Уотсон джон: Уотсон Джон Бродес

Уотсон Джон | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

УОТСОН ДЖОН

Уотсон Джон (John Broadus Watson, 1878-1958) — амер. психолог, создатель одного из вариантов объективной психологии — бихевиоризма.

На становление взглядов У. оказали свое влияние зоопсихологические исследования ряда амер. авторов (в частности, Э. Торндайка), идеи И.П. Павлова об условных рефлексах как единицах поведения и работы В.М. Бехтерева. Манифестом бихевиоризма считается статья У. «Психология с т.зр. бихевиориста» (1913).

Работы У. существенно повлияли на амер. психологию. Во 2-й пол. жизни У. отошел от академической психологии и занимался г. о. психологией рекламы. (Е.Е. Соколова)

Добавление ред.: На рус. языке изданы след. труды У.: «Психология как наука о поведении» (1926), «Психологический уход за ребенком» (1929), специально написанная для Большой сов.

энциклопедии статья «Бихевиоризм».

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Уотсон Джон Бродес (1878–1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом к-рой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода являлось положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т.к. оно якобы открыто только для «внутреннего зрения» (интроспекции).

Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизиологические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки — нейрофизиологии головного мозга. «Старые» понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах У. предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека — с работой голосовых мышц.

Обучение, согласно У., происходит путем «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, к-рый в дальнейшем начинает ее вызывать.

Уотсон Джон использовал учение И.П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения («Обучение животных», 1903). По У., законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт — биологическое приспособление, лишенное психологического смысла и содержания.

Работы Уотсон Джон сыграли важную роль в борьбе против интроспективной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок — отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др.

— существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила быстрый распад бихевиоризма.

Литература

  • «Поведение: введение в сравнительную психологию» eng — «Bihavior. Introduction to Comparative Psychology» 1914г.
  • Бихевиоризм. 1925г.
  • Психология как наука о поведении. 1926г.
  • Пути бихевиоризма. 1926г.
  • Психологический уход за ребёнком. 1928г.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

  • США

Библиография: 

  • Уотсон Д.Б.

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Уотсон Джон

Уотсон Джон Бродес — Живи!

Джон Уотсон (John Broadus Watson, 1878–1958)вырос в американском штате Южная Каролина. Его родители не слишком ладили, и, когда мальчику было 13 лет, отец со скандалом ушел из семьи. Мать, женщина по натуре очень властная, решила воспитывать Уотсона в религиозном духе, настаивая, чтобы сын сделал карьеру священника. Против собственной воли Джон Уотсон поступил в баптистский университет в Гринвилле и блестяще окончил его в 1900 году.

В этом же году мать Уотсона умерла. Освободившись из-под ее опеки, Джон резко поменял решение относительно профессии — снова стал студентом, однако на этот раз светского учебного заведения. Он поступил в Чикагский университет, с первого же курса увлекся психологией и за три года не только прошел необходимую образовательную программу, но и успешно защитил ученую степень, став самым молодым доктором наук в истории университета и самым молодым преподавателем. Кстати, диссертация Уотсона («Обучение животных: исследование физиологического развития белой крысы в зависимости от роста и развития ее нервной системы») была первой научной работой, объектом наблюдения которой стали крысы. Впоследствии медицина, физиология и фармакология, как известно, взяли эксперименты Уотсона на вооружение и использовали для опытов именно этих грызунов.

Пять лет спустя Джон Уотсон получил приглашение от Университета Балтимора возглавить кафедру экспериментальной психологии. Там он продолжил свои опыты с животными, а также активно занялся разработкой нового направления, дав ему название бихевиоризм (поведенческая психология). Многие выводы ученых о состоянии психики человека он считал наивными и слепыми отчасти потому, что они основывались на исследованиях процессов мышления и эмоциональных состояний человека. «Иное дело — поведение,— полагал Уотсон.— Здесь все закономерно и объяснимо, все реакции поддаются изучению».

В 1913 году Джон Уотсон издал свою первую книгу «Психология с точки зрения бихевиориста». В ней он не только рассказывал о возникновении тех или иных реакций организма (то есть об особенностях поведения), но и предлагал полностью отказаться от изучения сознания человека, считая, что исследования столь сомнительного предмета превращают психологию в умозрительную и необъективную псевдонауку.

Как ни странно, многие психологи согласились с мнением Уотсона, и бихевиоризм почти сразу получил довольно широкое распространение. Справедливости ради стоит сказать, что в своей работе Джон Уотсон шел параллельным курсом с русским академиком Павловым: оба изучали процессы поведения и факторы, его определяющие, и оба ставили множественные эксперименты (Уотсон по-прежнему на крысах, Павлов — на собаках).

Казалось, Джон Уотсон стоит на пороге великой славы: о нем заговорили в ученых кругах, университет увеличил жалование вдвое и расширил лабораторию для исследований, студенты толпой ломились на его лекции. Однако карьеру на самом взлете остановил громкий скандал: жена Уотсона опубликовала в местной газете письма мужа, адресованные любовнице — юной студентке Розали Рейнер. В итоге Уотсон потерял не только семью, но и университетскую лабораторию и должность преподавателя. После безуспешных попыток устроиться в другие научные центры Уотсону ничего не оставалось, как сменить сферу деятельности: он стал рекламным агентом.

В новой карьере ему невероятно помогали его наблюдения в области поведенческих реакций человека. «Достаточно только найти необходимый стимул,— говорил он,— чтобы спровоцировать у тысяч потребителей желаемую реакцию. Я знаю о стимулах больше всех. Я сам придумал эту теорию и доказал ее эффективность». Джон женился на Розали, и в 1930 году на собственные средства они вместе издали книгу «Бихевиоризм». Несмотря на то, что последующие годы основной деятельностью Уотсона оставалась реклама, он не забросил науку окончательно, но писал исключительно в стол.

Неожиданная смерть Розали в 1945 году стала для Джона самым сильным ударом. Он полностью ушел в себя. Из тех немногих близких, кто продолжал как-то общаться с Уотсоном, некоторые искренне полагали, что от тоски по любимой он попросту сошел с ума. Другие же, наоборот, говорили, что, несмотря на замкнутость, Уотсон по-прежнему активно работает, ставит опыты и много пишет. Скорее всего, правы были последние.

В 1958 году, незадолго до смерти, Джон Уотсон устроил грандиозный пожар во дворе собственного дома — сжег огромное количество бумаг, рукописей, книг. В этом жесте читалась неприкрытая обида. Ведь однажды его с позором выставили из ученого сообщества по нелепейшей, на его взгляд, причине — он полюбил девушку. Оставлять свои труды на благо процветания науки Уотсон не пожелал.

Джон Б. Уотсон Биография — Жизнь американского психолога

Джон Б. Уотсон внес огромный вклад в область психологии. Ему часто приписывают создание школы психологии, известной своим бихевиоризмом. Исходя из этого, такие разные области, как воспитание детей и маркетинг, можно рассматривать через призму бихевиоризма. Уотсон также прославился своим участием в эксперименте «Маленький Альберт». В целом его вклад в эту область был положительным и заслуживающим внимания.

Ранние годы жизни Уотсона

Джон Б. Уотсон родился 9 января 1878 года в Травелерс-Рест, Южная Каролина. Его раннее детство было несколько бурным, поскольку он не разделял страсти своей матери к религии. На самом деле, когда он стал старше, у него развилось несколько враждебное отношение к религии. Его отец, жестокий алкоголик, ушел из дома, чтобы жить с другими женщинами, и это очень разозлило и ожесточило молодого Уотсона.

Мать Уотсона в конце концов продала семейную ферму в сельской части штата и переехала в Гринвилл, который был более городским. Она надеялась, что этот переезд предоставит Уотсон больше возможностей в жизни. Во многих смыслах этот шаг сделал. Живя в более густонаселенном районе, Уотсон увидел более новую и разнообразную группу людей. Можно сказать, что этот опыт помог ему обрести понимание, которое он позже использовал в своей более поздней работе в области бихевиористской психологии.

В отличие от многих других влиятельных фигур в области психологии, Джон Б. Уотсон не был известен своими ранними академическими успехами. На самом деле Ватсон очень плохо учился в школе. У него также было немало дисциплинарных проблем. Тем не менее, он смог поступить в университет Фурмана благодаря помощи матери.

До поступления в университет мало кто давал Уотсон шанс на успех. Учителя считали его ленивым и непокорным. На университетском уровне Уотсон продемонстрировал невероятный прогресс. Он поступил на программу бакалавриата в 16 лет и получил степень магистра к 21 году.0003

Что действительно беспокоило его в то время, так это тот факт, что он знал, что ему совершенно не хватает социальных навыков. У Уотсона было очень мало друзей, и он никогда по-настоящему не понимал, как преодолеть свои социальные слабости и наладить контакт с другими.

Дальнейшая академическая деятельность

Уотсон смог поступить в Чикагский университет. За это время он установил прочные связи со многими людьми на факультете. Его отношения с этими людьми повлияли на его интерес к изучению психологии и помогли в его собственных новаторских начинаниях в исследованиях бихевиоризма.

Его докторская степень. диссертация была посвящена теме белых крыс и их психическому развитию. Корни его взглядов на бихевиоризм присутствуют в этой диссертации.

Вскоре после получения докторской степени Уотсон женился и устроился на работу на факультет Университета Джона Хопкинса. Разразился катастрофический скандал, когда его уличили в романе с ассистенткой-выпускницей. Это привело к его увольнению с факультета, а также к разводу.

Возникновение бихевиоризма

В 1913 году Уотсон опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста» . Сложная статья будет продолжаться и объяснять, что за людьми следует наблюдать так же, как изучают животных. В сущности, человека следует рассматривать с точки зрения естественных наук.

Самое главное, он отверг идею, что психология должна основываться на изучении сознания. Он считал, что изучение человеческого поведения более реалистично и надежно. Он продолжил писать книгу на эту тему под названием Бихевиоризм .

Уотсон начал бихевиористский эксперимент с младенцем по имени Альберт, который включал серию эмоциональных тестов, основанных на модифицированных тестах на белых крысах. Младенцу было всего девять месяцев, и некоторые тесты казались очень неподходящими для такого маленького ребенка. Спорные результаты были в конечном итоге опубликованы в выпуске Journal of Experimental Psychology за 1920 год.

Позже Уотсон пойдет дальше и потратит время на гораздо менее спорную область: рекламу. Его исследования в этой области изучали взаимосвязь между маркетингом и бихевиоризмом.

Последующие годы и смерть

Когда ему исполнилось 80 лет, Уотсон получил большую награду от Американской психологической ассоциации за свою работу в этой области. Давно ушедший на пенсию, Джон Б. Уотсон скончался 25 сентября 1958 года в Нью-Йорке.

Джон Б. Уотсон (биография психолога)

Ищете информацию о Джоне Б. Уотсоне и его вкладе в психологию? Вы находитесь в правильном месте. Мы создали биографии для всех самых выдающихся психологов в современной истории!

Кем был Джон Б. Ватсон?

Ранняя жизнь Джона Б. Уотсона

Образование

Теория бихевиоризма Уотсона

Взгляд Уотсона на эмоции

Маленький эксперимент Альберта

Мысли Уотсона о воспитании детей

Критика теории Ватсона

Книги, награды и достижения Джона Б. Ватсона

Личная жизнь

Когда умер Джон Б. Ватсон?

Кем был Джон Б. Ватсон?

Джон Б. Уотсон был американским психологом, исследователем и писателем, сыгравшим решающую роль в развитии бихевиоризма. В отчете 2002 года Review of General Psychology Уотсон занял 17-е место среди самых выдающихся психологов 20-го века.

Он подчеркнул, что психологам необходимо сосредоточиться на событиях и поведении в окружающей среде, которые можно наблюдать и измерять. Исследования Уотсона напрямую способствовали тому, что бихевиоризм стал доминирующей психологической школой в Соединенных Штатах с 1920-х по 1930-е годы.

Ранние годы жизни Джона Б. Уотсона

Джон Бродус Уотсон родился 9 января 1878 года в Тревелерс-Рест, Южная Каролина. Его родителями были Пикенс Батлер Уотсон и Эмма Кезия Уотсон. Старшими братьями и сестрами Уотсон были Эдвард, Томас Стрэдли и Мэри Элис. После его рождения у его родителей родится еще двое детей.

Пикенс и Эмма Уотсон потеряли большую часть своего состояния во время Гражданской войны в США. В результате Уотсон и его братья и сестры жили простой жизнью на семейной ферме. Дедушка Уотсона, Джеймс Мэдисон Уотсон, помог основать одну из нескольких баптистских церквей в этом районе. Большинство членов его семьи были набожными фундаментальными баптистами, не курили, не пили и не танцевали.

Мать Ватсона, Эмма, была красивой, сильной, умной женщиной, которая была известна своей преданностью своим детям и своей религии. На самом деле она назвала Уотсон в честь Джона Альберта Бродуса — влиятельного баптистского пастора из соседнего Гринвилля, добившегося общенациональной известности. В детстве Уотсона звали «Бродус», а не «Джон» или «Джон Б.». Эмма надеялась, что Уотсон вырастет и станет баптистским священником.

Религиозное происхождение

Будучи влиятельной фигурой в местной церкви, Эмма была полна решимости содержать своих детей в физической и моральной чистоте. В результате Уотсон подвергся строгому религиозному обучению. Когда он был еще совсем маленьким, медсестра Ватсона сказала ему, что если он когда-нибудь выйдет гулять ночью, дьявол унесет его к черту. Его мать одобрила эту историю, потому что она помогала держать его под контролем, но из-за нее у Уотсона развился сильный страх темноты, который оставался с ним до конца его жизни.

Отец Ватсона, Пикенс, был красивым мужчиной, импульсивным, ленивым и безответственным. Он не разделял ни строгих религиозных убеждений, ни моральных норм своей семьи. Пикенс был известен в обществе как алкоголик и бабник. После рождения Уотсона он иногда оставлял свою семью на несколько недель, чтобы проводить время в глуши со своими двумя «женами» племени чероки.

Несмотря на многочисленные недостатки отца, Пикенс нашел время, чтобы научить Ватсона практическим навыкам, необходимым для поддержания фермы в рабочем состоянии. Уотсон начал ходить в школу в шесть лет, а к девяти уже доил коров и использовал инструменты. К двенадцати годам Уотсон был довольно приличным плотником. Эти навыки очень пригодились ему во взрослом возрасте, когда он работал над своими различными строительными проектами.

Подростковый возраст

Когда Уотсону было тринадцать лет, его отец навсегда ушел из семьи. Уотсон был глубоко обижен и так и не простил отца за то, что он бросил их. Это заставило Уотсона стать более зависимым от своей матери, и они стали намного ближе. В школе он стал более жестоким и бунтарским и часто получал низкие оценки.

Вскоре после отъезда Пикенса Эмма продала ферму, чтобы спасти свою семью от бедности, и переехала в соседний Гринвилл. Она считала, что Гринвилл предложит Уотсону лучшие возможности и образование, чем это было возможно в сельском городке Тревелерс-Рест. В старших классах Уотсон дважды арестовывался — один раз за драку, а другой — за стрельбу в черте города. Тем не менее, Уотсон вскоре остепенился, когда понял, что хорошая успеваемость в колледже важна, если он хочет стать успешным человеком.

Образование

Уотсон поступил в Университет Фурмана в 1894 году, когда ему было шестнадцать лет. Фурман был южной баптистской школой, которая обычно выпускала баптистских служителей. Уотсон смог поступить благодаря влиянию и связям своей матери. Ему также удалось убедить чиновников университета, что он изменил свой мятежный образ жизни.

Находясь в Фурмане, Ватсон стал уделять больше внимания учебе. Но хотя он улучшался в учебе, ни одна из его оценок не была выдающейся. Через два года ему удалось устроиться ассистентом в университетскую химическую лабораторию, чтобы оплачивать школьные расходы. Он также был членом братства Каппа Альфа, однако из-за его плохих социальных навыков у него было мало друзей в колледже.

Когда Уотсону было семнадцать лет, он встретил Гордона Мура в Университете Фурмана. Мур был строгим священником и профессором психологии, взявшим юного Ватсона под свое крыло. На последнем курсе Ватсона в Фурмане Мур поставил ему неудовлетворительную оценку за выпускную работу, из-за чего Ватсон остался в учреждении на пятый год. Когда 21-летний Уотсон закончил дополнительный год обучения, он получил степень магистра в университете, а не степень бакалавра.

Либеральные религиозные взгляды Мура в конце концов привели к тому, что его уволили из Университета Фурмана. Размышляя о своем пребывании в Фурмане, 72-летний Ватсон заявил, что Мур был для него источником вдохновения и что единственная проповедь, которую он слушал в Фурмане, была проповедью Мура, потому что «в ней не было много религии».

После окончания Университета Фурмана Ватсон решил остаться дома, чтобы помогать ухаживать за больной матерью. Он начал обучать детей в однокомнатной школе, которую назвал Институтом Бейтсбурга. Хотя он взял на себя роль директора, он также работал школьным разнорабочим и уборщиком. Его мать скончалась в конце 1900.

Discovering Psychology

Через несколько недель после смерти матери Ватсон решил, что ему необходимо продолжить образование. Он хотел изучать философию, и двумя предпочтительными вариантами были Принстонский университет и Чикагский университет. Когда он обнаружил, что ему нужно уметь читать по-гречески и по-латыни, чтобы поступить на философскую программу Принстона, он сосредоточился на поступлении в Чикагский университет. Рекомендательное письмо от профессора Фурмана Гордона Мура и петиция самого Уотсона к президенту Чикагского университета позволили ему принять его в 1900 изучать философию под руководством Джона Дьюи.

Уотсону не потребовалось много времени, чтобы понять, что карьера в философии не для него. В дополнение к своим курсам философии он решил брать уроки экспериментальной психологии, неврологии, физиологии и поведения животных. Вскоре он заинтересовался разработкой экспериментов по изучению животных в лаборатории. Уотсон получил докторскую степень в области экспериментальной психологии в 1903 году.

Уотсон остался в Чикагском университете после получения докторской степени, потому что этот институт считался интеллектуальным очагом. Он принял должность преподавателя в Университете Джона Хопкинса в 1908 и вскоре после этого был назначен заведующим кафедрой психологии.

Теория бихевиоризма Уотсона

Уотсон впервые опубликовал свою теорию бихевиоризма в 1913 году в статье под названием Психология с точки зрения бихевиориста . В этой статье, которую иногда называют «Манифестом бихевиоризма», Уотсон выступал против изучения сознания и других ненаблюдаемых явлений, которые до того времени были в центре внимания психологии. По мнению Уотсона, озабоченность психологии такими вопросами помешала ей быть признанной законной наукой. Он настаивал на том, что внимание должно быть сосредоточено не на невидимых внутренних состояниях, которые необходимо вывести, а на внешнем, наблюдаемом поведении, которое можно непосредственно измерить. Таким образом, он не видел смысла в изучении скрытых событий, таких как мысли, восприятия и ощущения.

Цель Уотсона заключалась в том, чтобы психология рассматривалась как «чисто объективная экспериментальная ветвь естествознания» с целью прогнозирования и контроля поведения. Вместо науки о разуме Уотсон настаивал на том, чтобы психология стала наукой о поведении. Он также утверждал, что методы, используемые в психологии (например, самоанализ), слишком субъективны и ненаучны. Он выступал за изучение поведения строго объективными методами в строгих лабораторных условиях.

Джон Б. Уотсон о природе и воспитании

В популярном споре о природе и воспитании Уотсон занял твердую и радикальную позицию на стороне окружающей среды. Он отверг инстинктивные и генетические теории человеческого функционирования и пришел к выводу, что все поведение — это приобретенные реакции на стимулы окружающей среды. Уотсон предпочитал классическую теорию обусловливания Ивана Павлова, и она стала краеугольным камнем его подхода. Он считал, что все открытое поведение может быть адекватно объяснено с точки зрения отношений стимул-реакция без необходимости рассмотрения внутренних психических процессов.

Далее Уотсон утверждал, что многие виды поведения, которые считаются наследственными, на самом деле формируются в результате раннего детства. Например, он не считал музыкальные и спортивные способности унаследованными, а полагал, что они развиваются благодаря родительскому поощрению и подкреплению.

Самая известная цитата Джона Б. Уотсона 

Уотсон считал, что младенцы появляются на свет как чистые листы и могут быть обучены, чтобы стать теми, кем вы хотите, независимо от их генетической структуры. Он был настолько убежден в этом, что смело заявил:

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу — доктором. , адвокат, художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призваний и расы его предков».

Взгляд Уотсона на эмоции

Уотсон рассматривал эмоции как не более чем физиологические реакции на внешние стимулы. Согласно этой точке зрения, когда человек сталкивается с определенными раздражителями, запускаются определенные физиологические изменения, и эти изменения связаны с явными телесными реакциями. Например, Уотсон заметил, что у младенцев страх связан с задержкой дыхания, закрытием глаз и плачем. В своих работах об эмоциях Уотсон не принимал во внимание индивидуальное восприятие стимулов, внутренних ощущений или субъективных чувственных состояний. Эти ненаблюдаемые события не считались важными.

Уотсон считал, что люди рождаются с тремя основными эмоциями — страхом, гневом и любовью. Считалось, что все остальные эмоции развиваются из этих трех. Уотсон предположил, что базовые эмоции не приобретаются и вызываются определенными стимулами. У младенцев страх вызывается громкими звуками и внезапной потерей физической поддержки, ярость вызывается ограничениями в движениях, а любовь вызывается поглаживанием, раскачиванием или похлопыванием младенца. Уотсон считал, что в процессе обусловливания эти эмоции могут впоследствии ассоциироваться со стимулами, которые изначально их не вызывали.

Эксперимент с Маленьким Альбертом

Чтобы продемонстрировать, как эмоции могут привязываться к раздражителям, которые изначально их не вызывали, Уотсон и его аспирант Розали Рейнор провели одно из самых известных (и противоречивых) исследований. в истории психологии. Объектом эксперимента был 11-месячный младенец по имени Альберт.

В начале эксперимента рядом с Альбертом была помещена белая крыса, которую она привлекла. Он не проявлял никакого страха по отношению к животному. Однако, когда он начал тянуться к крысе, Ватсон ударил молотком по металлическому пруту позади него. Громкий, внезапный шум испугал маленького Альберта, заставив его подпрыгнуть и упасть вперед. Когда он потянулся к крысе во второй раз, в прут снова ударили, и он задрожал. Когда это произошло в третий раз, Альберт заплакал.

К седьмому соединению белой крысы с громким шумом Альберт проявлял страх в присутствии крысы, даже когда шум отсутствовал. Увидев крысу, он тут же заплакал и быстро уполз. Месяц спустя страх Альберта все еще присутствовал. Исследователи также обнаружили, что его страх распространился на других белых пушистых животных и предметы, включая кролика, собаку, шубу и маску Санта-Клауса.

Как вклад Джона Б. Уотсона в психологию влияет на современную практику?

Конечно, сегодня такое исследование вряд ли одобрил бы комитет по этике. Тем не менее, он ясно демонстрирует, как людей можно заставить вызывать эмоциональные реакции на ранее нейтральные стимулы. Уотсон пришел к выводу, что это механизм, с помощью которого развиваются все взрослые эмоции.

Уотсон и Рейнор намеревались обратить страх Альберта вспять, но не получили возможности сделать это, так как его забрали из больницы, где он находился. Под наблюдением Уотсона другая аспирантка, Мэри Кавер Джонс, позже продемонстрировала, как можно успешно избавиться от детского страха с помощью методов контробусловливания.

Мысли Уотсона о воспитании детей

В книге, выпущенной в 1928 году, Психологическая помощь младенцу и ребенку, Уотсон изложил свои взгляды на тему воспитания детей. Несмотря на его акцент на важности воспитания для человеческого развития, его подход к воспитанию детей был совсем не заботливым. Уотсон считал, что с детьми следует обращаться как с молодыми людьми, и советовал родителям не обнимать и не целовать своих детей и не класть их на колени. Вместо этого он предложил им пожать руку своим детям или погладить их по голове в знак признания их достижений.

Уотсон не терпел сентиментальности в отношениях родителей и детей и дошел до того, что сказал, что материнская любовь — это «опасный инструмент, который может нанести ребенку незаживающую рану». Он предупредил родителей, что если они будут чрезмерно нежными, их дети не смогут стать ответственными, независимыми или успешными в жизни.

Применение теории Уотсона

Уотсон сыграл важную роль в развитии школы бихевиоризма, и его работа оказала непреходящее влияние на область психологии. Его наследие можно увидеть в нынешнем акценте на экспериментах и ​​других объективных методах исследования среди современных психологов. Он также помог сделать обучение ключевой областью исследований и приложений. Хотя его крайняя позиция в споре о природе и воспитании была отвергнута, важность, которую он придавал опыту и окружающей среде во время разработки, продолжает находить отклик в этой области и сегодня.

Уотсон был первым, кто продемонстрировал, что многим из наших эмоциональных реакций можно научиться, в частности, в процессе классического обусловливания. Если такие реакции выучены, их также можно разучить, как позже продемонстрировали он и Мэри Кавер Джонс. Психологи сегодня применяют эти знания в своей работе с клиентами, которые испытывают фобии и другие негативные эмоции. С помощью методов контробусловливания, таких как систематическая десенсибилизация , беспокойство, испытываемое в присутствии объекта страха, заменяется более положительными эмоциями. В тех случаях, когда положительные эмоции связаны с нежелательным поведением (например, с курением), также может использоваться контробусловливание. В терапия отвращения , например, нежелательная реакция неоднократно ассоциируется с чем-то неприятным, что в конечном итоге приводит к избеганию этого поведения.

Тип обучения, продемонстрированный Watson, также применялся рекламодателями для улучшения представления людей о своих продуктах и ​​услугах. Например, рекламодатели автомобильной компании могут включать привлекательную женщину в рекламные ролики, ориентированные на мужчин. Идея состоит в том, что положительные эмоции, естественно вызванные привлекательной женщиной, будут ассоциироваться с автомобилем, побуждая зрителей воспринимать сам автомобиль в положительном свете.

Критика теории Ватсона

Несмотря на глубокое влияние Уотсона на психологию, многие его работы подверглись резкой критике. Среди наиболее распространенных критических замечаний можно назвать следующие:

Работа Уотсон с Маленьким Альбертом, хотя и значительная, была этически сомнительной по нескольким причинам: (1) до сих пор не ясно, получили ли Уотсон и Рейнор информированное согласие от матери Альберта, (2) младенец подвергся сильному стрессу в очень нежном возрасте, (3) исследователи не погасили вызванный ими страх, и (4) после исследования не проводилось последующее наблюдение для обеспечения благополучия ребенка. Есть также некоторые свидетельства того, что Альберт изначально был не совсем здоров, что ограничивало бы степень обобщения результатов исследования.

Чрезмерный акцент Уотсона на наблюдаемом поведении заставил его пренебречь многими внутренними процессами, играющими ключевую роль в функционировании человека. Поэтому его взгляд на человеческое поведение был назван механическим и одномерным.

Позиция Уотсон в споре о природе и воспитании была довольно резкой. Он объяснял вариации человеческого поведения исключительно факторами внешней среды, полностью отвергая влияние наследственных и инстинктивных факторов. Теперь мы знаем, что и природа, и воспитание играют роль в формировании поведения.

Взгляды Уотсон на воспитание детей были ненаучными и, по мнению некоторых критиков, граничили с опасными. Позже Уотсон сожалел о написании своей книги о воспитании детей, признавая, что он недостаточно знал по этому вопросу и что его взгляды не были должным образом подтверждены существующими данными.

Книги, награды и достижения Джона Б. Ватсона

Уотсон написал несколько книг на основе своих исследований. Некоторые из его наиболее известных работ включают:

  • Поведение: введение в сравнительную психологию, 1914
  • Психология с точки зрения бихевиориста, 1919
  • Условные эмоциональные реакции, 1920
  • Бихевиоризм, 1924
  • Психологическая помощь младенцам и детям, 1928

Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации (АПА) в 1915 году. В 1957 году он получил награду за выдающийся научный вклад от АПА.

Личная жизнь

Джон Ватсон женился на Мэри Икес в 1901 году, когда он учился в аспирантуре. Мэри была студенткой одного из его классов в Чикагском университете и влюбилась в него. У пары родились сын и дочь, которых назвали Джон и Мэри соответственно. Однако спустя годы пара развелась из-за продолжающегося романа Уотсона с его научным сотрудником Розали Рейнер из Университета Джона Хопкинса.

Дело Уотсона попало на первые полосы газет, поскольку его жена Мэри и его любовник Рейнер оба имели политические связи. После того, как Мэри нашла любовные письма от Уотсона в спальне Рейнера, выдержки из писем были опубликованы в балтиморских газетах. Этот роман стал таким отвлечением, что университет попросил Уотсона выбирать между работой и любовницей. После того, как его развод с Мэри был завершен, он оставил Джонса Хопкинса и женился на Рейнер в 19 лет.20. В то время Уотсону было 42 года, а Рейнеру — 21 год.

Роман Уотсона с Рейнером внезапно положил конец его академической карьере. В конце концов он ушел в рекламную индустрию. У Уотсон и Рейнер было двое сыновей. Их звали Уильям и Джеймс. К сожалению, Рейнер скончался в 1935 году в возрасте 36 лет.

Члены семьи часто критиковали Уотсона за то, что он воспитывал своих детей в соответствии со своими бихевиористскими принципами. Из его четырех детей трое (Мэри, Уильям и Джеймс) пытались покончить жизнь самоубийством. В конце концов Уильям покончил жизнь самоубийством в 1954 после второй попытки. Позже в своей жизни Уотсон сжег очень большую часть своих личных бумаг и писем. Этот поступок лишил более поздних ученых возможности лучше понять раннюю историю бихевиоризма и то, каким человеком был Уотсон.

Когда умер Джон Б. Ватсон?

Несмотря на преклонный возраст, Ватсон по-прежнему был волевым и самоуверенным. Он также все еще был огорчен критикой, которую он получил от своих недоброжелателей. В 1957 году Уотсон был удостоен высшей награды Американской психологической ассоциации за вклад в области психологии. Умер 25 сентября 19 г.58 в возрасте 80 лет.

Ссылки

Аалай, А. (2015). Переосмысление наследия Джона Б. Ватсона . Получено с https://www.psychologytoday.com/us/blog/the-first-impression/201511/rethinking-john-b-watsons-legacy

Британская энциклопедия. (н.д.). Джон Б. Ватсон. В Британской энциклопедии . Получено с https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *