Основные понятия об информации — Умскул Учебник
На этой странице вы узнаете- Как получить максимально полезные результаты от поискового запроса?
- В каком виде надо «скормить» информацию компьютеру, чтобы он смог ее запомнить?
- Может ли компьютер работать на троичном коде?
Сейчас повсюду можно услышать термины «информационные технологии», «информационная безопасность» и многие другие понятия, связанные с информацией. Люди, упоминающие эти термины, часто звучат серьезно и непонятно и могут восприниматься как какие-то маги, обладающие знанием, недоступным «простым смертным». На самом деле их несложно понять, но для начала надо ответить на самый базовый вопрос: так что такое информация?
Понятие и роль информацииИнформация — это знания и сведения, которые необходимы для ориентирования и взаимодействия с окружающей средой.
Что это означает? Разберем на примере:
- Увидев хищника, заяц получает информацию об опасности и может дать сигнал другим зайцам. Они, в свою очередь, получают информацию об опасности от первого через его сигнал.
- Вы можете получить информацию о том, стоит ли смотреть какой-то фильм, с помощью отзывов или от друга, который его уже посмотрел.
В более узком контексте информатики информация — это абстрактное понятие, характеризующееся определенным набором данных, представленных в цифровой форме. Об этом представлении информации мы поговорим чуть позже.
Неважно, кто владеет информацией, — набор информационных процессов, то есть совершаемых над информацией действий, которые делают ее полезной и применимой, будет один:
Разные информационные процессы необходимы для разных ситуаций.
Допустим, мы хотим открыть интернет-магазин. Мы делаем приложение, в котором пользователи будут оформлять заказы — так мы получаем информацию от клиентов о заказах. Из приложения мы будем передавать информацию на сервер, а при получении заказа на сервере мы ее обработаем, начнем упаковку и доставку заказа.
В целом, этой системы процессов из получения информации, ее передачи и обработки достаточно для работы с клиентами, но нам также может быть полезно хранить информацию о совершенных заказах, например, для подсчета расходов и доходов. Еще мы можем в этих сохраненных данных найти самый популярный товар — это и есть поиск. А ограничение доступа к хранимым, передаваемым и обрабатываемым данным, чтобы ими не завладели конкуренты или злоумышленники — это процессы по защите данных.
При этом информация может обладать определенными свойствами:
- Актуальность — информация нужна и полезна здесь и сейчас. Например, информация об акции в «Пятерочке» будет актуальна только в том случае, если эта акция проходит сейчас или будет проходить в ближайшем будущем. Если она закончилась неделю назад — информация о ней будет неактуальна.
- Достоверность — информация отражает истинное положение дел. Если вам пришло сообщение об акции в магазине, вы идете в магазин, и там действительно проходит акция — вы получили достоверную информацию. Если же акция проходит в другом магазине или ее просто нет — информация недостоверна.
- Понятность — информация выражена в доступном для получателя виде. Химическая формула даже самого простого вещества не будет понятна ученику младших классов, а вот учитель химии точно поймет, что она означает.
- Полнота — информации достаточно для понимания или решения какой-то проблемы. Синоптики обещали дождь на неделе, но не сказали, в какой день — эта информация неполна для тех, кто хотел устроить пикник в ближайшие дни. Ведь неизвестно, в какой именно день будет дождь.
- Ценность — информация нужна и полезна тому, кому ее передали. Например, та же информация о дожде вряд ли будет полезна космонавту, который сейчас находится на МКС. Он его никак не коснется, соответственно, эта информация для него не ценна.
Как получить максимально полезные результаты от поискового запроса? Поскольку свойства информации зависят от конкретного человека, который ими пользуется, их нельзя точно подсчитать. Что ценно и понятно одному, будет «квантовой физикой» для другого. Но поисковые сайты пробуют выделять наиболее полезные для запроса результаты с помощью анализа страниц, поиска ключевых слов, анализа пользователя (используемый язык, геолокация). И чем точнее и подробнее запрос — тем лучше будет работа алгоритмов. Указывайте местоположение или временные рамки, в которых следует искать информацию на сайтах. Давайте больше детализации: если вы хотите вспомнить знакомый анекдот, будет гораздо полезнее вспомнить и вбить в поиск его первое предложение, чем просто тематику. |
Информация может быть классифицирована различными способами.
Критерий классификации | Виды информации |
По способу восприятия, то есть полученная определенным образом. | 1. Визуальная — информация, получаемая человеком зрительно. Например, цвет, уровень освещенности, яркость оттенков, письменная речь. 2. Звуковая — информация, получаемая человеком на слух. Например, устная речь, звуковые транспортные сигналы (сирены). 3. Тактильная — информация, получаемая на ощупь. Например, состояние и свойства некоего материала — шершавость, гладкость и т.д. 4. Обонятельная — информация, получаемая через обоняние (запахи и др.). 5. Вкусовая — информация, получаемая на вкус: еда сладкая/горькая/кислая. |
По форме представления, то есть хранящаяся в определенном виде. | 1. Текстовая — набор символов в письменном документе. Вы ее читаете прямо сейчас. 2. Графическая — информация, представленная изображением. Это может быть чертеж, схема, картинка, фотография. 3. Акустическая — информация, представленная звуком. Например, музыка, аудиозапись устной речи. 4. Видеоинформация — комбинация графической и звуковой информации, позволяющая воспринимать информацию одновременно визуально и аудиально (то есть зрительно и на слух). Например, кинофильм, ролик в соцсети, ток-шоу. |
По назначению, то есть предназначенная для определенного круга лиц. | 1. Массовая, то есть предназначенная и доступная для всех. Например, новостная телепередача. 2. Специальная — понятная и ценная только для определенного круга лиц. Например, расписание уроков или техническая документация. 3. Секретная — передаваемая в узком кругу лиц. Например, внутренние документы компании или организации. |
Вы когда-нибудь видели жирафа?
Если вас попросят представить жирафа — у вас в голове появится картинка жирафа. Если вас попросят представить надпись «Жираф» — вы представите себе буквы, сложенное в это слово. Также, если вы знаете, какие звуки издает жираф, для вас не составит труда воспроизвести их в своей памяти.
Описанные выше формы представления информации (текстовая, графическая и т.д.) характеризуют информацию, представленную человеком и для человека, но не для компьютера.
Мозг человека способен на восприятие, обработку и хранение многих видов информации, но компьютер на такое не способен.
В каком виде надо «скормить» информацию компьютеру, чтобы он мог ее запомнить? Для компьютера она должна быть представлена в специальном формате — двоичном коде. |
«Мозг» компьютера устроен так, что он способен запомнить и обработать только два символа — 0 и 1. Всю информацию для себя он представляет в виде последовательности этих двух цифр — это и есть двоичный код.
В таком виде он представляет для себя все — текстовую информацию, изображения и даже звуковые сигналы.
Давайте зафиксируем самую важную вещь, которую вы будете вспоминать при обсуждении многих следующих тем.
Вопрос: Какой формат должна принимать информация для хранения и обработки ее на компьютере?
- текстовый
- числовой
- двоичный код
- троичный код
Ответ: 3. Любая информация, хранимая в компьютерах, представлена в двоичном коде.
Может ли компьютер работать на троичном коде? В некоторых странах, в том числе и в СССР, предпринимались попытки создать компьютеры, работающие на троичном коде. Такой код использовал комбинацию трех знаков, обычно обозначаемых цифрами -1, 0, 1 или символами -, 0, +. Такие компьютеры даже имели ряд преимуществ перед двоичными. Однако двоичные компьютеры оказались гораздо надежнее троичных, проще и дешевле в производстве. Поэтому в итоге троичные компьютеры довольно быстро вышли из использования. |
Работа с информационными процессами происходит, в той или иной степени, во всех заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Однако большинство заданий, помимо понимания процессов, проверяет и многие другие навыки и знания ученика.
Здесь выделяется задание 10 ЕГЭ, которое требует именно умения искать необходимые данные в текстовом формате. Суть задания в следующем: дан файл формата .docx, в котором хранится некоторый текст. Задача ученика — найти в тексте какие-то данные. Например, количество упоминаний слова или определить, какой персонаж произнес реплику.
Для решения подобной задачи необходимо открыть файл в приложении-редакторе, например, в Microsoft Word, и с помощью встроенных инструментов редактора найти необходимую информацию. Более детально о том, как это сделать мы рассказали в статье «Обработка данных. Word и Excel».
В этой статье мы узнали, что из себя представляют информация и информационные процессы. Однако сами процессы передачи, обработки и хранения требуют более подробного разбора. Про них можно почитать отдельно:
- Однозначное декодирование — про обработку текста;
- Дискретное представление — про основы принципов обработки изображений и аудиофайлов;
- Процесс передачи информации — про передачу информации.
- Информация необходима для взаимодействия с окружающей средой и друг с другом. С помощью информационных процессов, совершаемых над ней, это взаимодействие становится проще, эффективнее и доступнее.
- Вся информация обладает определенным набором свойств, она может быть классифицирована различными способами и представлена в определенном формате.
- Для хранения и обработки информации на компьютере она должна быть представлена в определенном виде — двоичном коде, последовательности двух символов — 0 и 1.
Задание 1.
Что относится к информационным процессам?
- сбор информации
- защита информации
- передача информации
- все вышеперечисленное
Задание 2.
Информация, выраженная в доступном для получателя виде, является…
- полной
- достоверной
- понятной
- актуальной
Задание 3.
Сопоставьте способ хранения информации способу ее восприятия:
А. графическая | визуальная |
Б. текстовая | звуковая |
В. акустическая |
Ответы: 1. — 4; 2. — 3; 3. — А 1, Б 1, В 2.
Информатика. Базовый курс | Informatio.info
Понятие “Информация” происходит от латинского слова informatio – сведения, разъяснения, изложение.
Человек информацию воспринимает как сведения, обобщенные в знания, часто в виде сообщений, используя при этом различные каналы передачи и носители информации.
Но информацию нужно как-то материализовывать и накапливать, оставляя её потомкам. Развитие науки и техники вложило особый вклад в скорость распространения информации в обществе.
Сегодня всем знакомо понятие “Коммуникации”, многие увязывают их с современными технологиями передачи данных, но коммуникации, скорей, термин больше биологический, нежели технический. Коммуникации строятся по потребностям, также как клетки организма человека нуждаются в кислороде и энергии, а кровеносная система снабжает клетки необходимыми веществами.
Древний Рим понимал потребность в пресной воде, им удалось соорудить механизмы, позволившие обеспечить водой города и промышленные зоны – акведуки. Этот пример коммуникаций имеется в каждой городской квартире с центральным водоснабжением.
Сейчас человечество смогло организовать коммуникации электричества и магнетизма, мы управляем электрическим током, используя при этом “смесители”, “клапаны”, “контейнеры” и пр.
Почему Мы научились это делать?
Потому что научились измерять: длину, площадь, массу, объём, силу, мощность, а также информацию.
Виды информации по способу восприятия:
Заполните до конца таблицу.
Орган | Чувство | Информация | Пример |
---|---|---|---|
Глаз | Зрение | Визуальная | |
Ухо | Слух | Аудиальная | |
Кожа | Осязание | Осязательная | |
Нос | Обоняние | Обонятельная | |
Язык | Вкус | Вкусовая |
Виды информации по форме представления:
Форма представления | Визуальное восприятие | Аудиальное восприятие | |
---|---|---|---|
Текстовая | Письмо | Аудиокнига | |
Числовая | Циферблат, чертёж | ||
Графическая | |||
Звуковая | |||
Смешанная |
Установите соответствие:
Пример | По способу восприятия | По форме представления |
---|---|---|
Чертёж к задаче по геометрии | ||
Письмо другу | ||
Картина в галерее | ||
Радиопередача | ||
Телепередача | ||
Аромат сирени | ||
Вкус лимона | ||
Температура воздуха | ||
Жёлтый цвет |
Свойства информации:
Достоверность (правильность)
Земля – квадратная!
Актуальность (своевременность)
Вчера была солнечная погода.
Понятность
Пшквло свыыыу?
Полнота
Всё будет.
Полезность
Вчера была контрольная по информатике.
Восприятие телевизионных СМИ
Вы когда-нибудь задумывались о том, что мыльные оперы на наших телевизорах начали влиять на наше восприятие идей, мыслей и социального благополучия? Ну, вы не ошиблись, так что давайте обсудим это.
Сегодня Около 210 миллионов домохозяйств в Индии теперь владеют телевизором, что на 6,9% больше, чем 197 миллионов в 2018 году, согласно последним оценкам агентства по мониторингу телевидения BARC (Совет по исследованию аудитории вещания) Индии. – mint
Итак, неудивительно, почему это большая проблема, потому что количество людей, владеющих телевизором, и количество людей, которые его смотрят, значительно увеличилось, вот где появляются мыльные оперы, мы знаем, что Индия все еще развивается. страна с большим населением, проживающим в сельской местности, и большим необразованным населением, поэтому шансы этой огромной части населения предполагать и формировать мнение об обществе в основном зависят от того, что они смотрят по телевизору
Почему вы говорите, что это такая большая проблема? Да потому, что вскоре эти мнения индийской публики превращаются в представления, а иногда даже принимаются и принимаются за факты, и никто об этом не говорит.
Как телевизионные мыльные оперы создают впечатление? Они начинают с создания вековой истории о типичной индийской девушке, одетой в сари, со всеми религиозными чувствами на спине, которую пытают либо мужчины, либо старейшины ее дома, и, в основном, у нее нет другого выбора, кроме как терпеть это. концепция разрыва связи или выхода из токсичных отношений не коренится в концепциях этих шоу, наконец, женщины должны оставаться со своим мужем, несмотря ни на что
Второй способ, с помощью которого они создают восприятие, заключается в игнорировании понятий любви и связи между противоположным полом, это, безусловно, наиболее неправильно изображенное и касающееся восприятия из всех. Здесь снова есть вековая история о девушке, разговаривающей с парнем, или о парне, разговаривающем с девушкой, и каким-то образом люди узнают об этом, и это горячая тема, и суета, эти мыла никогда не показывают понятия дружбы между противоположным полом. по их мнению, должна быть любовь или ничего.
Третий способ, которым они создают восприятие, заключается в том, чтобы показать, что любовь недолговечна или что люди, вступающие в брак по любви, в конце концов расстаются. , это восприятие никогда не меняется. Согласно этим шоу, девушка или парень будут счастливы только в том случае, если они устроят брак.
Четвертый способ, которым они создают восприятие, — это показ городского образа жизни, они показывают городской образ жизни всегда с темной стороны, по их мнению, городская девушка — это девушка, у которой есть отношение, много партнеров, которая везде тратит деньги, богатая и городская. мальчик — это человек, у которого огромные машины, много женщин, и он всегда делает женщине плохо. Это изображение очень вредно для общества, потому что, как я уже говорил ранее, Индия является развивающейся страной с огромным населением необразованных и сельских индийцев, и эти представления в этих мыльных операх изображают все неправильно, тем самым промывая им мозги, чтобы они верили, что все городские жители плохие.
Это распространенное восприятие, с которым я сталкивался в наших ежедневных телевизионных мыльных операх, и я уверен, что есть еще много подобных, и поскольку эти представления широко распространены почти в каждой мыльной опере, которая транслируется по нашим телевизорам, это серьезно беспокоит. . Конечно, у писателя есть свобода изображать и передавать свою историю любым способом, но у сегодняшних сценаристов мыльных опер нет творчества, и они не заботятся о влиянии, которое они оставляют, создавая такое восприятие
В конце концов, что мы можем сделать, так это просвещать людей об этой проблеме и говорить об этом, у нас должны быть открытые разговоры на эту тему
Наконец, социальному монстру не нужно много времени, чтобы поверить в то, что показывают, а не в то, что они видят {{если идентификатор!=-1}}
{{если мнение && мнение[0] && мнение[1]}} {{:мнение[0].count}} {{:мнение[1]. count}} — {{/если}} Отвечать — Флаг
Помечено
{{/если}}
Перепись восприятия | Broadcast
BY Анил Сет
Анил Сет — профессор когнитивной и вычислительной неврологии Университета Сассекса и автор бестселлера Sunday Times Быть собой: новая наука о сознании.
24.01.23
В четверг утром в начале 2015 года фотография платья с вирусной скоростью разлетелась по Интернету. В то время как половина мира видела сине-черное платье, другая половина была убеждена, что платье было бело-золотым. В тот день я как раз вел занятия по зрительному восприятию, и когда я вернулся в свой офис, меня встретил поток голосовых сообщений от журналистов, все они пытались понять, что происходит.
История платья связана со сложными способами, которыми наш мозг учитывает условия освещения при определении цвета чего-либо. Это происходит постоянно: когда вы берете белый лист бумаги на улицу, он по-прежнему выглядит белым, хотя состав световых волн, падающих на ваши глаза, значительно изменится. Способность нашего мозга уравновешивать окружающее освещение таким образом чрезвычайно полезна — только представьте, как было бы запутанно, если бы вещи постоянно меняли цвет.
«Платье» на прекрасном примере психологии показало, что этот процесс, который психологи называют «постоянством цвета», может проявляться по-разному у разных людей. У некоторых из нас мозг предполагает, что фотография была сделана при желтоватом освещении, как в помещении, и поэтому наш мозг делает вывод, что цвет платья сине-черный. Мозг других людей воспринимает наружный голубоватый окружающий свет, что приводит к восприятию платья как бело-золотого. Поскольку все эти нейронные махинации с цветовым балансом происходят под капотом, под поверхностью сознания, люди были убеждены, что их способ видения был правильным, единственным способом.
Может показаться заманчивым рассматривать Платье как причуду восприятия, единственное в своем роде отклонение от нормального восприятия мира таким, какой он есть на самом деле. Но это было бы ошибкой. Мы никогда не воспринимаем вещи точно такими, какие они есть, и вполне вероятно, что каждый из нас воспринимает мир — и себя — по-своему, индивидуально. Точно так же, как все мы разные снаружи — ростом, цветом кожи и так далее, — мы все разные и внутри. Но в отличие от видимых извне различий, разнообразие нашего перцептивного опыта — наше коллективное перцептивное разнообразие — до сих пор оставалось по большей части скрытым.
Мозг, вывернутый наизнанку, использующий внешние сигналы для восприятия того, что снаружи.
Чтобы разобраться во всем этом, представьте на мгновение, что вы — это ваш мозг, пытающийся понять, что там, в мире (и здесь, в теле). Вот вы и уютно устроились внутри костяного свода черепа. Там совсем темно и совсем тихо. Все, что вам нужно, — это постоянный шквал электрических сенсорных сигналов, которые лишь косвенно связаны с тем, что происходит снаружи. Эти сигналы не сопровождаются ярлыками (я от кошки! я от тарелки супа!), а присущая им двусмысленность означает, что восприятие — процесс определения того, что там есть — не может быть просто считано из информацию, которую они содержат.Наоборот, познание мира и себя по своей сути является творческим актом, результатом активного процесса, который идет в основном сверху вниз (от мозга наружу), а не снизу вверх (от мира внутрь). В своих исследованиях в качестве нейробиолога — и в своей книге « Быть собой » — я пришел к выводу, что мозг — это своего рода прогностическая машина, всегда занятая предсказаниями того, что происходит в мире (или здесь, в теле), и используя сенсорные сигналы для калибровки этих предсказаний.
Одним из поразительных следствий этой точки зрения является то, что, поскольку у всех нас разный мозг, у всех нас будет разный опыт восприятия, даже если мы столкнемся с одной и той же объективной внешней реальностью. И дело не только в «Платье: », все наших переживаний могут различаться, будь то голубое небо, течение времени или вкус персика. Что делало «Платье» особенным, так это то, что различия в восприятии были достаточно резкими, чтобы их заметили в Интернете.
Чтобы пролить свет на скрытую область разнообразия восприятия, я работал с командой психологов, философов (профессор Фиона Макферсон из Университета Глазго), художников и дизайнеров над созданием «Переписи восприятия» — крупномасштабной, гражданский научный онлайн-опрос о различиях в нашем внутреннем мире. Он состоит из увлекательных, веселых и простых экспериментов, головоломок и интерактивных иллюзий. Принять участие может любой желающий старше 18 лет, и, помимо предоставления ценных данных, каждый участник может узнать о своих способностях восприятия и о том, как они относятся к другим. Перепись восприятия выходит далеко за рамки зрения, анализируя то, как мы воспринимаем звук и музыку, эмоции и течение времени, а также исследуя представления людей о восприятии и сознании.
Карта переписи восприятия участников со всего мира.
Перепись населения стартовала в июле 2022 года, и в ней уже приняли участие более 20 000 человек. В возрасте от 18 до 80 лет они приехали из более чем 100 стран, представляющих все континенты, кроме Антарктиды, и в совокупности выполнили более 50 000 исследовательских работ. Наш полный анализ их ответов должен подождать, пока мы не закончим сбор данных, но некоторые закономерности уже начинают проявляться.
Один напрямую связан с Платьем. Мы изучили, как люди реагировали на «Purves/Lotto Cube» — цветовую иллюзию, в которой два одинаковых коричневых квадрата на кубике Рубика кажутся разными оттенками коричневого цвета. Подобно «Платью», этот эффект возникает из-за того, как мозг воспринимает тени во внимание при определении цвета поверхности.Хотя основная иллюзия была обнаружена давно, мы обнаружили поразительную изменчивость в ее силе: в то время как 20% людей испытывают ее очень сильно, еще 20% едва ощущают ее вообще. Как и в случае с «Платьем», здесь есть значительное разнообразие в том, как наш мозг воспринимает свет и тень.0003
The Purves/Lotto Cube
Другие результаты переписи на данный момент включают в себя открытие, что 31% опрошенных людей сообщили о каком-либо «внетелесном опыте», при котором их представление о том, где находится их «я», искажено. каким-то необычным образом. Эта цифра на удивление высока, и мы надеемся, что, взглянув на остальные данные, мы поймем, почему.
Есть еще много всего, что предстоит открыть, и великое обещание переписи заключается не в каком-то отдельном открытии, а в ее способности выявить способы, которыми различные аспекты разнообразия восприятия соотносятся друг с другом. Таким образом, мы сможем проникнуть под поверхность восприятия, чтобы расшифровать скрытую структуру нашего внутреннего мира и то, как эта структура различается у разных нас.
Помимо этого захватывающего научного потенциала, я считаю, что «Перепись восприятия» имеет более широкое значение для общества. Один из них — углубить наше понимание нейроразнообразия, концепции, которая существует уже много лет. Подобно перцептивному разнообразию, оно подчеркивает, что каждый разум индивидуален и что различия не являются недостатками. Однако со временем нейроразнообразие стало ассоциироваться с определенными состояниями, такими как аутизм, СДВГ или синестезия (смешение чувств, которое мы также рассматриваем в переписи). По иронии судьбы, это могло привести к усилению ложной идеи о том, что существует единственный правильный нейротипический способ восприятия мира с нейродивергентными состояниями, представляющими отклонения от нейротипичности, каждое из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Концепция перцептивного разнообразия, освещенная результатами «Переписи восприятия», может помочь восстановить первоначальную интуицию, лежащую в основе нейроразнообразия. Не существует единственно правильного способа восприятия: все восприятия построены, и все мы разные.
Концепция перцептивного разнообразия, освещенная результатами «Переписи восприятия», может помочь восстановить первоначальную интуицию, лежащую в основе нейроразнообразия. Не существует единственно правильного способа восприятия: все восприятия построены, и все мы разные. Иногда эти различия достаточно велики, чтобы проявляться в языке и поведении, но в большинстве случаев это, вероятно, не так. Когда мы осознаем, что наш перцептивный опыт раскрывает вещи не такими, какие они есть, а такими, какие они есть,0005 мы (как выразилась писательница Анаис Нин), мы сможем лучше осознать, что внутреннее разнообразие относится ко всем нам и что оно обогащает наше общество так же, как и наше внешне видимое разнообразие. Здесь меня привлекает параллель с биоразнообразием, где совершенно очевидно, что разнообразие необходимо для здоровой экосистемы. Разнообразие умов также может иметь важное значение для процветающего общества.
Я также считаю, что более глубокое понимание разнообразия восприятия может помочь развить новое смирение по отношению к собственному опыту. Платье обнажило упрямство, с которым люди цепляются за свой способ видения, упрямство, которое, на мой взгляд, основано на самой природе перцептивного опыта, из-за которого кажется, что мир, который мы переживаем, не зависит от нашего мозга и разума, даже когда мы знайте, что это не так. Признание того, что то, как мы видим вещи, может быть не таким, какое оно есть, и что оно может отличаться от того, как другие видят те же самые вещи, могло бы предоставить новые платформы для сопереживания, понимания и общения — даже между людьми с очень разными взглядами. В нашем все более раздробленном и поляризованном мире это необходимо сейчас как никогда.