задачи:

обучающая: рассмотреть биологические и социальные аспекты формирования человеческой личности в рамках отечественных социально-психологических концепций Рубинштейна С.Л., Платонова К.К., Мясищева В.Н.;

развивающая: развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, выявлять причинно-следственные связи, устанавливать закономерные связи между явлениями, теоретическое и словесно-логическое мышление, произвольное и послепроизвольное внимание;

воспитывающая: формировать научное мировоззрение и положительную мотивацию к предмету; воспитывать личностные качества студентов: активность, целеустремлённость, ответственность, скрупулезность, инициативность.

Оборудование:конспект лекции, пояснительные примеры, презентация по данной теме.

Литература:

1. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 1989.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009.

 

План

1. Понятие личности в отечественной психологии. Структура личности по С.Л. Рубинштейну.

2. Структура личности по К.К. Платонову.

3. Структура личности по В.Н. Мясищеву.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач.

III. Изложение лекционного материала.

Понятие личности в отечественной психологии. Структура личности по С.Л. Рубинштейну.

По С.Л.Рубинштейну, личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Изучение психического облика личности, по мнению Рубинштейна С.Л., включает три основных вопроса.

Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

Вслед за этим, естественно, встает второй вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека.

Однако способности – это вначале только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека (С.Л.Рубинштейн, с.99).

Структура личности по С.Л. Рубинштейну:

  Направленность
приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности  
проявляются в темпераменте, характере, способностях
Индивидуально-типологические особенности
проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении  

 

Направленность личности. Направленность — это система доминирующих, социально-обусловленных отношений личности к действительности, основными проявлениями которой являются интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения (Леонтьев А.Н.). При этом именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность.

Направленность человека имеет многоуровневую организацию, в основании ее лежат потребности.

Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. То есть потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение потребности личности как “переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием”.

Потребности выступают как источники активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности — потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфически человеческие — социальные и духовные — потребности. Социальные потребности включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности — это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Структура личности (по С Л Рубинштейном)

Направленность — реализуется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности, поведения и мировоззрения

Знание, умение, навыки приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности

Индивидуально — типологические свойства личности реализуются в темпераменте, характере, способностях

Единство в структуре личности биологического, общественного и индивидуального осуществляется в процессе формирования и исторического развития человека

Знание качеств личности необходимы для врача (учитывая специфику его профессиональной деятельности)

Исследовать и анализировать психологические особенности людей можно только зная структуру личности, к которой, как правило, включают темперамент, характер, мотивацию, волевые качества, социальные установки ки, способности и эмоции. Эти компоненты не следует представлять как абсолютно независимые или оторваны друг от друга структурные элементы, поскольку они являются составляющими единой функциональной системы. Вместе с тем вот тожнюваты или не различать их — значит лишить себя возможности объективной оценки преимуществ и недостатков человекни.

Ознакомившись со структурой и типологии личности, вы убедились в том, что знание психологических особенностей человека необходимо в практической работе врача

Однако для того, чтобы уметь анализировать те или иные проявления личности, а также их взаимосвязи, кроме структуры и типологии, необходимо изучить возрастные особенности личности. В связи с этим рассмотрим основн ни этапах развития личностиі.

За последнее десятилетие в психологии наблюдается тенденция к целостному рассмотрению личности с позиций различных теорий и подходов. Реализацией целостного подхода является теория, которая принадлежит американскому психоло. ОГУ. Е ??Эриксону. Он выделил и описал восемь стадий развития личности и восемь жизненных психологических кризисов, неизбежных для каждого человекини.

Перечислим описаны. Эриксоном этапы формирования личности

1. Ранний возраст младенца (от рождения до 1 года). На этой стадии возникают предпосылки для будущего товарищества или отстраненности от людей. Для этого этапа характерно»кризис доверия — недоверия»

2. Поздний возраст младенца (от 1 года до 3 лет). У ребенка формируется самостоятельность и уверенность в себе. Это стадия»кризиса автономии в противовес сомнениям и стыда»

3. Ранние детство (от 3 до 5 лет). Ребенку свойственно заинтересовано изучения окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевого поведения. Этой стадии соответствует»кризис появления инициатором ности в противовес чувству виныпровини».

4 средних детство (от 5 до 11 лет). Происходит развитие познавательных и коммуникативных умений, этапа характерна»кризис трудолюбия в противовес комплекса неполноценности»

5. Подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет). Происходит жизненное самоопределение, формируется временная перспектива — строятся планы на будущее,»кризис самоопределения личности в противовес серо ости и конформизмармізму».

6. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) характеризуется стремлением к контактам с людьми, желанием и способностью посвятить себя людям. Этой стадии соответствует»кризис интимности и товарищества на против агу личностной психологической изолированностиваності».

7. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет). Происходит производительная и творческая работа над собой и с другими людьми»Кризис заботы о новом поколении в противоположность погружению в себя»

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). Свойственные постоянные размышления о прошлом, его взвешенная оценка. Это стадия»кризиса удовлетворенности жизнью в противоположность отчаяния»

Эриксон считал, что люди рождаются равными, но разными. Развитие личности — это признание и реализация уникальных возможностей, которые есть у каждого человека

Психологическая структура личности

Личность:

1) характер;

2) темперамент;

3) способности;

4) направленность;

5) мотивация;

6) эмоции;

7) волевые качества;

8) социальные установки

uchebnikirus.com

Структура личности по С Л Рубинштейну Структура

Структура личности по С. Л. Рубинштейну

Структура личности по Э. Берну

Структура личности по З. Фрейду

Личность и деятельность Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов. Субъект деятельности – человек, занимающийся деятельностью.

Виды деятельности • трудовая (имеет результатом создание общественно полезного продукта) • творческая (дает новый оригинальный продукт высокой общественной ценности) • учебная (направлена на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для образования и последующей трудовой деятельности) • игровая (средство познания окружающего мира посредством сюжетных и ролевых)

Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Составляющие компоненты самосознания: -когнитивная, -оценочная, -поведенческая.

Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы. а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос д) Мальчик записался в шахматный клуб е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой

Опираясь на данные характеристики, определите вид самооценки и дайте рекомендации по работе с детьми с разным уровнем самооценки. 1. Ребенок 5 лет отказывается от новых видов деятельности из-за страха не справиться, на занятиях не задает вопросы, не вступает в диалог с воспитателем. Во время совместных игр держится обособлено от остальных детей. 2. Пять лет девочке, любимый ребенок, большую часть времени проводит в семье, каждый день часа по 3 -4 занятия/кружки по выбору, добровольно. Много общается с друзьями и детьми во дворе. Ладит отлично со всеми. Абсолютно уверена в том, что все, что она делает — безупречно. На уроках рисования учителю понравился рисунок соседа по парте, на что девочка сказала: «Ерунда, мои лучше!». После того, как учитель сообщила, что этот рисунок ей тоже нравится у ребенка началась истерика, со слезами побежала рвать свои.

Темперамент и характер Темперамент – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.

Свойства темперамента: • чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители; • активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности; • реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции; • темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов; • пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям; • ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям; • эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения; • экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения; • интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.

Тип темперамента Характеристики Холерик Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. Сангвиник Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладая повышенной активность, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.

Тип темперамента Характеристика Меланхолик Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

• Характер (от греч. черта, признак, особенность) – это иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения. • Акцентуация характера (англ. character accentuation, от лат. accentus – ударение) – яркое доминирование некоторых черт характера (или их сочетаний) на другими, находящееся в пределах нормы психического здоровья.

Свойства и выразительные внешние признаки, отражающие характер личности

Задания: • Иногда в качестве наказания ребенка оставляют одного в комнате. Для ребенка с каким типом темперамента это наказание окажется наиболее слабым? Аргументируйте свой ответ. • Опишите как необходимо взаимодействовать с детьми различных типов темперамента.

Домашнее задание: тема «Способности» 1. Определение «Способности» . 2. Классификация способностей личности. 3. Уровни развития способностей. 4. Направленность личности. 5. Мотив, мотивация, потребность.

present5.com

Теория личности по С.Л. Рубинштейну

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии

xn--e1aogju.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *