Цели по smart: Как поставить SMART-цели: примеры, критерии и чек-лист

Содержание

SMART-цели: постановка, достижение, примеры

«Умные» цели позволяют эффективнее и с большей вероятностью достигать результатов. Результатов как личных, так и для больших компаний. SMART — аббревиатура, скрывающая пять критериев, которыми обладает такая цель:

  • Specific;
  • Measurable;
  • Achievable;
  • Relevant;
  • Time-related или time-bound.

Разберём каждый из них. Цель должна быть:

Specific

Конкретной. Чем конкретнее задача, тем легче её выполнить и тем больше шансов, что она будет выполнена правильно.

Например: купить автомобиль — купить автомобиль Mercedes Benz E-класса, седан, 2016 года выпуска.

Measurable

Измеряемой. Цель можно не только конкретизировать, но и измерить, закрепить за ней какие-то единицы, проценты.

Например: купить автомобиль Mercedes Benz E-класса, седан, 2016 года выпуска за 2 млн. 800 тыс.

Achievable

Достижимой. Нужно оценивать личные возможности или возможности компании: способен ли я (компания) выполнить эту задачу? Какие затраты придётся понести?

С «Мерседесом» достижимость желающий его купить определяет по содержимому его кошелька.

Relevant

Полезной, релевантной. Приносит ли пользу цель? Что будет, когда я (мы) её выполню(им)?

Например: стану ли я счастлив, если куплю «Мерседес»?

Time-bound

Ограниченной по времени. В какие сроки нужно выполнить цель? Они должны быть точно установлены.

Например: купить автомобиль Mercedes Benz E-класса, седан, 2016 года выпуска к февралю 2018 года.

Как ставить SMART-цели?

Ставить SMART-цели помогают наводящие вопросы. Некоторые из них уже были показаны выше.

Specific

  • Какой результат будет получен?
  • Что нужно сделать?
  • Полезно также уточнять, каким образом сделать.

Measurable

  • В чём измеряется результат?
  • Если это рост («на 5% выше», «на 9 млн. больше»), то относительно чего?

Achievable

  • Хватит ли сил и возможностей выполнить задачу?
  • Достаточно ли ресурсов, чтобы достигнуть цель?

Relevant

  • К чему приведёт выполнение этой цели? Какие выгоды оно приносит?
  • Как отнесётся (отнеслось бы) начальство к такой цели?
  • Чем так ценна задача?

Time bound

  • В какие сроки возможно выполнить задачу?
  • Сколько времени потребуется?

Все эти критерии и вопросы выглядят просто. И достаточно просто ставить и выполнять SMART-цели, если работать с ними для саморазвития, повышая личную эффективность. Сложнее, когда такие цели ставятся на уровне крупных компаний. Здесь помогает каскадирование.

Каскадирование задач

Каскадирование заключается в распределении задач компании по четырём уровням.

  1. Определение директорами нескольких глобальных целей на год.
  2. Превращение их в SMART-цели для нижестоящих отделов.
  3. В соответствии с этими SMART-целями подразделения разрабатывают свои SMART-цели.
  4. Сотрудникам формируются индивидуальные задачи.

Применение. Когда SMART-цели не достигаются?

Идея постановки по SMART появилась со статьи в 1981 году, в которой Джордж Доран возмущался неумению менеджеров ставить цели своим подчинённым и предлагал новую модель. С этого момента прошло более 30-ти лет, теперь SMART-цели подходят не везде.

Они отлично вписываются в управление большими компаниями, для которых, как для огромного корабля, необходимо заранее намечать курс. Это же относится к таким сферам, как производство и управление проектами, где не составит труда спланировать ситуацию на ближайший год.

Тем компаниям, которые больше напоминают не гигантский лайнер, а небольшой парусник, будет труднее наметить чёткий курс. Слишком много помех, непредвиденных обстоятельств, перемен могут сбить их с пути. В таком случае SMART-цели не выполняются, а наиболее подходящими будут гибкие методы планирования и управления. Это же касается сферы маркетинга, IT, где нужно успевать реагировать на изменения.

В то же время для повышения личной эффективности постановка задач по методу SMART вполне подходит. Она также используется в тайм-менеджменте, как способ достижения целей. Использовать это удобно как для себя, так и для мотивации сотрудников.

Примеры SMART-целей

Пример постановки личной цели был показан выше. Сложности могут возникнуть, если ставить SMART-цели для рабочего коллектива.

Поднять прибыль на x

Допустим, компании или отделу поставлена цель поднять прибыль.

  1. Specific: поднять прибыль компании за счёт увеличения количества продаж товаров серии X.
  2. Measurable: поднять годовую прибыль компании на 40% относительно прошлогодней за счёт увеличения количества продаж товаров серии Х на 50.
  3. Achievable: количество сотрудников и уровень их квалификации достаточны, чтобы осуществить цель, а предыдущий рост прибыли также показывает возможность осуществления.
  4. Relevant: цель вполне соответствует целям компании.
  5. Time Bound: выполнить цель планируется к концу этого года.

Это пример глобальной цели. Руководители на основе неё, конкретизируя, составляют цели для отделов.

Увеличить симпатию клиентов или повысить знания сотрудников

Такие задачи с виду конкретизировать гораздо тяжелее: нельзя же точно измерить, насколько клиенты вас любят и насколько каждый работник образован. Однако можно поставить следующие цели: повысить уровень удовлетворённости клиентов на 50% и увеличить число сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации, до 80%. Если привязать эти цели к дате, то они будут соответствовать методике SMART.

как правильно ставить цели, если вы хотите добиться успеха в бизнесе

Правильная постановка цели — половина дела и основа успешного достижения намеченного. Логично, что с большей долей вероятности вы добьетесь чётко поставленной цели. И дело тут скорее в общей организации процесса и точном понимании того, для чего вам это нужно и куда двигаться.

Всё просто: определяя цель, вы перестаете абстрактно мечтать, оцениваете ресурсы и ограничения, формулируете задачи, устанавливаете сроки выполнения и продумываете желаемый результат. Переходите от мечты к действиям. Давайте разберемся, в чем суть популярной методики SMART и как правильно поставить цель, чтобы получить то, чего хочется.

Что такое SMART

В переводе с английского smart — умный, сообразительный. Поэтому цель, поставленную по методике SMART, еще называют «умной» целью. Этот метод лучше всего подходит для постановки целей с коротким или средним сроком выполнения, например, 3 месяца или 1 год.

Акроним SMART в 1981 году впервые использовал в своей статье «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач» американский консультант Джордж Т.Доран.

Каждая буква в акрониме SMART обозначает определенный критерий постановки цели:

Пример постановки цели по методике SMART

S (Specific) Конкретная

Формулируйте чётче, чего именно хотите достигнуть.

Хороший способ убедиться, что вы наметили конкретную цель, которая соответствует вашим потребностям, это применить к ее постановке метод 5W.


What (Что?): Чего необходимо достичь?

«Заработать много денег» — цель абстрактная, а «увеличить на 20% чистую прибыль магазина за 6 месяцев» — цель конкретная.

Why? (Почему?) Почему я хочу достичь этой цели?

Подумайте, для чего вам достигать этой цели. Например, вы хотите увеличить прибыль, чтобы через год открыть еще одну торговую точку или интернет-магазин.

Who? (Кто?) Кто задействован?

Определите, какие ресурсы вам необходимы и чего вы ждете от людей, которые задействованы в достижении цели. Например, каждый продавец вашего магазина должен повысить процент личных продаж и размер среднего чека.

Where? (Где?) Где это будет происходить?

Определите местоположение, где вы будете достигать цели. Магазин, склад, сообщество в соцсети и т.д.

Which? (Какие?) Какие требования и ограничения существуют?

Есть ли какие-нибудь ограничения, которые могут препятствовать достижению цели. Например, недостаточно большой ассортимент товаров.

Неправильная цель

Хочу получить много денег.


Правильная цель

Хочу увеличить чистую прибыль магазина на 20% за 6 месяцев.

 

M (Measurable) Измеримая

Измеряйте прогресс в достижении цели. Иначе как вы поймете, на каком отрезке пути находитесь и вообще правильно ли движетесь к намеченной цели? Например, возьмем всю ту же цель «увеличить чистую прибыль магазина на 20% за полгода». Поставим промежуточный отчетный период — 1 месяц. И промежуточную цель — увеличение прибыли на 4% за месяц.

Кроме того, измерение прогресса поможет мотивировать сотрудников, которые задействованы в выполнении задач. Продавец Татьяна знает, что к концу месяца команда должна предоставить промежуточные результаты работы. Если результаты зависят в том числе и от ее личных показателей продаж, то Татьяна ощущает больше ответственности и больше включена в работу.


Вопросы, которые помогут оценить измеримость цели:

— Как я буду измерять прогресс?
— Как я узнаю, когда цель достигнута?

 

A (Achievable) Достижимая

Нет смысла ставить заведомо недостижимую цель. Это только понизит вашу самооценку и демотивирует сотрудников. Подумайте, действительно ли поставленная цель достижима, есть ли у вас необходимые ресурсы и потянет ли ваш бизнес возросшую нагрузку.

Подумайте, какие задачи нужно поставить, чтобы достичь цели. Внутри нашей цели по увеличению прибыли за 6 месяцев может быть такой список задач:

  • улучшить ассортимент и внешний вид торгового зала;

  • усовершенствовать программу лояльности;

  • обучить продавцов новой методике обслуживания клиентов;

  • провести мероприятия в магазине, направленные на привлечение покупателей;

  • продвинуть группы в соцсетях и т. д.

Вопросы, которые помогут оценить достижимость цели:

— Как можно достичь цели?
— Какие логические шаги я должен предпринять?

R (Realistic) Актуальная

Оцените, есть ли у вас веские причины, чтобы добиваться поставленной цели. Тщательно проанализируйте цель на предмет значимости: так ли вам нужно то, чего вы хотите.

Разберем подробно. Например, вы задумали открыть новое направление — дизайнерское бюро, которое специализируется на разработке дизайн-проектов квартир и офисов.

Чтобы оценить актуальность цели, задайте себе вопросы:        

Вопрос Ответ
Является ли цель достойной? Стоит ли она прикладываемых усилий?
Да, я думаю, что вложения в бюро оправдаются. В моем бизнес-плане всё расписано.
Правильно ли я выбрал время? Да, скоро лето — начинается сезон ремонтов. Время хорошее.
Есть ли у меня необходимые ресурсы для достижения этой цели? Нет, денег лишних нет, беру кредит в банке.
Соответствует ли эта цель моей долгосрочной цели? Моя долгосрочная цель — развить бизнес и заработать много денег. Вполне соответствует.

Оптимально, если на все вопросы вы отвечаете «да». В нашем случае стоит задуматься, есть ли смысл брать кредит. Лучше заранее рассчитать, насколько это выгодно.

T (Time-Bound) Ограниченная во времени

Ставьте цели с чётким дедлайном — датой, к которой цель должна быть достигнута. Ограниченный срок помогает лучше управлять процессом выполнения задач в рамках цели.

Вопросы, которые помогут определить срочность цели:

— Сколько времени потребуется для достижения этой цели?
— Когда будет завершено достижение этой цели?
— Когда я собираюсь работать над этой целью?

Что в итоге

  • Чётко определите, чего именно вы хотите. Так ли нужен вам третий автомобиль, которым вы грезите день и ночь.

  • Убедитесь, что у вас есть шансы получить желаемое. Заведомо недостижимая цель может сильно ударить по вашей самооценке.

  • Шаг за шагом продвигайтесь к своей цели. Пусть это будет 10 упражнений на пресс в день — делайте их регулярно.

  • Отслеживайте действия. То, что вы уже сделали на пути к цели и что еще предстоит предпринять.

  • Ставьте сроки для достижения цели настолько ограниченные, насколько позволяет ваша ситуация.

  • Не ищите оправданий. Никаких «выбрал неудачное время» или «не успел». Если поставили цель — не сдавайтесь.

Настройка S.M.A.R.T. Цели педагога

Исследования и размышления

Узнайте, как использование этой структуры постановки целей может помочь вам достичь целей, ориентированных на содержание, в течение учебного года

Автор: Сьюзан Хитт

Размещено:

Поделиться

Распечатать

Каждый август, когда летние дни подходят к концу и приближается учебный год, я ловлю себя на мысли, что размышляю о прошлом году и строю планы на новый учебный год. Что было хорошо, что я хотел бы сохранить? Или, что еще более важно, что я хотел бы улучшить?

Однако просто осознавать цели, которых мы хотим достичь, не то же самое, что добиваться их достижения. Я узнал, что изложение целей на бумаге на новый учебный год действительно помогает мне оставаться сосредоточенным. Но как лучше всего это сделать? Год за годом я пробовал разные методы постановки целей, но всегда находил их похожими на те новогодние обещания: такая замечательная идея в январе, но к февралю она уже давно забыта.

Итак, как я могу наметить свои цели на август и придерживаться их месяц за месяцем, независимо от того, насколько плотным может быть мой повседневный график? Проведя некоторое исследование, я наткнулся на S.M.A.R.T. формат цели. Хотя этот подход к постановке целей чаще всего используется теми, кто работает в корпоративном мире, с некоторыми изменениями здесь и там они могут легко стать новым лучшим другом преподавателя.

Вы слышали о S.M.A.R.T. формат цели? Вот краткая разбивка:

Теперь для тех из вас, кто, как и я, лучше учится на примерах, вот один из моих собственных S.M.A.R.T. цели на этот новый учебный год, которые вращаются вокруг следующего:

Укрепление моей сети профессионального обучения (PLN)

S конкретный : Расширить мою сеть профессионального обучения. Почему ? Наличие совместной сети преподавателей, с которыми можно взаимодействовать как лично, так и виртуально, имеет решающее значение для продолжения моего собственного обучения в качестве педагога. Обсуждать со сверстниками или на онлайн-форуме лучший способ реализации определенного стандарта или творческий способ заинтересовать учащихся фрагментом текста гораздо приятнее, чем настаивать на работе в одиночку.

M easurable: Я буду участвовать как минимум в двух чатах в Твиттере в месяц (один из них будет ежемесячным чатом #CoreAdvocates), каждый месяц находить и подписываться на один новый образовательный блог, участвовать в одном изучении книги (виртуально или очно) каждый семестр, а также присоединяться к сообществам Google+ и взаимодействовать с ними.

A достижимо: Чтобы достичь этой цели, мне нужно сделать несколько вещей. Мне нужно запланировать в своем календаре время для чатов в Твиттере, чтобы не забыть принять участие. Мне также нужно изучить, как использовать сообщества Google+, так как этот онлайн-PLN относительно новый для меня.

R тел.: Одной из целей нашего округа является содействие обучению на протяжении всей жизни.

Расширяя свою собственную сеть профессионального обучения, я достигаю цели школьного округа, превращая ее в личную цель. Ежедневно я могу почерпнуть полезные предложения и идеи из своего PLN, будь то в Twitter, Facebook или в чате с моей коллегой через холл о ее новом уроке, над которым она работает.

T imeline: август 2017 июнь 2018

Год за годом, когда я сажусь ставить перед собой цели, я всегда держу в уме стандарты преподавания. В конце концов, моя работа заключается в том, чтобы поддерживать обучение студентов. Из-за этого для меня важно убедиться, что мои личные цели в классе совпадают с тем, что лучше для моих учеников. Таким образом, хотя расширение моего PLN не обязательно должно выглядеть так, как будто оно сосредоточено на стандартах, которые мне нужно преподавать, на самом деле они во многом совпадают. Когда у меня есть проблема, это мой злотый, который может мне помочь. Если мне трудно найти увлекательный текст для обучения стандарту чтения литературы, я могу твитнуть просьбу о помощи или я могу пройти по коридору и спросить члена команды.

Для меня важно, чтобы мы все помнили, что мы вместе. Наша работа заключается не только в том, чтобы поддерживать наших студентов, поскольку они продолжают свое обучение из года в год, но и в том, чтобы поддерживать наших сверстников в их учебном начинании. Без моего PLN я, возможно, никогда бы не нашел свои лучшие уроки. И именно поэтому в этом году я сосредоточусь на увеличении своего PLN. Я отказываюсь прекращать учиться, потому что если я это сделаю, то пострадаю не только я, но и мои ученики.

Возможно, вы думаете, что создание S.M.A.R.T. цель требует много времени. Зачем идти на все эти проблемы? Ответ: хотя легко просто озвучить цель со своими коллегами или записать цель на стикере, в конечном итоге вы и ваши коллеги увязнете в повседневных задачах в классе и забудете о своей цели. Заметка будет закрыта другими заметками. Вот почему я использую S.M.A.R.T. формате, потому что определение не только цели, но и создание подробного плана действий для достижения этой цели — вот что делает S. M.A.R.T. цели работают. Хотя мне часто приходится бороться с идентификацией всех частей моего S.M.A.R.T. цели, я обнаружил, что из-за этой продуктивной борьбы я гораздо больше заинтересован в том, чтобы довести свою цель до конца. В отличие от тех новогодних целей, о которых к февралю уже давно забыли, сейчас у меня гораздо больше шансов добиться успеха в достижении целей в классе.

Итак, я спрашиваю вас, каков ваш S.M.A.R.T. цель будет в этом году? Найдите карандаш, налейте чашку кофе и приступайте к постановке целей с помощью S.M.A.R.T. Шаблон цели прикреплен к этому сообщению. Я призываю вас твитнуть ваш S.M.A.R.T. цель для меня, используя мой аккаунт в Твиттере @susanhitt и #CoreAdvocates, чтобы мы могли работать как сообщество, чтобы поддерживать друг друга в наших начинаниях.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Связанные файлы

Шаблон целей S.M.A.R.T

  • Тип файла
    pdf
  • Размер файла
    40 КБ

Посмотреть Скачать

Теги:
  • Английский язык / Грамотность
  • Математика

Об авторе: Сьюзан Хитт начала свой путь в школах округа Нью-Ганновер в августе 2005 года, когда она начала преподавать в средней школе Лэйни. После десяти замечательных лет она перешла в центральный офис, где стала старшим школьным учителем английского языка в округе. Ее страстью является помощь учителям в сочетании контента с цифровыми технологиями для вовлечения учащихся. Она стремится помочь учителям рассматривать сотрудничество как ключ к успеху. Округ Нью-Ганновер расположен в Уилмингтоне, штат Северная Каролина, и обслуживает около 25 000 учащихся в 45 государственных школах.

целей SMART | UC Merced Academic Advising

Концепция S.M.A.R.T. постановка целей очень эффективна для достижения индивидуальных целей. Исследования показали, что цели с большей вероятностью будут достигнуты, если они тщательно продуманы и записаны. Определение S.M.A.R.T. цель является конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и ограниченной во времени.

Ниже приведено определение каждой функции S.M.A.R.T. целевые ориентиры:

Конкретные (Значимые, Стратегические) — Цели должны быть написаны просто и четко определять, что вы собираетесь делать. Конкретным является то, что, почему и как в S.M.A.R.T. модель. Объясните, чего именно — подробно — вы хотите достичь.

Измеримый (значимый, мотивирующий) — Цели должны быть измеримыми, чтобы у вас было ощутимое доказательство того, что вы их достигли. Имея измеримую цель, вы можете точно определить, что вы увидите, услышите и почувствуете, когда достигнете своей цели. Это означает разбить вашу цель на измеримые части. Как вы узнаете, что достигли своей цели?

Достижимый (Attainable) — Цели должны быть достижимыми; они должны немного растягивать вас, чтобы вы чувствовали вызов, но должны быть определены достаточно четко, чтобы вы могли их достичь. Подумайте, какие ресурсы, навыки и время необходимы для достижения вашей цели.

Реалистичный (ориентированный на результат, актуальный) — Цели должны измерять результаты, а не действия. Каков результат или изменение, которого вы ожидаете достичь?

Ограниченный по времени (своевременный) — Цели должны быть привязаны к временным рамкам. Исследования показали, что сроки — это то, что заставляет большинство людей переключаться на действия. Что вы можете сделать сейчас? Когда будет завершен каждый шаг?

Академическая цель Пример

ЦЕЛЬ:  «Я буду больше заниматься по МАТЕМАТИКЕ 005».

Как сделать цель сильнее:

Конкретный:

Я хочу попробовать услуги поддержки обучения и улучшить свою оценку с D как минимум до C по МАТЕМАТИКЕ 5.

Измеримое:

Я улучшу свою оценку с D как минимум до C на лекции по МАТЕМАТИКЕ 5.

Достижимо:

Я буду посещать занятия с PALS по MATH 5 не реже одного раза в неделю – это выполнимо.

Реалистичный:

Я буду посещать занятия с PALS по MATH 5 не реже одного раза в неделю по вторникам и четвергам с 13:00 до 14:00, что реалистично и соответствует цели, которую я пытаюсь достичь.

Срок:

Я буду посещать занятия по вторникам и четвергам с 13 до 14 часов, начиная со следующего вторника и до конца семестра.

ПРИМЕР ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕЙ SMART ACADEMIC:

«Я буду посещать занятия с PALS по МАТЕМАТИКЕ 5 два раза в неделю по вторникам и четвергам с 13:00 до 14:00, начиная со следующей недели и до конца семестра, чтобы поднять свою оценку с D до C по МАТЕМАТИКЕ 5.  I добавит эти мероприятия в мой календарь/академический планировщик, чтобы обеспечить подотчетность».

Пример цели оздоровления

ЦЕЛЬ:  «Я пойду на CAPS».

Конкретно:

Мне нужна помощь с моим беспокойством.

Измеримое:

Я буду посещать занятия группы поддержки каждый раз, когда они будут предложены.

Достижимо:

Я запланирую сеансы группы поддержки в своем календаре, чтобы убедиться, что я их посещаю.

Реалистичный:

Сеансы не конфликтуют ни с какими другими обязательствами.

Срок:

Я свяжусь с CAPS сегодня до конца дня.

ПОСЛЕДНЯЯ УМНАЯ ЦЕЛЬ:  » Сегодня я свяжусь с сотрудником CAPS, чтобы определить группу поддержки для людей, страдающих тревогой.  Я включу дни и часы в свой календарь и буду посещать группу, начиная со следующей недели

Коммуникационная цель Пример

ЦЕЛЬ: Я поговорю со своим профессором.

Конкретный:

Я хочу улучшить общение с профессором, чтобы они знали, кто я. Я также хочу обсудить конфликт, из-за которого я пропустил урок вместе с заданием или тестом (например, из-за болезни, спортивной поездки и т. д.).

Измеримое:

Я улучшу общение со своим преподавателем, чтобы мы могли обсудить курсовую работу, а также альтернативный план действий для викторины/задания, которое я не смог выполнить из-за того, что пропустил занятие. Я приду подготовленным с двумя пунктами (вопросы или тема) для обсуждения.

Достижимо:

Я буду посещать приемные часы своего профессора не реже одного раза в 2 недели.

Реалистичный:

Я буду посещать приемные часы моего профессора каждую вторую среду в 14:00.

Срок:

Я буду посещать приемные часы моего профессора на этой неделе в среду в 14:00 и буду посещать его раз в две недели до конца семестра.

ПОСЛЕДНЯЯ SMART-ЦЕЛЬ:

«Я буду присутствовать на приеме у своего профессора на этой неделе в среду в 14:00 и буду продолжать посещать приемные часы каждую вторую среду до конца семестра. В рабочие часы я приду подготовленным с двумя вопросами (вопросами или темами) для обсуждения.»

 

Информация адаптирована из:

Lawlor, K.B., Hornyak, MJ (2012). УМНЫЕ ЦЕЛИ: Как применение Умных целей может способствовать достижению результатов обучения учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *