Как учиться на своих ошибках: программа из 5 шагов
Ошибаться нормально. Это делают все люди. В некоторых случаях именно ошибка приводит к шагу вперед. Так, например, забытые в лаборатории колбы с бактериями привели к открытию пенициллина, а неправильно проложенный курс привел Колумба в Америку вместо Индии.
Все это так. Но увлекаясь идеями «ошибаться — это даже хорошо» и «подумаешь, ошибся, со всеми бывает», не стоит забывать и о другом. Ведь иногда цена ошибки довольно велика для нас или другого человека. В пример можно привести невнимательность водителя на дороге.
Бывают и не столь трагичные ситуации, когда мы совершаем ошибки и, избегая чувства вины или стыда перед другими, отмахиваемся: «Ошибаться — это же нормально». Конечно, нормально. Но важно проводить и работу над ошибками.
Психотерапевт Эми Морин, автор бестселлера «13 вещей, которые делают люди, сильные духом», предлагает программу из пяти шагов.
1. Осознайте глубину ошибки
Если мы на корпоративе поцеловались с коллегой, изменив партнеру, не стоит искать себе оправдания в количестве выпитого. А если из-за небрежности мы подвели команду, не надо начинать со слов «все равно там мало платят».
Хранить верность (если вы договаривались о моногамии) и выполнять свои обязанности — ваша задача. Если растратили всю зарплату и нечем платить за ипотеку — не нужно ругать банки за высокий процент. Пора брать на себя ответственность за поступки.
2. Мотивируйте себя
Для того чтобы действовать дальше, нам важно понять: зачем, собственно, нам нужна эта работа над ошибками? Мы сожалеем о случившемся на корпоративе и хотим сохранить отношения? Настроены заслужить репутацию ответственного сотрудника? Хотим вписаться в бюджет в следующем месяце? Намерены жить в гармонии со своими ценностями и в ладу с совестью?
3. Задайте себе неудобные вопросы
Мы поняли, что ошиблись, и досадуем на себя. Но на каком этапе «все пошло не так»? Детальный анализ ситуации поможет избежать ее повторения. Поэтому спросите себя…
- В какой момент ситуация повернулась так, что привела к ошибке?
- Что в подобной ситуации я мог бы сделать иначе?
- Чему я научился?
4.
Составьте план действийОсознание ответственности не означает самобичевания. Здоровое чувство вины за причинение неудобства или душевной боли другим не должно перерастать в токсичный стыд. От этого не будет никакой пользы ни вам, ни другим.
Гораздо эффективнее будет составить план действий. Он может начинаться с проработки здорового чувства вины. Обычно она включает извинения перед тем, комы мы причинили вред, и поиска возможности компенсировать его.
Основная часть плана должна быть посвящена тому, как действовать, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки. Причем чем подробнее мы его составим, тем эффективнее сработает эта практика.
5. Усложните себе путь к ошибке
Это касается ошибок, которые мы повторяем регулярно. Эми Морин приводит в пример свою клиентку, которая регулярно выходила за рамки месячного бюджета, совершая онлайн-покупки и тратя деньги на ненужные ей товары.
Женщина поступила креативно: заморозила свои кредитные карты в большом кубике льда и положила в морозилку. Перед оплатой в интернет-магазине ей приходилось ждать, пока лед растает, и за это время она успевала одуматься, вспомнить о своем плане и избежать очередной бестолковой траты.
Конечно, все мы ошибаемся, ведь мы живые люди. Однако лишь признавая свои ошибки и проводя работу над ними, мы снижаем риск того, что наши действия принесут вред нам самим и окружающим нас людям.
Учиться на ошибках — это стратегия
Личные качества и навыкиСтатья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия» Эми Эдмондсон
Нужно извлекать уроки из своих промахов — это аксиома. Тем не менее компаний, которым это удается, наперечет. И дело не в нежелании учиться. Руководители большинства предприятий, за которыми я наблюдала последние 20 лет — а среди них фармацевтические, строительные, телекоммуникационные, финансовые, дизайнерские компании, больницы, даже подразделение NASA, отвечающее за проект многоразового транспортного космического корабля, — искренне стремились помочь своим людям учесть ошибки и сделать выводы на будущее.
Руководители, с которыми я беседовала, считают, что неудача — это плохо. К тому же, они уверены, что учиться на ошибках — проще простого: призываешь людей подумать, что они сделали не так, и требуешь больше так не делать. А еще лучше — поручить кому-нибудь проанализировать случившееся, написать отчет и потом раздать его всей организации.
Это — неправильно. Во-первых, неудача — не всегда упущение. И важно различать, где упущение, где неизбежность, а где и полезный урок. Во-вторых, учиться на ошибках совсем не просто. В большинстве компаний не отработан сам принцип выявления и разбора неудач, и там плохо понимают, что стратегия предотвращения и анализа ошибок должна зависеть от типа производственного процесса. Компаниям нужны новые, более совершенные методы анализа, чтобы не обманываться поверхностными выводами («Мы неточно придерживались плана действий») и не заблуждаться на свой счет («Рынок попросту не дорос до нашего замечательного продукта»).
А это значит, что надо отказаться от стереотипных представлений об успехе и усвоить уроки, которые преподносит неудача. Для начала руководителям неплохо было бы понять, чем опасны поиски виноватых.Поиски козлов отпущения
Очень часто — в представлении большинства семей, организаций и даже народов — понятия «ошибка» и «вина» неотделимы друг от друга. Каждый ребенок в какой-то момент усваивает, что признаться в ошибке значит взять вину на себя. Вот почему так редко в организациях понимают, как важно совершать ошибки и учиться на них, и почему мало где сотрудники не боятся говорить о проблемах.
Я опрашивала руководителей самых разных организаций — и больниц, и инвестиционных банков. Все они пребывают в смятении: да, надо бы относиться к неудачам конструктивно, но ведь нельзя потворствовать наплевательскому отношению к работе. Если не ругать за ошибки, то где гарантия, что нерадивые подчиненные перестанут халтурить?
На самом деле, право на ошибку вовсе не отрицает, как многие думают, высоких стандартов работы. Чтобы понять, почему, изучите врезку «Причины неудач» — вы увидите целый их список.
Ошибки какого рода заслуживают порицания? На первом месте в списке — сознательное нарушение. В этом случае наказание оправдано. А если речь идет о невнимании, то нет. Того, кто не умеет или не хочет добросовестно работать, нужно поставить на место. Но если ошибка была совершена потому, что человек выдохся к концу слишком длинной смены, то виноват не он, а его начальник, утвердивший слишком напряженный график работы. И читая список причин, нам все труднее будет найти «состав преступления». А за неудачу, которой увенчался тщательно подготовленный эксперимент, и вовсе нужно хвалить, ведь она очень многое проясняет.
Когда я прошу руководителей изучить этот список и сказать, сколько сбоев в работе их организаций заслуживают порицания, они обычно говорят — от 2 до 5%. Но когда я формулирую вопрос иначе: за сколько ошибок людей наказывают, они же, помолчав или посмеявшись, называют другие цифры — 70—90%. А результаты этого самые печальные: многие неудачи не анализируются, и ценные уроки пропадают даром.
Ошибка ошибке рознь
Чтобы избежать «игры» в поиски виноватых и сформулировать действенную стратегию анализа и дальнейшего предотвращения ошибок, нужно понимать причины неудач и особенности производственных процессов. Конечно, сбои могут произойти из-за великого множества факторов, но в принципе ошибки делятся на три большие категории: предотвратимые, связанные со сложностью производственных процессов или возникающие в ходе экспериментов.
Предотвратимые ошибки. В эту категорию попадают действительно «плохие» ошибки. Они обычно связаны с нарушением технического регламента в рутинных процессах — на производстве или в сфере услуг. Там, где люди проходят профессиональную подготовку, они строго придерживаются правил. Там, где — нет, ошибки чаще всего случаются из-за разного рода нарушений, невнимания или неумения работать. В подобных случаях легко определить причину и понять, как ее устранить. Например, с помощью инструкций (как рекомендует в своем последнем бестселлере «The Checklist Manifesto: How to Get Things Right» гарвардский хирург Атул Гаванде, который возглавлял группу разработчиков Контрольного перечня вопросов ВОЗ по безопасности хирургических операций). Есть и другой вариант: прочная корпоративная культура вроде той, что существует в компании Toyota. Тут обязательно анализируют даже самые незначительные ошибки и делают ценные выводы, благодаря которым компания постоянно совершенствует рабочие процессы. Как хорошо известно всем, кто изучал опыт Toyota, когда работник сборочного конвейера обнаруживает брак или просто подозревает о его возможности, он должен дернуть шнур «андон» и остановить конвейер для устранения неполадки. Если проблема решается меньше чем за минуту, работа продолжается. Если нужно большего времени — конвейер, несмотря на неизбежные убытки, приостанавливают до тех пор, пока ошибка не будет исправлена.
Неизбежные ошибки в сложных системах. Многие ошибки объясняются непредсказуемостью рабочих процессов. Из-за непредвиденных проблем или человеческого фактора может сложиться ситуация, с какой прежде никто не сталкивался.
В какой очередности оказывать медицинскую помощь пациентам реанимационного отделения больницы? Как во время боя отвечать на действия противника? Как управлять быстрорастущим стартапом? Однозначных ответов на эти вопросы нет — все зависит от конкретных обстоятельств. А в сложных организациях вроде авиакомпаний или АЭС вероятность сбоя системы существует постоянно. Предотвратить серьезные неприятности можно, внедряя самые современные методы обеспечения безопасности и управления рисками, в частности, тщательно анализируя уже случившиеся ошибки. Но все равно мелкие технологические огрехи неизбежны. Считать, что это плохо, значит не только не понимать, как работает сложная система, но и мешать ей. Чтобы избежать крупной аварии, надо выявлять и исправлять мелкие недочеты.
Серьезные врачебные ошибки в больницах чаще всего происходят из-за многих мелких, которые остались незамеченными и, наслаиваясь одна на другую, привели к печальным последствиям.Умные ошибки при разработке инноваций. Неудачи, попадающие в эту категорию, можно с полным на то правом считать «хорошими». Благодаря им организация получает ценную информацию, которая помогает ей обходить конкурентов и обеспечивать себе дальнейший рост. Именно поэтому профессор менеджмента из Университета Дьюка Сим Ситкин называет их умными. Они происходят, когда результаты заранее предсказать нельзя, поскольку никаких аналогов не было и не предвидится и приходится экспериментировать. Изобретение новых лекарств, создание предприятий принципиально нового типа, разработка инновационного продукта, изучение потребительских пристрастий на абсолютно новом рынке — все это задачи, решение которых всегда сопровождается умными ошибками.
В таких случаях обычно говорят, что результат получен путем проб и ошибок, но это неправильно: ведь если речь идет об ошибке, значит, теоретически был известен верный результат. Грамотно ставя эксперименты, первопроходцы быстро совершают «хорошие» ошибки — и избегают глупых, потому что проводят только те эксперименты, которые действительно нужны и только в оправданном масштабе.
Это хорошо понимали руководители дизайнерской фирмы IDEO, когда формулировали концепцию новой услуги — разработку инновационной стратегии. Вместо того чтобы помогать клиентам придумывать новые продукты в рамках уже существующего ассортимента, а это в IDEO умеют делать блистательно, решено было сосредоточиться на создании новых линеек товаров — и тем самым изменить стратегический курс компании. Понимая, что опыта в новом деле еще нет, IDEO поначалу взялась за небольшой проект для фирмы, производящей матрасы, не объявляя публично о запуске нового предприятия.
Проект не удался (клиент не изменил свою товарную стратегию), однако IDEO сделала выводы. В частности, в команду, которой предстояло разрабатывать инновационную стратегию, набрали людей со степенью МВА, способных помогать заказчикам создавать новые предприятия, и стали приглашать менеджеров из фирм-клиентов. Сейчас новая услуга приносит IDEO более трети ее доходов.
Если вы признаете, что сбои в сложных системах и умные ошибки при создании инноваций неизбежны, это вовсе не означает, что вы снижаете планку. Готовность к неудачам вообще важна для любой организации, желающей учиться на ошибках. Но как бы то ни было, неудачи все равно неприятны людям, и от руководителей во многом зависит, сможет ли организация преодолеть этот психологический стереотип.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Создать организацию, в которой не принято искать виноватых, в которой люди не боятся ошибаться, а сами стараются выявлять недочеты и делать выводы, под силу только руководителям (см. врезку «Роль руководителя в создании психологически безопасной среды»). От них зависит, будет ли людей в случае сбоя интересовать суть случившегося, а не то, «кто это сделал». Поэтому важно постоянно фиксировать ошибки, мелкие и крупные, их анализировать и экспериментировать. Руководители должны правильно настраивать людей, объясняя им суть их работы.
Например, напоминать исследователям: «Мы занимаемся инновациями, поэтому чем быстрее понаделаем ошибок, тем раньше получим нужный результат». Как я выяснила, начальники обычно не понимают значимость этого неочевидного, но важного момента или недооценивают его. К тому же ошибка ошибке рознь, все зависит от конкретных условий. Скажем, статистический контроль, при котором анализ данных используется для оценки произвольных дисперсий, не годится для выявления и устранения случайных, незаметных сбоев вроде ошибок в ПО. При разработке инновационной продукции от него тоже пользы не будет. И хотя большие ученые интуитивно разделяют правило, сформулированное IDEO — «Чаще ошибайся, чтобы быстрее добиться успеха», — вряд ли оно приведет к успеху производственное предприятие. Как правило, работа предприятия выстроена преимущественно по одному типу, и это определяет отношение к неудаче.
Допустим, для автомобилестроительных компаний с их предсказуемыми, однотипными производственными операциями, ошибки — это то, что можно и нужно предотвращать. Но деятельность большинства организаций бывает разной по своей природе: это и рутинные операции, и работа сложных систем, и создание инноваций. Важно, чтобы отношение к ошибкам соответствовало типу работы. Все организации извлекают уроки из неудач, выявляя и анализируя их, а также проводя эксперименты.
Выявление ошибок
Серьезные ошибки, чреватые тяжелыми последствиями и большими издержками, заметить нетрудно. Но во многих организациях скрывают любые ошибки и до последнего пытаются утаить шило в мешке. На самом деле важно обнаружить сбой как можно раньше, пока он не привел к катастрофе. В сентябре 2006 года Алан Малалли возглавил Ford, куда перешел из компании Boeing. Вскоре он ввел новую схему выявления ошибок, потребовав от руководителей вставлять в свои доклады цветные метки: зеленые — если все хорошо, желтые — если есть тревожные симптомы, красные — если очень опасные; так делают во многих организациях.
Как рассказывается в статье журнала Fortune (2009), на первых совещаниях все менеджеры, к неудовольствию Малалли, появлялись с «зелеными» отчетами. Малалли напомнил подчиненным, что в прошлом году компания потеряла несколько миллиардов долларов, и прямо спросил: «Что, разве у нас все в порядке?» Тогда один из руководителей все же рискнул прийти с желтым отчетом: в нем говорилось о серьезном дефекте продукта, из-за которого, вероятно, начало серийного выпуска пришлось бы отложить. Воцарилась мертвая тишина. Малалли зааплодировал. После этого все стали приходить с «цветными» отчетами.
Эта история иллюстрирует всеобщую проблему: способов выявления ошибок настоящего и будущего множество, но их почти не применяют. Что касается ошибок текущей работы, то самые известные методы обнаружения недочетов — комплексное управление качеством и опросы покупателей. Методика HRO (High-reliability-organization, организация, которой удается избегать катастроф и аварий, обычных в отрасли из-за факторов риска или сложности бизнеса) позволяет предотвращать опасные сбои в сложных системах вроде АЭС благодаря ранней диагностике. В этом смысле образцом служит Electicite de France, которая эксплуатирует 58 АЭС: ее предприятия не просто соблюдают нормативные требования и дотошно выискивают в своей работе малейшие отклонения от нормы, но также немедленно и тщательно расследуют любые сбои и информируют о них остальные АЭС. Подобные методики применяют редко: мало кому, включая руководителей самого высокого уровня, хватает духа сообщить дурные вести начальникам и коллегам.
Один топ-менеджер крупной компании, производившей товары массового спроса, очень сомневался в целесообразности поглощения конкурента. Однако в состав руководства его включили, когда сделка уже готовилась. Чувствуя себя новичком, этот человек молчал, когда остальные топ-менеджеры с энтузиазмом обсуждали предстоящее приобретение. Много месяцев спустя, когда уже все понимали, что поглощение не оправдало ожиданий, руководство собралось обсудить, почему все повернулось таким неприятным образом. Каждый присутствовавший рассуждал о своем «вкладе» в провал. Новичок извинился перед всеми за молчание, объяснив, что, видя всеобщее воодушевление, не хотел «испортить песню». Изучая врачебные ошибки и прочие сбои в работе больниц, я обнаружила, что в одних отделениях медсестры с большей готовностью говорят о них, чем в других. Оказалось, дело было в руководителях среднего звена: в том, как эти люди реагировали на ошибки, поощряли их открытое обсуждение или нет, как отвечали на вопросы подчиненных, как держались — скромно или вызывающе, проявляли ли интерес к проблеме. Ту же картину я наблюдала и в других организациях.
Яркий пример (я изучала его больше двух лет) — взрыв космического челнока Columbia в 2003 году и гибель семи астронавтов (см. статью Майкла Роберто, Ричарда Бомера, Эми Эдмондсон «Опасность поджидает за углом» в «HBR — Россия» за декабрь 2006 года). Тогда во время старта от внешнего топливного бака корабля откололся кусок изоляционного покрытия. Видеокамеры зафиксировали, как он ударил по левому крылу шаттла. На этом месте образовалась трещина. Когда спустя 16 дней шаттл вошел в плотные слои атмосферы, в трещину попал газ, что привело к взрыву. На протяжении двух недель руководители NASA уверяли, что ничего страшного не произошло. Они не отвечали инженерам, которые требовали прояснить ситуацию — сфотографировать шаттл со спутника или поручить астронавтам выйти в открытый космос и проверить повреждение. В результате до самой катастрофы никто ничего не предпринимал. По иронии судьбы руководители проекта единодушно, хотя и необоснованно считали, что от них мало что зависит, и отчасти поэтому не сумели выявить сбой. Как показал анализ уже свершившейся катастрофы, ее можно было бы предотвратить. И очевидно, что по вине руководства в NASA не было соответствующих правил и процедур. Эта история учит, как важно объяснить всем в организации, когда нужно сообщать о провале эксперимента. Человеку свойственно надеяться на лучшее и стараться любой ценой избежать поражения, а корпоративная вертикаль власти только усиливает эти настроения, из-за чего организации не умеют правильно работать с ошибками. Поэтому и неудачные исследования порой финансируются намного дольше, чем следовало бы с научной и экономической точек зрения. Мы сорим деньгами, рассчитывая на чудо.
Пусть даже сами инженеры или ученые чувствуют, что проект обречен, но на то, чтобы официально признать проект провальным, иногда уходят месяцы. Опять-таки способ «лечения» — дешевый и не требующий много времени — известен: надо перестать воспринимать неудачу как крах и позор. Инновационная фармацевтическая корпорация Eli Lilly, например, с начала 1990-х проводит «вечеринки неудачников» — в честь грамотных, качественных научных экспериментов, которые не привели к положительным результатам. Вечеринки обходятся недорого, а вот повторное использование ценных ресурсов, особенно ученых, в новых проектах, причем не когда-нибудь потом, а в скором времени, может сэкономить сотни тысяч долларов, не говоря уже о том, что это приближает новые открытия.
Анализ ошибок
Когда ошибка выявлена, важно докопаться до ее истоков, не довольствуясь очевидными, поверхностными объяснениями. Это предполагает целенаправленную работу — еще лучше, если есть горячее желание найти ответы на все вопросы, — поскольку предстоит сложный анализ. Иначе нельзя гарантировать, что сделаны правильные выводы и применены все средства для устранения ошибки. Задача руководителей — следить за тем, чтобы организация не просто могла бы идти дальше, пережив неудачу, но и многому научилась благодаря ей. Почему работу над ошибками часто делают халтурно? Потому что это неприятно — копаться в своих неудачах, это бьет по самолюбию. Когда люди предоставлены сами себе, они предпочитают побыстрее поставить галочку или вовсе не проводить анализ. Кроме того, эта работа требует тщательного расследования, гласности, терпения, признания того, что одно и то же явление можно трактовать по-разному.
А менеджеры привыкают демонстрировать решительность, эффективность и активность — их хвалят и награждают именно за это, а не за то, чтобы они тщательно обдумывали каждый свой шаг. Вот почему так важна общая культура. Проблема, о которой мы говорим, не только эмоционального, но и когнитивного свойства.
Все мы невольно обращаем внимание на информацию, которая укрепляет нас в нашем мнении, а не опровергает его. А когда мы ошибаемся сами, то невольно преуменьшаем свою ответственность и виним во всем обстоятельства. Когда же мы разбираем чужие провалы, то поступаем наоборот. Нам всем свойственно видеть соринку в чужом глазу. По данным моего исследования, ошибки чаще всего анализируют довольно поверхностно даже в таких организациях, как больницы, где цена ошибки — человеческая жизнь. Редко где систематически разбирают врачебные ошибки или нарушения процесса лечения ради серьезных выводов. В ноябре 2010 года New England Journal of Medicine опубликовал статью об исследовании, проводившемся в больницах Северной Каролины. Оно показало: хотя становится все более очевидно, что тысячи смертей ежегодно происходят вследствие врачебных ошибок, лечение не стало безопаснее.
К счастью, есть блистательные исключения из этого правила, и они позволяют надеяться на то, что организации способны учиться на собственных ошибках. Есть Intermountain Healthcare, система из 23 больниц, которые обслуживают штат Юта и юго-восточную часть штата Айдахо. Там все отклонения от медицинских стандартов постоянно фиксируют и анализируют ради совершенствования этих стандартов. Врачам нравится это, потому что они могут отступать от протокола, если это действительно обеспечивает хороший результат, и обсуждать новые методы с коллегами.
Сделать так, чтобы люди не довольствовались объяснениями первого уровня (несоблюдение правил), а пытались докопаться до причин второго и третьего порядка, непросто. Этого можно добиться, например, создавая междисциплинарные группы из специалистов разных профессий, которые по-разному смотрят на вещи. Ошибки, истоки которых обнаружить особенно трудно, обычно возникают в результате множества событий, происшедших в разных подразделениях или на разных уровнях организации. Понять, что именно случилось и как не допустить подобного в будущем, можно, только подробно и всем коллективом обсуждая и анализируя ошибки.
Случившееся с Columbia несколько месяцев изучали ведущие физики, инженеры, специалисты в области авиации, представители командования ВВС и даже астронавты. Они убедительно сформулировали причину не только первого порядка — при запуске отколовшийся кусок изоляционного покрытия повредил переднюю кромку левого крыла шаттла, — но и второго. Они выяснили, что из-за жесткой иерархической системы и маниакального стремления руководства NASA соблюдать сроки инженерам всегда было очень трудно довести до сведения начальников информацию о сбоях, кроме самых вопиющих.
Поощрение экспериментов
Есть еще одно, третье, важное условие для того, чтобы организация училась на ошибках: нужно совершать их стратегически — в нужное время и в нужном месте, то есть по ходу подготовленных экспериментов. Ученые знают, что 70% опытов, а в некоторых фундаментальных науках и того больше, оканчиваются неудачей, хотя в конце концов их исследования увенчиваются успехом. Как они с этим живут? Прежде всего, ученые знают, что в науке ошибки — не случайность, а неотъемлемая часть работы. Во-вторых, они лучше всех понимают, что неудача может многому научить, а потому и тут надо обогнать конкурентов.
В противоположность им руководители, отвечающие за испытание нового товара или услуги (это — классический пример экспериментирования в бизнесе), как правило, с самого начала всеми силами стараются доказать, что все идет идеально. Но жажда успеха играет с ними злую шутку: сбои начинаются при запуске серийного производства. Очень часто пилотные проекты проводятся в искусственных условиях, далеких от действительности.
И получается, что эксперимент не выявляет недоработок. Когда только появилась технология DSL (цифровых абонентских линий), крупная телекоммуникационная компания, которую условно я назову Telco, без предварительной подготовки перешла на нее в больших городах — и загнала себя в тупик. Она не успевала обслуживать 75% абонентов. Люди нервничали, а в компании даже не отвечали на их звонки. Сотрудники недоумевали: как такое могло случиться с компанией, которая всегда славилась высоким качеством работы и которой всегда доверяли клиенты? Руководителей Telco ввело в заблуждение то обстоятельство, что небольшой пилотный проект, обкатанный в пригородах, прошел очень успешно. Но они не учли, что он проводился в условиях, сильно отличающихся от реальных. Для работы в проекте компания отобрала самых опытных и внешне самых представительных сотрудников, и охватывал он образованных, технически подкованных клиентов.
Но в городах совершенно новую технологию предложили людям с разным уровнем технической грамотности, у которых дома стояли разные компьютеры. Обслуживать таких потребителей оказалось гораздо труднее, и представить себе подобные проблемы Telco не могла до начала продаж. Конечно, нужно было бы обкатывать новую технологию иначе: с ограниченной, как в реальной жизни, технической поддержкой, на неискушенных пользователях — владельцах не самых современных компьютеров. Но тогда у пилотного проекта должна быть другая цель — не доказать, что в идеальных условиях все пойдет как по маслу, а выявить потенциальные риски (см. врезку «Планирование умных ошибок»). Конечно же, руководители проекта должны были бы заранее знать, чего от них ждут — успеха или быстрых умных ошибок.
Подводя итоги, замечу, что компании особой породы не просто выявляют и анализируют сбои, но еще планируют умные ошибки с одной очевидной целью: попробовать что-то новое и чему-то научиться. Это не значит, что руководителям таких организаций нравятся неудачи. Но они понимают, что опытов без ошибок не бывает. И еще они знают, что незачем проводить масштабные дорогие эксперименты, ведь обычно можно обойтись небольшим пилотным проектом, пробной обкаткой технологии или имитационной модели.
ЕСЛИ ВЫ не хотите, чтобы в вашей организации скрывали проблемы и чтобы в ней создавалась «питательная среда» для разного рода провалов, нужно научиться признавать свои и чужие недостатки, а это потребует от вас мужества. Надо сделать все, чтобы подчиненные не боялись говорить о проблемах, а вы не осуждали бы их за неудачи, огульно обвиняя людей в непрофессионализме. Гораздо чаще, чем мы думаем, ошибки возникают из-за сбоев в сложных системах, а если в организации не принято вести диалог, то она лишает себя возможности делать выводы и совершенствоваться. Опытные руководители знают, что нельзя жестко реагировать на ошибки. Ведь понять истинные причины сбоя и устранить их может только тот, кто умеет их анализировать. Но менеджеры, с которыми я имела дело в ходе своей исследовательской, преподавательской и консультативной работы, очень боятся, что терпимость к ошибкам может привести к халатности в работе и тогда неудач будет еще больше. Надо выкинуть из головы эту идею, что ошибки — это всегда плохо, и признать их неизбежность в работе современных сложных организаций. Успех ждет тех, кто обнаружит проблему, устранит ее и раньше всех сделает выводы. Тем же, кто только ищет козлов отпущения, рассчитывать не на что.
image
Извечная проблема в бизнесе — переплата за поглощаемые предприятия. В 2006 году закрылась в результате банкротства старейшая в мире компания Kongo Gumi, семейное японское предприятие, которое строило буддистские храмы. Оно просуществовало 1400 лет.
Причины неудач
советуем прочитать
Антидоты против паники
Лилия Дерябина
Как просить прощения по-настоящему
Джозеф Гренни
Экстраверты поглощают лучшее?
Изменить себя легче, чем вы думаете
Ирина Гусинская
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
Овладейте этим искусством, чтобы достичь большего
Перейти к разделу
Что такое ошибки? Почему они ассоциируются с неудачей?
Есть ли польза от ошибок?
Почему важно рассматривать ошибки как учебный опыт?
Сострадание к себе после совершения ошибки
Совершение ошибок — залог жизни. Вы не можете полностью избежать их, независимо от того, что вы делаете. Что важнее любой ошибки или ее масштаба, так это ваша реакция после нее.
Большинство, если не все, ваши ошибки могут стать отличной возможностью для обучения. На самом деле, обучение на ошибках часто является ключом к успеху. Делая что-то неправильно, вы улучшите свои навыки и будете расти разными способами.
Если вы учитесь, вы не ошибетесь.
Важно быть готовым совершить ошибки . Худшее, что может случиться, это то, что вы станете запоминающимся.
Сара Блейкли, основатель и генеральный директор Spanx
Что такое ошибки? Почему они ассоциируются с неудачей?
Ошибка — это ошибка в суждении, непонимание или ошибочное действие. Совершая ошибки, вы не всегда будете иметь плохие намерения — на самом деле, многие ошибки являются случайностями. Они могут возникать из-за того, что вы просто не знали лучше, будь то в личной или профессиональной жизни.
В качестве альтернативы, неудача обычно происходит из-за отсутствия успеха или неспособности оправдать ожидания. У всех разное определение неудачи.
Несколько последовательных ошибок могут привести к сбою, но эти термины не являются синонимами. Страх неудачи естественен. Но поскольку люди несовершенны, ошибки неизбежны, а как ошибки, так и неудачи — отличный опыт для обучения.
Самое главное, что мы извлекаем из наших ошибок и как научиться не повторять их снова.
Есть ли польза от ошибок?
Хотя это может показаться не так, ошибки всегда полезны. Но это только в том случае, если вы выполните следующие шаги после ошибки:
1. Признание ошибок
Первый шаг к достижению роста — это признание того, что вы поступили неправильно. Не пытайтесь скрыть это, отрицать или отодвигать в сторону. Это только усугубит ситуацию, усилит стресс и в некоторых случаях нанесет ущерб вашей репутации.
Если вам нужно извиниться перед кем-то, извинитесь.
Подумайте о самой большой ошибке, которую вы когда-либо совершали. Кто-нибудь помнит это? Вы узнали что-то из этого? Честность и право собственности — это акты мужества. Люди запомнят вашу храбрость и грацию, а не ваши несчастные случаи или неуклюжесть.
2. Переосмыслить и проанализировать ошибку
Изменение точки зрения — второй шаг к процессу обучения. Если вы приложите целенаправленные усилия, чтобы отступить от ситуации, вы сможете увидеть более широкую картину и повысите свою устойчивость. Это важно как для личного, так и для профессионального развития.
Задайте себе следующие вопросы: Что я пытался сделать? Что пошло не так? Когда что-то пошло не так? Почему что-то пошло не так?
Любые жизненные уроки и понимание того, как не повторять ту же ошибку, где-то в ответах.
3. Задавайте себе трудные вопросы
Самоанализ труден, но важен для обучения. Как и в случае с собственностью, вы не можете предпринять шаги, чтобы что-то изменить, если не знаете, что вы сделали. Потратьте время, чтобы подумать, что привело к ошибке, включая ошибки, которые вы допустили на этом пути.
4. Применяйте полученные уроки на практике
Самоанализ полезен, но он может завести вас только до определенного момента. В конце концов, вам придется принять меры, чтобы убедиться, что вы растете как личность.
Возьмите то, что вы узнали из своей ошибки, и внесите соответствующие коррективы. Это может означать улучшение ваших коммуникативных навыков или внедрение стратегий, чтобы вы не теряли счет времени и не пренебрегали важными деталями.
Практика делает совершенным. Чем чаще вы тренируете свой разум и тело думать и реагировать определенным образом, тем быстрее наступит улучшение.
5. Проанализируйте свой прогресс
Два хороших способа отслеживания вашего прогресса включают выделение времени для оценки себя или обращение к доверенному члену семьи, другу или коллеге в качестве партнера по подотчетности.
Присутствие другого человека, не вовлеченного в проблему, может предложить объективную точку зрения и, как правило, более четкое и положительное мнение о вашем личном развитии. Этот человек может помочь вам оставаться на правильном пути и подбодрить вас на этом пути.
Тренеры также могут играть роль партнеров по подотчетности.
6. Признайте, что чувствовать себя уязвимым — это нормально
Когда мы совершаем ошибки, мы склонны чувствовать себя обескураженными и уязвимыми. Это нормально, и это нормально. Только когда мы готовы быть открытыми к этим чувствам, мы можем стать лучше и помочь другим сделать то же самое.
7. Помните, что мы не можем избежать ошибок
Изменения, пожалуй, одна из единственных постоянных вещей в нашем мире. Все вокруг нас — технологии, наша карьера, место, где мы живем, кого мы любим и что ценим — постоянно меняется.
Изменения ведут на незнакомую территорию, а с незнакомой территорией приходят ошибки. Невозможно предвидеть все, что произойдет; все, что мы можем сделать, это стараться изо всех сил, просить о помощи и поддерживать других. Будьте уверены, вы не одиноки в том, с чем имеете дело.
Почему важно рассматривать ошибки как учебный опыт?
Не будем приукрашивать: жизнь тяжела. Но с минусами приходят максимумы, и ваше положение улучшится.
Если вы или кто-то из ваших знакомых чувствует себя подавленным, попробуйте прочитать следующие вдохновляющие цитаты. Они гарантированно вызовут улыбку на вашем лице и дадут вам искру, необходимую для того, чтобы собрать все, чему вы научились, и продолжать двигаться вперед.
«Ах да, прошлое может причинить боль. Но, как мне кажется, от него можно либо убежать, либо извлечь из него уроки.» — Уолт Дисней
«Учитесь на каждой ошибке, потому что каждый опыт, встреча и особенно ваши ошибки должны научить вас и заставить вас быть тем, кто вы есть». — Опра Уинфри
«Величайшая ошибка, которую вы можете совершить в жизни, — это постоянно опасаться, что вы ее совершите». — Элберт Хаббард
«Одним из основных правил вселенной является то, что нет ничего идеального. .. Без несовершенства ни вы, ни я не существовали бы». — Стивен Хокинг
Быть сострадательным к себе после совершения ошибки
Сохранять позитивный настрой может быть сложно, особенно когда мы поглощены потоком повседневной жизни. У всех нас бывают плохие дни или плохие недели. Не бойтесь испортить. Это часть построения и тонкой настройки вашего умственного состояния, чтобы стать лучшей версией себя.
То, как вы видите себя и свои действия, является важным аспектом обработки любых ошибок, которые вы совершаете. Ваше мышление решает все.
Это может показаться мелочью, но проявление сострадания к себе творит чудеса с вашей самооценкой.
BetterUp был создан именно для этой цели: дать вам силы и провести вас через трудные моменты жизни. Хотите ли вы больше заявить о себе, улучшить свою карьеру и лидерские качества или предпринять шаги, чтобы изменить свою точку зрения, мы здесь, чтобы помочь вам найти в себе преобразующую силу, чтобы сделать это.
Прекратите жаловаться и начните учиться на своих ошибках
Польза совершения ошибокЕдинственный человек, который никогда не ошибается, это человек, который никогда ничего не делает. – Теодор Рузвельт
На первый взгляд некоторые ошибки могут показаться концом света, однако на самом деле они дают вам прекрасную возможность учиться, расти и совершенствоваться сам.
Вспомните все ошибки, которые вы совершили в жизни, и подумайте, как они укрепили ваш характер и способности. Подумайте о множестве навыков, которым научили вас ваши ошибки, а также о том, как они сформировали ваши знания, личность, ваше социальное развитие и ваш жизненный опыт.
Ошибки ценны. Однако, чтобы они имели ценность, вы должны сначала рассматривать их как полезную и важную часть своей жизни, которой вы не можете избежать и вместо этого должны принять ее с открытым сердцем и открытым разумом. Кто знает, ваши самые большие ошибки могут в конечном итоге превратиться в ваши самые славные победы, если вы открыты для обучения и роста на основе полученного опыта.
Опасности зацикливания на ошибках
Часто, когда совершаются ошибки, всегда есть тенденция зацикливаться на них, сожалеть о них или ненавидеть их. Именно так многие люди инстинктивно реагируют на ошибки, однако вы не должны так реагировать на ошибки.
Зацикливание на ошибках снизит вашу уверенность в себе и ваше творческое самовыражение. Это повлияет на вашу производительность и продуктивность и заставит вас чувствовать себя абсолютно несчастным. Более того, когда вы зацикливаетесь на ошибках, это может вызвать привычку прокрастинации и перфекционизма, а также множество эмоций, таких как гнев, стресс, беспокойство, страх и разочарование. Это, конечно, не способ жить. И учитывая, что ошибки на самом деле являются позитивной и преобразующей силой в вашей жизни, вы можете видеть, как много людей ошибаются.
Эта привычка пессимистически относиться к ошибкам часто восходит к вашему детству, когда вас неправильно учили избегать ошибок, или когда вы их совершали, ваши родители или опекуны, скорее всего, относились к ошибкам как к негативной и нежелательной части жизни. Конечно, ваш опыт мог быть другим, однако, скорее всего, ошибки не рассматривались как положительная и полезная часть взросления.
Признавайте свои ошибки
Возможно, в детстве вас приучили скрывать свои ошибки, чтобы никто другой не мог критиковать, осуждать или смущать вас за них. На первый взгляд, это может заставить вас чувствовать себя немного лучше. Однако на поверхности ошибка, которую вы совершили, поглотит вас с чувством вины.
Чаще всего, когда вы совершаете ошибку, психологически лучшее, что вы можете сделать, это признать, что вы совершили ошибку, и взять на себя полную ответственность за ее решение. Это не только принесет вам уважение ваших сверстников, но и даст вам душевное спокойствие.
Вы совершили ошибку, и теперь вы несете ответственность за то, чтобы все исправить и извлечь уроки из своего опыта, чтобы в следующий раз вы могли добиться большего успеха. Вот как все должно быть. Однако часто люди не признают своих ошибок и уж точно не извлекают уроков из своего опыта. И в результате они повторяют одни и те же ошибки снова и снова, пока, наконец, не усвоят важные уроки.
Спокойно относитесь к своим ошибкам
Спокойствие к своим ошибкам означает, что вы смирились со своей ошибкой и готовы учиться на собственном опыте. Однако, чтобы достичь этого места в своей жизни, вы должны серьезно отнестись к нескольким вещам.
Прежде всего, помните, что путь к вашим целям, естественно, пронизан ошибками; с ошибками суждения; с непредвиденными обстоятельствами, и с просчитанными решениями. Это просто естественная часть жизни. Мы не идеальны, и это факт. Никто не идеален, и все будут ошибаться. Именно они делают жизнь интересной и веселой. На самом деле, чем большие ошибки вы в конечном итоге совершите, тем больше уроков вы извлечете и тем больше вы вырастете в результате, что даст вам больший жизненный опыт и мудрость.
Однако важно помнить, что вы не являетесь своими ошибками. Ошибки — это то, что вы делаете, а не то, кто вы есть. Вы не должны путать это.
Во-вторых, когда вы совершаете ошибку, важно осознавать, что на самом деле вы делаете успехи. Ошибки — это не шаг назад, а скорее шаг в сторону, который поможет вам с большей ясностью увидеть путь вперед по мере вашего продвижения вперед. Они здесь, чтобы помочь вам и помочь сбалансировать вас на пути к желаемым результатам.
Успех — это результат постоянных неудач и ошибок. Никто не добился чего-либо стоящего в этом мире, не потерпев серьезных неудач и не совершив на этом пути смешного количества ошибок. Ваше путешествие будет таким же. Поэтому смиритесь с этим и примите, что ошибки — это просто естественная часть жизни.
Измените свое отношение к ошибкам
Перестаньте относиться к ошибкам как к чему-то негативному и обидному. Вместо этого начните рассматривать ошибки как возможность переоценить путь, которым вы идете к своим целям.
Возможно ли, что ошибка может помочь вам найти кратчайший путь, который вы раньше упустили из виду? Или, может быть, это может позволить вам освоить важный навык, который будет иметь жизненно важное значение для вашего будущего, когда вы будете продвигаться по пути. На самом деле, ошибки — это прекрасная возможность стать сильнее и выносливее.
Стойкость — это то, что поможет вам продолжать двигаться вперед, несмотря на препятствия и неудачи на вашем пути. И чем больше ошибок вы совершаете, тем более устойчивыми вы становитесь, если вы активно учитесь на этих ошибках и соответствующим образом адаптируете свой подход.
Ошибки — это также возможность исправить свое поведение. Возможно, то, что вы делаете, не сработает в долгосрочной перспективе. Поэтому ошибка, которую вы совершили сегодня, вполне может насторожить вас об этой проблеме. Исправьте это, и вы окажетесь в гораздо более выгодном положении в будущем.
Ошибки дают возможность проанализировать свои решения. Иногда решение, которое вы принимаете, может не соответствовать целям, которых вы хотите достичь. Ошибка предупредит вас о том, что вы на неверном пути. Поэтому используйте его, чтобы перенаправить себя обратно на правильный путь.
Когда вы совершаете ошибки, они очень хорошо делают две вещи. Для начала они должны показать вам, что вы на самом деле бросаете себе вызов. Всякий раз, когда вы бросаете себе вызов, это означает, что вы растете и учитесь чему-то новому. Ошибки также указывают на то, что есть возможности для совершенствования. И это очень положительный знак. Если не было места для роста или совершенствования, то какой смысл вообще что-то делать. Мы были бы там, где хотим быть, и жизнь остановилась бы. Надежда на улучшение дает нам то, к чему можно стремиться — то, к чему нужно стремиться, что вознаградит нас за наши усилия.
Наконец, вы должны понять, что ошибки — это просто часть процесса обучения — формы практики и обучения, которые мы делаем ежедневно, готовясь к достижению нашей большой цели.
Подобно боксеру, который каждый день тренируется для большого боя, вы также тренируетесь каждый день для достижения этой большой цели. И, как боксер, вы получите удар и упадете. На самом деле, вы даже можете много раз поскользнуться и упасть лицом вниз.
Да, ты ошибся, но ты тоже встал и пошел дальше. Ваши глаза обращены к большой цели, а не к ошибке, которую вы совершили в данный момент. Да, конечно, примите ошибку и извлеките из нее уроки, но не позволяйте ей отвлечь вас от общей картины, над которой вы работаете.
Будьте осторожны, делая ошибки
Когда вы совершаете ошибку, важно не попасть в ловушку, пытаясь оправдать свою ошибку. Ошибки нужно принимать, а не оправдывать или рационализировать. Если вы не возьмете на себя ответственность за свои ошибки, вы никогда по-настоящему не усвоите уроки, которые должны усвоить, чтобы двигаться вперед в этой области своей жизни.
Игнорировать ошибки тоже опасно. Ваши ошибки подобны указателям, которые помогают вам двигаться в правильном направлении. Игнорируя эти указатели, вы рискуете сбиться с пути. И чем больше времени вам потребуется, чтобы это осознать, тем больше усилий потребуется, чтобы вернуться на правильный путь в будущем.
На первый взгляд ошибки не приятны. В детстве вас, вероятно, учили, что ошибки — это плохо, однако, став взрослым, вы никогда не должны предаваться жалости к себе или сожалеть о том, что совершили ошибку. Такое поведение никогда не принесет пользы и только повредит вашему росту и развитию в долгосрочной перспективе.
Когда вы совершаете ошибку, очень важно воздерживаться от обвинения других и даже себя за ошибку. Просто возьмите на себя ответственность за это, сделайте что-нибудь с этим, извлеките уроки из этого и двигайтесь дальше.
Наконец, осознайте, что вы зря тратите время, когда начинаете жаловаться на свою ошибку или оправдываться за нее. Такое оборонительное поведение естественно для большинства людей, однако оно не может быть естественным для вас. Прекратите жаловаться или оправдываться. Вместо этого получите обратную связь об ошибке и сделайте свои собственные наблюдения, которые помогут вам извлечь уроки из этого опыта, чтобы улучшить свои решения и действия в будущем.
Учиться на ошибках
Ошибки должны сразу указывать вам, что что-то пошло не так. В результате вы должны быть готовы и готовы справиться с этой ситуацией. Однако, самое главное, вы должны быть готовы извлечь уроки из ситуации, чтобы улучшить свой выбор, решения и действия в будущем. Вот четырехэтапный процесс, который позволит вам тщательно учиться на своих ошибках:
Шаг 1. Измените свою точку зрения ваша решимость. На самом деле, это также идеальное время для размышлений. Что-то явно пошло не так, и теперь вы должны не только понять, что произошло, но и полностью оценить и принять ситуацию, в которой вы находитесь.Найдите время, чтобы обдумать свою ошибку и спросить себя:
Что я хотел сделать?
Что пошло не так?
Важно не преувеличивать обстоятельства, преувеличивая ошибку. Просто посмотрите на это таким, какое оно есть, и подойдите к нему с точки зрения решения проблем.
В это время также полезно начать менять свою точку зрения на ошибку, которую вы только что совершили, чтобы помочь определить потенциальные возможности, которые теперь могут быть доступны в результате этих неожиданных событий. Спросите себя:
Шаг 2. Выясните, что пошло не такЧем полезна эта ошибка?
За что я благодарен?
Какие здесь возможности?
Единственный способ исправить ошибку – получить глубокое и полное представление о том, что пошло не так и как это могло изменить ситуацию. Спросите себя:
Шаг 3. Разработайте план действийГде я ошибся?
Чему я могу научиться из этого?
Какие события привели к этой ошибке?
Как можно было избежать ошибки?
Как эта ошибка изменила меня?
Как эта ошибка повлияла на мое мышление?
Теперь, когда вы хорошо понимаете ошибку, пришло время составить план действий, в котором будет указано, как вы будете действовать по-другому в будущем в результате этого ошибка. Спросите себя:
Что я должен делать по-другому?
Как к этому отнесутся другие?
Как мне начать?
Как избежать повторения той же ошибки в будущем?
Если вы потратите время на размышления над ответами на эти вопросы, это поможет вам получить ценные знания, которые могут оказаться абсолютно необходимыми на вашем пути к достижению ваших целей и задач.
Шаг 4. Определите навыки и ресурсыПоследний шаг этого процесса – рассмотрение любых дополнительных навыков или ресурсов, которые могут вам понадобиться для продвижения вперед, которые могут помочь вам избежать или справляться с подобными ошибками в будущем гораздо эффективнее. Спросите себя:
Какие навыки могут быть полезны для изучения в следующий раз, когда я буду работать над подобной ошибкой?
Какие ресурсы могут оказаться полезными, чтобы помочь мне гораздо эффективнее справляться с подобными ошибками в будущем?
Подготовьтесь к будущим ошибкам
Поскольку теперь вы по понятным причинам принимаете тот факт, что ошибки неизбежны и неизбежны, вероятно, неплохо подумать о будущем и начать готовиться к ошибкам заранее.
Вы не сможете полностью избежать ошибок, однако, когда вы в конечном итоге их совершаете, вы можете свести к минимуму их влияние, а также работать с ними гораздо эффективнее. Подготовка является ключевым. Вот несколько идей:
Используйте мышление, ориентированное на решениеМышление, ориентированное на решение, означает, что вы постоянно думаете на несколько шагов вперед, используя предвидение и рассматривая все различные сценарии, которые могут возникнуть, когда вы работаете над достижением своих целей.
В то же время вы анализируете прошлый опыт и прошлые ошибки, оглядываясь назад, чтобы убедиться, что вы извлекаете уроки из прошлого, которые помогут вам в настоящий момент.
РискуйтеСовершая ошибки, вы открываете для себя возможность узнать что-то новое, что поможет вам добиться более глубокого прогресса на вашем пути. Однако, чтобы сделать много ошибок и научиться как можно большему на своем пути, нужно пойти на большой риск и даже принять несколько неверных решений.
Без риска вы, скорее всего, не совершите много ошибок, но и не будете расти, и именно этот рост вам понадобится, чтобы помочь вам усвоить уроки, необходимые для достижения ваших целей и задач. Да, конечно, некоторые из этих рисков будут прямым результатом неверных решений. Однако многие плохие решения приводят к опыту, и только через плохие решения мы приходим к пониманию того, что работает, а что нет, что в конечном итоге приводит к хорошим решениям.
Fail Forward FastСовершение ошибок означает, что вы балансируете на тонкой грани между успехом и неудачей. Тем не менее, часто люди, которые больше всего терпели неудачи, в конечном итоге награждаются наибольшими успехами.
Эти люди осмелились потерпеть неудачу — осмелились потерпеть неудачу, быстро совершив как можно больше ошибок, чтобы они могли извлечь уроки из своего опыта и соответствующим образом скорректировать свои действия. В конце концов, тот, кто быстрее всех выучит правила игры, в конечном итоге имеет наибольшие шансы на победу.
Будьте непредубежденнымиКогда вы совершаете ошибку, очень важно научиться оставаться непредубежденным и гибким в своем подходе. Непредвзятость откроет вам потенциальные возможности, о которых вы, возможно, не знали раньше.
Гибкий подход позволит вам в любой момент адаптироваться к внезапным ошибкам, которых вы не ожидали. Добавьте к этому благодарное сердце, и у вас будут необходимые ингредиенты, которые помогут вам в полной мере воспользоваться любыми ошибками, которые вы совершаете на пути к достижению своих целей и задач.
Развивайте оптимизмОптимизм абсолютно необходим, когда речь идет о сохранении концентрации и мотивации при совершении ошибок. Однако наряду с оптимизмом вам также нужна смелость, чтобы шагнуть в неуверенность; вам нужно любопытство, чтобы задавать правильные вопросы, которые помогут вам получить ответы, которые вы ищете; вам также нужны настойчивость и решимость бороться с множеством проблем, которые могли возникнуть в результате вашей ошибки; и вам понадобится немного юмора, чтобы пережить те трудные моменты, когда кажется, что все потеряно и вы не можете найти ответы на свои проблемы.
Прежде всего, вам нужно быть самостоятельным. Это не означает, что вы не можете просить других людей о помощи или содействии. На самом деле это означает, что вы достаточно изобретательны, чтобы найти то, что вам нужно, чтобы максимально продуктивно работать над ошибками, которые вы сделали.
Создать план действийЧтобы гораздо эффективнее преодолевать будущие ошибки, важно создать план действий, который поможет улучшить вашу способность решать проблемы и мыслить более объективно и творчески. Поэтому крайне важно, чтобы вы постоянно читали книги, которые помогут вам решать проблемы и мыслить более творчески. Творчество может завести вас далеко и поможет вам увидеть то, что другие никогда даже не вообразят. На самом деле, ошибку можно тут же превратить в возможность, если подумать о ней уникальным образом.
Также подумайте заранее, разработав сознательный план того, как вы будете реагировать на ошибки, а также как избежать повторения одних и тех же ошибок снова. Это может звучать очень тривиально. Однако абсолютно необходимо принять все это во внимание, потому что однажды вы совершите монументальную ошибку, которая разрушит жизнь большинства людей. Однако, поскольку вы были полностью подготовлены и готовы к ошибке, вы можете успешно с ней справиться и превратить ошибку в возможность улучшить свои обстоятельства к лучшему.
Время усвоить эти концепции
Принесла ли вам эта статья пользу? Важно ли вам знать и понимать эту тему? Хотите оптимизировать свое отношение к этой теме? Хотели бы вы найти метод применения этих идей в своей жизни?
Если вы ответили утвердительно на любой из этих вопросов, то я уверен, что вы получите огромную пользу от использования прилагаемой матрицы IQ в целях коучинга или самокоучинга. Эта интеллект-карта дает вам краткий визуальный обзор статьи, которую вы только что прочитали. Ветви, связывающие идеи и образы, моделируют то, как мозг думает и обрабатывает информацию. Это похоже на имплантацию мысли в ваш мозг — своего рода обновление, которое оптимизирует то, как вы думаете об этих концепциях и идеях. 🙂
Рекомендуемые пакеты IQ Matrix Набор из 10 карт «Уверенность в себе» включает в себя подборку карт, подобранных вручную, которые призваны помочь вам повысить уверенность в себе, когда вы сталкиваетесь с дискомфортом и неуверенностью. Набор карт Problem Solver 10 включает подборку тщательно подобранных карт, разработанных для того, чтобы помочь вам эффективно решить множество проблем, с которыми часто сталкивается жизнь. Набор карт «Преодоление бедствия 10» включает в себя подборку тщательно отобранных карт, разработанных, чтобы предоставить вам основу для преодоления самых сложных жизненных проблем и неудач.
Если вас заинтриговала идея использования интеллект-карт для самосовершенствования , то я хотел бы пригласить вас стать участником IQ Matrix.
Если вы новичок в майндмэппинге или просто хотите попробовать, зарегистрируйтесь в программе бесплатного 12-месячного членства .