Темперамент. Свойства и типы темперамента.
Глава 1. Общее понятие о темпераменте 1.1. Основные свойства темперамента К свойствам темперамента можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М.Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента.
Что такое темперамент и типы темперамента?
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).
Сангвиник
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активность, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик
Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
Флегматик
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.
Меланхолик
Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интраверты.
Темперамент ОбзорThe Center for Parenting Education
Темперамент, часть Уникального Ребенка, относится к индивидуальному плану, с которым рождается каждый ребенок и который определяет, как он реагирует на окружающий мир.
На основании тридцатилетнего исследования, начатого в 1956 году, темперамент объясняет, почему одни дети очень легкомысленны, а другие более требовательны к родителям. Иногда вы слышите, как этих трудных детей называют «трудными» или энергичными; часто это происходит потому, что у них есть черты темперамента, которые делают их более требовательными к родителям.
Исследование детского развития выявило 10 черт темперамента, которые в той или иной степени проявляются у каждого человека. Вот они:
1. Интенсивность
Выражает ли ваш ребенок радость или разочарование сильно и драматично? Или ваш ребенок мягко выражает эти чувства?
2. Уровень активности
Трудно ли читать книгу с ребенком, потому что он всегда в пути? Или ваш ребенок предпочитает сидячие тихие занятия?
3. Регулярность
Ваш ребенок ест и спит в предсказуемое время? Или ваш ребенок непредсказуем в плане еды и сна?
4. Качество настроения
Как правило, ваш ребенок в хорошем настроении? Или ваш ребенок кажется более серьезным?
5.
Эмоциональная чувствительность Сильно ли реагирует ваш ребенок на собственные или чужие чувства и эмоции? Или ваш ребенок, кажется, не осознает, что он или другие чувствуют?
6. Сенсорная чувствительность
Ваш ребенок положительно или отрицательно реагирует на звуки, вкусы и текстуры?
7. Адаптивность
Испытывает ли Ваш ребенок трудности с изменением распорядка дня или с переходом от одного вида деятельности к другому? Или ваш ребенок справляется с ними гладко?
8. Подход/уход
Легко ли ваш ребенок подходит к новым ситуациям или людям? Или ваш ребенок, кажется, сдерживается, когда сталкивается с новыми ситуациями, людьми или вещами?
9. Отвлекаемость
Легко ли ваш ребенок отвлекается, когда пытается делать работу по дому? Или ваш ребенок остается на задании?
10. Настойчивость
Сильно ли реагирует ваш ребенок, когда ему говорят «нет»? Ваш ребенок с трудом отпускает идеи? Или ваш ребенок, кажется, сдается, не пытаясь изо всех сил?
Вы можете адаптировать свои стратегии воспитания так, чтобы они лучше соответствовали потребностям ваших детей.
Знание того, как реагируют ваши дети, поможет вам и вашим детям более успешно справляться с трудными ситуациями.
Вы можете научить своих детей управлять своими реакциями.
Тогда вы оба сможете оценить положительные стороны этой черты.
Например, детей, которых считают «упрямыми», можно рассматривать как настойчивых. Точно так же дети, которых называют «негативными», могут считаться серьезными.
Часто одни и те же характеристики, которые затрудняют воспитание детей, являются теми же качествами, которые хорошо служат им во взрослом возрасте.
Например, очень драматичный и напористый ребенок может быть очень интересным даже в детстве и может стать успешным актером, адвокатом или учителем. Очень разборчивый (проницательный) едок может стать главным шеф-поваром.
Вы можете повысить самооценку и построить более позитивные отношения.
Научившись работать со своим уникальным ребенком, а не против него, вы сможете оказывать сильное влияние на его развитие.
Чтобы определить темперамент ваших детей (и свой собственный), используйте Шкалы оценки темперамента. Ответьте на вопросы, предусмотренные для каждой черты, чтобы помочь вам определить, где находятся ваши дети по каждой шкале.
Вы можете узнать больше о каждой черте темперамента в статьях, которые также находятся в нашей Информационной библиотеке для родителей. Вы также можете узнать о широких категориях темперамента, а также о концепции качества формы.
____________________________________________________________
Дополнительную информацию о темпераменте можно найти в следующих книгах. Покупки на Amazon.com через наш веб-сайт поддерживают работу, которую мы делаем, чтобы помочь родителям сделать все возможное, чтобы вырастить своих детей.
<рекомендуемые книги о темпераменте
<все наши рекомендуемые книги для родителей0074 Развитие ребенка
<Библиотека статей, тематическая страница
Четыре темперамента клиентов, с которыми вы встретитесь (и как им продавать)
Работаете ли вы в сфере продаж, недвижимости или в любой сфере услуг, вы Возможно, вы заметили, что с некоторыми клиентами вы взаимодействуете чаще, чем с другими. Хотя это ни в коем случае не естественный закон, нам легко общаться с людьми, чьи личности похожи на нас. Как INTP и бывший агент по недвижимости, меня естественным образом привлекали клиенты, которые выбирали, какой дом купить, основываясь на таких статистических данных, как местоположение, площадь в квадратных футах, планировка, сравнение с аналогичными объектами и ожидаемая окупаемость инвестиций. . Вы знаете, аналитические вещи.
Осмелюсь сказать, что иметь дело с клиентами было бы проще, если бы они приходили с отчетом о типах личности. К сожалению, Вселенная просто не так щедра. Ваша работа заключается в том, чтобы определить личность ваших клиентов и адаптировать то, как вы общаетесь и представляете им информацию.
Но для этого не нужно становиться живой, дышащей, дающей испытания машиной. Четыре темперамента Дэвида Кирси охватывают все 16 типов личности, давая вам общую структуру, которую легко запомнить, и позволяя вам адаптировать свое взаимодействие с вашими клиентами на лету.
Хранитель — ESTJ, ISTJ, ESFJ, ISFJ
Хранитель — наиболее распространенный темперамент, от 40 до 45 процентов всего населения мира квалифицируется как таковой. Основываясь только на этой статистике, вы практически гарантированно столкнетесь с клиентом Guardian.
Как видно из названия, Стражи стремятся защитить то, что им дорого. Обычно этим драгоценным является семья, но обычаи, традиции, авторитет и социальная структура также имеют большое значение. Опекуны в большинстве своем надежные, трудолюбивые и заслуживающие доверия люди. Вы можете рассчитывать на то, что они придут вовремя на встречи, предоставят всю документацию, необходимую вам при подписании контракта, и приведут в порядок все свои дела, если им необходимо соответствовать требованиям.
С другой стороны, из-за врожденного стремления к стабильности Стражи не очень чувствуют себя комфортно с головокружительной скоростью технического прогресса и социальных изменений. Хотя они понимают, что перемены неизбежны, им это не обязательно нравится.
При общении со Стражем важно, чтобы вы не останавливались на технических деталях вашей службы. Сосредоточьтесь на общей картине. Покажите им, как ваши услуги улучшат их жизнь. Если закрытие сделки включает в себя множество шагов и требует от вашего клиента предоставления большого количества документов, обязательно сообщите своему клиенту Guardian, как вы будете использовать наш опыт, чтобы помочь ему пройти весь процесс безболезненно.
Ремесленник — ESTP, ISTP, ESFP, ISFP.
Если вы когда-либо работали с клиентом, который одевается нетрадиционно, постоянно рассказывает интересный анекдот и обладает непревзойденным уровнем энергии, скорее всего, вы разговаривали с ремесленником.
Ремесленники постоянно ищут стимуляции и удовольствия и обычно считают действия и события, которые не доставляют удовольствия, пустой тратой времени. Но не думайте, что экстраверт автоматически становится ремесленником. ISTP и ISFP принадлежат к ремесленному темпераменту и очень интровертированы. Что объединяет всех Мастеров, так это то, что они Чувствуют и Воспринимают. Поэтому они ценят спонтанность и сосредотачиваются на настоящем.
Ремесленники склонны действовать сейчас, а потом разбираться с последствиями, и у них меньше запретов, чем у людей с другим темпераментом. Некоторые могут интерпретировать такой подход к жизни как импульсивный и небрежный, в то время как другие находят его освежающим и раскрепощающим.
По моему опыту, во время дня открытых дверей всегда было очевидно, кто такие Ремесленники. Ремесленники всегда отмечают, как прекрасно оформлен дом, какие вкусные закуски и как хорошо было бы просто переехать в дом. Они даже планируют вслух, где они хотят поставить собственную мебель и какую цветовую гамму они хотят для каждой комнаты.
Сложный аспект общения с Ремесленником — это определение его реального уровня заинтересованности. Ремесленник может сказать так много замечательных вещей о том, что он может получить от ваших услуг, что вы можете подумать, что он просто жаждет заключить сделку. Но пока не празднуйте. Бесконечная похвала Ремесленника не является гарантией закрытия сделки. Мастера просто выразительны.
Но не думайте, что они просто тратят ваше время.
Ремесленники покупают товары и услуги так же, как и все остальные. Вам просто нужно правильно откалибровать их уровень энтузиазма в соответствии с их реальным желанием купить это. Ремесленники также требуют терпения. Из всех четырех темпераментов Ремесленники являются наиболее вероятным типом клиентов, у которых не все финансовые предпосылки в порядке. Так что ваша работа — направлять их и помогать им привести свои дела и документы в порядок до того, как вы подпишете контракт.
Идеалист — ENFJ, INFJ, ENFP, INFP.
Идеалисты — одни из самых милых, дружелюбных и милых людей, которых вы когда-либо встречали. Идеалисты очень заинтересованы в личном росте и развитии и преуспевают, помогая другим делать то же самое. Таким образом, из них получаются отличные учителя, вдохновляющие лидеры и друзья. Они всегда стараются видеть в других хорошее и всегда стремятся поддерживать гармоничные отношения и взаимодействия. Таким образом, они становятся хорошими соседями и друзьями, и, как правило, с ними приятно работать.
Как следует из их названия, они сосредоточены на идеалах. Это включает в себя то, как должны быть жизнь и отношения, и как люди должны относиться друг к другу. Конечно, жизнь далеко не идеальна, и в жизни есть определенная грубость, которой нельзя избежать. Уникальная проблема общения с идеалистами заключается в том, что, хотя они понимают, что конфликт является частью жизни, они скорее избегают его.
При привлечении клиентов-идеалистов важно помнить, что они придают большое значение отношениям, которые вы строите с ними как с клиентами. Когда вы разговариваете с Идеалистом, он или она уделят вам безраздельное внимание. В то же время Идеалисты ожидают от вас безраздельного внимания при общении с ними. Так что включите вибрацию телефона и сосредоточьтесь на том, чтобы обеспечить максимальное качество обслуживания клиентов.
Во время переговоров с Идеалистом старайтесь избегать таких техник закрытия, как срочное закрытие, когда вы сосредотачиваетесь на страхе потери. Вы можете подумать, что отвращение идеалистов к конфликту означает, что они уязвимы для этой техники. Это может привести к продаже в краткосрочной перспективе, но вы можете легко потерять доверие Идеалиста. Но если у вашего клиента-идеалиста отличный клиентский опыт, у вас будет лояльный клиент на всю жизнь.
Рационал — ENTJ, INTJ, ENTP, INTP.
Люди с рациональным темпераментом составляют около 10% всего населения, что делает их самой малочисленной категорией клиентов, с которыми вы столкнетесь. Рационалы известны своим прагматизмом, логическим мышлением и жаждой знаний. Они любят работать с абстрактными понятиями, возможностями и довольно творчески подходят к решению проблем. Рационалы крайне независимы в своем мышлении и склонны очень скептически относиться ко всем идеям, даже к своим собственным. Поскольку они процветают в абстрактном мире идей и возможностей, иногда они могут показаться холодными, бесчувственными и несколько оторванными от реальности.
Рационалы ценят ум и изобретательность в своей жизни и других. Таким образом, они тяготеют к профессиям, которые позволяют им использовать свое воображение и способности нестандартного мышления. Неудивительно, что Рационалы доминируют в таких областях, как инженерия, компьютерные науки и исследования. Но их творчество также находит применение в художественных областях, таких как писательство, актерское мастерство, анимация и музыка.
Работа с клиентом Rational может оказаться непростой задачей, даже если вы сами являетесь одним из них. Рационалы проводят много собственных исследований, прежде чем даже подойти к вам. Но не думайте, что клиент-рационал не заинтересован в том, что вы предлагаете, только потому, что он мало говорит. Как и в случае с ремесленником, вам нужно сопоставить уровень его энтузиазма с реальным желанием купить.
Когда клиенту Rational потребуется информация от вас, он спросит. Но будьте готовы предоставить цифры, статистику и тенденции рынка.