Свойства темперамента
Темперамент — индивидуальные особенности психики определенного человека. Эти особенности определяют свойства психической деятельности, которые проявляются закономерно в разнообразных ситуациях. Свойства темперамента проявляются в разных сферах человеческой психической деятельности, чувствах и поступках.Существует четыре основных типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Свойства темперамента каждого типа значительно отличаются от свойств остальных типов. Определить тип темперамента конкретного человека очень просто, учитывая его индивидуальные особенности. Понаблюдав за поведением человека, за его поступками и реакциями на определенные ситуации, а также зная определенные свойства темперамента каждого типа, можно безошибочно сказать, к какому типу относится человек.
Холерик — самый яркий и энергичный тип. Не заметить такого человека просто невозможно.
Достаточно дружелюбным типом темперамента считается сангвиник. Свойства темперамента сангвиника: энергичность, веселый нрав, трудолюбие и жизнерадостность. Он очень любознателен, иногда даже слишком. Любит все новое и интересное. Для того, чтобы работа делалась хорошо, она обязательно должна нравиться сангвинику, поскольку он с удовольствием занимается любимым делом
, не любит серости и однообразия. Любит веселые шумные компании, быстро сходится с людьми. Совсем не переносит одиночества и тишины. С сангвиником легко общаться, любую обиду или напряженную ситуацию он способен перевести в шутку.Самый спокойный тип темперамента — это флегматик. Он спокоен, нетороплив, усидчив. Основные свойства темперамента флегматика: равнодушное отношение к жизни, ситуациям и людям. Такого человека сложно обидеть или расстроить. Ему просто все равно. Такие люди не способны на безрассудные поступки, они не любят менять привычный ритм жизни или распорядок дня. Он любит, чтобы все было правильно и размеренно, очень аккуратен и сосредоточен. Но к работе относится без особого энтузиазма. Флегматик редко предлагает новые идеи и решения. Больше всего людям с темпераментом флегматика подходят профессии, которые не требуют творческих способностей, он согласится на любую рутинную скучную работу, лишь бы она была спокойной.
Последним типом темперамента является меланхолик. Свойства темперамента меланхолика: богатый внутренний мир, тонкая чувствительная психика. Меланхолик полностью погружен в себя. Он необычайно раним, способен на сопереживание, чувствителен и капризен. Очень резко реагирует меланхолик на любые претензии к его персоне или деятельности. Вообще не воспринимает критику, а каждого, кто рискнет сделать ему замечание, расценивает как врага. Очень любит жаловаться на все: на здоровье, работу, семью, знакомых, погоду и правительство. Положительной чертой меланхолика является то, что такие люди склонны к учебе и науке. Часто меланхоликов можно встретить среди выдающихся ученых, музыкантов или литераторов. Лучше всего им дается научная или творческая деятельность, связанная с долгими раздумьями и погружением в себя.
Типы темперамента — это довольно условные явления. Различные свойства темперамента могут встречаться в человеке в различных комбинациях или проявляться при определенных обстоятельствах. Свойства темперамента, которые в человеке доминируют, и определяют его тип.
Темперамент детей дошкольного возраста
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Все это и многое другое следует учитывать родителям и всем взрослым, участвующим в развитии и формировании личности ребенка. Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.
ХолерикУ детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
СангвиникДля детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но также быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Чувствительность к раздражителям у них понижена,. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
ФлегматикДети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Для них характерна медленная, негромкая, с паузами речь.
МеланхоликДети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Воспитатель группы №8 «Пчелки» Бараненко Т.Н.
19.2: Обзор темперамента — Общественные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 141911
- Аманда Тейнтор
Подсчитано, что 40–60% наблюдаемой изменчивости личности обусловлено характеристиками или чертами темперамента (Cloninger et al., 19).93; Бушар, 1994; Лелин и др., 1998; Робинс, 2005) (Фишер, Айленд, Рич, Маршалик и Браун, 2015). Черты темперамента — это биологически обоснованные характеристики, проявляющиеся в раннем возрасте и способствующие индивидуальным различиям в регулировании и модулировании эмоций, внимания, поведения и двигательной активности (Rothbart, 1981, 2007; Gartstein and Rothbart, 2003) (Spinelli, Fasolo, Shah, Genovese and Аурели, 2018).
[1] Fisher HE, Island HD, Rich J, Marchalik D and Brown LL (2015) Четыре широких параметра темперамента: doi: 10. 3389/fpsyg.2015.01098 лицензирован CC BY
Эта страница под названием 19.2: Обзор темперамента распространяется под смешанной лицензией 4.0 и была создана, изменена и/или курирована Амандой Тейнтор.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Аманда Тейнтор, Тодд Ламарр, Венди Руис, Мартина Маркес, Эмили Элам, Эми Карнахан и Эдриенн Сигерс
- Лицензия
- Смешанный
- Версия лицензии
- 4,0
- Программа OER или Publisher
- Программа ASCCC OERI
- Теги
- автор @ Аманда Тейнтор
9 Врожденные характеристики темперамента ребенка — хорошо отдохнувший ребенок
Когда мы работаем с ребенком, будь то сон или поведение, мы рассматриваем ребенка в целом! Это означает, что мы рассматриваем девять врожденных характеристик темперамента, которые делают их уникальными! Это помогает нам как консультантам и семьям, с которыми мы работаем, лучше понять, какую роль играет личность ребенка в:
важности последовательности родителей
когда будет достигнут желаемый результат
какой метод самый эффективный
…и многое другое!
Отношение ребенка к каждой из этих характеристик не является мерой хорошего или плохого, а скорее мерой того, как мы, взрослые, можем адаптировать наш подход и ожидания, чтобы наилучшим образом соответствовать ожиданиям ребенка, с которым мы работаем.
Девять врожденных характеристик темперамента, которые мы рассматриваем:
Уровень активности
Это относится к уровню двигательной активности, который предпочитает ребенок — высокий уровень против низкого уровня. Некоторым малышам нужно больше бегать, в то время как другие довольствуются книгами, головоломками или другими неброскими занятиями. Это не означает, что ребенку, который любит читать, не нужно бегать, или ребенку, который всегда в движении, не нужно делать перерыв! Это просто означает, что пропорция, в которой они выполняют эти действия, может быть разной.
Ритмичность
Здесь мы имеем в виду предсказуемость биологических функций, таких как голод, сон и функции кишечника.
Что касается чувства голода, ритмичность может относиться к аппетиту, размеру порции и расписанию.
Для сна ритмичность означает легкость, с которой ребенок может расслабиться и заснуть. В одной семье может быть двое детей, один из которых легко засыпает, а другой требует больше времени или даже вовлечения в процесс.
Ритмичность дефекации является физическим признаком готовности к горшку!
Первоначальная реакция
Подходит ли ребенок к новым ситуациям или отказывается от них? Это можно наблюдать даже в отношении новых продуктов, игрушек и людей.
Адаптивность
Одни дети быстро адаптируются к изменениям, а другие недовольны любым нарушением привычного режима!
Обратите внимание: привычка формируется всего три раза! Чтобы изменить привычку, вопрос только в том, насколько последовательным и уверенным является родитель. Разница между двумя ночами плача или пятью ночами плача может быть связана с тем, насколько человек адаптируется, а не с тем, является ли цель более реалистичной для одного по сравнению с другим.
Сенсорный порог
Как ребенок реагирует на раздражители? Некоторые дети могут просыпаться от каждого звука или отдаленного света. Другие не подозревают об этих раздражителях и/или даже о грязных подгузниках. Это те же самые дети, которые традиционно падают, царапают колени и тут же вскакивают, чтобы продолжать бежать!
Качество настроения
Некоторые дети постоянно счастливы, в то время как другие готовы жаловаться в любой момент.
Интенсивность реакции или ответ
Некоторые дети смеются, смеются по-настоящему, громким смехом, в то время как другие слегка улыбаются. Это не значит, что один ребенок счастливее другого. Что касается наших услуг в Well Rested Baby, это означает, что некоторым детям будут даны новые правила, границы или набор ожиданий, и в результате они будут громко плакать, других может стошнить, а некоторые дети могут слабо хныкать. . Ответ не обязательно является измерением реализуемого правила, границы или набора ожиданий.
Отвлекаемость/отвлечение
Когда ваш ребенок несчастен, легко ли его увлечь другим занятием или он целеустремлен? Мы должны понимать, что в каждом темпераменте есть ценность.