Униженные и оскорбленные герои – Униженные и оскорблённые — Википедия

Номинация «Литературное краеведение» Ф.М. Достоевский и герои романа «Униженные и оскорбленные»

МОУ «Еланская основная общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области»

Номинация «Литературное краеведение»

Ф.М. Достоевский и герои романа «Униженные и оскорбленные»

Работу выполнила ученица 8 класса

Маркова Виктория Алексеевна(14 лет)

Руководитель : Тюрина Римма Александровна

учитель русского языка и литературы

тел. 6-27 93

email: elanshkola@yandex.ru

r.turina@yandex.ru

Введение

Ф. М. Достоевский — выдающийся писатель 19 века. Роман «Униженные и оскорбленные» – первое объемное произведение Достоевского. Его можно считать экспериментальным, поскольку многие художественные приемы, сюжетные линии и образы были детально разработаны писателем в последующих сочинениях. Этот роман привлекает меня тем, что заставляет о многом задуматься, погрузиться в философские мысли, подумать о жизни. А так же призывает к гуманности, человечности и воспитывает в человеке благородство, которого так не хватает в современном мире. Роман «Униженные и оскорблённые» поражает меня глубиною мыслей автора, проникновенностью и пониманием всей сложности человеческой души. В его книгах я нашла что-то такое, чего в других нет и что мне очень-очень близко, что это, я пока ещё не поняла, да и надеюсь, что не пойму, ведь это меня, наверное, и привлекает в его книгах.

Цель моей работы – это проследить за жизнью героев ,показать общество того времени.

Актуальность этого романа- это защита оскорбленных, униженных и обездоленных.
Этот роман, написанный Достоевским(1886), должен был напомнить читателям о «Бедных людях». Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, показан моральный протест против угнетения «маленьких людей», униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная для реалистических произведений, манера повествования перебивается романтической историей девочки Нелли, изложенной в стиле авантюрного романа. С образом Нелли связана тема городских трущоб, нищеты, насилия и обмана, с которыми читатели отчасти были уже знакомы по ранним произведениям писателя. 


Герои и их образы.

Две сюжетные линии романа — жизнь Ихменевых (судьба Наташи) и жизнь Смитов (судьба Нелли) — объединяются князем Валковским (отцом Нелли; сын же его, Алеша, имеет любовные связи с Наташей).
Петр Александрович Валковский — новый у Достоевского тип человека, раскрывающего свою отвратную натуру, не стыдясь, а, напротив, даже гордясь своей подлостью. У него есть свой идеал человека, которому присущи безответственность, цинизм, открытое унижение всего высокого, добродетельного.

Алеша – сын Валковского, это жертва дурной наследственности и развращенной среды (в его частых поездках к Жозефинам — присутствует прозрачный намек на сладострастие с привкусом разврата). Отсюда его вечное несовершеннолетие, инфантильность, наивное витание в облаках и отсутствие элементарных представлений о действительности.
Иван Петрович, изображен как литератор, от имени которого идет повествование. Достоевский открыто наделил героя своей литературной биографией и чертами своего характера, поэтому может казаться, что автор пишет якобы о себе. Он верен гуманистическому идеалу братства, добра и справедливости, зачастую присутствуют сцены пожертвования себя и своего здоровья ради спасения судьбы близких ему людей.
Наташапервая в ряду героинь Достоевского, сочетающих в себе кротость, жертвенность, самоотречение со способностью испытывать болезненное наслаждение страданием, которое они не променяют ни на какое благополучие. Наталья Николаевна часто бывает жестока и несправедлива по отношению к вернейшему и покорнейшему Ивану Петровичу, бывшему ее жениху, подозревая его, то в презрении и ненависти к Алеше, то в лицемерии. В дальнейшем писатель будет использовать подобный характер в романе «Преступление и наказание» (Катерина Ивановна Мармеладова), они схожи «эгоизмом страдания», как прогрессирующей болезнью, с необыкновенной художественной силой Достоевский покажет это в последующем романе.

Нелли (Елена), внучка старика Смита, законная дочь князя Валковского. Ее характер вобрал в себя все черты странного, нервного и пылкого человека. В то же время она была симпатична, но замыкалась в своей гордости и недоступности. Душа маленькой девочки уже была потрепана слезливыми и эмоциональными рассказами матери о своей жизни и о будущей судьбе Нелли (она часто ей говорила, чтобы Нелли никогда не ходила к
ним
и жила в нищете и бедноте), что передалось и девочке. Примечательно, что Нелли — подвержена эпилепсии, которой страдал после каторги сам Достоевский. Это еще раз доказывает тот факт, что в своем романе Достоевский описывал именно свою жизнь.

«Забитые люди».

Добролюбов в статье «Забитые люди» (1886), посвященной роману Достоевского, выделил в творчестве писателя глубокую «боль о человеке», страстную защиту человеческого достоинства «маленьких людей». В то же время критик отмечал, что князь Валковский не вполне удался писателю: в нем слишком «сгущены» черты негодяя. В дальнейшем подобный характер будет более реалистически разработан Достоевским в «Преступлении и наказании» (Лужин, Свидригайлов), «Братьях Карамазовых» (Федор Карамазов). Верно было подмечено и то, что Достоевский хотел показать «гуманный идеал», представлявший собой анализ нашей бедной действительности, молодому таланту это удалось выразить со всей своей энергией и свежестью.

В романе «Униженные и оскорбленные» особый интерес автора привлекает исследование глубин человеческой души, новое понимание тайн человеческой личности. Он показал что скрывается в этих тайниках и иногда, время от времени, мельком показывались настоящие чувства героев.
Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит: 
«Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» 
Это одно из самых заветных убеждений автора: с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него главными, и во всем последующем творчестве он будет пытаться раскрыть потенциал «бедных людей», показать насколько они униженны богатыми.
  Начало шестидесятых годов. Достоевский по-своему передал характер разной действительности жизни в своем романе.
     Писатель критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время притягательная сила капитализма воплощены в образе князя Валковского. Основа характера князя – себялюбие, принцип его поведения – эгоизм. 
     Тема денег показана в творчестве Достоевского двояко. Слабые и обиженные жаждали денег не для власти, а для обороны. Валковский добивался денег для совершенно иных целей: в мире капитализма, он видел деньги как, единственный путь к «свободе» для любых преступлений. Он требовал власти, он жаждал ее, и всеми способами хотел добиться покорения ему слоев того общества
     Валковский – полюс зла в «Униженных и оскорблённых». Цинизм и корыстолюбие князя крайне противоположны благородству и стремлению Ивана Петровича помогать совершенно чужим людям, несмотря на собственную бедность. 
     Семья Ихменёвых явилась полем борьбы между силами зла и силами добра, между Валковским и Иваном Петровичем. Николай Сергеевич Ихменёв, был мелкопоместным дворянином. Он воспитал Алёшу, как родного сына, но как только стал не нужен, Валковский выгнал его. 
     Однако самое жестокое горе принесла Ихменёву безрассудная страсть дочери. Иван Петрович любил Наташу, казалось, и Наташа отвечала ему взаимностью. Но в Петербурге она встретилась с Алёшей, и в сердце её вспыхнуло неугасимое чувство любви. Взаимоотношения между родителями сделали брак молодых людей невозможным, Наташа оставила своих родителей и стала жить с Алёшей невенчанная. 
     Алёша непрестанно клялся в любви Наташе, но был эгоистом, не мог устоять ни перед каким искушением, легко поддавался влиянию отца. Алёша женился по расчёту на семнадцатилетней Кате, обладавшей миллионным состоянием. 
     Валковский предложил покинутой Наташе поступить на содержание к богатому старичку. 
     Полузадохнувшуюся от оскорбления и негодования Наташу и спас Иван Петрович, вошедший к ней вдвоём с доктором.

    Человек восторжествовал. «Дьяволова правда» Валковского о человеке оказалась мнимой правдой. В мире есть и добрые и светлые, их купить нельзя. Их можно уничтожить, но их нельзя сломить нравственно, а вместе с тем нельзя сломить и надежду на торжество закона братства и любви.

«Униженные и оскорбленные» связаны с предшествующим творчеством Достоевского. Писатель использовал в своем романе некоторые темы, образы, мотивы, эпизоды, сюжетные ситуации более ранних своих произведений. Среди последних, наряду с упоминавшимися выше «Бедными людьми», следует назвать «Белые ночи», «Слабое сердце», «Неточку Незванову». Образ Ивана Петровича напоминает Мечтателя из «Белых ночей», имеют аналогии и их любовные истории (оба героя не только уступают без борьбы любимую девушку счастливому сопернику, но даже содействуют соединению любовников). 
Описываемые в романе события происходят в Петербурге. Писатель стремился к точному воспроизведению местности северной столицы. Вознесенский проспект, Гороховая, Шестая линия Васильевского острова, Шестилавочная, Литейный проспект, Фонтанка и т.д. — все это исторически конкретные приметы Петербурга, которые изображен как типичный большой город той эпохи с присущими ему социальными противоречиями и контрастами. Здесь «самый главный князь Ротшильд», символизирующий власть денег, определяет человеческие судьбы и отношения. 
Мотив призрачности, туманности Петербурга, возникший еще в «Слабом сердце» и в «Петербургских сновидениях в стихах и прозе», вновь появляется в «Униженных и оскорбленных».Да и в последующих произведениях этот мотив зазвучит с новой силой. Оттенок угнетения маленьких людей богатыми и знатными так же появится в романах: «Преступление и наказание» и «Подросток». Герои романа, живущие в «самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре», где даже солнце какое-то не настоящее, а тусклое, неживое, чувствуют себя обреченными на гибель и тоскуют по природе, голубому небу, яркому солнцу. 
Достоевский выражает желание «обратиться в Эжена Сю, чтобы описывать петербургские тайны». Это желание он осуществил в «Униженных и оскорбленных». При изображении «петербургских тайн» Достоевский сознательно ориентировался на знаменитый роман Э. Сю «Парижские тайны», предоставлявший ему богатые возможности, а также использовал традиции «физиологического очерка» русской натуральной школы, авторы которого описывали жизнь петербургского «дна» и его обитателей во всем многообразии типов и характеров. В этом плане роман «Униженные и оскорбленные» во многом предвосхищает известный роман Вс. В. Крестовского «Петербургские трущобы». 
История Нелли позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их обитателями, жизнь городского социального «дна», где господствуют нищета, болезни, пороки, преступления. «Маленький человек», затерявшийся в этом страшном мире, обречен на нищету, позор, физическую и нравственную гибель. 
«Мрачная это была история, — так характеризует Иван Петрович судьбу Нелли, — одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…». 
Не менее трагичны судьбы и других героев романа, «униженных и оскорбленных». Гибнут ограбленные и обманутые Валковским мать и дедушка Нелли; несчастья обрушились на семью Ихменевых, разоренную и опозоренную тем же Валковским; разрушилась личная жизнь и литературные планы Ивана Петровича. 
Образ Валковского еще не обладает той психологической и философской усложненностью, которая свойственна, например, наиболее родственным ему Свидригайлову и Ставрогину, в душах которых, однако, происходит мучительная борьба между злом и добром. 
Проповедь идей крайнего индивидуализма, откровенное превознесения собственного «я» дают возможность отнести Валковского к последователям немецкого философа М. Штирнера. О знакомстве Достоевского с философией Штирнера свидетельствует прежде всего отражение идей немецкого философа в творчестве Достоевского 1860—1870-х гг. Писатель-гуманист не только

глубоко и всесторонне исследует природу крайнего индивидуализма и эгоизма человеческой личности, но и ищет пути их преодоления. Однако индивидуализм и аморализм Валковского имел также жизненные истоки и в русской действительности того времени, в современной Достоевскому буржуазной индивидуалистической этике. 
«Жизнь — коммерческая сделка, — утверждает в беседе с Иваном Петровичем Валковский, — даром не бросайте денег, но, пожалуй, платите за угождение, и вы исполните все свои обязанности к ближнему, — вот моя нравственность <…>. Идеалов я не имею и не хочу иметь <…>. В свете можно так весело, так мило прожить и без идеалов…». 
Если Валковский принадлежит к «подлому типу», то его сын Алеша относится к числу добрых, но слабых, безвольных людей. Детскость, простодушие, «невинность» придают Алеше своеобразное обаяние и отчасти роднят его с Алешей Карамазовым. 
В противоположность отцу Алеша не является сознательным носителем зла, однако его бездумный эгоизм, легкомыслие, безответственность в своих поступках объективно содействуют злу. 
Представляя мир «униженных и оскорбленных», Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его. 
Проблему эгоизма в ее философском и социальном плане, занимающую главное место в романе, Достоевский исследует всесторонне, с большой психологической глубиной. Эгоизм в его разнообразных видах и проявлениях представляется ему большим социальным злом, источником «неблагообразия» мира и человеческих отношений. Эгоизм разъединяет, разобщает даже самых близких, дорогих друг другу людей (семья Ихменевых), препятствует их взаимопониманию и единению. 
Характерен ранний интерес писателя к этой проблеме: в кругу петрашевцев молодой Достоевский, согласно его показаниям Следственной комиссии, делал сообщение на тему «О личности и эгоизме», в котором стремился доказать, что между людьми «более амбиции, чем настоящего человеческого достоинства» и что «размельчание личности» нередко происходит «от мелкого самолюбия, от эгоизма и от бесцельности занятий». 
Валковский — носитель самого страшного —подлого, циничного, «волчьего эгоизма». Алеша Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающий ее глухой к страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича). Ей же, как и Нелли, в высшей степени свойствен «эгоизм страдания», в котором она гордо и ожесточенно замыкается. «Эгоизм страдания» характерен также для старика Ихменева и отчасти для Ивана Петровича. 
Выход из заколдованного круга ожесточенного страдания, безысходного отчаяния и гордого одиночества, по мысли писателя, лишь один — в милосердной любви, прощении и забвении обид. Достоевский напоминает о вечных христианских истинах. Надежды на будущее возрождение русского общества он связывает в послекаторжный период с идеей нравственного обновления человека на христианских началах. Религиозно-этический смысл романа выражен в наивных, трогательных и несколько декларативных словах старика Ихменева, нашедшего в себе силы простить свою потерянную дочь: «О! пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросят в нас камень <…>. Мы пойдем рука в руку…». 


Философский и духовный характер романа.

«Униженные и оскорбленные» — самый «книжный», самый «литературный» роман Достоевского. Он связан с многообразными традициями русской (Пушкин, Грибоедов, Островский и др.) и западно-европейской литератур — немецкой, английской, французской. Отмечались, в частности, сюжетные параллели между «Униженными и оскорбленными» и повестями Пушкина «Станционный смотритель» и «Дубровский». Традиционны сравнения Нелли с героинями Гете и Диккенса, по мнению ученых к Гофману и Э. Сю,, восходят также некоторые сюжетные линии истории Нелли, в частности таинственная и загадочная судьба ребенка из богатой семьи, брошенного на произвол судьбы. Наташу Ихменеву сравнивают со «свободными» героинями Ж. Санда, упорно отстаивающими в борьбе с общественной моралью свое право на счастье. 
Образ князя Валковского имеет определенные аналогии в произведениях Руссо, Шиллера, Гофмана и других, изображавших утонченных циников, сладострастников и представителей аморализма (Н. Вильмонт наметил также ряд сюжетных, идейных и характерных параллелей между романом Достоевского и драмой Шиллера «Коварство и любовь»). 
Отмеченные литературные аналогии и сходства нисколько не снижают художественной самобытности романа Достоевского. Как справедливо заметил В.Я. Кирпотин, в «Униженных и оскорбленных» Достоевский «не подражатель, не ученик, а самостоятельный мастер, для которого Пушкин, русские «физиологи», книги Диккенса, Шиллера, Гофмана были только элементами того объемлющего опыта мировой литературы, который он впитывал в себя и ассимилировал как часть духовной пищи, необходимой ему для того, чтобы сформировать свое оригинальное мастерство». 
«Униженные и оскорбленные» — во многом переходное в творчестве Достоевского произведение. Это первый, еще не вполне художественно совершенно-точный опыт нового для писателя «идеологического романа». В нем содержатся зачатки многих идей, образов, поэтики зрелого Достоевского. Некоторые черты характера и психологического облика сближают Наташу Ихменеву с Дуней Раскольниковой и Катериной Ивановной («Братья Карамазовы»). Юную Нелли роднят с Катериной Ивановной («Преступление и наказание») и Настасьей Филипповной («Идиот») не только гордость, благородство характера, но также и неумение прощать, своеобразный «эгоизм страдания». 
Черты самоотверженника, забывающего о себе ради благополучия и счастья любимой женщины, отчасти сближают Ивана Петровича с «положительно прекрасным человеком» князем Мышкиным. 
Роман после его публикации привлек внимание критиков различных направлений — А.Н. Плещеева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Г.А. Кушелева-Безбородко, А.П. Хитрова и др. Расходясь в оценке идейно-художественных достоинств романа, критики, однако, почти единодушно признали его занимательность и увлекательность. 
Наиболее содержательные анализы романа принадлежат Чернышевскому и Добролюбову. Особого внимания заслуживает отзыв о романе Ап. А. Григорьева, вызвавший ответный отклик Достоевского. Первоначально, критик увидел в романе стремление «высоко-даровитого автора» «Двойника» преодолеть напряженное направление «сентиментального натурализма» и сказать новое, «разумное и глубокосимпатичное слово». Несколько позднее Григорьев упрекнул автора «Униженных и оскорбленных» в книжности и фельетонизме. Так, в частности, критик писал Н.Н. Страхову 12 августа 1861 г.: «Что за смесь удивительной силы чувства и детских нелепостей роман Достоевского. Что за безобразие и фальшь — беседа с князем в ресторане (князь — это просто книжка!). Что за детство, т.е. детское сочинение, княжна Катя и Алеша! Сколько резонерства в Наташе и какая глубина создания Нелли! Вообще что за мощь всего мечтательного и исключительного и что за незнание жизни
В 1864 г. Страхов опубликовал в журнале «Эпоха» свои «Воспоминания об Аполлоне Александровиче Григорьеве». В одном из приведенных писем Григорьева к Страхову в частности, говорилось, что редакции «Времени»

«следовало не загонять, как почтовую лошадь, высокое дарование Ф. Достоевского, а холить, беречь его и удерживать от фельетонной деятельности…»
Достоевский позднее следующим образом откликнулся на отзыв Ап. Григорьева: «В этом письме Григорьева, очевидно, говорится о романе моем «Униженные и оскорбленные» <…>. Если я написал фельетонный роман (в чем сознаюсь совершенно), то виноват в этом я и один только я. Так я писал и всю мою жизнь, так написал все, что издано мною, кроме повести «Бедные люди» и некоторых глав из «Мертвого дома» <…>. Совершенно сознаюсь, что в моем романе выставлено много кукол, а не людей, что в нем ходячие книжки, а не лица, принявшие художественную форму (на что требовалось действительно время и выноска идей в уме и в душе). В то время как я писал, я, разумеется, в жару работы, этого не сознавал, а только разве предчувствовал. Но вот что я знал наверно, начиная тогда писать: 1) что хоть роман и не удастся, но в нем будет поэзия. 2) что будет два-три места горячих и сильных. 3) что два наиболее серьезных характера будут изображены совершенно верно и даже художественно <…>. Вышло произведение дикое, но в нем есть с полсотни страниц, которыми я горжусь. Произведение это обратило, впрочем, на себя некоторое внимание публики». 
Достоевский в 1864 г. склонен был согласиться с Григорьевым и теми критиками, которые упрекали его в том, что в «Униженных и оскорбленных» он не освободился до конца от традиционной схемы демократического романа-фельетона 1840—1860-х гг. с характерными яркими контрастами добра и зла. Но в то же время писатель отчетливо сознавал свое новаторство, он высоко ценил художественную силу и психологическую глубину некоторых образов «Униженных и оскорбленных».

Заключение.

Ф.М. Достоевский в своём произведении выложил душу, открыл глаза людям на происходящее в то время. Он показал боль и сострадания людей, их протест против вероломства и жестокости. Также автор призывает читателей к сочувствию, милосердию. Достоевский, описывая быт и жизнь бедных людей, показал обществу, чего нельзя допускать, чтобы это стало нормальным явлением.

Прочитав этот роман, каждый сам для себя должен сделать выводы, узнать что-то новое и усвоить некоторые уроки жизни.

Литература.

1. Чернышевский. Н. Г. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т 8. СПб., 1906

2. Бурсов Б. И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1979

3. Григорьев А. А. Материалы для биографии. Под ред. В. Княжнина. СПб.,1917.
4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.14. Л., 1976.; Т.3. Л., 1972.
5. Добролюбов Н.А. Забитые люди // Добролюбов Н. А. Избр. ст. М.: Сов. Россия, 1978
6. Н. Отверженный, Штирнер и Достоевский / Н. Отверженный (И.Г. Булычев). – М.: Голос труда. Военная типография, 1925

7. Чернышевский. Н. Г. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т 8. СПб., 1906

Интернет ресурсы:

1. Copyright (c) 2009-2016 Goldlit. Литературная критика, сочинения, краткие содержания, биографии писателей.

2. School-essays.info – бесплатная электронная библиотека.

3. © 2012 — 2016   Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества» http://www.fedordostoevsky.ru/


infourok.ru

Униженные и оскорбленные

Иван Петрович, начинающий писатель, ему двадцать четыре года. Ищет себе новую квартиру и встречает улице старика с собакой. Старик очень худой, весь в лохмотьях, он может часами сидеть в кондитерской Миллера около Вознесенского проспекта, греться у печки и смотреть мертвенным невидящим взглядом на посетителей. В один день бедняга умирает на тротуаре неподалеку. Иван Петрович приходит домой к незнакомцу, его зовут Смит, и он селится в уже опустевшем жилище.
Иван Петрович, сирота. Он рос в семье Ихменева Николая Сергеевича Он был мелким дворянином старинного рода, который управлял имением князя Валковского Петра Александровича. У него была любовь и дружба с дочерью Ихменевых Наташей. Еще юношей Иван Петрович уехал в университет в Петербург, и увиделся со всеми, только через несколько лет, когда они уехали Петербург из-за ссоры с Валковским. Он очень дружил со своим управляющим, что даже отправил ему своего сына Алешу на воспитание. Пошли слухи, что Ихменев хочет женить Алешу на своей дочери. В отместку Валковский обвинил Ихменева в воровстве и обратился в суд.
Иван Петрович почти каждый день бывает у Ихменевых. Именно здесь он прочитает свой первый роман, который имел большой успех. Любовь с Наташей становиться все сильнее, они хотят даже жениться, но откладывают свадьбу на год, для того чтобы писатель встал на ноги.
Ихменевых посещает Алеша. Валковский, запрещает сыну видеться с Наташей. Ихменев даже не знает любви дочери и Алеши, пока она уходит из дома к любовнику.
Влюбленные живут отдельно и хотят обвенчаться. Их отношения становятся сложными из-за характера Алеши. Он был достаточно красивым светским юношей, в нем была детская наивность, простодушие, бескорыстие, искренность, но также в нем был и эгоизм, и легкомыслие, безответственность и бесхарактерность. Он очень сильно любит Наташу, он не хочет обеспечивать ее деньгами, часто оставляет одно и напоминает ей, что она любовница. Отец хочет женить Алешу на богатой девушке, на что безвольный юноша соглашается. Князь не дает Алеше денег, для того, чтобы разлучить с Наташей. Это является очень серьезным испытанием для молодой пары. Но Наташа готова выдержать это испытание. Катя, невеста Алеши, красивая девушка, наивная и чистая. Князь считает, что новая любовь Алеши, скоро вытеснит старую. Катя любит Алешу, но не знает, что он не свободен.
Наташа очень сильно любит Алешу. Наташа также любит и Ивана Петровича, но только как близкого и надежного друга, который дарит ей заботу и тепло.
В квартиру Смита приходит внучка Нелли. Она была очень замкнутой, дикой и выглядела очень нищенской. Иван Петрович узнает, как она живет. Мать Нелли умерла от туберкулеза, а девочке пришлось жить с жестокой родней. Герой думает как спасти девочку. Прогуливаясь, он встречает старого школьного товарища Маслобоевым. Он был частным детективом, и с его помощью вытаскивают девочку из развратного притона и Иван Петрович селит ее у себя в квартире. Из-за всех происшедших с Нелли событий, она становится гордой, недоверчивой. С подозрением принимает заботу о себе Иван Петровича, но в конце концов она к нему привязывается. Она даже ревнует его к Наташе.
Уже прошло полгода, как Наша ушла от родителей. Отец страдает: ночью льет слезы, а днем осуждает ее. Мать в разговорах с Иваном Петровичем отводит душу, так как он сообщает все новости о ней. Они не очень хорошие. Алеша все ближе становится с Катей, отставив Наташу одну на несколько дней. Наташа хочет с ним расстаться, так как он не пойдет против воли отца и не женится на ней. Но Алеша, в свою очередь, говорит Кате, что не может на ней жениться, так как любит Наташу. Великодушие невесты, оценившей его благородный поступок, восхищает Алешу. Князь, ищет новый путь, чтобы женить сына. Он приходит к Наташе и Алеше, и дает свое согласие на их брак. Он рассчитывает на то, что его любовь к Кате еще вспыхнет. Алеша счастлив, но Иван Петрович замечает, что князю равнодушен к счастью сына. Наташа также понимает замысел Валковского, и раскрывает его при Алеше. Притворщик решает сблизиться с Иван Петровичем.
Валковский пользуется услугами Маслобоева. Он рассказывает герою, что несколько лет назад Валковский залез на предприятие Смита, чтобы даром завладеть деньгами и соблазнив дочь Смита, увез ее за границу. Обанкротившийся старик проклял свою дочь. Мошенник бросил девушку, без средств к существованию, с маленькой Нелли на руках. По прошествии лет мать Нелли возвращается в Петербург с надеждой на то, что отец девочки ее не бросит. Валковский же, хотел вновь жениться и боялся, что объявится мать Нелли с документами о законном браке. Эти документы и должен разыскать нанятый Маслобоев.
Валковский везет Иван Петровича на вечер к Кате, куда уже приехал и Алеша. Герой убеждается, что Алеша все больше влюбляется в Катю. Иван Петрович и князь едут в ресторан. В разговоре Валковский, рассказывает герою о своих меркантильных планах, касающихся Кати и Алеши, также подсмеивается над чувствами Ивана Петровича к Наташе и говорит, ему что, если он женится на Наташе, он даст ему денег. Князю доставляет большое удовольствие издеваться над своими жертвами, и вообще он любит только деньги. Он хочет, чтобы Иван Петрович подготовил Наташу к разлуке с Алешей, так как Алеша и Катя должны уехать в деревню. А сам князь должен остаться чистым и благородным в глазах Алеши.
Алеша уже в смятенье, он не знает, какую из девушек любит больше. Перед самым отъездом девушки встречаются и сами решают судьбу Алеши без его участия. Наташа с болью в сердце уступает Кате любимого.
Валковский предлагает Наташе деньги за ночь с развратным старичком графом. Иван Петрович бьет и выгоняет князя. Наташа хочет вернуться в родительский дом. Она не знает, как уговорить отца простить ее. Князь выигрывает судебный процесс и отнимает у ее отца все его состояние.
Ихменевы хотят приютить у себя девочку-сиротку, Нелли. Но та отказывалась жить у таких жестоких людей, таких как ее дедушка, Смит, который так и не простил при жизни ее мать. Иван Петрович просит Нелли рассказать Ихменеву историю своей матери, чтобы смягчить сердце старика. В последствии семья воссоединяется.
Часто, вечерами в домике Ихменевых на Васильевском острове собираются Маслобоев, Иван Петрович, и доктор. Скоро состоится разлука: старик получит место в Перми. Наташа очень грустная из-за пережитого. Также все переживают за Нелли, у нее больное сердце и она скоро умрет. Перед смертью законная дочь не прощает князя Валковского, а, оборот, проклинает его. Наташа, очень огорчена расставанием с героем, и очень сожалеет, что она разрушила их возможное совместное счастье.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Униженные и оскорбленные». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

biblioman.org

Кто униженный, а кто оскорбленный? -в романе Ф. Достоевского ‘униженные и оскорбленные’

Достоевский критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время «сатанинская» притягательная сила капитализма воплощены в «Униженных и оскорблённых» в образе князя Валковского. Основа характера князя – себялюбие, принцип его поведения – эгоизм. Тема денег трактуется в творчестве Достоевского двояко. Слабые и обиженные жаждали денег не для власти, а для обороны. Валковский добивался денег для совершенно иных целей: в мире капитализма, в царстве золотого тельца деньги – кристаллы власти, единственный путь к «свободе» для любых преступлений. Валковский – полюс зла в «Униженных и оскорблённых» . Ему противостоит, как полюс добра, Иван Петрович, рассказчик, от имени которого ведётся повествование. Иван Петрович – это не сам Достоевский, это художественный образ. Он читает свой роман в кругу семьи Ихменёвых. Ихменёвы нашли в романе всё, что они сами чувствовали и знали. Анна Андреевна плакала, от всей души жалея героя романа и наивно желая хоть чем-нибудь помочь ему. Плакала и Наташа, слушая Ивана Петровича. Семья Ихменёвых явилась полем борьбы между силами и силами добра, между Валковским и Иваном Петровичем. Николай Сергеевич Ихменёв, был мелкопоместным дворянином. Он воспитал Алёшу, как родного сына, но как только стал не нужен, Валковский выгнал его. Однако самое жестокое горе принесла Ихменёву безрассудная страсть дочери. Иван Петрович любил Наташу, казалось, и Наташа отвечала ему взаимностью. Но в Петербурге она встретилась с Алёшей, и в сердце её вспыхнуло неугасимое чувство. Взаимоотношения между родителями сделали брак молодых людей невозможным, Наташа оставила своих родителей и стала жить с Алёшей невенчанная. Алёша непрестанно клялся в любви Наташе, но был эгоистом, не мог устоять ни перед каким искушением, легко поддавался влиянию отца. Алёша женился по расчёту на семнадцатилетней Кате, обладавшей миллионным состоянием. Валковский предложил покинутой Наташе поступить на содержание к богатому старичку. Полузадохнувшуюся от оскорбления и негодования Наташу и спас Иван Петрович, вошедший к ней вдвоём с доктором. Человек восторжествовал. «Дьяволова правда» Валковского о человеке оказалась мнимой правдой. В мире есть и добрые и светлые, их купить нельзя. Их можно уничтожить, но их нельзя сломить нравственно, а вместе с тем нельзя сломить и надежду на торжество закона братства и любви.

Унижена девушка ( не помню как зовут ), а оскорблены были её родители…

«Униженные и оскорбленные» — первый большой роман Достоевского после каторги. В нем отразилась идейно-художественная эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической оторванности передовой русской интеллигенции от «почвы» , неверие в революционный путь преобразования русской действительности. Рисуя мир «униженных и оскорбленных» , Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его. Валковский — носитель самого страшного — хищнического, цинического, волчьего эгоизма. Алеша Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающий ее глухой к страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича) . Ей же, как и Нелли, в высшей степени свойствен эгоизм страдания, в котором она гордо и ожесточенно замыкается. Эгоизм страдания характерен также для старика Ихменева и отчасти для Ивана Петровича. Выход из ненормального, болезненного состояния, разъединяющего и разобщающего людей, Иван Петрович видит в любви, прощении, нравственной стойкости и духовном единении «униженных и оскорбленных» . Эту идею трогательно и наивно выражает в конце романа старик Ихменев: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросят в нас камень!. . Мы пойдем рука в руку… » Разумеется, Достоевский понимал, что подобное нравственное единение не уничтожает социального зла, которое в романе торжествует в лице Валковского. В финале романа — трагически разрушенные судьбы его героев. Писатель-гуманист правдиво показал трагически неразрешимые конфликты своей эпохи.

touch.otvet.mail.ru

Алексей Валковский — герой романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»

Алексей Валковский — характеристика персонажа АЛЁША ВАЛКОВСКИЙ — герой романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861), сын князя Валковского. Случайно став соперником отца в делах амурных, был сослан князем в имение Васильевское, где встретил и полюбил дочь управляющего Наташу Ихменеву. После переезда Ихменевых в Петербург А. уговаривает Наташу оставить родных и обвенчаться тайком. «Премилейший мальчик, красавчик собой, слабый и нервный, как женщина, но вместе с тем веселый и простодушный, с душой отверстою и способной к благороднейшим ощущениям, с сердцам любящим, правдивым и признательным», он совершенно лишен характера и собственной воли. «Он и дурной поступок, пожалуй, сделает, да обвинить его за этот дурной поступок, пожалуй, нельзя будет, а разве что пожалеть» — так говорит о нем Наташа, любящая его странной страдальческой любовью. А. вообще не задумывается о последствиях своих поступков — вопреки здравому смыслу он надеется на благополучный исход своей связи с Наташей, несмотря на явную вражду и непримиримость отцов. Он снимает для Наташи «изящную» квартиру, но, когда кончаются карманные деньги, он как бы даже не замечает, что Наташа переезжает в плохонькую квартирку и начинает работать. Не замечает он по сути и душевных терзаний Наташи. Он строит фантастические планы (писать повести, роман на сюжет комедии Скриба, давать уроки музыки), но ничего не предпринимает, изменяет невесте с Жозефинами и Миннами, возвращается с виноватым видом и ей же рассказывает подробности своих похождений.

Он влюбляется в Катю, с которой его знакомит отец, но продолжает любить и Наташу. «Мы будем все трое любить друг друга», мечтает он, не задумываясь о заведомой несбыточности этой идиллической картины. Разбивая сердце Наташи, ломая ее судьбу, причиняя нечеловеческие страдания Ихменевым, от которых в своей жизни он видел только добро, А. остается невинным и безмятежным. Уезжая с Катей в деревню, он уверяет Наташу, что умрет без нее. Он мучает и мучается, грешит и кается, рыдает и начинает грешить снова. Образ А. сложен.

В социальном плане это «княжеский сын», унаследовавший от отца не только «голубую кровь», титул, аристократическую гордость и высокомерие, но и тайное, подсознательное влечение к пороку. Это жертва дурной наследственности и развращенной среды (в его частых поездках к Миннам и Жозефинам — прозрачный намек на сладострастие с пряным привкусом разврата). Отсюда его вечное несовершеннолетие, инфантильность, наивное витание в облаках и отсутствие элементарных представлений о действительности. В психологическом плане это идеалист-утопист в духе Петрашевского. (Так, К. Мочульский предполагает, что Левинь-ка и Боренька, с которыми на почве «идей» сошелся А., попали в роман Достоевского из «Горя от ума» Грибоедова. Если принять эту версию, то они — перенесенные из «английского клуба» в кружок Петрашевского Левой и Боренька, а Алеша играет роль Репетилова. ) В нравственном — это воплощение «естественного человека» Руссо, с его «добрым от природы сердцем; человек без характера, без воли и без личности, обреченный на подчинение».

«Доброе сердце» и «невинность» не спасают и не удерживают А. от измен, обмана, предательства. Несмотря на всю свою чувствительность и ежесекундную готовность упасть на колени, покаяться в грехах и разразиться бурными потоками слез, он самый неистовый эгоист. Вместе с тем Достоевский (как отмечают В. Туниманов, Е. Маймин) не идеализирует А., но и не клеймит его — ни за происхождение, ни за патологическую слабость и зависимость от чужой воли, ни за визиты к доступным и веселым женщинам. А. не только мучитель. Даруя ему свободу, Наташа своим надрывно-благородным жестом спасает А. от бессрочной каторги неистовой любви, в которой ему была предуготовлена роль жертвы.

В лице А. Достоевский казнит свое «невинное» прекраснодушие сороковых годов, которое после опыта каторги представляется ему непростительным легкомыслием, а любовная линия Наташа — Алеша — Иван Петрович предвещает «троицы»: Свидригайлов — Дуня — Разумихин («Преступление и наказание»), Мышкин — Настасья Филипповна — Рогожин и Настасья Филипповна — Мышкин — Аглая («Идиот»), Ставрогин — Даша — Лиза («Бесы»), Дмитрий Карамазов -— Грушенька — Катерина Ивановна («Братья Карамазовы») и др. Любящий нелюбим, а любимый не любит, кольцо любви «размыкается» кем-то третьим, и эта троичность свидетельствует о трагичности любви и невозможности счастья, утоления любовной тоски в этом мире.

www.school-essays.info

Наташа Ихменева – герой романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»

Наташа Ихменева — характеристика персонажа

НАТАША ИХМЕНЕВА — героиня романа Ф. М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861). Ее история занимает около двух третей романа, композиционно выстраиваясь в ряд эффектных драматических сцен, разделенных между собой кратким изложением текущих событий. Дочь Николая Сергеевича Ихменева, управляющего имением князя Валковского. В доме Ихменевых воспитывается сирота Ваня, которого с Н. связывает детская, невинная и чистая любовь. Но Ваня вырастает и уезжает в Петербург, где впоследствии становится профессиональным литератором. Между тем князь посылает в деревню к Ихменеву своего девятнадцатилетнего сына Алешу Банковского, который влюбляется в Н. Князь, подозревая корыстный расчет Н. и ее родителей, обвиняет Ихменева в воровстве. Чтобы вести процесс, Ихменев с семьей перебирается в Петербург, где после четырех лет разлуки Н. встречается с Ваней (Иваном Петровичем). Но прежнее детское чувство умерло — она влюблена в Алешу «как безумная, как сумасшедшая», по ее же собственным словам. Непримиримая вражда между Ихменевым и Валков-ским делает невозможной саму мысль о любви молодых представителей этих фамилий. Н. решает, вопреки воле отца, рискуя навлечь на себя родительское проклятие, уйти к Алеше. Князь, стремясь разорвать связь сына с Н., знакомит его с богатой и очаровательной девушкой Катей, которой Алеша увлекается. Ихме-нев проклинает дочь. Алеша, движимый инстинктивным порывом, признается Кате, что любит другую, и Катя жертвует собой ради счастья Н. Князь, тонкий психолог и изощренный интриган, разыгрывает иезуитский ход — он делает вид, что согласен на брак сына с Н. Успокоенный Алеша еще более увлекается Катей и охладевает к Н. Девушка понимает коварный замысел князя и, бросая ему в лицо обвинения, отказывается от каких бы то ни было прав на Алешу. Н. встречается с Катей и уступает ей Алешу, который, страдая от раздвоенности чувств, предлагает фантастический вариант, жестокую и невероятную идиллию («И право: я бы свел вас обеих вместе, а сам бы стоял возле да любовался на вас… Но мы будем все трое любить друг друга, и тогда…»). В конце концов он уезжает с Катей в деревню, чтобы там с ней обвенчаться. В финале романа Н. примиряется с родителями, но сердце ее разбито. Н. — сложный образ. Предельно точно обрисовывает суть любовной драмы Н. наивный и бесхитростный Алеша: «…она меня уж слишком любит, так что уж из меры выходит, а от этого и мне и ей тяжело». «Наташа готова идти дорогой жертв до конца, переступая «черту» за «чертой», — отмечает В. А.Тунима-нов, — но ее рабство — оборотная сторона тирании, мучительства. Алеше тягостны добровольные жертвы, болезненно подчеркнутое благородное смирение подавляет его». Исследователи романа (К. Мочульский, В. Тунима-нов, Г. Фридлендер и др.) отмечают, что в Н. заложены многие характерные черты будущих героинь Достоевского — как «гордых», «хищных», жертвующих собой с наслаждением, так и «кротких». Полина («Игрок»), Дуня Расколь-никова («Преступление и наказание»), Катерина Ивановна («Братья Карамазовы») — этих героинь объединяет с Н. не только сложность и противоречивость натуры, эмоциональная смятенность, иррациональность порывов и чувств, вступающих в противоречие с рассудком, но и особенный, присущий им эгоизм страдания — «растравление» душевной боли и наслаждение ею. Н. привыкает к страданиям, именно она произносит в романе «программную» фразу: «Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» «Эгоизм страдания» овладевает ею как тяжелая прогрессирующая болезнь. После катастрофы она живет только мучительными воспоминаниями о минувшем — с необыкновенной художественной силой развитие этой болезни будет представлено Достоевским в романе «Преступление и наказание» в образе Катерины Ивановны Мармела-довой. Эгоизм страдания превращает Н.-жертву в Н.-мучителя. Она часто бывает жестока и несправедлива по отношению к вернейшему и покорнейшему Ивану Петровичу, бывшему ее жениху, подозревая его то в презрении и ненависти к Алеше, то в лицемерии (в его великодушии к сопернику ей чудится добровольная — оскорбительная для Алеши — жертва). Она пользуется услугами Ивана Петровича, не задумываясь о том, что у него, отвергнутого и вынужденного «быть на посылках», творится в душе. Н. — первая в ряду героинь Достоевского, сочетающих в себе кротость, жертвенность, самоотречение с потребностью жестоко мучить тех, кого они любят и кому приносят самые отчаянные жертвы; со способностью испытывать болезненно-утонченное на
слаждение страданием, которое они не променяют ни на какое благополучие.

www.rlspace.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.