Тесты интеллекта в психодиагностике: Тесты интеллекта

Психодиагностика интеллекта

Люди отличаются от других животных интеллектом. Человеческий интеллект отличается от интеллекта машин. Интеллект детей отличается от интеллекта взрослых. Также есть отличия в интеллекте человеческих существ одного и того же возраста…

Энциклопедия психологии

Психологическая диагностика располагает огромным арсеналом разнообразных методик (тестов), позволяющих установить индивидуальные различия между людьми по тем или иным психологическим признакам. Особую группу этих методик составляют те, которые созданы для измерения уровня интеллектуального развития.

Проблема измерения интеллекта — одна из наиболее дискуссионных, волнующих не только психологов, но и широкую общественность. Применение тестов интеллекта, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, а тем самым дифференцирующих людей на более и менее способных, имеет серьезные социальные последствия и сопряжено со значительными этическими проблемами.

В нашей стране тесты интеллекта широко применялись в 1920-1930-е гг. (по данным А. Шуберт, 1930, в период 1920-1930-х гг. в стране использовалось 25 отечественных и 17 зарубежных тестов, значительная часть которых предназначалась для диагностики интеллекта). Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профориентации и профотборе. Прекращение тестирования по идеологическим соображениям в середине 1930-х гг.  лишило психологию инструментов измерения уровня интеллектуального развития. «Второе пришествие» тестов измерения интеллекта в СССР, напомним, происходит в 1970-е гг. Это были в основном американские тесты, многие из которых имели длительную историю развития, опыт работы с ними передавался от одного поколения зарубежных психологов к другому. За тестами, естественно, потянулся и шлейф всех тех проблем, которые возникают при измерении интеллекта, проблем, во многом остающихся новыми или малоизвестными для нас и по сегодняшний день.

Предполагается, что эти тесты предназначены для измерения интеллекта. Энциклопедии и справочники по психологии дают различные определения этого понятия. Так какой же интеллект измеряют тесты? В зарубежной психодиагностике сформировалась психометрическая модель интеллекта, которая обычно признается традиционной. Эта модель базируется на следующих положениях.

  1. Допускается существование единой всепроницающей способности, названной общим интеллектом, или G (см. подробнее в главе 1 раздел, посвященный иcслeдoвaниям Ч. Спирмена).
  2. Общий интеллект имеет биологическую основу, а в соответствии с этим высоко коррелирует с наследственностью (h) и различными психофизиологическими показателями.
  3. Тесты интеллекта измеряют биологический интеллект.

Психометрическая модель интеллекта постоянно развивается и уточняется многочисленными исследованиями, в которых устанавливаются связи между IQ и скоростью передачи нервного сигнала, временем реакции, параметрами вызванных потенциалов и т. д. и т. п. Только лишь обзоры этих исследований занимают многие сотни страниц в современной зарубежной психологической литературе.

Насколько правомерна традиционная психометрическая модель интеллекта? Возможны ли иные представления о его природе, а тем самым о том, что измеряется тестами интеллекта? Каковы причины индивидуальных различий в уровне развития интеллекта? Ответам на эти вопросы и будет посвящена данная глава.

Подходы к определению интеллекта

В 1921 г. семнадцати ведущим американским психологам задали три следующих вопроса.

  1. Что такое интеллект?
  2. Насколько хорошо он может быть измерен групповыми тестами?
  3. Каким должен быть следующий шаг в его изучении?

В итоге не было получено и двух совпадающих ответов. Нельзя сказать, что эта ситуация повторится и сегодня, однако можно быть вполне уверенным в том, что при попытке задать эти вопросы нынешним психологам мы вряд ли получим много совпадающих ответов.

Таким образом, сегодня, как и вчера, в попытке определить интеллект мы сталкиваемся со значительными трудностями. Можно выделить следующие основные подходы.

  • Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта.
  • Интеллект — это обобщенная способность к обучению.
  • Интеллект — это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.
  • Интеллект — это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде.

Рассмотрим эти определения подробнее. Вероятно, первым определение интеллекта как того, что измеряют тесты, предложил Эдвин Боринг (Boring, 1923). Данная точка зрения свидетельствовала об отсутствии единой позиции в понимании интеллекта. Хотя определение интеллекта через средство измерения и воспринимается как отказ от его содержательного анализа, тем не менее за таким определением интеллекта стоит нечто большее, нежели вульгарная тавтология, подобная «маслу масляному». Определяя интеллект подобным образом, исследователи, вероятно, стремились выразить то, что речь идет не об интеллекте в обыденном значении этого слова, а интеллекте, определенном на основе успешности решения разного рода задач, приближенных к тем, которые человек решает в повседневной жизни.

Прав Г. Айзенк, отмечавший:«Определение интеллекта на основании психометрических свойств, выявляемых с помощью IQ тестов, проще, а потому удобнее в пользовании…. На первый взгляд оно кажется тавтологическим и тривиальным, однако это не так. Тесты интеллекта не составляются как Бог на душу положит: они основываются на определенных и хорошо известных природных закономерностях, таких как принцип позитивного многообразия, т. е. тот факт, что любые корреляции между когнитивными заданиями, как бы ни была различна их природа, оказываются положительными при условии тестирования достаточно разнообразных сторон способностей испытуемых. В данное определение также укладывается то обстоятельство, что матрицы взаимных корреляций между тестами, как правило, имеют ранг, близкий к единице, что предполагает наличие очень сильного общего фактора» (Айзенк, 1995),

Наиболее очевидным, а поэтому и имеющим давние традиции, является понимание интеллекта как способности к обучению. Однако, понимая интеллект как способность к обучению, мы, желаем того или нет, «привязываем» его к задачам только лишь одного вида деятельности.

Есть и иные причины, не позволяющие принять это определение интеллекта. Рассматривая данное понимание интеллекта, Ана-стази задает вопрос: обучению чему? И, отвечая на этот вопрос, подчеркивает, что в «нашей культуре интеллект традиционно связывался со школьным обучением».

Действительно, во многих работах показано, что данные, полученные с помощью тестов интеллекта, значимо коррелируют с успешностью обучения (коэффициент корреляции равен примерно 0,50, причем зависимость более высока в начальных классах школы, а затем несколько снижается). Но оценки успеваемости отражают не процесс обучения, а его результат, сами же корреляции объясняются тем, что большинство тестов интеллекта измеряют, насколько присущи индивиду интеллектуальные навыки, которыми овладевают в школе (известно, что в качестве внешнего критерия валидности тестов для измерения интеллекта выступает школьная успеваемость). Ни тесты интеллекта, ни школьные оценки не дают возможности предсказать, как человек будет справляться со многими жизненными ситуациями.

Наконец, обучаемость различным навыкам, операциям, действиям в немалой степени зависит от их специфичности, тогда как в нашем случае речь идет о вполне определенных, прежде всего мыслительных навыках. И по этой причине нельзя отождествлять интеллект с обобщенной способностью к обучению.

Представление об интеллекте как способности к абстрактному мышлению, эффективному использованию схем и символов в конечном счете также сужает не только понятие интеллекта, но и сферу его проявлений. Наиболее отчетливо это выступает в когнитивной психологии, сосредоточившей свое внимание на процессуальных характеристиках интеллекта, сведенного к способности решения задач. Нетрудно представить, что если интеллект явно больше того, что измеряется интеллектуальными тестами, то тем более не исчерпывается способностями к концептуализации и абстрактному рассуждению.

Определение интеллекта через приспособительную деятельность находит все больше сторонников. Для Пиаже (Piaget, 1960) сущность интеллекта выступает в структурировании отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной адаптации. Верной (Vernon, 1960) отмечает, что интеллект соответствует общему уровню сложности и гибкости в схемах поведения личности, последовательно сформировавшихся в течение ее жизни.

Очевидно, невозможно определить интеллект вне многообразных форм взаимодействия индивида с окружающей средой. С позиций отечественной психологии это взаимодействие рассматривается как активное, действенное, а не просто приспособление, адаптация. «Понятие такого рода, как интеллект, раскрывается лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью»

(С. Л. Рубинштейн, 1940, с. 537).

Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а не результат, выступающий в виде способности к обучению, способности к абстрактному мышлению и т. д.

Обсуждаемые подходы к пониманию интеллекта — теоретические конструкты, имеющие обобщенный характер. Нас же прежде всего интересует интеллект измеренный, выраженный с помощью определенных количественных показателей. В течение многих лет развиваемый аппарат количественной оценки способностей дает возможность перейти от теоретических построений к практике, только через которую и осуществима содержательная конкретизация явления, фиксируемого понятием «интеллект».

Сколь ни очевидно ничтожна практическая и теоретическая цена измерительной шкалы Бине или других психотехнических испытаний, сколь ни плох сам по себе тест, как идея, как методологический принцип, как задача, как перспектива это огромно. Сложнейшие противоречия психологической методологии переносятся на почву практики и только здесь могут получить свое разрешение (Выготский, 1982, т. 1, с. 388).

Итак, интеллект может быть измерен с помощью соответствующих тестов — тестов интеллекта. Что же они собой представляют в самом общем виде (здесь полезно вспомнить и о том, что мы уже знаем о тестах интеллекта из истории психодиагностики) ?

Тесты для измерения интеллекта, их виды

Сразу нужно отметить, что строгой классификации тестов для измерения ума или его отдельных особенностей не существует. Сегодня как в отечественной, так и в зарубежной литературе используются следующие термины: наиболее обобщенный и часто употребляемый — «тесты интеллекта» (intelligence tests) или его несколько устаревший вариант — «умственные тесты» (mental tests). Наряду с ними встречаем такие термины, как «тесты специальных способностей» (special abilities tests или attitudes tests), «тесты общего интеллекта» (generalintelligence tests) или в качестве синонима «тесты общих способностей» (generalabilities tests). В принципе исторически сложилось деление этих тестов на измеряющие общий интеллект и специальные способности, и сегодня вряд ли есть необходимость в новых классификациях, несмотря на все чаще употребляемый для обозначения тех и других термин «когнитивные тесты»-.

В зависимости от типа заданий тесты подразделяются на: вербальные (например, тест классификации слов) и невербальные (например, матрицы Равена). Помимо этого, тесты интеллекта делятся на: индивидуальные (например, шкалы Векслера) и групповые (например, армейский тест Альфа). Кроме названных разновидностей тестов, иногда выделяют тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази). Эти тесты предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.

Компьютеризация психодиагностических исследований привела к появлению адаптивных тестов интеллекта, в которых, в зависимости от успешности решения ранее предложенных заданий, осуществляется выбор сложности последующих заданий.

Как уже нам известно из истории психодиагностики, психометрический интеллект по настоящее время рассматривается с позиций двух школ — английской и американской или, иными словами: школы, признающей общие способности, и шкалы, их отрицающей. Об этом более подробный разговор пойдет ниже, а пока, в связи с существованием этих подходов в понимании интеллекта, мы можем говорить о тестах, в которых используется суммарная оценка выполнения разных видов заданий, и тестах, в которых интеллект предстает в виде успешности выполнения отдельных, не связанных друг с другом групп заданий. Укажем также на то, что в последние десятилетия на Западе весьма популярна теория, согласно которой интеллект подразделяется на текучий и кристаллизованный (в рамках школы, признающей общность всех способностей). Отсюда полагается и существование тестов, измеряющих тот или иной тип интеллекта.

Тесты интеллекта

Психодиагностика — это та сфера психологии, к которой рано или поздно обращают свое внимание все те, кого интересуют проблемы психологии и самопознания. В то же время, эта сфера психологии продолжает бурно развиваться и даже искушенному в ней специалисту бывает сложно уследить за всеми новшествами в этой весьма специфичной области научного познания. И насколько же сложно бывает разобраться в дебрях психодиагностики (тысячи и тысячи всевозможных тестов…) неспециалисту. А ведь так хочется получить в руки инструмент, с помощью которого можно было бы легко и без специальных познаний получить интересующую информацию о своих индивидуальных особенностях или особенностях других лиц.

Решить эту проблему в той или иной степени может помочь компьютерная психодиагностика. В настоящее время разработаны сотни программ (ориентированных как на профессионалов, так и на «любителей»), которые позволяют значительно облегчить незавидную участь психодиагностиков.

Здесь представлены лучшие на наш взгляд психодиагностические программы (имеющие свободный доступ), которые ориентированны как на специалистов, так и на непрофессионалов и позволяющие довольно просто получать нужные психодиагностические материалы. Наиболее целесообразное направление использования данных программ — проведение занятий по психологии, а также углубленное самопознание своих внутренних ресурсов.

Необходимо помнить о том, что для серьезных научных исследований и при решении значимых практических задач (профотбор, судебно-психологическая экспертиза и т.п.) возможно использование только таких компьютерных программ, которые прошли проверку на валидность и надежность и разрабатывались при участии специалистов в области психодиагностики. Это, как правило, коммерческие комплексные психодиагностические системы. Здесь представлены ссылки на некоторые сайты фирм, занимающихся разработкой таких программных продуктов и ссылки на их демо-версии.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития обследуемых. Тест состоит их девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта: I — Логический отбор — исследование индуктивного мышления, чутья языка; II — Определение общих черт — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями; III — Аналогии — анализ комбинаторных способностей; IV — Классификация — оценка способности выносить суждения; V — Задания на счет — оценка уровня развития практического математического мышления; VI — Ряды чисел — анализ индуктивного мышления, способности оперировать с цифрами; VII — Выбор фигур — исследование пространственного воображения; VIII — Задания с кубиками — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей; IX — Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Тест Амтхауэра разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.

 

Тест структуры интеллекта

Автор — Сулейманов М.Н.

Довольно неплоха досовская версия теста Амтхауэра. Редкий случай, когда автор компьютерного теста указывает на то, что программный вариант тест прошел соответствующую стандартизацию. 

Результаты теста выводятся в текстовый файл, причем идет приращивание результатов по испытуемым.


Тест Амтхауэра для младших школьников

Автор — Погудин А.А.

Тест предназначен для школьников начальных классов общеобразовательных школ и включает в себя 4 субтеста по 10 вопросов на исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, исследование операций обобщения и отвлечения, исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а так же выявление умения обобщать. Программа имеет красивый интерфейс — детям работать с ней будет просто и интересно.  

Результаты выводятся как в обычной форме, так и в форме диаграммы. Также создается файл отчета, в котором можно просмотреть все ответы испытуемого.

IQ-тест Айзенка

Это тест проверки общего интеллекта. Т.е. практически не важно кто тестируется, будь то инженер или слесарь. Как понимать результат теста: это оценка относительная, короче говоря, проверили много-много людей и вывели некий график, приняв за 100 среднее значение. Т.е. если вы получите более 100 то это не говорит о том, что вы особо умный, а говорит о том, что вы выше среднего уровня. Для каждого теста разные графики для расчета IQ в зависимости от количества правильных ответов. В настоящее время разработано большое количество компьютерных программ IQ-теста Айзенка. Здесь представлены две из них — на наш взгляд наиболее интересные.

  



IQ Test 2.1

AT4057,Inc.

Очень красивая программка сделанная по флэш-технологии. Немного вольная трактовка теста Айзенка, но это в принципе только один ее недостаток. Одна из самых красивых компьютерных программ психологического тестирования (из тех которые приходилось видеть).


Тест IQ

Автор — неизвестен

Другой вариант IQ-теста Айзенка. Интерфейс попроще, но содержит восемь вариантов теста Айзенка (и без всяких вольностей).

Прогрессивные матрицы Равена

 

Данный тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. В тесте учитываются три психических процесса: внимание, восприятие и мышление. Тест разрабатывался в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения интеллекта является выявление отношений между абстрактными фигурами. Тест Равена основывается на двух теориях: разработанной гештальт-психологией теории перцепции форм и так называемой «теории неогенеза» Ч. Спирмена. Материал теста состоит из 60 матриц с пропущенным элементом. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Задания разделены на пять серий по 12 однотипных заданий в каждой. В каждой серии задания расположены в порядке возрастающей сложности. Трудность заданий возрастает и при переходе от одной серии к другой.

 



Опросник Равена

Авторы  — Н.Л.Королев и М.Ю.Пупырев

Dos-овская программа, которая позволяет проводить не только тестирование, но и анализ его результатов. Имеется возможность администрирования базы данных. Результаты (отдельно по каждой серии — количество правильных ответов и в целом по тесту — IQ) можно вывести и на экран, и на принтер.

Другие тесты интеллекта

 

Тест умственных способностей v. 1.23

Автор  — С.Песляк. 

Тест состоит из двух групп вопросов: первая предназначена для определения умственных способностей, вторая для определения знаний обследуемого. В базе теста имеется большее количество вопросов, чем используется для одного тестирования, которые выбираются из базы случайным образом.

IQ-тестирование: цель, процедура и результаты

IQ-тестирование

Формально называемые тестами «интеллектуального коэффициента», IQ-тесты бывают разных форм. Они могут помочь диагностировать умственную отсталость или измерить чей-то интеллектуальный потенциал . Если вы рассматриваете возможность тестирования IQ, ваш врач должен быть вашим первым контактным лицом.

Французский психолог Альфред Бине создал первый тест на интеллект в начале 1900-х годов. Однако современное тестирование IQ в Соединенных Штатах происходит от работы Генри Герберта Годдарда. Годдард был психологом, получившим докторскую степень по психологии в Университете Кларка в 189 г.9. Он перевел тест Бине с французского на английский. Этот тест использовался для проверки основных интеллектуальных функций школьников в США и для подтверждения диагноза психического здоровья.

Годдард остается противоречивой фигурой в истории психологии. Это связано с его аргументом, что взрослые с низким IQ не должны размножаться. К счастью, общество в значительной степени отошло от таких точек зрения. Сегодня существует множество тестов IQ, которые используются для разных целей, но большинство из них используются для диагностики нарушений обучаемости.

После скандальных тестов Бине Годдара психологи разработали множество других тестов. Большинство из них предназначены для детей младшего школьного возраста, но некоторые из них можно использовать и для взрослых.

Наиболее распространенными типами тестов IQ являются:

  • Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине
  • Универсальный невербальный интеллект
  • Шкалы дифференциальных способностей
  • Тест индивидуальных достижений Пибоди
  • Индивидуальные достижения Векслера тест
  • Шкала интеллекта взрослых Векслера
  • Тесты Вудкока Джонсона III на когнитивные нарушения

По данным Национального института детского здоровья и развития человека, 85 процентов умственно отсталых детей получают IQ от 55 до 70 баллов. 100 баллов считаются средними. .

Высокие баллы

Высокий показатель IQ, более 100, обычно ассоциируется с высоким интеллектом. Экстремальный интеллект — 130 и выше. Тем не менее, эти результаты являются стереотипными. Высокий балл обычно означает, что у человека много потенциально , не то чтобы они были особенно «умными».

Низкие баллы

Тот, кто набрал меньше 100 баллов, считается обладателем интеллекта «ниже среднего». Крайне низкие баллы, ниже 70, обычно вызывают беспокойство. Они могут указывать на скрытую неспособность к обучению.

IQ-тест может быть первым шагом в диагностике интеллектуальных проблем. Если у вашего ребенка особенно низкий балл, его врач может также назначить:

  • скрининг адаптивных навыков
  • анализы крови
  • УЗИ головного мозга
  • полное обследование психического здоровья

Пренатальное обследование может помочь выявить потенциальную умственную отсталость еще до рождения ребенка. Это особенно касается матерей в возрасте 35 лет и старше или тех, кто употреблял наркотики или алкоголь во время беременности. Если в это время будут обнаружены потенциальные проблемы, ваш педиатр может провести тест на IQ в раннем детстве.

Показатели IQ — это только часть головоломки. Эти тесты до сих пор остаются недоступными для многих семей. Не все государственные школы используют их. У некоторых семей может не быть доступа к врачу или психологу, которые могут провести тест. Это может привести к упущенным возможностям для важного тестирования, особенно в первые годы жизни ребенка, когда лечение жизненно важно.

Доступны онлайн-тесты IQ, но вам не следует полагаться на них для постановки медицинского диагноза. Если вы подозреваете умственную отсталость у близкого человека, не ждите, пока врач предложит тест. Ищите варианты для раннего тестирования.

IQ-тестирование — это всего лишь один из способов измерить чей-то интеллект. При диагностике умственной отсталости ваш врач будет полагаться на дополнительные тесты и наблюдения. Тесты IQ, конечно, не следует сбрасывать со счетов, но важно не полагаться на них как на единственную меру интеллекта.

11.6: Тестирование интеллекта – что, почему и кто

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    105542
    • Paris, Ricardo, Raymond, & Johnson
    • Колледж Каньонов через Колледж Каньонов
    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Альфред Бине (b) Эта страница взята из версии шкалы интеллекта Бине-Саймона 1908 года. Испытуемых детей спрашивали, какое лицо из каждой пары красивее. (Изображения находятся в свободном доступе)Рисунок \(\PageIndex{2}\): Дэвид Векслер (Изображение предоставлено Comet Photo AG (Цюрих) под лицензией CC BY-SA 4. 0)Рисунок \(\PageIndex{3}\): Большинство людей имеют показатель IQ от 85 до 115. (Изображение предоставлено CNX Psychology под лицензией CC BY 4.0). 21-я хромосома. (Изображение предоставлено Vanellus Foto под лицензией CC BY-SA 3.0) Рисунок \(\PageIndex{5}\): Дети, получившие в тесте на интеллект 130 или выше баллов, считаются одаренными. (Изображение Бена Маллинза на Unsplash)Рисунок \(\PageIndex{6}\): Стандартные тесты используются для измерения академической успеваемости. (Изображение с базы морской пехоты на Гавайях находится в открытом доступе)Рисунок \(\PageIndex{7}\): Закон «Ни одного отстающего ребенка» вступил в силу в 2001 году. (Изображение находится в открытом доступе)Рисунок \(\PageIndex {8}\: Закон об успехах каждого учащегося был подписан в 2015 году. (Изображение находится в открытом доступе)

    Эта страница под названием 11.6: Тестирование интеллекта — что, почему и кто распространяется под лицензией CC BY 4.0, автором, ремиксом и/или куратором выступили Пэрис, Рикардо, Рэймонд и Джонсон (Колледж каньоны).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *