Физиология высшей нервной деятельности. Учение об условных рефлексах
Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ |
Академик Иван Петрович ПАВЛОВ |
Путь в науку |
Физиология кровообращения |
Физиология пищеварения |
Физиология высшей нервной деятельности. Учение об условных рефлексах |
Социально-политические взгляды И.П. Павлова |
Личность И. П. Павлова. Свидетельства современников |
Традиции |
Заключение |
Путь И.П. Павлова к Нобелевской премии |
Физиология как экспериментальная наука |
Учителя, наставники и предшественники |
В университете |
Филипп Васильевич Овсянников (1827–1906) |
Николай Игнатьевич Бакст (1842–1904) |
Илья Фаддеевич Цион (1842–1912) |
Константин Николаевич Устимович (1838 – после 1917) |
В Бреслау у Гейденгайна |
Сергей Петрович Боткин (1832–1889) |
Докторская диссертация |
Рудольф Гейденгайн (1834–1897) |
Карл Людвиг (1816–1895) |
Клод Бернар (1813–1878) |
После заграницы |
Врач для командировок |
«Год Великого перелома» |
Предыстория |
Хронический эксперимент |
Мнимое кормление |
Павловский желудочек |
Финишная прямая |
Конкуренты Павлова |
Экспертиза номинированных работ Павлова |
Письмо ректора Каролинского института |
Из воспоминаний Серафимы Васильевны Павловой |
Реакция прессы |
Нобелевская церемония |
Реакция физиологов на присуждение премии |
Денежная сумма премии и ее судьба |
Пожелания Альфреда Нобеля |
Переход к изучению высшей нервной деятельности |
Вторая Нобелевская попытка |
Досадный промах |
Павловские Колтуши |
Развитие исследований в Колтушах |
Заключение |
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова |
100-летний юбилей И. П. Павлова: 1849-1949 |
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова |
Учение об условных рефлексах
Страница 15
Генетические исследования в области физиологии высшей нервной деятельности начались по рекомендации Н.К. Кольцова. Специальная генетическая группа была создана Л.А. Орбели. Однако эти исследования были насильственно прерваны в результате мрачной августовской сессии 1948 г.
Условно-рефлекторная теория Павлова опиралась на три принципа естествознания: принцип детерминизма, принцип приурочения динамики к структуре и принцип анализа и синтеза.
Особое место в творчестве Павлова занимают две работы: «Рефлекс цели» (1916) и «Рефлекс свободы» (1917), обычно мало привлекающие внимание исследователей, Павлов относил эти рефлексы к категории врожденных свойств организма. Рефлекс цели Павлов рассматривал как важный фактор поведения, как важнейший стимул жизни. Подчеркивая огромное жизненное значение рефлекса цели, Павлов говорил: «Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели… Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели… Но когда нет цели, теряется и смысл жизни, жизнь перестает привязывать к себе человека. Именно в этом причина самоубийств» [14]. Общественность и государство,
процессов (раздражительного и тормозного) – силы, уравновешенности и подвижности Павлов выделил три типа нервной системы – уравновешенный, возбудимый и тормозной. Обращаясь к классификации темпераментов Гиппократа –холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический – Павлов видел полное согласие результатов эксперимента на собаках с этой классификацией. «Наш возбудимый тип – это холерический, тормозной – меланхолический. Двум формам центрального типа отвечали бы флегматический и сангвинический темпераменты» [13].
В 20-х годах формировались два новых направления физиологии высшей нервной деятельности – сравнительная физиология высшей нервной деятельности и изучение высшей нервной деятельности человека. Объектом исследований Павлова служили собаки и обезьяны; его учеников: асцидии (Е.М. Крепс), рыбы (Ю.П. Фролов), птицы (Н.А. Попов и Б.И. Баяндуров), амфибии и рептилии (Н.М. Никифоровский, Э.А. Асратян).
Был создан самостоятельный раздел патофизиологии – учение об экспериментальных неврозах, согласно которому невроз трактовался как грубая модель функционального заболевания нервной системы. Велики заслуги в создании учения об экспериментальных неврозах ученицы Павлова М.К. Петровой.
«Собака Павлова»: эксперимент длиною в жизнь
Помните, как мы, будучи школьниками, изучали на уроках биологии эксперименты Павлова над собаками? И долго смеялись, какие глупые у него собаки, что приступали к еде по сигналу? А потом звенел звонок и мы весело бежали в столовую. И, разумеется, чувствовали себя заметно умнее, чем собаки Павлова, привыкшие питаться после звукового или светового сигнала.
Возможно, это так и есть, а лучше разобраться в хитросплетениях человеческой мысли и научиться анализировать различные ситуации, взглянув на них со стороны, вы научитесь на нашей программе «Когнитивистика».
Пока же мы подробнее поговорим собственно об экспериментах великого российского ученого, первого российского Лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова (1849-1936), внесшего неоценимый вклад в изучение высшей нервной деятельности, условных и безусловных рефлексов, вдохновившего новое поколение ученых на дальнейшие исследования. И, конечно, скажем пару слов о нем самом.
Исторический экскурс
Сегодня мало кто вспоминает нюансы биографии академика Павлова, однако изначально предполагалось, что Иван Петрович станет… священнослужителем. Предки будущего академика по отцовской и материнской линии посвятили свою жизнь служению русской православной церкви, сам Павлов закончил духовное училище, а затем духовную семинарию в Рязани.
Все бы так и шло по заранее намеченному плану, однако на последнем курсе семинаристу Ивану Павлову попала в руки книга «Рефлексы головного мозга», написанная российским физиологом и естествоиспытателем Иваном Михайловичем Сеченовым (1829-1905) [И. Сеченов, 2014]. Биографы утверждают, что именно эта книга стала поворотным моментом в выборе жизненного пути Павлова.
Так это или не так, сейчас судить сложно, однако по окончании духовной семинарии Павлов отправился не на церковную службу, а в Санкт-Петербургский университет. Изначально выбор у обладателя диплома о церковном образовании был не слишком широк, и Павлову пришлось подать документы на юридический факультет.
Спустя 17 дней после поступления, преодолев все формальности и реально действовавшие ограничения, Павлов перевелся на естественнонаучное отделение физико-математического факультета. Больше никаких колебаний в выборе профессии у Павлова не было, и всю свою научную жизнь он посвятил изучению высшей нервной деятельности млекопитающих, формирования условных и безусловных рефлексов на примере пищеварительной функции.
Поэтому сегодня можно смело считать, что все проведенные Павловым исследования – это один большой эксперимент длиною в жизнь. Наиболее исчерпывающее представление обо всех его достижениях дает «Полное собрание сочинений» в 6 томах, куда вошли все труды академика Павлова, и в их числе описание эксперимента Павлова над собаками [И. Павлов, 1951].
Остается добавить, что до того, как приступить к своим экспериментам, Павлов успел поучиться в Медико-хирургической академии, которая позднее была переименована в Военно-медицинскую, и пройти стажировку в Германии. Везде его наставниками были величайшие ученые своего времени: Константин Устимович, Рудольф Гейденгайн, Сергей Боткин и другие.
С 20-х годов 20-го столетия и до конца своей жизни Павлов работал в специально созданном под его запросы институте физиологии в Колтушах, что в Ленинградской области. В частности, знаменитые эксперименты над собаками он проводил в так называемой «Башне молчания» – полностью изолированном от проникновения внешних звуков здании.
Кроме того, там была создана система помещений, позволяющая наблюдать за поведением подопытных животных так, чтобы они не видели ученых. Если требовали условия исследования, животных можно было зафиксировать в определенном положении или ограничить их свободу перемещения. Итак, что же это были за эксперименты?
Эксперимент Павлова: кратко о сути простыми словами
Мы начали нашу статью с того, что большинство освоивших программу общеобразовательной школы людей помнят в общих чертах суть эксперимента Павлова и знают, что такое «собаки Павлова». К слову, этим словосочетанием часто обозначают не только животных, задействованных в опытах великого ученого.
Частенько называют словами «Собака Павлова» эксперимент, который поставил ученый над животными. В этом смысле словосочетание «собака Павлова» стало именем нарицательным, обозначающим и собак, задействованных в эксперименте, и сам эксперимент, и людей, склонных к слишком уж простым алгоритмам действий на основе очевидных раздражителей. Для того чтобы последний вариант стал понятнее, напомним вкратце суть эксперимента Павлова для тех, кто подзабыл детали.
Изначально ученый взялся за изучение темы пищеварения у млекопитающих, а собаки были выбраны в качестве объекта для опытов как подходящие по размеру и более терпеливые и спокойные, чем большинство других видов животных. В процессе наблюдения за выделением слюны у собак ученый заметил, что слюноотделение усиливается, когда в помещение заходит его ассистент, приносивший животным еду. Причем усиление слюноотделения наблюдалось до того, как собаки начинали поглощать пищу.
Павлов предположил, что собаки «узнают» его ассистента по белому халату, в который тот всегда был одет, и уже запомнили, что визит человека в белом халате означает скорое начало трапезы. Такую реакцию животных Павлов условно назвал «рефлекторной», причем разделил рефлексы на условные и безусловные.
Так, слюноотделение при получении пищи было отнесено к безусловным рефлексам, а отделение слюны при виде белого халата к условным или, другими словами, приобретенным. Чтобы проверить свои предположения, ученый организовал кормление собак с использованием других сопутствующих раздражителей.
Как вариант, началу трапезы предшествовал световой или звуковой сигнал, либо несильный удар электрическим током, а собственно еду подавали в автоматическом режиме без участия ассистента, чтобы исключить влияние нескольких факторов одновременно и облегчить трактовку результатов наблюдений.
Впоследствии из этой цепочки еду убрали и обнаружили, что при подаче привычного для животного сигнала слюна по-прежнему выделяется, даже если после этого никакого угощения не последует. Таким образом, рефлекторная реакция срабатывала при отсутствии еды.
Это наблюдение подтвердило изначальное предположение ученого, что природа рефлекторных реакций неоднородна и все рефлексы можно разделить на условные и безусловные. И, соответственно, его гипотезу, что в условных рефлексах задействован психологический механизм реакции на сигнал вкупе с готовностью собак к получению пищи.
В упрощенном виде эти эксперименты Ивана Павлова можно представить несколькими схематическими картинками, иллюстрирующими взаимосвязь между приемом пищи, сопутствующими внешними раздражителями и рефлекторной реакцией животных:
По ходу исследования встал вопрос о фиксации результатов и точности измерений. Более 10 лет своей научной карьеры Павлов потратил на изобретение и усовершенствование фистулы – особого приспособления, позволяющего выводить наружу все выделения из пищеварительной системы, начиная от слюны и заканчивая желудочным соком.
Изначальная сложность такой идеи заключалась в том, что выделявшийся желудочный сок начинал как бы «переваривать» кишечник и брюшную стенку, вызывая их эрозию. Ушло достаточно много времени прежде, чем удалось найти особый способ сшивать кожу и слизистую оболочку пищеварительной системы так, чтобы избежать повреждения тканей выделяемым соком.
Академику Павлову удалось сшить ткани так, чтобы туда можно было вставить металлические трубки, закрывающиеся пробками. Если вы не слишком брезгливы и впечатлительны, можете посмотреть видео «Собака Павлова» с описанием эксперимента, как это выглядело на практике:
В итоге можно было получить для исследования, например желудочный сок, просто открыв пробку в нужном месте. Выделения из пищеварительной системы нужны были для исследования количественных и качественных параметров: количество, интенсивность, химический состав и прочие данные. И, конечно, для продолжения экспериментов и подробного изучения механизмов взаимосвязи нервной и пищеварительной системы.
Для дальнейших исследований эксперимент усложнили и организовали процедуру так называемого «мнимого кормления». Для этого подопытной собаке хирургическим путем под наркозом перерезали пищевод таким образом, чтобы еда не попадала в желудок. Далее с животным проводили такую же серию экспериментов, как с его обычными сородичами, у которых пищевод не был нарушен, и еда при кормлении, соответственно, попадала в желудок.
Оказалось, что механизм рефлекторных реакций полностью совпадает и в случае, когда еда попадает в желудок, и в случае, когда еда не попадает в желудок. Так, безусловный рефлекс срабатывает, как только пища попадет в пасть собаки, а условный рефлекс начинает работать в ответ на сопутствующий внешний сигнал-раздражитель, звуковой, световой или электрический.
Далее эксперимент Павлова был усложнен еще больше и ученый попытался выяснить, как будет реагировать организм подопытного животного, если еду вводить непосредственно в желудок или кишечник. Как оказалось, и в этом случае у собак начинал выделяться желудочный сок. Сумма полученных результатов укрепила ученого в предположении, что пищеварительная система управляется не сама по себе, а регулятором, находящимся за пределами органов пищеварения, и что таким регулятором может быть нервная система.
Для проверки предположения в ходе дальнейшего эксперимента некоторым особям сделали денервацию органов пищеварения. Проще говоря, заблокировали чувствительные нервные окончания с целью препятствования их проводимости. После этого все ранее наблюдаемые в ходе эксперимента реакции исчезли. Академик Павлов впоследствии описал все свои опыты в книге «Вначале была собака. Двадцать лет экспериментов» [И. Павлов, 2018]. В книге эксперимент Павлова и его итоги описаны более сложным научным языком.
Итак, в чем же суть открытий Павлова, сделанных в ходе вышеописанных исследований? Попытаемся объяснить простыми словами. Для тех, кто пройдет нашу программу «Здоровье человека» это действительно будет несложно. Всем остальным будем пояснять суть научных терминов, которые использованы в описании.
«Собака Павлова» (эксперимент) – кратко об итогах:
- Обнаружено стимулирующее действие блуждающего нерва на желудочную секрецию и тормозное влияние симпатических нервных волокон.
- Удалось выяснить, что секреция желудочного сока усиливается под влиянием центральной нервной системы, которая получает сигналы от рецепторов в пасти собаки и отправляет в ответ по блуждающему нерву команду железам слизистой оболочки желудка.
- Удалось обнаружить, что сосуды, которые отвечают за кровоснабжение желудка и кишечника, находятся под влиянием нервных симпатических волокон.
- Обнаружено, что в пищеварительной системе есть рецепторы, от которых по чувствительным волокнам в мозг передается информация о наличии либо отсутствии еды.
- Удалось выяснить зависимость состава желудочного сока и скорости его выделения от характеристик еды, в частности, таких как соотношение белков, жиров и углеводов, наличия либо отсутствия ингредиентов, раздражающих слизистую желудка.
- Удалось выявить тормозное действие жировых субстанций на процесс секреции желудочного сока.
Теперь предлагаем обещанные пояснения терминов для тех, кто не силен в медицине и физиологии.
Итак, блуждающим нервом называют десятую пару черепных нервов, идущую от мозга по направлению к брюшной полости и иннервирующую («охватывающую») голову, шею, органы в грудной и брюшной полости. Именно поэтому он называется «блуждающим», т.к. он проходит («блуждает») практически через всю основную часть тела. Дополнительно уточним, что блуждающий нерв является самым длинным из всех черепных нервов.
Симпатическая нервная система – это часть вегетативной нервной системы. Симпатические волокна выходят на протяжении от первого-второго грудного сегмента спинного мозга до второго-четвертого поясничного сегмента спинного мозга и иннервируют все органы млекопитающих.
Теперь, когда мы внесли ясность в нюансы и результаты экспериментов академика Павлова, остается вопрос: зачем? Разумеется, цивилизованные люди понимают ценность научных исследований как таковых. И, особенно, исследований, которые, так или иначе, «проливают свет» на функционирование систем и органов млекопитающих, к коим относится и человек.
Однако всегда интересен не только сугубо теоретический, но и прикладной аспект исследований. В этом плане результаты эксперимента академика Павлова весьма значительны, потому что нашли применение в самых разных сферах медицины, экономики и даже шоу-бизнесе.
Значение эксперимента Павлова
В первую очередь исследования, проведенные академиком Павловым за его долгую научную жизнь, оказали огромное влияние на развитие медицины. Павлов настолько расширил знания о высшей нервной деятельности, физиологии пищеварения и взаимодействии нервной и пищеварительной систем, что это дало мощный толчок поиску методов лечения многих заболеваний.
Знание о механизме возникновения различных нервных рефлекторных реакций позволили расширить арсенал воздействия на организм человека с целью излечения. Если ранее лечение сводилось, в основном, к доступным методам воздействия на больной орган, то с открытием закономерностей функционирования центральной нервной системы появились новые возможности поиска первопричин заболевания и, соответственно, нахождения способов их устранения.
Эксперименты Павлова с собаками позволили разобраться, в какой части головного мозга формируется сигнал для запуска той или иной реакции, что стало новым словом в развитии нейрохирургии. Благодаря открытиям академика Павлова, врачи научились лечить пациентов с самыми разными расстройствами функций центральной нервной системы, что помогло и помогает многим больным вернуться к полноценной жизни.
Заметим, что работы Павлова нашли признание не только в России, но и далеко за рубежом. Спустя десятилетия к ним обращаются новые поколения ученых, а его научные методы и сделанные выводы по-прежнему вызывают интерес ученой общественности.
Так, на стыке тысячелетий в зарубежных научных изданиях появилось сразу несколько работ, посвященных экспериментам академика Павлова. Например, обзор Pavlov’s conceptualization of voluntary movements within the framework of the theory of higher nervous activity («Осмысление Павловым произвольных движений в рамках теории высшей нервной деятельности») [G. Windholz, 1998]. Или, к примеру, исследование Pavlov and integrative physiology («Павлов и интегративная физиология») [G. Smith, 2000].
А буквально пару лет назад вышла весьма интересная статья The kingdom of dogs: Understanding Pavlov’s experiments as human–animal relationships («Царство собак: понимание экспериментов Павлова как взаимоотношений человека и животного») [M. Adams, 2019].
А еще выводы, сделанные академиком Павловым, нашли широкое применение в сельском хозяйстве и, в частности, животноводстве для защиты от хищников. Так, возле мест скопления животных сельскохозяйственного назначения (пастбище, животноводческая ферма) на ночь оставляют свежее мясо с такой дозой отравляющего вещества, которое не убивает хищника, однако вызывает у него длительное отравление.
Хищник в полном соответствии со своими инстинктами съедает мясо, после чего у него формируется четкая взаимосвязь между отравлением и поеданием мяса возле места содержания или пребывания животных. Как итог, представители данной популяции хищников, обитающих в окрестностях пастбища или животноводческой фермы, более не посягают на крупный и мелкий рогатый скот и прочих животных сельскохозяйственного назначения.
И, конечно же, исследования академика Павлова бесценны для дрессировки животных в цирке, подготовки служебных собак для силовых структур, полиции, пограничных войск, частей МЧС. Фактически весь процесс дрессировки и влияния на поведение животных как раз и построен на формировании условных рефлексов. После того, как животное в точности выполнило команду, оно получает угощение, и в дальнейшем беспрекословно следует командам, даже если в данный момент нет возможности дать собаке угощение, а нужно задержать, к примеру, опасного преступника.
Более того, механизмы формирования условных рефлексов в той или иной степени задействует каждый владелец домашнего животного, когда пытается, например, приучить щенка к туалету, отучить котенка лазить по шторам или научить говорящего попугайчика каким-то определенным словам.
Конечно же, описание эксперимента Павлова с собаками и рассказ о его значении будет неполным, если не помянуть «добрым тихим словом» критиков методов научных изысканий Павлова. Критика сводится, в основном, к манипулированию темой жестокого обращения с животными. С одной стороны, животных, конечно же, всегда жаль. С другой стороны, людей, которые могут не получить полноценную медицинскую помощь из-за того, что наука не сможет обнаружить какие-то нюансы функционирования организма, тоже жаль.
Так или иначе, тема защиты животных стала мейнстримом отнюдь не сегодня в эпоху гласности и толерантности. Самое первое «Общество защиты животных» было организовано в 1875 году британской феминисткой Фрэнсис Пауэр Кобб. Причем это общество выступало в первую очередь против вивисекции (хирургических операций над животными с целью исследования функций их организма). Впоследствии организация получила название «Национальное общество против вивисекции», однако остановить эру научных экспериментов она не смогла.
Заметим, что академик Павлов вовсе не был бездушным палачом, как его пытаются представить некоторые «гуманисты», которые, кстати, не способны предложить альтернативные методы проведения исследований в научных и медицинских целях. В 1935 году по инициативе ученого на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге был установлен памятник собаке в благодарность за службу на благо человечества:
А еще он бережно хранил «Необычный диплом И. П. Павлова и фотоальбом его четвероногих «друзей», подаренный ему коллегами в 1926 году «на 25-летний юбилей условных рефлексов» [Е. Басаргина, Л. Громова, 2018]:
Уточним, что датой открытия условных рефлексов в научной среде считается 1901 год, и Павлов решил отметить такой вот своеобразный юбилей в кругу единомышленников. Помимо поздравительного адреса, диплом содержит акварельный рисунок с изображением четырех собак, в которых угадываются 4 типа темперамента. Ныне эта реликвия хранится в Санкт-Петербургском филиале архива Российской академии наук.
На самом деле об экспериментах Павлова и их значении можно говорить бесконечно долго. Так, эксперименты Павлова над собаками и описание выявленных с их помощью механизмов условных и безусловных рефлексов получили наибольшую известность среди широких народных масс благодаря их изучению в рамках школьного курса биологии.
Однако Павлов Иван Петрович эксперименты ставил не только с целью разобраться в рефлекторных реакциях млекопитающих. Он изучал физиологию сна, патологии высшей нервной деятельности, типы темперамента у людей и так называемый «рефлекс свободы» у животных.
Поясним, что «рефлекс свободы» в контексте исследований Павлова – это натуральная и стереотипная реакция живого организма на внешние физические ограничители движения. И. П. Павлов, эксперименты великого ученого предопределили развитие науки на долгие годы вперед, а результаты его исследований используются в самых разных сферах человеческой деятельности по сегодняшний день.
Мы желаем, чтобы ваш «рефлекс свободы» вас никогда не подводил, чтобы у вас всегда была свобода выбора, свобода действий, свобода слова и свободный доступ к информации. Извлекать из информации максимум вы научитесь на нашей программе «Когнитивистика», а сейчас мы предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи, выбрав вариант ответа, наиболее полно отражающий вашу ситуацию:
Ключевые слова:1Когнитивистика
Теория классической обусловленности Ивана Павлова
Теория классической обусловленности Ивана Павлова — одна из самых известных и влиятельных психологических теорий 20 века. Исследования Павлова на собаках показали, что животные (и люди) могут научиться ассоциировать один стимул с другим, и эта ассоциация может привести к изменениям в поведении.
В классическом обусловливании нейтральный стимул неоднократно сочетается со стимулом, который естественным образом вызывает реакцию. После повторных спариваний один только нейтральный стимул может вызвать одинаковую реакцию. Например, в исследовании Павлова он сочетал звук колокольчика (нейтральный раздражитель) с подачей еды (естественный раздражитель, вызывающий слюноотделение у собак). Со временем у собак стало выделяться слюна только при звуке колокольчика, даже когда не было еды.
Исследования Павлова в области классической обусловленности начались в конце 1800-х годов, когда он изучал пищеварение у собак. Он заметил, что у собак выделялась слюна при виде лаборанта, который приносил им еду, даже до того, как еда была подана. Это наблюдение побудило его более подробно изучить взаимосвязь между представлением пищи и реакцией слюноотделения собак.
Для изучения классического обусловливания Павлов использовал метод, называемый оперантным обусловливанием, в котором он вознаграждал собак за определенное поведение (например, выделение слюны) пищевым угощением. Затем он начал сочетать звук колокольчика с подачей еды, так что звук колокольчика стал ассоциироваться с естественным стимулом еды.
Со временем у собак стало выделяться слюна только при звуке колокольчика, даже когда еды не было. Павлов пришел к выводу, что собаки научились ассоциировать звук колокольчика с подачей еды и что эта ассоциация вызвала изменение поведения собак.
Теорию классического обусловливания Павлова можно разбить на несколько ключевых концепций:
Безусловный стимул (УС) — естественный стимул, вызывающий реакцию без какого-либо предварительного обучения. В исследованиях Павлова безусловным раздражителем было предъявление пищи, что естественным образом вызывает слюноотделение у собак.
Безусловная реакция (UR) – естественная реакция на безусловный раздражитель. В исследовании Павлова безусловной реакцией собак было слюноотделение в ответ на предъявление им пищи.
Условный стимул (CS) – нейтральный стимул, который неоднократно сочетается с безусловным стимулом, что в конечном итоге приводит к выученной реакции. В исследованиях Павлова условным раздражителем был звук колокольчика.
Условная реакция (CR) – заученная реакция на условный раздражитель. В исследовании Павлова условным рефлексом было слюноотделение собак в ответ на звук колокольчика.
Теория классической обусловленности Павлова применялась в самых разных областях, включая психологию, образование и маркетинг. В психологии классическое обусловливание использовалось для объяснения различных явлений, таких как фобии, пристрастия и эмоциональные реакции.
Например, классическая обусловленность может объяснить, почему у людей может развиться боязнь летать после того, как они пережили турбулентный полет. В этом случае турбулентность (безусловный раздражитель) вызывает страх (безусловная реакция). После повторных полетов в условиях турбулентности у человека может начаться ассоциироваться полет со страхом (условный раздражитель) и развиться страх перед полетом (условная реакция).
Теория классической обусловленности Павлова имеет несколько применений в образовании. Классическое обусловливание можно использовать, чтобы помочь учащимся усвоить новую информацию, запомнить важные понятия и выработать позитивное отношение к учебе. Сочетая нейтральные стимулы с учебными материалами, учителя могут создавать сигналы, вызывающие положительные реакции у учащихся.
Одним из применений классического обусловливания в образовании является использование мультимедиа. Учителя могут использовать классическое обусловливание для создания ассоциаций между визуальными или слуховыми сигналами и учебными материалами. Например, учитель может использовать определенную песню или визуальное изображение, чтобы представить новую концепцию, а затем использовать ту же песню или изображение на протяжении всего урока. Со временем песня или изображение становятся связанными с концепцией и могут помочь учащимся запомнить информацию.
Еще одно применение классического обусловливания в образовании — использование поощрений. Учителя могут использовать методы оперантного обусловливания, чтобы закрепить желаемое поведение учащихся. Например, учитель может наградить учащихся похвалой или небольшим угощением за выполнение задания или правильный ответ на вопрос. Со временем учащиеся учатся ассоциировать похвалу или угощение с желаемым поведением и с большей вероятностью будут повторять это поведение в будущем.
Классическое обусловливание также можно использовать, чтобы помочь учащимся развить положительное отношение к учебе. Учителя могут создавать положительные ассоциации с учебными материалами, сочетая их с приятными занятиями или опытом. Например, учитель может сыграть в игру или использовать забавное занятие, чтобы представить новую тему или концепцию. Со временем учащиеся учатся ассоциировать тему или концепцию с приятным занятием и с большей вероятностью будут позитивно относиться к учебе.
Наконец, классическое обусловливание можно использовать, чтобы помочь учащимся преодолеть страхи или тревоги, связанные с обучением. Учителя могут использовать классическое обусловливание для создания положительных ассоциаций с учебной средой или материалами. Например, учитель может сочетать звуки успокаивающей музыки со стрессовой обстановкой при сдаче теста. Со временем учащиеся учатся ассоциировать успокаивающую музыку с обстановкой во время экзамена и с меньшей вероятностью будут испытывать беспокойство во время теста.
Павлов Теория обучения и ее значение для образования
Назад к: Обучение и преподавание – Раздел 2
Иван ПавловИван Павлов был русским психологом, открывшим классическую теорию обусловливания, которая означает обучение через ассоциации. Этот процесс включает в себя два стимула, которые связаны между собой, чтобы вызвать реакцию человека или животного, которая изучена.
Три этапа классической теории обусловливания
Классическое обусловливание состоит из трех этапов:
Марксистский взгляд на образование
Пожалуйста, включите JavaScript
Марксистский взгляд на образование До обусловливания (этап 1)Этот этап включает в себя естественную или безусловную реакцию организма на безусловный раздражитель . Организм вырабатывает необученный ответ.
Во время условного рефлекса (этап 2)На этом этапе стимул вызывает нейтральную реакцию или не вызывает никакой реакции и связан с безусловным раздражителем, который затем становится условным раздражителем.
После обусловливания (Стадия 3)На этой стадии условный раздражитель объединяется с безусловным раздражителем, вызывая новую условную реакцию.
Первыми психологами, которые применили принципы классической обусловленности к человеческому поведению, были Уотсон и Рейнер, которые больше узнали о развитии различных фобий.
Образовательное значение классической теории обучения Павлова на основе условного рефлексаСуществует три этапа классического условного рефлекса: до условного рефлекса (этап 1), который включает естественную или безусловную реакцию организма на безусловный стимул. Организм вырабатывает необученный ответ. Второй этап — во время обусловливания (этап 2), который включает стимул, который вызывает нейтральную реакцию или не вызывает ее, и связан с безусловным стимулом, который затем становится условным стимулом. Заключительный этап — «После обусловливания» (этап 3), на котором условный раздражитель связывается с безусловным раздражителем, вызывая новую условную реакцию.
Образовательные последствия классической теории обусловленности Павлова заключаются в следующем:
Поощрение и наказаниеКогда дети получают вознаграждение за достижение, они чувствуют мотивацию стать лучше.
Удаляет суеверияУчитель может использовать классический метод обусловливания для устранения суеверий, которые могут быть у детей.
Облегчает изучение языкаКлассическое обусловливание может быть полезным при обучении языкам в классе.
Помогает адаптироватьсяКлассический метод обучения помогает детям комфортно адаптироваться в новой среде.
Развитие отношенияКлассическая теория обусловливания также способствует развитию положительного отношения учащихся и устранению отрицательного отношения.