Умение это в психологии: Умение — Психологос

Умения, навыки, привычки и их формирование

27.12.2014

Процесс формирования деятельности — один из важных вопросов педагогической психологии. Приступая к какой-либо новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами ее выполнения — ему приходится сознательно действовать и контролировать не только деятельность в целом, направленную на цель, но и отдельные ее движения и операции, посредством которых она осуществляется.

П. А. Бернштейн предложил принцип сенсорной коррекции управления движениями, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Он выделил структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.


Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы.

Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, воспользоваться для работы инструментами, имеющимися под рукой. Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. По своей сути умение — это экстериоризация, то есть воплощение знаний и навыков в реальные действия. Е. А. Милерян выделяет следующие виды умений:

  • познавательные,
  • общетрудовые,
  • конструктивно-технические,
  • организационно-технологические,
  • операционно-контрольные.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подражания действию и случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятельности, тем в большей степени формирование умений зависит от овладения всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, а также ее сопоставлению с действиями.

Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Физиологической основой навыка является образование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).

Каждый навык складывается в системе тех навыков, которыми человек уже владеет. В процессе овладения новыми действиями одни из них могут помогать, другие тормозить процесс. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако навык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым расположением руля. Феномен влияния одних навыков на другие называется взаимодействием навыков.

Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формируются в результате упражнений, то есть целенаправленных и систематических повторений действий. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для сохранения и упрочения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.

Привычка — это компонент действия, в ее основе лежит потребность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целенаправленные усилия (например, путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ). Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автоматически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.

Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состояниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не можем, потому что мы так привыкли.

Ключевые слова: Навыки

Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Материалы по теме

Обучение двигательным навыкам

Навыки и умения

Карпов А.В., Общая психология

Структура навыков

Ительсон Л.Б. — Лекции по общей психологии

Умения и навыки

Платонов К.К., Занимательная психология

Педагогические умения и навыки

Петровский А.

В., Возрастная и педагогическая психология

Знания, умения, навыки и привычки

Поликарпов В.А., Психология личности

Сущность умений и навыков. Уровни овладения. Применения знаний, умений, навыков

Мандель Б.Р., Педагогическая психология

Общеучебные умения и навыки и их формирование

Мандель Б.Р., Педагогическая психология

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ

Angela Richter 0 Комментариев навыки, нания, привычки, прикладная психология

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий.

В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Знания не могут существовать ради знаний. Возникает стремление обогнать уровень существующих потребностей производства в теории и прокладывать путь будущей практической деятельности, глубже раскрывать возможности воздействия человека на природу и общество.

Присмотритесь, как тесно вплетены знания в действия. И ребенку, и взрослому действия с предметами дают одновременно знания о свойствах предметов и о возможной системе обращения с ними. Сталкиваясь с незнакомым предметом, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ним действовать. Если вы впервые взяли в руки видеокамеру, то прежде всего ознакомитесь с инструкцией, в которой рассказано, как ею пользоваться.

Для выполнения любого сложного действия человеку необходимы сведения о системе движений и действий, которые обеспечат достижение цели. Эти сведения запечатлеваются в виде двигательных представлений. Однако для выполнения осознанных действий, а тем более для деятельности, одних представлений о движениях и их последовательности недостаточно. Предположим, вы разобрались в том, как подготовить к работе видеокамеру. Достаточно ли этого, чтобы снимать? Конечно, нет. Создание даже простого любительского фильма потребует знаний о принципах построения сценария, раскадровки, монтажа и т. д.

Постоянно включаясь в действия, знания поднимают их на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности выполняемой деятельности. Деятельность без знаний невозможна.

Общая характеристика умений

В деятельность человека всегда включены навыки и умения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность понятия «умение» и многообразие видов деятельности.

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. О первокласснике, закончившем изучение букваря, говорят, что он умеет читать. Взрослый тоже умеет читать. Если не учитывать разницы в знаниях, то между этими двумя «умениями» лежит многолетний путь упражнений, выработки навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психологической структуре. Очевидно, следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и знаний.

Ребенок овладевает предметными действиями на основе подражания. Знания и запас двигательных представлений он накапливает в результате наблюдения за действиями взрослых. На основе этого складываются элементарные действия, например, по самообслуживанию, которые постепенно в результате упражнений превращаются в навыки. Комплекс навыков по самообслуживанию составляет умение себя обслуживать.

Как человек овладевает какой-либо сложной деятельностью? Чтобы стать летчиком, необходимо овладеть не только знаниями, но и определенными умениями и навыками. Приобретение знаний, наблюдения за деятельностью инструктора приводят к тому, что при первых попытках включиться в самостоятельную деятельность обучающийся проявляет некоторые элементарные умения. Затем наступает этап практической отработки компонентов действия или навыков, например, чтение шкалы приборов, управление самолетом во время взлета и посадки. Окончательный эта побучения связан с синтезом всех навыков в единое умение водить определенный тип самолета. В дальнейшей практической работе будет продолжаться шлифовка мастерства летчика.

Таким образом, вслед за знаниями и в простом, и в сложном видах деятельности проявляется элементарное умение человека что то выполнить.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины, которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений,складывающихся только в результате наблюдения и подражания.

Общая характеристика навыков. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками выполнения отдельных действий. Навык – автоматизированное действие.

В основе большинства навыков лежит развернутое, осознанное действие. На первоначальном этапе овладения деятельностью эти действия были основными ее компонентами. Так, при обучении чтению действия по членению слова на слоги и по синтезу слогов в осмысленное слово представляют основное содержание чтения.Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на части и синтезировать его. Действие превратилось в навык, позволяющий легко и бегло читать.

В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются системы условно-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Совершенствуя навык письма, человек начинает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2–3 коротких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. Выполнение работы вызывает у него вначале значительное напряжение мышц рук и туловища. При сложившемся навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения исчезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объединяются в единое действие.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении чувствующих систем, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двигательный навык закрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестетические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, исполняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая лаборантка печатает «слепым» методом, т. е. не глядя на клавиатуру компьютера.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка системы взаимодействия между анализаторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двигательным. Зрительный анализатор, а также сознание освобождаются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Особенностью навыков является их автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное выключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный контроль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверенность в движениях.

Сознательный контроль становится необходимым лишь при перестройке навыка.

Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательными действиями. Особенность навыка – не бессознательность, а высокая степень автоматизации действия, которое контролируется сознанием не в отдельных составных частях, а в целом. Сознание же устанавливает соответствие действия задачам деятельности.

Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более важных задач деятельности. Это объясняет исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нельзя создать условия для творческой деятельности. Художник, не овладевший навыками построения перспективы, должен думать не о том, как изобразить персонажи, а о том, как разместить их в перспективе. Писатель, не имеющий навыка правильного построения предложений, вынужден думать не о психологической трактовке своих героев, а о грамматической структуре предложений.

Таким образом, в любой деятельности овладение правильными приемами ее исполнения и превращение отдельных компонентов в навыки является первоочередной задачей успешного выполнения этой деятельности.

Соотношение характера и уровней выработанных навыков в системе одной и той же деятельности зависит от психических особенностей человека. У людей с различными типами нервной системы устанавливается разное соотношение познавательной, ориентировочной и исполнительской деятельности. Это обеспечивает одинаково успешное выполнение трудовых заданий. Тип нервной деятельности позволяет одним людям развить в процессе труда более точное выполнение действия, другим – более быстрое. Таким образом, навыки включаются в структуру личности.

Виды навыков. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Более всего изучены двигательные навыки. Их можно наблюдать в самых различных видах деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно выполнение трудовых операций, невозможно обучение школьников письму, чтению.

Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятельности, входящие как обязательные компоненты в стиль умственной работы. К важнейшим из них относятся навыки чтения чертежей, конспектирования книги, записи лекций, навыки заучивания, построения доказательств с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам распределения и концентрации внимания, наблюдения, монологической речи. Навыки умственной деятельности во многих случаях определяют те или иные качества личности.

Выработка сенсорных навыков приводит к развитию чувствительности, к образованию новых систем сенсорных связей внутрианализатора и между анализаторами; она связана с совершенствованием чувственного отражения действительности. Классический пример сенсорных навыков – обучение приему на слух сообщений, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, связист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упражняясь в решении примеров, школьник развивает навык группировки на основе восприятия и воображения. Он начинает лучше видеть, как получить общие множители, которые можно вынести за скобки.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат вежливо приветствовать людей. Ему показывают, как надоздороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка формируется привычка вежливо приветствовать старших.

Роль упражнений в выработке навыков. Навык формируется в упражнении. Упражнение – целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершенствования. В процессе упражнений определенным образом организуется деятельность. При этом должно быть предусмотрено такое выполнение действий, которое приведет к формированию наиболее совершенных навыков, таких как красивый почерк, правильная постановка рук при игре на фортепиано и т. д.

В создании положительного отношения к вырабатываемому навыку важен успех. Успешное выполнение задания, сопровождающееся положительной оценкой, вызывает желание совершенствовать навык.

Психологические исследования показали исключительную роль оценки в выработке навыков. В экспериментальной группе, где оценивался результат каждого упражнения, навык вырабатывался более успешно, чем в контрольной группе, где оценки не производилось.

Навык нельзя выработать в один прием. Необходима более или менее длительная тренировка, распределенная во времени, чтобы навык достиг желаемого уровня совершенства и на нем удерживался.

Взаимодействие навыков

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается не один, а несколько навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми навыками называется переносом навыка. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научившись писать правой рукой, может с успехом писать зеркально левой. Эта особенность моторных навыков используется при обучении хирургов, когда студента нужно научить выполнять приемы операции и правой, и левой рукой. Достаточно выработать навык на одной левой руке, и хирург может успешно выполнять эти действия обеими руками. Так же легко научиться рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. Эти навыки человек не всегда осознает. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и обратно. Навык анализа литературного текста переносится на другие учебные тексты.

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерференция – такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту некоторые буквы заменялись буквами печатного и письменного шрифта. Это явление – интерференция навыков чтения и письма на навыки начертания букв стандартным шрифтом.

Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается, различно. По-русски это тридцать два (30 + 2), по-немецки – zweiunddreissig (2 + 30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски. Вместо 32 они считают 23, переставляя цифры в числе.

Явление интерференции навыков связано с иррадиацией возбуждения в коре мозга, а ее исчезновение – с выработкой точного и стойкого дифференцированного торможения в нервной системе.

Учитывая данные явления, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: «А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная». Так учащиеся упражняются в сознательном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учитель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить известным способом.

Общая характеристика привычек

С навыками тесно связаны привычки. Привычка – потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка заставляет человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспитании положительных качеств личности.

Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.

Выработанные навыки применяются в той деятельности, которой занят человек. Прекращение данного вида деятельности приводит к неиспользованию навыка. Привычки же требуют осуществления действий. Они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.

Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие через организацию деятельности формирующее положительное влияние на личность. Древнеиндийская пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, необходимо выделить привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом. Эту мысль выразил К. Д. Ушинский: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность».

Таким образом, навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера. Хорошо отработанные навыки и полезные привычки дают возможность человеку быстрее овладеть учебным материалом, трудовой деятельностью.

Источник: «Психология личности» В. А. Поликарпов, О. Г. Ксёнда. – Минск: БГУ, 2015.

Какие навыки вы получаете, изучая психологию?

Закрыть

Национальная юридическая ярмарка: среда, 14 июня, с 12:00 до 16:30 | Кампус Лондон Моргейт | Забронируйте место

5 минут чтения

Образование — это не только квалификация, которую вы получите по окончании обучения, но и бесценные знания и навыки, которые вы приобретете в процессе обучения. Часто именно эти качества наиболее привлекательны для работодателя, и если вы подумываете об изучении психологии, вы разовьете несколько важных качеств, необходимых для успеха в мире труда.

Навыки часто делятся на две категории: сложные навыки и мягкие навыки. Твердые навыки часто связаны с конкретной работой или сферой деятельности. Мягкие навыки, скорее всего, относятся к личности и общепризнанны. Ниже мы рассмотрим как жесткие, так и социальные навыки, полученные в результате изучения психологии, и рассмотрим, как они могут помочь вам на протяжении всей вашей карьеры.

Академические навыки (Hard Skills)
Клиническое мышление

Клиническое мышление — это способность анализировать данные или ситуацию и в результате принимать критически обоснованные решения. Это важнейший навык в психологии, поскольку ваши действия могут оказать реальное влияние на жизнь клиентов. Тем не менее полезность клинических рассуждений выходит далеко за рамки профессии и может быть полезна на многих рабочих местах.

Основы психологии и когнитивных наук

Понимание того, как работает мозг, является одним из ключевых принципов психологии. Изучение того, как и почему люди думают именно так, а не иначе, а также понимание теории, стоящей за этим, может оказаться бесценным. Распознавание моделей и моделей поведения, которые влияют на всех нас, не только улучшит ваши навыки общения, но и повлияет на ваш личный рост.

Количественные и качественные исследования

Наряду с клиническими рассуждениями психологи часто используют количественные исследования для информирования своей практики. Вам не нужно быть математиком, но вам нужно будет записывать и анализировать данные и интерпретировать результаты. Однако эти знания не ограничиваются психологией, математические навыки, которые вы разовьете, станут отличной основой для многих карьер.

План эксперимента

Психологи часто проводят свои собственные эксперименты или исследования, и в ходе этого процесса существует множество возможностей для развития. Во-первых, эксперимент требует генерации идеи или теории для проверки. Затем вы разработаете и организуете тестирование и, наконец, сопоставите и интерпретируете результаты. Наблюдение за экспериментом от замысла до завершения может показать потенциальному работодателю ваши навыки как в управлении проектами, так и в лидерстве.

Экспериментальное обучение

Экспериментальное обучение просто означает обучение на практике. Иногда практический опыт может быть гораздо более ценным, поскольку он дает возможность не только понять, почему что-то делается, но и как. Участие в экспериментальном обучении, независимо от того, работаете ли вы самостоятельно или с коллегами, разовьет такие навыки, как тайм-менеджмент, решение проблем и критическое мышление.

Мягкие навыки
Коммуникация

Будь то передача потенциально сложной информации клиентам или обмен знаниями и данными с коллегами, эффективное общение является одним из наиболее важных элементов психологии. Во время учебы вы усовершенствуете свои коммуникативные навыки до уровня, очень полезного как в вашей профессиональной, так и в личной жизни.

Критическое мышление

Способность критически анализировать данные или результаты и делать логические выводы, основанные на фактических данных, является еще одним краеугольным камнем психологии. Вам нужно будет регулярно интерпретировать свои выводы и использовать их для планирования следующих шагов. Однако этот аналитический подход может быть полезен в различных ролях, не только в качестве психолога.

Слушание

Слушание — важная часть общения, но в психологии важность слушания еще выше. Консультируясь с клиентами, вам нужно будет уделить им все свое внимание, чтобы полностью интерпретировать то, что они пытаются сказать, и убедиться, что вы предлагаете наиболее подходящий совет. Опять же, это атрибут, который выходит за рамки рабочего места. В конечном счете, если вы будете более эффективным слушателем, вы станете более эффективным коммуникатором.

Эмпатия

Эмпатия — это способность различать и распознавать эмоции других, и она понадобится вам в изобилии, чтобы стать успешным психологом. Если вы сможете проявить искреннее сострадание и понимание, независимо от человека или ситуации, вы сможете предложить более эффективную поддержку и совет. Это может оказать положительное влияние на все ваши отношения, а не только на профессиональные.

Креативное решение проблем

Психология может помочь улучшить ваши способности решать проблемы, заставляя вас рассматривать новые стратегии и внедрять творческие способы мышления. Взгляд на проблемы под разными углами, с нестандартным мышлением, может помочь найти новые способы решения старых проблем. Опять же, это полезный навык во многих сферах жизни, а не только в вашей карьере.

Это всего лишь несколько примеров качеств, которые можно изучить и улучшить, изучая психологию. Если вы хотите работать психологом или просто развивать ряд компетенций, которые могут улучшить вас и вашу карьеру, передаваемые навыки в области психологии могут в конечном итоге помочь вам стать более всесторонним и трудоспособным человеком.

 

Узнайте больше о нашей программе MSc Psychology (Conversion), предназначенной для выпускников, не являющихся психологами, или BSc (Hons) Psychology для студентов, и увеличьте свои возможности трудоустройства.

 

блог

ESG – точка зрения ведущего юриста

5 июня 2023 г.

блог

Журнал «Вердикт»: закон должен признать гендер небинарным

1 июня 2023

блог

Журнал «Вердикт»: Как Юридический университет поддерживает благополучие студентов

1 июня 2023 г.

Навыки специалиста по психологии

Эта статья взята с веб-сайта APA и первоначально была опубликована в 1997 Монитор

Отличительные навыки выпускника факультета психологии Чтобы найти хорошую работу, нужно знать, какими навыками вы обладаете.

Автор Nicky Hayes, PhD

T Следуя выдержке из журнала European Psychologist , приводится список навыков, которые студенты-психологи развивают в ходе обучения, — список, который они могут использовать для продвижения себя на рынке.

Общая ориентация студентов-психологов на психологию обычно отражает ориентацию персонала их факультета и психологию, практикуемую в их стране. Но, несмотря на различия в том, какую информацию получают студенты, у выпускников психологических факультетов есть много общего. Изучение психологии само по себе дает определенный тип осознания и некоторые основные знания, которые разделяют большинство, если не все, психологи. В нижеследующем списке я попытался определить часть этого общего осознания, по называет 13 различных типов навыков или знаний, которые студент-психолог, скорее всего, приобретет к окончанию школы . Одним из важных факторов, делающих психологию особенной, являются не сами психологические навыки, которые часто имеют отношение и к другим дисциплинам, и не конкретные элементы знаний. Именно число навыков и диапазон знаний делают психологию особенной. Психология отличается тем, что она предоставляет своим выпускникам чрезвычайно богатое и разнообразное портфолио, предоставляя различные формы знаний, которые можно найти в нескольких других дисциплинах, и которые могут подготовить выпускников психологии для выполнения самых разных видов работы.

  1. Грамотность Выпускники факультета психологии очень грамотны и, кроме того, обучены писать в более чем одном формате грамотности. Благодаря курсовой работе они привыкают к написанию эссе, что позволяет им подробно исследовать проблемы; но они также знакомятся с методами краткого письма в заранее заданном формате (навык, очень ценимый в коммерческом и деловом мире), когда пишут отчеты о практических исследованиях.
  2. Счет Выпускники факультета психологии также хорошо умеют считать. Их обучают интерпретировать сводки данных и понимать заявления о вероятностях, и они знакомятся с широким спектром статистических процедур и процессов. Столкнувшись с числовой информацией, они с большей вероятностью отреагируют, пытаясь выяснить, что означают цифры, чем вообще избегая их. Напротив, для курсов на получение степени по другим дисциплинам относительно редко выпускаются выпускники, которые одновременно умеют читать и считать, но ожидается, что выпускник психологии будет и тем, и другим.
  3. Компьютерная грамотность Выпускники факультета психологии также в целом владеют компьютерной грамотностью. Они знакомы с использованием компьютеров и могут выбирать и изучать соответствующие пакеты для задач, которые им необходимо выполнять. В то время как относительно небольшое число выпускников психологических факультетов знакомы с компьютерным программированием, в современном мире требуется использование компьютера, и редко кто из выпускников психологических факультетов не имеет какой-либо подготовки в этой области, по крайней мере, в области обработки текстов и статистического анализа.
  4. Навыки поиска информации Иногда полезнее знать, где можно найти информацию, чем запоминать ее напрямую, особенно в тех областях, которые развиваются и изменяются с течением времени. Получение степени по психологии требует значительных навыков поиска информации. Студенты-психологи обучены поиску в библиотечных коллекциях книг, журналах, базах данных на компакт-дисках и ряду других способов получения информации. Умение искать информацию по определенной теме или общей области не является навыком, необходимым для каждой работы, но его всегда стоит иметь.
  5. Исследовательские навыки Студенты-психологи специально обучены методам исследования, и это обучение охватывает целый ряд различных техник. Как правило, к ним относятся экспериментальные методы и методы наблюдения, методы обследования и выборки, а в последнее время и качественный анализ. Вместе они составляют значительный опыт в сборе систематической информации о человеческом опыте или поведенческих знаниях, которые полезны в самых разных областях.
  6. Измерительные навыки Навыки измерения идут рука об руку с исследовательскими навыками, и выпускники факультетов психологии также проходят тщательную подготовку по ним. Через типичный курс по методам исследования студент-психолог узнает, как операционализировать измерение сложного процесса, принципы психометрического измерения, дизайн анкеты и как разрабатывать другие инструменты измерения. Эти навыки знакомы выпускникам факультетов психологии и явно полезны во многих сферах жизни, но их нелегко приобрести без специальной подготовки.
  7. Окружающая среда Знание того, как окружающая среда может влиять на поведение человека, помогает нам понимать людей на работе, дома, в процессе обучения и на отдыхе. Выпускники факультетов психологии знакомы с этим типом знаний во многих формах, от традиционных перспектив стимул-реакция до непосредственного изучения окружающей среды, включая такие явления, как невербальные сигналы, формирование привычек и социальная уместность. Многие непсихологи не особо замечают факторы окружающей среды, но лишь немногие выпускники факультетов психологии не осознают их важности.
  8. Межличностное осознание Студенты факультета психологии также узнают о механизмах социальной коммуникации и потенциальных источниках межличностных конфликтов. Это, конечно, не то же самое, что быть социально квалифицированным, хотя и может этому способствовать. Но такое осознание может иметь большое значение для того, кто имеет дело с повседневными межличностными проблемами. Осознание источников конфликта или непонимания также иногда может привести к способности видеть пути сквозь трудности, которые не были бы очевидны без такого знания.
  9. Навыки решения проблем С самого первого лабораторного занятия выпускники факультетов психологии систематически обучаются навыкам решения проблем. Способность решать целый ряд различных типов проблем, вероятно, является наиболее отличительной чертой выпускника психологического факультета. Выпускники факультета психологии узнают, как применять различные стратегии и подходы к пониманию проблем и как определять практические шаги для реализации решения. Они могут действовать на макроуровне, применяя различные точки зрения или уровни анализа проблемы, или на более базовом уровне с точки зрения выбора подходящих методов и приемов. Это ценный навык, и психологам следует больше знать о нем.
  10. Критическая оценка Студенты-психологи также специально обучаются критической оценке, которая, по-видимому, особенно распространена в Европе. Этот набор когнитивных навыков можно рассматривать как непосредственную тренировку скептицизма: ожидается, что учащиеся будут оценивать, действительно ли свидетельства того или иного явления таковы, какими они кажутся; критически оценивать качество аргумента; выявить недостатки и подводные камни того или иного направления деятельности; и предвидеть проблемы или трудности. Эти навыки часто обесцениваются выпускниками психологических факультетов, которые иногда жалуются, что все, чему они научились, кажется негативным, однако тот же самый скептицизм может быть чрезвычайно полезен им в дальнейшей трудовой жизни.
  11. Перспективы На первый взгляд, способность исследовать проблемы с разных точек зрения или исследовать явления, используя различные школы мысли, кажется относительно эзотерической. Тем не менее, это навык, который может быть удивительно полезен во многих различных контекстах. Способность идентифицировать различные идеологии или парадигмы может прояснить социальные проблемы и дать нам лучшее понимание значения конкретных аргументов или позиций. Выпускников факультетов психологии непосредственно обучают этому навыку, но они часто не осознают, насколько ценным он может быть.
  12. Анализ высшего порядка Выпускники факультета психологии умеют замечать повторяющиеся закономерности в человеческой деятельности или замечать сходство между ситуациями, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными. Этот тип анализа более высокого порядка предполагает способность извлекать общие принципы, а не увязнуть в деталях непосредственной ситуации. Опыт изучающего психологию просеивания огромного количества экспериментальных данных и их интерпретации с точки зрения школ мысли и других общих принципов обеспечивает полезную тренировку этого навыка.
  13. Прагматизм Студентам-психологам не нужно долго знакомиться с психологической методологией, чтобы понять, что они никогда не проведут идеальный эксперимент и что им просто придется делать все, что в их силах, с тем, что практично. Их опыт в этом отношении, как правило, дает выпускнику психологии прагматичный подход к работе и решению проблем: ценный навык, который не особенно распространен.

Заключение

Я думаю, будет очевидно, что этот портфель навыков может быть ценным для многих видов работы, помимо самой профессии психолога. Но это еще не все. Как утверждает Джон Рэдфорд, психология дает своим студентам всестороннее образование, обучая их навыкам мышления и рассуждения и побуждая студентов исследовать широкий спектр идей и предположений. В старомодном смысле изучение психологии можно рассматривать как гуманитарное образование, а также как современное обучение. Это гораздо больше, чем просто подготовка к профессиональной работе, основанная на навыках, — это образование само по себе. К сожалению, сами психологи часто не осознают, какими навыками они действительно обладают, или им очень трудно сформулировать, что это такое. Как давно признали спортивные психологи, опыт не является в первую очередь сознательным процессом: он включает в себя глубоко изученные автоматизированные процедуры, которые вступают в действие в соответствующее время без сознательного принятия решений со стороны заинтересованного лица. Психологическое знание имеет тенденцию очень глубоко усваиваться, и как только это происходит, отдельному психологу трудно распознать это знание и осознать, когда он его применяет.

Получение степени по психологии может привести к появлению различных подходов к социальным и межличностным проблемам, однако многие выпускники факультетов психологии бросают свои курсы, полагая, что они не более проницательны и осведомлены, чем другие люди. Они не чувствуют себя знающими, отчасти потому, что их знания автоматизированы, а не сознательны, а отчасти потому, что они научились не принимать «знание» без вопросов. С другой стороны, выпускник факультета психологии, отважившийся во внешний мир, часто удивляется тому, как другие люди не замечают очевидного. Стиль мышления, который человек приобретает во время учебы на степень по психологии, может казаться интуитивно очевидным, но на самом деле он включает в себя долгий и трудный процесс отказа от предыдущих предположений. И эти автоматизированные навыки являются жизненно важным вкладом в способность психолога решать проблемы. Осознание того, что мы узнали благодаря степени психолога, становится еще более трудным из-за того, что многие из когнитивных навыков, которые мы приобретаем в результате изучения психологии, скорее негативны, чем позитивны, например, умение не делать поспешных выводов, и воздерживаться от суждений об альтернативных возможностях. Студенты-психологи быстро узнают, что одно событие можно с пользой осмыслить несколькими альтернативными способами и что у данной проблемы может быть несколько психологических причин. Это ценный познавательный навык, но он относительно редко встречается в непрофессиональном познании. Таким образом, степень по психологии на самом деле довольно особенная. Психология объединяет области знаний, охватывающие искусство и науку, и в процессе дает учащимся гуманитарное образование, а также особенно широкий спектр практических и профессиональных навыков. Автоматизированные навыки, которые предоставляет психология, часто трудно сформулировать, но тем не менее они важны. На мой взгляд, было бы неплохо, если бы некоторые серьезные психологические исследования были посвящены выявлению и измерению этих отличительных, но неуловимых навыков.

Ники Хейс, доктор философии, почетный научный сотрудник Университета Хаддерсфилда, Соединенное Королевство, и член Британского психологического общества. Она специализируется на преподавании и изучении психологии. Ее текущее исследование посвящено практикам пересмотра студентами и социальным представлениям в организациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *