Ценностные ориентации рокича онлайн: Тест на ценностные ориентации личности (по теории Рокича)

Определение ценностных ориентаций — Блог Викиум

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

С помощью системы ценностных ориентаций удаётся без проблем установить наличие содержательной стороны личности, а также составить основу того, как именно она будет относиться к окружающему миру и другим людям. Обязательно учитывается ещё и то, как человек относится к самому себе, какое имеет мировоззрение, а также мотивацию для дальнейшей деятельности.

Теория Рокича

М. Рокич разработал теоретическую модель, позволяющую подробно изучать ценностные ориентации человека. Дополнительно был предложен эффективный инструмент для того, чтобы это измерить.

Ценности представляют собой обобщённые представления о разнообразных благах, а также способах, с помощью которых их можно получить. На их основе каждый человек может выбирать какие-то определённые цели и необходимые ему средства для дальнейшей деятельности. Ценности личности позволяют сформировать жизненную стратегию, а также определяют линию профессионального развития человека.

Ценностная ориентация — это основания идеологического, морального, политического или эстетического характера, которые нужны человеку для того, чтобы оценить социальные события или объекты. Также это способ организации собственного поведения в соответствии с  осознанными мотивами.

Ценности влияют на многие факторы в жизни человека. Больше всего это сказывается на том, чего он будет стараться достичь и каким при этом будет его поведение. Их возникновение происходит в тех ситуациях, когда люди научились и теперь могут действительно неплохо усваивать и запоминать разнообразный социальный опыт. Основное проявление того, что для человека действительно важно, происходит в постановке целей. Он начинает со временем себя иначе вести и у него появляются новые идеалы, убеждения.

Ценностная ориентация демонстрирует, как именно личность относится к окружающей действительности. Данное понятие объединяет систему или перечень установок, которые способны влиять на поведение человека в разных жизненных ситуациях.

Ценностные ориентации условно включают три важных компонента. Когнитивный элемент считается чуть ли не самым важным, ведь именно он означает, в каком эмоциональном состоянии находится человек. В свою очередь возникшие эмоции выступают в качестве оценки ситуации. Не менее важным компонентом считается поведенческий фактор. С его помощью можно определить, как именно человек относится к разным способам воплощения в реальность своих ценностей. Это напрямую влияет на отношение с другими людьми, а также на поведение человека.

Ценности в жизни, если они правильные и качественные, выступают составляющей структуры личности. Нельзя назвать человека без установленных ценностей полноценным. От того, на каком именно уровне они находятся, зависит степень зрелости личности.

Если человек имеет определённые ценности, и при этом они ещё и правильные, это будет указывать на его зрелость. Благодаря этому личность получает такие качества, как цельность, верность своим принципам, надёжность. Если возникает противоречивость ценностных ориентаций, соответственно, появляется и непоследовательность, которая будет проявляться в поведении человека. Недостаточно развитые ценностные ориентации говорят о том, что человек ещё не полностью вырос в духовном плане, а то, что может ему принести вред, доминирует над положительными качествами и убеждениями. Сегодня можно встретить достаточно много людей, для которых ценностями является совершенно не то, что должно быть на самом деле. Они видят смысл жизни, к примеру, в прожигании своего времени, а не в достижении важных целей.

Человек, имеющий ценности, ставит цели, чтобы получать то, чего он хочет. Но при этом цели необходимо уметь ставить. Обрести такой навык поможет курс «Целеполагание».

Ценностные ориентации предпринимателей как факторы их самоопределения //Психологическая газета

Статья доктора психологических наук, главного научного сотрудника Института психологии РАН Владимира Петровича Познякова посвящена результатам исследования социально-психологических факторов самоопределения (как сознательного выбора своей позиции в отношениях с другими участниками делового взаимодействия) российских предпринимателей. Ответственное отношение к другим участникам делового взаимодействия в большей степени определяется высокой значимостью ценностей, способствующих сохранению благоприятных межличностных отношений с другими людьми и внутреннему развитию личности.

В статье продолжается изложение результатов теоретико-эмпирического исследования социально-психологических факторов экономического самоопределения российских предпринимателей [Позняков, 2019 и др.]. Теоретическую основу нашего исследования составили положения концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности и ресурсно-ценностного подхода к анализу делового взаимодействия, конкретизированные применительно к исследованию психологических отношений российских предпринимателей [Журавлев, Позняков, 2012, Вавакина, Позняков, 2016, Позняков, 2018, и др.]. Экономическое самоопределение понимается нами как поиск (и результат этого поиска) человеком своей позиции в системе экономических отношений [Журавлев, Купрейченко, 2007 и др.

]. В рамках данного исследования мы выделяем потенциальные характеристики экономического самоопределения, в качестве которых рассматриваем психологические отношения субъектов экономической деятельности, и актуальные его характеристики, представленные оценками собственной деловой активности. Объектами наших эмпирических исследователей выступают предприниматели — субъекты экономической деятельности, связанной с распоряжением экономическими ресурсами (финансовыми, трудовыми, информационными и пр.) и направленной на достижение прибыли. Важной сферой экономического самоопределения субъекта экономической деятельности выступает сфера делового взаимодействия с другими его участниками, представителями различных социальных групп (категорий): партнёрами, клиентами, заказчиками, поставщиками и т.п. Поскольку предприниматель во взаимодействии с другими его участниками выступает самостоятельным, инициативным субъектом, действующим в условиях неопределённости и риска, важным показателем его экономического самоопределения в сфере делового взаимодействия выступает ответственное отношение к другим его участникам.
В качестве социально-психологических факторов экономического самоопределения в нашем исследовании рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы личности.

В рамках данного исследования ценностные ориентации личности рассматриваются в качестве критерия выбора личностью определенного отношения к участникам делового взаимодействия.

Предметом исследования выступает взаимосвязь ценностных ориентаций личности и качественных характеристик отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия. Эмпирическое исследование было выполнено в начале 2010-х годов под научным руководством автора совместно с Е.А. Никуло [Никуло, 2013]. На основе теоретического анализа и обобщения результатов исследований в области психологии ответственности [Дементий, 2005, Муздыбаев, 2010 и др.], а также опираясь на результаты эмпирических исследований делового взаимодействия, мы сформулировали определение ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия и обозначили структурные элементы, раскрывающие его содержание.

Ответственное отношение предпринимателей к участникам делового взаимодействия определяется как комплекс эмоционально окрашенных представлений и оценок, характеризующихся разной степенью готовности и выражающих позицию личности относительно необходимости держать ответ за качественные характеристики отношений в деловом взаимодействии. На предварительном этапе исследования нами были выделены следующие качественные характеристики ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия. Ориентация на кооперацию, сотрудничество (отношение к необходимости делиться информацией в деловом взаимодействии; отношение к необходимости прогнозировать последствия своих действий и действий участников делового взаимодействия для общего ответственного дела; отношение к совместному поиску новых путей более качественной реализации совместного дела; отношение к необходимости принимать ответственность за непредвиденные, не оговоренные заранее элементы ответственности). Ориентация на понимание (отношение к необходимости учитывать потребности, интересы, ожидания участников делового взаимодействия; отношение к необходимости понимать эмоциональное состояние участников делового взаимодействия).
Ориентация на терпимое отношение к иным взглядам и мнениям (отношение к совершению ошибок участниками делового взаимодействия; отношение к использованию отличных от собственных способов реализации ответственности). Ориентация на ограничение доминирования (отношение к контролю за действиями участников делового взаимодействия; отношение к оказанию помощи другим участникам делового взаимодействия).

В соответствии с выделенными характеристиками была разработана анкета, позволяющая оценить уровень ответственного отношения предпринимателей к другим участника делового взаимодействия. Структура ценностных ориентаций личности исследовалась с помощью методики диагностики внутреннего конфликта Е.Б. Фанталовой, основанной на подходе М. Рокича [Фанталова, 2001]. В ходе эмпирического исследования были опрошены 203 предпринимателя, представители различных сфер малого и среднего бизнеса. В результате исследования были выявлены ценностные ориентации, высокая значимость которых связана со снижением уровня ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия.

К их числу относятся ценностные ориентации: «активная, деятельная жизнь», «здоровье», «материально обеспеченная жизнь». Высокая значимость ценностных ориентаций: «любовь», «счастливая семейная жизнь», «творчество» связана с повышением уровня ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия. На основании полученных данных можно заключить, что ответственное отношение предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия в большей степени основано на альтруистических ценностных ориентациях, а также ориентациях, связанных с самореализацией. Более детальный анализ корреляционных связей показал, что выделенные ценностные ориентации связаны с различными содержательными характеристиками (элементами) отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия.

Ценностная ориентация «творчество» взаимосвязана с «ориентацией на сотрудничество», «ориентацией на понимание», «ориентацией на толерантное, терпимое отношение» и «ориентацией на ограничение доминирования» (далее, при изложении результатов, в скобках указаны коэффициенты корреляции по Спирмену, корреляции значимы при p

При интерпретации выявленных взаимосвязей мы обратились к содержанию данной ценностной ориентации личности, которая отражает потребность реализации себя, своего внутреннего мира. Логично предположить, что предприниматели, уделяющие внимание своим внутренним потребностям, также готовы знать и учитывать потребности и интересы работающих с ними людей, с уважением к ним относиться. Предприниматели, придающие большое значение личной самореализации, более терпимо относятся к появлению собственных ошибок и пониманию их значения для творческого процесса, что позволяет им проявлять ту же позицию во взаимодействии с другими людьми. Вероятно, ориентация на самореализацию, раскрытие своего потенциала позволяет внимательно относиться к своеобразию других, быть более терпимым к чужим ошибкам. Можно также предположить, что предприниматели с приоритетной направленностью на творчество склонны создавать вокруг себя условия и привлекать людей, способствующих удовлетворению потребности в творческой активности.

Важно учитывать, что в большинстве случаев для предпринимателя творческий процесс как реализация потенциала связан с его бизнесом и может заключаться в создании инноваций или ведении необычных проектов, нетипичных форм бизнеса.

При этом в случае инновации риски увеличиваются, и нередко ключевое значение приобретает фактор человеческих отношений. При реализации бизнес-задач, предполагающих высокий риск, важна отдача каждого участника, будь то партнер, сотрудник или заказчик. Возможно, именно поэтому ориентированные на творчество предприниматели стараются относиться ответственно к другим участникам делового взаимодействия, тем самым обеспечивая благоприятные отношения с ними как необходимое условие успеха новых проектов. 

Более высокая значимость в структуре ценностных ориентаций ориентации «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» связана с пониманием необходимости обмена информацией в деловом взаимодействии (r=0,41), а также с позитивным отношением к совместному поиску новых путей более качественной реализации общего ответственного дела (r=0,41). Также данная ценностная ориентация связана с пониманием необходимости принимать ответственность за непредвиденные, не оговоренные заранее параметры ответственности (r=0,37). Терпимое отношение к ошибкам другого участника делового взаимодействия также связано с данной ценностной ориентацией (r=0,42). Высокие показатели по ней определяют представление о том, что сделать совместное дело более качественно можно только совместно, проявляя позитивное отношение к такого рода сотрудничеству и готовность к оказанию помощи другим участникам делового взаимодействия (r=0,48). Вероятно, предприниматели, в системе ценностных ориентаций которых значимое место занимает «любовь», в большей степени нуждаются в создании и поддержании межличностных отношений и потому стремятся ответственно относиться к другим участникам делового взаимодействия, в том числе реализуя эту потребность. Кроме того, можно предположить, что ориентация на духовную и физическую близость с любимым человеком подразумевает достаточно высокую степень готовности принятия другого.

Взаимосвязи ценностной ориентации «счастливая семейная жизнь» с элементами отношения можно проинтерпретировать как большую направленность на социальное окружение со стороны предпринимателей с выраженным приоритетом ценности благоприятных межличностных взаимоотношений.

Ориентация на «счастливую семейную жизнь» определяет понимание необходимости и позитивное отношение к необходимости предварительно согласовывать с другим участником делового взаимодействия поиск новых путей более качественной реализации общего дела (r=0,33), понимание необходимости делиться информацией, даже если это приведет к конфликтам (r=0,36). Позитивное отношение к необходимости прояснять и учитывать потребности, интересы и ожидания другого участника делового взаимодействия в процессе реализации ответственного дела, а также терпимое отношение к его ошибкам (r=0,35). В то же время данная ценностная ориентация личности связана с высокой готовностью приложить дополнительные усилия и личные ресурсы для того, чтобы понять эмоциональное состояние другого участника делового взаимодействия (r=0,41), учитывать потребности, интересы, ожидания участников делового взаимодействия (r=0,36). Выраженная ориентация на счастье в семейной жизни связана с отсутствием стремления контролировать действия другого участника делового взаимодействия (r=0,32) и готовностью к оказанию помощи участникам делового взаимодействия (r=0,59). Можно сделать вывод о том, что предприниматели с ориентацией на «счастливую семейную жизнь» ориентированы одновременно на создание отношений, чуткость и кооперацию и при этом готовы отказаться от жёсткого контроля за другим участником делового взаимодействия. На наш взгляд, это как раз и является показателем истинной ответственности во взаимодействии. Предприниматели с ориентацией на «счастливую семейную жизнь» много внимания уделяют партнерским отношениям. Они знают, каких усилий стоит поддержание долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Взаимосвязи ценностной ориентации на «материально обеспеченную жизнь» с компонентами ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия можно характеризовать как описывающие максимальную ориентацию предпринимателя на свои интересы при реализации общего дела. Данная ценностная ориентация связана с недоверием к отличным от собственных способам реализации ответственности (r=-0,33), с негативным отношением к необходимости прогнозировать последствия своих действий для себя, другого участника делового взаимодействия и общего дела (r=-0,30). Также данная ориентация характеризуется негативным отношением к поиску дополнительных путей решения совместного дела (r=-0,35) и низкой готовностью допускать, что другой участник делового взаимодействия может совершать ошибки (r=-0,47). Респонденты с более выраженной ориентацией на материально обеспеченную жизнь негативно относятся к необходимости понимать эмоциональное состояние участников делового взаимодействия (r=0,53). Вероятно, предприниматели, ориентированные на материальную обеспеченность, в большой степени настроены прагматично и предпочитают направлять свои усилия не на отношения, а на высокую деловую активность, связанную с максимально возможным достижением собственных экономических целей. Есть основания полагать, что данная ценностная ориентация является приоритетной у тех предпринимателей, которые в настоящий момент недовольны своими финансовыми результатами. Актуальной задачей для них является избегание финансовых ограничений, а также стремление любой ценой повысить уровень дохода, что заставляет фокусироваться только на актуальных составляющих процесса и результата конкретного вида экономической деятельности.

В результате проведённого исследования сформулирован вывод о том, что самоопределение как самостоятельный сознательный выбор своей позиции в отношениях с другими участниками делового взаимодействия неразрывно связано с принятием ответственности за результаты своего выбора. Поэтому признаки и свидетельства ответственного отношения являются показателями личностного самоопределения. Результаты эмпирического исследования показали, что ответственное отношение к другим участникам делового взаимодействия в большей степени определяется высокой значимостью ценностей, способствующих сохранению благоприятных межличностных отношений с другими людьми и внутреннему развитию личности. Ценностные ориентации, отрицательно взаимосвязанные с ответственным отношением («материально-обеспеченная жизнь», «здоровье», «активная, деятельная жизнь»), в большей степени связаны с прагматичным подходом, предполагающим реализацию в сфере деловых отношений направленность на взаимодействие, подразумевающее экономическую выгоду. Предприниматели, руководствующиеся прагматичными ценностными ориентациями, возможно, уделяют меньше внимания отношениям с другими участниками делового взаимодействия, сосредоточены на деле и достижении исключительно практически выгодных результатов.

Список литературы 

  1. Вавакина Т.С., Позняков В.П. Психология делового партнёрства: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН, 2016. 
  2. Дементий Л.И. Ответственность личности — как свойство субъекта жизнедеятельности: Дис. … докт. психол. наук. М., 2005. 
  3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 
  4. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 480 с. 
  5. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с. 
  6. Никуло Е.А. Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия: Дис. … канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2013. 
  7. Позняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной экономической деятельности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2018. 
  8. Позняков В.П. Психологические отношения как характеристики самоопределения субъектов экономической деятельности / Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. №1 (37). С. 102-108.
  9. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. 128 с.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 19-013-00230.

Источник: журнал «Человеческий фактор. Социальный психолог» № 1 (39) за 2020 год.

Статья В.П. Познякова «Психологические отношения как характеристики самоопределения субъектов экономической деятельности», в которой представлен авторский подход к исследованию, была опубликована в «ПГ» 10 августа 2020 года

Преподавательские работы, вакансии воспитателей, школьные вакансии

Преподавательские работы, педагогические вакансии, школьные вакансии | ШколаВесна Выберите местоположение… Любое местоположениеТолько СШАМеждународныйОнлайнАлабамаАляскаАризонаАрканзасКалифорнияКолорадоКоннектикутДелавэрРасст. КолумбияФлоридаГрузияГавайиАйдахоИллинойсИндианаАйоваКанзасКентуккиЛуизианаМэнМэрилендМассачусетсМичиганМиннесотаМиссисипиМиссуриМонтанаНебраскаНевадаНью-ГэмпширНью-ДжерсиНью-МексикоНью-ЙоркСеверная КаролинаСеверная ДакотаОгайоОклахомаОрегонПенсильванияРод-АйлендЮжная КаролинаЮжная ДакотаTenne sseeТехасЮтаВермонтВирджинияВашингтонЗападная ВирджинияВисконсинВайомингВыберите категорию.. .Классный учительАдминистраторЛегкая атлетикаПрофессиональное образованиеУчебная поддержкаСпециальное образованиеУслуги для студентовЗаместительВспомогательный персоналПозиции на уровне штатаОнлайнДругое/СезонныеВыберите класс…Любой уровень класса …Любой тип работыПолная — или неполный рабочий деньПолный рабочий деньНеполный рабочий деньЛетоПосле школы/Вечернее
  • Расширенный поиск
  • Мой сохраненный поиск

Идентификатор задания

Соискатели

Продвиньте свою карьеру в области образования. Это бесплатно.

Если вы только начинаете или уже имеете опыт&запятая; SchoolSpring — лучшее место для управления вашей образовательной карьерой. Получите доступ к тысячам вакансий по всей стране со всего Интернета в одном , Удобная поисковая система. И это только начало. С SchoolSpring&запятая; доступ&двоеточие;

  • Карьера Инструменты управления документами.
  • Централизованная агрегация поиска работы.
  • Оповещения по электронной почте.
  • Комплексные приложения.
  • Найти работу Бесплатная регистрация

Мы обновили нашу Политику конфиденциальности, вступившую в силу 27 января 2020 г.
Щелкните здесь для получения дополнительной информации.

Работодатели


Увеличьте охват и расширьте круг кандидатов.

Найдите учителей, администраторов, вспомогательный персонал и любую промежуточную роль в сфере образования с помощью более чем 2 миллионов соискателей работы в сфере образования по всей стране. Привлекайте больше соискателей даже на труднодоступные вакансии, экономя при этом деньги, потраченные на ярмарки вакансий и рекламу.

  • Поиск кандидатов из нашего национального резерва.
  • Распространяйте информацию о своих вакансиях на сайтах Indeed, Monster, Teach.org, через Twitter и т. д.
  • Автоматические оповещения по электронной почте, рассылаемые заинтересованным соискателям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *