Мозговой штурм — что это, методика проведения брейншторма, полезные инструменты
Автор
Редакция developers.sber.ru
Продукты из этой статьи:
Поиск решений — то, что всегда сопровождает любой бизнес. Какую рекламу запустить? Как выделиться среди конкурентов? Чем привлечь новых клиентов? Руководитель не всегда может сам ответить на эти вопросы. В такие моменты на помощь приходит методика мозгового штурма. Рассказываем, что это такое и как её правильно применять.
Что такое методика мозгового штурма
Мозговой штурм, или, как его ещё называют, брейнсторминг, — это методика коллективного поиска решений. Суть в том, что сотрудники компании собираются и вслух думают над конкретной задачей. Каждый высказывает свою идею, в результате чего и рождается наилучший вариант.
Эту методику разработал Алекс Осборн в 1940-х гг. для того, чтобы получить максимальное количество вариантов решения задачи. Американский рекламщик предположил, что основная причина отсутствия нестандартных идей — страх публичной оценки. Сотрудники боятся озвучивать свои мысли, потому что могут столкнуться со скептическим мнением коллег и даже с насмешками.
По методике Осборна ставилась принципиально новая задача — говорить всё, что придёт в голову, и не давать никаких оценок. Результат эксперимента оказался действительно впечатляющим. За 40 минут группа из 7 человек смогла сгенерировать более 150 идей.
Методика брейнсторминга — это творческий процесс. Здесь нет правильных и неправильных идей, поэтому участники могут не бояться озвучивать свои варианты. Чем больше решений предложит коллектив, тем больше вероятность отыскать нужное.
В чём преимущества методики брейнсторминга:
- Цепочка, казалось бы, несвязанных мыслей может породить уникальное решение.
- У каждого участника есть возможность проявить себя и высказать смелые идеи, которые он опасается говорить руководителю лично из-за страха негативной оценки.
- Максимальное количество вариантов решения задачи позволяет выбрать оптимальное для бизнеса.
Участвовать в таком своеобразном совещании могут как два сотрудника, так и вся команда в 10–20–50 человек. Как правило, участники брейнсторминга имеют непосредственное отношение к решаемому вопросу. Также могут быть полезны люди, которые не обладают нужной компетенцией, но умеют поддержать дискуссию и привести руководителя к неочевидной идее.
Основные этапы мозгового штурма
Методика мозгового штурма включает три этапа:
- Постановка проблемы.
- Генерация идей.
- Отбор, систематизация и оценка идей.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Постановка проблемы
Чётко и лаконично сформулируйте задачу, которую необходимо решить при помощи методики брейнсторминга. Лучше, чтобы описание проблемы не занимало больше половины листа формата А4.
Заранее сообщите сотрудникам проблему, которую предстоит обсудить. В этот момент запустятся мыслительные механизмы — они будут работать в фоновом режиме. Пока человек занимается рутинными делами или просто идёт домой из офиса, его может посетить интересная идея.
Назначьте руководителя, который будет управлять процессом брейнсторминга. А сотрудников разделите на две группы:
- первая генерирует идеи;
- вторая оценивает результаты.
В первую группу отбирайте людей с творческим мышлением и умением нестандартно подходить к решению задач. Эти качества не всегда бывают очевидны, так как многие стесняются показывать свой креативный склад ума. Поэтому руководителю важно научиться присматриваться к сотрудникам и распознавать в них потенциал.
Подбирая специалистов в первую группу, также обратите внимание на следующие факторы:
- разноплановость опыта, профессий, квалификаций участников;
- разноплановость темперамента участников: нужны и активные сотрудники, и более пассивные;
- по возможности пригласите и женщин, и мужчин;
- в группу может входить столько людей, сколько вы посчитаете нужным, однако оптимальное количество по методике Осборна — 7 человек.
Генерация идей
Когда группа набрана, задача поставлена, можно переходить к мозговому штурму, то есть генерации идей. Руководитель должен управлять группой и направлять ход дискуссии.
Расскажите участникам о правилах этой методики. Главное — чтобы они не критиковали идеи друг друга. Подробнее о правилах мы поговорим чуть ниже.
Обязательно выберите человека, который по ходу дискуссии будет записывать все высказанные идеи. Делайте это в удобном для вас формате, но лучше вести запись в электронном виде.
Что ещё потребуется на этапе генерации идей при встрече в очном формате:
- отдельная комната, где сотрудников никто не будет отвлекать;
- доска или интерактивный экран, где руководитель сможет построить график или сделать другие наброски по теме;
- блокноты с ручками или электронные девайсы, чтобы участники могли делать быстрые заметки;
- питьевая вода и небольшой перекус, если брейнсторминг затянется на несколько часов.
Необязательный, но желательный пункт — видео- или аудиозапись. Так вы сможете вернуться к дискуссии и переслушать нужный момент.
Отбор, систематизация и оценка идей
Лишь через несколько дней после мозгового штурма переходите к последнему этапу — систематизации и оценке идей. Дело в том, что сотрудники могут генерировать идеи и после совещания. Свежие мысли тоже стоит учитывать.
Когда все идеи собраны, передайте их второй группе. Определите критерии оценки, в соответствии с которыми сотрудники будут оценивать результаты брейнсторминга.
Возможные критерии оценки:
- практическая реализация;
- новизна;
- актуальность;
- невысокие затраты на реализацию;
- креативность;
- уникальность.
После глубокого анализа выберите наилучшие решения и приступайте к их реализации.
Правила проведения мозгового штурма
Создатель методики сформулировал четыре важных правила, которые следует соблюдать во время брейнсторминга.
Правила мозгового штурма:
- Нельзя осуждать и критиковать чужие идеи.
- Участников надо настроить на то, чтобы они предлагали самые невероятные решения, которые могут прийти на ум.
- Важно обсудить максимальное количество идей в надежде, что количество перейдёт в качество.
- Участники должны дополнять, интегрировать и развивать идеи, которые были озвучены другими.
Основные ошибки методики
Одна из основных ошибок, которую часто допускают на брейнсторминге, — мнимое соблюдение иерархии. Первое слово даётся сотрудникам на более высокой должности. Остальные участники боятся высказывать свои мысли после авторитетных идей.
По правилам методики пусть сначала выскажутся сотрудники, занимающие нижестоящие должности. Затем можно дать слово руководителям.
Ещё одна ошибка — это короткие встречи. Как правило, первые 40 минут идут не очень продуктивно. Все предлагают очевидные решения и на этом решают закончить совещание. Не торопитесь: 40 минут спустя, когда все типичные идеи будут исчерпаны, начнётся настоящий мозговой штурм.
Инструменты для мозгового штурма
Традиционно мозговой штурм проводится в виде совещания, на которое приглашают сотрудников, в чьей компетенции находится решаемая задача. Новые инструменты для бизнеса вносят изменения в формат таких встреч, делая их удобнее и эффективнее. Рассмотрим некоторые из полезных сервисов.
Корпоративный мессенджер
Один из популярных мессенджеров для бизнеса — это Dialog от Сбера. Благодаря сервису вы всегда останетесь на связи с коллегами. Его можно использовать в рабочее время, чтобы быстро связаться с нужным сотрудником, или в нерабочее — чтобы оперативно провести мозговой штурм в групповом чате при форс-мажоре.
Возможности мессенджера Dialog:
- удобная интеграция со сторонними приложениями;
- автоматизации типовых бизнес-задач;
- обмен файлами, аудио- и видеозвонки;
- поиск файлов, изображений, документов и нужного сотрудника по имени, должности или отделу.
Интерфейс Dialog сделан по аналогии с мессенджерами для личных целей. Пользоваться им просто и удобно. При этом все данные надёжно защищены и хранятся на вашем сервере или в инфраструктуре стороннего провайдера в частном облаке.
Мессенджер Dialog будет полезен в ситуациях, когда:
- ваши сотрудники работают удалённо и вам необходимо поддерживать связь в течение дня;
- у вас большой офис, нужно оперативно находить сотрудников и организовывать их взаимодействие друг с другом.
За счёт объединения разрозненных инструментов в одном решении мессенджер Dialog помогает сократить расходы на связь, а также автоматизировать рутинные бизнес-задачи и защититься от утечки информации.
Онлайн-конференция
После пандемии онлайн-встречи стали привычной формой бизнес-коммуникации. С помощью современных инструментов можно удалённо обсуждать детали сделки с партнёрами, проводить совещания с сотрудниками, обучать команду или студентов, а также устраивать мозговые штурмы. SberJazz от российских разработчиков — один из популярных сервисов для безопасных и удобных видеоконференций.
Возможности SberJazz:
- привычные функции для коммуникации: чаты, реакции, фоны;
- совместный просмотр контента благодаря одновременной демонстрации экрана;
- улучшение изображения, умный фокус и шумоподавление;
- технология распознавания речи SaluteSpeech с поиском по диалогам — автоматическая транскрибация выступления спикера;
- перенос звонков между девайсами;
- запись конференций;
- встроенный чат для общения с коллегами во время конференций;
- голосовое управление.
В бесплатной версии программы для проведения онлайн-встречи вам понадобится только гаджет и интернет. SberJazz позволяет подключиться к конференции из любой точки мира и с любого устройства. Если вы используете SberPortal или SberBox Top, вам также будет доступно управление жестами и с помощью виртуального помощника.
Преимущества сервиса SberJazz:
- работает везде: браузеры, смартфоны, desktop и мобильные приложения, умные устройства Сбера;
- сервис включён в реестр отечественного ПО — серверы и поддержка находятся в России, что гарантирует безопасность данных и стабильную работу;
- удобный и интуитивно понятный интерфейс позволяет организовать онлайн-встречу в несколько кликов.
На онлайн-конференцию в SberJazz можно пригласить до 200 человек.
Больше возможностей для бизнеса предусмотрено в тарифах «Business» и «Enterprise». К примеру, «Business» позволяет приобрести до 100 лицензий, администрировать встречи, включать расшифровку речи. Чтобы контролировать подключение участников, предусмотрен зал ожидания. Можно запретить доступ неавторизированным пользователям. В тарифе «Enterprise» кроме этих возможностей доступна установка сервиса в контуре компании заказчика и опция покупки 100 и более лицензий.
Кроме этого, Сбер предлагает решения для бизнеса, которые помогут оптимизировать другие процессы и тем самым освободить время для проведения мозговых штурмов. Инструменты от российских разработчиков найдут своё применение в любой отрасли.
Самые востребованные решения для бизнеса от Сбера:
- SaluteBot — чат-бот для общения с клиентами, самостоятельно обрабатывает до 70% запросов;
- SaluteSpeech — сервис для синтеза и распознавания речи;
- SmartFace — облачное решение для распознавания по лицу;
- Салют Отель — интерактивное решение для отелей;
- SmartBadge — бейдж для записи и анализа переговоров с клиентами, оценки качества консультаций и улучшения сервиса.
Позвольте современным технологиям взять на себя рутинную работу, чтобы вы смогли заниматься творческим процессом и придумывать новые идеи.
Продукты из этой статьи:
Метод мозгового штурма Текст научной статьи по специальности «Математика»
УДК 330.1
МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА
Э. А. Измайлова, Ю. А. Кузнецова
THE METHOD OF BRAINSTORMING
E. A. Izmailova, Y. A. Kuznetsova
Аннотация. В данной статье раскрывается цель, универсальность, схема порядка проведения мозгового штурма, рассматриваются практические примеры, определяются достоинства и недостатки этого метода.
Ключевые слова: мозговой штурм, Алекс Осборн, примеры мозгового штурма, цель метода мозгового штурма, план действий мозгового штурма, разновидности метода мозгового штурма, преимущества и недостатки мозгового штурма.
Abstract. This article reveals the purpose, the versatility, the scheme of arrangements for practical examples and brainstorming, the advantages and disadvantages of this method are determined.
Key words: brainstorming, Alex Osborn, examples of brain storm, the purpose of the method of brainstorming, plan of action of brainstorming, the variety of the method of brainstorming, the advantages and disadvantages of brainstorming.
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных [1].
Метод появился в США в конце 30-х гг. Окончательно оформился и стал известен широкому кругу с выходом в 1953 г. книги Алекса Осборна «Управляемое воображение», в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. А. Осборн предложил разделить во времени процессы генерирования идей и их критической оценки. Это предложение явилось основой его метода прямой мозговой атаки, или мозгового штурма [2].
Цель метода мозговой атаки — стимулировать группу лиц к быстрому генерированию большого числа идей и получить их как можно больше. Во время сеанса мозгового штурма происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.
Популярные телепередачи «Что, где, когда?», «Брейн-ринг» — примеры мозговой атаки, только участники встречи после обсуждения выдвигают одну версию из нескольких сгенерированных.
На телеканале «ТВ Центр» выходит программа «Мозговой штурм» с ведущей А. Урманцевой. «Мозговой штурм» — это встреча экспертов разных специальностей, сфера деятельности которых так или иначе касается главной темы программы. Прежде всего, это представители научной сферы, однако могут быть приглашены и представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а в некоторых случаях — и альтернативные исследователи. Одна из главных целей программы — привлечение внимания к интересным, умным, нетрадиционно мыслящим, интеллигентным людям Москвы.
План действий по методу мозгового штурма состоит в следующем:
1) отобрать группу лиц для генерации идей;
2) ввести правило, запрещающее критиковать любую идею. Довести до сознания участников, что:
— приветствуются любые идеи,
— надо получить много идей,
— участники должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные другими;
3) зафиксировать выдвинутые идеи и затем дать им оценку [3].
Метод мозгового штурма позволяет рассматривать почти любую проблему или любое затруднение в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций и пр., если они просто и ясно сформулированы.
У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся обратный мозговой штурм, брейнрай-тинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм по-японски.
Обратный мозговой штурм предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или при разработке новой идеи, когда решаются две творческие задачи: выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков; максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге. «Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика» [4].
Методика брейнрайтинга основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листах бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный лист. Группа обменивается листами в течение 15 мин.
Индивидуальный мозговой штурм не отличается от классического метода и проводится по тем же правилам. Единственное различие — сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю [4].
Мозговой штурм на доске проводится в специальном помещении, где идет деловое совещание, там необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана большими яркими (разноцветными) буквами требующая разрешения проблема.
Существует также японская (кольцевая) система принятия решений -«кингисе», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному
руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то определяется вектор предпочтений с помощью одного из следующих принципов:
а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;
б) диктатора — за основу берется мнение одного лица. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
в) принципа Курно, используемого в том случае, когда коалиций нет, т. е. предлагается число решений, равное числу экспертов;
г) принципа Парето, используемого при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию;
д) принципа Эджворта, используемого в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение [2].
Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время работы поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение. Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергетический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею. Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.
Мозговой штурм — это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуются сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда [3].
Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма. В связи с тем, что при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую ее участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательной разработки предлагаемой идеи. При слабой обученно-сти персонала сотрудничеству и командной работе участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники настаивают на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен. Недостаточно развитая способность осуществлять дистилля-
цию вызывает трудности c выбором из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, которые можно будет перевести в конкретные действия.
Таким образом, технологии мозгового штурма имеют большую значимость, так как они полезны не только для коллективного решения проблем на деловом совещании, развития творческого потенциала его участников, повышения стоимости ресурсов компании, но и для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов, поскольку формируют у них эффективные навыки говорения и слушания.
Список литературы
1. Материалы свободной энциклопедии «Википедия». — URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/
2. Фатхутдинов, Р. А. Разработка управленческого решения / Р. А. Фатхутдинов. -М. : Интел-синтез, 2011.
3. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений / А. П. Панфилова. — СПб. : Питер, 2008.
4. Койн, К. Творческая мысль на коротком поводке / К. Койн. — URL: http://hbr-russia.ru/issue/37/8/
Измаилова Эльвира Асиятовна
студентка, факультет экономики и управления,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Izmailova Elvira Asiyatovna student, faculty of economics and management, Penza State University
Кузнецова Юлия Александровна студентка, факультет экономики и управления,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Kuznetsovа Yuliya Alexandrovna student, faculty of economics and management, Penza State University
УДК 330.1 Измаилова, Э. А.
Метод мозгового штурма / Э. А. Измаилова, Ю. А. Кузнецова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2013. — № 2 (6). — С. 32-35.
Мозговой штурм — информация, люди и технологии
Глава 14: Динамика цифровой работы
Мозговой штурм — это метод группового творчества, с помощью которого предпринимаются попытки найти решение конкретной проблемы путем сбора списка идей, спонтанно внесенных его участниками.
Этот термин популяризировал Алекс Фейкни Осборн в книге 1953 года « Applied Imagination».
Происхождение
Директор по рекламе Алекс Ф. Осборн начал разрабатывать методы творческого решения проблем в 1939. Он был разочарован неспособностью сотрудников индивидуально разрабатывать креативные идеи для рекламных кампаний. В ответ он начал проводить сеансы группового мышления и обнаружил значительное улучшение качества и количества идей, вырабатываемых сотрудниками. Осборн изложил свой метод в книге 1948 года «Ваша творческая сила » в главе 33 «Как организовать команду для создания идей». [1]
Метод Осборна
Проведение мозгового штурма
Осборн утверждал, что два принципа способствуют «эффективности идей», а именно :
- Отложить решение,
- Стремитесь к количеству. [2]
Этим двум принципам он следовал четырем общим правилам мозгового штурма, установленным с намерением:
- уменьшить социальные запреты среди членов группы.
- стимулируют генерацию идей.
- повышают общую креативность группы.
- перейти к количеству : Это правило является средством улучшения дивергентного производства, направленным на облегчение решения проблем с помощью максимы количество порождает качество . Предполагается, что чем больше будет генерируемых идей, тем больше шансов найти радикальное и эффективное решение.
- Воздержитесь от критики : В ходе мозгового штурма критика выработанных идей должна быть «отложена». Вместо этого участники должны сосредоточиться на расширении или дополнении идей, приберегая критику для более позднего «критического этапа» процесса. Отложив суждение, участники смогут свободно генерировать необычные идеи.
- Приветствуем дикие идеи : Чтобы получить хороший длинный список предложений, поощряются дикие идеи. Их можно создать, глядя с новой точки зрения и отказываясь от предположений. Эти новые способы мышления могут дать вам лучшие решения.
- Комбинируйте и совершенствуйте идеи : Как подсказывает лозунг «1+1=3». Считается, что он стимулирует создание идей в процессе ассоциации. [2]
Приложения
Осборн отмечает, что мозговой штурм должен решать конкретный вопрос; он считал, что сеансы, посвященные нескольким вопросам, были неэффективными.
Далее, проблема должна требовать генерации идей, а не суждений; он использует примеры, такие как создание возможных названий для продукта, в качестве подходящего материала для мозгового штурма, тогда как аналитические суждения, такие как жениться или нет, не требуют мозгового штурма.
Группы
Осборн предполагал группы примерно из 12 участников, включая как экспертов, так и новичков. Участникам предлагается давать дикие и неожиданные ответы. Идеи не подвергаются критике или обсуждению. Группа просто предлагает идеи, которые могут привести к решению, и не применяет аналитического суждения относительно осуществимости. Судебные решения отложены на более поздний срок. [2]
Вариации
Номинальная групповая техника
Основная статья: метод номинальной группы
Участников просят писать свои идеи анонимно. Затем ведущий собирает идеи, и группа голосует за каждую идею. Голосование может быть таким же простым, как поднятие рук в пользу данной идеи. Этот процесс называется дистилляцией.
После дистилляции лучшие идеи могут быть отправлены обратно в группу или в подгруппы для дальнейшего мозгового штурма. Например, одна группа может работать над цветом, требуемым для продукта. Другая группа может работать над размером и так далее. Каждая группа вернется ко всей группе для ранжирования перечисленных идей. Иногда идеи, от которых ранее отказались, могут быть выдвинуты снова после того, как группа пересмотрит их.
Важно, чтобы фасилитатор был обучен этому процессу, прежде чем пытаться фасилитировать эту технику. Группу следует воодушевить и вдохновить на участие в этом процессе. Как и во всех командных действиях, может потребоваться несколько практических занятий, чтобы обучить команду методу, прежде чем приступить к реализации важных идей.
Техника группового прохождения
Каждый человек в круговой группе записывает одну идею, а затем передает листок бумаги следующему человеку, который добавляет несколько мыслей. Так продолжается до тех пор, пока каждый не получит обратно свой первоначальный лист бумаги. К этому времени, вероятно, группа подробно проработает каждую идею.
Группа также может создать «книгу идей» и разместить список рассылки или маршрутную накладную в начале книги. На первой странице описание проблемы. Первый человек, получивший книгу, перечисляет свои идеи, а затем направляет книгу следующему человеку в списке рассылки. Второй человек может регистрировать новые идеи или добавлять идеи к идеям предыдущего человека. Это продолжается до тех пор, пока список рассылки не будет исчерпан. Затем проводится последующая «зачитывающая» встреча для обсуждения идей, записанных в книге. Этот метод занимает больше времени, но дает людям время, чтобы глубоко обдумать проблему.
Метод картирования идей команды
Этот метод мозгового штурма работает по методу ассоциаций. Это может улучшить совместную работу и увеличить количество идей и разработано таким образом, чтобы в нем участвовали все участники и ни одна идея не была отклонена.
Процесс начинается с четко определенной темы. Каждый участник проводит мозговой штурм индивидуально, затем все идеи объединяются в одну большую карту идей. На этом этапе консолидации участники могут прийти к общему пониманию проблем, поскольку они разделяют значения, лежащие в основе их идей. Во время этого обмена у ассоциации могут возникать новые идеи, которые также добавляются на карту. Как только все идеи собраны, группа может расставить приоритеты и/или принять меры. [3]
Направленный мозговой штурм
Направленный мозговой штурм — это вариант электронного мозгового штурма (описан ниже).
При направленном мозговом штурме каждому участнику выдается один лист бумаги (или электронная форма) и задается вопрос мозгового штурма. Их просят дать один ответ и остановиться, затем все бумаги (или формы) случайным образом меняются местами между участниками. Участников просят взглянуть на полученную ими идею и создать новую идею, которая улучшит эту идею на основе первоначальных критериев. Затем формы снова меняются местами, и респондентов просят улучшить идеи, и процесс повторяется в течение трех или более раундов.
В лаборатории было обнаружено, что направленный мозговой штурм почти в три раза повышает производительность групп по сравнению с электронным мозговым штурмом. [4]
Управляемый мозговой штурм
Управляемый сеанс мозгового штурма — это время, отведенное для индивидуального или группового мозгового штурма по определенной теме в условиях ограничений перспективы и времени. Этот тип мозгового штурма устраняет все причины для конфликтов и ограничивает разговоры, одновременно стимулируя критическое и творческое мышление в увлекательной, сбалансированной обстановке.
Участников просят принять различные образы мышления в течение заранее определенного периода времени, внося свои идеи в центральную карту разума, составленную заранее назначенным писцом. Изучив многостороннюю точку зрения, участники, по-видимому, видят простые решения, которые в совокупности обеспечивают больший рост. Действие назначается индивидуально.
После управляемого сеанса мозгового штурма участники появляются с идеями, ранжированными для дальнейшего мозгового штурма, исследований и вопросов, оставшихся без ответа, а также с расставленным по приоритетам, назначенным и действенным списком, который дает каждому четкое понимание того, что должно произойти дальше, и возможность визуализировать объединенную будущую направленность и большие цели группы.
Индивидуальный мозговой штурм
«Индивидуальный мозговой штурм» — использование мозгового штурма в одиночных ситуациях. Обычно он включает в себя такие методы, как свободное письмо, свободное высказывание, словесные ассоциации и рисование карты ума, которая представляет собой визуальную технику ведения заметок, с помощью которой люди схематизируют свои мысли. Индивидуальный мозговой штурм — полезный метод творческого письма, и было доказано, что он превосходит традиционный групповой мозговой штурм. [5] [6]
Вопрос мозгового штурма
Этот процесс включает в себя мозговой штурм вопросов , а не попытки найти немедленные ответы и краткосрочные решения. Теоретически этот метод не должен препятствовать участию, поскольку нет необходимости предлагать решения. Ответы на вопросы составляют основу для построения будущих планов действий. После того, как список вопросов составлен, может потребоваться расставить их по приоритетам, чтобы найти наилучшее решение в упорядоченном порядке. [7]
«Квесторминг» — еще один термин для этого способа исследования. [8]
Электронный мозговой штурм (EBS)
См. также: Программное обеспечение для мозгового штурма и Электронная система для совещаний
Хотя мозговой штурм может проводиться онлайн с помощью общедоступных технологий, таких как электронная почта или интерактивные веб-сайты, также было предпринято много усилий по разработке специализированного компьютерного программного обеспечения, которое может либо заменить, либо улучшить один или несколько ручных элементов процесса мозгового штурма.
Ранние попытки, такие как GroupSystems в Аризонском университете [9] или система Software Aided Meeting Management (SAMM) в Университете Миннесоты, [10] , использовала преимущества новой на тот момент компьютерной сетевой технологии, которая была установлена в комнатах, предназначенных для компьютерных совещаний. При использовании этих электронных систем встреч (EMS, как их стали называть) члены группы одновременно и независимо вводили идеи в компьютерный терминал. Программа собирала (или «объединяла») идеи в список, который можно было отобразить на центральном проекционном экране (при желании анонимно). Другие элементы этих EMS могут поддерживать дополнительные действия, такие как категоризация идей, устранение дубликатов, оценка и обсуждение приоритетных или спорных идей. Более поздние EMS использовали достижения в компьютерных сетях и интернет-протоколах для поддержки асинхронных сеансов мозгового штурма в течение длительных периодов времени и в нескольких местах 9.0005
Представленный вместе с EMS Нунамакером и его коллегами из Университета Аризоны [9] был электронным мозговым штурмом (EBS). Используя индивидуальное компьютерное программное обеспечение для групп (системы групповой поддержки принятия решений или групповое программное обеспечение ), EBS может заменить мозговой штурм лицом к лицу. [22] Примером группового программного обеспечения является GroupSystems, программное обеспечение, разработанное Аризонским университетом. [9] После публикации обсуждения идеи на GroupSystems отображается на компьютере каждого члена группы. Поскольку члены группы одновременно вводят свои комментарии на разных компьютерах, эти комментарии анонимно объединяются и становятся доступными для всех членов группы для оценки и дальнейшей обработки. [9]
По сравнению с мозговым штурмом лицом к лицу, EBS не только повышает эффективность за счет исключения поездок и очередности во время групповых обсуждений, но и устраняет некоторые психологические ограничения, связанные с личными встречами. Определено Гэллупе и его коллегами, 9 лет.0019 [23] снижаются как производственная блокировка (уменьшение генерации идей из-за очередности и забывания идей во время мозгового штурма лицом к лицу), так и боязнь оценки (общая обеспокоенность людей тем, как их оценивают другие присутствующие) в ЭБС. [22] Эти положительные психологические эффекты увеличиваются с увеличением размера группы. [3] Очевидным преимуществом EBS является то, что все идеи могут быть заархивированы в электронном виде в их исходной форме, а затем извлечены позже для дальнейшего обдумывания и обсуждения. EBS также позволяет гораздо большим группам провести мозговой штурм по теме, чем это обычно бывает продуктивно при традиционном мозговом штурме. [4]
Мозговой штурм с компьютерной поддержкой может решить некоторые проблемы, с которыми сталкиваются традиционные методы мозгового штурма. Например, идеи могут быть «объединены» автоматически, так что людям не нужно ждать своей очереди, как при словесном мозговом штурме. Некоторые программы показывают все идеи по мере их появления (через чат или по электронной почте). Демонстрация идей может когнитивно стимулировать участников мозгового штурма, поскольку их внимание сосредоточено на потоке генерируемых идей без потенциального отвлечения социальных сигналов, таких как выражение лица и словесный язык. [3] Было показано, что методы EBS производят больше идей и помогают людям сосредоточить свое внимание на идеях других лучше, чем метод мозгового письма (участники пишут отдельные письменные заметки в тишине, а затем сообщают их группе). [3] Создание большего количества идей связано с тем, что внимание к идеям других приводит к неизбыточности, поскольку участники мозгового штурма стараются избегать повторения или повторения комментария или идеи другого участника. И наоборот, прирост производства, связанный с EBS, был менее выражен в ситуациях, когда члены группы EBS слишком много внимания уделяли генерированию идей и игнорировали идеи, высказанные другими. Прирост производства, связанный с 9Внимательность пользователей 0011 GroupSystem к идеям, высказанным другими, была задокументирована Дугошем и его коллегами. [21] Члены группы EBS, которые были проинструктированы обращать внимание на идеи, генерируемые другими, превзошли тех, кто не был в плане творчества.
Согласно мета-анализу, сравнивающему EBS с мозговым штурмом лицом к лицу, проведенному DeRosa и его коллегами [20] , было обнаружено, что EBS улучшает как производство бесполезных идей, так и качество производимых идей. Несмотря на преимущества, продемонстрированные группами EBS, члены группы EBS сообщили о меньшей удовлетворенности процессом мозгового штурма по сравнению с членами группы мозгового штурма лицом к лицу.
Некоторые веб-технологии мозгового штурма позволяют участникам размещать свои комментарии анонимно с помощью аватаров. Этот метод также позволяет пользователям входить в систему в течение длительного периода времени, обычно одной или двух недель, чтобы дать участникам некоторое «время выдержки», прежде чем публиковать свои идеи и отзывы. Этот метод использовался, в частности, в области разработки новых продуктов, но может применяться в любом количестве областей, требующих сбора и оценки идей. [ ссылка необходима ]
Некоторые ограничения EBS включают тот факт, что он может наводнить людей слишком большим количеством идей за один раз, которым они должны уделить внимание, и люди могут также сравнивать свою работу с другими, анализируя, сколько идей создает каждый человек (социальное сопоставление). [ ссылка необходима ]
Стимулы
Некоторые исследования показывают, что стимулы могут усиливать творческие процессы. Участники были разделены на три условия. В Условии I всем участникам выплачивалась фиксированная плата. В Условии II участникам начислялись баллы за каждую собственную уникальную идею, а испытуемым платили за заработанные баллы. В Условии III испытуемым платили в зависимости от того, какое влияние их идея оказала на группу; это измерялось путем подсчета количества групповых идей, полученных из идей конкретного субъекта. Условие III превосходило Условие II, а Условие II превосходило Условие I на статистически значимом уровне для большинства показателей. Результаты показали, что участники были готовы работать намного дольше, чтобы достичь уникальных результатов в ожидании вознаграждения. [11]
Проблемы эффективного группового мозгового штурма
Большое количество исследований опровергает утверждение Осборна о том, что групповой мозговой штурм может генерировать больше идей, чем отдельные люди, работающие в одиночку. [6] Например, в обзоре 22 исследований группового мозгового штурма Майкл Диль и Вольфганг Штробе обнаружили, что в подавляющем большинстве групп, проводящих мозговой штурм вместе, возникает меньше идей, чем при индивидуальной работе. [12] Однако этот вывод ставится под сомнение последующим обзором 50 исследований Скотта Г. Исаксена, который показал, что непонимание инструмента, слабое применение методов (включая отсутствие фасилитации) и искусственность проблемы и группы подорвали большинство таких исследований и обоснованность их выводов. [13]
Несколько факторов могут способствовать снижению эффективности группового мозгового штурма.
Блокировка :
Основная статья: Блокировка производства
Поскольку только один участник может предложить идею в любой момент времени, другие участники могут забыть идею, которую они собирались внести, или не поделиться ею, потому что они считают ее более не важной или актуальной. [14] Далее, если рассматривать мозговой штурм как когнитивный процесс, в котором «участник генерирует идеи (процесс генерации) и сохраняет их в кратковременной памяти (процесс запоминания), а затем в конечном итоге извлекает некоторые из них из своей кратковременной память для их выражения (процесс вывода)», то блокирование является еще более серьезной проблемой, поскольку оно может также препятствовать ходу мыслей человека при создании собственных идей и их запоминании. [15]
Совместная фиксация : Обмен идеями в группе может уменьшить количество доменов, которые группа исследует в поисках дополнительных идей. Члены также могут согласовывать свои идеи с идеями других членов, уменьшая новизну или разнообразие идей, даже если общее количество идей не уменьшается. [16]
Боязнь оценки: Боязнь оценки возникает только в случаях личной оценки. Если бы допущение о коллективной оценке имело место, суждение об идеях в реальном времени, якобы вызывающее опасение оценки, не могло бы вызвать значительных отклонений. [6] [17]
Безбилетник : Отдельные лица могут чувствовать, что их идеи менее ценны в сочетании с идеями группы в целом. Действительно, Диль и Штроб продемонстрировали, что даже когда люди работали в одиночку, они производили меньше идей, если им говорили, что их результаты будут оцениваться в группе с другими, чем если им говорили, что их результаты будут оцениваться индивидуально. Тем не менее, эксперименты показали, что безбилетник вносит лишь незначительный вклад в снижение производительности, а тип сеанса (т. е. реальная группа по сравнению с номинальной) вносит гораздо больший вклад. [6]
Характеристики личности : Было показано, что экстраверты превосходят интровертов в компьютерных группах. Экстраверты также генерировали более уникальные и разнообразные идеи, чем интроверты, когда для стимулирования генерации идей использовались дополнительные методы, такие как выполнение небольшого связанного задания перед мозговым штурмом или получение списка классических правил мозгового штурма. [18]
Социальное соответствие : Один из феноменов группового мозгового штурма заключается в том, что участники склонны изменять уровень своей продуктивности, чтобы соответствовать другим в группе. Это может привести к тому, что участники будут генерировать меньше идей в группе, чем по отдельности, потому что они уменьшат свой собственный вклад, если будут считать себя более продуктивными, чем в среднем по группе. С другой стороны, то же самое явление может также увеличить скорость производства индивидуума, чтобы она соответствовала среднему показателю группы. [12] [19]
15 лучших инструментов для мозгового штурма и составления ментальных карт для каждого творческого человека
Чтобы увидеть взаимосвязь между различными идеями и информацией, мы используем интеллект-карты. Это включает в себя сбор мыслей, выдвижение новых идей, планирование проектов и многое другое для решения проблем или появления новых идей. Сегодня я составил список из 15 технических инструментов для составления карт памяти, которые помогут любому творческому уму стать еще более творческим. Если вам нравится какой-то конкретный инструмент, я просматриваю такие сайты, как Techradar, PCmag, Techriggs и CNET, на которых есть много проницательных отзывов пользователей, чтобы получить больше информации.
XMind — это инструмент с открытым исходным кодом, который помогает пользователям действительно понимать свое мышление и управлять идеями. Вы можете использовать этот инструмент для экспорта карты разума во многие форматы, включая TXT, PDF и HTML.
Стоимость: Доступны бесплатные учетные записи, но если вы хотите иметь дополнительные функции, вам придется платить до 79 долларов в год.
Частные лица и предприятия могут воспользоваться возможностью обмена идеями с коллегами. Вы можете вставлять файлы в блоги, а также легко импортировать и экспортировать их. Как и в случае с любым онлайн-инструментом, безопасность может быть проблемой. Чтобы решить эту проблему, вы можете загрузить Wisemapping на свой собственный сервер.
Стоимость: Бесплатно
Этот инструмент на основе браузера позволяет вам управлять всем на одной удобной платформе, чтобы вы могли быстро получить доступ ко всему. Вы можете легко создавать, управлять и редактировать свои данные. Просто создайте учетную запись, и вы готовы к работе. Это бесплатный инструмент, но у него не так много преимуществ, как у платных сервисов.
Стоимость: Бесплатно
Этот сервис предлагает широкий набор инструментов для систематизации ваших идей, включая поиск изображений Google. Есть даже функция чата, и вы можете сотрудничать с другими в режиме реального времени. Хотя это популярная услуга, за нее взимается комиссия.
Стоимость: Бесплатная учетная запись для обычных пользователей. Аккаунт Pro для продвинутых пользователей стоит $8,33. 21 доллар в месяц для командных аккаунтов.
Этот инструмент имеет простой в использовании интерфейс, и вы можете сотрудничать с другими в режиме реального времени. Вы сможете использовать мобильные устройства для запуска своих проектов. MindMeister основан на облаке. Единственным недостатком является то, что за использование этого инструмента взимается плата.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Стоимость: Личные учетные записи начинаются с 4,99 долларов США в месяц и достигают 14,99 долларов США за бизнес-аккаунты. Вы также можете ознакомиться с MindMeister в AppStore и MindMeister в Google Play
. Вам никогда не придется выходить из браузера, чтобы создать интеллект-карту. Хотя это один из лучших инструментов, он дорогой.
Стоимость: Аккаунт на 10 пользователей будет стоить 360 долларов США в год. Одна учетная запись пользователя на шесть месяцев стоит 30 долларов.
Этот инструмент позволяет создавать заметки, сотрудничать и выполнять другие действия. Перетащите изображения и просмотрите все свои изменения. Это может быть слишком сложно для тех, кто не дружит с компьютером.
Стоимость: Бесплатно
Это было создано для пользователей OS X и в основном для писателей. Это отличный инструмент для авторов, которые хотят убедиться, что они никогда не забывают ни одной придуманной идеи.
Стоимость: Единовременная плата за загрузку программного обеспечения составляет всего 14,99 долларов США.
Вы можете соединять события, файлы и заметки на картах произвольной формы, чтобы систематизировать свои мысли. Карты могут быть общедоступными или частными, и вы можете сотрудничать с другими людьми. Это еще один облачный инструмент. Создавайте трафареты и настраивайте их.
Стоимость: Личные кабинеты бесплатны. Про-аккаунты стоят 5 долларов в месяц, а бизнес-счета — 25 долларов в месяц.
Popplet позволяет пользователям подключать множество устройств для одних и тех же проектов. Пользователи могут записывать идеи, загружать тексты и видео, рисовать и многое другое. Единственная реальная проблема с этим инструментом заключается в том, что у него нет версии для пользователей Android.
Стоимость: 4,99 долл. США для iOS
Проверить Popplet в AppStore
Это расширение Google Chrome, и пользователи получают поддержку от Cloud, Google Drive, Box и Dropbox. Вы можете добавлять изображения и текст, менять шрифты и многое другое. Сохраните свою работу в локальном хранилище или в облаке, а также распечатайте или экспортируйте готовые интеллект-карты в виде изображения.
Стоимость: Бесплатно
Этот инструмент для картирования разума с открытым исходным кодом доступен для Windows, Mac и Linux. Хотя существует множество функций, таких как ментальные карты на основе местоположения, инструменты для совместной работы и поддержка восстановления сеанса, он может быть довольно сложным и не лучшим для тех, кто ищет что-то более простое. Карты можно экспортировать из FreeMind в формате HTML, PDF, OpenDocument, SVG или PNG.
Стоимость: Бесплатно
Это упрощает составление интеллект-карт. Создайте дерево, и оно будет меняться по мере добавления идей. Вы также можете настроить дерево, изменив шрифты и цвета. Единственным недостатком Bubbl.us является то, что другие члены вашей команды должны иметь собственные учетные записи для совместной работы над тем же деревом.
Стоимость: бесплатно. Премиум стоит 6 долларов в месяц. Годовой — 59 долларов в год.
Это приложение с открытым исходным кодом можно использовать в любой системе с установленной Java. Его также можно запустить со съемного запоминающего устройства. Ваши интеллект-карты будут защищены паролем, и есть функции перетаскивания. Вы можете упорядочивать, группировать, подключать и легко делиться.
Стоимость: Бесплатно
Вы можете использовать этот инструмент для составления ментальных карт онлайн и офлайн. Есть сочетания клавиш, функция перетаскивания, изменение выравнивания карт, цветов, границ и многое другое. Также есть функция чата.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Стоимость: Учетные записи варьируются от бесплатных до 612 долларов США в год.