Теория психики – 1.3. Основные психологические теории. Основы психологии

1.3. Основные психологические теории. Основы психологии

1.3. Основные психологические теории

Ассоциативная психология (ассоцианизм) – одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем (384–322 до н. э.), выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике, представителями которого были французский философ Р. Декарт (1596–1650), английские философы Т. Гоббс (1588–1679) и Дж. Локк (1632–1704), нидерландский философ Б. Спиноза (1632–1677) и др. Сторонники этого учения сравнивали организм с машиной, запечатлевающей следы внешних влияний, в результате чего возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: английский и ирландский философ Дж. Беркли (1685–1753) и английский философ Д. Юм (1711–1776) рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, а английский врач и философ Д. Гартли (1705–1757) создал систему материалистического ассоцианизма. Он распространил принцип ассоциации на объяснение всех без исключения психических процессов, рассматривая последние как тень мозговых процессов (вибраций), т. е. решая психофизическую проблему в духе параллелизма. В соответствии со своей естественно-научной установкой Гартли построил модель сознания по аналогии с физическими моделями И. Ньютона на основе принципа элементаризма.

В начале XIX в. в ассоцианизме утвердилось воззрение, согласно которому:

• психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов – ощущений, простейших чувствований;

• элементы первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) вторичны и возникают посредством ассоциаций;

• условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;

• закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоцианируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

В 80—90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (немецкий психолог Г. Эббингауз (1850–1909) и физиолог И. Мюллер (1801–1858) и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением И.П. Павлова об условных рефлексах, а также – на иных методологических основаниях – американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии [14].

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Основатель бихевиоризма Д. Уотсон сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». На рубеже XIX – ХХ вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. Э. Торндайк, изучая реакции животных в эксперименте, установил, что решение проблемы достигается методом проб и ошибок, истолкованным как «слепой» отбор произведенных наугад движений. Этот вывод был распространен на процесс учения у человека, причем качественное отличие его поведения от поведения животных отрицалось. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорировались.

В тот же период в России И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, развивая идеи И.М. Сеченова, разработали экспериментальные методы объективного исследования поведения животных и человека. Их работы оказали на бихевиористов значительное влияние, но были истолкованы в духе крайнего механицизма. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения согласно концепции бихевиоризма фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ). По мнению бихевиористов, процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) не поддаются научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению.

Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и послужили одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, особенно касающихся научения – приобретения организмом новых форм поведения.

Вследствие методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 1920-х гг. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий. Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах (например, Э. Толмен), пришли к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего (ментального) плана поведения и другие, а также обратиться к физиологическим механизмам поведения.

В настоящее время лишь немногие из американских психологов продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Наиболее последовательно и непримиримо отстаивал бихевиоризм Б.Ф. Скиннер. Его

оперантный бихевиоризм представляет отдельную линию в развитии данного направления. Скиннер сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику его учения. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий навыки либо закрепляются, либо отвергаются. Скиннер полагал, что именно эти реакции преобладают в адаптации животных и являются формой произвольного поведения [21].

С точки зрения Б.Ф. Скиннера главным средством формирования нового типа поведения является подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательное наведение на нужную реакцию». Выделяются а) первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.; б) вторичные (условные) – привязанность, деньги, похвала и т. п.; 3) позитивные и негативные подкрепления и наказания. Ученый считал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны при контроле за поведением человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказания – наиболее общий метод такого контроля.

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке: он рассматривал человека как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств, а его мышление, память, мотивы поведения описывал в терминах реакции и подкрепления.

Для разрешения социальных проблем современного общества Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Одним из средств выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Б.Ф. Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания и закон субъективной оценки вероятности последствий,

суть которых состоит в том, что человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным последствиям. Он субъективно оценивал вероятность их наступления и полагал, что чем больше возможность появления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, форма) – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальт-психология выступила против выдвинутого В. Вундтом и Э.Б. Титченером принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была первоначально применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона») и др. При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения гештальт-психология противопоставила бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов и человеческого мышления основной упор был сделан на преобразование («реорганизацию», новую «центрировку») познавательных структур, благодаря которому эти процессы приобретают продуктивный характер, отличающий их от формально-логических операций и алгоритмов.

Хотя идеи гештальтпсихологии и полученные ею факты способствовали развитию знания о психических процессах, ее идеалистическая методология препятствовала детерминистскому анализу этих процессов. Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма.

Главные представители гештальтпсихологии – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции занимали К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения.

Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известными направлениями глубинной психологии являются фрейдизм и неофрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология.

Фрейдизм – направление, названное по фамилии австрийского психолога и психиатра З. Фрейда (1856–1939), объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение – либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п.

Психические процессы и явления рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической.

Топическое рассмотрение означало схематическое «пространственное» представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих свое особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались внутренней цензурой. С начала 1920-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и СверхЯ (Супер-Эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное». Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т. п., а также с позиции переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо).

Энергическим источником согласно Фрейду является Оно (Ид). Ид – средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения.

Супер-Эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), Супер-Эго проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-Эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспособиться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью «защитных механизмов» – вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии [29].

Важную роль в формировании мотивации фрейдизм отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используются анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает «сила Я» пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в «обезвреженной» форме.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем: бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречия и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо (пан-сексуализм), антагонизма сознания и бессознательного.

Неофрейдизм – направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся американские психологи К. Хорни (1885–1952), Э. Фромм (1900–1980), Г. Салливен (1892–1949).

Согласно К. Хорни причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих людей. Э. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства. Г.С. Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях людей. При видимом внимании к факторам общественной жизни неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное австрийским психологом А. Адлером (1870–1937). Индивидуальная психология исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения. Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии.

Аналитическая психология – система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875–1961), давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления – психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования – архетипы (общечеловеческие первообразы) – лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса.

Целью психического развития человека аналитическая психология считает индивидуацию – особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя аналитическая психология отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции.

Аналитическая психология неадекватно представила данные истории, мифологии, искусства, религии, трактуя их как порождения некоего вечного психического начала. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей – экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от аналитической психологии развитие в конкретных психологических исследованиях личности.

Согласно гормической концепции англо-американского психолога В. Макдугалла (1871–1938) движущей силой индивидуального и социального поведения является особая прирожденная (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели.

В работах «Социальная психология» (1908) и «Групповой ум» (1920) Макдугалл пытался объяснить социальные и психические процессы изначально заложенным в глубинах психофизической организации индивида стремлением к цели, отвергнув тем самым их научное причинное объяснение.

Экзистенциальный анализ (от лат. ех(s)istentia – существование) – это предложенный швейцарским психиатром Л. Бинсвангером (1881–1966) метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Согласно этому методу подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни отчего внешнего «жизненный план». В тех случаях, когда открытость индивида будущему исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения и возникает невроз.

Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из ложной философской посылки о том, что подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой.

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения гуманистической психологии следующие: 1) человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4) жизнь человека должна

рассматриваться как единый процесс его становления и бытия; 5) человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 6) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7) человек – это активное, творческое существо.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней – устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (американский психолог Г. Олпорт (1897–1967)), особенно творческих (американский психолог А. Маслоу (1908–1970)), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (американский психолог К. Р. Роджерс (1902–1987)). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии. Роджерс назвал эту форму «терапией, центрированной на клиенте», что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как «клиента», который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний («феноменальный») мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуманистическая психология неадекватно и односторонне представляет последнюю, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Она возникла в конце 1950 – начале 1960-х гг. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (американский психолог С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память. Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта [28].

Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе. С позиций отечественной психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.

Культурно-историческая теория – это концепция психического развития, разработанная в 1920—1930-е гг. советским психологом Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании данной теории ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении (М.М. Бахтин, Э. Сепир и др.). Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию.

Согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации (см. 2.4) ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредствуется интериоризованными знаками, а психические функции становятся

«культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак – слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных процессов у человека.

Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью которой моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций – внимания, памяти, мышления.

Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о зоне ближайшего развития – периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым знаково-опосредованной деятельности.

Культурно-историческая теория подвергалась критике, в том числе и со стороны учеников Л.С. Выготского, за неоправданное противопоставление «натуральных» и «культурных» психических функций, понимание механизма социализации как связанного преимущественно с уровнем знаково-символических (языковых) форм, недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л.С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии.

В настоящее время обращение к культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, изучением диалогического характера ряда когнитивных процессов.

Транзактный анализ – это теория личности и система психотерапии, предложенная американским психологом и психиатром Э. Бёрном.

Развивая идеи психоанализа, Бёрн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих «транзакций» (три состояния эго-состояния: «взрослый», «родитель», «ребенок»). В каждый момент взаимоотношения с другими людьми индивид находится в одном из этих состояний. Например, эго-состояние «родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество. Кроме того, состояние «родитель» содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг.

Определенное место в теории Бёрна отводится понятию «игра», используемому для обозначения всех разновидностей лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место во взаимоотношениях между людьми. Главная цель транзактного анализа как метода психотерапии состоит в том, чтобы освободить человека от этих игр, навыки которых усваиваются в раннем детстве, и научить его более честным, открытым и психологически выигрышным формам транзакций; чтобы у клиента сформировалась адаптивная, зрелая и реалистическая установка (аттитюд) на жизнь, т. е., в терминах Бёрна, чтобы «взрослое эго получило гегемонию над импульсивным ребенком».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Теория психики — это… Что такое Теория психики?

                                                                            П. М. Денисюк
                                                                   Теория: «ПОДОБИЕ АТОМА и ЧЕЛОВЕКА»
В данном случае,  теория: «подобие атома и человека»,  объединила - 1. физику, 2. философию и 3. психологию – как самых древних направлений и изысканий человеческой мысли.

1. Физика – ядерная, квантовая (квантовая электродинамика) 2. Философия — предметная 3. Психология – сознание, подсознание, субъективное

Данная теория построена на общепризнанных научных фактах, абстракциях, понятиях, категориях - в стиле предметной философии.
Жизнь - одно из величайших чудес природы. Жизнь создана природой атома, который и обусловил ближайшее подобие атома и человека, т.е. человек, будучи созданным природой атома, унаследовал его основные черты.

Теория изложена в тезисах. Логическая связь тезисов исходит из аксиомы: «ПОДОБИЕ АТОМА и ЧЕЛОВЕКА», которая и положена в название теории. Формула аксиомы — подобие атома и человека: «ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ПРИРОДОЙ АТОМА, И НЕСЕТ ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ».

АТОМ - ЧЕЛОВЕК
электричество - образ
магнетизм - логика
электромагнитное взаимодействие - образлогическое взаимодействие
электрон - понятие
фотон - сигнал
фотон частица – сигнал, физическое воздействие
фотон волна – сигнал, психическое воздействие  
электронные оболочки атома – сознание и подсознание человека
внешняя электронная оболочка атома - сознание человека, интеллект
внутренние электронные оболочки атома – подсознание человека (восприятия, ощущения – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, тактильные)
сильное ядерное взаимодействие - организм, физиологическое взаимодействие
ядро - организм
протон - потребность
нейтрон (разновидность атома, изотопы) - гены, особенность, индивидуальность организма 
слабое ядерное взаимодействие - субъективное взаимодействие
гравитационное взаимодействие - эстетическое взаимодействие всей живой природы

Психика человека состоит из сознания человека (внешняя электронная оболочка атома), подсознания (внутренние электронные оболочки атома) и субъективного взаимодействия (слабого ядерного взаимодействия атома).

ЧЕЛОВЕК

1. Сознание человека — образлогика, интеллект 2. Подсознание человека – зрение, слух, обоняние, вкусовые, тактильные, осязательные ощущения, восприятия. Существует, еще общепризнанное «седьмое чувство», ощущение, в виде интуиции, или предчувствия 3. Субъективное взаимодействие человека – состоит из эмоций, чувств (положительных и отрицательных) и нейтральная – нравственность. Нравственность представлена, как закон, принцип, воля, мораль, этика

АТОМ

1. Внешняя электронная оболочка атома – электронные связи атомов, спектр электромагнитного излучения 2. Внутренние электронные оболочки атома – буфер…, между зарядом ядра и внешней электронной оболочкой 3. Слабое ядерное взаимодействие атома – представлено тремя видами частиц, переносчиков взаимодействия (положительных и отрицательных), и нейтральной, названной Z-частицей

Психика человека — сознание, подсознание, субъективное взаимодействие, подобие взаимодействий в мире атомов, описываемых теорией электрослабого взаимодействия в мире атома.

Эмоции – имеют физиологическую загрузку, и имеют положительный или отрицательный заряд.
Чувства - социально ориентированы, и имеют положительный или отрицательный заряд, но по природе - чувства остаются эмоциями.
Нравственность - носитель закона, принцип, воля, мораль, этика - не имеет заряда. Нравственность – нейтральна. Категория «нравственности», имеет исток из Христианства.   Нравственность, включена в категориальный императив «МАКСИМ», философии Канта. 
Эмоции, чувства и нравственность - являются носителями субъективного взаимодействия человека. Субъективное же взаимодействие человека является подобием слабого ядерного взаимодействия в атоме, если брать по аналогии с четырьмя физическими взаимодействиями, (гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное и сильное ядерное).
Человек, как и атом, имеет четыре формы взаимодействия.
АТОМ - ЧЕЛОВЕК
Электромагнетизм - Образлогика
Слабое ядерное - Субъективное, эмоции
Сильное ядерное - Физиология, организм
Гравитация - Эстетика всей живой природы 
    

Рассмотрим, в чем является подобие между электромагнетизмом атома и образологикой человека. Электричество атома состоит из положительного заряда ядра атома и отрицательного, его электронных оболочек. Образ, как заряд в природе человека, состоит из материальных потребностей организма человека и духовных, его психики, сознания, интеллекта, духа.

Далее - в подобии между электромагнетизмом атома и образлогикой человека:
Магнетизм, магнитное поле возникает только лишь при движении заряда, электрический ток, и логика появляется только лишь при анализе образов потребностей, логических образов, размышления, делопроизводства. Следовательно, образ у человека выступает в подобии электрического заряда у атома, а анализ образов является подобием движения зарядов в мире атома. Но есть и еще одно важное подобие, это носители взаимодействий, для атома – фотон, а для человека – сигнал.
Сигнал бывает слуховой, зрительный, тактильный, вкус, обоняние, осязание. А фотон представлен в спектре электромагнитного излучения, от инфракрасного до ультрафиолетового и рентгеновского. СЛОВОМ можно изменить и даже убить человека.
А теперь условимся рассматривать атом, как систему зарядов: Положительный – ядро атома, а отрицательный – его электронная оболочка.
Человек же, в свою очередь, предстанет пред нами, как своеобразная система образов. Где, по подобию с атомом, «ядро» человека - физиология, организм, потребности. А «электронные оболочки человека» – сознание и подсознание. Сознание и подсознание человека, составляют часть его психики, как внешняя и внутренние электронные оболочки атома. При этом психика человека включает, кроме сознания и подсознания, еще и субъективное взаимодействие – Эмоции (положительные и отрицательные) и Нравственность.
И так, в системе ядро - электронные оболочки, именно ядро представляет собой основу, фундамент атома, т. е., все свойства атома, обусловлены содержанием его ядра. И в системе организм – сознание и подсознание человека, именно организм человека обуславливает потребности его физиологии и его духовные устремления.
В ядре атома господствуют две формы взаимодействия, 1) сильное ядерное и 2) слабое ядерное.
Здоровый организм человека тоже представлен двумя формами взаимодействия, это 1) физиологическое взаимодействие, организм и  2) субъективное взаимодействие, эмоции (положительные, отрицательные) и нравственность.
Физиология человека, является подобием сильного ядерного взаимодействия атома. А эмоции человека являются подобием слабого ядерного взаимодействия атома. 
В качестве отступления:
Судьба атома зреет в его ядре, со Слабыми ядерными взаимодействиями, а человек старится своей физиологией, с Эмоциями, Нравственностью.
Следующее важное подобие между человеком и атомом состоит в том, что субъективное взаимодействие - это эмоции, чувства, нравственность – для человека несут яркие образы (заряд), которые не имеют логики, и слабое ядерное взаимодействие атома имеет природу электричества, но не имеет магнитного поля. В отличие электрон, как носитель электрического заряда, при движении - создает магнитное поле, и анализ образов в сознании человека создает определенную логику, имеется в виду анализ образов свободных от эмоций, чувств и нравственных принципов. 

Эмоции, Чувства (суть одно), у человека могут быть только двух видов — положительными или отрицательными. А вот Нравственность человека, заряда не имеет. Нравственность, это закон, принцип. Нравственность, это воля. Нравственность, это мораль, этика — усвоенные и приняты субъектом.

Слабое взаимодействие атома, также представлено тремя частицами переносчиками взаимодействия – положительной, отрицательной и нейтральной, названной Z-частицей. 
Слабое и электромагнитное взаимодействие атома, в теории поля, объединено в единую, так называемую, «теорию электрослабого взаимодействия». В действительности это два разных взаимодействия, одно из которых дальнодействующее - электромагнитное (носитель фотон), а другое короткодействующее - слабое ядерное, три носители которого описаны выше, и в вычислениях математического аппарата, квантово-электронной динамики, сокращенно КЭД, совпадают с экспериментальными данными до девятого знака, после запятой.
Вот четыре взаимодействия природы атома и человека - выделены жирным шрифтом (через дефис), и их носители – обычным:
ЧЕЛОВЕК  -  АТОМ 
образологика  -  электромагнетизм
сигнал, интерпретация  -  фотон, частица и волна
эстетика  -  гравитация 
физическая, духовная  -  пространство, время
субъективное взаимодействие  -  слабое взаимодействие
эмоции двух видов (+ и -)  -  переносчики двух видов (+ и -)
нравственность (нейтральная)  -  нейтральная Z - частица
физиологическое взаимодействие  -  сильное взаимодействие 
потребности организма  -  суммарный заряд протонов…
Следует особо подчеркнуть, что каждое взаимодействие проходит четыре ступени - рождение, бытие, действие и его результат. Или, выражаясь философскими терминами - противоречие, движение, взаимодействие, отражение. В более широком смысле - каждый из нас и окружающий нас мир - результат, отражение всех предшествовавших форм взаимодействия, начиная с атома. Но в реальном мире атома нет анти электричества (носитель - позитрон), а в природе человека существует такое явление, как анти понятие (носитель – анти образ или анти понятие, то, что противоречит нормам нравственности и морали). Зато в мире атома существует подобие добра и зла из человеческой природы. И распад ядра атома можно сравнить в природе человека с суицидом, а переход атома на более высокий энергетический уровень, сродни наработкам, приобретению…

ГИПОТЕЗЫ, НАУЧНЫЕ И ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ ДАННЫЕ ИЗ МИРА АТОМА, И ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

АТОМ - ЧЕЛОВЕК
нейтринное взаимодействие - взаимодействие предчувствия, интуиция
молекулы, клетки, организмы - дружба, семьи, коллективы
изотоп - не устойчивый человек, может не созревший
ключевой атом в молекуле - лидер в коллективе, обществе, государстве
радиоактивность - склонность к изменению, измене или суициду
В заключении: 
1. сопоставление абстракций, понятий, категорий - построено на основе логики и субъективной интуиции

dic.academic.ru

Психологические теории — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Многое из того, что нам известно о человеческом мышлении и поведении, появилось благодаря различным психологическим теориям. Например, поведенческие теории демонстрируют, как обусловливание может быть использовано для изучения новой информации и поведения. Студенты-психологи обычно тратят много времени на изучение разных теорий. Некоторые из этих теорий вышли из поля зрения, в то время как другие остаются широко распространенными, но все внесли существенный вклад в понимание мышления и поведения человека. Узнавая больше об этих теориях, можно получить более глубокое понимание прошлого, настоящего и будущего психологии.

Поведенческие теории

Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, — это теория обучения, которая базируется на идее того, что поведение формируется через обусловливание. Разработанные такими знаменитыми психологами, как Джон Уотсон и Б.Ф.Скиннер, бихевиоральные теории доминировали в психологии в первой половине двадцатого века. Сегодня методы поведенческой теории остаются широко распространенными в терапевтических вопросах, чтобы помочь клиентам обучиться новым навыкам и принципам поведения.

Когнитивные теории

Когнитивные теории психологии фокусируются на внутренних состояниях, таких как мотивация, решение задач, принятие решений, мышление и внимание.

Теории развития

Теории развития создают основу размышления о развитии и обучении человека. Если Вы когда-либо задумывались о том, что является мотивом человеческой мысли и поведения, эти теории могут оказаться полезными в понимании личности и общества.

Гуманистические теории

Гуманистические психологические теории начали набирать популярность в 1950-е гг. В то время как ранние теории делали акцент на анормальном поведении и психологических проблемах, гуманистические теории, наоборот, подчеркивали нравственные качества человека. Основные авторы гуманистических теорий — это Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Теории личности

Практически ежедневно мы даём описание и оценку людям вокруг нас. Осознаем мы это или нет, эти ежедневные размышления о том, как и почему люди ведут себя, подобны тому, что делают психологи. Психология личности рассматривает мысли, эмоции и поведение — все, что делает личность уникальной. Некоторые из известнейших теорий психологии посвящены личности.

Социально-психологические теории

Социальная психология помогает нам понять и объяснить социальное поведение. Авторы социальных теорий обычно концентрируются на специфических социальных феноменах, в частности, на поведении групп, просоциальном поведении, социальном влиянии, любви и многом другом.

Теории научения

Теории обучения рассматривают то, как люди обучаются и приобретают новые знания. Это междисциплинарная тема, которая часто опирается на информацию из психологии, образования, педагогического проектирования и других областей.


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Теории психического развития

В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии.

Психоаналитическая теория развития личности

  • основана Зигмундом Фрейдом, и получившая название школы психоанализа. Первоначально психоанализ возник как метод лечения психических и нервных заболеваний. Открытие бессознательного позволило З. Фрейду утверждать, что психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны души.

  • сексуальное начало психики человека (либидо) — первопричина, объясняющая как процессы создания человеком культурных ценностей, так и возникновение нервных и психических заболеваний.

Открытие защитных механизмов человеческой психики (таких например, как вытеснение, проекция, сублимация, рационализация, регрессия) позволило объяснить, каким образом происходит взаимодействие биологического и социального факторов в процессе развития человека и освоения им культуры.

Развитие личности в детские периоды жизни З.Фрейд рассматривал в контексте психосексуального развития, практически отождествляя их. Каждая из пяти выделенных Фрейдом стадий соотносится с характерными для этой стадии зонами физической области удовлетворения телесного инстинкта.

  1. Оральная стадия длится от рождения до года и связана с получением младенцем физического удовольствия от кормления. Недостаточное удовлетворение потребностей и желаний на этой стадии может привести к формированию таких черт личности, как ненасытность, жадность, неудовлетворённость всем предлагаемым.

  2. Анальная стадия длится от года до трёх лет и связана с получением удовлетворения от овладения выделительными функциями организма, приучению к опрятности. Позитивное удовлетворение приводит к формированию таких черт личности, как аккуратность, пунктуальность, негативный вариант развития формирует упрямство, скрытность, агрессивность, жажду накопительства.

  3. Фаллическая стадия длится от трёх до пяти лет и связана с получением удовлетворения посредством привязанности к взрослым, в первую очередь родителям, противоположного пола. Положительное протекание этой стадии детства, по мнению Фрейда, способствует зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, негативное усиливает агрессивность и невротичность ребёнка.

  4. Латентная (5-12 л.): снижение полового интереса. Энергия пола реализуется ребёнком в освоении науки и культуры, а также расходуется на установление дружеских связей со сверстниками и взрослыми за пределами семейного круга.

  5. Генитальная (12-18 л.) завершает формирование зрелой сексуальности. Данная стадия характеризуется формированием взрослеющим человеком способов жизни, характерных для его пола и типа личности. Последним двум стадиям автор психоанализа уделял мало внимания, утверждая, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте пяти-шести лет.

Вместе с тем, интересен отзыв Л.С. Выготского о теории психосексуального развития З.Фрейда. Так он писал: «Найденное Фрейдом решение… я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения».

studfiles.net

Теории психического развития | PSYERA

Расхождения во мнении среди теоретиков часто возникают из-за различного подхода к решению трёх спорных вопросов: о факторах, характере и природе объекта развития.

Какие факторы — природа или воспитание (наследственность или внешняя среда) играют определяющую роль в развитии? Как происходит процесс развития — непрерывно или скачкообразно! Является ли человек по своей природе организатором или остается механизмом!

Бихевиоризм и теории социального научения
В начале XX века американские психологи приступили к созданию науки «о человеческом поведении». Их интересовали внешние, поддающиеся наблюдению и измерению формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам. Бихевиоризм (от англ. «behaviour» — поведение) наука о поведении человека.

Поведенческие теории в работах Ивана Павлова (1849-1936) по условным рефлексам и исследованиях Джона Уотсона (1878-1958). Философской основой этих теорий является концепция английского философа Дж. Локка, который сформулировал представление о сознании ребёнка при рождении как «чистой доске» и утверждал, что его поведение, мысли и чувства формируются под воздействием внешней среды.

Тип научения американского психолога Эдварда Торндайка, когда испытуемый неосознанно пробует разные варианты поведения — операнты (от английского «operate» действовать), из которых «отбирается» самый подходящий, наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания.

Торндайк сформулировал основные законы научения:
1. Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем прочнее.
2. Закон эффекта (подкрепления). Закрепляются те реакции, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным).

Общая тенденция такова, что если действия привели к позитивному результату, успеху, то они будут закреплены и повторены.

Беррес Скиннер (1904-1990) настаивал на том, что научными методами можно познать поведение человека, поскольку оно детерминировано окружающей средой.

Он полагал, что главное — оперантное поведение, т.е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула поддающегося распознаванию. В .зависимости от последствий складывается определённая тенденция в отношении такого поведения в будущем (привычка читать книги). Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность её появления.

Теоретик социального научения Альберт Бандура (1977) утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, действий окружающих и регулируют соответственно своё поведение. Свою теорию он назвал «социальной когнитивной теорией».

Социокультурный подход
У. Бронфенбреннер, Д. Кюн, Дж. Вулвилл обращают внимание на необходимость тщательного исследования особенностей повседневного поведения детей в реальных условиях жизни, начиная с ближайшего семейного окружения, включая социальный и исторический контекст.

Модель экологических систем У. Бронфенбреннера рассматривает развитие ребёнка как процессы влияния среды на индивидуума и самого индивидуума на переструктурирование среды.

Жизненная среда включает в себя микроуровень (семьи, детского сада), мезоуровень (связи между семьёй и школой и т.д.), экзоуровеиь (экономическая ситуация в стране, роль СМИ), макроуровень (традиции, законы).

В теории П. Балтеса привлекает внимание идея развития человека на протяжении жизни, где учитываются не только возрастные изменения, но и широкие культурные и исторические факторы.

П. Балтес выделяет три типа факторов:
— нормативные возрастные факгоры — это происходящие в предсказуемом возрасте изменения: биологические (прорезывание зубов, половое созревание и т.д.) и социальные (поступление в школу, призыв на военную службу, выход на пенсию).
— нормативные исторические факторы (война, эпидемии, смена режимов).
— ненормативные факторы (болезнь, травма, развод и т.п.)

Психоаналитические теории развития
Психоанализ — направление в психологии, основанное на теориях 3игмундта Фрейда (1856-1939), придерживавшегося детерминистских взглядов на человеческую природу и считавшего, что личность мотивируется внутренними биологическими влечениями (Г. Крайг).

Согласно теории З.Фрейда именно на период от рождения до 5-летнего возраста приходится основной этап развития личности человека. Развитие личности он рассматривал как адаптацию индивида к внешнему социальному миру.

Три структурных компонента личности — «Оно», «Я» и «Сверх я» возникают неодновременно. «Оно» (Ид) — это ядро личности, энергетическая основа психического развития, имеет врождённый характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. «Я» (Эго) — это рациональная и осознаваемая часть. Она возникает по мере биологического созревания (12-36 месяцев) и руководствуется принципом реальности. «Сверх я» (Супер эго) — формируется между 3-6 годами жизни и представляет собой совесть, которая строго регулирует соблюдение норм.

А. Фрейд (1895-1982) и М. Кляйн (1882-1960) были заложили основы детского психоанализа и создали собственные различные варианты детской психотерапии.

Э. Эриксон (1902-1994) признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опираясь на структурную модель личности, разработанную 3. Фрейдом. Однако свою теорию развития личности он назвал психосоциальной, так как в центре её — рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействии в узловых точках развития.

Ключевым понятием теории Э. Эриксона является приобретение эго — идентичности, происходящее в различных культурах по-разному.

Этологическая теория
Этология — ветвь биологии, изучающая закономерности поведения животных, она возродила интерес к биологическим свойствам, общим для человека и животных.

Этологи видят много аналогий между тем, как ведут себя люди и животные. К. Лоренц (1952) обнаружил некоторое сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоциональной привязанности у младенцев. Теория привязанности Дж. Боулби основана на синтезе этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлениях о развитии. Расстройства привязанности создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний.

Социобиологи (ветвь этологии) считают, что сложные модели социального поведения генетически детерминированы. Этологи полагают, что сложные научения, такие, как освоение языка, обучение музыке происходят легче в сензитивные периоды, когда наиболее восприимчив человеческий мозг.

Когнитивные теории развития
Жан Пиаже (1896-1980), швейцарский психолог, рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребёнка, от которой зависят все другие психические процессы.

Жан Пиаже выделил особенности детского мышления:
Эгоцентризм — суждение ребёнка о мире исключительно со своей точки зрения, не учитывая чужого мнения.
Реализм — рассматривает предметы такими, какими даёт их непосредственное восприятие.
Анимизм — одушевление вещей.
Артификализм — всё существующее рассматривается как созданное человеком.

Интеллект, по мнению Ж. Пиаже, всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией (процесс включения новой информации в уже существующие схемы) и аккомодацией (акт изменения схем применительно к новой ситуации), что образует основу интеллектуальной адаптации к внешней среде и позволяет выжить человеку как виду.

Жан Пиаже выделил стадии когнитивного развития. Согласно теории Пиаже ребёнок является «активным учёным», который взаимодействует с внешней средой и развивает всё более сложные стратегии мышления.

Сторонники информационного подхода к развитию (Siegler, 1986) находят аналогию модели человеческого мозга и компьютера.

Когнитивное развитие детей является «ученичеством», в ходе которого более знающие товарищи (родители, дети) направляют их на понимание мира и приобретение навыков (Дж. Брунер).

Культурно-историческая теория развития Льва Выготского
Львом Выготским (1896-1934) были разработаны основы культурно-исторической теории развития психики. Основные положения изложены в работах: «Проблема культурного развития ребёнка» (1928), «Орудие и знак в развитии ребёнка» (1930), «Мышление и речь» (1934) и др.

Механизм изменения психики ребёнка, который приводит к появлению высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Социальная среда (по Выготскому) — это аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры.

Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущий фактор психического развития — обучение. Под условиями развития в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и мышления.

Гуманистическое направление связано с философией экзистенциализма, в центре внимания которой стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами.

Психологи гуманистического направления придаю! одинаковое значение сознанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека.

Абрахам Маслоу (1908-1970) особое значение придавал присущей каждому человеку врождённой потребности в самоактуализации — полном развитии своего потенциала. В основе лежат физиологические потребности (пища, одежда), уровнем выше находятся потребность в безопасности (защищённость), потребность в принадлежности (общаться, любить и чувствовать себя любимым), потребность в уважении к себе (положительные реакции окружающих). Вершиной иерархии потребностей является готовность полностью реализовать свой потенциал.

Карл Роджерс (1902-1987) оказал большое влияние на педагогику и психотерапию. По его мнению, ядро характера человека составляют положительные, здоровые импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Роджерса интересовало то, как можно помочь людям реализовать свой внутренний потенциал. Он обнаружил, что максимальный личностный рост человека происходит при позитивном отношении к нему.

Эти теории оказали существенное влияние на консультирование, способствовали распространению методов воспитания, основанных на уважении к уникальности каждого ребёнка и направленных на гуманизацию межличностных отношений.

psyera.ru

hs2.me | Теория психики

Данный раздел посвящен достаточно обобщённой и просто изложенной системе формирования психики человека.
  • Основные понятия
    • Действие и равновесие
    • Стратегии
      • Общее понятие стратегий
      • Биологическое понятие стратегий
      • Выбор стратегий
      • Эффективность и ресурсы
    • Сознание и подсознание
    • Основа и надстройки
    • Два принципа биологических организмов
    • «Кривые» стратегии или «Косяки»
    • «Чистые» стратегии
    • Эмоции и чувства
    • Принцип «зеркала»
    • «Модели предсказания»
    • Убеждения
    • 3 сферы
    • Ассоциативность памяти
    • Опыт
  • Модели
    • Конструирование
    • «Точки опоры» психики
    • Критические параметры
    • Логические уровни
    • Метамодель
    • Работа «по ссылке»
    • Работа с субмодальностями
    • Самоподдерживающиеся стратегии
    • Стратегии (не)делания
  • Практика
    • Техники
      • Базовая техника
      • Конструкция «4-х ветров»
      • Техника «Соня»
      • Сборка личности
        • Описание техники
        • Анализ на предмет косяков
        • Анализ на предмет эффективности
        • Анализ по 3-м сферам
        • Вспомогательные вопросы
        • Простой пример сборки личности
    • Основная база
      • Манипуляции
      • Важность внутреннего состояния
      • Позитивность выбора
      • Эгоизм
      • Добро-зло
      • Роль опыта
      • Основные ограничения — внутри
      • Область ответственности
      • Анализ ситуаций по основной базе
    • Полезные навыки
      • Концентрация
      • Перепросмотр дня
      • Интеллект-карты (Mind Maps)
  • Как…
    • Как можно, и как нельзя перезаписывать опыт?
    • Как много надо будет проработать?
    • Как определить фразу-убеждение?
  • Теория психики
  • Механизмы и маразмы
  • Жизнь эмоциональная
  • Игры
  • Почитать еще
Telegram: @hs2me Читать @hs2me

hs2.me

психологическая теория — это… Что такое психологическая теория?


психологическая теория

частная система психологических принципов, закономерностей, концептуальных положений, а также теоретических фактов в своей совокупности обьясняющих ту или иную сторону психической реальности и являющихся результатом решения крупной научной проблемы в психологии.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • психологическая теория цикла
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Смотреть что такое «психологическая теория» в других словарях:

  • Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.… …   Википедия

  • Психологическая теория права — право возникло в результате биологических и психологических факторов человека. Содержание 1 Представители 2 Основные идеи теории …   Википедия

  • психологическая теория цикла — теория зарубежных политических экономистов, находящаяся на границе психологии и экономической науки и пытающаяся обьяснить смену фаз экономического цикла такими субьективными, психическими факторами, как смена настроений и состояний: уныния,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологическая теория цикла —         буржуазная теория, пытающаяся объяснить смену фаз капиталистического цикла (См. Капиталистический цикл) субъективно психологическими факторами. Широкое распространение П. т. ц. получила с конца 19 в. Английский экономист У. Джевонс… …   Большая советская энциклопедия

  • Психологическая теория нравственной санкции — система идей и доказательств того факта, что в природе человека нравственные чувства являются врожденными, что субъективные эмоции и чувства вполне способны «различить» добро и зло, что в природе человеческой психики есть осуждение зла. Теория… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — выдвинутая в отечественной психологии система представлений о происхождении и развитии психики, сущности психических процессов как особой формы деятельности продукта развития материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологическая теория права — возникла в конце XIX начале XX в. Родоначальниками теории считаются Г. Тард и Л.И. Петражицкий. Ценно в этой теории то, что она акцентирует внимание на эмоциональной стороне человеческого поведения. Однако она преувеличивает роль психологического …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • Дифференциально-психологическая теория — психологическая теория, объясняющая закономерности психологических и психофизиологических различий между людьми …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ГИЛЛА, СТОУНА, БИБРИНГА и др. —         Психоаналитическое исследование механизмов защиты и сопротивления, переносов и производных влечений у пациентов с выраженной характерологической патологией и пограничной личностной организацией показало, что структурные характеристики… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОЛЕЙ — теория, описывающая и объясняющая ролевое поведение людей в обществе и в непосредственном общении друг с другом …   Словарь терминов по психологическому консультированию


psychology_pedagogy.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *