Тест люшера цветовой тест отношений: Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ А.М. ЭТКИНДА

Исследование с использованием методики ЦТО (Цветовой тест отношений) А. Эткинда применяется для диагностики на модельно-образном уровне характера отношений детей и подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с собственным «я». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого невроза.

Характеристика цветового теста отношений А.М. Эткинда

Автором экспериментальной методики цветового теста отношений (ЦТО) стал советский психолог Александр Маркович Эткинд, выпускник психологического факультета Ленинградского университета, с 90-х известный западный культуролог, автор публикаций по историко-культурной тематике.

У всякой вещи свой цвет. У каждого чувства тоже. Тишина — белого цвета. (Алессандро Д’Авения «Белая, как молоко, красная, как кровь»).

Научно-практической целью, которую преследовал выдающийся психолог и культуролог А.М. Эткинд, была возможность восстановления слабо осознаваемых или слабо вербализуемых особенностей межличностных отношений пациентов клинической психиатрии. Затем тест стал востребованным в консультативной психологической практике со взрослыми, позже получил распространение в исследованиях психологии детей и подростков.

В основе методики ЦТО находится гипотеза о том, что важнейшие характеристики подсознательных психологических процессов находят отражение в цветовых ассоциациях. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили наличие прямой связи между восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс образовывает ассоциативную пару цвет — эмоция, выводя истинное отношение человека к окружающим из области подсознательного и тайного в понятное психологу поле, что даёт возможность исследовать результаты и оказать своевременную помощь, если она требуется.

Результаты этих исследований легли в основу психодиагностического метода цветового теста Люшера. По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную бессознательную информацию, он же разработал и способ трактовки каждого цвета.

А. Эткинд предложил использовать метод цветовых ассоциаций для расшифровки неосознаваемой информации о межличностных отношениях и самооценке испытуемого, что помогло бы понять глубинные причины внутреннего или внешнего конфликта или эмоционального напряжения личности.

Он исходил из таких предположений:

·   за каждым цветом, выбранным исследуемым для того или иного персонажа или события, стоит архетипическая информация, которая и станет индикатором межличностных отношений тестируемой личности;

·   тестируемый выстраивает собственный рейтинг, основанный на симпатии к одному цвету и отвергнутости другого, а межличностные отношения проецируются на эту шкалу и анализируются согласно цветовым приоритетам.

 

Процедура проведения Цветового теста отношений

Цветовую психодиагностику отношений можно начинать с детьми от пяти лет и старше. Исследования детей, страдающих неврозами, в возрасте от трёх до пятнадцати лет показало, что дети уже в три — четыре года воспринимали задание на цветовые аналоги с интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую неосознанно выражает те чувства, о которых избегает рассказывать напрямую. Даже дети-аутисты, испытывающие затруднения с вербализацией своих отношений, легко реагировали на цветовой тест.

Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития. (Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика )

 

Организация тестирования детей разного возраста

Диагностика с использованием цветового теста отношений для старших школьников практически не отличается от проведения подобного теста со взрослыми, тогда как для дошкольников и младших школьников процедура предельно упрощена и адаптирована.

Организация и проведение тестирования предполагает строго индивидуальную форму работы.

Следует подготовить набор карточек восьми цветов, которые используются в так называемом «кратком цветовом тесте Люшера» (для проведения ЦТО используем восьмицветовые карточки Люшера). Цвета имеют свою нумерацию:

1. Серый (условный номер — 0).

2. Синий (1).

3. Зелёный (2).

4. Красный (3).

5. Жёлтый (4).

6. Фиолетовый (5).

7. Коричневый (6).

8. Чёрный (7).

Раскладывают карточки на столе со светлой поверхностью или белом листе плотной бумаги в случайном порядке полукругом. Карточки не должны перекрываться или наезжать друг на друга.

Освещение предпочтительно наиболее близкое к естественному, но следует избегать прямых солнечных лучей, падающих на стол или в лицо ребёнка, при искусственном освещении — бликов от осветительных приборов.

 

Подготовка списка персонажей и понятий, которые будут применяться

Предварительно исследователь в личном диалоге с тестируемым составляет перечень значимых для последнего персонажей из ближнего или дальнего круга социальных контактов. В него могут входить члены семьи, друзья, спортивный тренер, учитель, воспитатель, нянечка в детском саду (в зависимости от возраста ребёнка), то есть те, кто играет определённую роль в жизни исследуемого.

В этот же список включаются проекции тестируемого во времени и пространстве.

Для школьников будут интересны и значимы понятия: «ты в школе», «ты с друзьями», «ты на школьном празднике», «ты на соревновании», «ты на отдыхе с родителями». Дошкольнику стоит предложить ситуации «ты играешь с друзьями», «ты в детском саду», «ты гостишь у бабушки», а также понятия «твоя любимая игрушка», «твой домашний питомец» (домашний питомец — значимое для дошкольника понятие).

Эта информация записывается на отдельном листе бумаги. Содержание списка зависит от личностных особенностей и увлечений ребёнка, его возраста и задач тестирования.

К примеру, если учебные интересы исследуемого имеют гуманитарную направленность (о чём можно узнать из беседы с учителем), в тест целесообразно ввести вопросы о любимой книге, писателе, поэте — порой мнение автора книги для подростка не менее авторитетно, чем родительское.

Если ребёнок занимается спортом, в круг значимых людей включают тренера, товарищей по команде, а в список понятий — соревнования, тренировки. Случается, дети занимаются каким-либо видом деятельности не из собственных предпочтений, а чтобы не конфликтовать с родителями, которым фигурное катание или школа с математическим уклоном кажется наилучшим жизненным стартом для их детей. Ребёнку же не нравится выбор их, он находится в постоянном внутреннем конфликте, занимаясь нелюбимым делом ради близких людей.

При возникновении подозрений на насилие и агрессию в школе (родители могут обратиться с такой проблемой к школьному психологу), тест имеет направленность на определение отношений с внешним кругом общения (знакомые). Список лиц будет включать одноклассников, старших и младших товарищей по школе, учителей. Ситуации подбираются «школьные»: «ты на перемене», «тебя вызвали к доске», «ты идёшь один с уроков поздно вечером». Разумеется, такие важные, болезненные вопросы необходимо перемежать нейтральными, о семье, хобби, чтобы подросток не замкнулся в себе и не отказался от тестирования.

Коричневый, серый, особенно чёрный цвет ассоциации — повод забить тревогу, искать и устранять причины стресса и депрессии. Благодаря тесту подсознание ребёнка даст направление, в котором находится источник неприятностей.

В отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста, старшие школьники воспринимают тест не как игру с цветами. а как возможность понять себя, разобраться в своих переживаниях, и грамотный психолог отнесётся с уважением к такому восприятию теста почти уже взрослыми людьми. «Помоги мне узнать тебя — и я помогу в этом тебе», — в таком ключе должно быть построено тестирование самых старших школьников.

Вопросы о будущей профессии, о планах после окончании школы, о взаимоотношениях с противоположным полом могут вводиться в тест, но делать это надо тактично, не свысока, на равных. Тут важен и тон психолога, и его авторитет у ребёнка. Следует также помнить, что мальчики не менее чувствительны и ранимы, чем девочки. Но в силу воспитания и общественных стереотипов склонны скрывать свои чувства.

Если с малышом можно поиграть, то со старшим ребёнком нужно сотрудничать. Тестирование у психолога в старшем школьном возрасте редко проходят ради интереса. Приходя за помощью, подросток должен убедиться, что его принимают всерьёз. К проблемам подростков следует относиться с особым уважением.

Психолог может дополнительно согласовать или уточнить список, задавая наводящие вопросы родным, учителям ребёнка. Рекомендованное специалистами количество позиций в списке — не более 18–20 и не менее 12.

 

Этапы диагностики по А.М. Эткинду

Непосредственно тестирование делится на три этапа: исследование ассоциаций, короткий отдых (5–7 минут) и определение ранга карточек (установление цветовых предпочтений).

Исследование ассоциаций

Перед тестируемым произвольно раскладываются восьмицветовые карточки Люшера. Психолог обращается к ребёнку с просьбой подобрать карточку, наиболее соответствующую характеру того или иного человека из списка, уточняя при этом, что каждый цвет может быть выбран неоднократно — психолог просит испытуемого подобрать цветовую карточку, соответствующую персонажу или понятию из списка.

Важно узнать, понимает ли ребёнок, что такое характер и не подменяет ли он это понятие восприятием человека по его внешнему виду (цвету одежды, волос).

Если ребёнку трудно абстрагироваться от внешних признаков, и психолог выяснил это, задав наводящие вопросы, можно перефразировать инструкцию следующим образом: «Выбери цвет, который наиболее подходит, когда ты думаешь о маме».

Персонажи из списка называют по мере возрастания их значимости, то есть наименее значимые называются первыми. Все решения тестируемого по поводу его выбора в цифровом виде записываются в соответствующей графе протокола.

Установление шкалы цветовых предпочтений

После окончания этапа цветовых ассоциаций ребёнка на несколько минут отвлекают другим занятием или разговором. Затем его внимание вновь возвращают к цветовым карточкам, но теперь задача будет состоять в том, чтобы разложить их в порядке степени приятности начиная с самого приемлемого. Существует два способа определения цветовой шкалы.

В первом варианте ребёнок выбирает самую привлекательную для него карточку, она изымается, а выбор фиксируется в цифровом виде в первой графе протокола. Аналогичная процедура выбора повторяется четыре раза, таким образом, последовательно заполняются первые четыре графы протокола. Из оставшихся четырёх цветовых карточек ребёнку теперь предлагают выбрать самую неприятную, результат фиксируется в числовом виде к крайней правой графе протокола.

Подобную процедуру повторяют ещё трижды, шаг за шагом заполняя оставшиеся разделы протокола, теперь справа налево. В итоге получает цифровой ряд соответствующий цветоассоциативным симпатиям испытуемого.

Этот алгоритм можно использовать для детей, испытывающих проблемы с выбором, когда от них слышишь фразу: «Мне все цвета нравятся, нет таких, которые не нравятся».

Во втором варианте исследователь просит ребёнка указать карточку, которая нравится больше остальных. После выбора испытуемого карточка убирается, подобная процедура повторяется шесть раз, пока не останется лишь две карточки. Каждый раз результат заносится в протокол начиная с крайней левой графы. Из оставшихся двух предлагают выбрать самую приятную, последняя оставшаяся карточка заносится под цифровым значением в крайнюю правую графу.

Этот вариант предусмотрен для детей, которые испытывают трудности с переключением внимания, с высокой степенью инертности психики.

 

Какие адаптированные методики существуют для дошкольников

С детьми младшей возрастной категории (4,5–6 лет) можно использоваться адаптированный вариант методики, который базируется на ЦТО и называется «Круги отношений». Психолог предлагает детям нарисовать яркие бусинки к каждому своему социальному «я» (сын — дочка, друг — подруга и т. д.) наиболее подходящим цветом.

Так проявится неосознанный уровень восприятия своей роли и значимости в семье и среди ровесников. Сравнивая устные рассказы детей об отношениях с родственниками и друзьями с их же цветовыми аналогиями, исследователь обнаружит их согласованность или разногласие. Кроме того, методика позволяет установить желаемые отношения по гипотетической формуле: «А теперь расскажи, о чём ты мечтаешь, как бы тебе хотелось», или сориентировать на будущее по варианту: «Сейчас так, но когда-нибудь будет…»

Вызывает интерес также модификация ЦТО для дошкольников — игра «Цветик-восьмицветик», предложенная А.О. Прохоровым и С.В. Велиевой, где цветовые карточки выполнены в форме лепестков сказочного цветка. Ход исследования и обработка результатов аналогичны тем, что проводятся в тесте Эткинда.

 

Обработка и интерпретация результатов

Запись результатов теста цветовых отношений ведётся с помощью протоколов, персональных для каждого тестируемого.

Варианты записи результатов ЦТО

Данные по результатам теста заносятся в специальный протокол, к которому прикрепляются линейки валентного и нормативного выбора. Случается, что испытуемый выбирает сразу несколько цветовых карточек к одному понятию или персонажу. В таком случае записать нужно все варианты выбора, но уточнить, какой из них наиболее предпочтителен, и отметить это в протоколе.

Протокол цветового теста отношений по А.М. Эткинду — таблица

Цвет

Слова-стимулы

Валентность /

Нормативность

Значение цвета

1

Синий

 

 

 

Грусть, интерес, высокая мораль, свобода

2

Зеленый

 

 

 

Интерес, доминантность, интровертированность, жёсткие отношения в семье

3

Красный

 

 

 

Радость, гнев, экстравертированность, высокая сила при высокой активности, структурность

4

Желтый

 

 

 

Удивление, высокая активность при низкой силе, низкая моральная направленность

5

Фиолетовый

 

 

 

Эгоизм, неискренность, низкая сила при низкой активности

6

Коричневый

 

 

 

Слабость, зависимость

7

Чёрный

 

 

 

Страх, гнев, высокая сила при низкой активности

0

Серый

 

 

 

Грусть, утомление, слабость, пассивность, непонимание

 

Для записи результатов игры «Цветик-восьмицветик» авторами исследования рекомендован другой протокол, возможно, он покажется кому-то более удобным. Протокол с примерными данными ЦТО для дошкольников:

Протокол записи результатов модификации теста ЦТО «Цветик-восьмицветик» — таблица

Цвета в порядке предпочтения

Персонажи, ассоциированные с данным цветом

Понятия, ассоциированные с данным цветом

Синий

младший брат

 

Красный

папа

детский сад

Зелёный

мама

семья

Жёлтый

я сам, бабушка

друзья

Коричневый

воспитатель

 

Серый

 

 

Чёрный

 

 

Фиолетовый

старшая сестра, дедушка

 

 

Формализованный анализ

Рейтинг цвета представляет собой цифру в индивидуальной цветовой линейке и является формальным показателем теста. В специальной литературе этот показатель получил название валентность. Понятие валентности тесно связано с нормативностью, то есть установленной путём многочисленных экспериментов средней нормой выбора цветов по убыванию предпочтений.

Таблица: нормативность цветов теста Люшера

Номер цвета по Люшеру

3

4

2

5

1

6

0

7

Нормативность цвета

1

2

3

4

5

6

7

8

 

То есть, в норме исследуемый с устойчивой здоровой психикой выберет первым красный, за ним жёлтый, зелёный цвета и так далее.

Важнейшим показателем является место, которое занимает цвет в ряду личного выбора по отношению к серому, архетипическая характеристика которого традиционно ассоциируется со слабостью, нейтральностью, безразличием и отчуждённостью в эмоциональной сфере. Серый выступает в роли символической границы, отделяющей поле эмоционально позитивного, активного от эмоционально пассивного и негативного. Таким образом, значимые персонажи или понятия, располагающиеся перед серым в индивидуальной линейке ассоциируемых цветов, определяются как наиболее важные и положительные в восприятии ребёнка.

При проведении тестирования детей обнаружили любопытную зависимость цветоассоциативного выбора от сложности или упрощённости психических реакций. Если ребёнок выбирает несколько цветовых карточек к одному понятию, это может служить показателем сильного потенциала творческих способностей испытуемого. По мнению психологов, параметр сложности увеличивается с возрастом, маленькое значение этого параметра может сигнализировать об общем эмоциональном негативизме по отношению к исследованию.

 

Качественный анализ теста

Стоит обратить внимание на то, что цветоассоциативные ответы следует интерпретировать в их взаимосвязи, то есть целостно. Чем более высокий уровень личной симпатии и предпочтения испытывает ребёнок к тому или другому персонажу, тем более высоким цветом он обозначается. Родственник, который внушает чувство страха, отчуждённости будет ассоциироваться с низким цветом в индивидуальной цветоассоциативной шкале.

Сопоставление осознаваемых оценок отношений, которые даются на вербальном уровне, и неосознаваемых, которые обнаруживают себя в цветовых аналогиях, часто выявляют противоречия, диссонанс в описании характеристик или моделей отношений, например: «Мама — заботливая, внимательная, ласковая», а цветовая ассоциация — коричневый цвет.

Любопытные результаты даёт анализ цветовой аналогии тестируемого с самим собой, то есть с каким цветом он символически соотносит самого себя. Низкий рейтинг цвета, который выбирает ребёнок в определении самоотношения, указывает на заниженный уровень самооценки, на проблемы с самоуважением. Цвет, совпадающий с цветовым символическим изображением одного из родителей, говорит о сильной эмоциональной связи, близости и взаимопонимании.

Положение цвета самооценки ребёнка относительно родительского цвета указывает на модель внутрисемейных взаимоотношений:

·   выше по месту чем родительские цвета — по принципу «я — хороший, они — плохие»;

·   ниже — «я — плохой, они — хорошие»;

·   между ними — ребёнок ищет защиту от противоречивых, сложных отношений.

Диагностически значимым и важным является не только рейтинг цвета, но и сам этот цвет, содержащий в себе ценную информацию, которая позволяет подробно расшифровать характеристику самоотношения и внутрисемейных отношений. Анализ статистических данных, полученных в результате изучения эмоциональной реакции на цветовой возбудитель, продемонстрировал, что большинство испытуемых закономерно, статистически стабильно указывают на взаимосвязь цвета и эмоционально-личностных характеристик. Каждый цвет выступает в качестве индикатора эмоциональных проявлений отношений.

Например, красный укажет на волевое, энергичное, подавляющее доминирование отца или на импульсивное, спонтанное поведение матери. Серый продемонстрирует наличие в семье дистанции, непонимания и безразличия в отношениях между ребёнком и родителями. Зелёный расскажет о строгости и суровости, чрезмерном контроле и удушающей опеке.

Цветовой тест отношений расскажет об истинном положении в семье ребёнка. (Благополучие в семейных отношениях благоприятно сказывается на психике малыша. Близость, доверие и взаимопонимание — главное в семейных отношениях.)

 

Символическое значение цветов в интерпретации Люшера и их этически-личностные характеристики

·   Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения. Отвержение синего может быть симптомом неудовлетворённой потребности душевной близости и тепла.

·   Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами. Зелёный цвет на нижних регистрах (7, 8 место) означает признание собственного бессилия, подсознательному перекладыванию вины на других и ненависть к ним. Компенсацию такие люди ищут в суррогатной деятельности, такой как любовь к путешествиям и частым поездкам.

·   Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать. Если красному отдаётся предпочтение, то выбравший его испытывает мощный порыв к действию, седьмое или восьмое место говорят о дефиците жизненной силы, например, при изматывающих и истощающих хронических конфликтах.

·   Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность. Первое место жёлтого означает сильное желание счастья, последние места сигнализируют о разочаровании, внутренней пустоте и изоляции.

·   Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.

·   Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.

·   Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.

·   Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка

Однако стоит заметить, что прямое значение цвета, которое представлено в толковании Люшера, при проведении тестирования детей, особенно дошкольников, следует использовать с осторожностью. Личность ребёнка не сформирована в той мере, чтобы можно было говорить об устойчивости эмоциональных реакций, поэтому перенос непосредственной характеристики цвета на интерпретацию детских ответов будет недостаточно корректным.

Прямое толкование цвета при анализе исследования будет совершенно обосновано у старших школьников, личностные качества которых практически тождественны взрослым. А. Эткинд считает допустимым использовать у детей лишь общие символические характеристики цветов, они укажут на общие тенденции личности ребёнка, которая ещё находится в процессе формирования и развития.

Система отношений наделена подвижным характером и развивается на протяжении всей жизни человека, существенно воздействуя на социальное существование личности. Исследование эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него людьми, а также с самим собой обнажает как осознанный, так и скрытый от сознания пласт этих отношений. Методика Эткинда показала себя как достаточно эффективный и компактный способ диагностики неадекватного соотношения вербального и бессознательного уровня межличностных отношений.

3.3. Цветовой тест отношений

Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный Александром Эткиндом, был предназначен для диагностики эмоциональных отношений человека к значимым для него людям. В ЦТО испытуемый подбирает к каждому человеку из заранее составленного списка подходящие цвета из набора теста Люшера. ЦТО имеет 2 варианта: полный и сокращенный.

В полном варианте испытуемому предлагается проранжировать 8 цветов теста Люшера в порядке их соответствия каждому человеку из заранее составленного списка. Затем испытуемый раскладывает эти цвета в порядке предпочтения. Далее для каждого человека из списка вычисляется коэффициент ранговой корреляции между раскладкой цветов, соответствующей этому человеку, и раскладкой цветов, ранжированных в порядке предпочтения испытуемым. Коэффициент корреляции является показателем эмоционального отношения испытуемого к данному человеку – чем он больше, тем лучше отношение.

В сокращенном варианте ЦТО испытуемый подбирает из 8 цветов один самый подходящий для каждого человека из списка. Затем все 8 цветов ранжируются испытуемым в порядке предпочтения. Для каждого человека из списка определяется, какое место занимает соответствующий ему цвет в раскладке по степени привлекательности. Это место (ранг привлекательности цвета) является показателем эмоционального отношения испытуемого к данному человеку.

Содержание отношения испытуемого к человеку определяется общепсихологическим смыслом того цвета, который выбран испытуемым в качестве подходящего для данного человека.

Прежде, чем приступить к изучению психосемантических методов диагностики мотивации, следует познакомиться с основными теоретическими положениями, касающимися изучения мотивации, и определить основные понятия, которые связаны с мотивационной сферой.

Мотивация представляет собой систему мотивов различных видов деятельности. Мотивы — это осознаваемые или неосознаваемые переживания, которые обусловлены потребностями и побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение. В свою очередь, потребности представляют собой состояния зависимости от условий, необходимых для существования и развития индивида и личности.

Существует большое количество классификаций человеческих потребностей. Ряд потребностей характеризует особенности человека как биологического существа. К ним относятся потребности в тепле, в кислороде, в воде, в пище, в выделении. Другие потребности являются промежуточными между биологическими и социальными. Это сексуальные потребности, потребности в заботе о потомстве, в сенсорных впечатлениях, в двигательной активности, в безопасности. Наконец, часть потребностей характеризует специфику личности человека. Это коммуникативные и познавательные потребности, потребности в любви, власти и самоутверждении, потребности в реализации творческих возможностей, в достижении успеха, нравственные и эстетические потребности.

Адекватной мерой интенсивности потребностей является частота актуализации этих потребностей в различных ситуациях. Человек может характеризоваться высокой силой какой-либо потребности вообще, но в конкретной ситуации она может не проявляться. И наоборот, слабо развитая потребность может обостриться в какой-то конкретной ситуации. При этом, чем в более широком классе ситуаций возникает данная потребность, тем с большей вероятностью она характеризует устойчивую черту личности человека.

Мотивы личности представляют собой функцию двух переменных. С одной стороны, они обусловлены устойчивыми особенностями личности, связанными с потребностями, с другой – они зависят от содержания ситуаций, в которых проявляются эти потребности. Поэтому в процессе психосемантической диагностики мотивации важно различать базовые и актуальные потребности.

В качестве базовых мы будем рассматривать устойчивые потребности, которые являются существенной характеристикой человека, определяются его личностью и слабо зависят от внешних обстоятельств, в которых человек может находиться. Базовые потребности определяют содержание интересов и увлечений человека, его стремления и общую направленность личности, то, что является наиболее важным в жизни человека. Отсутствие базовых потребностей может указывать на утрату интересов, безразличие и подавленное состояние человека. Удовлетворение базовых потребностей является условием эмоционального благополучия человека. Их неудовлетворение в настоящем и отсутствие ожиданий на удовлетворение их хотя бы в будущем может приводить к состоянию повышенной эмоциональной напряженности, беспокойству, нестабильному поведению и стремлению компенсировать их.

Актуальными мы будем считать ситуационно обусловленные потребности, которые возникли под влиянием внешних обстоятельств. Актуальные потребности являются менее стабильными, чем базовые, и могут дополнять их. При неудовлетворенных базовых потребностях актуальные потребности являются формой их компенсации. Актуальные потребности определяют, чем озабочен человек в данный момент, что он вынужден делать.

Любая деятельность человека характеризуется наличием нескольких побуждающих мотивов, обусловленных соответствующими потребностями и организованных в определенную иерархическую структуру. Например, направленность на учебную или профессиональную деятельность может быть вызвана самыми разными потребностями: познавательными, социальными, утилитарными. Базовые потребности могут быть наиболее сильными и значимыми мотивами различных видов деятельности. Актуальные потребности могут быть вторыми по силе и степени значимости мотивами деятельности после базовых. Потребности, не являющиеся базовыми или актуальными, наименее значимы и мотивируют к деятельности в гораздо меньшей степени.

Соотношение между мотивами меняется при переходе от одного вида деятельности к другому, поэтому при изучении мотивации человека необходимо учитывать не столько каждый мотив сам по себе, сколько место данного мотива среди других. В свою очередь, каждая потребность может побуждать к различным видам деятельности, которые могут быть направлены на ее удовлетворение. Кроме того, необходимо учитывать, что мотивы не только предшествуют деятельности, но могут развиваться и изменяться в ходе ее освоения и реализации.

Мотивационная сфера личности охватывает феномены потребностей, побуждений, склонностей, интересов, ценностей, установок, позиций. Она тесно связана с системой отношений человека к различным аспектам действительности: к другим людям, к самому себе, к своей деятельности и т. д. В структуре отношений одними из наиболее значимых являются отношение к своему будущему, к себе и к различным видам деятельности. Отношение к будущему характеризуется ожиданиями, надеждами, намерениями, планами, представлениями человека о том, что с ним может произойти, что он будет делать. Отношение к себе определяет, кем человек себя считает, с кем себя идентифицирует, к какой категории людей себя относит. Отношение к различным видам деятельности характеризует наличие, силу и содержание побуждений к соответствующим видам деятельности и содержание возникающих в связи с ними переживаний.

Создатель отношений :: ColorCode Наука о личности

Хотели бы вы почувствовать более глубокую связь со своей второй половинкой?

Вам нужна помощь в понимании ваших детей?

Вам нужны дополнительные инструменты для более эффективного общения на работе?

Здесь, в Color Code, мы верим, что вся жизнь состоит из взаимоотношений и что успех любого начинания, будь то личное или профессиональное, неизбежно зависит от того, как вы относитесь к вовлеченным в него людям. Общение с другими не только приносит удовлетворение: кроме того, от этого зависит гармоничный брак, полезное деловое партнерство, и, честно говоря, от этого может зависеть качество вашей жизни.

Чем может помочь код цвета?
В воспитании детей:

Нередко можно услышать от родителей: «Я воспитал двух своих детей совершенно одинаково, и они совершенно не похожи!» По мере того, как вы будете ближе знакомиться с цветовым кодом, вы начнете замечать в своих детях еще больше отличительных признаков. Цветовой код поможет вам распознать уникальный стиль каждого из ваших детей и даст вам представление о том, как удовлетворить их индивидуальные потребности.

Знакомства:

Понимая, как разные типы людей взаимодействуют и влияют друг на друга, вы сможете найти свою настоящую любовь намного проще, зная не только то, что вы ищете в отношениях, но и то, как установить контакт, когда представится возможность. верно.

С супругом/супругой или близким человеком:

Даже лучшие отношения требуют постоянных усилий. Цветовой код может помочь вам научиться понимать своего «особенного человека» на гораздо более глубоком уровне, поскольку вы узнаете о его/ее эмоциональных потребностях и желаниях, сильных и слабых сторонах, а также предпочтениях в общении таким образом, чтобы улучшить отношения для остальных ваших близких. жизни.

На работе:

Знаете ли вы, что до 85% всех потерь рабочих мест в здоровой экономике происходит из-за различий в отношениях, а не из-за производительности труда? Итог: отношения важны как в личном, так и в профессиональном плане.

Узнайте, как более эффективно общаться с другими людьми сегодня.

Начните онлайн-тест личности Color Code прямо сейчас.


«Цветовой код обогатил мою жизнь и жизнь сотен людей, которых я имел возможность обучить за последние несколько лет. Я КРАСНЫЙ, и для меня было большим благословением понять мою СИНЮЮ жену и БЕЛЫХ и ЖЕЛТЫХ детей, поскольку я смог общаться так, как это стало возможным только благодаря моему знанию их потребностей, желаний и, что наиболее важно, их МОТИВОВ ».

— Пол Р. Уорнер, Эд.Д.

«Когда мы с женой обнаружили, что различия в наших характерах можно объяснить с помощью «Цветового кода», это значительно улучшило наше понимание потребностей и желаний друг друга. Кодирование цвета и символов действительно укрепило наши супружеские отношения. Наши первые четверо детей разного цвета. Знание этого помогло нам как родителям более эффективно общаться со всеми ними».

– Скотт Стивенсон

«С тех пор, как я узнал о Цветовом коде, я был благословлен глубоким пониманием личностей, с которыми мне приходится иметь дело изо дня в день. Я смог использовать эти новые способности в свою пользу, общаясь с людьми в деловом мире».

– Кирк Линдал

«Спасибо, что уделили время нашим бизнес-подразделениям. Прогресс, которого мы добиваемся, является исключительным. Позитивная командная работа не только привела к улучшению рабочей среды, но и значительно увеличила нашу прибыль. Наши четыре бизнес-подразделения прогнозируют увеличение чистой прибыли. $4 500 000 – более 80%!»

Марк Бакленд, президент
The Olson Company
Строитель года в Америке


Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера Цветовой тест Люшера

от Conexão Paraúna

Здоровье и фитнес

бесплатно



Мощный психологический тест, выявляющий психофизиологические состояния через цвета


Среди «глубоких тестов» в психологии психологический тест Люшера является самым быстрым в выполнении и, несмотря на простоту применения, является мощным инструментом для выявления источников физического и психологического стресса, тревог, подавленных черт личности и многого другого. Функциональность Психология – это название, данное теоретической области, которая связывает предпочтение цветов с психологией личности. Цвета имеют большое значение для человека во многих отношениях, окружая человечество со всех сторон с незапамятных времен, что делает психологию цвета очень важной областью в понимание психофизиологических факторов, вовлеченных как в специфическое предпочтение цвета, так и в влияние на человеческое поведение. в случаях дефектов цветового зрения или даже настоящей дальтонизма, поскольку приемлемость определенного цвета соматически или телесно связана со степенью анаболизма или катаболизма, необходимой для организма. Интерпретации, даваемые психологическим тестом Макса Люшера, могут быть довольно личное, и поэтому желательно быть осторожным с результатом, потому что иногда он может быть не только расстраивающим, но и может быть «далеко от цели». К тесту не следует относиться как к игре или использовать как оружие в личных спорах. Версии андроида выше 4.4 KitKat теперь имеют возможность экспортировать результаты теста в файл PDF, хранящийся во внешней памяти устройства. Эти сохраненные тесты остаются в памяти устройства после удаления психологического теста Люшера, и их можно удалить в приложении, щелкнув и удерживая названия или получив доступ к данным с помощью файлового менеджера. Мы надеемся, что тест будет полезен для вашего самопознания! ***Благодарим доктора Макса Люшера (1923-2017) за разработку этого сказочного устройства, доступного в психологии с 1947 года, значительно упрощающего применение глубинного психологического теста, облегчающего многочисленные применения в различных областях. Мы благодарим Кая Арсте за транскрипцию алгоритма в сценарий и организацию массива результатов, что облегчило перевод на язык Java, а также перевод на португальский и испанский языки.***Внимание: только психолог может предоставить достоверный анализ ваше психическое и эмоциональное здоровье. Каждый психологический тест требует проверки человеком, и его результат может быть легитимирован близкими вам людьми, которые сосуществуют и знают вашу личность. Исправлен экспорт отчетов на Android11.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *