Тревожный тип акцентуации характера – Тревожный тип акцентуаций по Леонгарду

Содержание

Тревожный тип акцентуаций по Леонгарду

Личности, относящиеся к тревожно-боязливому (он же тревожно-мнительный или просто тревожный) типу, выделяемому Леонгардом, отличаются склонностью к беспокойству по различным поводам — за себя, за свои дела, за близких.

Чего опасается тревожный тип?

Для представителей тревожного типа характерны сомнения в правильности своих мыслей и действий. Тревожность проявляется в мнительности, обеспокоенности — за каждым углом такие личности видят опасность. Они часто робкие, а также склонны долго переживать неудачи, страшатся повторить уже допущенные когда-то ошибки, и порой ведет к нерешительности.

Обычно тревожный человек ярче всего проявляет акцентуации своего характера в детстве — например, ребенок боится засыпать один, боится животных или других людей, в том числе своих сверстников.

Взрослея, представители тревожно-боязливого типа учатся скрывать страхи: внешне их тревожность может явно в глаза не бросаться. Особенности своего темперамента они проявляют в том, что оказываются
неспособными в споре отстаивать свою точку зрения, излишне робки перед начальством
. Молчаливо могут согласиться с несправедливым ходом событий в той или иной ситуации.

Представители тревожно-боязливого типа обязательны и исполнительны, их отличает высокая ответственность, самокритичность, в общении они доброжелательны. Для них характерны бессилие перед внешними факторами, невысокая стрессоустойчивость. Они неуверенно себя чувствуют на экзамене, в ходе публичных выступлений, никогда не становятся инициаторами конфликтов (по крайней мере сознательно), стараются «не высовываться». Как правило, они не могут похвастаться большим кругом друзей, однако отношения с имеющимися у них достаточно прочные.

experimental-psychic.ru

Тревожный тип личности и акцентуация характера

Если человек развивает себя гармонично, то в его характере не наблюдается гипертрофированных чувств. Он очень спокоен, уравновешен, его воспринимают, как вполне жизнерадостную личность. Но такими не рождаются — характер в большинстве случаев зависит от воспитания и самого человека. Конечно, есть влияние генетики, специфики работы мозга, но все же любые недостатки можно решить и нужно, если у вас тревожный тип личности.

Понятие акцентуации

Акцентуацией характера принято считать крайние проявление нормы, граничащей с психологической патологией. Это понятие сродни акцентам, ударениям, указаниям на слабые черты характера, которые негативно проявляются в поведении индивида. В основном формирование акцентуации происходит в подростковом возрасте, поскольку это кризисный и важный момент в построении личности.

Если подросток смог без проблем пережить этот период, то его тип акцентуированной личности будет проявляться лишь в стрессовых и травмирующих ситуациях. Если же что-то повлияло на нормальное развитие личности, есть шанс, что у человека возникнет тревожный тип личности.

Тревога, как черта характера

Такой тип личности иногда сочетают с другими ярко выраженными чертами, такими как мнительность, боязливость. Он выражается в гипертрофированной тревожности. Такие люди привыкли переживать обо всем и всех. Это мнительные, суеверные люди, способные увидеть опасность практически во всем.

Также их постоянно одолевают сомнения в мыслях, поступках. Это, в свою очередь, порождает робость, нерешительность, отсутствие инициативы, скромность. Если такой человек совершит ошибку, то в будущем, окажись он в подобной ситуации, скорее всего, постарается ее избежать либо же будет бездействовать. Любая неудача для тревожного типа личности является личной катастрофой, которую он будет долго и тяжело переживать.

Особенности

У таких индивидов много страхов и фобий. Даже, если с возрастом у них получается их контролировать или скрывать, они все равно остаются, а это серьезная проблема, требующая решения. Ведь такие внутренние переживания искажают и нарушают социализацию и адаптацию человека, из-за чего снижается уровень социальной активности. Люди, у которых тревожно-мнительный тип личности, не способны отказать. Они никогда не пытаются отстаивать свою точку зрения, не спорят, скромно говорят с людьми, если те старше или занимают более высокую ступень в социальной иерархии. Их личная и профессиональная сфера может пострадать из-за низкой устойчивости к стрессу и ранимости.

Защитный механизм

Для нормальной жизни такое поведение не очень позитивно, но если оно включается лишь в стрессовых ситуациях, то можно увидеть смысл в таких проявлениях характера. Тревожный тип личности провоцирует человека быть осторожным, предусмотрительным. На работе он ответственен и исполнителен, а с коллегами и начальством доброжелателен и отзывчив.

Другие характеристики

Такие люди больше всего в жизни бояться показаться глупыми и проявить себя с невыгодной позиции перед своими собеседниками. У них может развиться симптом повторного контроля, это когда человек возвращается домой, чтобы проверить закрыл ли он входную дверь. Они склонны фиксировать негативные события и даже самые незначительные ситуации раскручивать до абсурда. Тут имеется ввиду, что, только услышав упоминание о проблеме, они уже представляют самый страшный ее исход. Причем, даже если ситуация в реальности не усугубляются, они еще долго могут представлять себе, как она может сложиться в будущем. Это, естественно, отражается на их поведении, концентрации, работоспособности и других важных моментах.

Также их неумение отстаивать свою точку зрения часто ставит их в нехорошие ситуации. Если более уверенный человек видит слабость, он может воспользоваться этим и переложить на него свои обязанности или обвинить в невыполнении плановой работы, чтобы тот отвечал перед начальством за весь коллектив, даже если сам он сделал всю работу. Особенно это касается тех людей, у которых тревожно ответственный тип личности. Их внимание очень зафиксировано на ощущении отсутствии привлекательности и неспособности что-то делать хорошо. Иными словами, они постоянно в дисгармонии с внутренним миром и преувеличивают собственные недостатки.

Советы и рекомендации

Даже тревога является психическим отклонением, если слишком проявляется в характере человека. Все равно госпитализации такие люди не подлежат, поскольку справиться с подобным отклонением в психике можно и в амбулаторных условиях. Тревожность, мнительность, страхи обычно настолько одолевают человека, что самостоятельно избавиться от них он уже не может. Поэтому рекомендуется посещение психолога или психоаналитика.

Если человек решился на лечение, тревожный тип личности требует серьезных усилий и затрат по корректировке и гармонизации эмоционального фона. В некоторых случаях решить проблему можно и не прибегая к помощи специалистам. Существуют некоторые общие рекомендации для людей с подобными поведенческими отклонениями. В конце концов, если в описаниях этого типа личности вы видите себя и признаете, что пора с этим что-то делать, то половина работы уже за плечами, вы осознали, что проблема есть и она вам мешает нормально жить.

Советы психологов

Что делать с тревожно-мнительным типом личности? В первую очередь, заняться корректировкой своих взглядов, отношения к себе и миру. Нужно избавиться от призм, которые ваша психика наложила на восприятия с целью борьбы со стрессовыми ситуациями. Очень важно поддерживать свое физическое здоровье. Обычно подобные отклонения в психики провоцируют человека вести малоподвижную жизнь. Также велика вероятность возникновения психосоматических расстройств.

Психологи и врачи рекомендуют бегать, делать физические упражнения, массаж, плавание и прочие процедуры направленные на поддержание здоровья и расслабление мышц. Чтобы понять, как измениться тревожному типу личности, нужно обязательно научиться иногда не думать. Физический труд и спорт хорошо помогают избавиться от навязчивых мыслей, так сказать, выбросить их из головы. Правда, на нужный настрой может потребоваться поначалу много времени и усилий. Также важно начать мыслить позитивно. Тут лучше работать с психологом, он поможет избавиться от лишних стереотипов и установок. И в конце стоит побороть все страхи и избавиться от фобий.

Практические рекомендации

Чтобы избавиться от фобий и страхов, психологи часто рекомендуют людям с таким характером попробовать выступать на сцене. Актерское мастерство помогает избавиться от страха сцены и публики, попробовать примерить на себя иную роль совершенно другого человека. Взглянуть, так сказать, со стороны — как бы человек выглядел, если бы мыслил и относился к жизни иначе. Также занятие актерством даже на любительском уровне помогает справиться с неврозом.

Одной из характеристик тревожного типа личности является критическое неверие в собственные силы и себя до той степени, что человеку сложно выговаривать слова. Также с заиканием помогает терапия вокалом. Переложение слов на музыкальную основу помогает более четко и уверенно произносить слова. Человек увидит, что он лучше справляется с задачей и его самооценка повысится. А это, в свою очередь, очень хорошо повлияет на процесс лечения.

Заключение

Наш характер и личность формируется с самого рождения. Очень большое влияние на нас оказывают родители и события, происходящие во время пубертатного периода. Именно в этот момент психика выбирает, как ей лучше приспособиться к реалиям окружающего мира. Если у человека и в зрелом возрасте остается постоянное чувство тревоги и он постоянно опасается проблем и ответственности, то в момент формирования личности на него оказывалось сильное давление. Психика и подсознание выбрали именно такую защитную реакцию. Но каждый должен помнить, что это не приговор. Да, неважно, сколько лет вы беспокоились от том, выключен ли утюг и не сказали ли вы чего-то лишнего собеседнику.

Работать над собой можно и нужно всегда. И если вы серьезно подойдете к вопросу и ответственно будете выполнять рекомендации специалистов, то у вас получится побороть все страхи, фобии и неуверенность в своих силах. Сейчас существует множество психологических техник, позволяющих найти гармонию с самим собой и уравновесить проявление тех или иных черт характера. Помните, если вы хотите изменить свою жизнь к лучшему, то для этого стоит что-то делать. Это не тот случай, где бездействие или отсутствие инициативы будет правильным решением. Поборите себя и измените все. Возможно не сразу, но со временем у вас обязательно получится решить эту проблему.

fb.ru

3.Гипертимический, дистимический, эмотивный, тревожный типы акцентуаций в типологической модели к. Леонгарда

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В классификации К. Леонгарда, разработанной на основе психологического анализа личности, предлагаются следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, дистимический, эмотивный, тревожный, интровертированный, возбудимый, демонстративный, неустойчивый, аффективно-лабильный, педантичный и др. (Леонгард, 1981).

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. наибольшую    известность получил термин к. Leongard  (1968)—“акцентуированная,  личность”.   Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера” [Личко а. Е., 1977].  Личность — понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В опис­аниях к. Leonhard речь идет именно о типах  характера. К тому же в странах с немецким языком термин  “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать  акцентуации как крайние варианты нормы  отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях п. Б. Ганнушкина (1933)

В целом, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез­мерно усилены, вследствие чего обнаруживается изби­рательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивости к другим

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации ха­рактера сами по себе не могут быть клиническим ди­агнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фо­ном, предрасполагающим фактором для развития пси­хогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, ре­активных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувст­вительность к определенного рода психогенным факто­рам, Так и особенностям клинической картины. при эндогенных психозах некоторые типы акценту­аций, видимо, также могут играть роль предраспола­гающего или повышающего риск заболевания фактора

Типы акцентуаций, как уже было сказано весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Различия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях, разработанных в трудах П. Б. Ганнушкина (1998) и О. В. Кебрикова (1971). Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением индивида. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Как мы уже рассматривали выше, К. Леонгард выделяет 12 основных акцентуаций характера: гипертимический, дистимический, циклоидный, эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, экзальтированный, интровертированный, экстравертированный. Рассмотрим содержательные характеристики отдельных типов акцентуаций характера, представленные в классификации Леонгарда (1981).

Гипертимический тип

Основными характеристиками этого типа акцентуации характера является оптимизм, усиленная жажда деятельности, высокая активность у подростков. При слабовыраженной акцентуации у подростка наблюдаются такие особенности, как общительность, устойчивое, хорошее настроение, уверенность в себе, активное стремление к деятельности, организаторские способности. При резко выраженной акцентуации характера по гипертимическому типу у подростка могут проявляться такие дезадаптивные качества, как легкомыслие, неразвитость этических норм и правил, безответственность, склонность к азартным увлечениям, побегам, ранней алкоголизации и ранним сексуальным связям.

Подростки, относящиеся к гипертимическому типу, с детства отличаются большой шумли­востью, общительностью, чрезмерной самостоятель­ностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незна­комцами, но зато недостает чувства дистанции в отно­шении к взрослым. В играх любят командовать сверст­никами. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все а лету, учатся неровно из-за неусидчивости, Отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настрое­ние. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, не­редко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается Вспыш­ками раздражения и гнева, вызванными противодейст­вием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, Подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие под­ростки рано проявляют самостоятельность и Независи­мость.

На гиперпротекцию со стороны родителей и вос­питателей с ее мелочным контролем, повседневной опе­кой, наставлениями. И нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуа­циях не теряются, проявляют находчивость, умеют лов­чить и изворачиваться. К Правилам и законам пред­ставители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.  Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и  плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому—роли вожака и заводилы; при общительности  в выборе знакомств неразборчивы и легко могут ока­заться в сомнительной компании. Любят риск и аван­тюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушев­ляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщатель­ности, кропотливого труда; аккуратностью не отличают­ся ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Не­удачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи: отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бы­вает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.

Свои способности и возможности обычно переоцени­ваются. Хотя большинство особенностей своего харак­тера гипертимные подростки хорошо знают и не скры­вают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимический тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые  аффективные реакции и ситуативно обусловленные па­тологические нарушения поведения (ранняя алкоголи­зация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимичская акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм мо­жет сформироваться гипертимно-эксплозивный тип пси­хопатии.

Дистимический тип акцентуации характера.

Этот тип прямо противоположен гипертимическому. Его представители смотрят на мир сквозь «темные очки», пессимистически. Преобладает серьезная настроенность и ответственность к своим поступкам, радуются они мало. Жизненная активность ослаблена, мысль замедленна. Не владеют умением контактировать с окружающими, в общении неразговорчивы, в беседе ограничиваются отдельными замечаниями. Наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, В трудовой деятельности взрослый с подобной акцентуацией — тяготится шумным, большим коллективом, предпочитая работать в одиночестве, с сослуживцами близко не сходится.

Подростки этого типа акцентуации комфортно себя чувствуют лишь среди небольшого круга близких людей, которые их понимают, принимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие длительных, устойчивых привязанностей.

Пример: Вадим А. 16 лет. Учится в 10 классе Староста класса. К своим обязанностям относится очень ответственно.. С учителями и одноклассника ми тактичен, внимателен, не эгоист. Ребята к нему относятся хорошо, считая умным и справедливым человеком. Но свою должность он не любит т. к. надо командовать. Прожитый, в общем благополучный период жизни считает цепью неприятностей и неудач, помнит лучше всего плохое.. В будущем не видит радостной личной перспективы. Родители считают его нытиком, бирюком, стараются внушить ему оптимизм, втянуть в веселую компанию. Но он всячески сопротивляется хождению в гости, сидит там молча и отчужденно. В свободное время предпочитает одиночество: читает книги, столярничает. Однако свою замкнутость болезненно переживает, считая ее аномалией. Любит симфоническую музыку, художественную литературу с трагическим сюжетом, при этом оперетту и кинокомедию отвергает, считая их пустыми и неинтересными.

Тревожный тип.

Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В детстве у них часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подростки испытывают страх перед новыми людьми (учителя, соседи и др.) Они нуждаются в теплых, заботливых отношениях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию его инициативы, активности.

Такие дети боятся темноты, пустой квартиры, животных, грозы. Мальчики компании сверстников избегают, считая ее грубой. Больше времени проводят среди девочек и младших детей. Тревожные дети опасаются попадать в конфликтные ситуации, но именно поэтому они часто в такие ситуации попадают: окружающие дети, подмечая их боязливость, нередко их обижают и даже бьют. Чтобы исправить это положение у них надо воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя, дать отпор обидчикам. Учителю же, при появлении такой тревожности у детей надо обращаться к ним не слишком категорично и требовательно. Нужно переключить их внимание на глубокое осмысление учебной работы, подбадривать и вселять уверенность в успехе.

Пример: Федя Н. 13 лет. В детстве отличался безмолвностью. Входя в комнату вечером, зажигал свет и осматривал пустое место под кроватью, в шкафу с опасением ища возможного злоумышленника. В общении проявлял робость, покорность, неуверенность и в какой-то степени даже униженность. Характерна также повышенная возбудимость мальчика. Дружил в основном с девочками своего возраста. Мальчики относились к нему как к козлу отпущения, открыто потешались над его недостатками. Несколько раз переезжал с родителями из города в город. К новой школе приспосабливался с трудом, все время ожидая подвоха и издевательств со стороны одноклассников. Так это и случалось. Боялся строгих учителей. Чтобы избавиться от страха стал прыгать с парашютом и закаливать волю другими способами. Однажды дал отпор обидчикам, после чего его не трогали. В последствии получил признание у ребят как хороший рисовальщик.

В целом для тревожных детей характерен пониженный фон настроения, Опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность. Долго переживает неудачу, неуверен в собственных действиях.

Эмотивный тип акцентуации.

Подростки этого типа характеризуются изменчивостью настроения, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные люди обладают развитой интуицией, чувствительны к оценке окружающих. Они комфортно себя чувствуют в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

С детства они чувствительны и мягкосердечны. Печальные события вызывают у них весьма глубокие, неприятные переживания. Но значительно сильны у них и радостные эмоции. Этими людьми владеют человеколюбивые чувства, они очень отзывчивы. Эмотивные личности похожи на экзальтированных, но отличаются от них меньшей крайностью своих эмоций и не такой большой скоростью их возникновения. Они характеризуются прежде всего как чувствительные и впечатлительные. Чувства этих людей находят заметное проявление во вне, особенно в мимике.

Пример: Юрий Г. 15 лет. С детства отличался впечатлительностью и жалостливостью. Так, в пятом классе он нашел больного воробья и хотел вылечить, но это ему не удалось, поэтому он, обливаясь слезами, похоронил его в саду.

В подростковом возрасте дружил с ребятами, предпочитающими прогулки на природе и чтение, грубым развлечениям сверстников. Декламирует стихи на школьных вечерах, причем это чтение бывает нередко со слезами на глазах, хотя этих слез он очень стыдится.

Таким образом, эмотивный тип характеризуется чрезмерной чувствительностью, ранимостью, глубоким переживанием малейших неприятностей, они излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них часто печальное настроение.

studfiles.net

Тревожный тип личности и акцентуация характера

Гармонично развитый человек проявляет себя как спокойный, уравновешенный, жизнерадостный, в его характере нет «кричащих», гипертрофированных черт. Такой «идеальный» характер не дается от рождения. Несомненно, есть черты, обусловленные генетикой и физиологией работы мозга, но характер, по большей части, воспитывается родителями и самостоятельно индивидом.

Что такое акцентуация

Акцентуация характера – крайнее проявление нормы, граница между нормой и психопатологией. Это акцент, ударение, указание на слабую черту и ее негативное проявление в поведении.

Подростковый возраст – переломный кризисный момент в становлении личности, второй по значимости после кризиса трех лет. Подростковый кризис – лакмусовая бумажка для определения акцентуации личности.

Подросток только учится компенсировать негативную сторону своего характера другими чертами и качествами личности, взрослый человек справляется с этой задачей намного проще. Пережив пубертатный период благополучно, тот или иной тип акцентуированной личности проявляется порой только в стрессовых, кризисных, травмирующих ситуациях. В противном случае, акцентуация может перерасти в тревожное расстройство, тревожный невроз.

Тревожность как черта характера

В отечественной и зарубежной психологии разработано несколько классификаций типов характера в зависимости от акцентуации. В каждой из них присутствует тревожный (тревожно-мнительный, тревожно-боязливый) тип личности.

Тревожный тип личности отличается гипертрофированной тревожностью. Такие люди волнуются, нервничают, опасаются, беспокоиться обо всем: о себе, о близких людях, о будущем. Они чрезвычайно мнительны, суеверны, в любом событии умеют разглядеть массу потенциальных опасностей.

Тревожные люди сомневаются в себе, в правильности своих мыслей, целесообразности поступков. Тревожность порождает робость, скромность, безынициативность нерешительность. Однажды совершив ошибку, тревожные личности выбирают тактику бездействия или избегания подобных ситуаций, так как бояться ошибиться вновь. Неудачи и промахи переживаются тревожными личностями тяжело, глубоко и долго.

Страхи и фобии частые спутники тревоги. Взрослые люди умеют скрывать и контролировать страх и панику, но проблемы, вызванные ими, так и остаются нерешенными. Нарушается процесс социализации, адаптации, сокращается социальная активность.

Тревожные личности не умеют говорить «нет», отстаивать свою точку зрения, спорить, в общении со старшими по возрасту и социальному положению людьми разговаривают скромно, тихо, бояться смотреть в глаза собеседнику, могут начать заикаться. Они чрезвычайно ранимы. Низкий порог стрессоустойчивости мешает им как в личной, так и в профессиональной сфере.

Несмотря на всю кажущуюся неэффективность поведения при тревожной акцентуации характера, есть и положительные черты тревожной личности.

Положительные черты личности:

  • осторожность,
  • предусмотрительность,
  • исполнительность,
  • ответственность,
  • самокритичность,
  • доброжелательность,
  • отзывчивость.

Советы и рекомендации тревожным людям

Справиться с тревожностью, мнительностью, страхами и другими трудностями такого характера, поможет психолог-консультант. Психологическая коррекция требует значительных усилий и временных затрат. Работать над собой, попытаться справиться с негативными последствиями чрезмерной тревожности можно и самостоятельно.

В целом, тревожному типу личности нужно поменять свои взгляды, отношение к миру и самому себе, убрав призму тревожности со своего восприятия.

В частности, рекомендуется:
  1. Заниматься поддержанием своего физического здоровья. Тревожные люди малоактивны, склонны к психосоматическим заболеваниям, у них наблюдаются телесные зажимы, общие проблемы с функционированием организма. Им полезны закаливание, бег, плавание, любые физические упражнения, направленные на расслабление мышц, в том числе различные релаксационные процедуры. Нужно научиться отдыхать от мыслей, отпускать их, переключаясь на телесные ощущения.
  2. Аутотренинг и позитивное мышление. Начать мыслить позитивно; поменять отрицательные установки и стереотипы на положительные, в том числе и по отношению к самому себе; настроиться на оптимистический лад через самовнушение; разработать личные положительные аффирмации (фразы, содержащие позитивные утверждения).
  3. Побороть все свои страхи и фобии.

О тревожности и способах борьбы с ней написано немало книг! Рекомендуем почитать:

  1. С. Стоссел “Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя”
  2. М.К. Гупта “Как всегда оставаться счастливым. Рекомендации по преодолению стресса, нервного напряжения и тревожности”
  3. Д. Карбонелл “Не попади в ловушку тревог”
  4. С. М. Орсильо, Л. Ремер “Осознанность или тревога. Перестань беспокоиться и верни себе свою жизнь”
  5. Ш. Ричардсон “Искусство экстремальной самопомощи”
  6. А. Голощапов “Тревога, страх и панические атаки. Книга самопомощи”
  7. О. Степанова “Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Возбудимый тип акцентуации характера

Человек, относящийся к возбудимому типу акцентуации личности, отличается повышенной импульсивностью, плохо контролирует свои влечения и побуждения, часто идет у них на поводу. Когда человек такого типа находится в состоянии эмоционального возбуждения (а входит он в него достаточно легко), им сложно управлять, да и сам собой он тоже управляет в недостаточной степени.

Возбудимый тип: основные черты

Для представителя возбудимого типа характерна инстинктивность: то, что подсказывает разум, зачастую во внимание не принимается, решающими становятся желание, стремление удовлетворить сиюминутные потребности, желания, инстинктивные порывы. Поскольку высокая импульсивность подобных личностей гасится сложно, они бывают достаточно раздражительными, нетерпимыми к другим. Во время возбуждения не думают о последствиях того, что они делают. К критике относятся скорее отрицательно и часто ее просто не принимают.

Для подобных людей учеба и работа не кажутся привлекательными, работают они только в режиме «постольку поскольку», во многом из-за того что это мешает удовлетворять текущие желания. К будущему представители возбудимого типа равнодушны и долговременные задачи перед собой обычно не ставят. Про человека данного типа можно сказать, что он полностью живет настоящим.

Вследствие того, что в состоянии эмоционального возбуждения представители типа часто провоцируют конфликты и склонны к бурному выяснению отношений или, напротив, к демонстративному молчанию или даже уходу из помещения, в коллективе такие люди часто не приживаются, что также не добавляет работе или учебе привлекательности в их глазах. Также заметим, что некоторые личности возбудимого типа не ограничиваются только словами и подкрепляют свое мнение кулаками, ломанием предметов или, скажем, хлопанием по столу книгой со всего размаха.

experimental-psychic.ru

Застревающий тип акцентуации характера

Другое название застревающего типа акцентуацийаффективно-застойный.

Личности этого типа характеризуются тем, что у них сравнительно надолго задерживаются аффекты (кратковременные сильные эмоциональные переживания). Представители данного типа как бы «застревают» на определенных мыслях и чувствах, особенно когда дело касается чувства их собственного достоинства, гордости, самолюбия. Как правило, они застревают именно на тех ситуациях, где дело касается их самих, — некая абстрактная социальная справедливость или несправедливость, совершенная в отношении других людей, их интересуют в меньшей степени (только если они когда-то сами не были на месте этих других людей, а потому сейчас испытывают те же эмоции).

Особенности застревающего типа

Такие люди долго не забывают обиды, проявляют склонность к конфликтам с окружающими, которые когда-то нанесли (или, как им казалось, нанесли) обиды или как-то задели. Круг друзей и врагов определяют довольно четко, при этом часто даже небольшая обида способна заставить кого-либо перекочевать из второй группы в первую, а вот обратный процесс зачастую невозможен или проходит с большим трудом.

Представителям застревающего типа акцентуаций свойственны подозрительность и мстительность. У таких людей часто возникают мысли о том, что их кто-то задел, уязвил, несправедливо к нему отнесся, даже когда это не совсем так. Поскольку любовные отношения — наиболее эмоциональная сфера, в ней бывает очень легко отличить людей, относящихся к застревающему типу акцентуации личности: им свойственны излишне сильные проявления ревности.

Для людей этого типа характерны упорство в достижении поставленных целей, длительное волевое напряжение и, как отмечал К. Леонгард, твердолобость; они часто предъявляют повышенные требования не только к другим, но и к себе. Советы слушают весьма редко. Многие представители застревающего типа, особенно в молодые годы, честолюбивы и самоуверенны, что в сочетании с упорством нередко позволяет им добиваться выдающихся результатов в различных сферах деятельности.

experimental-psychic.ru

2.Демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций в типологической модели к. Леонгарда

Демонстративные личности.

Сущность демонстративного или, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. По теории Фрейда, в связи с вытеснением уже в раннем детстве возникает подсознательный психический мир, чрезвычайно действенный, впоследствии предрасполагающий к возникновению невроза. Человек может в определенный момент или даже на очень длительное время вытеснить из памяти знание о событиях, которые не могут не быть ему известны. Однако это вытесненное знание обычно остается у порога сознания, поэтому нельзя полностью игнорировать его. У истериков же эта способность заходит очень далеко: они могут совсем “забыть” о том, чего не желают знать, они способны лгать, вообще не осознавая, что лгут. Истерик способен к вытеснению даже физической боли (например, вкалывая себе в тело иглы, он может не испытать при этом болезненных ощущений).

Истерическая неправдивость существенным образом отличается от сознательной лжи, которая чаще всего сопровождается угрызениями совести, боязнью разоблачения, она связана со смущением, иногда с замешательством, нередко лжец заливается краской. Однако истерики лгут с невинным выражением лица, говорят с собеседником дружелюбно, просто и правдиво. Непринужденность их поведения объясняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной.

Истерик, полностью вжившийся в роль, не нуждается в том, чтобы судорожно приспосабливать свое поведение к неожиданно изменившейся ситуации. Он реагирует всей личностью в плане той роли, которую он в данный момент играет. Это вживание в роль может зайти настолько далеко, что истерик на время перестает принимать в расчет свою конечную цель.

В плане мотивировок истерического реагирования в первую очередь подчеркивают большую потребность в признании. Однако, в общем истерик обладает не большей потребностью в признании, чем большинство людей, но тем не менее создается именно такое впечатление, поскольку он более других самонадеян и кичлив. К словесному самовосхвалению присоединяется тщеславное поведение, стремление всячески привлечь к себе внимание присутствующих. Проявляется это уже в детстве. Повышенный интерес со стороны демонстративная личность принимает с величайшим удовольствием.

Истерик часто склонен считать, что по отношению к нему совершена несправедливость. Зная негативную реакцию общества на такие заявления, истерик все равно разражается целыми тирадами о своей несчастной жизни – снова “срабатывает” вытеснение. Жалость к себе может выражаться “бегством в болезнь” – истерики часто выдуманными или преувеличенными страданиями стараются произвести впечатление на окружающих, разжалобить их.

Истерики весьма озабочены впечатлением, которое они производят. Однако обдумать линию поведения заранее они не способны. Они хитры на выдумки, но эту хитрость легко разоблачить, так как, стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами. Необдуманность линии поведения является признаком выраженной истерической акцентуации личности. Такая необдуманность прекращается лишь вместе с переоценкой самой цели, когда у демонстративной личности развивается истерический невроз.

Благодаря умению приспосабливаться, люди демонстративного типа быстро находят друзей, которых привлекает их общительность, готовность услужить. Впрочем, обходительность проявляется истериками лишь там, где она им выгодна. В случае надобности, проявляются их эгоистические устремления. Умение приспосабливаться, следовательно, может приводить и к отрицательным результатам.

Демонстративная личность обладает повышенной фантазией, чему способствует специфическая раскованность мысли, присущая истерику. Фантазия проявляется даже при самом примитивном надувательстве. В таких случаях истерик действует не по заранее намеченной схеме, а опирается на конкретные слова и ситуации, возникающие в ходе процесса обманывания.

Педантические личности.

На уровне патологии педантическому типу личности соответствует ананкастическая психопатия. У лиц данного типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно слабо представлены механизмы вытеснения. Ананкасты хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Необдуманность истериков противопоставляется нерешительности ананкастов, которые не способны вытеснять сомнения, а это тормозит их действия.

При развитии у лиц педантического типа невроза важность решения не снимается с повестки дня, но в этом случае предполагаемая угроза, тормозящая принятие решения, может оказаться ничтожной. Если мать-ананкаст боится прикоснуться к младенцу, “чтобы не повредить ему”, то она страдает неврозом навязчивых состояний. При неврозах навязчивых состояний сильный страх, заставляющий видеть в пустяковом обстоятельстве зловещую угрозу, возникает из-за длительной неуверенности в том, оправдан ли данный страх. При этом собственный разум таких людей считает страхи необоснованными, но преодолеть их они не в силах. Уже в период развития аффекта ананкаст борется с навязчивыми представлениями, но поскольку его способность к вытеснению заведомо недостаточна, то именно эта борьба усиливает навязчивые представления.

Ипохондрический невроз чаще всего возникает в связи с медицинским обследованием: больной начинает колебаться между надеждой и опасениями, и в конечном итоге – появляется патологический страх перед тяжким заболеванием.

При отсутствии невроза педантичность наносит ущерб личности только тогда, когда она приобретает болезненный характер. Способность принять решение в этих случаях настолько резко нарушена, что человек не в состоянии нормально работать. Особенно усиливаются его сомнения, когда порученная работа ответственна. Обуреваемый сомнениями в связи с удовлетворительностью результата его труда, он начинает отставать от других. Это в известной мере компенсируется старательным и добросовестным выполнением порученного дела. Немалый вред приносит педантичность и в личной жизни.

Бытовые обязанности так же не могут выполнятся спокойно и гладко. Женщины больше мужчин подвержены чрезмерной, навязчивой аккуратности. Покидая дом, ананкаст возвращается проверить, аккуратно ли заперта дверь.

Если педантичность выступает лишь как акцентуированная черта характера, то поведение такой личности не выходит за рамки разумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. Любопытно следующее: на анакаста ответственное задание может оказать угнетающее действие, т.к. вызовет множество тревог и опасений, в то же время педантическая личность возьмется за работу без особых раздумий и выполнит ее четко.

Педантическая скрупулезность чревата тем, что акцентуированная личность начинает усиленно печься о собственном здоровье. При неблагоприятных обстоятельствах такая установка служит толчком к развитию ипохондричности. Возникают сенсоипохондрические состояния, при которых появляются не только болезненные опасения, но и явственные болезненные ощущения без конкретной телесной основы.

Застревающие личности.

Основой застревающего, параноического типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта. У такой личности действие аффекта прекращается гораздо медленнее, чем у других, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Патологическим последействием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты, т.к. именно им присуща особая сила. Вот почему застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности. Аффект оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается ими, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей, также называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми.

Поскольку помехи эгоистическим целеустремлениям исходят от окружающих людей, то при высокой степени застревания, т.е. у личностей параноического типа, наблюдается такая характерная черта, как подозрительность. Подозрительность застревающей личности носит всеохватывающий характер, поскольку она порождается не определенными внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности.

Постоянное нарастание аффекта вызывается появлением длительного чередования успехов и провалов. Представим себе, что есть возможность должным образом прореагировать на обиду, однако успех этот будет лишь частичным, т.к. вскоре за ним вновь последует новый выпад со стороны обидчика. Такая непрерывная смена удовлетворений и новых поражений и ведет к возникновению параноического аффекта. Особенно велика опасность, когда в такое “раскачивание” вовлекаются стойкие аффекты. Аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно все больше поглощают мысли больного, что приводит к возникновению сверхценных или даже бредовых, параноических идей.

Застревающий тип личности интересен тем, что он в равной мере таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного развития характера. Честолюбие такой личности может стать важной движущей силой на пути к отличным трудовым или творческим показателям. Но честолюбие может оказаться и отрицательным фактором.

Возбудимые личности.

При повышенной степени реакций возбудимого типа личности обнаруживаются признаки эпилептоидной психопатии.

Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. И в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются. Причины недовольства могут оказаться самыми разными. В результате наблюдается частая перемена места работы.

По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к рукоприкладству. Бывает, что последнее у них опережает слова, т.к. такие люди вообще не очень склонны обмениваться мнениями, если не считать ругательств. Ведь обмен мнениями равнозначен обмену мыслями, а уровень мышления таких людей довольно низок.

У возбудимых людей наблюдается скорее непомерное наращивание аффекта, чем его вспышка, поэтому внезапные взрывы гнева менее характерны для таких людей, гораздо типичнее его массированные проявления.

Импульсивность патологического характера относится также и к влечениям в узком смысле слова. Возбудимые личности едят и пьют все подряд, многие из них становятся хроническими алкоголиками. Импульсивны их проявления и в сексуальной сфере, однако у мужчин это не очень бросается в глаза, т.к. они, будучи неумеренными в половых потребностях, часто длительное время не меняют партнершу, иногда даже довольно прочно к ней привязываются. Однако они не разборчивы в половых связях, особенно в юные годы, а привязанность к одному партнеру обуславливается тем, что с ним инстинкт удовлетворяется наиболее полно. Возбудимые личности – женщины нередко полностью лишены моральных устоев. Некоторые эпилептоидные психопатки становятся проститутками.

У возбудимых личностей обоих полов в юности нередки импульсивные побеги из дому, часто носящие немотивированный характер.

Возбудимые личности более подвержены совершению преступления, чем другие, однако эта преступность носит не совсем обычный характер: хотя возбудимая личность, совершившая грубое насилие, часто характеризуется как бессердечная, а причиной преступления считается жестокость, такая оценка основана на непонимании этих людей. Акты насилия у них вызываются не бездушием, а аффективным напряжением (стрессом).

У возбудимых личностей констатируется замедленность мыслительных процессов, которая особенно бросается в глаза, когда обследуемому нужно хотя бы немного задуматься над ответами. Если же предоставить такому человеку возможность говорить, то замедленность проявляется в чрезмерной обстоятельности.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *