Тесты интеллекта для: Тесты на интеллект для проверки интеллектуальных способностей и умственного развития

Содержание

три теста для взрослых и детей

Образование

Юлия Скопич

не знает свой IQ

Профиль автора

В школах и вузах уровень знаний проверяют с помощью тестов, контрольных работ и экзаменов.

Но их результаты отражают лишь то, насколько испытуемые усвоили определенные темы. А чтобы узнать общий уровень интеллекта, люди проходят IQ-тесты.

Хотя даже IQ-рекордсмены относятся к ним неоднозначно, интерес к таким тестам все равно есть. Рассказываем, можно ли им верить, насколько связаны итоги с реальными способностями и какие тесты действительно могут выявить уровень IQ.

Что за тесты

  • Тест Стэнфорд — Бине
  • Тест Векслера
  • Прогрессивные матрицы Равена

Что такое коэффициент интеллекта

IQ, или intelligence quotient, — это уровень интеллекта, измеряемый с помощью психологических тестов. У термина есть синонимы: когнитивные способности, умственные способности.

В начале 20 века британский психолог Чарльз Спирмен заметил, что люди, которые хорошо сдавали один когнитивный тест, справлялись и с другими испытаниями: например, если у человека отличная память, он наверняка сможет рассуждать логически. Ученый пришел к выводу, что интеллект — это общая познавательная способность, которую можно измерить. Измеряемый показатель Спирмен назвал фактором общего интеллекта, или general intelligence factor, и обозначил буквой g.

Сам термин IQ в 1912 году ввел немецкий психолог Вильям Штерн. Определить интеллект человека можно было по формуле:

IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) × 100

Так, если умственный возраст десятилетнего ребенка равнялся 10, его IQ составлял 100. При этом формула не учитывала оценку креативности и эмоционального интеллекта.

Умственный возраст показывает, соответствует ли интеллектуальное развитие реальному возрасту человека. Он измеряется по заданиям разного уровня сложности. Например, если умственный возраст восьмилетнего ребенка составляет десять лет, значит, он может выполнять задания, которые по статистике решает большинство десятилетних ребят.

Как я научила детей зарабатывать и экономить

Одновременно психологи начали создавать первые тесты, чтобы измерить показатель общего интеллекта. Но единого стандарта, позволяющего определить умственные способности человека, нет до сих пор.

Какие факторы влияют на результат

Интеллект невозможно проверить «в вакууме» — во время любого теста на испытуемого может влиять множество обстоятельств: от особенностей его характера до жизненного опыта. Вот какие факторы стоит учитывать.

Личные проблемы. Человек может плохо себя чувствовать в день сдачи, у него могут быть трудности на работе или в семье. Поэтому один и тот же тестируемый может получить разные баллы в разные дни.

Кроме того, на результаты может повлиять стресс бедности: как показывают исследования, финансовые проблемы человека снижают результаты его тестов на IQ. Это объясняется просто: когда нужно решить серьезную жизненную проблему, когнитивных ресурсов не хватает на то, чтобы сконцентрироваться на чем-то еще.

Невротизм. Исследования показали, что тревога, характерная для невротиков, негативно влияет на когнитивные способности и снижает показатели производительности, например запоминание цифр и решение анаграмм — заданий на составление новых слов. Человек в неврозе может сдать IQ-тест на невысокий балл только потому, что в процессе слишком волновался.

Опыт прохождения тестов. Если часто проходить похожие испытания интеллекта, результаты со временем улучшатся просто потому, что человек начнет быстрее понимает суть заданий.

Среда. Социальные и культурные факторы во многом влияют на умственное развитие человека. Например, психолог Джеймс Флинн в 1980-х годах заметил, что с тех пор, как были созданы первые тесты на IQ, показатели интеллекта выросли: каждое последующее поколение справляется с заданиями все лучше. Флинн объяснил эффект развитием образования и технологий.

Между высшим образованием и уровнем интеллекта тоже есть связь, ее подтверждает исследование ученых из Миннесотского университета. 2593 испытуемых разделили на группы с низким и высоким IQ, который оценили по тесту Векслера — о нем расскажем ниже. Минимальный результат составил 30, а максимальный — 170 баллов. За средний уровень взяли отметку в 90 единиц.

Не только g: преимущества высшего образования для людей с низким уровнем общих когнитивных способностей — ResearchGate

Оказалось, что люди с IQ меньше или равным 90, окончившие колледж, со временем приобретали те же социальные и экономические преимущества, что и выпускники с более высоким уровнем интеллекта. При этом профессиональный статус, доход и законопослушность от него не зависели. Другое исследование показывает, что результаты тестов на интеллект и продолжительность обучения взаимосвязаны.

Как видно на графике, чем выше уровень образования, тем выше оказывался IQ конкретной группы испытуемых. Источник: researchgate.net Как видно на графике, чем выше уровень образования, тем выше оказывался IQ конкретной группы испытуемых. Источник: researchgate. net

Само тестирование. Не всем результатам можно доверять. Тесты в интернете, как правило, развлекают, но не определяют уровень интеллекта. Сайтам с упражнениями, которые обещают повысить коэффициент интеллекта, доверять тоже не стоит. Они лишь учат решать задания, похожие на те, что используются в тестах на IQ.

Многие ученые скептически относятся к идее оценить умственные способности. Среди критиков — профессор Гарвардского университета Говард Гарднер. По его мнению, интеллект состоит не менее чем из семи аспектов: лингвистического, логико-математического, пространственного, телесно-кинестетического, музыкального, внутриличностного и эмоционального. А тесты на IQ измеряют прежде всего логико-математический интеллект, не учитывая остальные способности.

«В итоге я неплохо сдал ЕГЭ и поступил в Вышку»: 3 истории об учебе в предуниверсариях

Американский психолог и автор бестселлера «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман тоже считает, что IQ-тесты оценивают лишь отдельные составляющие интеллекта. По его мнению, намного важнее понимать свои и чужие эмоции.

Если вы все же хотите узнать коэффициент своего интеллекта, вот тесты, которые сегодня часто используют специалисты. Рекомендуем сдавать их под наблюдением психолога, так как он сумеет правильно оценить результаты.

Как проходить тесты на интеллект

Специалисты чаще используют тесты, которые оценивают умственные способности по разным аспектам. Именно такие мы отобрали для этого списка.

В любом случае IQ-тест нужно проходить под наблюдением психолога. Он учитывает особенности личности пациента и помогает интерпретировать результат.

Не стоит воспринимать итоги тестирования всерьез, потому что на них влияют социальные, культурные, личностные аспекты. Единого метода, который позволил бы измерить интеллект, не существует.

Но есть эффективный способ развить интеллект и общую эрудицию — постоянно учиться чему-то новому. О том, как организовать учебу, мы рассказали в другом материале Тинькофф Журнала.

Тест Стэнфорд — Бине

Кому подходит: детям и подросткам
Где пройти: на русском — у психолога, если знаете английский — на сайте Stanford-Binet Test
Сколько времени займет: полная версия из 100 вопросов — 24 минуты, краткая из 50 вопросов — 12 минут

Историческая справка. В конце 19 века во Франции приняли закон, обязывающий всех детей от 6 до 14 лет посещать школу. Правительственная комиссия обратилась за помощью к психологу Альфреду Бине: ученого попросили создать тест для выявления детей, чей уровень интеллекта заметно ниже среднего для их возраста.

Бине и его ученик Теодор Симон разработали шкалу для детей, включавшую 54 вопроса. Ученые понимали, что интеллект неоднороден и ни один тест не даст точной оценки. Поэтому задания были разными и менялись в зависимости от возраста ребенка: трехлетних детей просили показать свой нос, уши и рот, десятилетних — воспроизвести рисунки по памяти.

Шкалу проверили на 200 детях. Если с заданиями справлялись минимум две трети испытуемых из конкретной группы, Бине полагал, что вопросы подходят для всех ребят этого возраста. Но задачи нуждались в доработке — в том числе потому, что ответы можно было интерпретировать по-разному.

Профессор Стэнфордского университета Льюис Термен усовершенствовал тест: для этого в течение нескольких лет ученый тестировал 1700 обычных детей, 200 ребят с особенностями развития и более 400 подростков и взрослых. Новую версию назвали шкалой интеллекта Стэнфорд — Бине.

Книга Льюиса Термена «Измерение интеллекта» на английском языке PDF, 2 МБ

Так выглядит одно из заданий теста. Источник: stanfordbinettest.com

Особенности. Тест состоит из четырех параметров: кратковременная память, количественное, вербальное и абстрактное мышление. Например, нужно выбрать, какое предложение соответствует смыслу пословицы, решить задачи, посчитать количество букв в предложении.

Правильные ответы оценивают в баллах, общая сумма показывает уровень интеллекта.

Как интерпретировать результаты теста Стэнфорд — Бине

Показатели IQУровень развития интеллекта
Выше 140Гений
120—140Очень высокий
110—120Высокий
90—110Средний
80—90Низкий, может означать нарушение интеллекта
70—80Пограничный, может означать нарушение интеллекта
Ниже 70Нарушение интеллекта

Показатели IQ

Уровень развития интеллекта

Выше 140

Гений

120—140

Очень высокий

110—120

Высокий

90—110

Средний

80—90

Низкий, может означать нарушение интеллекта

70—80

Пограничный, может означать нарушение интеллекта

Ниже 70

Нарушение интеллекта

Тест Векслера

Кому подходит: всем
Где пройти: у психолога
Сколько времени займет: тест для взрослых — до 90 минут, для детей — до часа

Историческая справка. Американский психолог Дэвид Векслер критиковал шкалу Стэнфорд — Бине, потому что она не актуальна для взрослых и оценивает только вербальный интеллект. В итоге ученый разработал собственный тест, получивший известность как WAIS. Детский вариант называется WISC.

Особенности. Шкала диагностирует общий интеллект и его вербальную и невербальную составляющие. Исследование для взрослых включает 11 субтестов, для детей — 12. В детском тесте задания легче и более однотипны. Кроме того, в WISC включен дополнительный субтест «Лабиринты».

В первой группе заданий испытуемый дает ответы в свободной форме. Психолог может задавать уточняющие вопросы. Например, в тестах для взрослых просят рассказать, из чего получают резину и почему дрожжи поднимают тесто, объяснить значения пословиц, отыскать сходства между понятиями.

Сможете отличить настоящую пословицу про деньги от выдуманной нейросетью?

Невербальные субтесты предполагают взаимодействие с карточками, кубиками, деталями фигур. Например, нужно посмотреть на картинки и сказать, какой детали не хватает, или разложить их в определенной последовательности.

В конце вычисляют общий балл: подсчитывают первичные «сырые» оценки по всем субтестам, затем их по нормативным таблицам переводят в стандартные.

Как интерпретировать результаты теста Векслера

Показатели IQУровень развития интеллекта
Выше 130Очень высокий
120—129Высокий
110—119Хорошая норма
90—109Средний
80—89Плохая норма
70—79Пограничный
69 и нижеУмственный дефект

Показатели IQ

Уровень развития интеллекта

Выше 130

Очень высокий

120—129

Высокий

110—119

Хорошая норма

90—109

Средний

80—89

Плохая норма

70—79

Пограничный

69 и ниже

Умственный дефект

Прогрессивные матрицы Равена

Кому подходит: всем
Где пройти: на сайте psytests. org
Сколько времени займет: зависит от версии. Вы можете пройти 20-минутное испытание, которое состоит из 60 вопросов, или 40-минутное, включающее 36 заданий. Также можно сдать тест без ограничений по времени

Историческая справка. Британский психолог Джон Равен отмечал громоздкость шкалы Стэнфорд — Бине и хотел разработать тест, результаты которого можно было бы легко интерпретировать.

Книга Джона Равена «Прогрессивные матрицы» на английском языке PDF, 533 КБ

Стандартные прогрессивные матрицы проверили на 1407 британских детях и опубликовали в 1938 году. В 1947 году Равен разработал и другие прогрессивные матрицы, в частности цветные.

Впоследствии ученые не раз проводили дополнительные исследования и корректировали нормы с учетом этнических и культурных различий среди испытуемых, но стандартные матрицы почти не изменились.

Особенности. Исследование проверяет восприятие и восприимчивость, внимание, образное мышление. Результат практически не зависит от речевого развития, знаний, уровня жизни и опыта человека.

Задания в тестах одинаковые: из геометрического изображения вырезан фрагмент, и его нужно найти среди предложенных вариантов. В зависимости от того, какую версию теста вы выберете, будут отличаться сложность и количество вопросов.

Есть три версии: стандартная, расширенная и цветная. Стандартные прогрессивные матрицы подходят людям от 14 до 65 лет. Состоят из пяти групп по 12 заданий в каждой.

Пример задания из стандартной версии теста Равена. Источник: psytests.org

Продвинутые прогрессивные матрицы — это разновидность стандартного теста. С их помощью оценивают IQ испытуемых, чьи интеллектуальные способности оказались выше среднего уровня — от 111 баллов. Тест делится на две части: в первой 12 заданий, во второй — 36.

Цветные прогрессивные матрицы предназначены для детей до восьми лет, пожилых и людей с особенностями интеллектуального развития. Такой тест включает три группы по 12 вопросов, задания те же — найти подходящий фрагмент фигуры.

Решение каждого задания оценивают в один балл. Затем подсчитывают общее число правильных ответов — результат отражает IQ испытуемого.

Методические рекомендации к применению матриц Равена PDF, 1,5 МБ

Как интерпретировать результаты теста Равена по методическим рекомендациям к матрицам

Показатели IQУровень развития интеллекта
Выше 140Выдающийся
121—140Высокий
111—120Выше среднего
91—110Средний
81—90Ниже среднего
71—80Низкий
51—70Легкая степень нарушения интеллекта
21—50Средняя степень нарушения интеллекта
0—20Тяжелая степень нарушения интеллекта

Показатели IQ

Уровень развития интеллекта

Выше 140

Выдающийся

121—140

Высокий

111—120

Выше среднего

91—110

Средний

81—90

Ниже среднего

71—80

Низкий

51—70

Легкая степень нарушения интеллекта

21—50

Средняя степень нарушения интеллекта

0—20

Тяжелая степень нарушения интеллекта


Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Психодиагностика интеллекта.

Тесты Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Дж. Равенна. Тесты ШТУР и АСТУР.

С конца 19 века для оценки интеллекта человека используются стандартизированные психологические тесты, основанные на вычислении так называемого коэффициента интеллектуальности (IQ). Для психологов он привлекателен тем, что позволяет количественно выразить уровень интеллектуальных способностей как в общем, так и по отдельным его составляющим, которые выделяются разработчиками тестов.

Тест Векслера.

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы: 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «вербального и невербального» интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

История создания.

Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дала Векслеру толчок к созданию в 1939 г. шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью — Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B). Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус.

Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:

  • выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
  • они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;
  • результаты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «небелых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R. )

Адаптация.

В нашей стране тест Д.Векслера неоднократно переводился и адаптировался.
Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно — исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт — Петербургского государственного университета (1991 г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием «ИМАТОН» (г.Санкт — Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году. Руководство «Измерение интеллекта детей» под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром «Психодиагностика и дифференцированное обучение» (г.Киев).

Тест Р. Амтхауэра

Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения, но волноваться и расстраиваться из-за этого не надо. Работать следует спокойно и внимательно. Если для очередного задания обследуемый не может найти ответ, не задерживаться на нем слишком долго, переходить к следующему.

При интерпретации результатов, особенно при их количественной оценке, стоит исходить из особенностей популяции, культуры, поскольку приводимые количественные показатели по каждому субтесту взяты из руководства по психодиагностике, разработанной чешскими психологами.

При начале с каждым разделом испытуемый должен хорошо разобраться с образцом решения заданий. На решение каждого субтеста отводится строго определенное время: 1 субтест — 6 минут, 2 = 6, 3 = 7; 4 = 8; 5 = 10; 6 = 7; 7 = 7; 8 = 9 и 9 субтест = 3 минуты на запоминание и 6 минут на воспроизведение.

Тест интеллекта и одновременно тест профориентационный TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI может иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте TSI выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. В данном варианте TSI определенно можно указать, что профиль типа «М» соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа «У» — техническим и практическим склонностям. Центральное место во всех профилях занимает субтест памяти — № 5, хотя о содержании процедуры выполнения теста его номер 9.

Тест составлен Р. Амтхауэром в трёх формах: А, В и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D). На русском языке тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л.Ф. Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности» (Киев. Вища школа. 1978 г.)

В России тест часто адаптировался. Наиболее известные адаптации сделаны Л.К. Акимовой и соавторами в 1984 г. и В.Н. Намазовым и А.Н. Жмыриковым в 1988 году. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников была осуществлена сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО (Гуревич К.М., Борисова Е.М. Логинова Г.П.).

Первая адаптация проводилась на выборке школьников 7-10 классов (450 человек). Проверялась ретестовая надежность: тестировался 101 человек через один год (r=0,83). Корреляция общего по тестированию с учебной успеваемостью 0,44 до 0,52. Вычислялись корреляций между вербальным субтестом и успеваемостью по гуманитарным предметам (0,20-0,53), а также между результатами пространственных субтестов и успеваемостью, техническим предметам (0,23 — 0,34).

Адаптация В.Н.Намазова и А.Н.Жмырикова, осуществленная на базе Московского городского центра профконсультации, касалась переформировки заданий вербальных субтестов. Стандартизация проводилась на учащихся старших классов средних школ, ПТУ (16-17 лет), студентах и курсантах вузов (18-21 год), инженерно — технических работниках и управленцах (22-25 лет). Авторы не ограничились нормами для разных возрастных групп. Помимо них вычислены нормы для учащихся ПТУ, учащихся средних школ, студентов и курсантов 1-2 курсов, а также специалистов, имеющих высшее образование. В соответствии с этим, авторы адаптации предлагают свой вариант интерпретации оценок теста структуры интеллекта, исходя из качественной выборки испытуемых (род занятий, образование, возраст) и стандартных оценок в единицах IQ.

Последняя известная версия адаптированного теста Р. Амтхауэра вышла в 2002 году автора Л.А. Ясюковой в серии комплексного обеспечения психологической практики фирмы «ИМАТОН» . Эта работа явилась результатом сравнительных исследований Ясюковой Л.А. прогностической эффективности тестов интеллекта Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Кеттелла, Равена, Саливена, Фланагана, КОТ, ШТУР и GATB. Интеллектуальные тесты использовались в комплексе с личностными и психофизиологическими методиками, а также с объективными показателями эффективности учебной и профессиональной деятельности испытуемых (школьников, студентов, работников различных специальностей).

Тест Дж. Равена

Методика матрицы Равена разработана для использования в домашних условиях, в школах и на рабочих местах. Методика матрицы Равена измеряет полный диапазон умственной способности и применяется для тестирования людей разного возраста, образования, национальности и физического состояния.

Матрицы Равена – это батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Дж. Равен придерживался взгляда, что умственные способности включают два компонента: продуктивный — способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный — способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Методика Равена — «Тест прогрессивных матриц», ориентирована на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур, была создана для измерения продуктивных возможностей интеллекта. Данный тест признан одним из наиболее чистых способов измерения фактора «G» — фактора общего интеллекта.

ШТУР

Школьный тест умственного развития разработан учеными НИИ ОПП РАН и предназначен для диагностики умственного развития подростков — учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый — логические классификации, пятый — логические обобщения, шестой — нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Процедура проведения

Данный тест является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

АСТУР

Тест назван АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). При разработке теста получили дальнейшее развитие те принципы конструирования диагностических методик, которые использовались при создании Школьного Теста Умственного Развития (ШТУР). Это принципы нормативной диагностики, т.е. диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологическую.

В отличии от традиционного теста — в задания теста АСТУР включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах. Если авторы традиционных тестов интеллекта при отборе понятий исходили в основном из собственного опыта и интуиции, то авторы АСТУРа исходили из того, что умственное развитие учащихся в основном представлено школьным обучением. Школьные программы содержат те требования к умственному развитию, которые выступают перед учащимися как обязательные. Практика обучения показывает их доступность для всех психически нормальных детей.

Работа по отбору понятийного содержания заданий проводилась совместно с опытными учителями и методистами. Были проанализированы учебные программы и учебники 9-11 классов. Включенный в задания теста перечень понятий и умственных действий представляет то, что можно считать социально-психологическим нормативом (СПН).

Созданный по такому принципу нормативный тест АСТУР имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континууму всей совокупности или выборки.

Данный тест включает в себя методическое руководство, бланки ответов для испытуемых, ключ и нормативные показатели по возрастам. Тест включает 8 субтестов:

  • 1 субтест: осведомленность;
  • 2 субтест: двойные аналогии;
  • 3 субтест: лабильность;
  • 4 субтест: классификация;
  • 5 субтест: обобщение;
  • 6 субтест: логические схемы;
  • 7 субтест: числовые ряды;
  • 8 субтест: геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. Проведение теста занимает около 1,5 часов.

Плюсы:

Отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива.

Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континууму всей совокупности или выборки.

Важный признак, отличающий АСТУР от традиционных тестов: задания разрабатывались таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно.

Минусы:

Так как содержание заданий в тексте взято из школьных программ, этот тест может использоваться только для абитуриентов указанных специализаций (имеет узкоспециализированное предназначение)

Экологическая достоверность | психология | Британника

Похожие темы:
психологическое тестирование измерение период действия

Просмотреть весь связанный контент →

экологическая валидность , в психологии, мера того, как результаты теста предсказывают поведение в реальных условиях. Хотя дизайн тестов и результаты исследований, характеризующихся низкой экологической валидностью, нельзя обобщить на ситуации реальной жизни, те, которые характеризуются высокой экологической валидностью, могут.

Однако полезность экологической валидности как концепции широко обсуждалась, причем некоторые ставили под сомнение важность психологического реализма (то есть, насколько процессы, возникающие в эксперименте, отражают процессы в повседневной жизни).

Размеры

Хотя общепринятого определения экологической валидности не существует, этот термин часто относится к взаимосвязи между явлениями в реальном мире и их проявлением в экспериментальных условиях. Более глубокое понимание концепции может быть достигнуто путем анализа трех ее измерений: тестовой среды, исследуемых стимулов и поведенческой реакции участников исследования.

Британская викторина

Забавные факты об измерениях и математике

Тестовая среда

В психологической оценке контролируемая тестовая среда предназначена для уменьшения отвлекающих факторов, путаницы и усталости, чтобы участники могли показать «наилучшие результаты». Исторически сложилось так, что, например, во избежание неправильной диагностики патологии головного мозга решающее значение имела оценка наилучшей работы клиента. Однако, поскольку затем нейропсихологов попросили спрогнозировать функционирование клиентов в реальных условиях, экологическая достоверность традиционной среды лабораторных испытаний была поставлена ​​под сомнение. Контролируемая среда часто влияет на исследование, и результаты тестов с низкой экологической достоверностью могут быть получены из-за того, что участники осознают, что они принимают участие в эксперименте.

В отличие от ситуаций лабораторных испытаний, мир природы обычно не обеспечивает спокойной, благоприятной среды с уменьшенным отвлечением внимания. Исследования, результаты которых демонстрируют высокую экологическую достоверность, часто проводятся в более естественных условиях, то есть в среде с особенностями, более знакомыми участникам, или в обстановке, которая частично или полностью маскирует восприятие участниками эксперимента. Многие направляющие вопросы, заданные нейропсихологам, требуют разработки среды тестирования, которая более точно соответствует ключевым характеристикам условий реального мира.

Исследуемые раздражители

Оценка экологической достоверности требует сравнения стимулов, используемых во время тестирования, с теми, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Когнитивные исследования обычно используют абстрактные или произвольные стимулы, такие как использование парных цветов для установления правил стимул-реакция, которые очень мало похожи на элементы реального мира. Такие исследования часто дают результаты с низкой экологической достоверностью. С другой стороны, естественные стимулы (например, изображения и звуки) повышают экологическую достоверность.

Поведенческая реакция

Еще одним важным аспектом экологической валидности является обеспечение того, чтобы вызванные поведенческие реакции представляли чье-то естественное поведение и надлежащим образом соотносились с измеряемым конструктом. Например, при оценке вождения на симуляторе исследование, в котором участник управляет автомобилем с помощью рулевого колеса, будет иметь большую экологическую достоверность, чем исследование, в котором участник управляет автомобилем, перемещая курсор компьютера с помощью мыши. Чем больше ответ приближается к критерию, тем больше экологическая достоверность.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Установление экологической достоверности

Двумя основными методами установления экологической достоверности являются достоверность и правдоподобие. Правдивость — это степень, в которой результаты тестов коррелируют с показателями функционирования в реальном мире, а правдоподобие — это степень, в которой задачи, выполняемые во время тестирования, напоминают задачи, выполняемые в повседневной жизни. Оба подхода не лишены недостатков. Одним из ограничений подхода достоверности является то, что показатели результатов, выбранные для сравнения с традиционным нейропсихологическим тестом, могут неточно отражать повседневное функционирование клиента. Некоторые ограничения подхода правдоподобия включают стоимость создания новых тестов и нежелание клиницистов применять эти новые тесты на практике.

Ограничения

Экологическая валидность — противоречивая концепция в психологических исследованиях. Отсутствие согласия между исследователями в отношении определения и значения этого понятия не позволило разработать стандартизированные меры, которые можно было бы применять ко всем исследованиям. Сравнение исследований экологической валидности также затруднено из-за большого разнообразия используемых нейропсихологических тестов и оцениваемых групп населения.

Смешанные результаты в современной литературе по экологической валидности могут быть результатом использования несоответствующих показателей результатов. Существуют некоторые разногласия относительно того, какие тесты должным образом измеряют различные когнитивные конструкции, и результаты тестов, которые кажутся экологически обоснованными одному исследователю, могут показаться произвольными или экологически недействительными другому. Следовательно, переменный отбор тестов, влияние популяции и недостаток стандартизированных показателей результатов ограничивают исследования экологической валидности.

Тем не менее, дальнейшее стремление к экологической достоверности считается целесообразным. Более направленные гипотезы, пытающиеся определить взаимосвязь между конкретными когнитивными конструкциями и конкретными повседневными способностями, связанными с этими конструкциями, могут повысить экологическую валидность нейропсихологических тестов. Кроме того, разработка виртуальных сред может быть одним из решений, позволяющих исследователю преодолеть разрыв между событиями, происходящими в исследовании, и событиями, происходящими в реальном мире, сохраняя при этом контроль над экспериментом. В качестве альтернативы некоторые исследователи также призвали к подходу, который подчеркивает экологическую обоснованность одних параметров за счет других, в зависимости от исследования.

Уильям Дрю Гувье Элис А. Баркер Мэнди Уилкс Муссо

Тестирование интеллекта: определение и примеры

Уильям Сайдис имеет титул человека с самым высоким IQ в мире! Его показатель IQ был около 250-300. Был ли Сидис действительно умен или он просто хорошо справлялся с тестами? Несмотря на то, что не все психологи одобряют тесты IQ, они являются одним из способов, с помощью которых исследователи измеряют интеллект.

  • Что такое тестирование интеллекта?

  • Какие существуют типы тестов интеллекта?

  • Как тестирование интеллекта используется в психологии?

  • Какие есть примеры тестирования интеллекта в психологии?

  • Каковы недостатки и преимущества тестирования интеллекта?

Определение тестирования интеллекта

Люди десятилетиями интересовались изучением интеллекта. Исследователи хотят точно знать, что это такое и как его измерить. Хотя однозначного ответа на эти вопросы нет, психологи разработали различные методы понимания и оценки интеллекта.

Слово интеллект просто означает понимать. Интеллект — это больше, чем знания, которыми вы обладаете. Речь идет о том, какие знания вы хорошо понимаете и преуспеваете в , применяя . В психологии интеллект включает в себя три различных способности:

  1. Решение проблем
  2. Приобретение знаний на основе опыта
  3. Приспособление к новым ситуациям

Интеллект означает способность решать проблемы, учиться на собственном опыте и использовать понимание для адаптации к новым обстоятельствам.

Интеллект тестирование — измерение интеллекта человека. Эти тесты могут предоставляться на бумаге или в электронном виде и использовать различные методы измерения интеллекта в зависимости от обстоятельств и способностей человека. Тестирование интеллекта можно использовать при сборе данных и проведении исследований. Вероятно, вы прошли тест на интеллект, даже не осознавая этого!

Какова цель тестирования интеллекта?

Тестирование интеллекта — это практика измерения эффективности человека при выполнении различных диагностических мероприятий, т. е. тестов интеллекта для прогнозирования поведения в будущем, для вмешательств и, в некоторых случаях, для диагностики некоторых заболеваний, таких как нарушения развития.

Типы тестов интеллекта

Большинство людей сталкивается с двумя основными тестами интеллекта: тестами достижений и тестами способностей. Тесты успеваемости обычно предлагаются в школах, но тесты способностей предлагаются как учащимся, так и взрослым.

Тесты успеваемости

Тесты успеваемости используются для оценки того, что вы уже знаете по определенной теме, школьному предмету или комбинации предметов. Этот тип теста распространен в школах, потому что он помогает преподавателям оценить, усваивают ли учащиеся темы, представленные в классе.

Сара и ее одноклассники готовятся к экзамену. Единичный экзамен охватывает главы 5-8 в их классном учебнике, и их учитель проводит экзамен, чтобы увидеть, насколько хорошо учащиеся усваивают и понимают содержание класса.

Рис. 1 Тесты успеваемости в школах, pexels.com

Хотя тесты успеваемости обычно сосредоточены на конкретном предмете и содержат материал, который кто-то уже выучил или чему уже учили, баллы по-прежнему значительно различаются от одного человека к другому. Отчасти это связано с тем, что люди учатся в разном темпе и по-разному демонстрируют то, чему они научились. Некоторые люди хорошо справляются с письменными тестами, а другие хорошо справляются с устными вопросами.

Тесты достижений показывают нам, какие области нуждаются в улучшении, но их никогда не следует использовать для сравнения результатов между тестируемыми. Если требуется общее сравнение баллов, средний балл можно использовать для оценки того, является ли отдельный балл ниже или выше среднего балла. Именно так баллы анализируются и оцениваются в исследованиях. Насколько хорошо вы справились с тестом по сравнению с остальными одноклассниками?

Тесты способностей

В отличие от тестов достижений, тесты способностей измеряют потенциал человека. Эти тесты призваны продемонстрировать ваши способности и предсказать успех в будущем.

Колледжи в Америке используют баллы ACT/SAT для оценки готовности учащихся к обучению в колледже. Те, кто хочет присоединиться к программе медсестер своего колледжа, должны сдать вступительный экзамен, чтобы оценить, готовы ли они к участию. Люди, желающие присоединиться к компании, занимающейся компьютерным программированием, проходят тест на кодирование, чтобы показать менеджеру по найму, насколько хорошо они могут выполнять свою работу.

Тестирование интеллекта в психологии

В психологии существует несколько тестов для оценки интеллекта. Мы сосредоточимся на двух разных тестах, которые считаются основополагающими для тестирования интеллекта: Шкала интеллекта Бине-Саймона и Шкала интеллекта Вешлера . Эти тесты являются основой текущего теста IQ.

Коэффициент интеллекта (IQ) представляет собой число, которое представляет умственный возраст человека по сравнению с его фактическим возрастом.

Формально для вычисления IQ:

IQ=(МентальныйВозраст/АктуальныйВозраст)*100

Шкала Интеллекта Бине-Саймона

Первым тестом IQ является Шкала Интеллекта Бине-Саймона и назван в честь психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. Этот тест был создан во Франции в 1904 году, когда французское правительство попросило Бине создать способ определить, какие школьники столкнутся с наибольшими трудностями в учебе. Итак, с помощью своего коллеги Теодора Саймона Бине начал свое исследование, сосредоточившись на таких областях, как память, внимание и навыки критического мышления.

Бине и Саймон сосредоточились на этих областях, потому что они считали, что все три играют важную роль в том, как все учатся. Они создали тест из 30 вопросов, предназначенный для проверки памяти, внимания и навыков критического мышления. Они включали в себя множество различных вопросов или заданий в тесте. Они могут задавать вопросы о разнице между двумя словами (например, о разнице между гипер и взволнован) или просить учащегося визуально следить за движущимся объектом, чтобы проверить способность зрения.

Когда дети проходили эти тесты, Бине заметил, что некоторые из них отвечали на более сложные вопросы, чем он ожидал. Бине предположил, что люди имеют умственный возраст , который может отличаться от их фактического возраста. Индивидуальный умственный возраст основан на том, как человек работает интеллектуально. Другими словами, Бине рассудил, что хотя кому-то и 10 лет, он может работать на когнитивном уровне типичного 15-летнего подростка.

Рис. 2. Сравнение умственного и фактического возраста, pexels.com

Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине

Второй важный тест IQ называется Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине. Он был разработан в Стэнфордском университете психологом Льюисом Терманом. В этом тесте IQ Термон взял тест Бине и перевел его на английский язык, чтобы его можно было использовать с американцами. Терман обновил некоторые термины и добавил больше вопросов, чтобы они соответствовали американским образовательным стандартам. Кроме того, Терман использовал теорию умственного возраста Бине как основу для введения термина «коэффициент интеллекта» (IQ).

Энни 8 лет. После прохождения теста на интеллект ей сказали, что ее умственный возраст составляет 14 лет. Ее IQ будет равен 175. Шкалы интеллекта взрослых

Вдохновленный теорией умственного возраста Бине, но не впечатленный тестом Термана, Дэвид Вешлер решил создать свою собственную версию теста интеллекта — Шкалы интеллекта взрослых Вешлера (WAIS; 19).55). Этот тест отличается от вариантов Бине и Термана тем, что он создан для подростков и взрослых и содержит только вопросы (а не задания).

Вешлер не согласился с использованием заданий при тестировании интеллекта, поскольку они могут дискриминировать тех, у кого нет такой способности. Он считал, что, используя только вопросы, тест будет более доступным, точным, справедливым и простым в проведении. Тест, используемый в настоящее время для проверки IQ, представляет собой четвертое издание шкалы интеллекта взрослых Вешлера (WAIS-IV). Этот тест обычно не требуется, но его можно использовать для оценки IQ.

Компания Weschler также выпустила две шкалы интеллекта для детей. Эти тесты известны как:

Примеры тестирования интеллекта в психологии

Как упоминалось ранее, самая последняя версия теста IQ называется WAIS-IV. Этот тест используется с подростками и взрослыми. Он содержит 10 подтестов, которые сосредоточены на четырех функциях:

  1. Вербальное мышление

  2. Рациональное/критическое мышление

  3. Память

  4. Скорость (т. е. насколько быстро человек может мысленно обрабатывать определенные вопросы)

Примеры вопросов в тесте включают пространственные, математические, аналогичные, классификационные и визуальные вопросы.

Пример аналогий

Вечер для утра, как обед для _______?

Ответ: Завтрак.

Пример шаблонов

Если «ПОКА» можно записать как 2255, как можно записать «ПРИВЕТ»?

Ответ: 175121215. В алфавите 26 букв, и каждой соответствует цифра; В = 2,

Пример классификации

Какое слово не подходит: ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, МАРТ, ПЯТНИЦА?

Ответ: Март не подходит, потому что другими словами являются дни недели.

Преимущества и недостатки тестирования интеллекта

Наряду с использованием тестирования интеллекта в качестве инструмента измерения умственных способностей его также можно использовать для оценки низких и высоких крайних значений. Существуют разные категории баллов для тестов IQ, но нижняя крайняя точка относится к баллам ниже 70. Если кто-то набирает менее 70 баллов по IQ-тесту, это признак возможной умственной отсталости . Интеллектуальные нарушения могут быть разными, но обычно они включают трудности в обучении и общении, а также проблемы с выполнением определенных задач. Тесты IQ могут помочь в выявлении умственной отсталости и выявлении тех, кто нуждается в лечении и поддержке.

Другой край значений IQ (высокий крайний) выше нормального диапазона . Чрезвычайно высокие баллы указывают на кого-то, кому может быть 9 лет.0011 одаренный . Родители не всегда могут понять, что их ребенок одарен и что ребенку не хватает академического обогащения, в котором они нуждаются. Оценивая интеллектуальные способности своего ребенка, родители могут обеспечить ему необходимый уровень образования.

Несмотря на преимущества использования тестов IQ, одним из недостатков является то, что тесты IQ являются дорогостоящими. В зависимости от того, где вы находитесь и сколько информации вы хотите получить, профессиональные и точные тесты IQ могут стоить от 300 до 600 долларов. Такие высокие цены отпугивают людей от прохождения теста из-за доступности.

Другим недостатком является то, что тесты IQ не учитывают тревожность теста . Часть показателя IQ определяется скоростью умственной обработки. Некоторым тестируемым требуется больше времени, чтобы хорошо сдать экзамен из-за беспокойства или других факторов, а тест не отвечает этим потребностям. Многие исследователи ставят под сомнение достоверность или точность тестов IQ. Тесты IQ используются только для определенных целей, таких как скрининг умственной отсталости, но это все еще проблематично, если тесты неточны. Тесты IQ также можно интерпретировать по-разному; баллы могут варьироваться в зависимости от того, кто дал вам тест и кто забил его!

Тестирование интеллекта — основные выводы

  • Интеллект — это способность решать проблемы, учиться на собственном опыте и использовать понимание для адаптации к новым обстоятельствам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *