Удивление в психологии это: Базовые эмоции: что такое удивление

5.3. Удивление

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

задач не означает, что это реагирование специфично только для интеллектуальной деятельности, ведь удивление может возникнуть по самым различным поводам. Я, например, могу удивиться приходу человека раньше ожидаемого срока (вспомним картину И. Е. Репина «Не ждали») или встретив знакомого человека там, где меньше всего можно было ожидать его появления. Удивление как эмоциональная реакция возникает на восприятие этого человека, на появление его образа там, где обычно его не бывает. И лишь потом возникает вопрос «А почему он здесь?», т. е. начинается мыслительная деятельность. Но если это так, то почему эта эмоция интеллектуальная, а не перцептивная?

Это же касается и выделения «интеллектуальных чувств», к которым И. А. Васильев относит любознательность и любовь к истине. Почему любознательность – чувство, а не эмоционально окрашенная потребность в знаниях или эмоционально-познавательная направленность (свойство) личности, автор не объясняет, да и не ставит такого вопроса. Что же касается «любви к истине», понять, что это за чувство, вообще невозможно. Может ли быть отвращение к истине? И почему отвращение – чувство, а не эмоция? Автор не дает объяснений всему этому. Правильно расставляя акценты во взаимоотношениях между чувствами как устойчивой оценкой некоторых объектов и эмоциями как ситуативными образованиями

– чувства ведут к появлению эмоций (ситуативных оценок), – Васильев без достаточных оснований связывает интеллектуальные эмоции с отдельными мыслительными операциями, а чувства – с интеллектуальной деятельностью. Спрашивается, если эта деятельность закончилась успешно, что возникнет у человека – чувство радости? А почему не эмоция радости?

Нелогичным кажется и то, что, говоря об интеллектуальных эмоциях и чувствах, отечественные психологи почему-то игнорируют интерес, имеющий самое непосредственное отношение к познавательным, а следовательно, и интеллектуальным процессам.

Об удивлении как побудителе познания писал еще Аристотель (1934). По его мнению, оно служит как бы переходом от познания простых вещей к все более сложным. При этом эмоция удивления развивается в ходе познания. Р. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления. В ряду шести основных «чувств» на первое место он ставил «чувство» удивления. Им высказан ряд важных мыслей. Он, например, писал, что поскольку мы удивляемся до того, как определяем ценность предмета, то удивление есть первая из всех страстей. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти. Удивление играет в познании полезную роль, так как при его возникновении человек внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ему редкими и необычными.

Спиноза видел функцию удивления в остановке мышления при переходе от одного предмета к другому, т. е. рассматривал удивление в рамках мышления, а не эмоций. В этом есть доля истины, так как удивление может сопровождаться как положительными эмоциями («Я приятно удивлен…»), так и отрицательными эмоциями («Меня удивляет твое бездушное отношение…»). 25

И. Кант (1900) определял удивление как чувство замешательства при встрече с чемто неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным.

25 К. Д. Ушинский писал, что сама по себе остановка мышления ничего неприятного не содержит, но если за ней не следует работа, которая должна произойти, то удивление «остается только тупым ударом, бесплодным потрясением души»

(Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 9. С. 284).

113

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Т. Рибо в понимании интеллектуальных чувств и, в частности, удивления исходил из представлений о любопытстве. Рассматривая становление интеллектуальных чувств в онтогенезе, он выделял три периода: утилитарный, бескорыстие и страсть. В первом периоде им выделялись три этапа: изумление, удивление и чисто утилитарное любопытство.

Глубокий анализ состоянию удивления дал К. Д. Ушинский. Он полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. Пока мы не обра-

тим внимания на эту трудность, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, обусловливающих наши ожидания. «Явление, поражающее химика или ботаника, может вовсе не поразить человека, незнакомого с этими науками, и наоборот, то, что поражает человека, не знающего химии и физики, вовсе не поразит специалиста в этих науках, и не поразит не потому, что химик или физик привыкли к данному явлению (они могли его прежде никогда и не видеть), но потому, что они знают, что ожидаемое явление должно произойти, и будут, напротив, удивлены, если оно не произойдет» (1974, с. 434). Ушинский приводит для доказательства своей позиции мнение Броуна, который утверждал, что удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому удивление невозможно при полном невежестве. Развивая эту мысль, Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. «Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивления прекратится…» (с. 435).

К. Д. Ушинский соглашается с мнением Р. Декарта, что одни люди способнее других к чувству удивления, но сетует на то, что тот смешал это чувство со страстью удивляться (в современной терминологии последнее, очевидно, относится к любознательности). Он полагает, что людей, не ищущих удивления (не любознательных), действительно можно встретить, как и вообще людей, равнодушных к приобретению знаний; но людей, не способных удивляться, нет. Ушинский пишет о трех видах людей, которые редко удивляются. Во-пер- вых, это те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным. Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить. В-третьих, это люди, которые знают все поверхностно, но которые, как им кажется, могут все объяснить (т. е. дилетанты).

Что же касается страсти к удивлению, то Ушинский выделяет два ее вида: «сильной, пытливой души» (любознательность) и «мелкой страсти души, которая, за неимением других занятий, любит щекотать себя чувством удивления» (любопытство) (с. 436).

Ушинский поднимает важный вопрос о том, что традиционное воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даются готовые ответы, убивает способность удивляться, смотреть на природу зрелым умом и младенческим чувством. Он считает, что свежее детское (непосредственное) и в то же время мудрое удивление присуще глубоким мыслителям и великим поэтам, останавливающимся часто перед такими явлениями, на которые все давно перестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. Ушинский справедливо считает такое удивление одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивиться тому, чему еще не удивлялись другие, чтобы сделать великое открытие. «Правда, – пишет Ушинский, – ученый уже не удивляется тому, чему еще дивится невежда, но зато он удивляется тому, чему невежда не может уди-

виться» (с. 437).

Этот анализ эмоции удивления остается непревзойденным в отечественной литературе, хотя надо сказать, что психологи нашей страны не очень стремились к изучению этой эмоции.

114

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Удивление – родня страху. Им часто начинается и наслаждение, и отвращение, и даже самый страх.

Сеченов И. М. 1953, с. 104.

Н. Д. Левитов (1964) пишет, что удивительное всегда любопытно, интересно, но не все состояния любопытства и заинтересованности сопровождаются удивлением. В отличие от интереса, имеющего устойчивый характер, удивление кратковременно, ситуативно.

Н. Д. Левитов в психологическую структуру удивления включает следующие компоненты:

1)восприятие нового, неожиданного без наличия готовности к этому восприятию или установки получить новое;

2)смутное или ясное сознание далекости этого нового от круга имеющихся у человека представлений, от его жизненного опыта и т. п.;

3)потребность ориентироваться в «удивительном», разгадать его;

4)эмоциональная окрашенность удивления.

К. Изард (2000) полагает, что удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, так как оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль.

Удивление – особое, интенсивное состояние, своеобразный эмоционально-когнитивный паттерн (интерес + увлеченность + радость

+образ в форме туманной. С неопределенными границами целостности

+познавательный рефлекс («А что это?») + мотив – побуждение к дальнейшему исследованию + гипотезы + скрытый смысл за пределами видимого – «невероятное»). В отличие от интереса, переживание которого может быть устойчивым и долгосрочным, удивление – эмоция кратковременная. С. С. Томкинс назвал удивление «эмоцией, очищающей каналы». Удивление возникает в момент встречи с неизвестным. Его следствие – энергетический подъем, комплекс чувств, мысль и воображение. Работа мысли и чувств придает неизвестному значение ценности, смысл и «роль» в подготовке и осуществлении продуктивного действия. Способность удивляться связана с такой креативной характеристикой личности, как «комплекс детскости» (В. С. Ротенберг, К. С. Станиславский, К. Роджерс и др.).

«Творчество…», 2008, с. 136.

Причины удивления. Еще Р. Декарт писал, что удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Но если это так, то эмоция удивления должна отождествляться или же быть хотя бы частью (переживанием) ориентировочной реакции или рефлекса «что такое?» по И. П. Павлову. С точки зрения К. Изарда, удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной удивления, как пишет он, служит внезапное, неожиданное событие. Это ближе к истине, но тоже не совсем точно. Внезапный звук может не удивить, а испугать человека. Следовательно, нужна еще какая-то характеристика стимула, которая только одна и может привести к удивлению как психической реакции, а не только физиологической. Более точно сказано С. И. Ожеговым (1975): удивление – это впе-

чатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного. Вот эта-то необычность

стимула (от того он и становится неожиданным, не отвечающим нашим ожиданиям, представлениям), а не просто новизна и внезапность, и является, очевидно, главной причиной появления удивления. В этой связи В. Чарлзуорт (Charlsworth, 1969) определяет удивление как ошибку ожидания.

115

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Стадии возникновения удивления. И. А. Васильев (1974), связывающий удивление с формированием проблемы, выделяет три стадии возникновения и развития этой эмоции. Первая стадия – недоумение. Оно возникает при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда некоторое явление не согласуется с этим опытом. Противоречие еще осознанно слабо, смутно, а прошлый опыт еще недостаточно проанализирован. Направленность недоумения четко не выражена, а его интенсивность незначительна.

Вторая стадия связана с «нормальным» удивлением. Она является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.

Третья стадия – изумление. Оно возникает тогда, когда человек был абсолютно уверен

вправильности предыдущих результатов мыслительного процесса и прогнозировал результаты, противоположные возникшим. Изумление часто протекает как аффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями.

Значение удивления. К. Изард утверждает, что основная функция удивления состоит

втом, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. Изард приводит выражение C. Томкинса (Tomkins, 1962), что удивление – это «эмоция очищения каналов». Другую позицию занимает И. А. Васильев, который полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека. Эмоция удивления презентирует сознанию еще неосознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время эта эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия.

Недоумение. К. Д. Ушинский легкую степень удивления относил к недоумению. Оно

возникает при некоторой степени «неувязки», когда все было рассчитано, согласовано, но при проверке «не сошлись концы с концами». Недоумение менее эмоционально насыщено, но более рассудочно, чем удивление. Это состояние озадаченности. В. А. Артемов (1958) отмечает, что недоумение связано «с некоторым внутренним порицанием и сожалением», т. е. имеет отрицательную эмоциональную окраску.

Изумление. Высшей степенью удивления является изумление. При нем человек поражается необычным; это сильное, эмоционально ярко окрашенное переживание, иногда достигающее силы аффекта, потрясения (Н. Д. Левитов). Изумляет не только все экстраординарное, но и то, что существенно раздвигает границы привычного для людей.

5.4. Вдохновение26

Творческий подъем, прилив творческих сил называют вдохновением. Это состояние напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека. Оно характеризуется повышенной общей акктивностью человека, сознанием легкости творчества, переживанием «одержимости», эмоционального подъема. Вдохновение способствует творческому воображению, фантазии, так как в сознании легко возникают многочисленные яркие образы, мысли, ассоциации. Это состояние прекрасно описано А. С. Пушкиным:

Огонь опять горит – то яркий свет лиет,

26 В данном разделе высказывания творческих деятелей взяты из книги: Сапарина Е. В. Ага! И его секреты. М.: Молодая гвардия, 1967.

116

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

То тлеет медленно – а я пред ним читаю. Иль думы долгие в душе моей питаю,

Изабываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,

Ипросыпается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем —

Итут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей,

Имысли в голове волнуются в отваге,

Ирифмы легкие навстречу им бегут,

Ипальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.

Те из гениальных людей, которые наблюдали за собой, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собой, точно искры из горящей головни.

Ломброзо Ч., 2006, с. 25.

Человек, как пишет А. Маслоу, испытывает «вершинное переживание». В этот момент мысль работает четко, быстро, сосредоточенно: «Едва успеваешь начинать эскизы, одна мысль нагоняет другую» (П. И. Чайковский), стихи «звенят и льются» (А. С. Пушкин), «рифмы дружные, как волны. несутся вольной чередой» (М. Ю. Лермонтов). Все это сопровождается эмоциональным возбуждением, душевным подъемом, близким к эйфории.

Вдохновение охватывает ваш ум, тревожит, преследует разум. Воображение искрится, страсти разгораются. В душе человека чередуются удивление, умиление, возмущение.

Без вдохновения истинная мысль или совсем не возникает, или же случайным образом возникшая мысль не создает условий для развития истинной мысли.

Дени Дидро, французский философ XVIII в.

Вдохновение может переходить в экстаз в момент кульминации творческого процесса

– при озарении, открытии. Итальянский поэт эпохи Возрождения Тарквато Тассо в период творчества казался совершенно помешанным.

Поэтому в момент вдохновения «много постигается такого, чего не достигнешь никакими учениями и трудами» и «то, для чего, казалось бы, нужны годы, совершается иногда вдруг», – писал Н. В. Гоголь. И действительно, по словам Ч. Ломброзо, «как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равновесия есть один из признаков гениальной натуры. Дизраэли отлично выразил это, когда сказал, что у лучших английских поэтов Шекспира и Драйдена можно встретить и самые плохие стихи. О живописце Тинторетто говорили, что он бывает то выше Караччи, то ниже Тинторетто. Овидио вполне правильно объясняет неодинаковость слога Тассо его же собственным признанием, что, когда исчезало вдохновение, он путался в своих сочинениях, не узнавал их и не в состоянии был оценить их достоинства» (с. 28).

117

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Э. Золя по утрам привязывал себя к стулу, так что, хочешь или не хочешь, пиши! Если «вдохновение» не приходит, не пишется, тогда он так и писал: «Не пишется… Не пишется… Не пишется.». В конце концов, уверял он своих друзей, оно возьмет и напишется!

Чурбанов В. , 1980, с. 108.

А когда вдохновение отсутствовало, когда не было «трепета в кончиках пальцев», «леденящего холодка в груди», Пушкин откладывал перо. В стихотворении «Зима… что делать нам в деревне?» он так описал состояние творческой беспомощности:

Беру перо, сижу; насильно вырываю У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет… Теряю все права Над рифмой, над моей прислужницею странной: Стих вяло тянется. Холодный и туманный. Усталый, с лирою я прекращаю спор.

М. А. Мазманян (1960) ставит вопрос: является ли возникновение художественного произведения результатом холодного рассудка или же включает в себя в основном аффекты, порыв чувств, часто носящий интуитивный характер вдохновения? По его мнению, вдохновение играет значительную роль лишь на определенном этапе процесса художественного творчества, а именно когда собранные автором многочисленные впечатления, представления и идеи, ставшие его плотью и кровью, стремятся воплотиться в материальную форму через слова, музыкальные звуки, палитру и т. д. Вдохновение, считает Мазманян, – это результат многолетней упорной работы чувства и интеллекта человека-творца.

Вдохновение, пишет автор, есть своеобразная и одновременно наивысшая и совершенная форма активного внимания. Поэтому состояние вдохновения способствует пробуждению затаившихся в мозгу, забытых, многочисленных впечатлений, мыслей и их синтезу. Вследствие этого творческое воображение получает такое обилие материала, которое в обычном состоянии получить невозможно.

Поскольку активность бессознательного в творческом процессе сопряжена с особым состоянием сознания, творческий акт часто совершается во сне, в состоянии опьянения и под наркозом. Для того чтобы внешними средствами воспроизвести это состояние, многие прибегали к искусственной стимуляции. Когда Р. Роллан писал поэму «Кола Брюньон», он пил вино; Шиллер держал ноги в холодной воде; Байрон принимал лауданум; Пруст нюхал крепкие духи; Руссо стоял на солнце с непокрытой головой; Мильтон и Пушкин любили писать лежа на софе или кушетке. Кофеманами были Бальзак, Бах, Шиллер; наркоманами – Эдгар По, Джон Леннон и Джим Моррисон. Впрочем, история мировой рок-культуры вся связана с психотропными средствами.

Дружинин В. Н., 1999, с. 163.

Художественный процесс, пишет Мазманян, не начинается и не заканчивается вдохновением. Оно является лишь своеобразной разрядкой напряженного состояния чело- века-творца, приводя его в спокойное умиротворенное состояние. Таким образом, бурный порыв вдохновения уступает место тщательной доработке созданного произведения.

Думается, что есть два типа творческих гениев. Для одних вдохновение – это что-то спонтанное, неожиданное, которое нельзя вызвать волевым напряжением. «Искать вдохновения всегда казалось мне смешной и нелепой причудою, – говорил Пушкин, – вдохновенья

118

Удивление, классификация, механизм, Как выглядит удивление Психология…

Удивление, классификация, механизм, Как выглядит удивление Психология…

Привет, мой друг, тебе интересно узнать все про удивление, тогда с вдохновением прочти до конца. Для того чтобы лучше понимать что такое удивление , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Психология эмоций.

удивление — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Ответная реакция на отклонение от нормы. Удивление может иметь любую валентность, то есть оно может быть умеренным, приятным, неприятным, положительным или отрицательным. Удивление обладает разной степенью интенсивности: от очень высокой, которая может вызвать реакцию «бей или беги», до небольшой, которая вызывает менее интенсивную реакцию на раздражители

Виды удивления и классификация


Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.
Удивление вызывается как неожиданным событием, так и событием, которое можно назватьпсевдонеожиданным. Представьте ситуацию, когда жена появляется в офисе мужа. Если она регулярно приходит в это время, чтобы принести мужу обед, то он не испытает удивления — ее появление в офисе не будет ни неожиданным, ни ошибочно ожидаемым. Если жена редко заходит в офис и секретарша, увидев ее, сообщает: «Я вижу на улице вашу жену», то приход супруги не вызовет у мужа удивления, потому что в этом случае у него останется время, чтобы поразмышлять об этом нетипичном событии и его причинах. Но если жена входит в офис без предварительного оповещения и ее появление воспринимается как нечто необычное, то это событие оказывается

неожиданным сюрпризом — необычным событием, которое не предвиделось. Оно называется неожиданным, а не псевдонеожиданным, потому что в этот момент испытывающий удивление человек не ожидает ничего подобного. Теперь предположим, что вместо продавца кофе вразнос, который всегда приходит в офис в одно и то же время и всегда стучит в дверь особым образом, в офисе появляется жена. Такое событие является псевдонеожиданным сюрпризом. Здесь возникает специфическое предчувствие чего–то другого, что должно произойти в данный момент. В случае псевдонеожиданного сюрприза событию не нужно быть действительно неожиданным, чтобы оказаться удивительным; именно контраст с тем, что ожидалось в данный момент, и составляет предмет удивления. Если в тот момент, когда ожидается появление продавца кофе, в офис входит секретарша, это тоже может вызвать удивление, возможно, незначительное. Если же событие, противоположное ожидавшемуся, оказывается еще и неожиданным, то удивление будет еще большим. Появление жены в данный момент покажется более удивительным, чем появление секретарши.
Удивительным может быть практически все, что угодно, при условии, что оно оказывается либо неожиданным, либо ошибочно ожидавшимся. Удивительными могут быть взгляд, звук, запах, вкус или прикосновение. Когда человек откусывает кусок пирога, начинка которого выглядит как шоколадный крем, то вкус начинки из свинины и грибов может стать для него сюрпризом. Такой вкус оказался для него псевдонеожиданным. Но удивление вызывают не только физические ощущения. Непредвиденные или ошибочно предвиденные идеи, замечание или предположение другого человека также могут оказаться удивительными. Такими же могут оказаться и ваши собственные мысли или чувства. Цель многих детективных романов состоит не в том, чтобы просто вызвать у читателя чувство страха (это задача произведений, описывающих всевозможные ужасы), но также и удивить его неожиданной развязкой. К примеру, в основе многих анекдотов лежат ошибочные ожидания людей, и потому анекдоты производят эффект. Степень вашего удовольствия от услышанного анекдота будет зависеть от того, насколько вас заинтригует сюжет и удивит финал.
Если у вас есть время, чтобы правильно предвидеть событие, то тогда вы не испытаете удивления.
Вернемся к нашему примеру: если муж мог бы увидеть свою жену, подходящую к офису, то он испытал бы удивление в тот момент, когда заметил ее на улице, но ко времени, когда она постучала бы в его дверь, от удивления не осталось бы и следа. Он не испытал бы удивления, если бы знал, что его жена собирается пройтись по магазинам, расположенным вблизи офиса. Удивление сохраняется только до тех пор, пока вы не оцените то, что произошло. Как только вы определите природу удивившего вас события, вы перестаете удивляться. Обычно имеется готовое объяснение: «Я пошла по магазинам, но у меня кончились деньги; я решила зайти за ними к тебе, встретила по дороге продавца кофе и принесла тебе стакан кофе сама». Если событие с трудом поддается объяснению, то период удивления растягивается; вы можете почувствовать себя сбитым с толку, испуганным или решить, что вас мистифицируют. Предположим, что женщину приветствует на пороге дома ее муж, который, как она думала, был убит на войне. Женщина испытывает удивление.
Но оно исчезает, когда мужчина объясняет: «Я брат–близнец твоего мужа» или: «Я по ошибке попал в список убитых, а после ранения долго страдал амнезией». Если интерпретация события оказывается еще более невероятной, чем само событие, то эта женщина может испытать удивление снова, испугаться или решить, что ее мистифицируют, например, если мужчина скажет: «Я дух твоего мужа. Я пришел, чтобы поговорить с тобой».
Как только неожиданное или псевдонеожиданное событие вами оценено, происходит быстрый переход от удивления в другое эмоциональное состояние. «Я приятно удивлен», — говорите вы, не понимая, что удивление само по себе является нейтральным в гедонистическом смысле. Скорее именно следующая эмоция придает позитивный или негативный тон вашему опыту в зависимости от природы исходного события. Удивление превращается в удовольствие или радость, если событие приносит или обещает принести вам то, что вам приятно. Отвращение возникает вслед за пагубным или неприятным событием. Если событие провоцирует агрессию, то удивление перерастает в гнев.
А если событие таит в себе угрозу, которую вы не в состоянии ослабить, то вы испытываете страх. Страх является наиболее типичным следствием удивления, возможно потому, что неожиданные события часто бывают опасными и многие люди ассоциируют с опасностью любое неожиданное событие. Далее мы покажем, как люди могут путать страх с удивлением из–за сходства проявления этих эмоций на лице.
Поскольку удивление является кратковременным и ему на смену быстро приходит другая эмоция, то лицо часто отображает смесь удивления с последующей эмоцией. Подобным образом, если человек уже испытывает какую–то эмоцию, когда происходит удивительное событие, то на его лице отображается сочетание этой эмоции с удивлением. Проницательный наблюдатель, обращающий внимание на мимолетные выражения лица, может уловить чистое выражение удивления. Однако большинству из нас более знакомы внешние проявления удивления в сочетании с элементами второй эмоции. Так, широко открытые от удивления глаза могут оставаться в таком положении в течение какого–то мгновения, пока усмешка распространяется по нижней части лица.
Или же брови могут от удивления моментально подниматься вверх, а оттянутые назад уголки рта будут придавать лицу выражение страха. В исследовании эмоции страха мы покажем, как одновременно отражаются на лице страх и удивление; далее мы покажем смешанные выражения удивления и отвращения, удивления и гнева и удивления и радости.
Удивление по степени интенсивности может проявляться от слабого до предельного — в зависимости от вызвавшего его события. Неожиданное появление жены в офисе мужа, по–видимому, окажется менее удивительным, чем появление старого друга детства, связь с которым прервалась много лет назад. Реакция испуга рассматривается как предельная форма удивления, но она имеет специфические характеристики, отличающие ее от удивления. Испуг проявляется на лице иначе, чем удивление. Глаза на мгновение закрываются, голова откидывается назад, губы втягиваются и человек «вздрагивает» . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Внезапное сильное изменение стимулирования, лучше всего иллюстрируемое звуком выстрела из ружья или визгом тормозов, вызывает реакцию испуга.
В отличие от удивления, когда правильное предвидение события предотвращает получение опыта, реакция испуга может быть вызвана событием, которого вы ожидаете. Последовательные громкие звуки выстрелов не перестают вызывать реакцию испуга, хотя само это чувство и его проявление ослабевают. В отличие от опыта удивления, который не является ни приятным, ни неприятным, опыт испуга обычно оказывается неприятным. Никто не любит испытывать испуг. Иногда люди говорят об испуге, вызванном чьими–то идеями или словами, но эти утверждения следует воспринимать скорее как обороты разговорной речи. Неясно, может ли человек действительно быть испуган чем–нибудь, кроме внезапного громкого звука, зрелища или прикосновения. Вы можете быть крайне удивлены чьими–то словами, продемонстрировать выражение крайнего удивления на лице и описать произошедшее как вызвавшее у вас испуг. Таким образом, термин «испуг» используется для описания реакции предельного удивления, а также для реакции, родственной удивлению, но отличной от него.
Реакция испуга также тесно связана со страхом, и в следующей части мы рассмотрим различие между страхом и удивлением, а также продолжим объяснение связи между испугом и удивлением, страхом.
Опыт переживания каждой из эмоций, которые мы будем обсуждать, может доставлять удовольствие. Понятно, что радость — это приятная эмоция, но удивление, страх, гнев, отвращение и даже печаль также могут быть приятными, хотя очевидно, что обычно они таковыми не являются. Есть люди, которые редко получают наслаждение, испытывая радость, а вместо этого ощущают чувство вины или стыда за получаемые ими удовольствия. Наслаждение эмоциями или неспособность наслаждаться ими, возможно, является результатом воспитания, но о том, как достигается этот результат, известно очень мало.
Разумеется, есть люди, которые любят испытывать удивление. Удивительная вечеринка, удивительный подарок, удивительная встреча доставляют им удовольствие. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы чаще иметь возможность испытывать удивление, ищут нового. В предельном варианте человек, «зависимый» от удивления, наслаждающийся испытываемым удивлением больше, чем любыми другими эмоциями, оказывается вынужденным отказаться от планирования своей жизни — он стремится настолько ее дезорганизовать, чтобы способность предвидеть события не лишала его возможности испытывать удивление.
Но есть и другие люди, которые не любят испытывать удивление. Они говорят вам: «Пожалуйста, никогда не делайте мне сюрпризов», даже если сюрпризы могут оказаться для них приятными. Они не хотят подвергаться неожиданностям. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы сократить в ней появление всего нового и избежать ситуаций, в которых они не будут знать, какое событие окажется следующим. В предельном варианте человек, не выносящий сюрпризов, занимается ненормально подробным планированием и учетом всех возможных событий, он никогда не признает ничего неожиданного, если не может сделать это неожиданное предсказуемым. Представьте себе ученого, который боится удивляться: такой ученый способен лишь подтверждать или опровергать гипотезы, но он никогда не сможет открыть ничего неожиданного.

Как выглядит удивление

Для демонстрации типичных выражений лица нами используются фотографии двух людей, Патрисии и Джона. В Приложении I описывается, какие задачи мы перед собой ставили, делая эти фотографии, как они были получены и кто эти люди.
Каждая из трех частей лица, выражающего удивление, имеет свои внешние характерные особенности. Брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы.

БРОВИ


Брови изгибаются и приподнимаются. На рис. 1 (сверху) вы видите удивленные брови Патрисии (В) и ее брови в нормальном или нейтральном состоянии (А). Кожа под поднятыми бровями растягивается и становится более заметной, чем обычно (стрелка 1). Поднятие бровей приводит к появлению длинных горизонтальных морщин на лбу (стрелка 2). Эти морщины появляются не у каждого. Их нет у большинства маленьких детей, даже когда брови находятся в приподнятом положении, а также иногда отсутствуют и у взрослых. Некоторые люди имеют горизонтальные морщины — бороздки, постоянно присутствующие на коже лица, — даже при неподвижности бровей, но обычно такие морщины появляются в среднем возрасте. Если эти постоянные морщины имеются на нейтральном лице, то они становятся еще глубже и заметнее, когда брови удивленно приподнимаются вверх.
Хотя у человека, испытывающего удивление, обычно не только приподнимаются брови, но и широко раскрываются глаза и опускается челюсть, поднятые брови можно наблюдать и на нейтральном лице. В таких случаях выражение лица больше не отражает эмоцию; оно приобретает другие значения, причем некоторые из них могут иметь отношение к удивлению. На рис. 1 (снизу) вы видите удивленные брови на нейтральном лице (В) и абсолютно нейтральное лицо (А). Когда брови удерживаются в приподнятом положении в течение нескольких секунд, то это выражение лица становится эмблемой сомнения или вопроса. Часто так поступает человек, слушая, что говорит ему кто–то другой; таким образом он без слов выражает вопрос или сомнение в том, что ему говорят. Вопрос или сомнение могут быть серьезными или нет; часто такая эмблема выражает ироническое сомнение, скептицизм или удивление слушателя по поводу сказанных слов. Если это дополняется движением головой в сторону или назад, мы наблюдаем немое восклицание. Если же удивленно приподнятые брови дополняет искривленный в гримасе отвращения рот, то эмблема приобретает несколько иное значение — скептического неверия или же, если человек начинает покачивать головой взад и вперед, — недоверчивого немого восклицания.
На рис. 1 раскрывается что–то еще, имеющее очень важное значение при рассмотрении выражений лица. Патрисия, по–видимому, выражает сомнение на всем своем лице, но эта фотография является составной. Поднятые брови — это только часть измененного ранее нейтрального лица, показанного на левой фотографии. Если вы закроете ее брови рукой, то убедитесь в этом сами. Несмотря на существование многих выражений лица, изменение только в одной области создает впечатление, что остальные черты лица также изменились.
Если удивленные брови удерживаются в приподнятом состоянии очень ненадолго, это может свидетельствовать о других значениях. Если поднятие бровей сопровождается наклоном головы или легким движением головы вверх и вниз, то мы наблюдаем эмблему приветствия, называемую вскидыванием бровей; такая эмблема, встречающаяся в Меланезии, была названа одним исследователем универсальной. Быстрое вскидывание бровей может также использоваться как разговорный «знак препинания». Когда человек что–то говорит, он может быстро поднимать и опускать брови, чтобы акцентировать внимание на конкретном слове или фразе. Выражения лица акцентируют внимание на произносимых словах подобно тому, как это делает курсив в напечатанном тексте. Другие движения бровей и движения прочих частей лица также используются как «знаки препинания», о чем мы обязательно поговорим позже.

ГЛАЗА


Рисунок 2

На лице, выражающем удивление, глаза широко открыты, нижние веки расслаблены, а верхние веки приподняты. На рис. 2 (слева) у Патрисии и Джона удивленно раскрытые глаза; для сравнения в правой части рисунка показаны их глаза при нейтральном выражении лица. Отметьте, что в состоянии удивления узкие полоски белков глаз — склеры — становятся видны между верхним веком и радужной оболочкой (окрашенной центральной частью глаза). Склера может также быть видна и ниже радужной оболочки, но это зависит от того, насколько глубоко посажены глаза, и опущена ли нижняя челюсть достаточно низко, чтобы натянуть кожу под глазами. Таким образом, когда вы видите белок ниже радужной оболочки глаза, это не является таким же надежным индикатором удивления, как появление склеры между верхним веком и радужной оболочкой.
Обычно удивленные глаза дополняются удивленными бровями, удивленным ртом или тем и другим одновременно, но иногда они появляются сами по себе. Когда верхние веки приподнимаются, показывая склеру при отсутствии соответствующих изменений положений бровей и рта, то это движение почти всегда оказывается кратковременным и длится малые доли секунды. Такие раскрытые глаза могут служить отражением мгновенно возникшего интереса либо дополнением или заменой, например, такому слову как «Здорово!» Широко раскрытые глаза могут также использоваться как разговорные «знаки пунктуации», акцентирующие внимание на конкретном прозвучавшем слове.

НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ЛИЦА

В момент удивления нижняя челюсть опускается, в результате чего разжимаются зубы и размыкаются губы. На рис. 3 показано, что приоткрытый от удивления рот расслаблен, а не напряжен; губы не сомкнуты и не оттянуты назад. Вместо этого рот выглядит так, будто он раскрылся естественным образом. Рот может быть приоткрыт лишь слегка, умеренно приоткрыт, как это показано на рис. 3, или раскрыт более широко, и эта степень раскрытия зависит от того, насколько сильным оказывается удивление. Мы приведем пример таких вариаций ниже.


Челюсть может опускаться без каких–то движений остальных элементов лица. На рис. 3 показано лицо, на котором удивление отражается только в нижней его части в виде опущенной челюсти, а для сравнения показано то же лицо в нейтральном состоянии. Смысл опускания челюсти состоит в том, чтобы выразить ошеломление. Опускание челюсти могло бы произойти, если бы Патрисия действительно была чем–то ошеломлена; оно может служить эмблемой, если Патрисия захочет заявить, что она была ошеломлена в какой–то момент в прошлом; или оно может использоваться для придания лицу притворного выражения, когда она захочет разыграть ошеломление. Рисунки 3 и 1 показывают, как изменение одной части лица приводит к полному изменению выражения всего лица. Взгляните на область глаз на рис. 3В: кажется, что выражается чуть больше удивления, чем на рис. 8А. Но это также составная фотография; если вы закроете своей рукой области рта на обоих изображениях, то увидите, что глаза и брови — лоб на обеих фотографиях одинаковы.

ОТ ЛЕГКОГО УДИВЛЕНИЯ К КРАЙНЕМУ


Испытываемое удивление различается по своей интенсивности, и лицо отражает эти вариации. Хотя при этом наблюдаются незначительные изменения бровей (немного приподнимаются) и глаз (расширяются и открываются чуть шире), главным индикатором интенсивности удивления является нижняя часть лица. На рис. 4А показано легкое удивление, а на рис. 4В — умеренное удивление. Брови и глаза на обеих фотографиях выглядят одинаково; изменяется только уровень опускания челюсти. Чем сильнее удивление, тем шире раскрывается рот. Проявления крайнего удивления часто сопровождаются восклицаниями наподобие «О–о» или «Ого».

ЧЕТЫРЕ ТИПА УДИВЛЕНИЯ

Удивление может быть выражено посредством всего двух областей лица, при этом третья область останется нейтральной. Каждое лицо, на котором удивление проявляется на двух частях, имеет свое несколько особое значение. На рис. 5 показаны четыре типа удивления. Но прежде чем мы приступим к объяснениям того, какое сообщение, по нашему мнению, передается каждым из этих лиц и как различия во внешнем виде лица формируют эти разные сообщения, взгляните на каждую из этих фотографий и спросите себя: «Какое это сообщение?» и: «Чем это лицо по внешнему виду отличается от других лиц?»


На рис. 5А Патрисия демонстрирует вопросительное удивление, имеющее довольно неопределенный характер. Это выражение лица могли бы сопровождать, к примеру, такие слова: «Это так?» или: «О, в самом деле?» Оно является в точности таким же, как и показанное на рис. 5D, с той лишь разницей, что на рис. 5D удивленный рот был заменен на нейтральный. Если вы закроете пальцами области рта на лицах, показанных на рис. 5А и 5D, то увидите, что эти лица тождественны во всем, кроме формы рта. Удивление выглядит вопросительным, когда выражение удивления на лице создается только за счет движений бровей и глаз.
На рис. 5В Патрисия демонстрирует удивление, достигшее изумления. Это выражение лица может сопровождаться такими словами, как «Что?», или звуками наподобие «Ах», издаваемыми одновременно с быстрым вдохом. Если вы закроете пальцами брови и лоб на лицах, показанных на рис. 5B и 5D, то увидите, что эти лица идентичны во всем, кроме закрытых частей — областей бровей и лба. Удивление достигает изумления, когда оно выражается на лице только за счет движений глаз и рта.
На рис. 5C Патрисия демонстрирует удивление, более близкое к ошеломлению, или менее заинтересованное удивление, или удивление, которое может выражать на лице внутренне опустошенный или находящийся под влиянием наркотиков человек. Если вы закроете глаза на рис. 5C и 5D, то увидите, что на них все одинаково, кроме глаз. Удивление выглядит подобным ошеломлению, когда оно выражается только движениями бровей и рта.
На рис. 5D показано выражение удивления, создаваемое с помощью элементов всех трех областей лица. Смысл сообщения, распространяемого таким лицом, заключается в одном слове — удивление.

РЕЗЮМЕ


Рисунок 6


На рис. 6 показаны выражения удивления, создаваемые всеми тремя частями лица. Обратите внимание на каждый из отличительных признаков удивления.

  • Брови подняты и изогнуты.
  • Кожа под бровями натянута.
  • Поперек лба идут горизонтальные морщины.
  • Веки открыты; верхние веки подняты, нижние опущены; белок глаз — склеру — можно видеть над радужной оболочкой, а нередко и под ней.
  • Нижняя челюсть опускается, так что губы и зубы размыкаются, а рот находится в ненапряженном состоянии.

«КОНСТРУИРОВАНИЕ» ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА

Закрепить приобретенные знания о выражениях удивления на лице можно при помощи «конструирования» лиц, которые вы видели на этой странице. Для этого возьмите фотографии с нейтральными выражениями лиц Джона и Патрисии (нажмите для увеличения, сохраните себе на компьютер, и распечатайте). Разрежьте каждую фотографию надвое по белым линиям. Теперь у вас есть все необходимое для составления различных выражений удивления на лицах Патрисии и Джона.

  1. Возьмите части C и поместите их на лица на рис. 2. Какое получилось выражение лица на этих фотографиях?
    Вы уже видели такое лицо у Патрисии, но еще не видели такого лица у Джона. Оно выражает сомнение или недоверие (рис. 1).
  2. Наложите части B на лица на рис. 2. Какое выражение получилось теперь? Вы видели такое выражение у Патрисии на рис. 8. Такое же выражение будет и у Джона. Это выражение ошеломления.
  3. Наложите на изображения рис. 2 части А, а затем наложите части D. Такого выражения лица вы еще не видели, но мы поговорим о нем позже. Вы используете только удивленные глаза, и если выражение возникает лишь на какой–то миг, оно означает интерес или немое восклицание. Оставьте часть D там, где она лежит, и меняйте местами части А и C. Это создаст впечатление, что глаза перемещаются взад и вперед от нейтрального выражения к удивлению, как это и было бы в жизни.
  4. Оставьте только части А. Вы получите выражение изумления (рис 1B). Теперь верните части D обратно и удалите части А. Вы получите выражение вопросительного удивления. Меняя местами А и D, вы можете наблюдать, как изменяется смысл выражений лица.

Вербальная реакция

Лингвистика может сыграть роль в формулировании удивления. Теория ожидания языкаутверждает, что люди вырабатывают нормы и ожидания в отношении надлежащего использования языка в данной ситуации.[12] Когда нормы или ожидания вербального языка нарушаются, может возникнуть удивление. Модель этой теории подтверждает, что ожидания могут быть нарушены словесно, и это нарушение может вызвать удивление. Ожидания от словесной речи, которые могут привести к удивлению, могут включать ругательства, крики, вопли и вздохи.

Вышеупомянутые ожидания вербального языка более тесно связаны с негативными ожиданиями удивления, но позитивное удивление также может происходить от вербального взаимодействия. Положительное нарушение ожиданий может включать в себя источник с низким уровнем достоверности, приводящий убедительный аргумент, который приводит к изменению убеждений или эмоций, тем самым повышая доверие к выступающим.[12] Переход от источника с низким уровнем доверия к источнику с высоким уровнем доверия может вызвать у людей положительное удивление. Акт убеждения со стороны упомянутого говорящего также может вызвать положительное удивление, поскольку человек мог воспринять говорящего как имеющего слишком низкое доверие, чтобы вызвать изменение, и изменение убеждений или эмоций затем вызывает удивление.

Физиологическая реакция

Физиологическая реакция удивления подпадает под категорию реакции испуга. Основная функция неожиданности или реакции испуга — прервать продолжающееся действие и переориентировать внимание на новое, возможно, важное событие, и на короткое время это вызывает напряжение в мышцах, особенно в мышцах шеи. Исследования показывают, что эта реакция происходит очень быстро: информация (в данном случае громкий шум) достигает Варолиева моста в течение 3–8 мс, а полный рефлекс испуга происходит менее чем за две десятых секунды. [13]

Если реакция испуга вызвана внезапностью, тогда она вызовет реакцию «бей или беги», которая воспринимается как вредное событие, нападение или угроза выживанию[14], вызывающая выброс адреналина для прилива энергии как средство сбежать или драться. Эта реакция обычно имеет отрицательную валентность с точки зрения удивления.

У удивления есть одна основная оценка — оценка чего-то как нового и неожиданного, но новые оценки могут сместить переживание удивления в другое. Оценка события как нового предсказывает удивление, но оценка копинга предвидит реакцию вне удивления, такую ​​как замешательство или интерес.[15]

Привыкание

По мере того, как люди привыкают к определенным типам неожиданностей, со временем их интенсивность снижается. Это не обязательно означает, что человек, например, не будет удивлен во время пугающей сцены в фильме ужасов, это означает, что человек может ожидать эту сцену из-за того, что он знаком с фильмами ужасов, что снижает уровень удивления. Модель ТНО поддерживает это утверждение, потому что по мере того, как люди привыкают к ситуации или общению, становится все менее и менее вероятным, что ситуация или общение вызовут нарушение ожидания, а без нарушения неожиданность не может произойти.

См. также

  • печаль
  • горе
  • радость
  • эмоциональное состояние , эмоции ,

Тебе нравиться удивление? или у тебя есть полезные советы и дополнения? Напиши другим читателям ниже. Надеюсь, что теперь ты понял что такое удивление и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Психология эмоций

Мозг любит сюрпризы — основные психологические процессы

3 минуты

Когда вы читаете слово «сюрприз», вы, вероятно, думаете о чем-то позитивном, подарках или вечеринках-сюрпризах. Ваш мозг тоже любит этот эффект. Продолжайте читать, чтобы узнать, почему!

Последнее обновление: 25 февраля, 2020

Почему мозг любит сюрпризы? Удивление — это базовая эмоция, вызванная непредвиденным стимулом . Когда удивление неприятно, оно становится негативной эмоцией, такой как страх, ярость или печаль.

Но когда сюрприз положительный, результат приятный и вызывает интенсивную активацию в определенных областях мозга. Эти области отвечают за другие эмоции, такие как удовлетворение.

Таким образом, можно сказать, что существуют физиологические доказательства того, что мозг любит сюрпризы .

Вовлеченные области головного мозга

Прилежащее ядро ​​ , являющееся частью базальных ганглиев, играет важную роль в обработке неожиданностей.

Судя по всему, активируется, когда вы попадаете в непредсказуемую ситуацию . Это происходит потому, что мозг бессознательно ожидает вознаграждения.

Как и в других эмоциях, миндалевидное тело также играет важную роль в удивлении. Это поможет вам решить, полезно ли то, что вы обнаружили, для вас или нет . В связи с этим активируются две разные группы нейронов:

  • С одной стороны, группа нейронов активируется, когда вы получаете вознаграждение.
  • С другой стороны, другие нейроны активируются, когда вы получаете что-то неприятное. Как две противоборствующие фракции, одна не активируется, если активируется другая.

Мозг любит сюрпризы

Как мы упоминали выше, когда сюрприз не доставляет удовольствия, он вызывает негативные эмоции. Тем не менее, , когда сюрприз не причиняет вреда, вызывает положительные эмоции, которые вы можете испытывать долгое время.

Негативные сюрпризы обычно требуют от вас быстрой реакции, а позитивные приводят к спокойствию и счастью.

Многие исследователи посвятили свои усилия выяснению того, почему это происходит и можно ли использовать удивление для применения какого-либо положительного вмешательства в терапевтических целях. В этом направлении некоторые американские ученые показали, что прилежащее ядро ​​активируется при появлении неожиданного стимула .

Любопытно, прилежащее ядро ​​является чрезвычайно важной областью удовольствия в мозгу . Вероятно, поэтому мозг любит сюрпризы. Неважно, хороший это сюрприз или плохой, так как каждый раз эта область загорается, активируя механизмы удовольствия.

Прекрасным примером является тот факт, что многие люди любят ходить в дома с привидениями. Они находят множество «сюрпризов», которые на первый взгляд должны быть негативными и вызывать такие эмоции, как страх или отвращение.

Влияние на обучение и память

Обучение является одним из наиболее изученных когнитивных процессов в психологии и неврологии . За последние 50 лет ученые определили факторы, влияющие на обучение или производящие его, которое люди не забывают, и удивление — один из них.

По мнению некоторых авторов, сила, с которой один элемент связан с другим, становится все сильнее и сильнее, пока не перестанет удивлять . Другими словами, если вы предъявляете Стимул А со Стимулом Б (непредсказуемым) несколько раз, человек будет ожидать Стимул Б. Но как только он поймет, что он всегда связан, его реакция будет менее интенсивной. В результате ученые предположили, что когда стимул вызывает удивление, он с большей вероятностью останется в вашей памяти.

Эта связь между обучением и неожиданностями в мозге была доказана в недавних исследованиях нейровизуализации.

В 2001 году группа британских и австралийских исследователей наблюдала за тем, что происходит с мозгом, если во время изучения чего-либо включается сюрприз. Они пришли к выводу, что прилежащее ядро ​​активировалось все меньше и меньше по мере того, как участники знакомились с предъявлением стимулов . Однако, когда они увидели еще один сюрприз, он снова активировался.

Исследования также показали, что, когда ситуации происходят примерно в то же время, что и неожиданность, они дольше остаются в памяти человека . Возможно, это связано с тем, что неожиданности запускают ряд холиномиметических и дофаминергических механизмов, повышающих внимание и мотивацию.

Это может вас заинтересовать…

Регулирование удивления для поощрения любознательности

Недавнее исследование, проведенное Институтом когнитивных наук во Франции, изучало нейронные и поведенческие основы любопытства. В исследовании рассматривалась взаимосвязь между интеллектуальным любопытством, предварительными знаниями по теме и уровнем неожиданности.

Исследователи обнаружили обратную зависимость между удивлением и общим эпистемологическим любопытством. То есть, удивляясь, получается, невольно приглушает вашу мотивацию узнавать другие, новые знания.

Это новое исследование дает представление о том, почему вы можете быть менее заинтересованы в поиске новой информации после того, как столкнулись с чем-то неожиданным. Проблема в том, что изучение чего-то нового всегда будет сопровождаться сюрпризами. Тогда возникает вопрос: как сделать так, чтобы вам постоянно было интересно все, а не только то, что привлекло ваше внимание?

Одно из возможных решений — улучшить вашу психологическую и физиологическую реакцию на удивление, чтобы поддерживать интеллектуальное любопытство в самых разных вещах.

 

Развивайте интеллектуальное любопытство, приспосабливаясь к неожиданностям

Любознательность — это хорошо. Еще лучше быть любопытным ко многим вещам. Чтобы повысить свою производительность в любой области знаний, очень важно, чтобы вы оставались любознательными. Поступая так, вы подвергаете себя новым проблемам в стремлении к самосовершенствованию. Исследования показали, что любопытство является ключевым игроком в улучшении обучения. А его уменьшение, как известно, является симптомом депрессии.

источник: pexels.com

Но бывают случаи, когда вам не хватает любопытства или мотивации для поиска новой информации. Когда и почему это происходит? Текущее исследование показывает, что уровень удивления, который вы испытываете, когда сталкиваетесь с новой информацией, кажется, калечит ваше обычное любопытство и готовность искать новую новизну.

Это происходит потому, что удивление отвлекает внимание. Это застает нас врасплох и привлекает внимание к неожиданному стимулу, и больше ничего. Недавние исследования указывают на идею о том, что удивление вызывает негативную рефлекторную эмоциональность, о чем свидетельствует повышенная активность мышцы, сморщивающей брови (хмурится). Будучи приступом негативных эмоций, удивление лишает нас дополнительных ресурсов внимания, необходимых для изучения других новых знаний.

Чтобы поддерживать свою любознательность, вам нужно убедиться, что вы положительно реагируете на удивление, когда изучаете новые вещи. Есть два способа сделать это.

  • Во-первых: быстрое реагирование, когда вы учитесь подавлять сиюминутные физиологические симптомы неожиданности.
  • Во-вторых: более активный подход, включающий в себя несколько приемов десенсибилизации, которые помогут предотвратить неожиданность, заставшую вас врасплох в будущем.

 

Быстрое решение: приглушите свою физиологическую реакцию в данный момент

Психологи обнаружили ряд ключевых физиологических коррелятов удивления. На уровне нейробиологии удивление похоже на реакцию испуга или испуга. Наиболее распространенным физиологическим маркером, сопровождающим эти аффективные состояния, является учащение пульса.

Здесь мы используем подход Джеймса-Ланге к эмоциям, опираясь на представление о том, что ваше переживание эмоций происходит из вашей интерпретации их соответствующего телесного возбуждения. В этом свете, если вы можете научиться изменять свою физиологическую реакцию на данный раздражитель, вы измените свои эмоции (и ярлыки, которые вы им прикрепляете).

В следующий раз, когда вы застанете себя врасплох или отвлечетесь на что-то новое, попробуйте применить один из следующих методов, чтобы предотвратить физиологические симптомы неожиданности.

источник: pexels.com

  • Плесните на себя холодной водой: Опрыскивая себя холодной водой, вы помогаете своему телу стимулировать рефлекс ныряния. По сути, прохладная вода служит для замедления метаболизма и частоты сердечных сокращений.
  • Проба Вальсальвы: Этот метод обычно используется для диагностики проблем с вашей вегетативной нервной системой (ВНС), но также может быть использован для мгновенного восстановления нормальной частоты сердечных сокращений. Просто зажмите нос, закройте рот, попытайтесь выдохнуть, пока и рот, и нос закрыты, и живот сжат. Удерживайте это примерно 10-15 секунд и повторяйте, пока не почувствуете, что ваш сердечный ритм возвращается к нормальной частоте.
  • Массаж шеи: Также известный как каротидный метод. Мягко массируя шею сбоку, вы можете стимулировать блуждающий нерв, что поможет замедлить частоту сердечных сокращений.

 

Проактивный подход: привычка удивлять в долгосрочной перспективе

В качестве более проактивной меры вы также можете лучше реагировать на неожиданную информацию, подвергая себя новым раздражителям в окружающей среде. Он работает, ставя себя в неудобную и новую ситуацию, чтобы лишить себя возможности удивляться. По иронии судьбы, вы хотите привыкнуть к ответу, чтобы состояние удивления было менее удивительным. Вот несколько примеров, которые вы можете попробовать.

источник: pexels.com

  • Зайдите в книжный магазин: Благодаря алгоритмам социальных сетей, разработанным для нас с помощью технологий, маловероятно, что вы столкнетесь с новым или неожиданным для вас контентом. Прогулка по местному книжному магазину может увеличить шансы найти что-то, что застанет вас врасплох.
  • Почувствуйте физический дискомфорт: Как упоминалось выше, с неожиданностью приходит ряд физиологических коррелятов, таких как потные ладони и учащенное сердцебиение. Один из способов снизить чувствительность реакции на удивление — постепенно подражать его физическим симптомам. Например, начните с малого, уменьшая температуру в душе на пару делений каждый день. Делайте это, пока не достигнете максимально возможной температуры.
  • Измените свое окружение: Большинство из нас привыкли к своей рутине, и мы не рискуем слишком далеко выходить из зоны физического и психологического комфорта. Простой способ удивить себя — пойти на работу альтернативным маршрутом. Вы можете пойти дальше и посвятить целый день изучению нового района в вашем городе.
  • Ищите скучное : Часто то, что вы считаете скучным, на самом деле скучно только потому, что вы не провели недостаточно времени учиться или думать об этом. Узнать больше о чем-то, что кажется вам скучным, — это очень простой (и непритязательный) способ удивить себя тем, насколько это на самом деле интересно. Попробуйте следующее: выберите любой предмет домашнего обихода, будь то ложка или микроволновая печь, и погуглите его. Вы будете поражены тем, как много можно узнать о, казалось бы, приземленных и обычных вещах.

 

Исследование: как удивление влияет на интеллектуальное любопытство

Исследование состояло из викторины, состоящей из двух частей, которая проводилась внутри функционального магнитно-резонансного томографа (фМРТ). В первой части викторины участников просили оценить свою любознательность, ответив на 60 вопросов, связанных с кинематографом. Чтобы манипулировать неопределенностью, ответ на вопрос либо раскрывался, либо заменялся произвольным символом (в данном случае хэштегом).

Во второй части викторины были представлены те же вопросы, но на этот раз участников просили указать, могут ли они спонтанно вспомнить ответ, выбрав значок лампочки (запомнить) или облачка (забыл). В этой части все вопросы сопровождались соответствующими ответами. Эта часть викторины была разработана для выявления нейронных коррелятов удивления, поскольку половина ответов уже была раскрыта ранее, а другая половина все еще могла вызвать подлинное удивление.

После того, как участники вышли из сканера, им был предложен неожиданный тест памяти, в котором им было предложено записать все ответы, которые они смогли вспомнить. Наконец, были показаны все соответствующие вопросы и ответы, и участников попросили оценить, насколько они были удивлены каждой паре вопросов и ответов по шкале от 1 до 5 (1 = совсем не удивлен и 5 = очень удивлен). Кроме того, их также попросили указать 30 пунктов, которые их больше всего интересовали.

Авторы обнаружили, что любопытство, удивление, предварительное знание и повторение были связаны с воспоминанием. В то время как удивление положительно коррелировало со специфически ориентированным любопытством, оно отрицательно коррелировало с общим неспецифическим любопытством. Они также обнаружили вентральное полосатое тело как нейронный коррелят интеллектуального любопытства, область мозга, отвечающую за вознаграждение и мотивацию.

Другая интерпретация этих открытий заключается в том, что удивление притупляет наше интеллектуальное любопытство к новому содержанию (общие неспецифические стимулы), поскольку оно направляет все ресурсы нашего внимания на то, что нас удивило в первую очередь (конкретные стимулы). Таким образом, непреднамеренный эффект неожиданности может ограничить степень вашей восприимчивости к новой поступающей информации.

 

Резюме о том, как регулировать неожиданность для интеллектуального любопытства

Результаты исследования проливают свет на уникальную и сложную связь между любопытством и удивлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *