Множественный интеллект: суть теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, типы интеллекта, советы по развитию
<<Лид>>
ОЛЬГА ЗУЕВА,
педагог-психолог, преподаватель английского языка, сертификация в Principles of Project Management, Human Resources.
Суть теории множественного интеллекта Говарда Гарднера
Понятие множественного интеллекта впервые было введено в 1983 году профессором Гарвардского университета — Говардом Гарднером. Он занимался исследованием одарённых людей и людей с поражениями мозга более 20 лет. В противовес IQ (intelligence quotient — коэффициент интеллекта), который, по сути, измеряет только логико-математический, вербальный и визуально-пространственный интеллект, Гарднер выдвинул теорию множественного интеллекта. Эта теория рассматривает интеллект в различных конкретных условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо.
Типы интеллекта Гарднер выделил, наблюдая за тем, как человек воспринимает мир и информацию, какая у него мотивация к действиям и как он принимает решения. Изначально в модели было семь типов интеллекта, но в дальнейшем сам же Гарднер расширил модель до девяти типов.
Типы множественного интеллекта
Визуально-пространственныйДети с этим типом интеллекта обладают ярким воображением. Они, любят фантазировать. Им довольно легко сориентироваться в новом пространстве, запомнить и нарисовать карту или визуализировать в голове фигуры и модели. Такой тип интеллекта пригодится в профессии художника, архитектора, скульптора или мультипликатора.
Лингвистический
Дети с преобладающим лингвистическим типом мышления любят читать книги и рассказывать истории. У них большой словарный запас и талант к написанию сочинений. Таким детям нравится изучать иностранные языки. Обладатели лингвистического интеллекта станут успешными писателями, редакторами, переводчиками.
Музыкальный
Люди с этим типом интеллекта хорошо воспринимают музыку и ритм. Им легко даются пение и игра на музыкальных инструментах. Часто они сами сочиняют песни и пишут стихотворения, быстро запоминают на слух мелодии. Люди с развитым музыкальным интеллектом могут стать профессиональными артистами, преподавателями музыки, дирижёрами.
Межличностный
Межличностный тип интеллекта доминирует у тех, кто хорошо умеет выстраивать коммуникацию с другими людьми, понимает настроение окружающих и продуктивно работает в команде. Из них получаются профессиональные лидеры, эти дети умеют доказывать свою точку зрения и вступать в дискуссии. Развитый межличностный тип интеллекта поможет ребёнку стать менеджером, дипломатом, психологом или политиком.
Внутриличностный
Внутриличностный интеллект помогает детям различать и анализировать собственные эмоции. Такие дети обычно молчаливы, они предпочитают проводить время в одиночестве: за книгой или на прогулке. Их способность к рефлексии и осознанность помогут им стать писателями, философами, журналистами.
Натуралистический
Если у ребёнка преобладает натуралистический тип интеллекта, то его больше всего интересует устройство окружающего мира. Ему нравятся биология, химия, физика. Он обожает проводить эксперименты, наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Из таких детей получаются успешные геологи, химики, защитники природы, путешественники.
Телесно-кинестетический
Благодаря телесно-кинестетическому типу интеллекта дети умеют передавать эмоции с помощью тела, оно для них является основным способом самовыражения. У них хорошая координация и мелкая моторика. Им нравятся спорт и активные игры. Такие дети в будущем могут стать профессиональными спортсменами, танцорами, скульпторами, актёрами, моделями.
Логико-математический
Обладатели такого типа интеллекта быстро работают с цифрами, умеют оперативно анализировать информацию и визуализировать данные. Их рассуждения логичны, им нетрудно запомнить номер телефона или другую информацию. Дети с таким типом интеллекта вырастают в математиков, бухгалтеров, программистов, инженеров.
Экзистенциальный
Выделен позже других, так как это тип, который свойствен людям изначально. Он характеризуется глобальным мышлением с точки зрения законов мироздания и вселенной. Это тип духовных лидеров, которые задаются вопросами смысла жизни.
Ведущий тип интеллекта и повышение эффективности
Зная свои сильные стороны, можно опираться на сильные стратегии и постоянно находиться в ресурсном состоянии. Именно поэтому сначала стоит определить ведущие типы интеллекта у ребёнка, а затем — развивать в нём другие.
Понять преобладающий тип интеллекта можно просто наблюдая за ребёнком в той среде, которая предлагает ему выбор между несколькими активностями. Важно фиксировать свойственные ребёнку черты. Кинестетик никогда не будет сидеть на месте: даже когда занят какой-нибудь игрушкой, он будет ходить с ней по комнате, постоянно переносить. Визуально-пространственные дети любят тестировать окружающий мир, поэтому они будут ходить разными способами, пытаясь ощутить и понять пространство. Натуралистические постоянно стремятся к общению с живыми объектами, если более конкретно — хотят, например, не на площадку, а просто в парк — слушать птиц или смотреть на облака.
Изображение: Anya Perepelkina / DribbbleОчень просто заметить преобладающий тип интеллекта во время игры в «Слова»: у вербально-лингвистического ребёнка будут легко и быстро подбираться верные слова, а вот логико-математический будет выдавать совершенно другие ассоциации, никаким образом не связанные с правилами игры; кинестетик может выдать два слова, а потом пойдёт прыгать, бегать, а про вас забудет; межличностный будет обсуждать процесс игры, объяснять, почему сказал именно это слово, а не другое; внутриличностный может вообще отказаться играть, потому что в этот момент он занят погружениями в себя.
<<Параграф c цитатой>>
Например, если ребёнок — логико-математик, а надо заниматься литературой, то эффективнее всего ему будет составлять схемы произведений, разбирать их по плану. Если ребёнок — кинестетик, ему не надо сидеть в библиотеке, а лучше пойти на пробежку, включив в наушниках аудиокнигу.
Развитие множественного интеллекта
Любой тип интеллекта можно развить. Вот советы эксперта по каждому из них: чем надо заниматься и как менять фокус внимания, чтобы прокачать те типы, которые не являются ведущими.
Визуально-пространственныйЗнакомство с визуальными произведениями искусства, подбор иллюстраций и графических изображений, рисование, занятия дизайном, прокачка насмотренности.
ЛингвистическийЧтение, изучение языков, развитие письменной речи и монологической устной речи (участие в дебатах и различных дискуссиях с предварительным изучением материалов).
МузыкальныйПрослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, но помимо этого — прочувствование музыки и попытки вникнуть в глубокие произведения, понять их ритм, настроение. Сильно помогает и знакомство с поэзией.
МежличностныйРазвитие коммуникации, общение с другими людьми, решение задач в группе, интерес к тому, чем живёт общество и к последним тенденциям (от моды до технологий).
ВнутриличностныйПостановка целей, ведение дневника, планирование, саморазвитие, рефлексия, познание себя, выяснение: чего я хочу, где мои сильные и слабые стороны.
НатуралистическийИнтерес к природе, наблюдения за закономерностями и развитие в себе понимания того, как устроена живая среда, живые организмы. Первым делом стоит понять, как работает собственный организм: сон, питание и выживание, а затем переносить эти знания на окружающий мир и изучать это взаимовлияние.
Логико-математическийПостроение пошаговых инструкций, алгоритмов, поиск доказательств и обоснование точки зрения, организация своей жизни: составление планов и расписаний.
Телесно-кинестетическийКоординация, постоянное движение, физическое развитие тела, забота о здоровье, спорт, танцы. Дополнительно — социальная активность: решение практических проблем, активное участие в обсуждениях.
ЭкзистенциальныйИзучение религии и философии, исследования космоса, изучение взаимосвязи живых объектов между собой, развитие глобального мышления, попытка увидеть противоречия в системе, но пытаться не избавиться от них, а примирить.
Что важно запомнить
1. Классификация Говарда Гарднера — это теория, согласно которой у каждого человека есть предрасположенность к разным занятиям в зависимости от их доминирующих типов интеллекта. Важно: теория не учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Все люди разные, и не каждый соответствует строгой типологии.
2. Зная свой ведущий тип интеллекта, можно опираться на сильные стороны и строить стратегии, которые будут давать ресурс для развития и дальнейших действий. Определить ведущий тип интеллекта можно в процессе наблюдения и фиксирования мотивации, фокуса внимания.
3. Любой тип интеллекта можно развить и прокачать.
9 разных способов быть умным
Теория множественного интеллекта: 9 разных способов быть умнымВы когда-нибудь задумывались о том, что значит быть умным? Так, можно точно сказать, что он умный, про отличника в классе и, вероятно, про сотрудника, который слету качественно выполняет любую задачу. А как насчет тех, кто становится, например, художниками, писателями, композиторами — они умные? Конечно, просто по-другому, ведь знания — это только часть того, что на самом деле делает нас умными, потому что человек обладает множественным интеллектом. Перечитали книгу Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем думаешь» и собрали самые интересные факты о работе нашего мозга и о том, как развивать его всесторонне.
Томас Армстронг
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2016
О теории множественного интеллекта
Автором теории множественного интеллекта является гарвардский профессор Говард Гарднер, который еще в прошлом столетии начал бороться с предубеждением, что IQ — это единственно верный показатель нашего интеллекта. Раньше предполагалось, что чем выше цифра, тем, соответственно, умнее человек, однако современная наука говорит, что это не совсем так.
На протяжении долгих лет Говард Гарднер работал со взрослыми и детьми разных возрастов, анализируя их успехи в обучении и работе. Он заметил, что кто-то решает уравнения быстрее, а кто-то — медленнее; кому-то ближе музыка, а кому-то — литература, и от этого зависит, на самом деле, чуть ли не все. Ученый пришел к выводу, что все люди по-разному усваивают информацию и проявляют свои способности, и ни один тест на IQ не сможет по-настоящему измерить ум человека.
Так и появилась теория множественного интеллекта, согласно которой в каждом человеке сосуществует девять видов интеллекта — иначе говоря, целых девять разных способов быть умным, каждый из которых проявляется по-разному и отвечает за разные сферы нашей деятельности.
Типы множественного интеллекта
Вербальный интеллект
Если у вас развит вербальный интеллект, вам, скорее всего, нравятся слова и то, как они складываются в предложения, будь то устная или письменная речь. Вы любите слушать и рассказывать истории, читать книги, обладаете так называемой «врожденной грамотностью» и большим словарным запасом.
Музыкальный интеллект
Если у вас развит музыкальный интеллект, вы, вероятно, часто слушаете музыку, подпеваете песням, хорошо чувствуете ритм и, возможно, сами придумываете песни. Вы улавливаете звучание разных инструментов, отличаете одну тональность от другой и любите экспериментировать в своих музыкальных предпочтениях.
Логико-математический интеллект
Если у вас развит логико-математический интеллект, у вас сильно выражена тяга к цифрам, вычислениям и точным наукам. Вы легко запоминаете статистические данные, разбираетесь в программировании (или хотя бы имеете способность быстро в него вникнуть) и компьютерном устройстве, любите анализировать графики, схемы и чертежи.
Образный интеллект
Если у вас развит образный интеллект, вы наверняка любите визуализировать информацию, лучше запоминаете лица, а не имена, часто смотрите кино и видео в интернете. Обращаете внимание на стиль в одежде, прическу, дизайн машин или архитектуру зданий.
Телесный интеллект
Если у вас развит телесный интеллект, то в детстве вы наверняка были лучшим на уроках физкультуры, да и сейчас не против делать ежедневную зарядку по утрам. Вы хорошо осваиваете физические упражнения, ловко передвигаетесь в пространстве, обладаете быстрой реакцией и любите движение, которое — жизнь.
Социальный интеллект
Если у вас развит социальный интеллект, вам может быть интересно наблюдать за людьми, их общением, эмоциями и реакциями. Вы умеете поддерживать разговор, работать в команде и вдохновлять других, стремитесь помогать тем, кто в этом нуждается.
Внутриличностный интеллект
Если у вас развит внутриличностный интеллект, вы хорошо знаете и понимаете себя, и то, что вы чувствуете и думаете большую часть времени. Вы умеете работать в одиночку, отстаивать свои интересы и границы, мало беспокоитесь о мнении окружающих и стремитесь к тому, что важно именно вам, а не кому-то еще.
Природный интеллект
Если у вас развит природный интеллект, то вы наверняка не страдаете от «топографического кретинизма», обращаете внимание на местность вокруг и легко запоминаете дорогу, куда бы вы ни шли (даже если вы идете обратно и все выглядит незнакомым). Вы также, скорее всего, умеете и любите ухаживать за растениями и животными.
Философский интеллект
Если у вас развит философский (его еще называют экзистенциальным) интеллект, то вы наверняка часто думаете о глобальных вещах: как устроена Вселенная, почему у людей такие разные мировоззрения, в чем смысл жизни и далее по списку. Вы копаетесь в себе, анализируете окружающий мир, думаете о том, как взаимосвязано все вокруг.
Пять советов для развития каждого вида интеллекта
Вероятно, читая описания видов интеллекта, вы определили пункты, которые вам наиболее близки, и пункты, которые даются вам сложнее или «совсем не про вас» — это совершенно нормально, особенно если вы концентрируетесь на какой-то одной сфере своей жизни, но забываете или же не видите смысла в том, чтобы обращать внимание на другую. Однако поскольку все аспекты безусловно важны для всестороннего развития, вот несколько несложных практических советов, которые помогут развивать и поддерживать каждый из видов интеллекта:
Вербальный интеллект
Записывайте все идеи, которые приходят вам в голову.
Рассказывайте истории: будь то случай из жизни или отрывки из прочитанных вами книг.
Если не знаете значение слова, то узнайте его, воспользовавшись словарем.
Читайте то, что вам интересно, и неважно — глянцевый журнал это или произведение мирового классика.
Заведите дневник и записывайте туда абсолютно все, что хочется.
Музыкальный интеллект
Пойте с друзьями и в одиночестве, даже если думаете, что у вас нет голоса.
Играйте в музыкальные игры — например, в «Угадай мелодию».
Слушайте живую музыку.
Не просто слушайте музыку, а делайте это внимательно: постарайтесь уловить звучание отдельных инструментов, переходы, тональности и тембр.
Запишитесь, наконец, на уроки игры на любом инструменте, который вам нравится. Наверняка вы уже очень давно хотите попробовать!
Логико-математический интеллект
Играйте в игры, где нужна стратегия и логика. Например: шашки, шахматы, домино или стратегические игры на компьютере, смартфоне.
Читайте научные журналы и передачи.
Возьмите за привычку уделять 10–15 минут разгадыванию загадок и головоломок на логику.
Попробуйте периодически проводить эксперименты в домашних условиях (только без угрозы для жизни, конечно).
Обращайте больше внимания на цифры в новостях.
Образный интеллект
Изучайте искусство — от кинематографа до живописи. Ходите в музеи, галереи, покупайте книги с большими иллюстрациями.
Рисуйте все, что вам придет в голову, а также зарисовывайте то, что происходит вокруг. Даже если вам кажется, что вы не умеете.
Обращайте внимание на мир вокруг и фотографируйте то, что вам кажется интересным.
Ищите узоры и закономерности в окружающем вас дизайне, архитектуре, да хоть в разметке на дороге.
Попробуйте пообщаться с друзьями или семьей через картинки. Рисуйте, и пусть вам отвечают также, рисунком.
Телесный интеллект
Как ни банально, но занимайтесь спортом. Необязательно посвящать ему большую часть времени, достаточно будет взять за привычку делать зарядку по утрам.
Попробуйте дотянуться языком до носа, научитесь двигать ушами или по очереди поднимать брови — это тоже неплохая разминка для вашего мозга.
Играйте в шарады, используйте язык тела для того, чтобы объяснять какие-то вещи.
Занимайтесь творчеством, которое подразумевает работу руками: вышивание, рисование, шитье и так далее.
Медитируйте. Попробуйте почувствовать каждую часть своего тела, изучите его, поочередно напрягая и расслабляя все свои мышцы.
Социальный интеллект
Заводите новые знакомства.
Поставьте перед собой цель общаться каждый день, неделю или месяц с незнакомым человеком. Сколько именно будет знакомств — решать вам.Станьте волонтером. Красный Крест, WWF, ЮНИСЕФ и многие другие локальные организации нуждаются в тех, кто им поможет.
Проводите больше времени с близкими. Попробуйте взять за традицию собираться с семьей или друзьями по пятницам, играть в настольные игры, ходить на мероприятия — все, что угодно.
Не упускайте возможности чему-то научиться у других людей. Все мы разные, и наверняка, если с кем-то пообщаться, можно узнать что-то интересное.
Старайтесь не судить о человеке, не зная его. Ярлыки навешивать, конечно, удобно, но не всегда честно и справедливо. Узнайте другого поближе, прежде чем делать какой-то вывод.
Внутриличностный интеллект
Попробуйте отложить все дела в сторону и спросить себя: «кто я?». Подумайте о том, какой вы человек, что для вас важно, что вас радует, что расстраивает. И лучше зафиксировать все ответы на бумаге, подробно и не торопясь.
Составьте список того, что у вас получается, и того, что не получается, но вы хотите этому научиться. Придумайте, как вам освоить новый навык.
Ставьте перед собой конкретные и выполнимые цели. В наполеоновских планах нет смысла, только одни разочарования, потому что шансы на их выполнение очень мизерные.
Отведите 10–15 минут на рефлексию в конце каждого дня. Подумайте о том, как прошел ваш день, что произошло, что получилось, а что — нет, и как можно это исправить (если можно).
Читайте книги по практической психологии. Они дадут много полезной информации о том, как мы устроены, и помогут лучше понять себя.
Природный интеллект
Чаще обращайте внимание на окружающий мир, природу, отмечайте детали и следите за происходящими вокруг процессами: как осенью дерево изо дня в день окрашивается в желтый, как трудятся муравьи.
Заведите растения и наблюдайте, как они изменяются. Если вы совсем не садовод, то начните с самых неприхотливых: за ними тоже интересно смотреть.
Подпишитесь на каналы или передачи о природе и природных явлениях.
Читайте книги и журналы о природе.
Займитесь коллекционированием листьев, шишек и цветов, создайте свой гербарий из необычных, на ваш взгляд, растений.
Философский интеллект
Смотрите кино с глубоким философским смыслом. Например, «Убить пересмешника» или анимационный фильм «Валли».
Ведите дневник, где будете фиксировать все свои размышления о смысле жизни, необъятности Вселенной и прочие духовные открытия.
Попробуйте выразить свои философские воззрения через творчество, ассоциативно проиллюстрируйте свое отношение к экзистенциальным проблемам.
Найдите друга, с которым можно подолгу обсуждать философские вопросы и обмениваться мнениями.
Задавайте глубокие и неоднозначные вопросы другим людям (если они не против, конечно), изучайте их мнение и отношение к миру.
Анна Веселко
Теги
#развитие мозга
#знания
#интеллект
#ум
#мозг
Смотрите также
Город
«Мы не марионетки на спирали ДНК»: Хелен Фишер о свойствах темпераментаНаука
Противоестественные науки: смогут ли договориться физики и лирикиРазбираемся
Креативность как базовый навык
Город
Быстрое чтение:
может ли насилие быть «моральным»?Разбираемся
Гаджеты и психология на страже улучшения жизни
Наука
Быстрое чтение:
36 лет — время свершения научных прорывовПоказать еще
Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера
Теория множественного интеллекта была впервые предложена Говардом Гарднером в его книге 1983 года «Структуры разума», где он расширил определение интеллекта и выделил несколько различных типов интеллектуальных способностей.
Гарднер разработал серию из восьми критериев включения при оценке интеллекта каждого «кандидата», основанного на различных научных дисциплинах.
Он пишет, что все мы можем обладать этим интеллектом, но наш профиль этого интеллекта может различаться индивидуально в зависимости от генетики или опыта.
Гарднер определяет интеллект как «биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, представляющих ценность в культуре» (Гарднер, 2000, стр. 28).
Содержание
Лингвистический интеллект
(умное слово)Лингвистический интеллект является частью теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, которая касается чувствительности к устной и письменной речи, способности изучать языки и способности использовать язык для достигать определенных целей.
Люди с лингвистическим интеллектом, такие как Уильям Шекспир и Опра Уинфри, способны анализировать информацию и создавать продукты с использованием устной и письменной речи, такие как речи, книги и заметки.
Возможные варианты карьерыПрофессии, в которых вы могли бы доминировать благодаря своему языковому интеллекту:
Юрист
Динамик/хост
Автор
Журналист
Куратор
Логико-математический интеллект
(число/умное мышление)Логико-математический интеллект относится к способности логически анализировать проблемы, выполнять математические операции и исследовать проблемы с научной точки зрения.
Люди с логико-математическим интеллектом, такие как Альберт Эйнштейн и Билл Гейтс, способны разрабатывать уравнения и доказательства, производить расчеты и решать абстрактные задачи.
Возможные варианты карьерыПрофессии, в которых вы могли бы доминировать благодаря своему логико-математическому интеллекту:
Математик
Бухгалтер
Статистик
Ученый
Компьютерный аналитик
Пространственный интеллект
(умное изображение)Пространственный интеллект позволяет распознавать и манипулировать структурами большого пространства (используемыми, например, штурманами и пилотами), а также структурами более ограниченных областей, таких как важные для скульпторов, хирургов, шахматистов, художников-графиков или архитекторов.
Люди с пространственным интеллектом, такие как Фрэнк Ллойд Райт и Амелия Эрхарт, способны распознавать крупномасштабные и мелкие пространственные изображения и управлять ими.
Возможные варианты карьерыПрофессии, в которых вы могли бы доминировать благодаря своему пространственному интеллекту:
Пилот
Хирург
Архитектор
Художник-график
Декоратор интерьера
Телесно-кинестетический интеллект
(умное тело)Телесно-кинестетический интеллект — это потенциал использования всего тела или его частей (например, рук или рта) для решения проблем или создания изделий.
Люди с телесно-кинестетическим интеллектом, такие как Майкл Джордан и Симона Байлз, могут использовать собственное тело для создания продуктов, выполнения навыков или решения проблем посредством объединения разума и тела.
Возможные варианты карьерыПрофессии, в которых вы могли бы доминировать благодаря своему телесно-кинестетическому интеллекту:
Танцор
Спортсмен
Хирург
Механик
Плотник
Физиотерапевт
Музыкальный интеллект
(музыкальный интеллект)Музыкальный интеллект относится к навыкам исполнения, сочинения и понимания музыкальных паттернов.
Люди с музыкальным интеллектом, такие как Бетховен и Эд Ширан, способны распознавать и создавать музыкальную высоту, ритм, тембр и тон.
Возможные варианты карьерыПрофессии, в которых вы могли бы доминировать благодаря своему музыкальному интеллекту:
Певица
Композитор
ДЖ
Музыкант
Межличностный интеллект
(умные люди)Межличностный интеллект — это способность понимать намерения, мотивы и желания других людей и, следовательно, эффективно работать с другими.
Люди с межличностным интеллектом, такие как Махатма Ганди и Мать Тереза, обладают способностью распознавать и понимать настроения, желания, мотивы и намерения других людей.
Возможные варианты карьерыПрофессии, в которых вы могли бы доминировать благодаря своему межличностному интеллекту:
Учитель
Психолог
Менеджер
Продавцы
Связи с общественностью
Внутриличностный интеллект
(самоумный)Внутриличностный интеллект — это способность понимать себя, иметь эффективную рабочую модель самого себя, включая собственные желания, страхи и способности, и эффективно использовать эту информацию для регулирования своих собственных жизнь.
Люди с внутриличностным интеллектом, такие как Аристотель и Майя Энджелоу, способны распознавать и понимать свои собственные настроения, желания, мотивы и намерения.
Этот тип интеллекта может помочь человеку понять, какие жизненные цели важны и как их достичь.
Возможные варианты карьерыПрофессии, в которых вы могли бы доминировать благодаря своему внутриличностному интеллекту:
Терапевт
Психолог
Советник
Предприниматель
Духовенство
Натуралистический интеллект
(знание природы)Натуралистический интеллект включает в себя умение распознавать и классифицировать многочисленные виды — флору и фауну — в его или ее среде.
Люди с натуралистическим интеллектом, такие как Чарльз Дарвин и Джейн Годдалл, обладают способностью идентифицировать и различать различные типы растений, животных и погодных явлений, встречающихся в естественном мире.
Возможный выбор профессииПрофессии, в которых вы могли бы доминировать благодаря своему естественному интеллекту:
Ботаник
Биолог
Астроном
Метеоролог
Геолог
Критическая оценка
Наибольшее сопротивление теории множественного интеллекта исходит от когнитивных психологов и специалистов по психометрии. Когнитивные психологи, такие как Уотерхаус (2006), утверждали, что нет никаких эмпирических доказательств справедливости теории множественного интеллекта.
Психометристы, или психологи, участвующие в тестировании, утверждают, что тесты интеллекта поддерживают концепцию единого общего интеллекта «g», а не восьми отдельных компетенций (Gottfredson, 2004). Другие исследования утверждают, что интеллект Гарднера занимает второе или третье место после фактора «g» (Visser, Ashton, & Vernon, 2006).
Некоторые ответы на эту критику включают в себя то, что теория множественного интеллекта не оспаривает существование фактора «g»; он предполагает, что он равен наряду с другими интеллектами. Многие критики упускают из виду критерии включения, установленные Гарднером.
Эти критерии полностью подтверждаются эмпирическими данными в области психологии, биологии, неврологии и других наук. Гарднер признает, что традиционные психологи были справедливы, критикуя отсутствие оперативных определений интеллекта, то есть выяснить, как измерить и проверить различные компетенции (Davis et al., 2011).
Гарднер был удивлен, обнаружив, что теория множественного интеллекта наиболее широко используется в образовательных контекстах. Он разработал эту теорию, чтобы бросить вызов академическим психологам, и поэтому не представил много образовательных предложений. По этой причине учителя и воспитатели смогли взять теорию и применить ее по своему усмотрению.
По мере того, как теория набирала популярность в этой области, Гарднер настаивал на том, что практикующие специалисты должны определить, как лучше всего использовать теорию в классе. Он часто отказывался от возможности помочь в разработке учебных программ, в которых используется теория множественного интеллекта, предпочитая в лучшем случае предоставлять только обратную связь (Gardner, 2011).
Большая часть критики исходит от тех, кто удален из класса, таких как журналисты и ученые. Педагоги, как правило, не привязаны к одному и тому же стандарту доказательств и меньше озабочены абстрактными несоответствиями, что дает им свободу применять его к своим ученикам и позволяет результатам говорить самим за себя (Armstrong, 2019).).
Значение для обучения
Наиболее важные образовательные последствия теории множественного интеллекта можно обобщить через индивидуализацию и множественность. Индивидуация утверждает, что, поскольку каждый человек отличается от другого, нет логической причины обучать и оценивать студентов одинаково.
Индивидуальное обучение, как правило, предназначено для богатых и тех, кто может позволить себе нанять репетиторов для удовлетворения потребностей отдельных учащихся.
Технологии позволили большему количеству людей получить доступ к различным учениям и оценкам в зависимости от их потребностей. Плюрализация, идея о том, что темы и навыки должны преподаваться более чем одним способом, активизирует множественный интеллект человека.
Представление различных видов деятельности и подходов к обучению помогает охватить всех учащихся и побуждает их думать о предметах с разных точек зрения, углубляя свои знания по этой теме (Gardner, 2011b).
Распространенное заблуждение о теории множественного интеллекта состоит в том, что она является синонимом стилей обучения. Гарднер утверждает, что стили обучения относятся к тому, как человеку наиболее удобно подходить к ряду задач и материалов.
Теория множественного интеллекта утверждает, что каждый человек обладает всеми восемью интеллектами в разной степени, а стиль обучения человека не связан с областями, в которых он наиболее интеллектуален.
Например, человек с лингвистическим интеллектом не обязательно лучше всего учится, когда пишет и читает. Классификация учащихся только по их стилю обучения или уровню интеллекта может ограничить их способность к обучению.
Исследования показывают, что учащиеся более вовлечены и лучше учатся, когда им предлагаются различные способы демонстрации своих знаний и навыков, что также помогает учителям более точно оценивать обучение учащихся (Darling-Hammond, 2010).
Ссылки
Армстронг, Т. (2009). Множественный интеллект в классе . По возрастанию
Дарлинг-Хаммонд, Л. (2010). Показатели производительности: системы оценки, поддерживающие высококачественное обучение. Совет руководителей государственных школ .
Эдутопия. (2013, 8 марта). Множественный интеллект: что говорят исследования? https://www.edutopia.org/multiple-intelligences-research
Гарднер, Х. Э. (2000). Переосмысление интеллекта: множественный интеллект для 21 века . Хашетт Великобритания.
Гарднер, Х. (2011a). Образ мышления: теория множественного интеллекта . Хашетт Великобритания.
Гарднер, Х. (2011b). Теория множественного интеллекта: как психология, как образование, как социальная наука. Обращение, произнесенное в Университете Хосе Села 29 октября 2011 г.
Готтфредсон, Л. С. (2004). Школы и g-фактор. The Wilson Quarterly (1976-), 28 (3), 35–45.
Виссер, Б. А., Эштон, М. К., и Вернон, П. А. (2006). Beyond g: Проверка теории множественного интеллекта. Разведка, 34 (5), 487-502.
Уотерхаус, Л. (2006 г.). Неадекватные доказательства множественного интеллекта, эффекта Моцарта и теорий эмоционального интеллекта. Педагог-психолог, 41 (4), 247-255.
Дополнительная информация. 0003
Интеллект: Определение, теории и тестирование
Жидкий и кристаллизованный разум
Руководство для начинающих по MI — MI Oasis
Руководство для начинающих по теории множественного интеллекта (MI)
Что такое теория MI?
Теория множественного интеллекта представляет собой критику стандартного психологического взгляда на интеллект: существует единственный интеллект, который адекватно измеряется IQ или другими тестами с короткими ответами. Вместо этого, на основе данных из разрозненных источников, теория утверждает, что люди обладают рядом относительно дискретных интеллектуальных способностей.
Интеллект можно сравнить с компьютером. Вера в единый интеллект подразумевает, что люди обладают одним компьютером общего назначения, который может работать хорошо (высокий IQ), средне (нормальный IQ) или плохо (низкий IQ). Теория множественного интеллекта подразумевает, что люди обладают несколькими относительно независимыми компьютерами; сила одного компьютера не предсказывает силу (или слабость) других компьютеров.
Как и когда развивалась теория ИМ?
Говард Гарднер
Говард Гарднер разработал теорию ИМ в конце 1970-х и начале 1980-х годов. При этом он опирался на доказательства из самых разных источников, дисциплин и исследовательских традиций. Впервые он представил эту теорию в 1983 году в книге «Frame of Mind: Theory of Multiple Intelligences» (новое издание, 2011 г.).
Гарднер — профессор кафедры познания и образования Джона Х. и Элизабет А. Хоббс в Гарвардской высшей школе образования. Он также занимает должности адъюнкт-профессора психологии Гарвардского университета и старшего директора Harvard Project Zero. Среди многочисленных наград Гарднер получил стипендию Макартуровской премии в 1919 году.81. Он получил почетные степени в двадцати девяти колледжах и университетах, в том числе в Болгарии, Чили, Греции, Ирландии, Израиле, Италии, Южной Корее и Испании. В 2005 и 2008 годах он был выбран журналами Foreign Policy и Prospect как один из 100 самых влиятельных общественных интеллектуалов в мире. Совсем недавно Гарднер получил в 2011 году премию принца Астурийского в области социальных наук. Автор двадцати восьми книг, переведенных на тридцать два языка, и нескольких сотен статей, Гарднер всемирно известен как отец множественного интеллекта.
Чтобы узнать больше о других исследованиях Гарднера, см. здесь и здесь.
Каковы последствия инфаркта миокарда?
Теория множественного интеллекта имеет два основных научных следствия:
1) Интеллект составляет набор интеллектуальных инструментов человека. Все человеческие существа, если только они не сильно повреждены, обладают способностью развивать несколько видов интеллекта. В любой момент человек будет иметь уникальный профиль из-за как генетических (наследуемость), так и эмпирических факторов.
2) У каждого человека свой интеллектуальный профиль. Однояйцевые близнецы, безусловно, будут иметь схожие когнитивные профили. Но профили не будут идентичными; хотя генетическая конституция одинакова. Однояйцевые близнецы имеют разный опыт (даже внутриутробно!), и после рождения у каждого из них может возникнуть желание отличить себя от своего генетического клона.
Теория множественного интеллекта также имеет два основных образовательных следствия:
1) Индивидуация (также называемая персонализацией). Поскольку каждый человек имеет свою собственную уникальную конфигурацию интеллекта, мы должны учитывать это при обучении, наставничество или воспитание. Насколько это возможно, мы должны учить людей таким образом, чтобы они могли учиться. И мы должны оценивать их таким образом, чтобы они могли показать, что они поняли, и применить свои знания и навыки в незнакомых контекстах.
2) Множественность – Идеи, концепции, теории, навыки следует преподавать несколькими различными способами. Независимо от того, преподаете ли вы искусство, естественные науки, историю или математику, основные идеи должны быть представлены несколькими способами. Если вы сможете представить произведения искусства Микеланджело, или законы спроса и предложения, или теорему Пифагора несколькими способами, вы достигнете двух важных целей. Во-первых, вы достигаете большего числа учащихся, потому что одни учащиеся лучше учатся, читая, другие — строя что-то, третьи — разыгрывая историю и т. д. Во-вторых, вы показываете, что значит быть экспертом — чтобы полностью понять что-то, вы должны быть в состоянии думать об этом несколькими способами.