Умственные способности. Структура, уровни и диагностика умственных способностей
В статье даны рекомендации как определить свой уровень умственных способностей, описана структура умственных способностей.
Говоря об умственных способностях, стоит остановиться на определении интеллекта. В психологии существует три разных взгляда на определение интеллекта:
- Как аналог обучаемости, вид приобретения знаний (Полони).
- Как способность к применению имеющихся знаний в процессе решения текущих жизненных задач (Пиаже).
- Как способность приспосабливаться к новым, изменяющимся условиям жизни (Штерн).
Объединить эти взаимодополняющие формулировки попробовал Векслер, определив интеллект как способность, объединяющую рациональное мышление, целесообразное поведение и эффективное взаимодействие с миром. На сегодняшний день по вопросу определения интеллекта в психологии нет единого мнения.
Таких определений существует несколько. Так, интеллектом называют наиболее сложные умственные способности личности. Есть и такое определение: интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей личности, в которую входят все полученные ею знания, весь опыт, а также способность к дальнейшему их накоплению и использованию в процессе мыслительной деятельности. Объём знаний и круг интересов – факторы, определяющие интеллектуальные качества человека. В более широком понимании интеллектом называют умственные способности человека, весь набор присущих ему познавательных процессов в совокупности. В узком понимании интеллект – это мышление, ум.
Следует различать умственные способности и интеллект. Умственные способности человека составляют набор знаний и умений, которыми он владеет, сюда же входит набор умственных действий, которые человек на протяжении жизни сформировал, получая знания. А интеллект – это всё то, что благоприятствует успешному усвоению знаний, умений и навыков. Это суммирующий итог всех познавательных процессов.
В психодиагностике, измеряя интеллект, измеряют структуру познавательных свойств человека. Эта структура возникает на основе наследственных задатков и формируется в процессе взаимодействия с ними.
Структура умственных способностей
Структуру совокупности умственных способностей человека пробовали представить многие учёные, в результате появились структурные модели интеллекта Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кетелла и др.
Структура умственных способностей человека разными исследователями рассматривалась по-разному. Так, структура Т. Гарднера основывалась на потенциале личности и складывалась из целого ряда способностей:
- лингвистических, демонстрирующих понимание смысла слов и текста, речевую беглость, и проявляющуюся в быстроте нахождения слова по заданному принципу;
- логико-математических;
- пространственных, позволяющих в уме моделировать нахождение предмета в пространстве и использовать эту модель;
- натуралистических;
- музыкальных;
- телесно-кинестетических;
- интраперсональных, предусматривающих формирование и использование правильной модели самого себя.
Структура М. М. Холодной описывает четыре основных типа умственных способностей:
- Конвергентные. Они демонстрируют, насколько эффективен процесс обработки информации, что прежде всего выражается в показателе скорости нахождения правильного ответа.
- Дивергентные, выражающиеся в креативности, в генерации оригинальных идей. Рассматриваются оригинальность и беглость, образность мышления, восприимчивость к необычным деталям. Для творческих достижений необходим высокий интеллект, но высокий интеллект – не показатель высокой креативности.
- Обучаемость – в широком смысле это способность впитывать новые знания, а в узком – скорость и величина показателя роста эффективности умственной деятельности при разных обучающих воздействиях.
- Познавательные стили – это разные способы восприятия информации, её оценивания, структурирования по категориям. Например, аналитичность или синтетичность, рефлективность или импульсивность.
Структура умственных способностей человека в обыденном понимании не так строга. Группируясь, интеллектуальные способности проявляются в разных сферах жизни человека: учебной и профессиональной, научной и творческой. Мы находим проявление умственных способностей человека в его социальном статусе (в стиле жизни и социальной роли, в образовании и избранной профессии, в уровне владения речью).
Умственные способности отражаются и в морально-нравственном начале, присущем человеку, демонстрируя его идеалы, его видение добра и зла, ответственности и совести, тактичности и справедливости.
Умственные способности человека складываются из множества взаимосвязанных составляющих, которые проявляются в разных сферах человеческой жизни.
Уровень умственных способностей
Группа тестов для определения уровня умственных способностей носит название «тесты интеллекта».
Цель тестирования умственных способностей – определение готовности к обучению в школе, выявление причин неуспеваемости, выявление одарённых детей, обеспечение индивидуального подхода к обучению, определение сложностей и отклонений в развитии.
Тесты на интеллект измеряют уровень умственного развития, но не показывают того, каков врождённый интеллект, природные возможности и того, какова была степень обученности испытуемого, несомненно отражающаяся на результате тестирования.
Однако результаты тестов предоставляют ценные сведения, отражающие уровень развития тех или иных способностей, а это может быть с успехом использовано при решении воспитательных задач и способствовать повышению эффективности обучения.
Уровни умственных способностей разных учеников неодинаковы, и существует классификация, позволяющая разделять учащихся на определённые категории. Основывается такое разделение на определении коэффициента интеллекта (IQ), поскольку принято считать, что именно он способен наиболее полно показать уровень умственных способностей. Коэффициент представляет собой соотношениям умственного возраста к фактическому, и если ученик, согласно результатов теста, демонстрирует умственный возраст выше, чем у средних учеников-сверстников, считается, что его коэффициент интеллекта высок. Если умственный возраст низок для соответствующего хронологического возраста, то и IQ низок. Формула такова: умственный возраст делим на хронологический возраст и умножаем на 100. Учащихся по уровню IQ делят на четыре категории:
1.Высокие умственные способности:
— от 110 баллов до 119 – способные ученики
— от 120 до 139 – незаурядные
— от 140 – одарённые.
2.Средний уровень:
от 90 до 109 баллов.
3. Ниже среднего (70 – 89 баллов):
80-89 – сюда входят дети с задержкой в умственном развитии
70-79 – дети с пограничными нарушениями интеллекта.
4. Низкий уровень (ниже 70 баллов):
50 – 69 – дети, поддающиеся обучению
25 – 49 – дети, поддающееся привитию элементарных навыков
ниже 25 – дети, нуждающиеся в постоянной опеке.
Высокие умственные способности – желанная цель, но сверхвысокие значения IQ могут означать личностные проблемы испытуемого, его недостаточность в области эмоциональных способностей, коммуникации, ориентации на ценности.
Диагностика умственных способностей
Исходя из когнитивного подхода к анализу способностей и психики человека, В. Н. Дружинин выделил три типа общих умственных способностей:
- Обучаемость (способность усваивать новые знания).
- Ителлект (способность применять знания на практике).
- Креативность (способность к преобразованию имеющихся знаний и открытию новых).
Мотивы их различны: в первом случае – познавательный, во втором – достижения (адаптивное поведение), в третьем – творческий, мотив самореализации.
С. Л. Рубинштейн, основатель деятельностного подхода к развитию умственных способностей в психологии, считал, что центром общих умственных способностей человека является качество протекающих процессов анализа и обобщения, и особенно обобщение отношений. Дело в том, что любая деятельность сопряжена с выполнением операций, а операции реализуют отношения и основываются на них. Обобщение этих отношений, по мнению Рубинштейна, является основой формирования способности и главным компонентом общих умственных способностей ребёнка.
На обобщение опирается и перенесение имеющихся знаний в новые условия (а это умение считается надёжным показателем умственного развития). По мнению английского психолога Ч. Э. Спирмена, наилучшим образом определить общие умственные способности помогают «q» тесты, требующие навыка выделения и обобщения абстрактных связей, например тесты на аналогию. За рубежом широко используются тесты Томсона (тесты числового ряда), тесты Ровена (в их основе лежит обобщение отношений). Задачи Пиаже также требуют выделения и обобщения отношений.
В нашей стране, изучая умственное развитие ребёнка, используют задания, требующие переноса знаний в новые условия, а значит – и выделения общности отношений, скрытой за внешним различием.
По мнению части психологов, тесты, измеряющие интеллектуальные способности, на сегодняшний день не могут считаться идеальным средством измерения общих умственных способностей или группы способностей. Они считают, что оценить, диагностировать умственные способности можно, опираясь на длительное наблюдение за действиями человека в разных ситуациях, путём анализа путей, которыми он двигается к успеху в разных видах деятельности. Большинство психологов считает, что тесты на интеллект диагностируют только то, насколько сформированы некоторые интеллектуальные навыки, зависящие от природных возможностей и степени обученности человека. Они не измеряют интеллект, но могут выявить особенности мышления человека и, кроме того, определить объём и содержание его знаний в некоторых областях.
На сегодняшний день западные интеллектуальные тесты в основном используются с целью прогнозирования будущих достижений в школьном обучении, для распределения учащихся по разным типам школ. Например, для того, чтобы попасть в школу для одарённых детей, ребёнок должен получить IQ минимум 135 (согласно теста Стэнфорд – Бине). Однако и в этом случае прогноз не всегда верен, ведь тест не учитывает фактор влияния семьи, личность ученика, географические наблюдения, анализ методов обучения и другие моменты. Чтобы правильно интерпретировать результаты, нужно знать, например, какова степень тренированности испытуемого в прохождении теста; каково его эмоциональное состояние; не влияет ли оценивание личность экспериментатора и другие факторы.
Для диагностики умственных способностей различают вербальные и невербальные тесты.
- Невербальные содержат графики, рисунки или предметы. Инструкции в таких тестах обязательно просты и кратки. Тесты оценивают наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.
- Вербальные тесты демонстрируют показатели словесного логического мышления.
Интересна диагностика умственных способностей с помощью шкалы Д. Векслера. Это исследование очень популярно в англоязычных странах: данная диагностика умственных способностей охватывает диапазон от 3 до 74 лет и позволяет заметить изменения умственных характеристик человека на протяжении жизни. Кроме того, данная методика позволяет диагностировать некоторые расстройства психики, такие как эмоциональные нарушения, болезнь Альцгеймера. Кроме того, наличие в шкалах Д. Векслера и вербальных, и невербальных субтестов дает возможность диагностировать умственные способности с разных сторон: и понятийное, и наглядное мышление, и особенности зрительного восприятия, и память, и внимание, и сенсомоторную координацию.
Человек на протяжении жизни способен совершенствовать когнитивные функции мозга, благодаря такому его свойству как пластичность. Тренировать мозг онлайн с помощью специальных игр, тренажеров и упражнений, Вы можете ежедневно занимаясь на нашем сайте.
Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Ключевые умственные способности улучшаются с возрастом
20 августа 2021 14:00 Наталия Теряева
Каждая из сетей мозга имеет разные характеристики, работает в разных областях мозга и использует разные нейрохимические вещества и гены.
Иллюстрация John Hain/Pixabay.
Американские и португальские медики опровергли общепринятое мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Все совсем наоборот, утверждают ученые.
Исследование ученых Медицинского центра Джорджтаунского университета сообщает хорошие новости: возраст не ухудшает, а улучшает когнитивные функции мозга. По крайней мере, те из них, что имеют наибольшее значение. Статья об этом опубликована в научном журнале Nature Human Behavior.
Ученые утверждают, что у пожилых людей улучшаются две ключевые функции мозга, те, что отвечают за анализ новой информации и помогают сосредоточиться на главном в конкретной ситуации. Эти функции лежат в основе работы памяти, принятия решений и самоконтроля. Они важны в навигации, владении математикой, языком и чтением.
«Эти результаты поразительны и важны для наших представлений о старении, – говорит ведущий автор работы Майкл Т. Ульман (Michael T. Ullman) из Университета Джорджтауна. – Люди полагают, что внимание и управляющие функции [мозга] снижаются с возрастом, … но результаты нашего большого исследования показывают, что важнейшие элементы этих способностей на самом деле улучшаются с возрастом.
Вероятно, потому что мы практикуем эти навыки на протяжении всей жизни».
Исследовательская группа ученых из США и Португалии изучала когнитивные способности группы из 702 участников в возрасте от 58 до 98 лет. Ученые сосредоточились на исследовании предупреждающей, ориентирующей и исполняющей сетей мозга. Каждая из сетей имеет разные характеристики, работает в разных областях мозга и использует разные нейрохимические вещества и гены. Следовательно, рассуждали ученые, сети могут демонстрировать разные модели старения. Их дальнейшее изучение и преподнесло ученым сюрпризы.
Поясним, что сеть предупреждения характеризуется состоянием повышенной бдительности и готовности к реагированию на поступающую информацию. Сеть ориентации задействует ресурсы мозга для определения положения в пространстве. Исполнительная сеть отбрасывает отвлекающую или противоречивую информацию, позволяя сознанию сосредоточиться на самом важном в конкретных обстоятельствах.
«Мы постоянно используем все три сети, – объясняет Жуан Вериссимо (João Veríssimo) из Лиссабонского университета. – Например, когда вы ведете машину, сеть предупреждения отвечает за вашу повышенную готовность к приближению перекрестка. Сеть ориентирования задействуется, когда вы переключаете внимание на неожиданное движение, например, на проходящего пешехода. А исполнительная сеть мозга позволяет вам не отвлекаться на птиц или рекламные щиты, чтобы сосредоточиться на вождении».
Исследование показало, что с возрастом снижались только способности к предупреждению. А способности к ориентированию и исполнительная функция, напротив, улучшались.
Ученые предполагают, что, поскольку сеть ориентации и исполнительная сеть – это просто навыки, то их можно улучшать с практикой на протяжении всей жизни. Ульман и Вериссимо предполагают, что польза от этой практики достаточно велика и она позволит перевесить возрастные нейронные нарушения.
По поводу же возрастного снижения бдительности мозга ученые считают, что эта способность является базовой для сознания и поэтому не может улучшиться с практикой.
«Из-за относительно большого числа участников и из-за того, что мы исключили множество альтернативных объяснений, результаты должны быть надежными и поэтому могут применяться довольно широко», – подчеркивает Вериссимо.
Так как ориентирующие и исполнительные навыки мозга лежат в основе множества форм поведения, выводы исследования могут использовать все, кто эти формы поведения изучает.
«Полученные данные не только меняют наше представление о том, как старение влияет на сознание, но также могут привести к клиническим улучшениям, в том числе для пациентов с нарушениями [процессов нормального] старения, такими как болезнь Альцгеймера», – говорит Ульман.
Добавим, что исследования когнитивных функций старшего поколения важны еще и по той причине, что, как правило, развитые страны, которые выделяют финансирование на такие исследования, также повышают возраст выхода своих граждан на пенсию.
Ранее мы писали о том, что найден способ вернуть памяти молодость и как старение мозга обернули вспять с помощью пересадки фекалий. А еще мы рассказывали, почему некоторые люди сохраняют прекрасную память до самой старости.
Больше интересных новостей науки и медицины вы найдёте в разделе «Наука» и «Медицина» на медиаплатформе «Смотрим».
наука мозг память молодость/старость нейрофизиология нейропсихология нейросеть нейроны новости
Ранее по теме
Кроссворды помогают противостоять деменции
Омега-3 защищает мозг от старения даже в среднем возрасте
В мозге долгожителей обнаружены супернейроны
Как и какой кофе пить, чтобы продлить себе жизнь
Всего одна такая тренировка в неделю снижает риски смерти от любых причин
Ночные кошмары оказались признаком серьезного заболевания
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.
comПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
умственные способности способность учиться или сохранять знания
умственные способности умственные способности
умственная способность одна из врожденных когнитивных или перцептивных способностей ума
понятность качество языка, которое понятно
психическое здоровье психологическое состояние человека, функционирующего на удовлетворительном уровне эмоциональной и поведенческой адаптации
77″>- метастабильность: качество физической системы, сохраняющееся в существующем равновесии, когда его не нарушают (или лишь слегка возмущают), но способное перейти к более устойчивому равновесию, если его достаточно потревожить
пластичность свойство материала, которому можно придать форму без разрушения
психический блок неспособность вспомнить или подумать о том, что вы обычно можете сделать; часто вызвано эмоциональным напряжением
управляемость, способная управляться или контролироваться
неприятный вкус свойство быть неприемлемым для ума
неизменность свойство неизменяемости
психиатрическая больница больница для душевнобольных или неуравновешенных лиц
нековкость отсутствие пластичности
маневренность качество маневренности
неразборчивость неразборчивость как следствие неразборчивости
менталитет привычное или характерное состояние ума
-
недоступность качество недоступности при необходимости
13″>
манипулируемость качество управляемости с помощью искусных движений рук
безошибочность качество никогда не совершать ошибок
маневренность качество маневренности
Самый быстрый словарь в мире | Словарь.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
умственная способность способность учиться или сохранять знания
психическое равновесие здоровое психологическое состояние человека с здравым смыслом
психическое заболевание любое психическое заболевание
манипулируемость качество управляемости с помощью искусных движений рук
мысленный образ ясный и красноречивый мысленный образ
психический блок неспособность вспомнить или подумать о том, что вы обычно можете сделать; часто вызвано эмоциональным напряжением
обязательства все, что должно кому-то другому
зубная пластина зубной аппарат, который искусственно заменяет отсутствующие зубы
психический процесс выполнение некоторой сложной когнитивной деятельности
58″>управляемость, способная управляться или контролироваться
безошибочность качество никогда не совершать ошибок
каминная полка полка, выступающая из стены над камином
пластичность свойство материала, которому можно придать форму без разрушения
ментальный телепат Кто-то, кто может напрямую передавать мысли
Полка над камином, выступающая из стены над камином
зубной аппарат устройство для восстановления зубов или замены отсутствующих зубов
психическое отношение сложное психическое состояние, включающее убеждения, чувства, ценности и предрасположенность действовать определенным образом