25.Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.
Традиционные виды мышления
Наглядно-действенное — процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразователыую деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника.
Наглядно-образное — процесс наглядно-образного мышления
непосредственно связан с восприятием
мыслящим человеком окружающей
действительности и без него совершаться
не может. Мысля наглядно-образно, человек
как бы привязан к действительности, а
сами необходимые для мышления образы
представлены в его кратковременной и
оперативной памяти (в отличие от этого
образы для теоретического образного
мышления извлекаются из долговременной
памяти и затем преобразуются). Данная
форма мышления наиболее полно и развернуто
представлена у детей дошкольного и
младшего школьного возраста, а у взрослых
— среди людей, принимающих решение о
предметах своей деятельности на основе
наблюдения за ними (например, у
авиадиспетчеров).
Образно-ассоциативное — мышление с помощью образов и ассоциаций
Сценарийное — мышление образами и действиями, характерными для людей вообще или конкретных персонажей. Используется при написании сценариев, гда важно добиться жизненной правды, где важно ощущение «Верю — или не верю». Человек с развитым сценарийным мышлением, просто глядя на ситуацию и представляя ее возможные развороты, знает заранее: «Так пойдет, а так нет». Сценарийное мышление основывается на богатом жизненном опыте и внимательности к людям, но на вопрос: «Откуда вы все это знаете?» — развернутых ответов обычно не бывает: «Я это вижу, я это чувствую»
Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.
Рациональное и иррациональное мышление
Рациональное
мышление — мышление, имеющее четкую
логику и идущее к цели. Противоположно
иррациональному, а иногда и просто
бессвязному мышлению, течению мыслей
вне логики и цели.
Примитивное и развитое мышление
В развитом варианте мышление — это анализ, сопоставление, нахождение новых связей и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов.
Развернутое и свернутое мышление: интуиция.
В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом — мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни — размышлением. Свернутое и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.
Шаблонное и самостоятельное мышление
Шаблонное
мышление — это не мышление, в котором не
используются шаблоны: такое, похоже,
невозможно в принципе, шаблоны используются
везде. Шаблонное мышление не использует
ничего, кроме шаблонов, остается в рамках
исключительно шаблонов. Выходит за
рамки шаблонов и перестает быть шаблонным
мышлением мышление самостоятельное.
Его основные разновидности — проектное
и творческое мышление.
Автоматическое и управляемое мышление
Автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и контроля человека. Приятнее, когда человек все-таки сам управляет своим мышлением.
Творческое мышление
Творческое мышление — мышление, порождающее из известных посылок новый, неизвестный и ценный результат.
Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:
•Самостоятельность мышления,
•Гибкость
мышления.
•Оперативность мышления.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии).
Индивидуальные особенности мышления и его основное качество
Все
перечисленные качества мышления тесно
связаны с основным его признаком.
Важнейший признак всякого мышления —
независимо от его отдельных индивидуальных
особенностей — умение выделять
существенное, самостоятельно приходить
ко все новым обобщениям. Когда человек
мыслит, он не ограничивается констатацией
того или иного отдельного факта или
события, пусть даже яркого, интересного,
нового и неожиданного. Мышление необходимо
идет дальше, углубляясь в сущность
данного явления и открывая общий закон
развития всех более или менее однородных
явлений, как бы внешне они не отличались
друг от друга.
37.Мышление. Виды мышления и их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений
Виды мышления
В
зависимости от того, какое место в
мыслительном процессе занимают слово,
образ и действие, как они соотносятся
между собой, выделяют
три вида мышления:
конкретно-действенное, или практическое,
конкретно-образное и абстрактное. Эти
виды мышления выделяются ещё и на
основании особенностей задач
— практических
и теоретических.
Конкретно-действенное мышление
Наглядно-действенное
Конкретно-действенное,
или предметно-действенное, мышление
направлено на решение конкретных задач
в условиях производственной,
конструктивной, организаторской и иной
практической деятельности людей.
Практическое мышление это, прежде всего
техническое, конструктивное мышление.
Оно состоит в понимании техники и в
умении человека самостоятельно решать
технические задачи. Процесс технической
деятельности есть процесс взаимодействий
умственных и практических компонентов
работы. Сложные операции абстрактного
мышления переплетаются с практическими
действиями человека, неразрывно связаны
с ними. Характерными
особенностями конкретно-действенного
мышления являются ярко выраженная
наблюдательность, внимание к деталям,
частностям и умение использовать их в
конкретной ситуации, оперирование
пространственными образами и схемами,
умение быстро переходить от размышления
к действию и обратно.
Конкретно-образное мышление
Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное мышление
Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все
три вида мышления тесно связаны друг
с другом. У многих людей в одинаковой
мере развиты конкретно-действенное,
конкретно-образное и теоретическое
мышление, но в зависимости от характера
задач, которые человек решает, на первый
план выступает то один, то другой, то
третий вид мышления.
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:
Самостоятельность мышления
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления
Гибкость
мышления заключается в умении изменять
намеченный вначале путь (план) решения
задач, если он не удовлетворяет тем
условиям проблемы, которые постепенно
вычленяются в ходе ее решения и которые
не удалось учесть с самого начала.
Оперативность мышления
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.
Индивидуальные особенности мышления и его основное качество
Все
перечисленные качества мышления тесно
связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления —
независимо от его отдельных индивидуальных
особенностей — умение выделять
существенное, самостоятельно приходить
ко все новым обобщениям. Когда человек
мыслит, он не ограничивается констатацией
того или иного отдельного факта или
события, пусть даже яркого, интересного,
нового и неожиданного. Мышление
необходимо идет дальше, углубляясь в
сущность данного явления и открывая
общий закон развития всех более или
менее однородных явлений, как бы внешне
они не отличались друг от друга.
стилей мышления
Стили мышления | ||
Стиль мышления – характерный способ обработки информации. Это включает в себя то, как человек приобретает знания, организует мысли, формирует взгляды и мнения, применяет личные ценности, решает проблемы, принимает решения, планирует и выражает себя другим. Исследователи определили пять различных стилей мышления. Обычно люди отдают предпочтение одному из стилей. Вот краткое описание каждого из пяти стилей. 1) Синтезисты: это может быть ваш стиль мышления, если вы
2) Идеалисты: Это может быть ваш стиль мышления, если вы
3) Прагматики: это может быть ваш стиль мышления, если вы
4) Аналитики: Это может быть ваш стиль мышления, если вы
5) Реалисты: это может быть ваш стиль мышления, если вы
Каждый из пяти стилей мышления имеет свои сильные и слабые стороны. Одно не лучше другого. Важно понять и принять свой стиль мышления. Если вы синтезатор, вы, вероятно, будете тем человеком, который решает проблемы, которые другие считают неразрешимыми. Знайте свой стиль мышления и используйте его в своих интересах. |
сообщите об этом объявлении
Знаете ли вы, что у мышления разные стили? Вот типы и советы по их улучшению
Мышление — это бесконечный процесс, каждый человек обладает уникальной способностью думать о каждой ситуации и состоянии по-своему. Некоторые люди слишком много думают, в то время как некоторые из нас просто ограничивают себя. Все это, однако, не определяет наши способности или функциональную эффективность. Однако у всех есть схожие способности мыслить, что также влияет на их образ жизни, выбор и восприятие. Как вы, возможно, слышали о разных жанрах книг или фильмов, есть похожие жанры и для мыслительного процесса. Сегодня мы поговорим о разных типах мыслительного процесса, которые несут люди, и о том, что он определяет.
Нужно знать, что есть разница в способах мышления и типах мыслительного процесса. Поэтому, чтобы не запутаться, мы рассмотрим типы мыслительных процессов, которые несут люди. У любого человека может быть более одного вида или мыслительного процесса в зависимости от различных ситуаций и навыков.
1. Критическое мышление
Это процесс мышления, который обычно используется для глубокого анализа любой ситуации. Критическое мышление основано на факторах, статистике и анализе проблемы. Это полезно в той части, когда человек, который критически мыслит, анализирует ситуацию или принимает идею, чтобы критически обдумать ее, прежде чем дать ей зеленый сигнал или нет. Например, в ситуации, когда человек по какой-то причине злится на вас, обвиняет вас в том, что вы ведете себя определенным образом, и говорит вам изменить свой процесс. В этой ситуации критический мыслитель позволит себе выслушать и проанализировать ситуацию, прежде чем ответить другому человеку. Это позволяет критическому мыслителю сохранить предложения и выяснить соответствующую часть обвинения.
2. Абстрактное мышление
Этот мыслительный процесс сильно отличается от остальных типов. Абстрактное мышление похоже на выход за рамки и понимание его основного смысла. Он начинается с символов, способность воспринимать символ или знаки, которые говорят о конкретной вещи, может подпадать под абстрактное мышление. Например, у разных людей по всему миру разное произношение одного и того же слова, способность понимать и сопереживать этому простому факту — это абстрактное мышление.
Чтобы улучшить этот мыслительный процесс, человек может начать изучать различные языковые подходы и культуры. Он может учиться с помощью различных символов, содержащих алфавиты, знаки и символы, которые определяют различные значения и контексты. Улучшение ваших способностей к логическому мышлению может улучшить ваше абстрактное мышление.
Чтобы привить детям абстрактное мышление, их следует поощрять к выполнению следующих действий:
- Практика визуализации
- Игра с образными знаками и языком
- Деятельность по логическому мышлению
- Теория игр
- Изучайте разные языки
Читайте также- Что такое Doomscrolling: влияние на психическое здоровье и советы по преодолению
3. Креативное мышление
В наши дни детям уделяется большое внимание этому мыслительному процессу. Процесс творческого мышления очень известен своим нестандартным подходом и позволяет делать что-то, чего никогда раньше не делали, или по-новому взглянуть на уже существующую ситуацию. Это делает человека очень изобретательным, и есть шансы, что это может даже сделать вас успешным. Люди, мыслящие творчески, преуспевают в жизни и находят новые решения; это создает новые возможности и улучшает ваши мыслительные способности.
Творческое мышление можно улучшить с помощью упражнений, предназначенных для нестандартного мышления. Вы можете сделать следующее, чтобы развить творческое мышление:
- Попробуйте решить головоломки
- Попробуйте написать одно и то же разными стилями
- Принесите решения для небольших проблем и методы повседневной жизни
- Поставьте себя на место, где вам нужно найти другой подход к решению проблемы
- Узнайте о новых идеях и методах разработки и поделитесь своим мнением о них
4. Конкретное мышление
Этот процесс включает в себя принятие решения в определенном направлении. Когда человек мыслит прямо для достижения определенной цели, то это называется конкретным мышлением. Это означает, что у человека нет беспокойства или замешательства, и он непреклонен в этой цели. Это очень полезно для студентов и взрослых, которые готовятся к некоторым экзаменам или уровню успеваемости. Конкретное мышление также называют буквальным мышлением.
Этот мыслительный процесс можно улучшить с помощью этих методов-
- Удерживать в уме одну цель
- Сосредоточение только на чем-то одном
- Избегайте отвлекающих факторов и людей, которые критикуют вас за ваш подход
- Задавать много вопросов и запросов по теме
- Наличие характеристик аналитического мышления
Читайте также Почему НИКОГДА не следует недосыпать или недосыпать
5. Конвергентное мышление
Этот процесс мышления включает в себя знакомство с совершенно новыми проблемами и сосредоточение внимания на той части, где они исключают любые дикие идеи, вращающиеся вокруг этого проекта. Конвергентное мышление используется учеными и людьми, которые чрезвычайно сосредоточены на достижении одной цели, чтобы получить наилучшее возможное решение этой проблемы.