Тренинг в психологии это: Что такое психологический тренинг? | Сайт для студентов КФУ

Содержание

Все, что нужно знать о психологических тренингах (достоинства и недостатки модной фичи)

Тренинг— интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические

семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.

Психологический словарь

 

Спрос рождает предложение. По оценкам специалистов, за последние два года количество тренинговых агентств и компаний увеличилось почти в пять раз. Если почитать их рекламные проспекты, то создается впечатление, что тренинг вам или вашей фирме нужен всегда, и научить вас там могут всему. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Разновидностей психологических тренингов, проводящихся по принципу «вы платите денежки, а мы вас за это учим общаться с людьми (разговаривать по телефону, выступать публично, продавать контрацептивы, петь песни…)», сегодня видимо-невидимо. Весьма условно их можно разделить на три категории.

1.Коммуникативные тренинги

2.Тренинги личностного роста.

3.Бизнес-тренинги.

Коммуникативные тренинги.

Их основная задача — постановка поведенческих навыков. Вас берутся научить эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут вам преодолеть трудности в реальной жизни. Например, если вы боитесь или стесняетесь попросить повышения зарплаты, вам помогут закрепить необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. А если вы испытываете трудности в собеседовании при приеме на работу, тренер может исполнить роль гипотетического интервьюера.

На таких тренингах вы научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т. п.).

Разумеется, никто не ставит задачу за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из вас «мастера общения», «гроссмейстера влияния» и т.п. Это невозможно. (Если вам обещают нечто подобное, будьте уверены — это наглая ложь.) Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель тренинга — показать «как это делается», дать вам импульс для дальнейшего развития. Подразумевается, что вы будете продолжать отработку полученных навыков и после тренинга, пока они не превратятся в автоматический, естественный для вас способ поведения.

Тренинги личностного роста.

Личностный рост — штука интересная, хотя и очень туманная. Во всяком случае, никто не способен объяснить человеческим языком: что, где, куда и насколько должно вырасти. (Обычная псевдопсихологическая болтовня о повышении жизненного, творческого и личностного потенциала не в счет). Сами же тренинги личностного роста представляют собой разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы.

Такой тренинг актуализирует переживания, которые вы смутно ощущаете как препятствия жизненного успеха и профессионального продвижения. С помощью других участников, вы вытаскиваете наружу свои неосознаваемые страхи, избавляетесь от внутренних барьеров, узнаете то, как вас воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более адекватную оценку своих способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки в общении. Основной упор делается на эмоциональных переживаниях людей в группе, на возникающих у них чувствах и на социальных масках, к которым прибегают некоторые участники группы, тогда как другие пытаются эти маски видоизменить. На этих тренингах исследуются и подвергаются сомнению, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как вы видите мир, поэтому, посещая его, надо быть готовым к серьезным изменениям взглядов на жизнь и свое место в ней.

Бизнес-тренинги.

Это — бесчисленные вариации первых двух категорий, сориентированные на решение конкретных бизнес-задач. Львиную долю здесь составляют тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций и т.н. «развитие персонала» (формирование команды). Сущность последнего заключается в стремлении превратить «эту шайку бездельников» в «сплоченную команду профессионалов».

На сегодняшний день основной недостаток бизнес-тренингов состоит в том, что они построены преимущественно на западном опыте и подходе к ведению бизнеса, которые у нас работают далеко не всегда. Все заявления, что тренинги хотя и разработаны за рубежом, но адаптированы под наш рынок, это, как правило, ерунда. Для адаптации нужны длительные сравнительные исследования, которыми сегодня никто себя не утруждает. Стоит также учитывать, что даже простой перевод с английского языка на русский уже видоизменяет вид тренинга. К тому же, почти каждый из наших тренеров считает своим долгом дополнить классические методы собственными «гениальными» разработками. В итоге то, что у нас предлагается под видом «бизнес-тренинга», часто таковым вообще не является.

Засилье западных методик отчасти объясняется извечными фантазиями загадочной славянской души. Многие бизнесмены искренне полагают, что стоит нашего человека подучить на тренинге трем-четырем хитрым приемам из «их» маркетинга и менеджмента, как он сразу же начнет трудиться с такой отдачей, с какой работают на Западе. Хотя давно известно, что такие задачи, как, например, увеличение сбыта, не могут решаться только через тренинг торгового персонала на технику продаж. Здесь нужно не только и не столько «натаскивание» кассиров-операционистов, продавцов и торговых агентов, сколько разработка клиентной политики и идеологии фирмы, разворот ее как целого в сторону клиентов. Многие руководители этого не понимают. Результат — потраченные впустую средства, конфликты с тренерами и тренинговыми агентствами, скептическое отношение к тренингам и бизнес-психологии вообще («Все вы шарлатаны»). Здесь совет один — к возможностям бизнес-тренингов нужно подходить трезво.

Еще помните разумную мысль о том, что никто из тренеров не свихнулся настолько, чтобы готовить специалистов, теоретически способных составить конкуренцию учителю. На тренингах даются только базовые навыки. Стать же настоящим «спецом» можно лишь путем систематического самообразования и постоянной практики. В общем — «на тренера надейся, а сам не плошай…»

 

Тренингихороши тем, что во время их прохождения никто вас не учит, как надо жить. Там вы не встретите занудных дядек, которые будут вам долдонить: хорошо вести себя, ребята, это очень хорошо, а плохо вести себя, бяки, никуда не годиться, и вообще — надо людей любить… Выполняя разнообразные упражнения, участники сами обнаруживают то, как можно по-другому воспринимать себя и жизнь вокруг, как изменить собственное поведение, чтобы достигнуть нужных результатов.

Тренинг— это зеркало, в котором с помощью других участников вы получаете возможность увидеть себя со стороны. Порой тренинг позволяет первый раз в жизни избавиться от галлюцинаций по поводу себя и других. Часто это вызывает психологический шок. Иногда тренеры специально провоцируют переживание участниками пиковых ощущений, как позитивных, так и негативных. К тому же, никто не оказывает участникам «медвежьих услуг» в плане потворства их слабостям — привычкам и любимым играм. Поэтому тренинг бывает достаточно болезненной для личности процедурой. Ваши самолюбие и самооценка могут быть сильно уязвлены. Собираясь на психологический тренинг, вы должны быть готовы к такому развитию событий. Помните: психология иногда уподобляется хирургии — чтобы помочь человеку, порой нужно причинить ему боль и страдания.

В связи с этим, основные принципы психологического тренинга — конфиденциальность и доверительность общения. Участникам не рекомендуется выносить содержание общения за пределы группы. Это способствует развитию взаимного доверия, поскольку члены группы уверенны, что их проблемы не станут известны посторонним и поэтому легче идут на открытый и искренний контакт друг с другом.

«Нет больше прошлого и нет больше будущего» — еще один принцип проведения тренингов. Он называется «здесь и сейчас». Предполагается, что именно непосредственное общение в тренинговой группе является основой для развития личности. Все стремления участников «перевести стрелки» — переключиться от тренинговой тематики на обсуждение событий прошлого или будущего — жестко пресекаются. Считается, что таким образом у личности срабатывают механизмы психологической защиты.

Принцип «здесь и сейчас» наиболее часто критикуется противниками тренингов, поскольку он фактически ставит всю человеческую коммуникацию с ног на голову. Исключение богатства прошлых воспоминаний наряду с запретом обсуждать будущую деятельность обедняет и делает тривиальными человеческие отношения. То, что группа действительно дает, пишет один критик — так это «взаимный анализ мимолетных впечатлений». Опыт такого общения трудно перенести в повседневную жизнь: оказавшись в обычных условиях, люди постепенно возвращаются к прежнему поведению. К тому же, психологический стриптиз, к которому часто принуждают участников тренинга, для многих людей не только неэффективен, но и вреден. Каждого участника группы, как правило, помещают на эмоционально «горячее место» и порой подвергают резкой критике («слишком негибкий. .. не может общаться… обороняющийся… лживый… слишком интеллектуальный и т.д.»). Это может привести к тому, что человек почувствует себя после занятий в группе еще хуже, чем раньше.

Поэтому при формировании группы тренер должен проводить предварительные индивидуальные беседы с каждым участником, чтобы заранее выявить людей, которым тренинговая форма работы противопоказана. Но это в теории. На практике же тренеры этим правилом нередко пренебрегают в погоне за привлечением максимального количества участников. А в бизнес-тренингах оно отсутствует почти полностью — идя на поводу у бизнес-моды, боссы чуть ли не силой загоняют персонал своих фирм на тренинги, не заботясь о том, подходит ли конкретному человеку такая форма обучения.

Еще одно слабое место тренингов — ярко выраженный «темпоральный эффект», т.е. временный характер их действия. (Данное обстоятельство позволяет критикам вообще сводить всю пользу от прохождения тренинга к банальному эффекту плацебо, многократно усиленному процессами групповой психодинамики. ) Обычно сразу после тренинга участники испытывают небывалый подъем, прилив сил и желание применить полученные знания и навыки на практике. Однако после непродолжительного промежутка времени (1-2 недели) вы обнаруживаете, что вернулись на прежний уровень взаимодействия с действительностью. Яркие эмоции и острые впечатления остались в прошлом, а впереди маячит привычная рутина повседневных будней. Желая вновь обрести утраченные ощущения, вы записываетесь на очередной тренинг и получаете очередную порцию эмоций. Но период «воодушевления» на этот раз уже значительно короче предыдущего. Постепенно потребность в энергетической подпитке извне все увеличивается, а время послетренингового «кайфа» все уменьшается. Как психологу-консультанту, мне не раз доводилось общаться с людьми, посещающими психологический тренинг едва ли не каждый уик-энд. Убедить их в том, что так часто проходить тренинги бессмысленно, бывает очень трудно. (Вообще-то, достаточно одного раза в полгода, иначе наступает привыкание и психологические встряски не дают результата. Естественно, в тренинговых компаниях чаще всего «забывают» сообщить об этом своим клиентам.)

Вдумчивый читатель наверняка уже смекнул, что речь идет о типичной наркозависимости. Посещение тренингов становится своего рода наркотиком, который дает иллюзорное чувство решения собственных проблем. (Как в анекдоте: «Выпил — и жизнь сразу наладилась»). Некоторые специалисты называют это «тренинговой иглой». Характерно, что ей подвержены не только отдельные индивидуумы, но и целые организации. Это позволяет недобросовестным тренинговым агентствам садить на «тренинговую иглу» персонал многих фирм-заказчиков, заполучая себе таким образом постоянных клиентов. Вообще, феномен психологической «ломки» в коммерческой фирме, работники которой внезапно лишаются привычной тренинговой подпитки извне — очень интересная тема, заслуживающая отдельного разговора.

Кратковременная «накачка» эмоциональной энергией во время работы в тренинговой группе бывает полезной. Она просто необходима в тех тренингах, задача которых — мотивировать и вдохновить персонал, придать развитию компании новый импульс. Но чаще брызжущие из участников эмоции только мешают, маскируя реальную эффективность (или неэффективность) конкретного тренинга. Тренинг должен давать вам не быстро проходящие эмоции, а конкретные знания и практические навыки, которые в дальнейшем вы сможете эффективно использовать. Поэтому результаты тренинга надо оценивать спустя несколько недель/месяцев после его окончания, когда первичные эмоции улеглись и становится виден реальный уровень психологической трансформации участников. Критерии успешности должны определяться тренинговой тематикой. Для бизнес-тренингов ими могут быть динамика роста продаж, количество новых клиентов, удовлетворенность клиентов, рост прибыли и т.п. Для тренингов личностного роста — возросшая самооценка, изменение стратегий поведения, снятие барьеров в общении.

И еще: не верьте объявлениям, рекламирующим краткосрочные тренинги. Мол, за один-два дня мы научим вас и тому, и сему, и на гармошке играть, и публично выступать, и вырабатывать стратегию поведения в условиях дефицита информации. .. Чем больший список «крутых» умений и навыков, тем с большим подозрением следует относиться к такому тренингу. Скорее всего, его практическая ценность будет равна нулю. Краткосрочные тренинги обычно проводятся исключительно в представительских целях. Их главная задача — привлечь потенциальных клиентов и «раскрутить» участников на дальнейшие расходы.

Кое-что о тренерах

Прочтите, пожалуйста, два мнения по поводу психологических тренингов.

Участница одного тренинга:

— Очень классно. Я с удовольствием провела время и не считаю, что зря потратила деньги. Тренер — очень интересный человек, с которым было приятно пообщаться на разные темы. И интеллигентный — мы не начинали занятия, пока не собирались все участники. Во время тренинга было очень весело. Мне нравилось рассказывать о себе, о своем отношении к событиям в мире, к бизнесу и жизни вообще, нравилось слушать то, что говорили другие. Жаль, что время пролетело так быстро…

Участник другого тренинга:

— Ну, не знаю. Устал очень сильно. Тренер — «жучара» еще тот, «пахать» заставлял по полной программе. Никаких перекуров и «разговоров по душам». К тому же, мне не понравилась его манера «ставить на место» тех, кто вел себя не так, как он хотел. Я даже стал задумываться над тем, правильно ли я поступил, записавшись на этот тренинг…

Как вы думаете, какого тренера можно назвать более профессиональным? Подскажу: если первый тренер попросту валял дурака, то второй честно отрабатывал заплаченные ему деньги. (Примечание: оба тренинга — это бизнес-тренинги «делового роста». Но если после первого остались, в основном, только приятные впечатления, то после второго объем личных продаж участников увеличился в 2-3 раза.) Если участники тренинга по несколько часов ждут опоздавших, постоянно выходят на перекур и отвлекаются для разговоров на бытовые темы — это уже не тренинг. В лучшем случае работа в такой группе превращается в научно-познавательную лекцию на заданную тему, в худшем — сводится к приятному, но бесполезному проведению досуга с помощью чаепитий и «разговоров по душам».

Тренеру, который уже «снял бабки», бывает попросту лень напрягаться, поэтому он сознательно идет на поводу у группы, превращая тренинг в пустую говорильню. В этом случае вы имеете полное право и должны в резкой форме потребовать от тренера выполнения взятых обязательств. Нередко это помогает.

Также случается, что из-за своей низкой квалификации тренер не может справиться с психодинамическими процессами в группе. Он самоустраняется от руководства тренингом, действуя по принципу — вы платите деньги, поэтому делайте, что хотите. Дело в том, что тренинги посещают очень разные люди. Одни любят «надувать щеки» и демонстрировать собственную значимость, предъявляя претензии на лидерство. Другие, наоборот, боятся лишний раз заявить о себе и избирают роль «незаметной серой мышки». Третьи же могут оказаться в роли своеобразного «козла отпущения» для остальных участников группы, которого будут «пинать» все кому не лень, вымещая на нем свои негативные эмоции. Прямая обязанность тренера — «осадить» первых, раскрепостить вторых и защитить третьих. Если тренер не может справиться с группой, последствия могут быть непредсказуемыми. Во всяком случае, на практической пользе такого тренинга можно смело ставить крест. Поэтому любой тренер должен обладать «диктаторскими» качествами и уметь подчинить группу собственной воле.

Сколько платить. Финансовый аспект. Психологический рынок привлекателен своей демократичностью — каждый может найти искомое, соразмерно толщине своего кошелька. Самое интересное состоит в том, что здесь не существует прямой зависимости между ценой и качеством предоставляемых услуг (впрочем, в «брэндовых» тренинговых агентствах считают несколько иначе ). Стоимость прохождения тренинга зависит не столько от квалификации специалиста, сколько от его амбиций и уровня конференц-сервиса. (Конференц-сервис включает «представительские» затраты: проживание и питание, аренду помещений и аппаратуры, традиционные фуршеты.) Цена тренинга — это скорее вопрос престижа, а не вопрос его практической пользы. Сегодня за достаточно скромную сумму можно найти специалиста, который даст фору любому «крутому» агентству, заламывающему по 3000 за тренерский день. Что лучше, «тренер из агентства» или «самопродающийся одиночка» — вопрос деликатный. Первые сильны своей технической оснащенностью. Зато «независимые» часто бьют «респектабельных» своей воодушевленностью, высокой энергетикой и фанатичной преданностью своему делу. Поскольку «вольным стрелкам» не нужно содержать инфраструктуру тренингового агентства, цены у них намного ниже. Так что выбор остается за вами. Следует только отметить, что «тренер из агентства» и «самопродающийся одиночка» — это весьма условные понятия. И те, и другие не брезгуют прирабатывать в параллельном сегменте.

Бытует мнение, что «крутые» специалисты обитают только в «брэндовых» агентствах. В реальности все бывает с точностью до наоборот. Профи экстракласса, как правило, чувствуют себя на тренинговом рынке очень уверенно, поэтому не спешат отдавать агентству-«крыше» 20-80% своего гонорара.

Тренеры обычно четко позиционируются в определенной тематической нише: личностный рост, техники продаж, мерчандайзинг, ведение переговоров и т. д. Универсалы встречаются очень редко. Причины понятны — на разработку и «шлифовку» действительно классного тренинга нужно потратить несколько лет. Поэтому нужно с подозрением относиться к «специалистам», предлагающим вам список тренингов на пяти страницах мелким шрифтом — такие тренинги лепятся за одну ночь с помощью цитат из учебников.

То же самое относится и к агентствам. Опыт свидетельствует, что любая тренинговая компания имеет одно-два (редко больше) «фирменных блюда» — это те тренинги, которые лучше всего удаются компании и имеют наибольшую популярность среди клиентов. Остальной ассортимент содержится, как правило, в имиджевых целях. Чтобы отличить зерна от плевел, полезно получить рекомендации от бывших заказчиков. Чем большему количеству клиентов понравился данный тренинг, тем вероятнее, что он будет успешным и для вас. (Полезный совет. Упаси вас Бог, если вы выбираете бизнес-тренинг, обращаться за рекомендациями к тем фирмам, названия которых фигурируют в рекламных проспектах тренингового агентства под рубрикой «Среди наших клиентов. ..». В силу разных причин, объективных оценок вы там не получите)

Помните о том, что тренинг у одного и того же агентства, но у разных тренеров — это два разных тренинга. К тому же, не бывает двух одинаковых тренингов у одного и того же тренера — меняются обстоятельства, участники, условия проведения. Поэтому чем больше рекомендаций вы сможете получить, тем лучше.

Слова, слова, слова…

(Несколько расхожих фраз, которые любят говорить в тренинговых агентствах)

«Психологические тренинги предпочитают успешные люди, принадлежащие к среднему и высшему классу, и желающие максимально реализовать себя».

(Другой вариант:«Этот тренинг необходим каждому деловому человеку!»)

Простой психологический крючок, на который ловится самолюбие потенциальных клиентов. Если у вас есть претензии на успешность и принадлежность к элите, вы «должны» регулярно посещать психологические тренинги (читай: платить деньги тренинговому агентству).

«Если вы хотите пройти качественный тренинг, обращайтесь к настоящим профессионалам»

Подтекст этой фразы: «Мы — профессионалы, а остальные — черт его знает что. Поэтому платите свои денежки нам, а не то можете пожалеть…»

«Помните! Если в течение полугода вы или ваша команда не прошли у нас обучение, то ваша фирма уже проиграла и осталась позади своих конкурентов»

 

Одна из самых любимых страшилок, которыми тренинговые компании пугают своих клиентов. Тренинги нужно проходить не по расписанию, а по необходимости: когда существуют задачи, решить которые другим способом невозможно.

«Хороший тренинг не может не быть дорогим»

Полная ерунда (во всяком случае, по состоянию на начало 2001 года — время написания данных заметок). Уникальность психологического рынка состоит в том, что на нем отсутствует прямая зависимость между ценой и качеством предоставляемых услуг. Если вы не слишком отягощены соображениями престижности, обращайтесь не в «брэндовое» агентство с «представительскими» ценам, а в тренинговую фирму поскромнее или найдите независимого специалиста. Отсутствие дорогой презентационной техники (прогулки на теплоходе, шашлыков, поездки за границу и т. д.) будет с лихвой компенсировано тренерским профессионализмом, воодушевленностью, личной харизмой и способностью передать свой энтузиазм слушателям. Как уже было сказано, профессионалы высокого класса не любят «кормить» инфраструктуру тренинговых агентств и часто предпочитают работать «соло». Поэтому услуги «вольных стрелков» обходятся намного дешевле.

«Многолетние независимые исследования, проводившиеся Стэндфорским (Гарвардском, Калифорнийским) университетом США, свидетельствуют, что 85% выпускников тренингов личностного роста после прохождения тренингового процесса, склонны считать ценность тренинга как значительно большую или намного превышающую его стоимость; 95% выпускников склонны рекомендовать тренинг всем своим друзьям, родным, и коллегам; 77% сообщают о значительно возросшей самооценке и т.п.» (Проценты могут незначительно варьировать)

Эту фразу вы услышите в четырех из пяти агентств. Накачивание эмоциональной энергетикой типично для всех психологических тренингов. После них люди обычно выходят слегка ошалевшие, но с ощущением небывалого воодушевления и всемогущества. Поэтому ссылка на авторитет «буржуйских исследований» не совсем корректна. Вы должны четко различать собственные эмоции и реальную практическую ценность тренинговой работы. Задача тренинга — дать вам не столько эфемерные ощущения, сколько конкретные знания и навыки. (Примечание: пустой эмоциональной «накачкой» тренинговой группы иногда злоупотребляют недобросовестные тренеры; за искусственно вызванными пиковыми ощущениями они пытаются скрыть нулевой КПД своего тренинга.)

Автор: Виктор Сороченко

Источник: http://www.hrm.ru/db/hrm/5C5AE2FA36E418FFC32577400074EB89/vid/article/article.html

Поделиться ссылкой:

Психологический тренинг. Большая российская энциклопедия

Психотерапевтические технологии

Психологи́ческий тре́нинг, форма активной групповой работы, направленной на решение психологических проблем участников.

В отличие от групповой психотерапии, группы психологического тренинга (обычно 7–12 человек под руководством психолога в роли ведущего) создаются для оказания психологической помощи здоровым людям.

Психологический тренинг возник в 1940-е гг. в США, его современные разновидности связаны с двумя основными направлениями – с традицией т. н. лабораторного обучения, или Т-групп (развивалась в школе групповой динамики К. Левина), и с практикой тренинга личностного роста, или групп встреч (сложилась в гуманистической психологии К. Роджерса). Т-группы в варианте тренинга базовых умений сфокусированы на освоении социальных умений и навыков, а в варианте тренинга сензитивности – на психологический анализ ситуации общения, развитие чувствительности к межличностным отношениям и др. Группы встреч ориентированы на самопознание участников, углубление понимания ими себя, обсуждение личностно значимых для них тем и проблем.

Основные методы психологического тренинга – игра (в том числе ролевая) и групповая дискуссия. Позиция ведущего группы психологического тренинга может быть директивной (позиция тренера в обучающих тренингах) и недирективной (позиция фасилитатора в тренингах личностного роста). Обучающие тренинги проводятся в соответствии с заранее разработанной программой, направленной на достижение конкретных результатов – освоение необходимых умений (например, публичного выступления, конструктивного разрешения конфликтов и т. д.) через овладение психологическими техниками. Работа фасилитатора нацелена на получение нового для участников опыта общения, в частности через конструктивное обсуждение поднимаемых ими самими проблем.

Основные механизмы работы групп психологического тренинга (относятся и к членам групп, и к ведущим) – это самораскрытие и обратная связь, которая должна быть конструктивной, чтобы её адресат мог принять её, не защищаясь от неё. Для этого она должна носить неинтерпретативный, описательный характер (не содержать общих оценок типа «хороший – плохой» и обозначений черт характера типа «добрый – злой» и т. п.), а также должна нести информацию о чувствах говорящего («меня радует – обижает в тебе…»). Конструктивная обратная связь способствует созданию в группе психологической атмосферы безопасности, поддержки и самораскрытию участников.

В СССР первые группы психологического тренинга появились в 1970-е гг. Множество специализированных программ психологического тренинга включают бизнес-тренинг, тренинг уверенного поведения, конструктивного разрешения конфликтов, публичного выступления, ведения эффективных переговоров и др. Психологические тренинги проводятся в учебных заведениях (как часть образовательных программ), в организациях (корпоративные тренинги – для обучения и развития персонала) и в других сферах.

Соловьёва Ольга Владимировна

Дата публикации:  23 мая 2022 г. в 21:21 (GMT+3)

Какой тип обучения обычно проходят клинические психологи? | Работа

Эшли Миллер

Как клинический психолог, вы будете помогать пациентам с психическими, социальными, профессиональными, эмоциональными и психологическими расстройствами и проблемами. Клинические психологи предлагают специальные услуги, такие как оценка, психологическое тестирование и психотерапия, чтобы помочь своим пациентам улучшить функционирование и общее самочувствие. Путь к тому, чтобы стать клиническим психологом, долгий и во многих случаях дорогостоящий, включающий несколько лет обучения и подготовки.

Высшее образование

Все потенциальные клинические психологи получают степень бакалавра, прежде чем они смогут начать обучение на уровне магистратуры. Но вам не обязательно специализироваться на психологии — многие аспирантуры принимают абитуриентов, которые имеют гуманитарное или другое образование. Степень бакалавра в области психологии может помочь вам определить, подходит ли вам эта область, и заложить основу для дальнейшего обучения. Независимо от вашей специальности, вы должны были пройти вводные курсы по психологии и курс по психопатологии. Поскольку большинство программ для выпускников в области психологии уделяют большое внимание исследованиям и статистике, рекомендуется также пройти несколько курсов в этих областях.

Высшее образование

Клинические психологи получают большую часть своей подготовки в аспирантуре. Большинство клинических психологов поступают в докторантуру по клинической психологии сразу после получения степени бакалавра. В аспирантуре клинические психологи проходят обучение посредством сочетания лекций и семинаров, исследовательских возможностей и практической клинической практики под наблюдением. По данным Общества клинической психологии, курс клинической психологии в основном сосредоточен на личности и психопатологии. В статье 2002 года для Psych Central психолог Джон Грохол советует будущим клиническим психологам выбирать программы для выпускников, которые обеспечивают ранний клинический опыт, предпочтительно начиная со второго года обучения.

Преддокторские стажировки

После удовлетворительного завершения докторской курсовой работы и практических занятий вы имеете право на преддокторскую стажировку. Преддокторская стажировка основывается на опыте и обучении, предоставленных вашими практиками. Во время преддокторской стажировки вы оказываете психологические услуги пациентам в клинических условиях под наблюдением квалифицированного клинического психолога. В идеале вы получите опыт оценки, диагностики и лечения широкого круга людей с различными психологическими расстройствами и жалобами на психическое здоровье. Ваша стажировка должна проходить в условиях, одобренных Американской психологической ассоциацией или другой подобной организацией.

Постдокторская практика

После окончания учебы вам необходимо будет получить лицензию в своем штате на занятие клинической психологией. Одна из дилемм, с которыми сталкиваются многие новые выпускники, заключается в том, что в большинстве штатов требуется определенное количество часов опыта работы под руководством аспиранта. Многим начинающим клиническим психологам постдокторские стажировки помогают выполнить эти требования. Согласно статье 2012 года в журнале «Monitor on Psychology» Американской психологической ассоциации, вы можете использовать как аккредитованные стипендии, так и неформальные постдокторские должности, чтобы получить опыт под наблюдением. Постдокторский опыт обычно оплачивается и обеспечивает дополнительное обучение и руководство во время работы в клинических условиях.

Ссылки

  • Северо-Западный университет: Факультет психологии: что нужно, чтобы поступить в аспирантуру по клинической психологии?
  • Общество клинической психологии: О клинической психологии
  • Psych Central: Итак, вы хотите стать психологом?
  • Пенсильванский университет Индианы: что такое стажировка в области клинической психологии?
  • Американская психологическая ассоциация: Монитор по психологии: четыре способа найти постдок

Писатель Биография

Эшли Миллер — лицензированный социальный работник, психотерапевт, сертифицированный практик Рэйки, энтузиаст йоги и ароматерапевт. Она также работала консультантом по программам помощи сотрудникам и специалистом по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами. Миллер имеет степень магистра социальной работы и обширную подготовку в области диагностики психического здоровья, а также детской и подростковой психотерапии. Она также имеет степень бакалавра в области музыки.

Обучение

Программа обучения психологии UTMB основана на модели ученого-практика с упором на профессиональные компетенции, поэтому она включает как исследования, так и клинический опыт. Следующие описания относятся к обучению психологии, которое в настоящее время доступно в UTMB.

«Модель ученого-практика создает психолога, который имеет уникальное образование и подготовку для создания и интеграции научных и профессиональных знаний, отношений и навыков, чтобы продвигать психологическую науку, профессиональную психологическую практику и благополучие человека. Выпускник Эта учебная модель способна действовать как исследователь и как практик, а также может действовать как в одном, так и в обоих случаях, в соответствии с самыми высокими стандартами в психологии.Модель ученого-практика идеальна для психологов, которые используют научные методы в проведении профессиональной деятельности. упражняться.» (Национальная конференция по образованию и подготовке ученых-практиков для профессиональной психологической практики)

Обучение, основанное на клиническом опыте и обучении дидактике, предназначено для развития практических компетенций и знаний и основано на модели, в которой психологическая практика основана на науке психологии, которая, в свою очередь, находится под влиянием профессиональной психологической практики. Надзор осуществляется лицензированными психологами, которые несут профессиональную ответственность за дела, находящиеся под наблюдением. От стажера-психолога ожидается компетентность, которая измеряется с помощью возможностей последовательной оценки. От стажера-психолога ожидают минимальных компетенций посредством периодических (3) формальных оценок, которые включают прямое наблюдение и самоотчет, который оценивает глубину и направленность, для обеспечения технических и профессиональных знаний. Ожидается наличие минимальных компетентностных навыков, и программа обучения рассчитана на постепенное повышение сложности на протяжении всей программы по мере того, как стажер-психолог приобретает ожидаемую компетентность в области клинической психологии здоровья.

Стажеры-психологи будут участвовать в развитии продвинутых навыков, по крайней мере, четыре дополнительных часа в неделю из следующего: междисциплинарные конференции по конкретным случаям, которые конкретно связаны с нагрузкой стажера; ведомственные, кампусные и телеконференционные семинары, посвященные клиническим или исследовательским вопросам; совместная терапия с сотрудником, которая включает в себя обсуждение/контроль передовых навыков, ожидаемых в клинической психологии здоровья; обучение; групповой надзор; и/или дополнительная индивидуальная супервизия, необходимая для развития навыков клинической психологии здоровья. Стажер-психолог будет проводить не менее 50% своего времени в непосредственной психологической помощи и будет получать постоянную обратную связь, которая касается клинических компетенций, ожидаемых в практике клинической психологии здоровья. Эти компетенции были интегрированы в форму оценки компетенций, используемую в UTMB. Основным методом обучения стажеров-психологов UTMB является предоставление услуг под наблюдением в непосредственном контакте с пациентами. Ожидается, что к концу года стажеры продемонстрируют продвинутый уровень профессиональных психологических компетенций, измеренный оценкой компетенций UTMB, с минимальной оценкой навыков «3» или выше. Эти компетенции относятся к навыкам, способностям, навыкам и знаниям в следующих областях содержания: теории и эффективные методы психологической оценки, диагностики и вмешательства; разработка и оценка программ, включающих теорию или практику супервизии и обучения; стратегии научного исследования реализуются посредством дидактики и исследовательских проектов; понимание междисциплинарных административных вопросов в психологии, требующих эффективного предоставления услуг, практики, обучения и исследований; профессиональное, законное и этическое поведение; и ценить культурные и индивидуальные различия в практике психологии во всем вышеперечисленном.

Клиническая психология здоровья Клинические ротации

Центр переходного обучения (приобретенная черепно-мозговая травма), Служба анестезиологии и обезболивания, Больница Шрайнерс Бернс, Служба ортопедии позвоночника и хирургия трансплантации

Клиника анестезиологии и лечения боли, ориентированная на пациентов с хроническими заболеваниями, которые также имеют значительный болевой компонент. Пациенты получают медицинские вмешательства и обезболивающие в комплексе с психологической терапией в многопрофильной клинике с акцентом на реабилитацию. Ряд врачей и клиник обращаются в эту клинику, в первую очередь анестезиологов, за помощью в контроле боли с помощью обучения релаксации, гипноза, биологической обратной связи и когнитивно-поведенческого лечения. Основная задача включает оценку хирургических процедур. Пациентов также направляют из семейной практики UTMB по поводу боли и сексуального функционирования. Пациенты оцениваются врачами для определения органической этиологии в сочетании с влиянием на качество жизни и сексуальное функционирование, которым занимаются психологи. Ортопедическая служба позвоночника предлагает услуги пациентам с хроническими болями в пояснице. Хирургия трансплантации (клеток печени, почек и поджелудочной железы) обеспечивает психологическую оценку потенциальных пациентов с трансплантацией для оценки их пригодности, качества жизни и психологического наложения. Клиническое руководство осуществляет Джефф Бейкер, доктор философии, ABPP.

Возможности исследований в области клинического здоровья

Направление исследований в области клинической психологии здоровья

Стажеры с докторской степенью могут участвовать в исследованиях пациентов со значительным компонентом боли и/или качества жизни. Существует ряд текущих исследовательских проектов, и ожидается, что стажер-психолог будет участвовать в текущих исследованиях, которые, как ожидается, приведут к публикации и / или грантовому финансированию. Исследования в области клинической психологии здоровья сочетаются с клиническим опытом в вышеупомянутых клиниках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *