Суггестивность в литературе: Суггестивность | Научно-популярный журнал: «Рукопись»

Суггестивность | Научно-популярный журнал: «Рукопись»

Главная » Слова, термины и понятия на букву: С

Автор Николаев П.А. На чтение 3 мин Опубликовано Обновлено

Суггестивность это процесс психического воздействия одной личности на другую. В области словесного художественного творчества это воздействие осуществляется через художественное произведение. В литературоведение термин «суггестивность», пришел в 18 веке из английской эстетики, куда, в свою очередь, попал в результате изучения санскритологами древней индийской поэтики. Первыми в Европе предприняли исследования санскритской литературы английские ориенталисты Уильям Джонс (1746-94) и Хорас Уилсон (1786-1860). Ими был переведен на английский язык санскритский термин «вьянджана» как «сила внушения». В 19 веке широко использовали идею суггестивности как детерминированной замыслом художника действенности искусства французские поэты и теоретики литературы Ш. Бодлер и С.Малларме. Идею суггестивности как выражения известного настроения — мысли так или иначе «окрашенной» (например, чувством изумления), находим в работах Д.Н.Овсянико-Куликовского, развивавшего учение А.А.Потебни о форме слова. Однозначного толкования термин «суггестивность» в науке не получил и поныне.

Литературоведы подразумевают под суггестивностью и подтекст, и второй и третий планы литературного произведения. Социопсихологи обозначают посредством этого термина феномен подсказывания, внушения слушателю или читателю той или иной заранее запрограммированной эмоции, того или иного настроения. А.Н.Веселовский употреблял термин суггестивность в обоих вышеназванных значениях. Широко пользовались понятием суггестивность индологи в 20 веке Отечественный индолог Б.А.Ларин называл поэтическое внушение (суггестию) «затаенным эффектом», не выводимым непосредственно «из речевого состава поэзии», причем не неизбежным, а только потенциальным. Венгерский литературовед Л. Ягустин понимает под суггестивностью литературного произведения элементы вербально не выраженного внушаемого поэтического настроения, составляющего внутреннюю сущность произведения. Суггестивность литературного произведения зиждется, как в свое время пояснял этот феномен Веселовский, на наличии в сознании художника мудрости, накопленной веками, обогащенной отвлеченным понятием прекрасного и сочетающейся с теми особыми средствами, которыми располагает поэзия. Начало отечественному изучению суггестивности литературного произведения было положено Вл.Соловьёвым, показавшим в статье «Буддийское настроение в поэзии» (1894), что философским содержанием поэмы Арсения Голенищева-Кутузова (1848-1913) «Старые речи» (1879) является древнеиндийская философия, а суггестивным компонентом — внушение читателю настроения безысходности, безнадежности применительно к судьбе «дворянских гнезд».

В качестве примера суггестивности в поэзии приводится обычно творчество А.А.Фета, который по образованию был философом и перевел в 1881 «Мир как воля и представление» (1819—44) А. Шопенгауэра. Фет суггестивно воздействует на читателя, опираясь на учение Шопенгауэра. Древнеиндийская система индуизма является художественно-философской основой сборника новелл современного американского писателя Дж.Д.Сэлинджера «Девять рассказов» (1953), причем суггестивно внушаются здесь девять настроений: любви, смеха, сострадания, гнева, мужества, страха, отвращения, откровения, спокойствия. Проблемы суггестивного воздействия литературы, наряду с музыкальной или цветовой терапией, являются компонентами преобразующей функции искусства и могут быть объяснены только единством биологического (природного) и социального в человеке.

Слово суггестивность произошло от латинского suggestio, что в переводе означает — внушение, намек.

Поделиться с друзьями

Оцените автора

( Пока оценок нет )

1. Понятие суггестивности

http://journalist.masu.ru/index.php/2011-05-10-05-48-58/2011-05-10-05-48-18/613—404-

Суггестия (от лат . suggestio — внушение, намек) в поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдаленных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций (напр., лирика А. А. Фета).

Как известно, при создании произведения искусства важнейшее значение имеет программирование художником того или иного вида ощущения, восприятия, представления. Работая над своим творением, художник всегда рассчитывает, что воспринимающий субъект сможет понять те социальные и моральные идеи, которыми произведение насыщено. Художник надеется, что у воспринимающего субъекта возникнут соответствующие мысли, появятся определенные идеалы.

Однако существует целый ряд таинственных явлений в сфере психики человека, например, проблемы суггестивности (внушения), музыкальная и цветовая терапия, которые также являются компонентами преобразующей функции искусства и могут быть объяснены единством биологического (природного) и социального в человеке {См. об этом: Бицадзе И. Синтетизация художественного познания.

— София, 1984. — С 30-31.}. 

Вопрос о суггестивности творческой деятельности художника рассматривался в русской науке о литературе Александром Веселовским еще в конце XIX в. В мировое же литературоведение термин «суггестивность» вошел в конце XVIII — начале XIX вв. из английской эстетики, куда, в свою очередь, попал в результате изучения санскритологами древней индийской поэтики. Английские ориенталисты Уильям Джонс (1746-1794) и Хорас Уилсон (1786-1860) впервые перевели на английский язык санскритский термин «вьянджана» как «power of suggestion» («сила внушения»). В XIX в. широко использовали идею суггестивности как детерминированной замыслом художника действенности искусства французские поэты Шарль Бодлер и Стефан Малларме.

Идею суггестивности как выражения «известного настроения, мысли так или иначе «окрашенной» (например, чувством изумления и т.п.)», — находим в работах Д.Н.Овсянико-Куликовского, развивавшего учение А.А. Потебни о внутренней форме слова {Овсянико-Куликовский Д. Язык и искусство. — СПб., 1895. — С. 53-54}. Что же касается А.Н.Веселовского, то в своей «Исторической поэтике» он употреблял термин «суггестивность», показывая, что «вымирают или забываются, до очереди, те формулы, образы и сюжеты, которые в данное время ничего нам не подсказывают, не отвечают на наше требование образной идеализации; удерживаются и обновляются те, которых суггестивность полнее и разнообразнее и держится долее» {Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — Л., 1940. — С. 71, 348, 133.}. . 

Итак, под суггестивностью (или суггестивными компонентами) принято понимать элементы вербально не выраженного внушаемого настроения, составляющего внутреннюю сущность произведения, т.е. суггестивность понимается как специфическое изобразительно-выразительное средство, которое в качестве эмоционального композиционного  центра  объединяет в одно все произведение внушает читателю то или иное состояние, чувство, эмоцию.

А.Н.Веселовский считал, что специальные свойства поэтического языка, языка художественной литературы, состоят в вызывании, подсказывании не только образов, но и настроения, ибо требования суггестивности присущи нашему сознанию. Все люди, писал А.Н.Веселовский, более или менее открыты «суггестивности образов и впечатлений», но «поэт более чуток к их мелким оттенкам и сочетаниям, апперцептирует их полнее». Поэтические образы и сюжеты, эпитеты и сравнения, мотивы и формулы заставляют интенсивно работать воображение читателя, вызывают яркие эмоциональные переживания, раскрывают новое миропонимание или обновляют старое, то эти образы суггестивны. Разумеется, для каждого в зависимости от его умственного развития, личного опыта и способности умножать и считать вызванные образом ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной. 

Б.А. Ларин называл поэтическое внушение (суггестию) «затаенным эффектом», не выводимым непосредственно «из речевого состава поэзии, причем не неизбежным, а только потенциальным» («Учение о символе в индийской поэтике», 1927).

Процесс преобразования суггестии от сугге­стора к суггестанту невероятно сложен — это своего рода «черный ящик» и трудно определить, что происходит в момент воздействия.

Суггестант принимает лишь то, что соответствует его целостной установке личности. Важны здесь и уровень внушаемости (суггес­тивной восприимчивости) суггестанта, уровень его интеллекта (чем выше уровень, тем выше сопротивление), а также установка на суг­гестора. Как писал психотерапевт А. Б. Добрович, влюбленный че­ловек наполовину загипнотизирован .

 

Сила суггестивности в литературе

Фото Бениньо Хойуэлы на Unsplash / Сила суггестивности литературных произведений

Литература – ​​это бесподобное обращение к человеческому интеллекту. Да, сила суггестивности литературных произведений всегда остается кристально чистой. Его соблазнительный призыв к человеческому понятию, страсти и чувству неизбежен или, точнее, неумолим.

Благоухающая сила литературы не проявляется в том, что она говорит. Наоборот, речь идет о том, что в конечном счете пробуждается в человеческом разуме, потому что это, наконец, пробуждает его очарование. Например, в «Макбете» Шекспира или «Одиноком жнеце» Уильяма Вордсворта авторы раскрывают чувства словами каждого творения.

Слова ведьм в «Макбете» показывают, как судьба готовится задолго до того, как человек может ее воспринять. Здесь Уильям Шекспир заставляет ведьм раскрывать привлекательное представление о том, что люди — существа, состоящие как из добра, так и из зла. Каждое слово этих волшебниц вызывает чувство беспокойства. У читателей нет другого выбора, кроме как отчаянно искать с самого начала пьесы, чтобы понять, правильно ли ведьмы предсказали судьбу Макбета. Короче говоря, захватывающий или захватывающий потенциал английского драматурга не имеет себе равных.

Аналогичным образом, в «Потерянном рае» наиболее обсуждаемый персонаж выдающегося поэта Джона Мильтона, Сатана, трогает человеческое воображение. Когда сатана произносит «Я есмь ад», на самом деле это пробуждает любопытство в человеческом инстинкте. Самое интересное, что Милтон не утверждает никаких фактов. Вместо этого он открывает мир понятий, смешанных с предположениями, тревогой и чувствами. Словом, английский поэт открывает дверь, направляющую воображение в мир нового мышления. Да, мир, состоящий из любопытства, беспокойства, интереса и внимания.

Более того, эта сила суггестивности в литературном творчестве Мильтона заставляет человеческие чувства напряженно думать о мире, который всегда остается видимым в подсознании. Высказывание сатаны вызывает силу воображения в метафорическом мире. Физическое описание упомянутого Дьявола создает любопытное видение. Да, восприятие, которое помогает развить человеческую проницательность, глубоко реградирующую злые наклонности. Совершенно неизвестная, но до некоторой степени известная сущность демона через воображение описывает, как притягательная сила литературы проявляется в человеческом чувстве совершенно волшебно.

Несколько известных писателей в разное время превосходно описывали определенные вещи словами. И самое главное, большинство этих описаний кажутся заманчивыми для человеческого сознания. С одной стороны, эти литературные новшества показывают, насколько сильна может быть сила суггестивности. С другой стороны, они формируют литературу с помощью жезла убеждения.

Иногда это убеждение остается настолько убедительным, что заставляет людей отлынивать от реального мира. Кроме того, люди предпочитают жить на арене фантазии, которая доставляет удовольствие. И эта реальность показывает, что цель литературы как искусства не в том, чтобы направлять или наставлять, а в том, чтобы доставлять удовольствие.

Более того, из-за этого восторга читатели испытывают потребность построить собственное царство эмоций, чувств и воображения. Это то очарование, которое помогает формировать душу с оттенком новизны. И эта новизна наделяет литературные произведения силой суггестивности. Одним словом, привлекательный потенциал литературы, несомненно, заманчив.

Важной характеристикой литературы является «суггестивность», объясните пожалуйста

Выберите область веб-сайта для поиска

ЛитератураВсеУчебные пособияПомощь с домашним заданиемПланы уроков

Искать на этом сайте

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопрос Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Важной характеристикой литературы является« внушаемость », пожалуйста, объясните это»

eNotes Editorial , 30 января 2012 г. , https://www.enotes.com/homework-help/an-important-characteristic-literature-404578. По состоянию на 6 июня 2023 г.

Ответы экспертов

Литература сильнее, если мы можем относиться к ней и создавать свой собственный смысл на основе того, что мы привносим в произведение. Если писатель рассказывает слишком много, вместо того, чтобы дать нам ровно столько, чтобы мы могли заполнить пробелы, мы можем позволить произведению означать то, что оно должно значить для нас.

Утверждено редакцией eNotes

Термин «суггестивность» по отношению к определению литературы, вероятно, лучше всего соответствует фразе «открытая для интерпретации».

В криминальном чтиве или жанровой фантастике, как правило, почти не остается места для сомнений, и в тексте основное внимание уделяется сюжету и действию.

Однако в «литературе» у нас есть много, много примеров текстов, которые богаты возможными значениями и многочисленными интерпретациями мотивации, характера и символики. Значение текста предлагается, а не четко определено.

Например, в Незнакомец мы полностью осознаем, что происходит, но не обязательно знаем, почему это происходит. почему занимает центральное место в тексте, поскольку мы пытаемся расшифровать причину, по которой Мерсо совершил убийство. Тот , почему неуловим и ответ только предлагается в тексте.

Именно этот элемент интерпретируемости может привести к большим дискуссиям.

Утверждено редакцией eNotes

Внушаемость важна, потому что у всех нас разные реакции на ситуации. Если автор откровенен, читатель будет вынужден либо согласиться, либо не согласиться. Внушение создает серую зону. Читатель может воспринять предложение несколькими способами. Это может работать со сложными идеями, но также очень хорошо работает с мелкими деталями. Например, автор может предположить, что персонаж пугает, но не может объяснить, что именно в его внешности создает этот эффект. Предложение оставляет читателю возможность заполнить свои собственные данные. То, что одному читателю кажется пугающим, другому может показаться смешным. Предположение, что у персонажа есть определенная черта, без указания точных деталей, позволяет каждому читателю по-разному воспринимать роман.

Утверждено редакцией eNotes

Я думаю, что «внушение» в литературе важно, поскольку писатель не говорит прямо читателю, как реагировать или чувствовать. Вместо этого, если текст наводит на размышления, он даст читателю пищу для размышлений (и, возможно, приведет к новому или более утонченному способу мышления). Если текст откровенный, читатель может оттолкнуться и не получить знаний или не понять точку зрения, которую пытается донести автор.

См. eNotes без рекламы

Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые ответили наши эксперты.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Утверждено редакцией eNotes

Задайте вопрос

Похожие вопросы

Просмотреть все

Литература

Последний ответ опубликован 01 июля 2021 г. в 17:20:56.

Как используется ирония в «Ананси» Алистера Кэмпбелла?

1 Ответ воспитателя

Литература

Последний ответ опубликован 28 июля 2019 г. в 14:30:45.

В чем сходство академических и неакадемических текстов?

5 Ответы воспитателя

Литература

Последний ответ опубликован 01 марта 2014 г. в 12:52:49.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *