Треугольник Карпмана – как выйти из него и не попадать, полезная литература и интересные фильмы
Распространенной моделью взаимоотношений между людьми является треугольник Карпмана. Манипуляция, зависимость, жертвенность, все это не позволяет человеку быть свободным и счастливым. У многих просто не хватает сил, чтобы что-то изменить, но выход есть всегда.
Треугольник Карпмана – что это?
Автором этой психологической модели является Стивен Карпман, описавший ее в 1968 г. Есть еще и другое название – драматический треугольник. Эта модель просто и наглядно описывает взаимодействие между людьми. Треугольник судьбы показывает, что в любых отношениях есть манипуляции и зависимость. В нем может находиться от двух и более людей. При этом треугольник Карпмана – это модель, в котором только три роли: спасатель (спаситель), преследователь (контролер-диктатор) и жертва. Принимая на себя хотя бы одну из них, человек теряет связь с реальностью.
Роли в треугольнике Карпмана
Уже упоминалось, что участники этой модели могут быть причислены только к трем видам ролей, причем время от времени они могут меняться. Эти субличности просто не умеют заявлять о своих истинных намерениях, поэтому и живут ради других, ожидая подобной отдачи в ответ. Закон треугольника Карпмана очень прост: преследователь постоянно дергает жертву, критикуя и обижая. Она же мучается и жалуется на свою ужасную жизнь, а спасатель утешает и пытается помочь.
Треугольник Карпмана – жертва
Человек с такой ролью всегда слабый, грустный, беспомощный, он не любит брать на себя ответственность и всегда нуждается в том, чтобы его спасали. В треугольнике созависимых отношений Карпмана жертва всегда находит повод, чтобы пожаловаться. Основные принципы мышления:
- я слабый человек;
- я никому не нужен;
- жизнь ко мне несправедлива;
- моя жизнь полна неприятностей;
- все меня обижают;
- я не умею принимать решения.
Изучая, треугольник Карпмана, отметим, что роль жертвы имеет свои плюсы:
- Поскольку человек всегда требует жалость от других, он получает больше всего внимания от окружающих.
- Намного проще жить, когда все ответственные решения можно переложить на плечи других людей.
- За счет сострадания других людей, жертва стабилизирует свою самооценку.
- Людям с такой ролью не знакомо чувство вины, они никогда не сомневаются.
Треугольник Карпмана – спасатель
Сложная и деструктивная роль, которую применяют на себя сильные личности. При этом злость и агрессия от них направлена не на слабых жертв, а на преследователей. Психология треугольника Карпмана в отношениях указывает, что для представителей роли спасателя важно чувствовать свою необходимость, в противном случае они не ощущают удовлетворенность. Такими людьми двигает сочувствие, жалость и желание доказать что-то другим.
Спасатели применяют на себя роль Супермена, которые делают все для более безвольных людей. При этом заметим, что за борьбой за справедливость скрывается жажда власти. Основные принципы мышления:
- я сильный и должен защитить слабого;
- я знаю, как правильно поступить;
- я должен показать, что нельзя обижать слабых.
Драматический треугольник Карпмана имеет такие преимущества для обладателей роли спасателя:
- Обладатели этой роли легко реализуют свои потребности во внимании, уважении и так далее.
- У них всегда есть какое-то дело, они не сидят спустя рукава.
- Им дается возможность руководить процессом, занимая лидирующие позиции.
- Их деятельность поощряется социумом.
Треугольник Карпмана – преследователь
Люди с такой ролью – лидеры, сильные натуры, которые предпочитают доминировать над другими. Они получают удовольствие, когда унижают и контролируют своих жертв. Основные эмоции у преследователя в психодраматическом треугольнике Карпмана – гнев, раздражение, агрессия. Основные принципы мышления:
- мое мнение самое важное;
- есть мое мнение и неправильное;
- мне важно все держать под контролем;
- за каждый проступок придется платить.
Классический треугольник Карпмана дает преследователю такие выгоды:
- Человек с такой ролью всегда находится в центре внимания, ведь он отличный манипулятор.
- У него нет ограничений, преследователь делает все, что ему хочется.
- Свои негативные эмоции такие люди выплескивают на более слабых особей.
- Свою самооценку преследователь повышает за счет унижения окружающих.
Треугольник Карпмана – примеры из жизни
Для лучшего понимания ролей и самого треугольника Карпмана в психологии стоит рассмотреть примеры из жизни:
- В современном мире можно часто встретить такую особь, как мужчина-тунеядец. Он долго ищет работу, предпочитая лежать на диване перед телевизором, всегда жалуется, что все против него. Это яркий представитель жертвы. Его жена является преследователем, который ежедневно напоминает о том, что он ничтожество, что в нем нет ничего мужского. Есть у этого мужчины мать, и она спасатель, ведь всегда пожалеет сына, отдаст ему свою пенсию, приготовит поесть и так далее. Такой треугольник может сохраняться очень долго, причем женщины могут меняться ролями.
- Чтобы еще лучше разобраться в том, что такое треугольник Карпмана, разберем еще один пример. Есть семьи, в которых у родителей отличающиеся мнения, касающееся воспитания ребенка. Мать выбирает роль преследователя, поэтому она строга к своему чаду, наказывает его за проступки и не балует. Отец является спасателем, который жалеет ребенка, поэтому часто балует его. Он покупает сладости, разрешает поиграть в телефон, не ругает за разбитую вазу. Для ребенка уготована роль жертвы, которая не любит ответственность и даже иногда специально сталкивает родителей лбами.
Как выйти из треугольника Карпмана?
Если человек понимает, что находится в треугольнике, это уже первый шаг к новой жизни. Действовать нужно постепенно, и тогда все получится. Стоит знать некоторые моменты о том, что такое треугольник Карпмана и как выйти из него:
- Жертва перенимает на себя роль героя. Вместо жалости к себе, необходимо бороться с неудачами, получая от этого удовольствие.
- Преследователь превращается в философа. После изменений уже не хочется критиковать, поскольку результат перестает волновать. Ведь есть уверенность, что все будет хорошо.
- Спасатель трансформируется в мотиватора. Он помогает развиваться, совершать подвиги и делать жизнь краше.
Как выйти из треугольника Карпмана – жертва
Советы, которые помогут выйти из роли жертвы и начать новую жизнь:
- Оставьте все жалобы в стороне. Учитесь искать возможности, чтобы исправить то, что не нравится и не удовлетворяет.
- Выход из треугольника Карпмана требует усвоить один важный момент – никто никому в жизни ничего не должен. Не нужно ожидать, что кто-то придет и спасет, надейтесь только на себя, тогда никаких разочарований не будет.
- Каждый вправе делать то, что ему нравится, а не подстраиваться под ожидания других.
- Перестаньте оправдываться и упрекать себя, что не соответствуете ожиданиям окружающих.
Как выйти из треугольника Карпмана – спасателю
Чтобы начать новую жизнь, стоит воспользоваться простыми советами, как выйти из роли в треугольнике Карпмана:
- Если не просят, значит, не нужно никому навязывать свою помощь. Держите свое мнение при себе.
- Утверждайтесь за счет своих поступков и достижений, а не за счет других людей.
- Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
- Если вы помогаете другим людям, не нужно ждать от них благодарности, делайте все от чистого сердца.
Как выйти из треугольника Карпмана – преследователю
Рекомендации, которые помогут выйти из треугольника и начать новый этап жизни:
- Просто обвинять в своих проблемах других, но нужно учиться анализировать себя понимать, где произошел промах, и какой шаг оказался неверным.
- У каждого человека может быть собственное представление о том, что правильно, а что нет. При этом никто другой не должен соответствовать этим канонам. Каждый делает то, что нужно, а если что-то не нравится, то просто отступитесь от этого.
- Контролируйте свои эмоции, если нужно покинуть треугольник судьбы Карпмана, то учитесь гасить в себе злобу и агрессию.
- Хотите быть крутым, тогда делайте для этого что-то, а утверждаться за счет других – проигрышная стратегия.
Как не попадать в треугольник Карпмана?
Чтобы не стать частью зависимых отношений, стоит учиться соблюдать адекватный нейтралитет, удерживая свои границы. Правильная модель взаимоотношений базируется на таких правилах:
- Учитесь отстаивать свой комфорт и говорить «нет». Каждый вправе делать свой выбор, опираясь только на собственные желания.
- В не зависимости от обстоятельств учитесь сохранять моральное и душевное спокойствие.
- Отвечайте только за себя и не стремитесь указывать другим людям, как жить. У каждого есть право выбора, если другой человек совершит ошибку, то это будет его опыт. Говорите свое мнение, только, когда у вас будут его спрашивать.
- Чтобы не оказаться в треугольнике Карпмана, при общении с другими людьми, рекомендуется обращать внимание на то, правильно ли интерпретируются чувства и желания собеседника, или они как-то коверкаются при восприятии.
- Учитесь поддерживать окружающих и заряжайте их положительной энергией. Важно делать это ненавязчиво и от чистого сердца.
- При взаимодействии с людьми важно вести с ними конструктивные беседы. Человек должен понимать, что он должен совершить для достижения поставленной цели, и что в случае ошибки, это будет только его вина.
- Выработайте в себе привычку учитывать то, как ваше поведение может влиять на ситуацию и людей. Причем это должны быть как коротко-, так и долгосрочные последствия. Благодаря этому можно научиться понимать, когда инициатива полезна, а когда лучше оставаться в стороне.
- Учитесь делегировать и распределять зоны ответственности. Благодаря этому у каждого будет стимул работать и не подводить окружающих.
Треугольник Карпмана – книги
Существует много разной литературы, которая рассказывает о созависимых отношениях, манипуляциях и так далее. Предлагаем несколько из них:
- «Освобождение от созависимости» Б. Уайнхолд, Д.Уайнхолд. Авторы предлагают действенные методы, как правильно выйти из треугольника и начать новую жизнь.
- «Анатомия человеческой деструктивности» Э.Фромм. Хорошая книга про треугольник Карпмана, объясняющая проблему о том, как люди разрушают свою жизнь и живут по другим сценариям.
Треугольник Карпмана – фильмы
Во многих кинолентах можно проследить наличие треугольника Карпмана. Смотря такие фильмы, можно посмотреть на проблему со стороны и измениться. Хотите разобраться, что такое психологический треугольник Карпмана, предлагаем обратить внимание на такие ленты:
- «Человек-волк» 2010 г.;
- «Жизнь этого парня» 1993 г.;
- «Пианистка» 2001 г.;
- «Любовь и голуби» 1984 г.;
- «Альфа Дог» 2006 г.
как выйти, примеры из жизни
Треугольник Карпмана подразумевает определенный сценарий поведения, в котором участвуют 3 основных персонажа: жертва, преследователь, спасатель. Каждый из них крайне любопытен и связан с глубокими мотивами, бессознательным выбором наиболее удобной модели поведения.
Но эта статья будет посвящена, как кажется, самому невинному из героев – жертве. Тебе уже ее жалко, или ты сразу представила, как плохо в этом мире именно тебе, и как сильно ты хочешь быть счастливой? Тогда давай разбираться, как выйти из треугольника Карпмана и перестать быть жертвой.
В этой статье:
Что такое треугольник КарпманаХарактерные черты треугольника КарпманаРоль жертвыКак выйти из треугольника Карпмана, если ты жертваТреугольник Карпмана
Новости СМИ2
Что такое треугольник Карпмана
Фото автора Roy Reyna: Pexels
Если внимательно присмотреться к любой группе людей, будь то семья, небольшой коллектив на работе или компания друзей, можно увидеть, что многие в ней играют определенные роли. Во главе угла стоит жертва, с ней активно взаимодействуют ее преследователь и «рыцарь на белом коне» – спасатель. Это и есть так называемый треугольник Карпмана, по иронии судьбы созвучный с русским словом капкан.
Несколько слов об основных ролях. Жертва постоянно жалуется на жизнь, всё у нее плохо, её заставляют страдать, во всем обвиняют, сама она – невинная, немощная овечка.
Жизнь ей портит преследователь. Его агрессивное поведение заставляет ее чувствовать виноватой. Он постоянно её упрекает, критикует, создает невыносимые условия.
Чтобы избавить жертву от страхов и преследования, на сцену выходит спасатель. Зачастую о помощи его никто не просит, он проявляет благородство, жертвует своим благополучием и делает все, чтобы оказать помощь жертве.
Если трудно представить, как это работает в жизни, вот один из примеров: Мать запрещает девушке гулять, поздно возвращаться домой, пугая риском изнасилования на улице, грабежей и тому подобными ужасами. Однажды девушка встречает парня, который спасает ее от запретов матери, предлагая свободу. Она с радостью соглашается, но, выполняя определенную программу, провоцирует молодого человека на интим и обвиняет его в насилии. Мать стремится ей на помощь, парню ничего не остается, как признать вину.
Треугольник Карпмана. Как перестать быть жертвой?
В начале игры мать принимает на себя роль преследователя, дочь – жертвы, а молодой человек – спасателя. Но посмотри, как все хитро обернулось в конце – девушка стала вести себя, как обвинитель, мать пришла ее спасать, а парень превратился в жертву.
Характерные черты треугольника Карпмана
Ситуация с девушкой, ее мамой и молодым человеком позволяет представить особенности взаимодействия персонажей треугольника Карпмана:
- В отличие от театральной постановки, роли в нем не зафиксированы.
Сегодня человек может быть преследователем, завтра станет жертвой, через день отправится спасать невинного. От участников, их видения мира, самих себя зависит скорость, с которой они меняют модели поведения.
- Роли не подразумевают, что человек действительно агрессор или герой.
Скорее, это временно принятые модели поведения, в которых оптимально проявляются бессознательные желания, страхи, желание манипулировать собой и другими. Цель – игра, времяпровождение, попытка решить свои проблемы за чужой счет, избежать сознательного, взрослого поведения.
- Кажется, что каждый член транзакции выигрывает, на самом деле есть только проигравшие.
Они замораживают свои проблемы, фиксируются на недостатках, не видят будущего, неспособны реализовать внутренние ресурсы.
- В треугольнике Карпмана нет возрастных ограничений.
Взрослые активно привлекают к игре детей, нанося им травму и научая неуспешному, манипуляторному поведению с детства.
- Периодически к взаимодействию привлекаются окружающие.
С одной стороны, они являются благодарными зрителями, с другой, невольно становятся кандидатами на исполнение ролей.
Игры могут быть напряженными, в других участники чувствуют себя расслабленными, дают волю чувствам, не проявляют излишнюю агрессию. Однако не думай, что подобное поведение – приятная, расслабляющая попытка провести время. В некоторых случаях взаимодействие ведет к тяжелым последствиям, связано с нанесением реального вреда.
Роль жертвы
Многие психологи склонны полагать, что самый важный персонаж в треугольнике Карпмана – это жертва. Именно она инициирует игру, провоцирует или находит преследователя, привлекает спасателя. Причем делает это, реализуя бессознательные мотивы и чувства, активно манипулируя другими героями.
Для появления агрессора нужно, чтобы жертва испытывала чувство вины, страха, несправедливости, бессознательно искала того, кто бы ее наказал, усугубив виновность. Для вызова спасателя необходимо показать, как много страдает, а исправить ситуацию – не в её силах.
Всё это позволяет сформулировать основные черты жертвы, которые позволят тебе узнать ее в любом обществе:
- Она постоянно жалуется, что никто ее не понимает.
- Чувствует себя несчастной, бедной, обиженной, страдающей.
- Ей приходится многое терпеть.
- Она уверяет всех, что в жизни нет справедливости.
- Все ей делают больно, ранят, оскорбляют, унижают.
- Она вынуждена работать, зарабатывать деньги, пока остальные наслаждаются жизнью.
- Начальник постоянно заставляет оставаться после работы. Муж не помогает. Родители скандалят. Дети не слушаются.
- На отдыхе случаются неприятности.
- Ее обвиняют во всех грехах, а она всего лишь мышка-малышка, белая и пушистая.
- Она хочет выглядеть хорошей в глазах других, игнорируя то, что может сделать её действительно счастливой.
Жертва может играть во множество игр одновременно – при общении с родителями, мужем, коллегами, начальством, подругами.
Одна из типичных игр «Да, но…» представляет безрезультатное взаимодействие со спасителем. Например, женщина (жертва) жалуется на своего сына (агрессор), обвиняя его в тирании, агрессии; он занимает все ее свободное время, не даёт наслаждаться жизнью.
Подруга (спасатель) предлагает разные варианты решения проблем: попросить мужа, бабушку помочь; сама она может иногда возить ребенка на занятия – ей по дороге; мальчик уже не маленький, сам может дойти, тем более что школа (кружок) рядом.
Ответ жертвы связан с невозможностью принять все эти предложения, т.к. в них всегда есть недостатки.
Как выйти из треугольника Карпмана, если ты жертва
Как видишь, роль жертвы связана с основной проблемой – неумением или нежеланием быть счастливой. Она не хочет брать на себя ответственность, не готова верить в себя, обвинять кого-то в своих проблемах для нее легче, чем искать их решения или строить успешную жизнь.
GiphyКак выйти из роли жертвы:
- Перестань смотреть на этот мир с точки зрения виноватых и преследователей.
Каждый человек имеет в себе достаточно ресурсов, чтобы быть успешным и перестать играть в заведомо проигрышные игры.
- Посмотри – в мире нет людей хуже или лучше тебя.
У каждого есть свои преимущества, позволяющие добиться успеха.
- Поверь в себя.
Даже если ты уверена, что в чем-то ты несовершенна, не бойся этого. Мечта об идеалах, соответствие им – элемент игры, которую тебе навязывает кто-то другой.
- Не бояться искренне выражать свои чувства.
Поверь, в умении сделать это – твоя сила. Многие бояться, что, открыв свои раны, они станут уязвимыми. Но твои подруги, друзья скорее будут завидовать тому, что ты способна это сделать, чем осуждать или стремиться тебя ранить. Если кто-то захочет тебе навредить, уйди от общения с ним, прерви игру.
Фото King Lip on Unsplash- Проанализируй свои желания, откинь те, которые мешают тебе чувствовать себя счастливой и полюбить себя.
Подумай, есть ли глубокий смысл в том, чтобы чувствовать себя несчастной, страдать, болеть?
- Установи границы, за которыми будет только твое личное пространство.
- Не давай другим втягивать себя в неконструктивные взаимодействия.
- Не ищи во взаимоотношениях с другими подвохов.
Будь сильной, чтобы встать лицом к лицу с твоими друзьями, родными.
- Анализируй прошлое и настоящее.
Не использую заведомо проигрышные, конфликтные шаблоны. Каждая ситуация – уникальная, не бойся быть гибкой и творческой.
Попробуй научить быть счастливой – в этом секрет того, как выйти из треугольника Карпмана, если ты жертва. Преследователи, спасатели вокруг тебя – всего лишь маски, которые легко снять, проявив искренность, стремление добиться конструктивных целей.
Треугольник Карпмана
Эту модель коммуникации заметил в 60-х годах XX века американский психотерапевт Стивен Карпман. Он увидел, что в разных жизненных ситуациях зачастую складывается модель отношений, в которых три участника неосознанно занимают определенные роли:
- преследователя (агрессора)
- жертвы
- или спасителя.
Каждый из нас может занимать все три роли попеременно, они не закреплены. Такой треугольник может сложиться в любой ситуации — выбираете вы платье или вас бьет муж. Попасть в эту ловушку может любой человек, вне зависимости от статуса, уровня образования и интеллектуального развития.
Тем не менее, обнаружить себя в таких отношениях самостоятельно возможно — важно только понимать, чем мотивирована та или иная позиция:
- Преследователь (агрессор) стремится подавлять личность. Он ищет виноватых и самоутверждается за счет доминирования. Найдя жертву, он ее критикует, обвиняет в совершении ошибок, в создании проблем. Иногда, принимая такую роль, люди пытаются компенсировать свои внутренние проблемы.
- Жертва считает, что бессильна перед обстоятельствами и не в силах самостоятельно изменить ситуацию. Виновник всех ее бед — преследователь. Встретив агрессию с его стороны, жертва ищет того, кто может ей помочь. На самом деле ей нужно просто пожаловаться и найти человека, который решит за нее все проблемы.
- Спаситель всегда готов помочь жертве решить проблемы, защитить ее. Но истинная его мотивация часто кроется в том, что человек в этой позиции самоутверждается, — он хочет поднять собственную ценность за счет способности решать чужие проблемы.
Чтобы осознать, что вы попали в ловушку, нужно прислушаться к своим внутренним ощущениям. К счастью, когда мы оказываемся в такой системе коммуникации, мы чувствуем неприятные эмоции, понимаем, что что-то не так. Такой сигнал дает возможность сделать шаг в сторону и подумать: «Что происходит? Какую позицию я сейчас занимаю и почему?».
Этот подход помогает вовремя обнаружить себя в одной из ролей треугольника и прекратить коммуникацию. Если такого умения нет, то, конечно, человек может оказаться заложником ситуации. Избежать этого помогает навык рефлексии. Если с этим у вас дела обстоят не очень, не отчаивайтесь — его можно развить.
Во-первых, само знание того, что такой треугольник существует, уже поможет. Если вы проинформированы о том, как могут развиваться отношений в некоторых ситуациях, это поможет вам увидеть его. Во-вторых, научиться внимательнее относиться к своим переживаниям помогает психотерапия. А кому-то могут подойти различные духовные практики развития осознанности.
Если вам свойственно искать спасение на стороне, вы можете сами не заметить, как станете жертвой. Да, просить совета — вполне нормальная вещь, но вы не должны перекладывать ответственность за свои решения на других. Поведение преследователя может быть мотивировано желанием показать свое превосходство. Зачастую их могут притягивать жертвы.
В таком случае обе стороны получают свое: преследователь — возможность найти виновных, а жертва — подтверждение своей неспособности самостоятельно решать проблемы и необходимости найти того, кто сделает это за нее. Надо отметить, что обнаружить преследователя легче всего — эта роль заведомо сопряжена с агрессивным поведением.
Если вы чувствуете неспособность сдерживать свой гнев, возможно, вам помогут занятия спортом. И не забывайте развивать свои навыки рефлексии. Тем, кому свойственно всех и всегда спасать, необходимо подумать, не решаете ли вы чужие проблемы. Если да, то это не значит, что вы должны резко прекратить коммуникацию с каким-то человеком.
Попробуйте поменять свое поведение: не пойти поговорить с обидчиком самой, а дать ей конструктивный совет. Вы можете предложить выход из ситуации, не втягивая себя в чужие проблемы. Таким образом, вы дадите человеку возможность принять решение — возьмет он ответственность на себя или предпочтет думать, что вы никудышная подруга.
В последнем случае жертва просто-напросто найдет другого спасителя, который готов будет решить проблемы за нее. И не забывайте о такой простой вещи, как открытый диалог. Умение осознавать свое состояние и говорить открыто поможет вам предотвратить деструктивные контакты.
Что это? Причина? Как сбежать от него?
Драматический треугольник — это модель, которая показывает 3 роли непродуктивных, интенсивных и потенциально токсичных отношений. Преследователь, Спасатель и Жертва (PRV). Треугольник может помочь людям принять эти три роли, чтобы избежать ужасного драматического треугольника конфликтных отношений. Они делают это, зная, что, во-первых, эти роли существуют, а во-вторых, какую роль каждая роль играет в треугольнике. Это объяснение драматического треугольника.
Краткая предыстория того, как впервые был изобретен драматический треугольник
Прежде всего, нам нужно понять баскетбольные и футбольные фальшивки: преимущество. Фальсификация мяча выполняется, когда игрок делает вид, что передает или бросает мяч убедительным движением, но на самом деле не отпускает мяч.
Стивен Б.Карпман, доктор медицины, создатель драматического треугольника. Он изучал подделки, сидя рядом с баскетбольными и футбольными матчами. Стивен начал, по его собственным словам, с того, что «… рисовал кругами и символами, пытаясь понять, как квотербек может перехитрить оборонительного полузащитника в футболе…».
Его отец был психоаналитиком, работавшим в психиатрической тюремной больнице. Русский ученый, учившийся у Фрейда и открывший новую область криминального психоанализа. Кроме того, он написал 20 книг и 100 статей.
Стивен Карпман, сын, посетил вечерний семинар Эрика Берна во вторник. Эрик был психиатром канадского происхождения, который создал теорию транзактного анализа как способ объяснения человеческого поведения. Более того, Берн поощрял своего ученика к мозговому штурму, предлагая еженедельные кредиты для новых теорий. Первая опубликованная теория его творчества называлась «Сказки и анализ сценарной драмы» в 1919 г.68.
После того, как Стивен показал Эрику свою первоначальную теорию в 1968 году, Берн сказал: «Напишите ее, и люди будут цитировать вас 200 лет». . Сорок лет спустя драматический треугольник так же полезен сегодня, как и тогда.
Драматический треугольник можно прекрасно проиллюстрировать на примере сказки о Белоснежке
Что такое Драматический треугольник? Обзор того, что подразумевается под драматическим треугольником
Вики говорит,
Драматический треугольник Карпмана — это социальная модель человеческого взаимодействия, предложенная Стивеном Б. Карпманом. Треугольник отображает тип деструктивного взаимодействия, которое может произойти между конфликтующими людьми. Модель драматического треугольника — это инструмент, используемый в психотерапии, особенно в трансактном анализе.
Насколько я понимаю, драматический треугольник представляет собой модель, которая помогает нам изначально лучше понять отношения — социальное взаимодействие. Во-вторых, его можно использовать для сравнения этой модели непродуктивных отношений с нашей собственной, чтобы узнать, являются ли наши отношения токсичными или нет. Чтобы узнать, являются ли наши отношения реактивными и не уполномоченными. Что-то вроде карты, показывающей нам, где мы находимся, чтобы потом знать, где мы хотим быть.
Что такое драматический треугольник? Подробная информация о том, как работает драматический треугольник Карпман
Страшный драматический треугольник состоит из 3 ролей; Преследователь, Спасатель и Жертва. Иногда его называют «Три лица жертвы», а треугольник иногда называют «треугольником жертвы». Роли также описываются как две и одна вниз роли. Преследователь со спасателем в верхней части треугольника и жертва в верхней части треугольника.
Драматический треугольник применим и к рабочему месту
Эти 3 роли находятся в отношениях, которые зависят друг от друга. Отношения, которые не являются продуктивными и будут истощать их энергию нездоровым взаимодействием. Даже если вы не играете ни одну из этих ролей каждый день, весьма вероятно, что вы имеете дело с людьми, которые таковыми являются. Помните, что эти роли можно играть сознательно или подсознательно.
Ловушка в том, что люди, попавшие в ужасный драматический треугольник, хотят удовлетворить свои потребности, которые могут быть неосознанными желаниями, вместо того, чтобы брать на себя ответственность за ту роль, которую они играют в воплощении треугольника в реальность.
Чтобы воплотить это в жизнь, давайте свяжем это с чем-то, что мы знаем. Вот 3 примера:
Красная Шапочка
В этой знаменитой сказке Красная Шапочка была Жертвой Преследователя, Злого Волка, а Спасателем был Дровосек. Интересно, что в сказке роли меняются. Например, Красная Шапочка изначально была Спасительницей своей бабушки, а позже стала Преследователем. Подробнее об изменении ролей далее в этой статье.
Фильм «Титаник»
Роуз, «бедная маленькая богатая девочка», стала жертвой. Ее преследователь — Кэл, богатый нефтяной магнат и ее будущий муж. Джек — «просто бедняга» и Спасатель.
Дональд Трамп
На президентских выборах Дональд Трамп часто выдвигал себя в качестве жертвы. Например: «О, значит, у меня меньше времени говорить, чем у него». Он имел в виду Байдена. В данном случае преследователем выдвигался модератор, а Дональд надеялся, что американский народ станет его Спасителем.
Примеры дома
Все эти примеры относятся к отношениям треугольника, также известного как эмоциональный треугольник. Более «домашним» примером может быть:
Мама и ее маленький сын спорят о состоянии его комнаты. Папа приходит с работы и говорит: «У него был долгий день в школе. Отпусти его». Мама — преследователь, сын — жертва, а папа — спасатель. Дальнейшее может быть либо продолжением этих ролей, либо, возможно, сменой ролей, когда папа нападает на маму, а их сын пытается спасти свою маму. Все меняются ролями.
Если вы подумаете о своей жизни, то в какой-то момент вы уже играли одну из этих ролей. Это очень неудобно признавать, но знание того, что у вас есть, может стать самым первым шагом к тому, чтобы стать счастливее. Подробнее о побеге из драматического треугольника далее в этой статье.
Лучшее понимание трех ролей; Преследователь, Спасатель и Жертва
Каждая роль уникальна и имеет свои собственные чувства, высказывания, желания и обязанности. Помните, что это нездоровые роли, сформированные привычными поведенческими привычками.
Преследователи
Преследователь также может быть вашим сердитым боссом
Примеры Преследователя
В приведенных выше примерах нашими Преследователями были Большой Злой Волк, Кэл – муж-миллиардер и модератор выборов.
Роль преследователя – злость
Преследователей также можно назвать злодеями, мучителями, предателями, угнетателями или обвинителями. Во всем виновата роль Преследователя. Это роль, основанная на стыде — «принцип теневого отца». Напоминает критически настроенного родителя. Они всегда должны быть правы, и обвиняя, они отрицают свою уязвимость, боясь сами стать жертвой. Они критикуют и обвиняют.
Часто в детстве этот человек подвергался психологическому или физическому насилию. Преследователи часто втайне кипятятся, потому что над ними «оскорбляли», и теперь они решили никогда больше не быть жертвой, а вместо этого быть выжившим, а единственный способ выжить — быть кем угодно, кроме как «придирающимся неудачником». Их преследование — это способ защитить себя, почти нанеся первый удар.
«Работа» преследователя состоит в том, чтобы удерживать жертву в угнетенном состоянии — быть жертвой. Они не решают проблем, и их сила используется негативно и может быть очень разрушительной: «Я в порядке, а ты нет — я унижаю других, чтобы они чувствовали себя хорошо». Преследователи не гнутся и не могут быть уязвимы.
Если Преследователь не удерживает жертву в угнетении, жертва может подняться, и тогда преследователь не играет роли, так как жертва покидает треугольник. Эта роль является самой экстремальной из трех, хотя вы можете найти и более пассивно-агрессивных преследователей.
Высказывания преследователя
- «Это все твоя вина».
- ‘Они ошибаются, а я прав’.
- ‘Вы ничего не можете сделать правильно’.
- Жертве: «Ты виноват, что все идет не так».
Как распознать личность преследователя
- Принижает достоинство других людей
- Преследует, чтобы чувствовать превосходство
- Снижает ценность и честность других
- Агрессивный
- Злой
- Судебный
- Критический
- Обвинение
- Управление
- Улучшенный
- Больно
Отношения Преследователь ищет в Треугольнике
Преследователь ищет жертв. Удерживая жертву угнетенной, они сохраняют себя преследователем.
Спасатели
Спасатель может быть чутким коллегой
Примеры Спасателя
В приведенных выше примерах нашими спасателями были Лесник, Джек и американцы.
Роль Спасателя – Страх
Спасатели спасают людей, которые, по его мнению, уязвимы, и помогают без просьб. «Я в порядке, а ты нет» — я беру на себя обязанности жертвы, чтобы чувствовать себя хорошо. Не моя». Спасатели хотят заботиться о других людях, и даже должны делать это, чтобы чувствовать себя хорошо, при этом пренебрегая собой или не беря на себя ответственность за свои собственные нужды. Они хотят чувствовать себя ценными, и нет лучшего способа, чем быть спасителем.
Они верят, что если они позаботятся о других, то в конце концов позаботятся и о них. Это рождается из-за того, что их потребности не удовлетворялись в детстве. Считает, что их собственные потребности не важны, и их единственный способ достичь ценности — это общаться с другими и спасать их.
Спасатели переутомлены, устали, пойманы, застряли, почти как мученики, в то время как негодование накапливается под поверхностью. Их роль — полная противоположность Преследователю. Их можно было бы описать как теневой аспект материнского принципа, но вместо поддержки и заботы они контролируют и подавляют, что является ошибочным пониманием расширения возможностей.
Они не могут позволить жертве поправиться или добиться успеха, потому что жертва покинет треугольник, что лишит их возможности «спасать».
Высказывания спасателей
- «Позвольте мне помочь вам».
- «Я могу вам помочь».
- ‘Вы не можете сделать это самостоятельно’.
- ‘Бедняжка, позволь мне помочь’.
- ‘если бы они делали то, что я говорю, они были бы счастливы’.
Как распознать личность спасателя
- Пренебрежение навыками других людей
- Помогает почувствовать превосходство
- Бедный ты
- Обезболивающее
- Снижает способность других думать самостоятельно
- Активатор
- Держит жертву в зависимости
- Слишком услужливый
- Самопожертвование
- Необходимость
- Спасает, когда в этом нет необходимости
- Чувствует себя виноватым, если не спасут
- страхи не нужны
- Держит жертву в зависимости от них
- Скидки на то, что жертва может сама решить проблему
Жертва
Жертва может быть новым сотрудником в состоянии стресса
Жертва
В приведенных выше примерах жертвами были Красная Шапочка, Роза и Дональд Трамп. Знайте, что Преследователь и Спаситель боятся менее желательной роли Жертвы.
Высказывания жертвы и разговор с самим собой
- «Бедняжка. Так нечестно’.
- ‘Это всегда случается со мной’.
- ‘Я никогда не отдыхаю’.
- Спасателю: «Только ты можешь мне помочь».
Роль жертвы – печаль
Жертвы подавлены собственной уязвимостью и не берут на себя ответственность за свое положение. Они отрицают какую-либо ответственность за свои негативные обстоятельства и отрицают обладание властью изменить эти обстоятельства. У жертв есть реальная проблема с принятием решений, решением проблем, поиском удовольствия в жизни или пониманием своего самовоспроизводящегося поведения.
«Я не в порядке, ты в порядке — я помогаю другим чувствовать себя в порядке».
Эта роль — тень нашего раненого внутреннего ребенка. Невинная, уязвимая и нуждающаяся часть нас. Парализующая зависимость от первичных отношений. Сломанный и непоправимый. В конце концов, Жертва с одним проигрышем устанет быть такой и будет пытаться уравнять правила игры, что будет означать, что они будут стремиться отомстить, став преследователем (Обвинение других) или спасателем (Помогая другим).
Как распознать личность жертвы
- Принижать себя
- Избегает ответственности, чтобы чувствовать себя неполноценным
- Скидки самовывозу
- Бессильный
- Безнадежный
- В ловушке
- Застрял
- Забитый
- Беспомощный
- Жалобы на неудовлетворенные потребности
- Удрученный
- Поведение ребенка
- Скидки на собственную способность решить проблему
- Мечта отклонена
Отношения в треугольнике драмы Каждая роль больше всего хочет иметь дело с
Жертва ищет Спасителя, спасителя, чтобы остаться Жертвой. Если они подходят к этому человеку и отказываются «спасти его», Жертва может превратить его в преследователя. Представьте пример:
— Жертва: «У меня нет денег, потому что правительство продолжает облагать меня налогом».
– Желаемый спасатель: «Все облагаются налогом. Так оно и есть».
– Жертва: «Ты мне тоже денег в долг не даешь. Ты хочешь, чтобы я был несчастен». Жертва превращает Спасателя в Преследователя.
Преследователь ищет, кого обвинить, а Спасатель ищет, кого спасти. Каждая из трех ролей разыгрывает свой собственный дисфункциональный паттерн.
Преимущества пребывания в драматическом треугольнике
Большинство статей, которые вы читаете, не рассказывают о преимуществах пребывания в драматическом треугольнике, потому что пребывание в треугольнике считается плохим. Тем не менее, мы все были частью треугольника больше, чем хотели бы признать. Так почему мы?
Потому что в треугольнике Преследователи могут чувствовать свое превосходство, Спасатели могут чувствовать себя хорошо, заботясь о жертвах, а о жертвах заботятся. Что не нравится?! Цена в том, что они продолжают эти нездоровые отношения. Преследователям никогда не удается должным образом бросить вызов, который приводит к положительному результату. Спасатели никогда не смогут по-настоящему помочь кому-то в долгосрочной перспективе (накормить человека рыбой). И Жертвы никогда не смогут помочь себе сами.
Последствия жизни в драматическом треугольнике
Жизнь в треугольнике токсична, нездорова и обречена на несчастье и страдания. Цена любой из ролей, живущих в этом треугольном существовании, — умственная, эмоциональная и, возможно, даже физическая боль. Когда мы гоняемся по треугольнику, мы живем в противодействии. Вместо того, чтобы жить проактивно, спонтанно или по личному выбору, мы живем в мире действия и противодействия, который уныл, болезненн и несчастен.
Переход от Треугольника Драмы к Треугольнику Уполномоченных — это вызов для всех нас.
Пересмотр треугольника драмы — треугольник наделения полномочиями
Как мы перемещаемся между тремя ролями преследователя, спасателя и жертвы
Каждый из нас входит в треугольник по умолчанию. Одна из трех ролей. Это наше значение по умолчанию, и это наша личность. Наши стартовые ворота и роль, которую мы берем на себя, определяют нас и, как правило, кристаллизуются в нашем детстве. Это будет проторенный путь и знакомый сценарий, используемый снова и снова, чтобы помочь нам, быть нами. Если вы разместите 3 роли на горизонтальной линии, они будут выглядеть так:
Преследователь —— Жертва ——— Спасатель
Когда вы входите, вы в конечном итоге становитесь жертвой. Переход с одного из 2-х подъемов; либо Преследователя, либо Спасателя и соскальзывая вниз к находящемуся внизу – Жертве. Мы все оказываемся жертвами. Бессильный и беспомощный. Это одна из проблем при входе в драматический треугольник: вы всегда неизбежно оказываетесь в месте, где чувствуете грусть, беспомощность и бессилие.
Карпман поделился своими мыслями о перемещении между ролями в сказке о Красной Шапочке. В «Красной шапочке» героиня начинает как Спасатель. Приносить еду своей бабушке, которая является жертвой. Затем она становится жертвой Большого Злого Волка, который является Преследователем. Затем, позже, Красная Шапочка становится Преследователем, когда она вшивает камни в брюхо волка, который теперь стал жертвой.
Красная Шапочка играет все роли драматического треугольника. Интенсивность драмы тем больше, чем больше у нее переключателей. Например, если мы являемся преследователем, обвиняющим кого-то, а затем переключаемся на жертву, наши чувства еще более выражены. Нам было «комфортно» обвинять, а теперь мы поменялись ролями с новыми мыслями и новыми чувствами, что похоже на катание на эмоциональных американских горках. Это берет свое.
Движение по треугольнику
Мы входим в треугольник не только с людьми, но и мысленно. Мы постоянно мысленно перемещаемся по треугольнику. Рассмотрим этот пример:
Вы пропустили крайний срок проекта. Отругайте себя за лень и некомпетентность – Преследователь. Вы говорите себе, что вы всего лишь человек, и вы сделали все возможное — Спасатель. И вы говорите себе, что вы перегружены работой компании, и они должны быть более благосклонны — Жертва.
Программа, постоянно играющая в наших головах, увековечивает драматический треугольник и становится нашей собственной машиной позора. Нездоровый и в мире, где осознанность и психическое здоровье все больше нуждаются, этот треугольник представляет собой безразличную и разрушительную силу, о которой мы должны знать.
Что вызывает «треугольник травмы»? (Это другое название драматического треугольника)
Драматический треугольник возникает, когда ситуация требует, чтобы кто-то почувствовал себя жертвой или преследователем. Затем они берут на себя одну из этих ролей. Затем этот человек привлекает спасателя к ситуации. Каждая роль действует эгоистично, чтобы удовлетворить свои потребности, т.е. для преследователя, чтобы обвинить кого-то.
Как сбежать из драматического треугольника Карпмана (Решения драматического треугольника?
Чтобы сбежать из страшного драматического треугольника, нужно «надеть штаны для большого мальчика». Вести себя как взрослый. Подавать пример лидера. ни бегство, ни борьба, а тот срединный путь, когда делать правильные вещи неудобно, но лучше для всех участников. Осознание того, что вы играете одну из этих ролей, требует большого самосознания. Движение к «треугольнику расширения возможностей» является ключом. Треугольник драмы — это место, где происходит «драма», а треугольник расширения возможностей — это место, где происходит расширение прав и возможностей: от вовлечения во все это до принятия на себя ответственности за свою роль в нем9.0003 Коуч — важная сила в треугольнике полномочий
Если кто-то «просыпается» из треугольника, он может поддерживать все 3 роли, выходящие из треугольника. В особенности, если жертва просыпается, потому что это самая слабая роль и, возможно, самая трудная роль, чтобы сбежать. Причина, по которой один человек может разрушить треугольник, заключается в том, что он немного похож на Бэтмена и Джокера. Бэтмену нужен Джокер, чтобы стать супергероем. Без него у него нет роли — они созависимы друг от друга.
Осознание того, что вы в нем
Первый шаг к выходу из драматического треугольника — понять, что вы в нем находитесь.
Признать, что вы взяли на себя одну из трех ролей, трудно, но важно для продвижения вперед. Научите своего внутреннего наблюдателя распознавать признаки того, что вы становитесь одним из трех PRV.
Второй шаг — спросить себя: «Чего я действительно хочу?». Хочу ли я перейти от реактивных отношений к ощущению силы в ваших отношениях?
Третий шаг требует изменения вашего мышления, а затем и поведения. От реакции до выбора. Снос, чтобы построить. От рассказа до вопроса. Меньше сосредотачивайтесь на том, чего вы не хотите, и больше на том, чего вы действительно хотите.
Какая у тебя роль? Прокурор, как Волк? Спасатель, как Джек? Или жертва, как г-н Трамп?
Мы никогда не жертвы, но по собственному выбору
Как только вы узнаете свою роль по умолчанию, прочитайте о том, что ваша роль может сделать, чтобы избежать драматического треугольника:
Я Преследователь, но я хочу быть Претендентом
Претендент может стать вашим конкурентоспособным коллегой
Признайте, что вы «плохой парень». Вы обвинили. Держал жертву как жертву. Это ваш первый шаг и это важный шаг и трудный шаг. Оставаться на месте легче, убежать трудно.
Ваш следующий шаг — оставаться твердым и в то же время справедливым. Напористый – не агрессивный. Воспринимайте жертву как личность и бросьте ей вызов — не обвиняйте ее. Привлекать людей к ответственности. Например: «Если ты выполнишь свою часть сделки, я сделаю то же самое». Вы можете сделать это. Спросите себя – кто был сложным и в то же время справедливым в вашей жизни? Используйте их как образец для подражания. Гордитесь тем, что помогаете жертве учиться и расти при вашей поддержке.
Я спасатель, но я хочу быть тренером
Тренер также может быть вашим тренером
Эта фраза наиболее полезна для выхода из роли Спасателя:
Дайте человеку рыбу, и вы накормите его на один день . Научите человека ловить рыбу, и вы накормите его на всю жизнь.
Помогите пострадавшим помочь себе. Научить их. Тренируйте их и продолжайте заботиться о них, но с соглашением о границах того, сколько обучения и коучинга вы будете делать, чтобы помочь им. Ведь им нужно помочь самим себе. Изучение модели РОСТ поможет вам начать. Тот самый первый шаг — задавать открытые вопросы, и хороший первый вопрос — спросить их: «Чего вы действительно хотите?».
Я жертва, но я хочу быть творцом
Создателю нужен толчок как со стороны тренера, так и со стороны претендента, чтобы добиться успеха
Примите свою уязвимость и станьте решателем проблем и выжившим. Изучите методы решения проблем, помедитируйте и спросите себя: «Что вы можете сделать?». Будьте более ориентированы на результат и менее ориентированы на проблемы. Составьте список благодарностей за то, что хорошо в вашей жизни: «Я могу это сделать». первый шаг состоит в том, чтобы определить один практичный и простой шаг, который вы можете предпринять для достижения желаемого результата.
Rocketman – The Film – Elton and Bernie
Фильм о жизни Элтона Джона рассказывает о прекрасном партнерстве между Элтоном и Берни. Берни пишет тексты, а Элтон их поет. Много раз в жизни Элтона, полной американских горок, секса, наркотиков и рок-н-ролла, он пытался сделать Берни преследователем или спасителем. Каждый раз Берни поддерживает, направляет и сопротивляется вступлению в драматический треугольник с Элтоном, поощряя его решать свои собственные проблемы. Всегда делается с сочувствием и сочувствием, и всегда в интересах Элтона. Отличный пример того, как не попасть в треугольник драмы.
Дальнейшее понимание
Эрик Берн, психиатр, в 1964 году написал книгу под названием «Игры, в которые играют люди». С тех пор было продано более 5 миллионов копий, и в нем описываются как функциональные, так и дисфункциональные социальные взаимодействия. По сути, это было началом концепции, известной нам как три эго-состояния родителя, ребенка и взрослого.
В первой половине книги Берн представляет транзакционный анализ, который представляет собой средство интерпретации социальных взаимодействий или понимания поведения людей. Во второй половине Эрик говорит, что многие негативные поступки можно объяснить переключением или смешением этих ролей. Эту книгу очень стоит прочитать.
Вариации треугольника
Карпман написал множество вариаций своей первоначальной теории. Ниже мы кратко изложили некоторые из них, а дальше вы можете прочитать непосредственно у Карпмана по ссылке. По мнению автора, не шутите с оригиналом — это лучшая версия!
Треугольник «ОК» или 10%
Стивен включил это, особенно для парной терапии. Этот треугольник предлагает, что:
- В каждой из ролей есть не менее 10% верных причин.
- Каждая высказанная идея содержит как минимум 10% правды.
- 10% населения отреагировали бы так же.
- 10% того, что вы говорите, все равно неправда.
Треугольник вопросительного знака
Этот треугольник предлагает три мотива любого необъяснимого действия.
Треугольники ложного восприятия
Этот треугольник связан с путаницей ложного восприятия при прочтении ситуации, возможно, такой, какой человек хочет ее видеть, а не такой, какая она есть.
Треугольники двойной связи
Пример Карпманса: партнер в битве за опеку имел периодические проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами. Если бы он добровольно (R) признал, что у него есть проблема, это было бы использовано против него в суде, и он проиграл бы. Если бы он солгал (П) и отрицал какую-либо проблему, они бы сказали, что он отрицал это, и он проиграл. Он был в двойном плену. В любом случае он проиграет. Третий пункт (V) классического двойного бинда заключается в том, что о нем нельзя говорить.
Другие треугольники из исследовательской статьи Карпмана
Треугольники нерешительности, треугольники порочного круга, треугольники ловушки, треугольники побега, треугольники угнетения и освобождения, треугольник переключения, треугольник сострадания, треугольник лжецов, треугольник защиты от ПТСР, треугольник внутренней драмы, треугольник двухуровневой драмы, треугольник мудрости, сценарий треугольник, внутренний треугольник повторного решения, внешний треугольник переноса, двухуровневый драматический треугольник, трехуровневый драматический треугольник и биохимический треугольник.
Драма на рабочем месте в последнее время вас расстроила? Переворот драматического треугольника может стать решением
Как в личной, так и в профессиональной жизни важно осознавать драму. На рабочем месте драма вредит людям, отношениям и продуктивности. Распознать драму может быть сложно, потому что часто мы не распознаем ее, когда она происходит. К счастью, есть способы определить драму, поскольку она происходит в режиме реального времени, и знать, как от нее отступить. Читайте дальше, если хотите узнать, как это сделать!
Содержание:
- Что такое драма
- Распознавание драмы в реальном времени: драматический треугольник
- Примеры сценариев
- Почему некоторые предпочитают оставаться в треугольнике
- Как выйти из треугольника с помощью TED
- Выход из треугольника в режиме реального времени
Нравится нам это или нет, но все мы пережили драму. Драма может случиться во многих местах, в наших личных отношениях, на работе, в школе и так далее. Кроме того, у всех нас может быть разное предвзятое представление о том, что такое драма. В этом блоге особое внимание уделяется драме на рабочем месте.
Причин для драмы на рабочем месте может быть много
На рабочем месте драма может варьироваться от неподчинения, мелких споров, офисных сплетен, жалоб, запугивания… и многого другого. Причин для драмы на рабочем месте может быть много. Если оставить без внимания, драма на рабочем месте может усилить свою силу и превратиться в прогулы, плохие рабочие отношения, текучесть кадров и истощение корпоративной культуры. Есть много способов, которыми можно попытаться уменьшить эти проблемы. Одним из таких способов является драматический треугольник.
Распознавание драмы в реальном времени: драматический треугольник
Драматический треугольник
Драматический треугольник был впервые представлен Стивеном Карпманом в конце 1960-х годов и представляет собой динамическую модель социальных взаимодействий и конфликтов, которую можно использовать в качестве инструмента для распознавания драмы и сознательного отказа от драмы по своему желанию. Его первоначальная модель говорит о преследователе, спасителе и жертве как о ролях, которые люди бессознательно играют или пытаются заставить играть других людей, имея дело с драмой. За эти годы было много представлений о драматическом треугольнике, но роль жертвы всегда оставалась неизменной.
Источник: DenofGeek.comТреугольник драмы несколько нормализовался в том, как мы взаимодействуем друг с другом. Мало того, что мы часто находимся в треугольнике, мы также можем перемещаться по треугольнику и меняться ролями. Пример смены ролей — супергерой Дэдпул. Иногда в фильмах он герой, иногда преследователь, а иногда жертва. Он перемещается по треугольнику и неважно, в какой роли он находится; у него есть другие персонажи, которые помогают поддерживать эту роль.
Примеры сценариев
Начнем с домашнего сценария:Саманта и Мэтт живут вместе уже несколько месяцев, и хотя все было замечательно, Саманту беспокоит то, что Мэтт никогда не помогает со стиркой и оставляет свою одежду везде, кроме корзины для белья. Саманта убирала за ним день за днем и заставила почувствовать себя жертвой , поскольку она чувствовала, что он не ценит ее уборку за ним, и была расстроена тем, что он никогда не помогал.
Некоторое время варясь в этой жертве, Саманта взорвалась и стала чем-то вроде преследователя . Однажды, когда Мэтт пришел домой, преследователь вышел вперед. — Ты не можешь просто убрать свою одежду и заняться стиркой? — сказала Саманта. Мэтт ответил: «Я работаю весь день, я слишком устаю, когда прихожу домой, чтобы стирать».
В этом сценарии Саманта пытается передать роль преследователя Мэтту, чтобы она могла вернуться к роли жертвы, но Мэтт не взял на себя эту роль. Вместо этого он сказал: «Одежда меня не смущает, все не так уж и плохо». Саманту забрали обратно, и она ушла, думая: «Я должна решить свою проблему». Это означало изменение мышления. Саманта больше не могла быть жертвой, героем или преследователем. Она должна была найти решение проблемы.
Она поняла, что может решить эту проблему, запланировав день стирки на воскресенье, чтобы Мэтт не слишком устал, чтобы помочь. Саманты больше не было в треугольнике; Мэтта больше не было на треугольнике , и повсюду не было грязной одежды.
Рабочий сценарий:Райли чувствует, что ее менеджер Сэм ведет себя как девятка.0311 преследователя и придирались к ней на собраниях своей команды, заставляя Райли чувствовать себя жертвой . Она признается об этом своей коллеге Хейли. Хейли хочет помочь, поэтому она играет роль спасателя , отводя Сэма в сторону после встречи и говоря ему, чтобы он был добрее к Райли. Когда Хейли разговаривает с Сэмом, он чувствует, что Райли и Хейли объединяются против него и ставят под сомнение его способности как менеджера, теперь это заставляет Сэма чувствовать себя жертвой .
Эта драма приводит к тому, что Райли расстраивается и меньше шансов быть мотивированным и продуктивным на работе . Способность Сэма руководить своей командой менее эффективна, поскольку он чувствует, что на него нападают, а Хейли теряет время и эмоциональную энергию, пытаясь урегулировать конфликт, вместо того чтобы сосредоточиться на своей работе.
Все роли в конечном итоге ведут к жертве
Эти истории иллюстрируют, как мы перемещаемся по треугольнику в наших повседневных делах. В драматическом треугольнике все роли в конечном итоге ведут к роли жертвы. Три позиции в треугольнике жертвы называются ролями жертвы, потому что независимо от того, с какой точки треугольника вы начинаете, они в конечном итоге оказываются в позиции жертвы.
Почему некоторые предпочитают оставаться в треугольнике
Исследования показывают, что одна из главных потерь на рабочем месте и производительности связана с драматическим треугольником, и даже если мы хотим выйти из этого треугольника, мы можем остаться в нем по ряду причин:
- Мы могли бы придерживаться того, что мы знаем, так как драма стала нормой.
- Мы можем захотеть остаться в драме, чтобы продолжать быть правыми или ошибаться и не должны меняться.
- Возможно, мы захотим остаться в драме, чтобы развлечься.
Все это распространенные причины, но одна из главных причин оставаться в треугольнике — избегать реальных чувств и — избегать тяжелых разговоров . Вот тут-то и появляются важные разговоры или радикальная откровенность. Готовы ли вы открыто говорить о том, что чувствуете, что переживаете?
Оставаться в драме — это выбор. это выбор оставаться вовлеченным в треугольник. Единственный человек, на которого вы можете повлиять, чтобы выйти из треугольника, — это вы сами.
Как выйти из треугольника с TED
Есть много причин оставаться в треугольнике, а также незнание того, как из него выйти. Иногда вы можете даже не знать, что находитесь в треугольнике, но когда вы осознаете это и хотите выйти, есть решение. Переверните треугольник с помощью The Empowerment Dynamics
Решение — Динамика расширения прав и возможностей (TED). TED требует, чтобы каждый, кто находится в драматическом треугольнике, поменялся ролями преследователя, героя и жертвы на претендента, тренера и творца.
Источник изображения: cortexleadership.comКогда треугольник переворачивается, герой больше не использует слова спасения и вместо этого переходит в роль тренера . Преследователь переключается на роль вызов r, которая по-прежнему предлагает вызовы, но в роли претендента используется другой тип языка, поскольку намерение, стоящее за вызовом, другое.
Когда вы бросаете вызов вопросу или процессу/идее, вы больше не пытаетесь придерживаться своей существующей точки зрения. Теперь вы открыты для обучения, а не для продолжения драмы. Наконец, жертва переходит в роль создателя . Этот человек ищет творческие решения и больше не обвиняет и не смотрит за пределы себя, а вместо этого смотрит на создание новой динамики. Эти общие изменения переключают энергию с пространства, ориентированного на драму, на пространство, более сфокусированное на творчестве.
Поиск общей цели между точками зрения
Эти энергии теперь указывают в центр треугольника. Он больше не бегает снаружи, а указывает на середину треугольника, где стоит 9.0311 общая цель . Эта общая цель — это то, на чем вы сосредотачиваете свою энергию с каждой из этих трех точек зрения. Это уже не роли, это перспективы. Есть точка зрения тренера, есть точка зрения претендента и есть точка зрения создателя.
Уточните общую цель заранее
После того, как вы успешно изменили эти роли, следующим шагом будет уточнение общей цели заранее. Если вы проводите мероприятие по дизайну, вам нужно четко обозначить эту цель. Задайте такие вопросы, как, каково ваше целевое утверждение? Какова ваша цель и как все члены этой команды могут продолжать оставаться сосредоточенными на этой общей цели? Когда у вас есть общие цели, это имеет большое значение, потому что, как только дела начинают отклоняться от вас, вы можете остановиться и снова привлечь внимание к этой общей цели.
В случае сомнений сделайте перерыв
Хотя иногда одной общей цели может быть недостаточно. Есть возможность потерять его в драме. Если это произойдет, еще один способ попытаться выйти из треугольника — «переключиться». Измените позу, сделайте глубокий вдох и/или прогуляйтесь. Иногда все, что вам нужно, это отвлечься от проблемы и немного подумать.
Выход из треугольника в режиме реального времени
Изучая драматический треугольник, вы теперь можете работать над распознаванием драмы в режиме реального времени и работать над тем, чтобы вернуть себя и других к этой общей цели. Со всеми знаниями требуется практика, поэтому не беспокойтесь слишком сильно, если вы обнаружите, что оказались в треугольнике и изо всех сил пытаетесь выйти из него по своему желанию. Эти вещи требуют времени, но теперь вы более осведомлены и, надеюсь, можете начать практиковаться и работать над тем, чтобы избавиться от драмы и создать лучшую среду для себя и окружающих.