Теория бессознательного в современной психологии
В современной психологии существует различные направления, исследующие бессознательное, например, – нейролингвистическое программирование, сокращенно – НЛП. Создавалась она как учение о здоровом мышлении. Современные технические средства и приемы НЛП эффективны при манипулировании сознанием, используя элементы бессознательного. Так в Институте психоэкологии РАЕН существует экспериментальное оборудование, с помощью которого опробованы методики для лечения больных: шизофреников, наркоманов и прочих «безнадежных», от которых отказались другие врачи. Суть заключается в следующем. Человека сажают перед экраном компьютера, на голову пациента помещают сетку с датчиками. На экране компьютера на доли секунды появляются письменные вопросы к внутреннему «Я», которые не воспринимаются сознанием человека, но четко фиксируются подсознанием. Организм дает на них «ответы» небольшими изменениями в работе мозга, их улавливают и расшифровывают датчики.
Но существует мнение, что некоторые приемы НЛП очень эффективны при манипулировании общественным сознанием. Вот лишь один пример. Вы можете показать портрет неугодного вам кандидата в виде стеклянного витража и под каким-нибудь предлогом – разбить его.
В результате за этого кандидата не пойдут голосовать 50 процентов людей, которым он раньше нравился. Такая закономерность была четко установлена во время медицинских испытаний. Прием проверен на тысячах клинических случаев. Теперь его могут применять на телевидении, когда из сознания избирателей надо вытеснить образ кому-то неугодного кандидата. В НЛП это называется манипулирование противоречивым зрительным рядом. Здесь используется старая истина: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрители забывают, что именно им говорили о герое сюжета, но запоминают сопровождавшие этот рассказ кадры и считают, что в них истина. Казалось бы, безобидные снимки посторонних людей – воров, проституток, сектантов, но они порочат того, о ком идет речь. Кажется, что он с ними связан.Другой прием – рейтинг политических лидеров. Нам много раз показывают, насколько те или иные деятели популярны у сограждан. Сначала мы не соглашаемся с таким раскладом, но потом привыкаем к нему, забывая о собственном мнении. Когда электорату много раз втемяшивают в голову одну и ту же последовательность имен, он пойдет голосовать именно так, как его научили. Успех «наиболее популярных» кандидатов запрограммирован.
Еще один интересный прием: взять портрет заказчика политической рекламы и поместить его в верхней части экрана в светлой рамке. Такой образ запечатлевается гораздо сильнее других. В результате очень многие проголосуют за этого кандидата, даже не понимая, чем он им понравился. В чем же дело. Срабатывает детская привычка: вы смотрите на папу снизу вверх и во всем его слушаетесь. А если его образ показать вам в золотистом цвете, который наиболее благоприятен для психики, то действие будет неотразимым. Почему иконы делают в золотых окладах и вешают под потолком? Потому что возникает невольная ассоциация: то, что так расположено, очень важно. Вы можете умом этого не понимать, но бессознательно среагируете, что висящее над вами – свято. Нечто подобное произойдет, если вместо иконы над нами повесят лучезарный портрет политика: очень многие проголосуют за этого кандидата.
Но ни гипноз, ни НЛП, ни 25-й кадр, ни диспарантный ввод зрительной информации, ни запись звуковых команд на обратном ходу – ничто не заставит вас поступить против своей совести. Все эти методы не действуют на тех, кто сформировал в себе четкие убеждения (в том числе и политические). Можно манипулировать лишь неустойчивым сознанием. [2, 281 c.]
Без
преувеличения можно сказать, что
австрийский психолог и психиатр
Зигмунд Фрейд, занимавшийся проблемами
бессознательного, во многом повлиял на
все дальнейшее развитие современной
психологии, а может быть, и направил ее
по определенному пути развития. Хотя
не все аспекты теории Фрейда получили
научное признание, а многие его положения
на сегодняшний день кажутся принадлежащими
скорее истории, чем современной психологической
науке, невозможно не признать, что его
идеи повлияли на развитие мировой культуры,
не только психологии, но и искусства,
медицины, социологии. Исследуя бессознательное
в психике человека и создав теорию психоанализа,
он также продвинулся вперед в познании
человеческой психики и раскрытия ее глубин. Его заслугой является разработка вопросов
о динамическом соотношении бессознательных
и сознательных мотивов действий людей,
о наличии в психике различных уровней.
Фрейд пытался объяснять проблемы бессознательного
с позиций механистически-
Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.
В заключении можно сделать следующие выводы:
Автором одной из теоретических концепций, возникшей на заре XX в., был австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд. Его учение, названное психоанализом, получило широкую известность и оказало огромное влияние не только на дальнейшее развитие психологии, но и на искусство, литературу, медицину, другие области научных исследований, связанные с изучением человека.
Получив медицинское образование, Фрейд изучал природу невротических расстройств и способы их лечения. После стажировки, пройденной в парижской клинике «Сальпетриер» под руководством французского врача Ж.Шарко, Фрейд начал использовать гипноз в лечении истерических расстройств. Анализируя состояния гипнотического транса своих пациентов и эффекты постгипнотического внушения, Фрейд сосредоточил свое внимание на явлениях, скрытых от сознания человека, неосознаваемых. Идеи о том, что психика не ограничивается только областью осознаваемого, о том, что есть области душевной жизни недоступные сознанию человека, неосознаваемые им, высказывались задолго до возникновения психоанализа. Но именно Фрейд сделал бессознательное предметом психологии.Созданный первоначально как метод лечения истерических неврозов, психоанализ в дальнейшем был распространен ученым на объяснение психической жизни здорового человека. Согласно Фрейду движущей силой поведения и развития личности являются неосознаваемые, иррациональные влечения, главное из которых — сексуальное (либидо).
В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Источником, придающим мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное энергией либидозных влечений, подавленных и вытесненных из области сознания под действием «цензуры», запретов и табу, налагаемых обществом. По мнению исследователя, вытесненные влечения обладают большим энергетическим зарядом, однако в область сознания не допускаются — сознание оказывает им сопротивление, — и тогда содержание бессознательного проникает в сознание в искаженном, измененном виде. Фрейд выделил три основных формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки и др.) и невротические симптомы. Исходя из этого, им был разработан ряд оригинальных методов, позволявших получать исходный материал о содержании глубинных структур человеческой психики: анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забывании.
Интерпретация этого материала составляет сущность метода, который Фрейд назвал психоанализом. Психоанализ широко распространился во всем мире, найдя приверженцев не только среди психологов, но и в кругу представителей других областей науки и культуры. Плодотворность теории Фрейда проявилась еще и в том, что многие его ученики, соратники и последователи создали свои собственные оригинальные концепции и направления исследования. В числе ученых, развивших идеи Фрейда можно назвать автора аналитической психологии К. Юнга создателя индивидуальной психологии А. Адлера.
Список
использованной литературы
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2003 г. – 294 с.
- Альгин А.П. Философия: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007 г. – 281 с.
- Бассин. Ф.Б. Проблема бессознательного. – М.: Мысль, 2005 г. – 637 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 2008 г. – 351 с.
- Дмитрук М.Е. Голосование под общим наркозом. – М.: Москва, 2007 г. – 391 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология. Словарь-справочник – Минск: Хелтон, 2010 г. – 627 с.
- Кон И.С. Социология личности. – М.: Мир, 2006 г. – 715 с.
- Луков В.А, Зигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия – М.: Флинта, 2009 г. – 362 с.
- Петровский А.И., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г. – 357 с.
- Петровский А.И., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. – 861 с.
- Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. – М.: Прогресс, 2001 г. – 591 с.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарика, 2005 г. – 392 с.
- Фрейд З. Толкование сновидений. – М.: Мысль 2009 г. – 634 с.
- Фромм Э. Человек для самого. – М.: Республика, 2008 г. – 921 с.
- Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: Олимп, АСТ, 2007 г. – 896 с.
- Юнг. К.Г. Психоаналитические типы. – М.: Москва, 2004 г. – 681 с.
Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда — «Семья и Школа»
Содержание
Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда
Во времена Античности впервые человека посетила мысль о том, что в его психике есть неосознаваемая и неподдающаяся контролю часть. В этой связи Демокрит выделяет душу, которая состоит из влажных и малоподвижных атомов, и душу, которая состоит из огненных и подвижных атомов. Огненная душа — это разум, ясное сознание, влажная душа – бессознательное. В Средневековье Аврелий Августин изучает не только сознание, но и внутренний опыт субъективности, считает его более насыщенным и богатым, чем опыт мышления и сознания. В Новое время о бессознательном много рассуждал Готфрид Лейбниц.
Первая теория о бессознательном
Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.
З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.
Определение 1Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.
Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т. к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот.
Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие «подсознание».
Определение 2Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.
Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.
З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.
Замечание 1Бессознательное носит сексуальный характер.
Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.
Бессознательное по З. Фрейду
З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:
«Оно» или «Id» — уровень бессознательного влечения человека, который отвечает за удовольствие.
«Я» или «Ego» – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.
«Сверх-Я» или «Super-Ego» – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.
«Сверх-Я» – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает «Я».
«Я» выступает в качестве посредника между внешним миром и «Оно», задача «Я» сделать так, чтобы «Оно» было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям «Оно». Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований «Сверх Я», иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний «Оно».
Для демонстрации взаимоотношений между «Я» и «Оно», учёный взял образ всадника на лошади, где «Я» – всадник, а «Оно» – лошадь. Если человек «Я» здоров, то он способен подчинить себе «Оно», управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями «Оно» и указаниями «Сверх-Я» приобретают непреодолимый характер, то «Оно» уходит из-под контроля «Я», это, согласно З. Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.
Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», а сознательное «Я» может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением «Сверх-Я» до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.
Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между «Оно» и «Сверх-Я». В качестве инструмента для данного компромисса человек использует «Я». Таким образом, содержание «Оно» постепенно переходит в содержание «Я».
Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.
Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие «Эдипов комплекс».
Замечание 3С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение.
Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чей он сын. Пророчество было страшным. Оракул сказал, что Эдипу судьбой написано убить родного отца и взять в жёны родную мать. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он наткнулся на колесницу, поссорился с её седоком и убил его. После чего Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от её власти Фив. В награду жители города объявили его царём и дали в жёны вдовую царицу Иокасту.
Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына.
З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.
Определение 3Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.
Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца.
Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.
Замечание 4З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.
В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие «сексуальное влечение» на «либидо».
Определение 4Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.
Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях «Эроса» и «Танатос». Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.
Теория бессознательного | ПИНПО Психология
Теория бессознательного
Зигмунд Фрейд, один из отцов-основателей психоанализа, внес большой вклад в его популяризацию.
В 1900-1905 он разработал топическую (или пространственную) модель разума, описав особенности и структуру его функционирования – используя аналогию айсберга. Всю область психического Фрейд разделил на три сферы: сознательное, предсознательное и бессознательное.
В своих работах, датированных 1915 годом, он описал сознательный ум, который включает в себя все умственные процессы, которые мы осознаем – это рассматривается как верхушка айсберга.
Предсознание содержит мысли и чувства, которые человек в настоящее время не осознает, но они легко могут стать сознательными (осознаваемыми) при выполнении определенных условий (воспоминания, слабые раздражители – при усилении внимания к происходящему). Предсознание расположено чуть ниже уровня сознания, перед бессознательным. По словам Фрейда: «предсознание подобно ментальной комнате ожидания, в которой мысли остаются, пока им не удастся привлечь внимание сознательного».
В предсознании находятся информация, которую мы часто извлекаем без малейшего усилия – стоит нам об этом подумать – адрес дома, возраст, номер телефона, воспоминания об отпуске. Однако случается, что травмирующие и сильные отрицательные эмоции репрессируются, и, следовательно, недоступны в предсознании.
Наконец, бессознательное – включает в себя психические процессы, недоступные осознаванию, но оказывающие влияние на мысли, чувства и поведение. Согласно Фрейду, именно бессознательное оказывает наиболее сильное влияние на поведение человека (все поведенческие автоматизмы, сценарии, усвоенные роли «хранятся» именно там). Бессознательное – как подводная часть айсберга – его никто не видит, но именно оно содержит больше всего информации о личности человека.
Фрейд применил эти три системы к своей структуре личности – Ид, Эго и СуперЭго. Ид – полностью бессознательное, Эго и СуперЭго имеют в своей структуре сознательный, предсознательный и бессознательный компоненты.
Мы можем контролировать сознание, но нам неведомо, какая информация хранится в нашем бессознательном. Именно в нем находятся все блокированные воспоминания, угрожающие нашей психической безопасности – механизм подавления Фрейд назвал репрессией.
Наше бессознательное — это склад, хранилище примитивных желаний и импульсов, вытесненных страхов и глубинных убеждений – болезненное, пугающее, порицаемое обществом надежно заперто в глубинах бессознательного. Также бессознательное является вместилищем инстинктов – эрос (влечение к жизни – побуждения к сексу) и танатос (влечение к смерти – агрессия). Фрейд утверждал, что наши примитивные побуждения часто не достигают сознания, потому что они неприемлемы для нашего рационального, сознательного Я. Не допустить их в сознание помогают психологические защиты, не позволяющие осознавать истинные мотивы и чувства.
Фрейд (1915) подчеркивал важность бессознательного, и первичное предположение фрейдовской теории состоит в том, что бессознательный разум управляет поведением в большей степени, чем люди подозревают. По его мнению, основная цель психоанализа — выявить использование таких защитных механизмов и, тем самым, осознать неосознаваемое.
Фрейд считал, что бессознательное проявляется самыми разными способами – через сны, оговорки (кто не слышал про «оговорки по Фрейду»?).
Поначалу психологи скептически отнеслись к идее бессознательного и его влияния на сознание. Особенно отвергали идеи Фрейда сторонники научного подхода (бихевористы), поскольку бессознательное нельзя измерить, оно не поддается объективному описанию.
Сейчас понятие бессознательного является одним из основных понятий в психологии. Бессознательные процессы признаны когнитивной психологией (например, процедурная память, автоматическая обработка), а социальная психология ввела понятие неявной (латентной) обработки.
Однако эмпирические исследования выявили ограничения фрейдистской теории бессознательного, а современное понятие «адаптивного бессознательного» не совпадает с психоаналитическим. Действительно, Фрейд (1915) недооценил важность бессознательного, и по аналогии с айсбергом, в воде гораздо большая часть нашего разума. Ум работает наиболее эффективно, исключая значительную степень информации из осознавания, в то же время производя сложную обработку бессознательного.
В то время как Фрейд (1915) рассматривал бессознательное как единое целое, психология теперь понимает разум как совокупность модулей, которые со временем эволюционировали и действуют вне сознания. Например, универсальная грамматика — это бессознательный языковой процессор, который позволяет нам решить, правильно ли составлено предложение, не обращаясь к правилам. Отдельным для этого модуля является способность распознавать лица быстро и эффективно, что иллюстрирует, как бессознательные модули работают независимо.
Наконец, хотя Фрейд считал, что глубиные убеждения остаются бессознательными, чтобы защитить людей от тревоги, современный же взгляд на адаптивное бессознательное заключается в том, что большая часть обработки информации находится вне сознания по соображениям эффективности, а не репрессии.
[Бессознательное] Проблема бессознательного в психологии состоит, по метким словам Липпса (1897), не столько психологическая проблема, сколько проблема психологии. […]Необходимо отказаться от переоценки свойства быть сознательным, прежде чем станет возможным составить какой-либо правильный взгляд на происхождение ментального. По словам Липпса, бессознательное следует считать быть общей основой психической жизни. Бессознательное — это большая сфера, включающая в себя меньшую сферу сознательного. Все сознательное имеет бессознательную предварительную стадию; тогда как то, что бессознательное может оставаться на этой стадии и, тем не менее, претендовать на то, чтобы рассматриваться как имеющее полное значение психического процесса. Бессознательное — это истинная психическая реальность; в своей сокровенной природе он так же неизвестен нас как реальность внешнего мира, и он столь же неполно представлен данными сознания, как внешний мир — сообщениями наших органов чувств. (Зигмунд Фрейд:
Самое старое и лучшее значение слова «бессознательное» — описательное; мы называем бессознательным психический процесс, существование которого мы обязаны предположить — по какой-то причине, например, что мы выводим его из его последствий, — но о которой мы ничего не знаем. В этом случае мы имеем к нему такое же отношение, как к психическому процессу в другом человеке, за исключением того, что он находится в факт один из наших. Если мы хотим быть еще более корректными, мы изменим наше утверждение, сказав, что мы называем процесс бессознательным, если мы вынуждены предполагать, что он активизируется в данный момент, хотя и в момент мы ничего не знаем об этом. Эта оговорка заставляет задуматься о том, что большинство сознательных процессов осознаются лишь на короткое время; очень скоро они становятся латентными, но легко могут снова стать сознательными. Мы можно было бы также сказать, что они стали бессознательными, если бы можно было быть уверенным, что в латентном состоянии они все еще являются чем-то психическим. (Зигмунд Фрейд: Новые вводные лекции по психоанализу, 1933.)
Да, но, к несчастью, работа психоанализа оказалась вынужденной использовать слово «бессознательное» еще в другом, третьем смысле, и это может быть конечно, привели в замешательство. Под новым и сильным впечатлением существования обширной и важной области психической жизни, которая обычно изымается из-под познания эго, так что процессы, происходящие в его следует рассматривать как бессознательное в истинно динамическом смысле, мы пришли к пониманию термина «бессознательное» также и в топографическом или систематическом смысле; мы пришли к тому, чтобы говорить о «системе» предсознательного и «система» бессознательного, конфликт между эго и системой Ucs. , и все больше и больше использовали это слово для обозначения ментальной области, а не качества того, что является ментальным. Открытие, на самом деле неудобное, что части Эго и Супер-Эго также бессознательны в динамическом смысле, действует в этот момент как облегчение — позволяет устранить осложнение. Мы понимаем, что у нас нет Право называть чуждую Эго ментальную область «системой Ucs», поскольку характеристика бессознательного не ограничивается ею. Очень хорошо; мы больше не будем использовать термин «бессознательное» в систематический смысл, и мы дадим тому, что мы до сих пор так описывали, лучшее название, которое больше не будет вызывать недоразумений. Следуя словесному использованию Ницше и воспользовавшись предложением Георга Гроддека, мы в будущем будет называть это «id». Это безличное местоимение кажется особенно подходящим для выражения главной характеристики этой области ума — факта ее чуждости эго. Супер-эго, т. эго и оно — таковы три сферы, области, области, на которые мы разделяем ментальный аппарат индивидуума и взаимными отношениями которых мы будем заниматься в дальнейшем. (Зигмунд Фрейд: Новые вводные лекции по психоанализу , 1933.) Таким образом, мы можем говорить о бессознательной мысли, стремящейся передать себя в предсознательное, чтобы затем пробиться в сознание. Мы имеем здесь в виду не образование второй мысли, расположенной в новом месте, как транскрипцию, продолжающую существовать рядом с оригиналом; и идея прорваться в сознание должно быть тщательно освобождено от любой мысли о перемене местности. Опять же, мы можем говорить о вытеснении или вытеснении предсознательной мысли, а затем ее захвате бессознательным. Эти изображения, полученные из набора идей, относящихся к борьбе за участок земли, может соблазнить нас предположить, что буквально верно, что мысленная группировка в одной местности была подорвана и заменена новой в другой. другой населенный пункт. Давайте заменим эти метафоры чем-то, что, по-видимому, лучше соответствует реальному положению дел, и скажем вместо этого, что какая-то конкретная ментальная группировка имела катексис энергии. присоединена к нему или изъята из него, так что рассматриваемая структура попала под влияние определенного агентства или была изъята из него. Что мы здесь делаем, так это снова заменяем топографический способ представление вещей динамическим. Подвижной мы считаем не саму психическую структуру, а ее иннервацию. (Зигмунд Фрейд: Толкование снов , 1900.)
. Итак, теперь мы должны обратить немного внимания на связь между этими двумя техническими терминами, которые действительно кажутся совпадающими по своему значению. Это не трудно сделать дело понятным. «Бессознательное» — более широкое понятие; «подавленный» является более узким. Все вытесненное бессознательно; но мы не можем утверждать, что все бессознательное вытеснено. […] «Бессознательное» — чисто описательный термин, в некоторых отношениях неопределенный и, можно сказать, статичный. «Подавленное» — это динамическое выражение, учитывающее взаимодействие психических сил; это подразумевает, что присутствует сила, которая стремится вызвать все виды психических эффектов, в том числе и осознание, но что есть также и противодействующая сила, способная воспрепятствовать некоторым из них. эти психические эффекты, в том числе и осознание. Признак чего-то вытесненного как раз и состоит в том, что, несмотря на свою интенсивность, оно не может войти в сознание. (Зигмунд Фрейд: Заблуждения и сны в Gradiva Дженсена, 1907). Вернуться к теории психоанализа
| |
Что такое бессознательное во фрейдистском психоанализе? – Интересная литература
ЛитератураДоктор Оливер Тирл (Университет Лафборо)
Вот вам вопрос викторины в пабе. Кто придумал идею «бессознательного»? Возможно, чтобы никто не боялся ловушки, мы должны сделать ее немного проще. Какой немец предложил идею бессознательного? Не Зигмунд Фрейд, конечно, который был скорее австрийцем, чем немцем.
Вместо этого следует отдать должное немецкому философу-романтику Фридриху Шеллингу (1775–1854), который различал сознательный и бессознательный разум в своих ранних работах Система Трансцендентального Идеализма (1800), обозначая последнюю Unbewusste (т. е. «бессознательное»).
Термин «бессознательное» был затем введен в английский язык поэтом Сэмюэлем Тейлором Кольриджем. В 1869 году немецкий философ Эдуард фон Гартманн (1842–1906) написал книгу под названием « Философия бессознательного ». А затем, в 1890 году, в своем монументальном труде «Принципы психологии» Уильям Джеймс (брат романиста Генри Джеймса) подробно обсуждал идею «бессознательного» или «подсознания».
Но именно Зигмунд Фрейд создал самую влиятельную «карту» сознания и структуры (по крайней мере, как ее видел Фрейд) бессознательного. Так что же такое бессознательное и как его теоретизировал Фрейд?
Фрейд утверждал, что бессознательное включает в себя ид, эго и суперэго. Эти три части психики, большинство из которых бессознательны , хотя части эго также сознательны, развиваются в таком порядке. Когда мы рождаемся, наш разум целиком состоит из Ид, и Ид можно описать как импульсивную часть психики. Им движет не разум или мораль, а желание любой ценой удовлетворить наши основные потребности, желания и страсти. Не думает о последствиях. Ид вообще не может «думать».
Самое главное для новорожденного ребенка, чтобы все его насущные потребности – в еде, защите, внимании – были удовлетворены, и поэтому Ид жадно и эгоистично добивается того, чтобы это произошло. Ребенок плачет, пока не получит то, что хочет. Фрейд называл это «принципом удовольствия»: главная — а на самом деле единственная — цель Оно состоит в том, чтобы гарантировать, что ему будет предоставлено искомое удовольствие. Если ему нужно переодеться или ему нужна еда, он будет плакать, чтобы привлечь внимание любой ценой.
Конечно, id быстро приведет к тому, что вас арестуют, или убьют, или вы попадете в неприятности с вашими друзьями, если вы все время будете действовать из своих самых низменных и примитивных импульсов. Таким образом, по мере того, как у младенцев развивается осознание своего места во внешнем мире, начинает развиваться эго, а эго должно сдерживать самые дикие импульсы Ид и обеспечивать, чтобы мы действовали таким образом, который лучше всего подходит для нашего постоянного благополучия. и выживание.
Таким образом, эго является своего рода посредником между эгоистичным и импульсивным Ид с одной стороны и внешним миром с другой. Хотя Ид никогда полностью не подавляется, у нормально функционирующего человека его самые дикие инстинкты сдерживаются.
Собственная аналогия Фрейда для отношений между Ид и Эго была аналогией лошади и ее всадника. Эго — это человек, едущий на лошади, который представляет Оно. Он должен держать лошадь в узде, чтобы она вдруг не решила ринуться в опасность, причинив вред им обоим.
Но иногда эго не может договориться с Ид. И важно, чтобы id во многих случаях не имел свободы действий, чтобы получить то, что он хочет. Когда вы злитесь, ваш идентификатор может жаждать крови и хотеть, чтобы вы кого-то убили. Эго пытается урезонить его и убедить, что такой долгосрочный план действий не будет хорошей идеей. Но Ид импульсивен и ему все равно.
Именно здесь может вмешаться Суперэго и помочь обуздать более экстремальные импульсы Ид. Суперэго развивается после эдипова конфликта, когда ребенок осознает, что он (или она — вопреки тому, что думают многие, Фрейд считал, что Эдипов комплекс применим и к девочкам) не может избавиться от родительского соперника и должен подавить желание ( s) он сочувствует (другому) родителю.
Если эго похоже на старшего брата или старшего брата, если хотите, присматривающего за ид — своего «младшего (к) ид брата», можно сказать, — тогда суперэго — это строгая мать или отец, оберегающие их обоих в чеке. Для суперэго недостаточно, чтобы эго было практичным или реалистичным: оно должно быть моральным . Суперэго — наш внутренний полицейский: голос нашей совести. И вот, вкратце, то, как Фрейд теоретизировал бессознательное.
Зигмунд Фрейд был любопытным человеком. Каждое утро, приходя в свой кабинет, он гладил мраморного бабуина и приветствовал фигуру китайского мудреца. На своем столе он держал дикобраза — постоянное напоминание о «колючести» человеческих отношений.
Бессознательное Зигмунда Фрейда
Шьям
226 отзывов157 подписчиков
3 июня 2019 г.Это Фрейд не в режиме убеждения для обучения или предупреждения. Это рабочее место, и прямолинейность сделанных замечаний служит его собственному разъяснению, а не попытке уговорить читателя принять его. — Марк Казинс, введение__________
__________
То, как наши пациенты представляют свои ассоциации во время аналитической работы, дает нам повод для некоторых интересных наблюдений. «Теперь вы подумаете, что я хочу вас оскорбить, но на самом деле я этого не хочу». Мы понимаем, что это мысль, отвергаемая по мере ее появления посредством проекции. Или: «Вы спросите, кем может быть этот человек в моем сне. Это не моя мать». Это мы исправляем: «Значит, это ваша мать». В нашей интерпретации мы берем на себя смелость отбросить отрицание и ухватиться за чистое содержание мысли. Это как если бы пациент сказал: «Моей первой мыслью было, что это моя мать, но у меня нет желания в этом признаваться».0008 . — Отрицание
В этом небольшом сборнике собраны следующие работы Фрейда:
• Формулировки двух принципов психического функционирования
• Побуждения и их судьбы
• Вытеснение
• Бессознательное
• Отрицание
• Фетишизм 90 010 • Расщепление Эго в процессах защиты
__________
Как отмечает Марк Казинс во введении, более короткие работы, собранные здесь, служат существенными заметками и идеями, которые, вероятно, получили развитие в других работах Фрейда.
Тем не менее есть несколько интересных моментов.
- freud
23 марта 2020 г.
Мне очень нравится узнавать о Фрейде, хотя некоторые части этой книги мне приходилось читать несколько раз, но она увлекательна. Он сделал много удивительных вещей для изучения психических заболеваний. Стоит прочитать 🙂
Надя
24 отзыва9 подписчиков
21 июля 2020 г. Боже мой, это должно быть одно из самых утомительных чтений в моей жизни.«Бессознательное» — это теоретический сборник определений Фрейда о… бессознательном. Если вы рассчитываете получить какие-либо практические знания о нашем внутреннем уме, вам нужно поискать в другом месте.
По иронии судьбы, когда я собирался отказаться от этой книги, Фрейд сумел позабавить меня своей последней главой о фетишизме, где он объяснил, что фетиш повсеместно создается, когда мальчики понимают, что у их матерей нет пениса🤷🏼♀️
Достаточно сказано.
”…Я готов предвидеть одно и то же общее решение для всех случаев фетишизма — фетиш — это заменитель полового члена. Не просто для любого пениса, а для конкретного и очень особенного, который имеет большое значение в раннем младенчестве.
Проще говоря, фетиш — это замена женского (материнского) фаллоса, в который когда-то верил маленький мальчик и от которого — по известным нам причинам — он не хочет отказываться».
«…имевшие место репрессии оставляют после себя дальнейшее клеймо в виде общего для всех фетишистов отвращения к настоящим женским гениталиям.
Правда, мы не можем объяснить, почему одни мужчины становятся гомосексуалистами в результате этого опыта, другие защищаются от этого, создавая фетиш, а подавляющее большинство преодолевает его».
- эта книга уже есть научно-популярная психология
Роуэн
96 рецензий13 подписчиков
22 мая 2009 г.Интересный во многих отношениях, но я нахожу эти «непрофессиональные» переводы скорее раздражающими, чем доступными. Организация книги в лучшем случае небрежна и едва ли дает какую-либо убедительную нить, чтобы заинтересовать читателя.
- 2009
23 марта 2023 г. Черт побери фр- Я думаю, что Фрейд хорошо показал как законность, так и необходимость бессознательного в объяснении психологических феноменов, таких как парапраксии, сны, иннервация и другие психические симптомы невроза. Эти «пробелы» в данных сознания просто не могут быть объяснены чисто физическими терминами (хотя, конечно, Фрейду ясно, что они уходят корнями в химию мозга), и Фрейд услужливо демонстрирует, что существует сложное взаимодействие либидинозных энергий, вложений и подавлений в нашем ментальном аппарате, которые формируют наше (не)осознание нашей жизни и переживаний. В этой работе также есть действительно увлекательное обсуждение шизофрении и ее отношения к языку.
Это, вероятно, самая «техническая» работа Фрейда, которую я читал, поскольку она была первоначально опубликована в академическом психоаналитическом журнале 20-го века Internationale Zeitschrift. Сложный, но определенно стоящий того и интересный.
28 августа 2020 г. Мы уже давно заметили, что каждый невроз имеет следствием и, вероятно, целью вытеснение пациента из реальной жизни, отчуждение его от реальности…
25 июня 2022 г. Хотя многие теории Фрейда считаются с точки зрения современных нейробиологических доказательств недействительными, никто не может отрицать, что Фрейд был одним из первых, кому удалось выявить, что на наши действия влияют не только сознательные решения, но и бессознательные.
С помощью психоанализа он пытался помочь своим пациентам принимать бессознательные решения, чтобы сделать их сознательными. Наша актуальная воля подавляется бессознательной. Современная неврология показала, что бессознательное и сознание на самом деле не общаются друг с другом, и то, что предлагал Фрейд, невозможно.
Эта книга является очень хорошей отправной точкой для всех, кто хочет прочитать некоторые из теорий Фрейда и получить небольшое представление о том, что такое бессознательное.
20 января 2014 г.
Бред от корки до корки. Но это заставило меня немного посмеяться xD
Том
12 отзывов
7 сентября 2020 г. Я всегда задавался вопросом, как Фрейд мог одновременно считаться выдающимся умом в науке и одновременно огромным извращенцем. Теперь я знаю. Большинство «глав» (они больше похожи на эссе) в этой книге имеют структуру, в которой Фрейд представляет действительно интересный момент, например, что создает влечения и как мысли перемещаются из бессознательного в сознательное, а затем посвятит последнюю треть главы обсуждению того, как это применимо к сексу. Супер интересный материал, но очень ясно, на чем он сосредоточился в плане информации.Кстати, это очень увлекательное чтение. Идеи, которые он представляет, очень интересны, и он не теряет слов. Чтение этой книги требует большого внимания, чтобы следовать изложенным пунктам — я подозреваю, что она была предназначена не для массового потребления, а для чтения другими учеными. Он не жалеет слов и не тратит время читателей.
Оценка:
4/5 — Увлекательное чтиво, в котором рассказывается о многих очень увлекательных психологических концепциях. Если бы не крайняя сосредоточенность на сексуальных влечениях и случайные споры, которые, как мне казалось, на самом деле не текли, это было бы 5/5.
Кому я бы порекомендовал это:
Всем, кто интересуется основами психологии и состоянием человека.
26 июля 2022 г. Как указано во введении, это статьи в более неформальном стиле «конспектов лекций», чем другие работы Фрейда. Первая часть, называемая «Бессознательное», представляет собой очерчивание и объяснение механических частей бессознательного, а именно первичных влечений, двух принципов (Удовольствие, Реальность, влечение к смерти здесь не проявляется), вытеснения и топологии бессознательного (Границы между бессознательным, предсознательным и сознательным). Из-за этого представленные здесь статьи на самом деле не являются существенными для Фрейда, они служат обзором концепций, исследованных в основных работах Фрейда, в основном «За пределами принципа удовольствия», «Трех очерках о сексуальности» и «О нарциссизме». Я думаю, что к этим работам следует подходить с этой утилитарной точки зрения, как к еще одной ценной возможности исследовать важные концепции в несколько ином свете; учебное пособие Фрейда Фрейдом.
Здесь также находится эссе Фрейда «Фетишизм», которое, с точки зрения юношеского интереса, довольно забавное чтение. Часть меня никогда не выдержит фраз вроде: «Проще говоря, фетиш — это заменитель женского (материнского) фаллоса, в который когда-то верил маленький мальчик и от которого — по известным нам причинам — он не хочет отказываться». Конечно, да. Право на.
14 февраля 2019 г. Интересный взгляд на отношения между Бессознательным и сознательным и предсознательным. Что я извлек из этого, так это понимание различия между влечениями и внешними стимулами, а также понимание того, что каждый из нас, как разумных существ, выполняет процесс когнитивной фильтрации, который смягчает и опосредует то, как наши мысли попадают в разум.
Фрейд также сообщает о психологических механизмах вытеснения, говорит о фетишах и говорит о понятии «экономического понятия бессознательного» в терминах того, как наделяется или инвестируется психическая энергия, что, хотя, кажется, несет некоторую интуицию в отношении природы познания, заслуживает дальнейшего прочтения и размышлений с моей стороны.
Пейдж
563 отзыва4 подписчика
25 февраля 2019 г.Многочисленные вклады Фрейда в изучение психологии впечатляют, и хотя некоторые ученые не согласны с Фрейдом, я не могу не поделиться некоторыми из его идеологий. Когда я учился в университете, я помню, как одно из его эссе было в моем списке для чтения, и после прочтения я подумал: «Что за фигня?». Оглядываясь назад. Теперь я думаю, что это произошло из-за того, что Фрейд был использован вне контекста с точки зрения того, что мы обсуждали в лекции, поскольку мне очень понравилось читать это послеуниверситетское. Не поймите меня неправильно, некоторые формулировки были излишне сложными, что иногда приводило к путанице при чтении, но по большей части это было хорошо. Я думаю, что это начало моего путешествия по Фрейду.
24 сентября 2018 г.
Требуется большая концентрация и отсутствие отвлекающих факторов. Тщательно интригующее понимание внутренней работы разума от предсознательного до подсознательного и сознательного. Однако многое о сознании остается неизвестным, и Фрейд признает этот факт в своих трудах. Он классно пытается объяснить различные аспекты каждого и то, как они соотносятся друг с другом и, что важно, как они соотносятся с поведением Homo sapiens, проявляющимся изо дня в день. Он исследует различные темы повсюду и стремится придать смысл и понимание.
30 марта 2020 г.
Несмотря на то, что Фрейд не был написан с целью обучения или убеждения, как упоминалось во введении, он по-прежнему сохраняет большую часть своего фирменного стиля письма, который так увлекателен. Определенно не так кричаще, как некоторые из историй болезни, но я все же призываю даже случайного читателя Фрейда проверить это. Основные моменты — эссе об отрицании, фетишизме и попытке прояснить теорию влечения.
Бруно
35 отзывов12 подписчиков
10 ноября 2019 г.Пришлось читать по работе. Это не тот Фрейд, которого я знаю из «Толкования сновидений», дискурсивный и очаровательный, и почти нет тематических исследований, снов или анекдотов. (Хотя он содержит классическую фразу «Я не знаю, кто мне приснился, но это определенно была не моя мать»/«Значит, это твоя мать».) Как и большинство его работ, это не всегда легкое чтение для неспециалиста, но его трактовка предмета красноречива, эрудирована и часто увлекательна.
4 апреля 2022
Может быть, у меня нет основ, может быть, это просто у меня в голове, а может быть, это тупое и трудночитаемое… в любом случае мне понравилось то, что я понял, но большие куски этого были слишком сложными, чтобы наслаждаться (или понимать).
- read-2022
13 октября 2019 г.
Мне очень понравилось читать это эссе/книгу. Я просто недостаточно читал психологию, чтобы понять, насколько правдоподобны все его утверждения, но, тем не менее, увлекательное чтение.
15 августа 2021 г.
Я недостаточно умен, чтобы читать Фрейда. Мне приходилось читать вслух, чтобы убедить себя, что я на самом деле обрабатываю вещи.
26 ноября 2021 г.
Психология XIX века для мужчин: «Мне грустно» «Это потому, что у тебя есть пенис»
Психология XIX века для женщин: «Мне грустно» «Это потому, что ты хочешь, чтобы у тебя был пенис»
1 декабря 2021 г.
Я не понял, так как чувствую, что мог сбиться с пути в этот раз, но я осознаю важность этого.
7 апреля 2022 г.
Требует большой концентрации — без сомнения, некоторые идеи вылетели у меня из головы — однако концепции, которые я усвоил, были v интересны. Обязательно перечитаю позже.
Читать
13 июля 2022 г.Не самая волнующая работа Фрейда, но, тем не менее, важная, особенно для более технического понимания бессознательного, предсознательного и сознательного
Мэтт 90 003
283 отзыва13 подписчиков
2 февраля 2023 г.Невозможно серьезно воспринимать здесь многие (большинство?) выводов Фрейда, но я ценил поднятые им вопросы и проблески очень активного ума в работе, которые давали эти эссе.
- аудиокниги эссе по психологии
1 апреля 2023
В некоторых моментах это действительно запутанно, но есть несколько очень интересных идей, разбросанных повсюду.
- документальная литература
29 июня 2023 г.
Концентрация ключевых работ и идей Фрейда о бессознательном. Объем чуть более 100 страниц, это более чем полезное чтение. Вступление Марка Казинса просто фантастическое.
4 января 2023 г.
Подборка интересных статей влиятельного мыслителя.
16 июня 2022 г. До того, как я прочитал эту книгу, я думал, что Фрейд был сумасшедшим наркоманом кокаина, мастурбацией, одержимым сексом сумасшедшим, но теперь я думаю, что он одержим сексом, профессор психологии с некоторыми интересными идеями.
Я понял, что большинство основных идей Фрейда действительно схожи с идеями Шопенгауэра. Его идеи о влечениях и принципе удовольствия (в которые я полностью верю (за исключением вытеснения)) были настолько связаны с идеями Шопенгауэра о воле, что я подумал, что Фрейд, должно быть, был вдохновлен его работой (хотя он никогда не упоминал о нем в своей работе).
Многие его работы были блестящими, особенно принцип удовольствия и реальности и, конечно, его самая известная идея: бессознательное.
Репрессии и идеи, которые из них сформировались, не были чем-то, с чем я был согласен, и не были хорошо подкреплены аргументами или анекдотами, с другой стороны, его идея влечения была намного лучше в формулировках и лучше подкреплялась аргументами, чем вытеснение.
Эту книгу было трудно читать, и она была насыщена информацией, тем не менее ее было интересно читать, и она стала прекрасным введением в психоанализ и работы Фрейда.
4/5
Действительно ли существует бессознательное?
Это одна из старейших идей в психологии. Говорят, что у нас есть бессознательный разум, который, несмотря на наши лучшие сознательные намерения, является реальной контролирующей силой в нашей жизни. Это заставляет нас саботировать себя, принимать неверные решения или тянуться к людям, которые нам не подходят. Более оптимистично, он использует сны, чтобы послать нам полезные сообщения или необходимые предупреждения. И все это происходит без нашего ведома.
Может ли такое бессознательное существовать на самом деле?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно рассмотреть, что подразумевается под «бессознательным». Классический взгляд на бессознательное был разработан более века назад Зигмундом Фрейдом. Согласно его теории, мы находимся под влиянием трех могущественных сил: животная часть нас, называемая «Ид», подталкивает нас к действиям для удовлетворения наших основных потребностей, обычно сексуальных или агрессивных. Учитывая, что мы не можем без разбора заниматься сексом или нападать на других, наше моральное чувство, известное как «супер-эго», противостоит этим животным побуждениям, создавая конфликт. Зажатое между этими крайними действующими лицами, наше логическое «я», которое Фрейд называл «эго», пытается найти компромисс, удовлетворяя немногое из того, чего хотят как «ид», так и «супер-эго». По Фрейду, такие конфликты происходят в нашем сознании сотни или даже тысячи раз в день. Мы не знаем о большинстве из них, потому что они происходят в той части разума, которую Фрейд назвал бессознательным.
Хотя более поздние теоретики убрали некоторые из более неприятных деталей Фрейда, они, тем не менее, сохранили нетронутой основную идею бессознательного: это часть нашего разума, которая думает, чувствует и строит планы за кулисами. У нас буквально есть другой разум внутри нашего разума. Этот другой разум влияет на наши действия, хотя — и это действительно важная часть — у нас нет прямого доступа к нему . Вот почему психологи печально известны своей косвенной интерпретацией вещей. Если вам снится, что вы едете верхом на лошади в гонке с высокими ставками, это может означать, что ваше бессознательное испытывает стресс из-за темпа вашей повседневной жизни. Если у вас обычно есть сигара во рту, это может означать, что вы бессознательно хотите орального секса. Поскольку мы не можем напрямую заглянуть в бессознательное, такие косвенные интерпретации — лучшее, что мы можем сделать.
Самая большая проблема этой точки зрения в том, что ее невозможно научно проверить. Как правило, ученые считают что-то истинным только тогда, когда это можно осмысленно наблюдать или измерять. Бессознательного ума по определению быть не может. Ведь его главная особенность в том, что он совершенно недоступен. Однажды я прослушал лекцию одного психоаналитика, который поддержал этот классический взгляд на бессознательное. В течение часа он объяснял, что почти у всех есть бессознательная обида на своих родителей. Когда один из студентов заявил, что лично у него не было такого неосознанного отрицательного чувства к своим родителям, психоаналитик ответил: «Видите, это доказывает, что оно бессознательное!»
Если мы должны принять тот факт, что мы не можем наблюдать что-то, как доказательство того, что оно действительно существует, то эта вещь, по сути, выходит за рамки науки.
Но даже если наука мало что может сказать о бессознательном, мы все же можем спросить, логична ли эта концепция. Бессознательное — это одна из версий того, что философы называют «гомункулусом», что на латыни означает «маленький человек». Основная идея заключается в том, что внутри нас живет маленький человек. На самом деле мы не думаем; маленький человек есть. Проблема с объяснениями, в которых участвует гомункул, в том, что они на самом деле ничего не объясняют. Они просто задают вопрос: если наш ум работает, имея внутри себя еще один маленький ум, то как работает этот маленький ум? И если этот маленький разум работает, имея внутри себя еще одного гомункула, то как работает тот? Такие рассуждения довольно быстро доходят до абсурда. Поэтому с точки зрения логики кажется маловероятным существование классического бессознательного.
Но гораздо более вероятным кажется другое, более современное представление о бессознательном. Широко распространено мнение, что мы делаем самые разные вещи бессознательно. Если вы едете на работу каждое утро, вы, вероятно, помните, как уезжали из дома, так и приезжали на работу, но мало что помните о поездке между ними. Люди часто отключаются во время путешествия, совершая множество поворотов налево и направо, останавливаясь на светофорах и даже паркуя машину, даже не задумываясь об этом. Исследователи склонны называть такое поведение «автоматическим», а не бессознательным. Большинство автоматических действий являются результатом чего-то под названием 9.0229 чрезмерное обучение — делать их так много раз, что они становятся привычкой. Первые 10 раз, когда пианист играет определенную сонату, он или она должны тщательно и осознанно думать о том, что делает каждый палец. Однако в конце концов воспроизведение пьесы становится автоматическим. Именно так мы все научились ездить на велосипеде или даже ходить, если уж на то пошло.
Когда мы обнаруживаем, что автоматически едем на работу, это не означает, что мы позволили гомункулу завладеть нашим телом. Это просто означает, что мы не уделяем внимания задаче. Согласно новаторскому исследованию Нобелевского лауреата психолога Даниэля Канемана, наш мозг имеет ограниченный запас когнитивного ресурса, известного как внимание. Не все задачи требуют одинакового количества этого ресурса. Выполнение домашнего задания по физике или ремонт часов требуют большого внимания. Если мы не сосредоточим все свое сознательное внимание на этих задачах, мы совершим большие ошибки.
Однако не требуется столько внимания, чтобы проехать по хорошо отработанному маршруту на работу или выполнять другие хорошо заученные действия. Это оставляет большой резерв внимания, который мы можем использовать, чтобы обдумать наш день, беспокоиться о нашей работе или просто помечтать. Конечно, мы не должны позволять своим мыслям слишком резко блуждать, иначе пострадает наше вождение. Вот почему говорить по телефону за рулем — плохая идея — это требует слишком много ресурсов нашего внимания.
То, как мы думаем о себе, тоже может быть автоматическим. У меня была психотерапевтическая клиентка студенческого возраста, которая заметила, что каждый раз, когда она сдавала тест, она несколько дней впадала в депрессию, несмотря на то, что получала очень хорошие оценки. Когда я попросил ее обратить пристальное внимание на мысли, которые у нее были о себе во время теста, она сделала важное открытие: она неоднократно говорила себе, насколько она «неудачником» и «разочарованием». Эти мысли просто возникли у нее в голове, как будто из ниоткуда.
Психиатр Аарон Т. Бек назвал это явление автоматическим мышлением. Как и мой клиент, люди часто изначально не осознают свои автоматические мысли, даже если эти мысли вызывают болезненные эмоции. В этом смысле такие мысли являются «бессознательными». Но автоматические мысли — это не размышления саморазрушительного внутреннего гомункула. Они почти всегда состоят из утверждений, которые человек так много раз слышал от критически настроенного родителя, учителя или другого значимого человека, что они стали слишком заученными и автоматическими. Они привычны, как езда на велосипеде, игра на фортепианной сонате или поездка на работу.
Ключевое различие между классическим бессознательным и этой более современной точкой зрения заключается в степени доступности автоматических процессов и, следовательно, изменчивости . С точки зрения Фрейда, бессознательное не только невозможно было наблюдать напрямую, но мы были полностью в его власти. С другой стороны, к автоматическим мыслям и поведению гораздо легче получить доступ. Мы можем сознательно настроиться на ежедневные поездки, просто захотев. Мы даже можем выбрать другой маршрут.
Точно так же моя клиентка смогла получить доступ к своему негативному автоматическому мышлению, просто обратив на него внимание, хотя изначально она не полностью осознавала его присутствие. Это одна из причин, по которой психологи все чаще учат медитации осознанности — помимо многих других преимуществ таких практик, они могут помочь клиентам настроиться на мысли, которых они раньше не замечали. Конечно, изменить наши автоматические мысли не так просто, как настроиться на них. Точно так же, как игра сонаты или езда на велосипеде требуют сознательной повторяющейся практики, чтобы стать автоматическими, изменение наших укоренившихся моделей мышления требует такой же самоотверженности и практики.