Мнемотехника, или Как подчинить себе свою память
Преподаватель курса мнемотехники, студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить свою память можно довольно быстро и в любом возрасте.
Хоть однажды, но каждый из нас забывал, где оставил ключи от машины, вовремя не вспомнил день рождения ближайших родственников и друзей или номер телефона коллеги. По исследованиям психологов, в возрасте с 40 до 65 лет люди испытывают стойкое снижение памяти, а ведь ее развитие и поддержание в нужной форме — одно из средств против болезни Альцгеймера. Да что там взрослые – из-за плохой памяти дети теряют интерес к учебе.
Преподаватель курса мнемотехники в образовательном центре для школьников «Юниум», студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить в себе память можно довольно быстро и в любом возрасте. И тогда вы не только выучите целые лекции по нелюбимому предмету, но даже освоите несколько языков.
«Мы привыкли любую информацию записывать в электронные или записные книжки.
А ведь можно положить ее в свой мозг. Тогда мы не будем зависеть от батареек в телефоне или интернета в планшете. А поможет в этом мнемотехника. Мнемотехника — совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. То есть, мнемоника превращает цифры и буквы в яркие образы, которые буквально врезаются в нашу память».
Зачем нужна мнемотехника? Чтобы не зазубривать, а быстро и с удовольствием запоминать номера телефонов, банковских карт, имена и даты рождения друзей и знакомых, информацию по учебе и работе, иностранные слова, последовательности слов (например, список продуктов) или даже целые тексты.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
«Логопеды уже давно используют мнемотехнику в своей работе: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка, и весь текст таким образом зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию», – прокомментировала Нелли.
К тому же мнемотехника помогает в развитии связанной речи, ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. Одним словом, мнемотехника может значительно упростить жизнь, если уметь ей пользоваться.
Можно подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она уже несколько тысячелетий, окружает нас повсюду, и мы не раз использовали ее приемы на практике. Так, в мнемонике достаточно широко распространено составление фраз для запоминания. Самая известная среди них — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она «кодирует» цвета радуги: каждый начинается с той же буквы, что и слово во фразе. Аналогичным образом работает фраза о порядке планет: «Можно вылететь за Марс, ювелирно свернув у нашей планеты». Или порядок падежей «Иван родил девчонку…»
«Мнемотехника включает в себя набор приемов и способов для облегченного запоминания. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти. Но фундамент мнемотехники — ассоциации, так что ключ к успеху в запоминании — научиться создавать правильные и «крепкие» ассоциации. Только после этого можно двигаться дальше».
Рассмотрим важнейшие принципы мнемотехники. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, то есть провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Нелли поделилась пятью правилами по созданию «правильной» ассоциации:
1. Ассоциация – это первое, что пришло вам в голову. Необходимо создать в голове образ, который вызовет в памяти другой и поможет вспомнить нужную информацию. Созданная ассоциация станет крючочком при запоминании новой информации.
(на фото — Нелли Мещерякова)
2. Ассоциация должна быть нелогичной и абсурдной.
3. Образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными. Включайте все свои органы чувств, чтобы как можно ярче представить себе картинку.
4. Ассоциация должны быть смешной – пусть это будет первое, что пришло вам в голову.
5. Ассоциация должна быть только о себе любимом, потому что только то, что происходит с вами, вызывает самый сильный интерес и поэтому лучше запоминается. Когда вы читаете параграф по истории и представляете себя завоевывающим Рим, то вы совершенно точно запомните больше фактов из этого текста.
Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным.
«Например, вам нужно запомнить два слова: «конница» и «чердак». Вы представляете, что вы поднимаетесь на чердак и видите там конницу – стоят лошади с длинными челками, а на них сидят воины. Они пригнули голову к груди, потому что не умещаются на вашем крошечном чердаке. Вы смотрите на них и думаете: я же пришла сюда за вареньем, а что они тут забыли? И они вам отвечают: «Точно – что мы тут забыли?» — и улетают в окно. И варенье улетает следом за ними, а вы горько об этом сожалеете. Применив все правила построения правильной ассоциации, мозг накрепко запомнил два этих слова».
Какие методы мнемотехники использовать, зависит от того, чего вы хотите добиться: научиться запоминать цифры, слова, факты или выучить иностранный язык.
«Универсальных методов развития памяти нет. Но есть несколько приемов, которые практиковать может каждый и каждый день.»
Приемы мнемотехники от Нелли:
«Цепочка» – один из базовых приемов для запоминания энного количества предметов. Метод простой: представляем яркий образ, а потом склеиваем его со следующим. Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов.
Допустим, вам нужно купить в магазине сыр, порошок и лампочку. Представляем огромный пакет порошка. В него влетает лампочка и белый порошок разлетается по дощатому полу. На лампочку нанизывается сыр… и так выстраивается целая башня. Склейки должны быть максимально эффектными.
Говорят, так можно запомнить список хоть из ста наименований. Что очень нужно для похода в магазин.Прием «Матрешка». Специалисты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В его основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, то есть необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример данного действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа, — «красавица и чудовище».
Метод «вешалки» подходит для запоминания чисел. К каждой цифре нужно придумать несколько ассоциаций или слов-«вешалок»: 0 – бублик, 1 – кол, 2 – лебедь, 4 — стул, 8 — снеговик… Можно подобрать рифмующиеся слова: ноль – соль, два – сова. .. Заменяем цифры картинками и придумываем связную историю. Вуаля — номер телефона отложился в памяти надолго.
Метод Цицерона. Согласно легенде, Цицерон, когда готовился к своим речам, прогуливался и мысленно размещал везде важные пункты своего выступления. Потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.
Этот метод поможет вам запоминать слова на уроке английского, последовательность событий в уроках истории, новые понятия на уроках биологии и химии. В любом предмете можно найти применение. Каждый человек регулярно видит одни и те же зрительные образы. Это предметы в квартире, офисе. Это объекты на улице, по которой вы часто ходите, дома, на работе, в классе. Итак, вы выбираете 10 предметов, которые будете использовать для запоминания. После этого к каждому предмету придумываете предмет для запоминания. И ассоциацию к нему. Например, вы берете слово в английском языке и придумываете, как оно связано с цветком на подоконнике.
А что делать, если срочно нужно запомнить несколько иностранных слов?
«С помощью мнемотехники реально выучить сотни английских слов за один день», — уверяет Нелли.
К примеру, нам нужно запомнить слово «pillow» — подушка. Подбираем звуковую ассоциацию – «рыба-пила». Мы соединяем подушку и рыбу-пилу. И придумываем историю: подушечный маньяк приходит к вам с рыбой-пилой и начинает пилить вашу подушку с ужасно неприятным звуком «пиииии». Перья разлетаются в разные стороны – а то был подарок вашей любимой бабушки и вам ее ужасно жаль.
Так, применив правила построения ассоциации, мы запомнили английское слово. На воспроизведение этого рассказа в памяти, вам достаточно 3 секунд. И когда вы будете слышать слово «пиллоу» («pillow» ) – вы будете вспоминать сочетание «рыба-пила», и оно крючочком «выцепит» из памяти слово «подушка».
Если обратиться к теории, то в мнемотехнике используется три вида ассоциаций: звуковая (пиллоу-пила), смысловая (конница и чердак) и визуальная. Последняя используется на уроках в начальной школе.
«Трудные для написания, словарные слова представляем графически: например, слово «кассета» можно нарисовать как кассету, в отверстиях которой спрятались две буковки «С».
Примеров визуальной ассоциации множество: в слове «погода» вместо буквы «о» можно нарисовать солнышко. Непроверяемые «о» в словах «морковь», «огурец», «ворона», «молоко» можно запомнить, нарисовав ворону с сережками в виде двух «о» или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда. Даже правила можно нарисовать. Например, правило «Частица «не» с глаголами пишется раздельно» изобразить в виде футболиста-глагола, отбивающего мяч-частицу.
А если необходимо запомнить какие-то даты, то можно использовать цифры-образы, которые можно нанизать, как бусинки, на нить своей памяти. Например, год взятия Казани Иваном Грозным (1552) изобразить так: единичку — в виде копья, пятерки – звезды, сверкающие на шлемах русских воинов, двойка – лебедь, летящий с башни Сююмбике. Чтобы дата еще лучше уложилась в памяти, можно из названий, придуманных для цифр рисунков, составить предложение. Чем забавнее оно будет, тем лучше запомнится нужная дата.
Отличия мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае человек читает и потом много раз повторяет, запоминая таким образом. А благодаря мнемотехнике информация запоминается сразу, но ее потом нужно, следуя определенному алгоритму, повторять.
«В мнемотехнике, как и в любом другом навыке, важно регулярно тренироваться. Ведь память — это же мышца, которую нужно всегда поддерживать в тонусе. Я советую заниматься регулярно. Со временем это войдет в привычку, и вы уже не сможете запоминать по-другому, как делали это раньше. Я сразу говорю своим ученикам, что чудес лучше не ждать. Чтобы получить желаемый результат, нужно хорошенько поработать».
Совет:
«Если вы хотите более подробно познакомиться с теорией, то рекомендую прочитать «Учебник мнемотехники» под авторством Козаренко В.А. Много упражнений в книге «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания», её автор — Р. Гейссельхарт. Изучать мнемотехнику можно также по книгам «Первые 20 часов» Джорджа Кауфмана и «Суперпамять» Тони Бьюзена.
К сожалению, в России и у нас в Татарстане мнемотехника пока широкого распространения не имеет. А ведь доказано, что, тренируя память, мы меняем мозг. Мнемоническая техника перенастраивает связи между мозговыми нервными центрами, увеличивая объем памяти. Так что запомнить тысячу английских слов за день вполне реально и доступно любому – стоит только захотеть.
Иллюстрации из открытых источников, http://pamyatplus.ru/, личного архива автора
можно запомнить всё / Хабр
habrahabr.ru/post/179397 Вторая часть уже здесь!Что такое мнемоника?
Я не люблю писать определения из википедии, поэтому объясню своими словами, что такое мнемоника. Мнемоника — это способы запомнить информацию путем смены типа информации. Вместо запоминания цифр запоминаете слова. Вместо слов можно запоминать места. Вместо ходов в шахматах — стихотворение.Самым простым примером мнемоники можно привести пример стишка, благодаря которому можно легко запомнить первые цифры после запятой в числе Пи:
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим —
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, семь.
пишите в комментариях другие примеры стишков для числа Пи. Я знаю, что их очень много
Скажу откровенно, я специально не искал на хабре информацию по мнемонике. Я хочу изложить взгляд со своей стороны: то, что знаю я. У меня не было желания “разбавлять” информацию другими источниками. Под катом много полезной информации, которую я очень долго собирал по крупицам.
Мнемоника очень обширна: в ней есть десятки способов запоминать все, что вам нужно. Некоторые способы я посчитал плохими, некоторые слишком сложными. Поэтому я выделил несколько лучших, на мой взгляд, приемов мнемоники. Я специально не буду вставлять описания с посторонних сайтов, объясняя все своими словами.
Дворец памяти (дорога Цицерона)
Описание
Древний философ и оратор Цицерон ежедневно ходил на “работу” пешком. Обладая блестящим вниманием, он изо дня в день замечал различные особенности в дороге, по которой он шествовал. Спустя долгое время, Цицерон запомнил дорогу настолько хорошо, что мог безукоризненно вспомнить любой ее промежуток со всеми деталями.После этого Цицерон научился “привязывать” к дороге какие-нибудь предметы в своей памяти. И когда он вспоминал место на дороге, он моментально вспоминал о предмете, который был “привязан” к месту. Это называется ассоциативная связь.
Метод дворца памяти (здесь и далее я имею в виду и дорогу Цицерона) заключается в сильных ассоциативных связях, благодаря которым можно запомнить любое количество информации в правильном порядке.
Как запомнить?
Чтобы воспользоваться дворцом памяти, нужно обладать хорошей фантазией. На самом деле любой человек может воспользоваться этим методом, но хорошая фантазия в этом очень поможет.Возьмем абстрактный случайный набор продуктов, которые нужно купить в супермаркете:
- Пачку сахара
- Сухариков
- Банку горошка
- Крабовых палочек
- Клубничного джема
- Моркови
- Десяток яиц
- Кусок мяса
- Связку бананов
- Пакет молока
Теперь нам нужно найти “дорогу”, к которой мы будем привязывать этот список покупок. Люди с богатой фантазией могут придумывать сотни различных мест и хорошо их помнить (космическая станция, футбольная площадка в подводном лагере, что угодно), но для небольшого списка из десяти предметов можно воспользоваться настоящей дорогой.
Я приведу в пример свою “дорогу” и покажу, как привязывать к ней предметы. Вот мой путь, который я проделываю утром каждый день:
- Кровать (я на ней просыпаюсь)
- Туалет (стоит ли писать?)
- Кухня (завтрак)
- Коридор (одеваюсь, обуваюсь)
- Подъезд (спускаюсь по лестнице)
- Щит с рекламами напротив подъезда.
- Светофор, который я прохожу ежедневно.
- Магазин с мороженым.
- Шлагбаум перед школой.
- Крыльцо школы.
Теперь займемся привязкой списка покупок. Самое важное в ассоциативной связи: сделать уникальные, необычные, смешные или ужасающие, любые неординарные ассоциации. Простые ассоциации “на кровати лежит пачка сахара” не подходят. Старайтесь добавить чувства к вашим ассоциациям: звук (хруст сухариков), осязание (противный сахар).
- Всю ночь я спал не на кровати, а на пачке сахара. Пачка была дырявая и у меня повсюду крошки сахара, они неприятно трескают, фу!
- Я захожу в туалет и наступаю на сухарики (мерзкий звук), от испуга поскальзываюсь и падаю лицом в унитаз. (чего не сделаешь для мнемоники)
- Выбравшись из этого ада, я захожу на кухню, открываю шкафчик, а на меня вываливается огромная гора горошка, скользкого и мерзкого (я не люблю горошек)
- В коридоре вместо ложки использую крабовые палочки для того, чтобы надеть обувь. Естественно, она ломается и я надеваю обувь с палочкой внутри.
- Я выхожу в подъезд, начинаю спускаться по лестнице и поскальзываюсь на джеме (что-то зачастил с падениями, ай-яй-яй)
- На щите красуется объявление о покупке планеты Морковий.
- На светофоре, когда я перехожу дорогу, меня закидывают яйцами из машин.
- Решаюсь купить мороженного, а на месте списка мороженного разные куски мяса (мерзость, никогда этого не забуду)
- Шлагбаум открывает макака за связку бананов. Квест!
- Только наступаю на крыльцо, весь пол превращается в молочный бассейн! А я не умею плавать! Ух…
Благодаря этому способу я легко запоминаю 50-60 объектов, а потенциально — их может быть неограниченно — насколько хватит вашей дороги или дорог (никто не запрещает использовать несколько!).
Привязка к цифрам
Еще один способ, как запомнить какой-нибудь список или другую информацию. Способ несколько сложнее, требует подготовки, но в нем нет необходимости придумывать или запоминать дорогу.Каждому числу от 1 до [сколько вам нужно] вы придумываете рифму, которая первой придет на ум. Вместо рифмы можно использовать сильную ассоциацию, которая у вас связана с цифрой. Главное — быть изобретательным. У меня выходит так:
- Один — Алладин
- Два — Литва
- Три — потри (лампу)
- Четыре — дырки в сыре
- Пять — опят
- Шесть — Шест. (схоже по написанию)
- Семь — Джеймс Бонд (007)
- Восемь — Снеговик. (8 похоже на снеговика)
- Девять — лебедь
- Ноль — Колобок
Интересный факт
Японец Хидеаки Томойори может воспроизвести число ПИ до 40 000 знаков. На запоминание такого количество цифр у него ушло около 10 лет.mnemotexnika.narod.ru/sport_01.htm
P.S
О других способах я расскажу в следующий раз. О том, как запоминать цифры, слова, существует множество разных методов. А сейчас несколько истин относительно мнемоники, которые я заметил в момент занятий:- Нужно минимум практики. Уже через две-три попытки вы будете хорошо составлять ассоциативные связи.
- В жизни это нужно достаточно редко.
- Зато это развивает обычную память!
- Большинство ваших друзей не смогут запомнить 20 предметов в правильном порядке, можно будет красоваться 😉
Откуда черпал?
- Corinda — 13 steps to mentalism
- Доминик О’Брайн — Как развить совершенную память
- Степанов — Мнемоника. Правда и вымыслы (так себе книжка)
Если найдете ошибки в тексте — пишите в личные сообщения, оперативно исправлю. Спасибо 🙂
Мнемотехника: определение, примеры и типы
Как запомнить длинный список элементов? Организуете ли вы их в группы, накладываете на них небольшую мелодию или рисуете картинки, чтобы проиллюстрировать их? Когда вы используете эти инструменты для улучшения памяти, вы используете мнемоники .
Определение мнемоники
Мнемоника — странное слово. Что это значит и почему мы его используем?
Мнемотехника , также называемая мнемоническими устройствами — это средства обучения, предназначенные для облегчения запоминания.
Эти устройства могут принимать форму изображений, песен, аббревиатур, графиков, ассоциаций и даже «дворцов разума».
Слово мнемоническое (произносится как не-МОН-ик) происходит от греческого слова mnēmōn , что означает памятливый . Это также связано со словом memory . Таким образом, мнемоническое устройство — это буквально запоминающее устройство .
Слово мнемоническое часто смешивают с двумя похожими словами: пневматический и пневматический . Несмотря на то, что они звучат одинаково, эти слова имеют очень разные значения. Пневмония (произносится как нью-МОН-ик) относится к пневмонии, а пневматический (произносится как нью-МА-тик) описывает что-то, что работает со сжатым воздухом или газом. Легко сделать ошибку в произношении!
Мнемонический метод обучения
Мнемотехника — популярный инструмент для обучения. Они часто используются в образовательных пространствах и людьми, пытающимися освоить новые концепции и навыки. Вот пример мнемоники в действии:
Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Мнемоническое выражение часто используется для запоминания названий планет по порядку. Первая буква имени каждой планеты становится первой буквой одного слова в выражении.
Моя очень образованная мать только что подала нам начос.
Соединение каждого слова в этом выражении с планетой облегчает запоминание полного списка планет.
Подобные мнемоники широко используются в школах. Они предоставляют стандартное запоминающее устройство для большого количества людей. Также может быть полезно создать свои собственные мнемоники. Создание мнемоники, уникальной для вашего стиля обучения, может помочь вам учиться и запоминать так, как вам удобно.
Рис. 1. Мнемотехника может помочь людям запомнить такую информацию, как названия планет.
Важность мнемотехники
Мнемотехника — это больше, чем просто глупые песенки и каракули. Мнемотехника так популярна в образовании, потому что она улучшит вашу память, поможет понять сложные понятия и научит вас использовать новые стратегии обучения .
Допустим, ваш лучший предмет — искусство, но у вас проблемы с запоминанием списков и понятий на уроках биологии. С помощью мнемонических приемов вы могли бы использовать искусство для понимания биологии. Вы можете нарисовать декоративную диаграмму пяти таксономических царств, нарисовать портрет Грегора Менделя, проводившего ранние генетические исследования, и т. д.
Мнемонические приемы могут научить вас использовать то, что вы делать знать, чтобы понять то, что вы не знаете .
Типы мнемотехники
Мнемотехника бывает нескольких форм, соответствующих разным стилям обучения. Вот обзор основных категорий мнемоники:
- Слова и буквы
- Акронимы
- Мнемоника выражения/слова
- Мнемоника правописания
- Музыка
- Рифмы
- Визуализация
- Мнемоника модели
- Мнемоника изображения
- Метод локусов
- Разбиение на части
- Организация заметок
- Соединения
Примеры мнемоники
Теперь несколько конкретных примеров каждого типа мнемонического устройства .
Слова и буквы
Слова и буквы составляют множество распространенных мнемонических приемов. Они могут помочь вам выучить правила правописания, упорядоченные слова, иерархические понятия и многое другое.
Акронимы
Акронимы — это слова, состоящие из первых букв других слов. Например, НАСА ( Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства ) — это аббревиатура, которая служит простой аббревиатурой. Вот полное определение:
Акронимы — это аббревиатуры, состоящие из первых букв слов в выражении.
Акронимы сокращают длинные цепочки слов и облегчают их запоминание.
В английском языке спектр видимого света часто делится на семь основных цветов, расположенных в порядке от самой низкой до самой высокой частоты:
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый .
Чтобы запомнить все цвета в правильном порядке (и обращаться к ним, не перечисляя их все), люди иногда сокращают список до ROY G. BIV .
Выражения и мнемоники слов
Подобно аббревиатурам, выражения и мнемоники слов объединяют начальные буквы группы слов. Однако вместо того, чтобы произносить комбинацию как отдельное слово, они создают новое, запоминающееся выражение, используя те же начальные буквы.
Порядок операций часто преподается на уроках математики с помощью аббревиатуры PEMDAS:
Скобки, Показатель степени, Умножение и деление, Сложение и вычитание .
Чтобы усилить этот порядок, используется второе выражение , которое соответствует тому же акрониму:
Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли .
Мнемоника правописания
Мнемоника правописания предназначена для того, чтобы помочь вам запомнить написание слов. Они могут относиться к написанию конкретного слова или к более широкому правилу правописания.
Одна из частых орфографических ошибок заключается в смешении s tationery (письменные принадлежности) и s tationary (неподвижный).
Поскольку слова произносятся одинаково и пишутся с разницей всего в одну гласную, написание можно легко забыть. К счастью, простая мнемоника правописания может помочь вам запомнить правило.
e в канцелярских принадлежностях означает конверт .
Рис. 2 — Потенциально очень полезно.
Музыка и рифмы
Мнемонические устройства иногда используют песни и стихи для запоминания. Это может включать преобразование концепции в небольшую мелодию или преобразование ее в строфу, в которой используются рифмы или аллитерации.
В песне ABC используются как музыкальные , так и рифмы, чтобы помочь детям запомнить алфавит. Он превращает утомительный список из 26 букв в простую мелодию и разделяет его на четыре строки, каждая из которых заканчивается рифмующимися буквами ( G, P, V, и 9).0009 Z ).
Музыкальные мнемоники
Музыкальные мнемоники часто превращают длинный список элементов в простую мелодию.
Сюда могут входить песни, перечисляющие 50 штатов США в алфавитном порядке, джинглы, объясняющие функцию вспомогательных глаголов, незаменимые аминокислоты на мелодию 9-й симфонии Бетховена — что угодно.
Мнемоника рифм
Возможно, песни вам не по душе, а вот стихи и рифмы — да. Рифмованные мнемоники используют рифмы, аллитерации и другие поэтические приемы, помогающие запоминать списки и понятия.
Возможно, вам знакома эта мнемоника правописания:
I перед e, за исключением после c, и когда звучит как «ау», в «сосед» и «вес».
Это устройство пытается объяснить запутанный и непоследовательный образец правописания на английском языке. Несмотря на то, что правило не идеально, это хороший пример рифмованной мнемоники. Схема рифмовки может облегчить запоминание паттерна в долгосрочной перспективе.
Визуализация
Мнемоники визуализации делают именно то, что вы могли догадаться: они визуализируйте концепции, чтобы сделать их более запоминающимися.
Рис. 3 – Визуализация мнемоники, моделирующая типы мнемоники.
Мнемоника визуализации использует модели, картинки и воображаемые места для облегчения запоминания.
Теперь более подробно о типах мнемоники визуализации.
Модельная мнемоника
Учебники по естественным наукам часто полны иллюстраций и диаграмм. Это примеры мнемоники модели .
Рис. 4 – Модель мнемоники, показывающая анатомию нейрона.
Приведенная выше мнемоника модели представляет собой помеченную диаграмму нейрона. Изображение увеличено и местами обрезано, чтобы была видна каждая часть ячейки. Есть так много отдельных частей, что было бы трудно выучить название и функцию каждой части без наглядного пособия. Изучение этих терминов, глядя на модель, делает структуру нейрона более ясной и легкой для запоминания.
Мнемоника изображений
Мнемоника изображения очень похожа на мнемонику модели. Они используют картинки и иллюстрации для облегчения запоминания. Этот тип мнемоники очень широк и открыт для творчества. Вы можете создавать мнемоники изображений, как хотите — все, что поможет вам достичь цели памяти!
Основное различие между мнемоникой изображения и мнемоникой модели заключается в том, что мнемоника изображения не должна напрямую представлять понятие . Вместо этого они могут просто проиллюстрировать его.
Порядок линнеевской таксономии:
Царство, Тип, Класс, Порядок, Семейство, Род, Виды.
Для запоминания этого порядка часто используются мнемонические слова и выражения:
Король Филипп воскликнул: «Ради всего святого!»
Метод локусов
Метод локусов представляет собой интересный тип мнемонического приема, поскольку он включает в себя изображение объектов в пространстве.
Это запоминающее устройство иногда называют «дворцом разума» или «дворцом памяти». Он использовался в качестве мнемонического приема римским философом Цицероном и вымышленным персонажем сэра Артура Конан Дойля Шерлоком Холмсом.
Допустим, вы составляете список продуктов и хотите запомнить все, что вам нужно купить в магазине. Если вы хотите использовать технику дворца памяти, вы можете представить себе стул, а затем представить все продукты, которые вам нужны, на стуле или вокруг него.
Рис. 5 — Что на нем может быть?
Разбивка на части
Когда вы «разбиваете» информацию на части, вы разделяете большую группу элементов на более мелкие и более запоминающиеся группы.
Фрагментирование — это запоминающее устройство, которое включает группировку элементов списка в более мелкие, более легкие для запоминания «фрагменты».
Вот как это может выглядеть.
Песня ABC — это не только музыкальная мнемоника и рифмованная мнемоника. Он также использует фрагментацию , разбивая группу из 26 букв на четыре меньшие группы.
Блок 1: A B C D E F G
Блок 2: H I J K L M N O P
Блок 3: Q R S T U V
Блок 4: W X Y Z 0004 и соединения .
Примечание Организация
Метод разделения заметок на части легко применим в школьной среде. Он включает в себя группировку и упорядочение заметок, чтобы их было легче изучать и запоминать.
Карточки являются примером организации заметок. Когда вы создаете карточки, вы разделяете свои заметки по теме на отдельные «фрагменты» информации. Вместо того, чтобы смотреть на страницу, полную заметок, вы можете учиться, проверяя себя по одному понятию за раз.
Используйте эту мнемонику, просматривая карточки в этом учебном наборе!
Соединения
Когда вы используете мнемонику соединения , вы присоединяете новую информацию, которую хотите запомнить, к старой информации, которую вы уже знаете.
Склеивание того, что вы пытаетесь узнать, с тем, что вы уже знаете, создает связь между двумя фрагментами информации. Всякий раз, когда вы думаете об одном, вы также думаете и о другом.
Авраам Линкольн написал и выступил с обращением в Геттисберге (1863 г.).
Как вы могли использовать мнемонику соединения, чтобы запомнить это?
Авраам Линкольн носил цилиндр. Вы можете использовать это, чтобы соединить две части информации: представьте себе или нарисуйте цилиндр на словах «Геттисбергский адрес». Теперь вы будете ассоциировать адрес Gettysburg с цилиндром, который вы уже ассоциировали с Авраамом Линкольном!
Различные типы мнемоники служат разным целям. Не каждый тип будет работать для всех. Возможно, музыка не поможет вам учиться, но модели и картинки помогут. Вы получите максимальную отдачу от своего обучения, если выберете и создадите мнемотехнику, соответствующую вашему стилю обучения.
Мнемотехника — ключевые выводы
- Мнемотехника, также называемая мнемоническим устройством, представляет собой обучающий инструмент, предназначенный для облегчения запоминания.
- Мнемонические приемы можно преподавать в качестве стандарта в классной комнате, или их может создавать отдельный человек в соответствии с определенным стилем обучения.
- Мнемотехника может улучшить вашу память, помочь вам понять сложные концепции и научить вас использовать новые стратегии обучения.
- Основные категории мнемотехники слова и буквы, музыка и рифма, визуализация, и фрагментация .
Эта древняя мнемоническая техника строит дворец памяти
Карта памяти lukasa . Courtesy Brooklyn Museum/Wikimedia
В детективном романе Артура Конан Дойла « Этюд в багровых тонах » (1887) мы узнаем, что Шерлок Холмс использовал самую эффективную из известных систем памяти: дворец памяти. Хотя воображаемые дворцы памяти до сих пор используются чемпионами памяти и теми немногими, кто практикует искусство памяти, они наиболее известны с греко-римских времен, когда великие ораторы, включая Цицерона, использовали их, чтобы их риторика была гладкой, подробной и безупречной. Дворец физической памяти, обычно городской пейзаж или интерьер здания, становился настолько привычным для оратора, что всегда был доступен в его воображении. «Размещая» по одной части информации в каждом месте, они могли мысленно прогуляться по своему дворцу памяти, место за местом, вытягивая каждую часть речи в нужном порядке, не пропуская ни одного элемента.
Принято считать, что этот метод локусов , как этот метод также известен, восходит к Симониду Кеосскому ( c 556-468 до н. э.), которого часто считают изобретателем. Однако есть достаточно косвенных доказательств того, что коренные народы во всем мире использовали его гораздо дольше. Существуют непрерывные записи культур австралийских аборигенов, насчитывающие не менее 40 000 лет. Их песни, наряду с тропами паломничества коренных американцев, церемониальными дорогами жителей тихоокеанских островов и ceque система инков в Куско демонстрирует в точности тот же образец, что и дворцы памяти, описанные Цицероном. В каждом священном месте на этих тропах старейшины пели, танцевали или рассказывали истории, делая информацию, связанную с местом, более запоминающейся.
Навыки памяти местных старейшин превосходят все, что было известно древним грекам. Например, исследования коренных американцев навахо показывают, что они запоминают классификацию более 700 насекомых, а также их идентификацию, среду обитания и поведение. И это только насекомые. Полностью посвященный старейшина коренных народов сможет рассказывать истории, эквивалентные полевому справочнику для всех птиц, млекопитающих, рептилий, рыб и сотен насекомых в их среде обитания.
Другое исследование показывает, что народ хануну на Филиппинах смог идентифицировать 1625 растений, многие из которых в то время были неизвестны западной науке. Добавьте к этому знание астрономии, хронометража, навигации, правовых и этических норм, погоды и времен года, сложных генеалогий и систем верований, и вы получите обширную энциклопедию, хранящуюся в переплетенной заученной паутине: паутине, которая привязана к реальной или воображаемой памяти. дворец.
Культуры без письменности называются «неписьменными», но их идентичность следует ассоциировать не с тем, что они не делают, а скорее с тем, что они делают по необходимости, когда нет письменности для записи их знаний. Культуры без письменности используют самый интригующий ряд технологий запоминания, часто объединяемых академическим термином «первичная устная речь», включая песни, танцы, рифму и ритм, рассказ и мифологию. Устройства физической памяти, однако, реже включаются в этот список. Самым универсальным из них является сам пейзаж.
Дворцы памяти австралийских аборигенов разбросаны по всей земле и структурированы спетыми дорожками, называемыми линиями песен. Песни народа яньюва из Карпентарии на крайнем севере Австралии были записаны на расстояние более 800 километров. Линия песни — это последовательность локаций, которая может, например, включать в себя скалы, дающие лучший материал для инструментов, значительное дерево или водоем. Они гораздо больше, чем навигационное средство. В каждом месте исполняется песня или история, танец или церемония, которые всегда будут связаны с этим конкретным местом, физически и в памяти. Таким образом, песенная линия представляет собой оглавление всей системы знаний, которое можно просмотреть как в памяти, так и физически.
Окутанные оживленным ландшафтом, некоторые местные культуры также используют небесный пейзаж в качестве запоминающего устройства; истории персонажей, связанных со звездами, планетами и темными пространствами, напоминают о бесценных практических знаниях, таких как сезонные колебания, навигация, хронометраж и большая часть этических основ их культуры. Истории, связанные с местом в небе или на фоне ландшафта, обеспечивают обоснованную структуру, добавляющую еще больше сложности с уровнями инициации. Как правило, только полностью посвященный старейшина знал и понимал всю систему знаний сообщества. Сохраняя конфиденциальность важной информации и ограничивая доступ к ней, можно избежать так называемого «эффекта китайского шепота», защищая информацию от искажения.
Наскальные рисунки и украшенные столбы также являются привычными средствами памяти коренных народов, но гораздо менее известны портативные запоминающие устройства. Вырезанные камни и доски, коллекции предметов в мешках, картины из коры, свитки из бересты, украшения на шкурах и завязанные шнуры инков кипу — все это использовалось для помощи в воспроизведении запоминаемой информации. Блюдо для переноски пищи, используемое культурами австралийских аборигенов, куламон , может быть надрезано на задней части, обеспечивая сложное мнемоническое устройство, не добавляя ничего к нагрузке, которую нужно нести при перемещении по их ландшафту. Точно так же tjuringa , каменный или деревянный предмет длиной до метра, украшенный абстрактными мотивами, является строго ограниченным устройством для мужчин-аборигенов. Когда владелец куламона или старейшина со своим тюрингом касался каждой отметки, он или она вспоминали соответствующую историю или пели соответствующую песню.
Это очень похоже на то, как народ Люба в Западной Африке использует хорошо задокументированную плату памяти, известную как lukasa . Предыдущие исследователи утверждали, что «люди памяти» общества Мбудье потратили годы на изучение обширного корпуса историй, танцев и песен, связанных с бусиной и ракушками, прикрепленными к резному дереву. Мое первоначальное отношение, когда я прочитал это, было полным скептицизмом. Конечно, это слишком много для такого простого устройства. Так что я сделал один. Я взял кусок дерева, приклеил на него несколько бусинок и ракушек и начал кодировать 412 птиц моего штата: их научные фамилии, идентификацию, среду обитания и поведение. Это сработало. Я больше не сомневаюсь в исследованиях. Несмотря на простоту, это невероятно мощный инструмент памяти. Вдохновленный моим успехом с lukasa , Я также создал песенные линии более чем на километр вокруг моего дома. В моей прогулке есть места для каждой из 244 стран и зависимых территорий мира. Я иду по ним от самого густонаселенного в Китае до маленького острова Питкэрн. Я также путешествую во времени от 4500 миллионов лет назад до настоящего времени, кивая динозаврам, встречая наших предков-гоминидов и приветствуя многочисленных исторических персонажей. Моя память значительно расширилась благодаря использованию этой древней мнемонической техники.
Именно структура человеческого мозга диктует методы запоминания, которые так эффективно работают в разных человеческих обществах. Наша зависимость от письма подорвала этот навык. Мы можем, если захотим, применить эти методы наряду с нашими нынешними образовательными методами. Я научил школьников петь свои научные произведения и создавать дорожки памяти прямо по школьной территории, и с отличными результатами.