Способности: от задатков к мастерству
Фильм «Слава»
Фильм «Семь шагов за горизонт»
Способности — это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том же уровне знаний, умений и навыков, одно дело у человека получается лучше другого. Одному парню проще считать, другому — рисовать, третьему — разбираться в технике. Эта девушка легко осваивает шитье, эта — искусство презентации, а эта — как будто родилась поваром.
«У него способности к музыке, а не к математике». «Он не сможет освоить этот элемент, у него нет к этому способностей».
Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности. Способности — важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.
Говоря о развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность… В другую сторону — посредственность, бездарь. ..
О задатках мы говорим, когда видим, что человек в силу своих природных особенностей или опыта мог бы быть успешным в том или ином деле. Если человек развил свои задатки, у него отмечают способности. Следующий уровень – одаренность, это более развитые в сравнении с другими людьми способности, которые дают возможность человеку особенно успешно выполнять какой-либо вид деятельности.
Различают интеллектуальную и творческую одаренность. Раньше всего проявляется музыкальная одаренность, позднее – способность к рисованию, математике. Например, почти все выдающиеся математики проявили себя в возрасте до 20 лет.
Следующий этап – мастерство, что подразумевает совершенство в конкретном виде деятельности. Далее – талант, то есть высокий уровень развития способностей, который обычно проявляется в творческих видах деятельности. Развитие таланта зависит от собственной активности человека и его окружающей среды. И, наконец, гениальность – высшая степень творческих способностей, которые оказывают влияние на развитие общества в течение многих лет.
Способности классифицируют по видам психических функциональных систем (мыслительные, коммуникативные, сенсомоторные и т.д.) и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т.п.). Кроме того, способности бывают общими и специальными. Общие есть у большинства людей определенной возрастной категории и проявляются во многих сферах деятельности. Главные общие способности человека — это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Развитие специальных требует обучения и часто особых умственных способностей. Частных, специальных способностей — множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.
Те или иные способности есть у каждого человека, просто не все могут их выявить и развить. Некоторые способности могут передаваться по наследству, например, математические. Способности в определенной степени связаны с полом человека: мужчины более способны в мире дела и предметов, женщины — в мире разговоров, чувств и отношений.
Склонность выражается в деятельности, а деятельность развивает способности. С другой стороны, и дети, и взрослые люди чаще склонны заниматься именно тем, что у них лучше получается, к чему у них есть задатки. Трудно сказать, что первично: склонности или способности.
Мальчики играют в машинки, а девочки в отношения — потому что им это нравится или потому что именно в этой сфере деятельности им проще проявить себя, у них это лучше получается?
Развитие способностей сильно зависит от окружающей среды, в которой происходит формирование человека как личности. У детей их выявить легче, так как они проявляются во время учебы в специализированных школах и кружках по интересам. Самый простой и надежный способ нахождения у себя способностей — это начать пробовать делать то, что интересно или что по жизни востребовано. Как минимум, это действительно развивает те или иные способности хотя бы до какого-то уровня, а дополнительно — развивает способность (умение) себя учить, умение себя развивать.
Если кто-то будет утверждать, что у вас вообще нет никаких способностей для той или иной сферы деятельности, что вы никогда не сможете научиться хорошо танцевать, петь или рисовать, освоить иностранные языки или профессию дизайнера — не верьте этому человеку. Если вы умеете учиться вообще, то хотя бы до среднего уровня вы можете освоить практически любое дело. Даже зайца можно научить играть на барабане, была бы воля и было бы желание. В этом смысле для каждого — возможно все.
Однако, что касается выдающихся способностей, ситуация другая. Нередко в популярной литературе можно встретить утверждение, что каждый человек в чем-то талантлив, нужно только верить в себя и искать, в чем же твои скрытые таланты. К сожалению, никаких доказательств научного плана у этой оптимистичной точки зрения нет. Теоретически можно допустить, что гениальны все, просто одному для того, чтобы стать гением, достаточно 30 лет, а другому требуется лет триста. То есть — не в этой жизни… Наличие или отсутствие выдающихся способностей опытному человеку видно практически сразу.
Что касается значительных способностей в других областях жизни (художественных, научных, ремесленных и пр.), то скорее можно встретить людей, которые не будут талантливы ни в чем, и других, которые могут быть талантливы в очень разных областях жизни. Талантливый музыкант вовсе не очевидно талантливый спортсмен, однако талантливые люди действительно легче других достигают высоких результатов в самых разных областях. Связано это с тем, что талантливому человеку сопутствует ощущение: я это знаю, умею, а что не умею — тому быстро учусь. Для талантливых людей чаще характерно свободное сознание и действенный подход. Скорее всего это связано с тем, что у любой деятельности есть примерно одинаковая структура. Как минимум — структура обучения.
Я умею учиться, я в этом талантливый — значит мне будет проще даваться все. Если хотите стать талантливым — учитесь учиться. Талант — это свобода тела и разума на фоне открытости ко всему новому.От чего это зависит? Ответ стандартный — врожденные задатки плюс общее развитие в детском возрасте плюс вера ребенка в себя. О врожденных задатках здесь говорить не будем, а общее развитие в раннем детском возрасте — вещь действительно важная. Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок в детстве получил хорошее базовое развитие: научился рисовать, петь, танцевать, освоил основы ремесел, где нужно хорошо работать руками и чувствовать массу материала. Всегда полезны занятия, которые развивают мелкую моторику. Плюс общекультурное развитие: знакомство с классической музыкой и историей искусств.
Отдельный разговор о спорте. Уважаемые родители, будьте внимательны: выбирая тот или иной спорт для своих детей, вы не только развиваете тот или иной вид физической активности, вы выбираете характер и судьбу своих детей. Личность строится через рисунок тела. Лыжи на длинные дистанции, как спорт, формируют психологию одиночки, умеющего через напряжение, на одной воле двигаться к цели, на которую он смотрит всегда немного исподлобья. Плавание меньше развивает волю, но дает большее внимание технике движений и дарит умения радоваться жизни. Большой теннис — это чувство пары, умение выстраивать тактику, не бояться проигрывать и уметь наносить точные сильные удары. Футбол, как вид спорта, это чувство команды, умение ловить азарт и бить ногами наотмашь, выбрасывая в удар всю свою агрессию!
Что касается веры в себя, то это действительно очень важно для проявления и развития наших способностей. Удивительные эксперименты проф. В.Л. Райкова показали, что практически каждый из нас может гораздо больше, чем он о себе думает, и под гипнозом люди с вполне средними способностями вдруг обнаруживали в себе если не таланты, то способности выше среднего. Это не значит, что гипноз — панацея. Гипноз может помочь вам обнаружить в себе то лучшее, что в вас уже есть, но на чудеса не надейтесь: настоящие умения все равно приходят только в результате тренировки.
Способности и задатки. Роль наследственности и социальных условий в развитии способностей. Одаренность,талант,гениальность — Студопедия
Поделись
СПОСОБНОСТИ — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
По мнению Маклакова А.Г. всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки.
ЗАДАТКИ — предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.
Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей, т.е это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности.
Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы — отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения.
ТАЛАНТ — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек.
Гениальный — это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов.
ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к развитию способностей, т.е. качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Роль наследственности и социальных условий в развитии способностей. Анастази отмечает: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и средой…».
Например, у новорожденных близнецов проявляются не только общие, но и отличительные черты (один более молчалив, чем второй и т. п.).На первый взгляд парадоксальная ситуация: однояйцевые близнецы, волей судьбы воспитывающиеся в различных жизненных условиях, оказываются более похожими, чем те, которые воспитывались вместе.Такие неожиданные факты можно объяснить следующим: воспитывающиеся рядом дети не могут выполнять одинаковые роли в играх (например, в игре «Школа» действует только один учитель), кому-то необходимо уступать, им редко удается заниматься одним и тем же делом.Неизбежно между близнецами начинают складываться иерархические отношения.В случае раздельного воспитания в этом нет необходимости, и если ребенок от природы наделен организаторскими способностями, то они проявятся как у одного, так и у другого. Таким образом, подобного рода исследования позволяют считать влияние среды более значимым, чем влияние наследственности.
Сравнительный анализ роли среды и наследственности можно осуществить при помощи следующих способов:1) систематическое изменение условия обучения и воспитания;2) всестороннее изучение особенностей психики и поведения у детей, воспитанных в условиях различных социальных и национальных культур, различных типах семей;3) сопоставление особенностей психики и поведения гомозиготных (однояйцевых) и гетерозиготных (разнояйцевых) близнецов.
Говоря о влиянии наследственности и среды на развитие интеллектуальных способностей, трудно дать однозначный ответ.В одних ситуациях наследственность определяет формирование интеллектуальных способностей, в других такая связь не прослеживается .Межполовые различия в формировании способностей также не имеют четкого выражения, однако могут возрастать по мере взросления.Например, мужчины, занятые физическим трудом, могут иметь лучшую, по сравнению с женщинами, координацию движений, лучше ориентироваться в пространстве, понимать механические соединения. Женщины, в свою очередь, обладают лучшими речевыми способностями, более ловкими движениями, превосходством в скорости восприятия, запоминания, счета. Итак, социально-культурные факторы оказывают на формирование способностей более сильное влияние, чем биологические, однако и наследственность также крайне важна для их развития.
Талант | Колесо Времени Wiki
Таланты — это собирательное название особых способностей, присущих тем, кто может направлять. Таланты являются врожденными и не могут быть изучены, в отличие от большинства переплетений. Все Таланты относительно редки, а некоторые непредсказуемы. Похоже, что некоторые Таланты более распространены в определенных ченнелинговых организациях — например, гораздо меньше Мудрых обладают Талантом Исцеления, чем Айз Седай, и гораздо меньше Айз Седай обладают Талантом, известным как Танец Облаков, чем Искатели Ветра — хотя причина этого в том, что неизвестный. Возможным может быть сокращение числа ченнелеров в целом, что делает вероятность врожденных талантов еще меньше. Илэйн Траканд считает вероятным, что Искатели Ветра являются чрезвычайно опытными Танцорами Облаков из-за их образа жизни.
Одним из наиболее известных и наиболее редких Талантов является Предсказание, которое заставляет ченнелера испытывать состояние, подобное трансу, в котором он воспринимает будущие или настоящие события.
Способность видеть та’верен также является Талантом, как и способность входить в Мир Снов (известный как путешествие во сне или Сновидение), который более распространен среди айилов. Недавно обнаруженный талант позволяет проводнику «почувствовать» эффекты или предполагаемое использование ter’angreal 9.0010 через простой физический контакт.
Некоторые Таланты, такие как вышеупомянутое Предсказание и способность видеть та’верен , предоставляют уникальные способности, недоступные всем другим ченнелерам, в то время как другие (такие как Быстрое обучение и Путешествие) просто дают степень мастерства, непропорционально большую, чем сила ченнелера в Единой Силе иначе дал бы им.
Некоторые Таланты этой Эпохи являются новыми, например Талант видеть та’верен . Однако многие другие утерянные Таланты только сейчас открываются ченнелерами этой Эпохи, такие как Талант Выравнивания Матрицы и создание ter’angreal и cuendillar .
Прочие таланты
- Согласование Матрицы — Способность делать металл сильнее, что позволяет создавать силовое оружие. Fager Neald заново открыл этот Талант.
- Вскипание крови — Способность вызывать вскипание крови другого человека, убивая его. Этот талант тесно связан с Талантом Исцеления. У Рианны Андомеран есть этот Талант.
- Остановка сердца — Способность останавливать сердце другого человека, убивая человека. Этот талант тесно связан с Талантом Исцеления. Этим Талантом обладают Чесмал Эмри, Кадсуан Мелаидрин и Сиуан Санче.
- Танец облаков — Способность контролировать и манипулировать погодными условиями, например, создавать бури или ветра или расчищать небо, чтобы сделать солнечный день. Искатели Ветра Ата’ан Миере называют этот Талант «Плетение Ветров» и специализируются на этом виде переплетений. Этим Талантом обладают Верин Матвин и Морейн Дамодред.
- Принуждение — Способность влиять на мысли и действия другого человека. Можно полностью стереть свою личность и автономное мышление с помощью достаточного количества слоев Принуждения. Говорят, что Грендаль непревзойденно владеет этим Талантом. Верин и Лиандрин знают более мягкую форму Принуждения, меньшую по силе и эффективности. В частности, Верин может запечатлевать в сознании других только расплывчатые внушения, которые эффективны только в том случае, если ее жертвы находят вескую причину следовать им, поэтому она должна запечатлевать внушения, которые адаптируются к разуму ее жертв, а не те, которые сильно противоречит их обычному мышлению. Считается, что одним из секретных переплетений Синей Айи является легкая форма Принуждения.
- Свеча создание — Возможность создавать посуда . Редкий Талант, с соответствующим переплетением, заново открытый только в самом конце Третьей Эпохи. Этим Талантом обладают Эгвейн ал’Вир, Лин Шариф, Бодевин Коутон, Кайрен Станг, Эшманайл, Алтин Конли и Никола Трихилл.
- Delving — Позволяет пользователю различать травмы и болезни пациента. Верин Матвин считает, что она непревзойденная в Делвинге. Найнив аль’Меара также обладает этой способностью, позволяющей ей обнаруживать запутанные переплетения Принуждения, наложенные Деланой Мосалайн и Аран’гаром на лорда Рамшалана, что позволяет Ранду ал’Тору обнаружить убежище Грендаль. Найнив использует это, чтобы обнаружить безумие Наеффа, Джахара Наришмы и Дамера Флинна. Ее навыки копания позволили ей найти пустоту, вызванную смягчением и успокоением Логейна Аблара, Суана Санче и Лин Шариф. Другой Талант с таким же названием включает в себя возможность чувствовать и извлекать руду из земли, не нарушая ландшафт. Этот Талант был утерян современными Айз Седай, хотя среди Шончан он не исчез полностью. Талант требует сильных способностей на Земле, что редко встречается среди женщин. Эгвейн ал’Вир — Айз Седай, обладающая этой способностью.
- Пение Земли — Способность понимать, контролировать и манипулировать Землей с большей легкостью и ловкостью, чем обычно. Этот талант менее распространен среди женщин-ченнелеров.
- Управление Воздухом — Способность понимать, контролировать и управлять Воздухом с большей легкостью и ловкостью, чем обычно. Этот талант меньше среди ченнелеров-мужчин.
- Рейс — несколько раз упоминается как талант, потерянный во время Разлома. Позволяет ченнелеру летать. Этико была Принятой, которая думала, что заново открыла для себя Полеты, спрыгнула с крыши Белой Башни и упала насмерть. Юкири Харуна считает, что воздушные врата могут стать путем к полетам.
- Исцеление — Талант лечить другого человека от любых ран или недугов. Распространенный талант среди Айз Седай. Старый метод Исцеления использовал только Воздух, Дух и Воду среди Пяти Сил, черпая свою силу из ченнелера и исцеляемого человека и не имея возможности сосредоточиться на конкретной болезни или ране, но новый метод, открытый Найнив аль «Меара и Дамер Флинн используют все пять сил, могут сосредоточиться на конкретной болезни или ране и черпают свою силу из одной силы, а не из исцеляемого человека. Поскольку ченнелеров, способных умело использовать все пять сил, не так много, многие по-прежнему предпочитают старый метод.
- Прислушивание к ветру — Термин, используемый в Двуречье для умения предсказывать погоду и предсказывать обилие урожая. Хотя все Мудрости утверждают, что обладают этим умением, это проявление sayar ; и поэтому только те Мудрости, которые почти всегда неосознанно обладают способностью направлять, могут на самом деле Слушать Ветер. Найнив аль’Мира обладает этим Талантом, который также позволяет предсказывать проблемы, как если бы они были штормами. Смотрите также: Уайлдер.
- Milking Tears — Неизвестная функция, упомянутая Могидин во время ее дней на Салидаре. Предполагается, что этот Талант позволяет ченнелеру манипулировать эмоциями других, возможно, связанными с Принуждением.
- Чтение остатков — Направляющий с этим Талантом может читать остатки при использовании Единой Силы. Некоторые из этих считывателей могут даже отслеживать и дублировать плетение через несколько дней после того, как оно было соткано. Например, Донало Сандомере может отследить, где был открыт шлюз, и идеально воспроизвести его, чтобы попасть туда. Единственный способ не оставить следов плетения — распутывать его по одной пряди за раз, используя Талант, известный как Расплетание.
- Вращающийся Земляной Огонь — Упоминается, но предположительно представляет собой ткань разрушения. Предполагается, что это плетение относится к созданию лавы.
- Та’верен Seeing — позволяет ченнелеру видеть та’верен в золотом свете. Хотя он описан как даже более редкий, чем сами та’веренов , Логейн Аблар, Суан Санче и Никола Трихилл обладают им.
- Тер’ангриал , чтение — Способность различать цель тер’ангриала. У Авиенды есть этот талант.
- Тер’ангриал , изготовление — Возможность создать тер’ангриал . Этим Талантом обладают Илэйн Траканд и несколько неназванных Шончан.
- Расплетание — Способность разорвать плетение так, чтобы не осталось никаких следов. Это необычно для Айз Седай и известно, что оно опасно для тех, кто пробует его без Таланта. Авиенда и некоторые Мудрецы способны на этот подвиг.
- Переплетения связей — В некоторых случаях переплетения Единой Силы могут быть связаны таким образом, чтобы их потоки сохранялись в течение определенного периода времени (некоторые переплетения можно запрограммировать так, чтобы они оставались связанными в течение часов, лет, столетий и даже тысячелетий, таких как те, которые защищают Калландор). в Камне слез). По описанию, приведенному много раз в книгах, кажется, что не все ченнелеры умеют плести плетения, так что это умение можно считать личным талантом некоторых из них, как в случае с Морейн Дамодред, хотя оно также было встречается чаще у ченнелеров выше определенной силы.
- Быстрое обучение — Способность изучать новое переплетение часто связана с силой ченнелера. Например, Ранду ал’Тору и Аливии достаточно увидеть составление нового переплетения только один раз, чтобы научиться воспроизводить его; для Найнив и Илэйн достаточно несколько раз увидеть, как он формируется. С другой стороны, самым слабым ченнелерам могут потребоваться годы обучения, чтобы освоить новое переплетение. Однако были и слабые ченнелеры, такие как Сорилея и Асра, которые учились так же быстро, как и самые сильные ченнелеры.
- Экранирование — Действие по блокированию кого-либо из Единой Силы переплетением Духа. Гораздо труднее защитить того, кто обладает Единой Силой, чем того, кто ее не имеет, если только человек, защищающий, не намного сильнее в Силе. Беровин, ченнелер, который не очень силен, особенно талантлив в Защите, способном защитить и Найнив, и Илейн одновременно.
- Путешествие и Скимминг. Плетения для открытия врат для Скимминга могут быть изучены всеми ченнелерами, хотя Певара Тазановни описывает их как одно из самых сложных плетений. Чтобы открыть врата, ченнелеру требуется как сила Единой Силы, так и врожденный Талант. Как видно из того факта, что Дамер Флинн, сильный проводник с небольшим талантом в путешествиях, способен открывать врата меньшего размера и с меньшей точностью, чем можно было бы ожидать. Талант в путешествиях может компенсировать недостаток Силы, как это видно на примере Андрола Генхальда, который способен открывать врата крупнее и точнее, чем многие из более сильных ченнелеров, несмотря на недостаток силы в Силе.
См. также
- Ткань
- Родство
Участие в талантах и навыках: заставить людей смеяться
by ANGELA ACKERMAN
Как сценаристы, мы хотим сделать наших персонажей максимально уникальными и интересными. Один из способов сделать это — дать вашему персонажу особый навык или талант, который отличает его от других людей. Это может быть что-то маленькое, например, иметь зеленый палец или хорошо обращаться с животными, или более крупный и более конкурентоспособный талант, такой как гонки на серийных автомобилях или роль отмеченного наградами кинопродюсера.
Выбирая талант или навык, подумайте о личности своего персонажа, его опыте и примерах для подражания. Некоторые таланты могут быть переданы генетически, в то время как другие создаются в результате воздействия (например, персонаж, талантливый в починке часов, вырос в часовом магазине своего отца) или вырастают из интереса (стрельба из лука, вейкбординг или магия). Не бойтесь проявлять творческий подход и убедитесь, что навык или талант соответствуют масштабу истории.
Описание : Некоторые люди обладают естественным чувством юмора, которое очень импонирует другим. Частично это может быть связано с тем, как они одеваются или ведут себя, с шутками, которые рассказывают, или с их способностью видеть юмор в повседневной жизни. Каким бы ни был источник, они могут донести свою точку зрения до других, разделяя шутку и распространяя смех вокруг. Некоторые совершенствуют этот талант, чтобы стать…
Полезные Силы или Способности : сообразительность, быстрое мышление, способность имитировать манеры или голоса других людей, контроль над выражением лица и движениями, хорошее чувство времени , сильный…
Черты характера, подходящие для этого навыка или таланта : наблюдательность, интеллект, добродушие, креативность, незрелость, способность приспосабливаться, раскованность…
Требуемые ресурсы и обучение его можно отточить. Понимать, что люди находят забавным, учиться выступать на публике и перед группой, чтобы обрести уверенность, и изучать других комиков и что…
Сценарии, где этот навык может быть полезен :
- комическое облегчение ситуаций, когда агрессия может привести к насилию
- отвлечение людей от беспокойства или страха, когда они не могут контролировать результат
- поощрять людей веселиться и веселиться на мероприятиях…
Сложные сценарии для людей с этим навыком:
- Оценка того, что люди сочтут смешным, а что нет
- Пытаться шутить с теми, кто слишком серьезен или легко обижается
- Подавление желания поделиться забавным наблюдением в неподходящий момент…
Таланты и навыки не только выделяют наших персонажей, но и часто помогают им достигать своих целей. Таким образом, их стратегический выбор может значительно улучшить как персонажа, так и историю.
Если вы хотели бы узнать об этом больше, вы можете найти все статьи в One Stop For Writers, где все наши тезаурусы снабжены перекрестными ссылками и ссылками для удобной навигации.