Текст структура текста: Структура и признаки текста

как выстроить текст, чтоб он легко читался

Успех текста зависит от его содержания, логичности и структуры, определяется теми задачами, которые ставит перед собой автор, какой жанр и стиль им выбраны. Правильная структура текста служит эффективным способом сделать получение информации легким и доступным для читателя, а также помогает продвижению контента в поисковых системах.

Содержание статьи:

  • 1 Почему структура важна
  • 2 Как работать над текстом
  • 3 Виды структуры
    • 3.1 Логическая (последовательная)
    • 3.2 Пирамидальная
    • 3.3 FAQ-структура
    • 3.4 Коммерческая
    • 3.5 Комбинированная
    • 3.6 Хаотичная
  • 4 Структура абзаца
  • 5 Как структурировать текст

Почему структура важна

Структура – это внутреннее устройство текста, способы соединения его частей. Она подбирается автором в зависимости от того, какие задачи он решает. Угадать с правильной структурой не так уж легко, поэтому некоторые готовые статьи с удовольствием читаются дословно или по диагонали, а другие непонятны для читателя и просто путают его мысли.

Общее правило состоит в том, что любой правильно структурированный текст состоит из:

  1. Заголовка, который привлекает внимание. Он должен быть лаконичным, отражать суть текста, заинтересовать. Часто его делают на основе поискового запроса в сети. Если заголовок привлечет читателя, то он обязательно прочитает текст.
  2. Вступления (лид-абзац). Здесь приводится информация о том, что будет написано в основной части. Необходимо зацепить читателя, вызвать желание прочитать весь текст. Обычно введение – это 1 абзац, его рекомендуется написать уже после того, как написан весь текст.
  3. Основной части. Должна быть хорошо структурированной, состоять из абзацев. Здесь излагается всё то, что автор хочет донести до читателя. Важно при этом не отходить от основной темы.
  4. Заключения. Логическое завершение, подведение итогов. Можно прокомментировать сказанное, предложить читателю поучаствовать в обсуждении, оставить отзыв, применить прочитанное в жизни.

Каждая часть повествования важна и ее отсутствие лишает текст завершенности и полноценности. Вначале читатель должен узнать, о чем текст. Затем получить полную информацию, а в конце – обобщить ее.

При разработке структуры необходимо соблюдать принципы последовательности и связности повествования. Важно подчинить ее главной идее материала, тогда удастся полностью раскрыть тему, правильно выстроить аргументацию.

Текст строится по особым правилам, разработанным контент-маркетологами:

  1. Использовать подзаголовки, чтобы человек мог быстро отыскать нужные ответы на свои вопросы. Визуальное разделение на части делает текст легким для восприятия и чтения.
  2. Не писать сухим языком, характерным для академических статей. Нужно поддерживать интерес читателя, задавать вопросы и обращаться к читателю.
  3. Вставлять изображения для отражения смысла и визуализации содержания. От этого улучшается общее восприятие написанного.
  4. Применять списки, маркированные и нумерованные. Они служат для выделения основных положений текста, повышают его релевантность в поисковой системе.

Все это помогает рядовому человеку с первого взгляда увидеть, что ему хотят сказать, что предлагают, к чему призывают. И при необходимости, совершить действия, которые от него ожидаются.

Как работать над текстом

Работу нужно начинать со сбора материала. Для статьи важно набрать факты, цифры, истории, мнения специалистов. Экспертный стиль вызывает у читателя доверие, показывает осведомленность автора в предмете обсуждения.

Материал можно находить разными путями: использовать собственные навыки и знания, искать в интернете, а при написании серьезного журналистского материала – привлекать экспертов.

Собранную информацию очищают от ненужного, разбивают на логические абзацы и выделяют главные мысли. После этого прописывают структуру в виде плана. Это самый эффективный способ передать логику будущего повествования, позволяет позднее легко восстановить в уме изученную ранее информацию и записать ее. Обычно план имеет вид кратких тезисов или подзаголовков.

Принято использовать следующую универсальную структуру информационного текста:

  • проблема;
  • решение;
  • аргумент 1;
  • аргумент 2;
  • аргумент 3;
  • альтернативное мнение;
  • авторское мнение /кейс;
  • выводы, резюме.

Однако этот образец плана не считается обязательным, каждый автор использует собственную схему. Способы построения текста, то есть его композиция, могут быть разными. Статья не всегда начинается с вступления и не всегда завершается выводами. Главное – чтобы структура стала полной, логичной, отвечающей целям.

Таким образом работу над текстом можно представить в виде схемы: подготовка материала – план – тезисы – конспект – редактирование.

Виды структуры

Основная часть текста имеет собственную, так называемую внутреннюю структуру. Она бывает нескольких типов.

Логическая (последовательная)

Используется в практических руководствах, описаниях, статьях информационного и научного характера. Особенность – каждый последующий абзац связан с предыдущим, вытекает из него. Например, в одном абзаце идет анализ, в последующем – выводы из него.

Пирамидальная

Подходит для пресс-релизов и новостей. Имеет вид перевернутой пирамиды: в самом начале размещается основная информация, далее идет ее детальное раскрытие. Читатель сразу узнает основную идею, поэтому может даже не дочитывать до конца.

FAQ-структура

Ее признаками являются абзацы, каждый из которых состоит из вопроса и ответа на него. Они легко прослеживаются в интервью, на страницах с наиболее часто задаваемыми вопросами. Иногда вначале размещается содержание со ссылками, чтобы читатель мог сразу найти ответ на интересующий его вопрос.

Коммерческая

Подходит для рекламы, продающих текстов. Главная задача – продажа и продвижение. Поэтому необходимо вызвать у читателя ответную реакцию: заказать предложенную услугу или товар, купить его, позвонить, зарегистрироваться. Желаемого результата часто достигают путем использования модели AIDA.

Комбинированная

Характерна для блога. К примеру, сначала дается описание события с использованием пирамидальной структуры, затем производится анализ, приводятся рассуждения автора. Однако возникает опасность хаотизации материала.

Хаотичная

Она не характерна для текстов, скорее свидетельствует о неумелых манипуляциях автора с содержанием: он использует вперемежку элементы разных видов структуры. Это путает читателя, не дает возможность полноценно воспринимать информацию. Очень часто такая структура применяется для дискредитации или просто неопытными копирайтерами.

Выбор структуры зависит от типа ресурса, для которого пишется статья – сайт, блог, социальные сети, журнал. Имеют значение тематика и содержание. Независимо от варианта, главный критерий качественной структуры – читатель понимает, о чем текст, без дополнительных разъяснений.

Структура абзаца

Любой текст делится на абзацы, иначе сплошной поток информации трудно воспринимать, вычленять из него мысли и важные моменты. Абзац – это мини-текст, группа взаимосвязанных предложений. Он отражает отдельную мысль, имеет смысл и собственную структуру, которая зависит от структуры текста и может иметь вид:

  • цитат;
  • списка;
  • сплошного текста;
  • одиночных предложений.

Начинается с заглавного предложения, где передается основная мысль, тема. Затем следует детальное раскрытие этой мысли, дополнительные факты и информация. Заключительное предложение завершает мысль и плавно переводит к следующему абзацу.

Нельзя абзац начинать с обрывка предыдущего предложения, иначе он перестает быть самостоятельной смысловой единицей. И это мешает читать текст по диагонали.

Таким образом, при оформлении абзацев необходимо помнить, что:

  • каждая новая мысль начинается с нового абзаца;
  • новая мысль логически продолжает предыдущую;
  • если содержание двух соседних абзацев никак между собой не связаны, то это уже другая глава, которую нужно начать с подзаголовка;
  • абзац описывает одно время, не стоит писать о прошлом и тут же переходить к настоящему времени.

Один абзац от другого отделяется красной строкой или отступом. Одновременно их использовать нельзя.

Как структурировать текст

Правильное структурирование повышает качество текста, делает его легким для чтения, независимо от его длины. Поэтому в копирайтинге принято пользоваться несколькими приемами, которые помогают сделать текст приятным для чтения:

  1. Использовать короткие абзацы. Максимум 5-6 строк или 100-120 слов. Одну мысль можно передать 2-3 абзацами.
  2. Применять плавные переходы от одной мысли к другой. Не нужно делать нелогичные переходы, например, вписывать информацию, которая вспомнилась по ходу написания, с помощью слова «кстати» или «а вот раньше». Еще хуже – отсылать читающего к тому, что написано ранее или выше.
  3. Разбавлять текст заголовками. Это способ логически разорвать текст и дать информацию о том, что последует дальше. Читатель сразу сканирует заголовки и отыскивает то, что ему нужно. Они нужны там, где наблюдается смена места действия, темы или необходимо сместить внимание с одного объекта на другой.
  4. Делить текст на части с помощью изображений и цитат. Это особенно приемлемо, когда заголовок вставить невозможно. Иллюстрация должна иметь отношение к тому, что написано. Цитаты желательно брать из самой статьи в виде небольшого отрывка или предложения, а можно вставить чье-то высказывание. Приветствуются видео, таблицы, схемы.

Длинную статью можно разделить на несколько публикаций, постов или статей. При этом не забывай делать ссылки на предыдущую публикацию или посвяти первый абзац пересказу предшествующей части. Для этого достаточно 2-3 предложений.

Восприятие информации особенно облегчается, если использовать списки:

  • Нумерованные. Маркерами выступают цифры. Такие списки уместны, когда перечисляются этапы чего-то и элементы списка нельзя менять местами без утери смысла.
  • Маркированные. Это обычный список перечисления с маркерами – точками. Порядок при этом не особо важен, от перестановки элементов списка смысл не меняется.

Важно помнить о форматировании. Обычно используются инструменты ворда для правильного структурирования документа: разные уровни подзаголовков, жирный шрифт, курсив. Как видим, правильная структура текста дает читателю возможность быстро сориентироваться, отыскать нужную информацию и тем самым узнать что-то новое и полезное для себя. Для этого текст должен быть логически упорядоченным, ведь у читателя вряд ли есть много времени и желания на расшифровку непонятного набора высказываний.

Комментарии (1)

Лучшая структура текста для получения трафика из поисковых систем

  • Копирайтинг
  • 10 декабря 2021
  • 7 мин.
  • Руководитель Rush Analytics Дмитрий Цытрош

  • Обновлено 07 сентября 2022 Что изменено?

Действительно ли структура текста необходима безоговорочно, как утверждается чаще всего в обучающих материалах?  Нет, структурированные статьи нужны не всегда – в этом вопросе между нашими копирайтерами, seo-оптимизаторами и заказчиками наблюдается редкое образцовое согласие.

И тем более наши авторы совсем не уверены, что существует некая правильная версия, образец хорошей структуры текста. Применимой к текущей задаче – да, такая формулировка будет предельно точно отражать суть и значение определения, потому как любой шаблон может быть идеальным сам по себе, но не подходить к условиям конкретного техзадания. Начнем с формулировок.

навигация по статье

  1. Что такое структура текста
  2. Когда структурирование в тексте не нужно
  3. Заключительная часть

Что такое структура текста

Структурированный текст это — текст в котором есть порядок, логическая основа, объединяющая его абзацы в единую, цельную информацию, последовательное расположение частей материала, приводящее читателя к определенному выводу.

Кратко: это оглавление. 

Пожалуй так и есть, если не учитывать, что копирайтер, прежде чем написать текст, сначала выстраивает и редактирует его структуру, которая в законченном виде и становится оглавлением.

Кому и зачем нужна структура текстов

Для читателя и поисковой системы структурированный текст равноценно привлекательнее, чем набор предложений без разбиения на блоки, без заголовков, подзаголовков. Оформленные статьи лучше воспринимаются посетителем сайта, поскольку он избавлен от необходимости читать весь материал, прежде чем найдёт в нём наиболее важную информацию.

Поисковики в свою очередь тоже с уважением относятся к текстам, в которых содержание абзацев релевантно заголовкам. Структурированные тексты лучше ранжируются, а если копирайтер будет их писать с правильно подобранными ключевыми словами и фразами, в проектах поисковой оптимизации такие статьи становятся хорошим каналом привлечения целевой аудитории.

  • Чтобы поисковик «понял», где именно в тексте расположен заголовок, а что является наполнением абзаца, применяется HTML-разметка: теги h2-h6.

Читателю такая разметка не видна, мета-теги h2 и далее определяют уровень вложенности заголовков внутри текста. Другими словами, это то, как выглядят заголовки абзацев. Разница в том, что для читающего текст он отображается без мета-тегов, для робота – с ними.

Читайте также: Как составить мета теги

Сколько уровней заголовков может быть в структуре текста

Для большой информационной статьи или для текста в блоге рекомендации индивидуальны – всё зависит от объема материала и его тематики. Немного теории для всех, кто ещё не знаком с этой системой многоуровневой вложенности или подзабыл информацию за ненадобностью: копирайтеры редко работают с мета-тегами, эту работу стоит доверить SEO-специалистам.

h2 – самый главный заголовок, базовый, название всего текста – оно будет отображаться в результатах поисковой выдачи.   
h3 – второстепенный, но тоже важный заголовок абзацев, в которых излагается общая мысль частей статьи.     
h4 – подзаголовок, отражающий суть пояснений к абзацам уровня h3, содержание подразделов вытекает из предыдущих и связано с ними логикой изложения в тексте.

По собственному опыту можем заметить, что уровни h5-h6 используются для формирования структуры материала редко. Такой способ не так уж хорош визуально, больше путает читателя, чем поясняет суть освещаемого в тексте вопроса, и не всегда полезен для SEO-задач.

Присоединяй­тесь к
Rush-Analytics уже сегодня

7-ми дневный бесплатный доступ к полному функционалу. Без привязки карты.

Попробовать бесплатно

Когда структурирование в тексте не нужно

Прежде чем браться за работу и составлять правильную структуру будущего материала, ответьте себе на вопросы:

  • Какого объема планируется текст
  • Каково его назначение

Обратите внимание и на страницу, где будет размещаться статья, поскольку иногда верстка не предполагает возможности разбить материал на абзацы.

В текстах небольшого объема, до 1000-1500 символов, правила формирования абзацев применять не стоит – заголовки и подзаголовки тоже состоят из слов, которые в коротких статьях и без того приходится экономить. Не нуждаются в создании структуры описания товаров, анонсы, полезные советы и подобные виды материала.

Предложения, не разделённые заголовками сливаются для читателя в хаотичный материал, в котором трудно найти основную мысль.

Не спорим. Но если заменить заголовки на многоуровневые, маркированные и/или нумерованные списки, выделить в тексте призыв к действию отличающимся шрифтом, можно получить отличный результат. Вдобавок, с такой работой помогают справиться даже простые инструменты Word.

Читайте также: Как оформить текст на сайте

Заключительная часть

Не было и не предвидится появления единого шаблона для организации порядка в текстах, а жаль, копирайтерам стало бы проще работать. Но читателям такая синхронность во всех статьях гарантированно наскучит быстрее, чем написан этот материал.

Рекомендация авторам – структура, без сомнений, важна, без неё не получится донести до посетителей сайтов и поисковых систем самое важное, что требуется сказать в тексте.

Но на фоне порядка построения статей не забывайте, пожалуйста, о творчестве. Любой шаблон – это только рекомендация вам, как автору, а не пошаговое руководство к действию. Особенно сейчас, когда инструменты маркетолога и копирайтинг позволяют создавать действительно интересный контент для SEO и читателей без потери качества текстов.


Просмотров

4817

Рейтинг

5,0/5

Оценить

Комментариев

Комментировать

Другие наши статьи

На страницу статей
  • Контент

Верстка и оформление статей на сайте

Вы можете написать интересный текст, придумать цепляющий заголовок, но если статью будет сложно читать, то вы рискуете потерять своих посетителей.

  • Valeriy London
  • 17 октября 2021
  • 6 мин.
  • Копирайтинг

Работаем с Текстовым Анализатором в Rush Analytics

Сегодня, когда контент играет все большую роль в продвижении сайтов, найти инструмент с помощью которого можно качественно оптимизировать текст под поисковые машины — цель каждого оптимизатора или seo-копирайтера.

  • Дмитрий Цытрош
  • 17 октября 2021
  • 10 мин.

Получите 7 дней бесплатного доступа

Здесь вы можете собрать поисковые подсказки из Яндекс, Google или YouTube

Зарегистрироваться

Структура текста | AdLit

Фон

Структура текста относится к тому, как организована информация в письменном тексте. Эта стратегия помогает учащимся понять, что текст может представлять основную идею и детали; причина, а затем ее следствия; и/или разные взгляды на тему. Обучение учащихся распознаванию общих текстовых структур может помочь учащимся контролировать свое понимание.


Преимущества

Учителя могут использовать эту стратегию со всем классом, небольшими группами или индивидуально. Учащиеся учатся определять и анализировать текстовые структуры, что помогает учащимся ориентироваться в различных структурах, представленных в научно-популярном и художественном тексте. В качестве продолжения, когда учащиеся пишут абзацы, которые следуют общей текстовой структуре, они помогают учащимся распознавать эти текстовые структуры при чтении.


Создание и использование стратегии

Чтобы создать стратегию структуры текста, учителя должны:
  1. Выбрать назначенное чтение и представить текст учащимся.
  2. Познакомить с идеей о том, что тексты имеют организационные модели, называемые текстовыми структурами.
  3. Введите следующие общепринятые текстовые структуры (более подробную информацию см. в таблице ниже):
  • описание
  • последовательность
  • проблема и решение
  • причина и следствие
  • сравнить и сопоставить

4. Представьте и смоделируйте использование графического органайзера для построения структуры текста.

Чтобы использовать стратегию структуры текста, учителя должны:
  1. Показать примеры абзацев, соответствующих каждой структуре текста.
  2. Изучите тематические предложения, которые подсказывают читателю определенную структуру.
  3. Смоделируйте написание абзаца, в котором используется определенная структура текста.
  4. Попросите учащихся написать абзацы, соответствующие определенной структуре текста.
  5. Предложите учащимся изобразить эти структуры с помощью графического органайзера.

Примеры

Структура текста Определение/Пример Органайзер
Описание

Этот тип текстовой структуры содержит подробное описание чего-либо, чтобы дать читателю ментальную картину.

Пример : Книга может рассказать все о китах или описать, какова география в определенном регионе.

 
Причина и следствие

Эта структура представляет собой причинно-следственную связь между конкретным событием, идеей или концепцией и последующими событиями, идеями или концепцией.

Пример: Можно описать погодные условия, объясняющие, почему произошла сильная метель.

 
Сравнение/контраст

Этот тип текста исследует сходства и различия между двумя или более людьми, событиями, концепциями, идеями и т. д.

Пример : Книга о Древней Греции может объяснить, чем спартанские женщины отличались от афинских женщин.

 
Порядок/последовательность

Эта текстовая структура дает читателям хронологию событий или список шагов в процедуре.

Пример : В книге об американской революции могут быть перечислены события, приведшие к войне. В другой книге можно было бы рассказать о шагах, связанных с добычей синих крабов.

 
Проблема–решение Этот тип структуры устанавливает проблему или проблемы, объясняет решение, а затем обсуждает результаты решения.  

Каталожные номера

Диксон С.В., Симмонс Д.К. и Каминуи Э.Дж. (1995). Организация текста и ее связь с пониманием прочитанного: синтез исследований. Юджин, Орегон: Национальный центр по совершенствованию инструментов педагогов. Получено 26 марта 2008 г. с https://eric.ed.gov/?id=ED386864

Dymock, S. (2005). Обучение пониманию структуры пояснительного текста. Учитель чтения, 59 (2), 177-181.

Симонсен, С. (1996). Идентификация и преподавание текстовых структур в классах предметной области. В Д. Лапп, Дж. Флад и Н. Фарнан (ред.), Область содержания: чтение и обучение: учебные стратегии  (2-е изд.). Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Обучение структуре документального текста | НСТА

 

Междисциплинарные идеи

Обучение структуре документального текста

Привнесение других предметов в класс естественных наук

Я начинаю учебный год с урока по структуре научно-популярных текстов. В небольших группах учащиеся получают различные научно-популярные книги. Им поручено наблюдать за книгами, чтобы определить различные формы структуры текста.

Затем, используя эту информацию, они делают вывод о том, с какой целью автор структурировал книгу таким образом. Затем мы обсуждаем, что это стратегия предварительного чтения, называемая просмотром текста, , и это первый из многих методов, которые они узнают в течение года, чтобы помочь улучшить понимание прочитанного.

Александра Блустейн (2010 г.), руководитель учебной программы по словесности, подчеркивает ту роль, которую элементы текста могут играть в оказании помощи учащимся в сортировке наиболее важной информации в тексте. Она объясняет, как функции текста помогают построить мост между документальным текстом и его пониманием. Зная важность особенностей текста, прежде чем приступить к изучению книги, я прошу учащихся привести примеры особенностей текста и текстовых структур, потому что я обнаружил, что они часто путают термины. Перечисляя некоторые элементы текста на доске, такие как оглавление, графики и жирный шрифт, учащиеся видят, что 9Текстовые функции 0076

являются компонентами или организационными функциями текста (рис. 1).

РИСУНОК 1

Структура текста – авторский метод организации информации (рис. 2). Считается, что существует пять общих текстовых структур: описание, причина и следствие, сравнение и противопоставление, проблема и решение и последовательность (Meyer 1985). При выполнении упражнения по наблюдению за книгами учащиеся также обнаруживают, что существуют и другие текстовые структуры, такие как организация информации в алфавитном порядке и использование формата вопросов и ответов. Моя цель состоит не в том, чтобы учащиеся запомнили формы структуры текста, а в том, чтобы они могли определить организационный метод, используемый автором.

РИСУНОК 2

Чтобы помочь учащимся понять, что характеристики и структура текста универсальны, я также включаю научно-популярную литературу на иностранных языках. Студенты находят это интересным и быстро понимают, что структура текста все еще может быть определена, если книга написана на другом языке. Чтобы получить книги для этого занятия, я прошу школьных учителей мирового языка и учителей английского языка (ELL) взять несколько научно-популярных книг из своих классных библиотек. Эта стратегия также помогает моим учащимся ELL почувствовать связь с этим уроком и улучшает их понимание тем книг. Однажды я работал с группой, в которую входил студент ELL; он наблюдал, как члены его группы изо всех сил пытались прочитать название книги на испанском языке. Ученик ELL, который не часто говорил в классе, улыбнулся, произнося 9.0076 terremoto (землетрясение) для членов его группы с перекатыванием рупий. По словам Кристины Робертсон (2008), для учащихся ELL, которые уже сталкиваются с проблемами нового языка, важно дать им преимущество в понимании словарного запаса и содержания, сначала помогая понять структуру текста документальной литературы. Она подчеркивает важность того, чтобы учителя давали прямые и четкие инструкции о том, как структурирован научно-популярный текст и что делают хорошие читатели, чтобы получить информацию из текста. Учителя также должны давать учащимся возможность практиковаться и предоставлять учащимся время для работы со сверстниками, чтобы улучшить их понимание.

Я специально выполняю упражнение по наблюдению за книгой (рис. 3) перед тем, как приступить к предметному блоку, чтобы учащиеся могли практиковать навык понимания структуры текста, не сосредотачиваясь на чтении самого текста. Эта целенаправленная практика также позволяет моим ученикам сделать вывод, почему авторы могут организовать свое письмо определенным образом. Например, некоторые из книг, которые учащиеся используют в этом упражнении, включают научно-популярные книги о динозаврах с тремя различными структурами текста; два организованы в алфавитном порядке, один в хронологическом порядке, а еще один сравнивает и противопоставляет черты динозавров. Обсуждая, почему авторы решили представить информацию такими разными способами, один студент поделился, что если бы ему пришлось писать книгу о динозаврах, он хотел бы написать ее с другой структурой текста, чтобы он мог подойти к ней уникальным образом. Этот комментарий показал мне, что он понимает важность структуры текста и начинает мыслить как писатель. В течение учебного года мы пересматриваем структуру текста всякий раз, когда используем новую книгу или веб-сайт. Каждый раз предварительный просмотр становится немного короче, поскольку учащиеся развивают независимость в определении организации текста.

РИСУНОК 3

На уроках естествознания мне часто жаль, что у меня не было больше времени для преподавания и расширения понятий, которые изучают студенты. Может показаться, что обучение студентов тому, как подходить к чтению документальной литературы, — это еще одна задача, которую необходимо выполнить в и без того перегруженной учебной программе; тем не менее, уделяя время обучению учащихся этим навыкам, можно сэкономить время в долгосрочной перспективе, помогая им улучшить понимание. Чем больше учащиеся строят рутину вокруг чтения, тем больше вероятность того, что это станет привычкой в ​​будущем.

Ссылки

Блюстейн А. 2010. Разблокировка текстовых функций для определения важности в пояснительном тексте: стратегия для читателей, испытывающих трудности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *