Управление вниманием психология – 🕮 Управление вниманием, МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ, Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. Психологическая безопасность: учебное пособие. Соломин В. П. Страница 9. Читать онлайн, Скачать

Управление вниманием. Теория и ежедневная практика.

Попробуем сегодня детально разобрать такую тему, как управление вниманием. Что это в теории, зачем нам это вообще нужно и как можно этого добиться.

Тема реально заслуживает отдельной статьи, так как любая наша деятельность требует умения сосредоточить своё внимание на данной работе. В противном случае, будет как в поговорке – смотрю в книгу, вижу фигу. Т.е. также как при чтении книги без внимания, не сможете даже понять, о чем там написано.

Из определения: внимание, это способность сосредоточить свое сознание и избирательно направлять её на определённые предметы, действия или явления. Это важно для повышения результативности, продуктивности проводимой работы, а также точности процессов. Концентрация внимания, это умение индивидуума направить свое сознание на главный в данный момент времени предмет (объект), явление или выполнение конкретного действия (проводимой в текущий момент работы).

Отсюда и возникает острая потребность у большинства людей в управление вниманием. За примерами ходить далеко не нужно. Очень опасно водителю не думать и не концентрировать свое внимание за дорогой, и тому, что там происходит. Очень опасно токарю не управлять своим вниманием и думать о чём-либо кроме своей работы, когда станок режет металл на огромной скорости. 

Управление вниманием. Немного теории.

Внимание человека – величина далеко не постоянная. Она меняется в течение времени и зависит от очень многих факторов. Среди них можно отметить и интерес индивидуума к процессу или предмету, знания о нём, усталость, физическое здоровье (помните, как сложно сосредоточится, на чём-либо, когда болит голова?), психологическое состояние и так далее.

Опять-таки сильно на восприятие и внимание влияет личный опыт. Например, обычный письменный стол для кого-то лишь место для работы, а для кого-то произведение резного искусства и дизайна.

Отсюда вытекает факт номер 1. На уровень внимания влияет не только желание самого человека, но и масса других внешних и внутренних факторов, на которые он сам влиять — не способен.

Тем не менее, очень мало людей рождаются со способностью постоянно и без перерывов концентрировать свое внимание на чём-то конкретном.  Однако, может кто-нибудь из Вас представить себе военного разведчика, который не будет сконцентрирован на своей работе на чужой местности и обстановке, идти вразвалочку и думать о своем доме или подруге Марусе? Т.е. военных обучают, дают способности и навыки в управление вниманием. И таких примеров множество (не знаю, почему мне именно данный пример пришёл сейчас в голову).

Отсюда вытекает факт номер 2. Своим вниманием можно и нужно научиться управлять. И научившись этому, Вы решите свою проблему низкой продуктивности физической и интеллектуальной деятельности, чем бы Вы, не занимались по жизни.

Тренировка управления вниманием.

Если пороетесь в интернете, то обязательно найдете множество способов повышения Вашей способности управлять и концентрировать свое внимание. Я лишь перечислю самые популярные.
1. Непрерывное созерцание. Сядьте в удобную позу (диван, кресло – не имеет значение), расслабьтесь, и смотрите на любой выбранный Вами предмет – желательно не очень сложной формы. Стакан, стул, да хоть расчёска – не имеет значение. Смотрите как можно дольше – минимум 5 минут. Не отводите взгляда, моргать можно свободно. Самое сложное в этом упражнении в том, что пока смотрите на этот сравнительно простой предмет, нужно найти как можно больше деталей в нем.

Легко? Ну-ну. Настолько легко, что вряд-ли кто из Вас выдержит выполнять данное упражнение хотя бы 10 дней. А нужно выполнять его до тех пор, пока не научитесь концентрироваться на простых предметах на долгое время. 

2. Мысленное созерцание. Начало похожее – непрерывно смотрите минут 5 на любой выбранный предмет простой формы (со временем можно будет выбирать предметы более сложной формы). Потом закрываете глаза и уже мысленно представляете его же стараясь вспомнить или представить максимальное число деталей в нём. Потом открываете глаза и сравниваете фактический предмет с тем, что Вы представили в мыслях.

3. Воображаемая имитация мускульных движений. Интересная игра со своим воображением, которая очень помогает в управление вниманием. Вообразим себе, что Вы держите в руках какой-либо физический объект – например, теннисный мячик. Постарайтесь прочувствовать его размер, цвет, вес, упругость, определите, из какого он материала он сделан, какие тактильные ощущения он вызывает (чувствуете шероховатость поверхности?). Представьте, что Вы его сжимаете и разжимаете, но при этом сами мышцы на руках не должны у Вас двигаться. Т.е. весь процесс идет только в мыслях.

В случае с теннисным мячиком в качестве примера, наибольший результат получают те, кто никогда в жизни не держал его в руках, а видел лишь по телевизору. Любопытно, правда?

Любимое упражнение.

4. Секундная стрелка. Ну и самый популярный способ научится управлять вниманием, это концентрация по 2-3 минуты на секундной стрелке часов. Очень эффективный способ, но и очень сложный. Почему? Да Вы просто попробуйте и заметите, что уже через 20-30 секунд Ваши мысли будут скакать галопом по всей галактике, но не думать о стрелке часов. В начале, на короткое время, сконцентрироваться не сложно, а вот удержать внимание на бессмысленном действии просто нереально тяжело. А ведь Вам нужно держать внимание только на ней, как будто ничего больше нет важнее на всем белом свете.

Поищите в интернете и другие варианты тренировок. Какой-то будет интересен и эффективен именно для Вас. Мне помогли именно упражнения со стрелкой.

knopki-bablo.net

Управление вниманием. Психологическая безопасность: учебное пособие

Управление вниманием

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Оно способствует повышению продуктивности, точности и скорости психических процессов. Внимание, как хорошо управляемый луч света, позволяет высвечивать тот или иной предмет, определенное явление или мысленно с четкой последовательностью фиксировать свои ощущения в различных частях организма.

Большое значение для овладения приемами саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Под концентрацией внимания понимают умение человека сосредоточить свое сознание на главном в данном моменте или объекте. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии внутренней среды. Однако можно научиться таким образом управлять вниманием, чтобы даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б. Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на решении сложных математических задач.

Внимание и восприятие временных интервалов тесно связаны с другими психическими функциями, в том числе с эмоциями. Это нетрудно проверить с помощью следующего

теста.

Посмотрите на часы и постарайтесь запомнить пятисекундный интервал. Теперь засеките время и начинайте его мысленно отсчитывать. Отсчитав 10 пятисекундных интервалов, снова посмотрите на часы. Если вы возбуждены, то 10 интервалов будут отсчитаны быстрее, чем за 50 с. Чем больше вы возбуждены, тем быстрее счет. Тест можно упростить, если засечь время и мысленно просчитать до 20, стараясь «отмерить» 20 с. Если на это ушло меньше 16 с, значит, ваше возбуждение достаточно сильное.

Тренировка концентрации внимания осуществляется различными способами, в том числе сосредоточением на монотонном движении внешних объектов. Для этого можно использовать уже упомянутые часы. На начальных этапах тренировки необходимо фиксировать внимание на секундной стрелке, а затем на минутной. Далее следует переходить к концентрации внимания на некоторых предметах (пуговица, палец и т. д.). Начинать это упражнение нужно с одной минуты и, повторяя его несколько раз в день, следует довести период непрерывного сосредоточения внимания на одном предмете до 4–5 мин.

Для освоения приемов концентрации внимания можно использовать упражнение «три круга», предложенное К. С. Станиславским. Упражнение позволяет управлять объемом внимания. Занимающийся представляет себе три концентрических круга с определенным содержанием и мысленно переходит из большого в меньший. Целесообразно, чтобы мысленные образы большого круга включали представления улицы, дома, в котором живет занимающийся. Тогда легче перейти в средний круг, основным содержанием которого может быть комната, в которой проводится занятие психотренингом. Представив себе основные элементы окружающей его обстановки, занимающийся должен перейти в третий, малый круг своего внимания.

Приемы концентрации внимания при помощи упражнения «три круга» рекомендуется осваивать на первых 2-3-х занятиях, подкреплять их формулами мысленных команд: «Начинаю занятия по концентрации внимания. Мысленно представляю себе три круга: большой, внутри него – средний, а в среднем – малый, первый большой круг моего внимания – это все обозримое и воспринимаемое мной пространство. Это наш город, улица, дом, в котором я живу. В этом большом круге моего внимания есть другой, средний, ограниченный стенами этой комнаты, в которой я занимаюсь психотренингом. Мысленно внимательно рассматриваю стены и обстановку комнаты. Все здесь располагает к приятному и спокойному отдыху. В этой комнате есть еще один условный круг моего внимания, в котором нахожусь только я сам. Когда я обращаю внимание на себя, все окружающее исчезает, становится расплывчатым и туманным. Мысленным взором вижу только свое тело: лицо, руки, ноги, туловище…»

В. Л. Леви рекомендует следующие упражнения, направленные на тренировку внимания.

Непрерывное созерцание – находясь в удобной расслабленной позе, пристально разглядывайте какой-нибудь не слишком сложный предмет (коробок спичек, карандаш, стакан) в течение 3–5 мин, стремитесь не отводить взгляд от предмета (моргать можно). Разглядывайте предмет снова и снова, стараясь найти в нем как можно больше деталей. Делать это упражнение нужно до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

Ритмичное созерцание – вглядывайтесь в выбранный предмет на спокойном вдохе, а на выдохе закрывайте глаза, как бы «стирая» впечатление. Так повторять 30–50 раз. Можно выбрать и иной ритм: смотреть на выдохе, закрывать глаза на вдохе или разглядывать предмет в течение 5 счетов, а закрывать глаза на последующие 5 счетов. Ритмичное созерцание дается легче непрерывного.

Мысленное созерцание – непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3–5 мин. Затем, закрыв глаза, постарайтесь мысленно вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях (3–5 мин). После этого откройте глаза и сличите «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз. Цель упражнения – добиться отчетливого внутреннего «видения». Это упражнение заимствовано у выдающегося художника Леонардо да Винчи, который рекомендовал его своим ученикам.

Внутренний видеоскоп – внимательно разглядывайте 2–3 мин какой-либо простой предмет (коробок), затем другой (стакан). Закрыв глаза, мысленно «положите» коробок в стакан. Повторите это упражнение несколько раз, усложняя его и комбинируя.

Тренировать внимание можно и при помощи мысленной имитации мышечных движений,

так называемых идеомоторных актов (от «идея» – мысль и «моторика» – движение). Для этого представьте себе, что вы держите пальцами руки теннисный мяч, постарайтесь ощутить его размер, вес, степень упругости и даже шероховатость поверхности, обшитой ворсистым сукном. Затем мысленно медленно сжимайте и разжимайте мяч пальцами, при этом следите, чтобы движения были только воображаемыми и пальцы не двигались. Необходимо не забывать про дыхание, оно должно быть спокойным, ритмичным и достаточно глубоким.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Управление вниманием

Роль внимания в жизни человека.

В современном мире считается, что человек является главной фигурой, «двигателем прогресса» и «ведущей силой» в развития человеческой цивилизации. Однако, большая часть человечества живет в схематично управляемом материальном мире, и не просто живет, а отчасти и является, создает этот мир. Мысли, поступки, эмоции, дела и даже просто «случайное слово» формируют реальную жизнь людей, и если они не осознанны, а механистичны и/или поверхностны, то тогда люди из «ведущих» становятся «ведомыми».

Некоторые об этом не знают и даже не задумываются, а некоторые не просто «знают» секреты организации окружающего мира, но и успешно применяют их для управления другими людьми, влиянием на других, в своих, часто эгоистичных целях…и лишь малая часть изучает Космические Законы Мироздания и в поисках баланса свободы, справедливости, силы, любви и мудрости. Вы к какой категории себя относите?

В настоящее время, одним из основных требований к руководителям разных уровней, выделяют умение организации и управления коллективами.

Управление даже самым малочисленным производственным коллективом основывается на умении управлять вниманием и поведением работника. Это не только психологические навыки и умения, связанные с деловым общением, умением выступать на публике, проведением презентаций и совещаний, но и техники речевого оборота, умелое применение и сочетание цветовой гаммы одежды, печатных шрифтов, графических изображений и звучания музыкальных произведений и т.д. 

В «обычной» жизни после работы такие методики окружают людей повсеместно: телевизионные новости, зрительная и звуковая реклама товаров и услуг, архитектура зданий и сооружений, цветовая гамма и фасоны одежды, упаковка продуктов питания и т.п. По сути это целая наука, направленная на достижение определенных целей на основе незаметного овладения и управления вниманием человека. Вы по-прежнему считаете, что исключительно сами формируете свое внимание, по своей воле?

Почему именно привлечение и управление вниманием человека является ключевым моментом? И как влияет управление вниманием человека на его духовное развитие и эволюцию его Души? На этот вопрос предлагаем вам несколько нестандартный ответ, лежащий за рамками традиционного понимания: Мы живем не просто в видимом и осязаемом материальном мире, а в мире невидимых(тонких) и видимых (в форме материи) плотных энергий. Да, да! Наш материальный мир – это Мир энергий, или «энергетический мир» определенной плотности, который «включает» в себя и тонко-материальные, не видимые обычному человеческому глазу, миры.

И мы с вами, как и все окружающие видимые и не видимые объекты, предметы, животные, растения, почва, минералы, горы, вода и т.п. — также являемся энергетическими объектами. И поскольку мы есть энергия, нас окружает энергия, и, соответственно мы общаемся с самим собой и с окружающим нас миром тоже на основе законов энергии.

Энергии, из которых состоит человек подробно описаны в статье Энергия Жизни. Энергия человека – это как «топливо» физического тела и «двигатель» творения жизни человека.

Переключение внимания человека происходит в процессе мышления – когда человек думает какие-то мысли (свои или чужие), о чем-то размышляет, мечтает и тем самым пребывает либо в будущем, либо в прошлом событии – он постоянно переключает внимание с одного энергетического объекта на другой. Именно в момент такого переключения Человек перестает находиться в настоящем времени «здесь и сейчас», и перенаправляет свое внимание через мысли, таким образом напитывая те события своей энергией, что увеличивает вероятность их реализации, повтора и влияния на жизнь человека.

Другим способом переключения внимания человека является, так называемое «речевое влияние»: акцентирование внимания при помощи определенных слов, вернее через произношение слов. Произнесенные слова могут стать неправильными ограничивающими убеждениями.
Например, фраза: «Всегда так!» — сказанная как восклицание-удивление, может стать самостоятельной программой в подсознании, напитанная энергией направленного внимания на событие и энергией эмоционального состояния в момент произношения фразы. Таким образом, энергия внимания и эмоций, вложенные в произнесенные слова, формируют дальнейший алгоритм поведения у человека, направленный на формирование определенного неосознанного алгоритма поведения и интерпретации происходящего, на основе «шаблона» имеющего мало общего с объективной реальностью.

Еще одна фраза «Ну вот, все плохо» приведет к укреплению низкой самооценки, низкой мотивации, низкой самоценности, и, соответственно формирует аналогичное отношение окружающего мира к такому человеку.
Следующим способом переключения внимания человека являются эмоции, так как эмоциональная энергия является одной из привычных энергий, при помощи которой человек общается с окружающим миром. Эмоции управляют энергией людей. Какие эмоции испытывает человек, такие энергии он транслирует из себя, и, соответственно такие события своей жизни формирует.

 Нехватка жизненной энергии, переутомляемость, синдром «постоянной усталости», бессонница, частые головные боли, скачки артериального давления и многие другие заболевания являются результатом неконтролируемого выброса эмоциональной энергии. Если человеком управляют эмоции, то и его жизнью также управляют эмоции, а не сам человек…

Эмоциональные переживания как правило вызываются при помощи резкого, порой насильственного переключения или привлечения внимания человека на какое-либо событие, к которому человек не был готов. Если в такой момент человек «выпадает» из состояния «здесь и сейчас» и поддается эмоциональному порыву, то в тот момент, когда он переключил свое внимание на такое событие, его энергия «потекла» в направлении этого события и стала его напитывать энергией. Если человек раздражен, то и событие наполняется энергией раздражения, злости, агрессии, а событие начинает формироваться не по оптимальному для эволюции человека сценарию.

Если человек спокоен и находится в моменте «здесь и сейчас», осознает свои действия, контролирует свои эмоции и управляет своим вниманием, то и событие протекает более плавно с наиболее благоприятным исходом.
Умение управлять своими мыслями, словами и эмоциями также важно, как и умение управлять своим вниманием.

Мы неоднократно говорим о том, что для развития чистоты сознания, перехода на новый уровень развития и повышения своих вибраций, и в т.ч. вибраций сознания и физического тела, необходимо научиться:
— управлять своим вниманием
— принимать правильные решения
— управлять своими эмоциями

Потеря жизненной энергии у человека напрямую связана с постоянными частыми переключениями внимания. В момент, когда человек не осознанно и бесконтрольно испытывает негативные эмоции, использует негативное мышление и принимает импульсивные решения, он отравляет себя и окружающих грубыми, низкочастотными, негативными энергиями, которые могут не только ухудшить эмоциональное состояние человека, но и значительно подорвать физическое здоровье, и значительно усложнить ему жизнь.

Овладение методиками управления вниманием на тонкоматериальном плане, дает человеку раскрытие его внутренних энергетических резервов, которые можно направить на любую из сторон его жизни. Это так называемое «первое внимание», смысл которого впервые раскрыл Карлос Кастанеда. Практическое применение таких методик интересует как правило людей, которым необходимо восстановить свое здоровье или тем, кто ищет целенаправленного раскрытия своих сверхспособностей.

С точки зрения духовной самореализации управление вниманием является важным этапом на пути духовного развития человека и эволюции его Души. Практическое применение эффективных практик, направленных на формирование процесса управления вниманием человека, дают ему основу для истинного духовного видения, которое позволяет увидеть не только невидимые тонкие миры, энергетическое пространство, строение миров, обитателей, живущих в таких мирах, но и позволит познать суть истинных Знаний, передаваемыхТворцом нашего Мироздания.

Способность осознанного управления вниманием дает возможность видеть и эффективно устранять внешние и внутренние негативные тонкоматериальные факторы, направленные на разбалансировку гармоничного состояния человека, что становится очень важным в момент повышения чувствительности у идущего по пути духовного развития.

Основными такими негативными тонкоматериальными факторами являются разного рода энергетические привязки, подключки, каналы, присоединения к чакровой системе человека, к его физическим внутренним органам, тонким телам, которые могут исправляться посредством энергетической защиты человека.

  На занятиях Блока 2. ЧувствоЗнание: Развитие Души в Мире новых Энергий, мы начинаем практики, направленные на:
— формирование правильного понимания таких понятий как внимание, поле внимания, сила внимания, управление вниманием, лучевое внимание
— освоение доступных практических методов и способов различения и устранения энергоинформационных подключений, наносящих вред человеку при помощи управления вниманием
управление вниманием как процессом духовного познания
— увеличение силы и концентрации внимания
— раскрытие сверхспособностей человека как побочный эффект при управлении вниманием
— правильное освоение техникой медитации

Приглашаем вас принять участие в наших новых занятиях ЧувствоЗнание: Развитие Души в Мире новых Энергий по четвергам.

Для прохождения и участия в данных практиках – от вас не требуется специальной подготовки и освоения предыдущих материалов Мира Новых Энергий: Принять участие***

Типы внимания.

О роли внимания, если присмотреться повнимательней в том, или ином виде, говорится практически во всех духовных направлениях и путях самопознания. Однако, большей частью — это просто общие поверхностные рассуждения. Так происходит по той простой причине, что Внимание является базовой практикой общего внутреннего совершенствования.

Всего известно пять типов внимания:

— первое внимание: лучевое
— второе внимание: сферическое
— третье внимание: объемное
— четвертое внимание: пространственное
— пятое внимание: внепространственное

Психология преуспела в изучении внимания первого типа. Внимание второго и последующих типов для психологов является феноменом, соответственно люди, обладающие наработанными способностями владения практическими навыками второго и последующих типов внимания, редки, и, как правило обладают неординарными сверхестественными способностями.

Первые четыре типа внимания создают единое поле внимания человека, объединяя воедино функции всех тонких тел человека. В чем состоят особенности каждого из пяти типов внимания, как их наработать и как применять практически в ежедневной жизни и в духовной практике вы узнаете из нашего занятия.

В обыденной жизни человек пользуется только первым типом внимания, которое еще иногда называют «лучевое». Лучевое, потому, что из чакры направляется «луч внимания» на объект познания. Источником лучевого внимания являются чакры и вся чакровая система человека.
Именно лучевое внимание является основным типом внимания и инструментом познания тонкоматериальной природы внутреннего и внешнего мира человека.

Физиологические и тонкоматериальные механизмы внимания связаны между собой в единую систему «энергетического» астрального видения человека, и, нарушение работы какой-либо из составляющих этих систем приводит к нарушению в целом лучевого внимания.
В наше время у детей и взрослых распространено заболевание под названием «дефицит внимания». Медицинские работники констатируют проявление такого физиологического нарушения, приводящего к невнимательности, гиперактивности, повышенной импульсивности, неспособности доводить начатые дела до их логического завершения, перехода с одного выполняемого дела на другое, не способность четко следовать инструкциям, не способность запоминать информацию, не способность надолго удерживать в памяти общие детали и саму конву разговора, постоянное переключение внимания и т.п. проявления, которые в итоге приводят к видимым затруднениям не только в процессе обучения, но и в выполнении профессиональных/домашних/личных дел и обязанностей.

Если к поиску первопричины появления этого заболевания подойти с точки зрения тонко-материальных и энергетических процессов, то основная первопричина кроется в нарушении связи взаимодействия физиологических и энергетических систем организма, что в итоге приводит к нарушению работы лобных долей мозга и «прописыванием» неправильных нейронных связей, ответственных за тактическое и стратегическое поведение личности человека, текущая энергия по которым запускает механизмы, снижающие концентрацию интеллектуальных способностей человека. 

Исцеление дефицита внимания возможно при помощи определенных техник, практик и обучающих методик, направленных на повышение концентрации внимания, а также на приобретение способности управлять своим вниманием. 

Приглашаем вас на практику, где мы будем более подробно рассматривать аспекты дефицита внимания, существующие типы внимания и их особенности. Также на сегодняшнем занятии ЧувствоЗнание Практика 9, вы познакомитесь с собой и проверите какие типы внимания лучше «работают» у вас.

  

 

Управление вниманием и подключки

Прежде, чем начинать практику по наработке первого типа внимания, как основного типа внимания, необходимо убедиться в том, что у вас отсутствуют каналы астрального подключения.
Астральное тело человека является первым тонким телом, сформированным на основе раскрытия чакровой системы на самом первом тонком уровне раскрытия, тем самым являясь источником необходимых психических энергий для жизнедеятельности человека, развития его личности, телесной и умственной трансформации, а также для формирования, пополнения и распределения базовых энергий, необходимых для начала развития по пути духовности.

Энергии астрального тела являются источником первого типа внимания человека, необходимого ему в повседневной жизни. Концентрация внимания, способность управления своим вниманием, а также фокусировка и способность длительно удерживать свое внимание на познаваемом объекте – напрямую зависит от наличия количества и качества астральной психической энергии у человека.

Постижение окружающего мира человек начинает с направления своего внимания либо на то, что ему интересно, либо на то, что доставляет неприятности. Качество и объем поступившей энергии и информации из окружающего мира, а также точность и истинность интерпретации поступивших сигналов напрямую зависит от того, какая наивысшая чакра астрального тела человека раскрыта, то есть из какой чакры был послан луч внимания. И чем выше чакра, например, Аджна, тем больше регистрируется входящих сигналов, на основе которых формируется описание картины мира или события и тем более точно расшифровываются поступившие энергия и информация.

Именно при раскрытии чакр на последующих уровнях дает силу, качество и расширение диапазона частоты колебаний первому типу внимания за счет поднятия энергий с нижних чакр в верхние, а также за счет открывающейся способности чакр производить и выделять наружу необходимую энергию, что повышает устойчивость концентрации внимания.

Поле внимания первого типа функционирует в трехмерном пространстве и используется человеком как единственный тип внимания для отслеживания внутренних процессов, начиная от физиологических и заканчивая психическими, душевных и духовных состояний и переживаний. Именно внимание первого типа создает цельность внутреннего мира человека и соединяет его внутренний с внешним миром.

При наработке первого типа внимания у человека развивается способность «видения» при помощи собственных психических энергий астрального тонкого тела, которое существенно отличается от видения физическими глазами.
Наработка первого типа внимания является базой для развития аналитического мышления личности, то есть сознание человека начинает «видеть» отдельные объекты и детали как внешнего мира, так и психологической составляющей внутреннего мира, что в последствии приводит к наработке способности личности выделять главное и второстепенное в жизни.

Способность личности по лучу внимания направлять потоки энергий и сознательно управлять ими дает возможность много вариативного применения первого типа внимания не только для тонкоматериального познания, но и для выполнения энергетического действия по отношению к объекту познания или воздействия.

Многие практикующие медитативные и духовные практики сталкиваются с таким проявлением как в определенный момент времени невозможность продолжения и даже полное прекращение выполнение таких практик. Одни связывают такое проявление психо-эмоционального состояния с существенными внутренними энергетическими перегрузками, другие – с особыми обстоятельствами и внешними событиями окружающего мира, которые требуют повышенного внимания и быстрого реагирования.

Есть еще одно мнение, которое основывается на практическом знании посредством изучения похожих случаев, которое заключается в наблюдении однотипности деформации тонких тел человека, вызванными тонкоматериальными подключениями.

Такие астральные подключки представляют собой своеобразные системы каналов подключения непосредственно к чакрам человека. Как правило, таким нападениям подвержены активные, раскрытые или раскрывающиеся чакры астрального и душевного тел человека, производимые со стороны спины. К верхним чакрам Сахасрара, Аджна и нижней Муладхара также могут быть осуществлены подключения, что сопровождается резким открытием «третьего глаза», наличием сверхспособностей, паранормальных проявлений ясновидения и яснослышания, появлению эйдетических способностей, целительства, предсказания, контактерства.

Такие перемены в жизни человека вызваны одномоментным и постоянным притоком энергии по каналу подключки, то есть наполнение энергий в чакрах, которой в естественном состоянии при текущем развитии человека ранее не наблюдалось.
При блокировании канала подключения у человека такие способности «пропадают» как будто их и не было.

Внешняя часть подключений стандартно выглядит так: 

Каждое из подключений имеет несколько уровней материальности, то есть присоединено к разным слоям астрального и душевного тела человека.

В подключенных к чакрам каналах энергии текут в двух направлениях: поступающие к человеку энергии способны управлять мышлением, способны распространяться на других людей, устанавливают программы самосохранения канала подключения когда видят угрозу отсоединения канала, тем самым формируют в человеке состояния, способствующие вампирическому отводу психической энергии. Именно такой механизм и запускается тогда, когда человек начинает идти путем духовного самосовершенствования, формируют внутренние психические и внешние ситуативные обстоятельства, которые не дают человеку осуществить намерение самосовершенствования.

Примеры действий, побуждающих человека на отток энергий по каналу подключки: порнография, различные видео эротического характера, табакокурение, алкоголь, употребление наркотиков, виртуальная компьютерная реальности, финансовые игры (на бирже, тотализатор, ставки и т.п.), карточные игры, чревоугодие, шопоголизм, а также проявления человека в виде желания иметь «много денег», одержимости материального и денежного накопления, воровства, «слепого» поклонения и следованию моде, карьерных достижений, честолюбия, избранности, тщеславия, непримиримости, злословия, непринятия чужого мнения, сопереживание новостям катастроф и т.п.

В рамках практических занятий на ЧувствоЗнание: Развитие Души. Мир Новых Энергий разработаны авторские методики для общедоступного применения устранения различных каналов подключения при полном их резонансном уничтожении.

Данные техники используют духовные практики и энергии, исключающие всякие каналы подключения, основанные исключительно на непосредственном использовании первого, второго и третьего типов внимания, что в конечном итоге приведут к активации и наработке четвертого и пятого типа внимания.

Освоить данные методики для успешного дальнейшего самостоятельного применения, а также об этической стороне, возникающей при надобности или необходимости «убирания» канала подключения у другого человека — вы сможете на Практике № 10, Подробнее здесь *** 

В Мире Новых Энергий, мы предлагаем Вам практики, направленные на гармоничное, заложенное Творцом, развитие каждой из семи основных чакр и сознания с раскрытием индивидуального потенциала каждого. Начиная с Практики №8, мы переходим к последовательному раскрытию чакр по первому уровню их раскрытия. Участвовать: перейти***

Медитация, является одной из форм самосовершенствования, предлагаем вам посмотреть видео из Трансляции Реальности: Медитация: изменение состояния, виды, цели и результаты медитаций: перейти***
 

С Любовью, 
Автор: © Мира 

mir-real.ru

Как управлять своим вниманием чтобы контролировать свою жизнь

Одно из лучших представлений о том, что означает истинная продуктивность в 21 веке, датируется 1890 годом. Джеймс Уильям в своей книге «The Principles of Psychology, Vol.1″. написал простое утверждение, смысл которого такой: «Мой опыт — это то, чему я позволяю уделять свое внимание«.

Ваше внимание определяет ваш опыт и жизнь, которую вы проживаете. Другими словами вы должны контролировать свое внимание, чтобы контролировать свою жизнь.

Сегодня, в мире смешиваются много разных сфер деятельности: мы можем работать находясь при этом дома (или в поезде, в самолете, на пляже). Мы можем наблюдать за нашими детьми через няню-камеру прямо с работы. Одним свайпом пальца на экране телефона, мы можем убрать из жизни все что угодно. Было ли когда либо в истории что-то подобное?

Управление вниманием

Чтобы быть продуктивным стабильно и лучше управлять стрессом, мы должны усилить наши навыки управления вниманием.

Управление вниманием — это практика контроля отвлекающих факторов, быть здесь и сейчас, поиск потока. Это увеличение фокуса внимания до такого предела, когда вы превращаетесь в гения. Речь идет о намеренном управлении вниманием, а не реактивном, когда вы просто реагируете на внешние факторы.

Управление вниманием — это способность распознавать моменты, когда ваше внимание украдено (или может быть украдено), это способность держать фокус внимания на том виде деятельности, который вы сами выбрали. Вместо того, чтобы позволять отвлекать вас, вы выбираете, куда вы направляете свое внимание в любой момент времени, опираясь на ваши приоритеты и цели.

Качественное управление вниманием ведет к многократному повышению производительности, и это гораздо эффективнее, чем просто вести список задач. Конечный результат это способность влиять на свою жизнь, выбирая те вещи, которые действительно важны для вас. Это больше, чем просто тренировка фокуса внимания. Речь идет о контроле времени и приоритетов.

Стремление vs. Опыт

Руководители, с которыми я встречался, часто говорят: «Я верю в способность наставничества и коучинга членов моей команды. Самое важное, что я могу сделать в качестве лидера, — это поддерживать их и поощрять их рост. Вот как я могу влиять ситуацию, это дает мне удовлетворение от работы».

Но позже, когда проходят дни, я слышу от них в нашей беседе: «Я трачу огромную часть своего времени на электронную почту и на тушение горящих задач. Я начал год с коучинг-плана для моей команды, но команда сошла с дистанции в другую сторону среди огромного количества задач. Поединки между членами команды происходят не так часто, как хотелось бы, а задачи слишком ветвисты».

Даже если вы считаете себя яростным защитником коучинга и менторства, вы не получите такого эффекта, который вам нужен, если ваши действия и опыт не отражают эти ценности. Как сказал Джеймс, ваш опыт — это то, чему вы уделяете внимание. И ваш опыт станет вашей жизнью.

Поэтому, если ваше внимание продолжают отвлекать: электронная почта, встречи и «пожарные дела», которые проглатывают ваши дни как горячие пирожки, то довольно быстро пролетят недели или месяцы, и ваша жизнь наполнится «опытом», но опытом который вам не нужен, тем опытом, который вы вовсе не хотели иметь.

Итак, почему бы нам просто не получить тот опыт, который мы хотим иметь, и создать такую жизнь, которую мы действительно хотим? Почему существует эта мучительная пропасть между тем кто мы есть, и тем кем мы хотим стать?

Тот факт, что Джеймс думал об этой теме в XIX веке, показывает, что мы долго боролись с конфликтом между нашими ценностями и соблазном отвлекаться. Но, сейчас мы живем в мире где отвлекающих факторов стало гораздо больше, нежели в 1890-х годах. Когда Джеймс опубликовал свою книгу «Принципы психологи», тогда телефоны только появлялись.

Сегодня мы имеет телефоны, постоянно подключенные к Интернету, и другие устройства, которые всегда с нами, и они поставляют нам такой объем информации и сообщений, который Джеймс не мог себе даже представить! В наше время идет жестокая борьба за внимание.

Вернемся к нашему примеру наставничества и коучинга. Вы можете каждый день начинать с твердого намерения сосредоточиться на развитии своей команды. Но эти намерения могут быть в спешке быстро смещены задачами, требующими быстрых решений, которые характеризуют наши рабочие дни.

В такой безумной рабочей среде просто не возможно выполнять задачи наиболее значимые для нас. Вы не можете оставить все на произвол. Ваша бурная среда каждый день заставляет вас делать выбор за выбором, это то на что вы будете тратить внимание, и в последствии это повлияет на опыт, который вы получите.

Рекомендуемые книги по данной теме

  1. Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления. Автор: Люси Джо Палладино
  2. Парадокс Шимпанзе. Менеджмент мозга. Автор: Стив Питерс
  3. Эссенциализм. Путь к простоте. Автор: Грег МакКеон
  4. Коридор. Автор: Александр Король

Осознанно выбирайте то, на что вы тратите свое внимание

Управление вниманием решает эти проблемы. Это осознанная практика, которая каждый раз возвращает вас к самоконтролю. Практика управления вниманием означает борьбу с отвлечениями и создание на протяжении всего дня возможностей для поддержки ваших приоритетов. Во-первых, нужно контролировать внешние факторы:

  • Контролируйте ваши гаджеты. Помните, что гаджеты служат вам, а не вы служите им! Примите решение обуздать гаджеты и взять их под контроль, отключив электронную почту и «push» уведомления, которые сделаны специально, чтобы красть ваше внимание. Это позволит вам непрерывно и целенаправленно работать над задачами и теми действиями, которые вы сами выбираете. Как можно чаще держите телефон в тишине и скрытно, особенно когда вы работаете.
  • Контролируйте окружающую среду. Установите границы с другими людьми, особенно в условиях открытого офиса. Например, используйте наушники или установите знак «не беспокоить», в те периоды, когда вам нужно максимально сфокусироваться. Если это не сработает, попробуйте перебраться в другую часть офиса или даже на другой этаж. Если все действительно очень плохо, вы можете договориться с коллегами, чтобы назначить определенное время дня недели или целый день «без отвлекающих факторов» для всех, чтобы все погрузились в свою работу.
  • Прочитайте статью про эссенциализм, в которой разбирается не только управление вниманием, но и грамотная расстановка приоритетов. Успеть выполнить все дела не возможно. Совсем не большая часть задач приносит реальные плоды, все остальное лишь шум, который замедляет жизнь.

Но здесь необходим добавить важное дополнение: наша производительность страдает не только от внешних отвлекающих факторов, но и от наших собственных мозгов. Ум измотанный неистовой работой сам по себе становится источником отвлечения.

Проблема заключается не только в том, что сообщение электронной почты прерывает вашу работу. Да, это факт, если вы привязаны к своим почтовым ящикам, вас могут отвлекать каждые несколько минут, что убивает продолжительность концентрации вашего внимания.

Но также, проблема еще и в том, вы можете бояться забыть сделать какую-то небольшую задачу, например отправить сообщение, и вы начинаете отвечать всем подряд, на все письма которые видите. Но тогда в конечном счете ваш переполненный почтовый ящик засасет вас на долгое время, еще до того, как вы это поймете.

Кроме того, зная, что у вас в телефоне есть каталог всех мировых знаний под рукой, вы испытываете дискомфорт, находясь в состоянии «Я не знаю», и поэтому трудно избежать соблазна отвлечься и узнать что-то прямо сейчас.

Поэтому вы также должны научиться контролировать внутренние факторы:

  • Контролируйте свое поведение. Период когда ваш гаджет находится в режиме «не беспокоить» должен интерпретироваться однозначно, нельзя делать себе исключений и поблажек. Открывайте только одно окно на экране вашего компьютера и уделяйте все внимание одной задаче до ее завершения или паузы. Сделайте перерывы в течение дня, отойдите от компьютера. Попытайтесь «отсоединиться» полностью от всех гаджетов как минимум час или более, и как можно чаще. Попробуйте сначала отключаться на 15-20 минут, затем увеличьте это время до 90 минут.
  • Контролируйте свои мысли. Для многих из нас это самая большая проблема, которую я отложил на конец статьи. Умы людей созданы чтобы блуждать, постоянно теребя бесполезные мысли. Практикуйте, каждый раз замечая, когда ваш ум отклоняется в сторону от нужного направления и аккуратно возвращайте ваш фокус внимания обратно к приоритетной цели или задаче. Отслеживайте свои мысли, они часто убегают не туда. Если вы во время целенаправленной работы вспомнили о какой-то не особенно важной мелкой задаче, запишите ее в блокнот и вернитесь к ней позже. Сделайте то же самое с информацией, которую вы хотите найти в Интернете.

Практика управления вниманием не поможет вам сразу. Но по мере того, как вы будете постоянно распознавать отвлекающие факторы, вы накачаете свою «мышцу внимания». Используйте привычки, описанные выше, и вы начнете правильно использовать свою жизнь и больше посвящать себя тому, что действительно важно для вас. Не позволяйте отвлечениям и развлечениям сбить вас с нужного пути. Контролируйте свое внимание, чтобы контролировать свою жизнь.

clubshuttle.ru

Управление собственным вниманием — Психологос

Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание — это единственно возможная реальность. «А что еще здесь можно увидеть?» Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом.

Тревожный клиент автоматически концентрируется на сво­их страхах, как только почувствует малейшее волнение. Деп­рессивная клиентка убеждена в том, что, почувствовав печаль и безнадежность однажды, она потом не сможет переключиться ни на что иное…

Это не совсем так. Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое.

Собственно, подготовка ребенка к школе начинается с того, что детей учат быть внимательными, не отвлекаться, обращать свое внимание не на то, что вдруг заинтересовало, а на слова учителя и то, что написано в учебнике. Хорошая школа учит детей управлять своим вниманием — спасибо школе за это!

Первый шаг к управлению жизнью и действиями — умение управлять собственным вниманием. Управляя своим и чужим вниманием, можно делать важным и интересным то, что нужно нам. Хорошо, но чем управлять конкретно? Традиционно у внимания выделяют следующие свойства (характеристики) — концентрация, устойчивость, объем, направленность, переключаемость и способность к параллельным процессам. Эти свойства развиваются у детей в процессе жизни, эти качества своего внимания имеет смысл развивать каждому, кто хочет жить более осмысленно и продуктивно. См.→

Управление вниманием как способ самомотивации

Внимание — это энергия, и направляя ее в нужном направлении, вы запускаете нужные вам процессы.

Начните с себя. То, что вы хотите чтобы было для вас важным — пусть будет по возможности в поле вашего видения. Из поля видения попадет в поле внимания — вспомните, задумаетесь, возможно начнете делать что-то нужное в этом направлении. Самое важное — пусть будет перед вашим носом.

Возможно, вы не относите себя к любителям конфет и «Пепси», но если у вас на столе будет стоять бутылочка «Пепси» и конфеты, вы можете быть уверены, что вы в самое ближайшее время себе нальете и заедите. Это просто происходит, потому что привлекает ваше внимание.

Если вы хотите активно заниматься спортом, то спортинвентарь лучше расположить на линии внимания: гантели в комнате должны лежать не убранные аккуратно с глаз, а на виду.

Управление вниманием других людей

Управляя вниманием других людей, вы получаете возможность влиять на их поведение. Чем пользуются мамы, когда маленький ребенок тянется к чему не следует? Отвлекают от этого и стараются привлечь внимание к другому, не менее интересному. И это срабатывает не только в отношении маленьких детей: направляйте внимание человека на то, чем вы хотите его заинтересовать, и отвлеките от того, что видеть ему не надо. Женщины этим пользуются, привлекая внимание мужчин к себе.

www.psychologos.ru

Управление вниманием — Психология Дома Солнца

Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.

Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека — начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично; ясно, что воздействие на слушателя при этом будет различным.

Средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до партнера, — ваш голос. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сразу узнает его. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

1. Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

2. Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека — явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

3. Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

5. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

6. Еще один прием поддержания внимания — это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи — наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

7. Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:

* Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.

* Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.

* Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.

* При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы деловой встречи.

8. Прием «переформулировки» — действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

9. Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.

10. Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.

12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:

* проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;

* проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»;

* после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Управлять вниманием в деловом общении — важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

www.sunhome.ru

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Содержание

Введение

Понятие о внимании

Качества внимания

Виды внимания

Рекомендации по управлению вниманием

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Заключение

Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

2. Понятие о внимании

Внимание — это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании бо­лее отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание — это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание — внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание — внимание, на­правленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием како­го-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про-ji икнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

3. Качества внимания

Внимание представляет собой многосторонний процесс, характеризующийся рядом качеств, основными из которых являются: интенсивность, объем, концентра­ция, направленность, устойчивость, активность, пере­ключение и распределение

Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления и памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома чело­веку), чем больше влияние отвлекающих раздражите­лей, тем более интенсивным (напряженным) будет вни­мание.

Объем внимания — это качество, определяе­мое числом одновременно отражаемых объектов, зави­сит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки. Так, например, число одновременно воспринимаемых букв, когда они предъявляются раздельно,— не более шести. Если из них могут быть образованы слоги или слова, то число воспринимаемых и одновременно отражаемых букв может определяться количеством их в четырех — шести словах.

Концентрация внимания — это качество внимания, определяющее высокую его интенсивность при объеме в один объект.

Под направленностью понимают прежде все­го избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объек­тов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воз­действий, но и в более или менее длительном их сохра­нении (удержании образов в сознании).

Устойчивость внимания определяется дли­тельностью сохранения концентрированного внимания. Это — характеристика внимания во времени. Показа­тель устойчивости — высокая продуктивность деятель­ности (объем, точность работы) в течение некоторого промежутка времени Длительность интенсивного сосре­доточения зависит от ряда условий: характера и содер­жания деятельности, отношения к объекту внимания. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости внимания увеличивается с возрастанием сложности объекта внимания.

Активность личности имеет большое значе­ние для устойчивости внимания. Деятельность личности может проявляться во внешне выраженных практиче­ских действиях с объектами внимания или во внутренней мыслительной деятельности, связанной с решением за­дач, требующих наиболее полного отражения объектов внимания.

Переключение внимания — это быстрое пе­ремещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта опреде­ленной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности.

Эффективность переключения зависит от особен­ностей выполнения предыдущей и последующей дея­тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех пере­ключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение. Имеются значительные индиви­дуальные различия в переключаемости. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой. Для иных этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отклонение вни­мания от основной деятельности на посторонние объек­ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­дражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выпол­нении однообразной работы действие побочных раздра­жителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слухо­вом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздей­ствиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

Под распределением внимания понимают такое его качество, которое определяет способность че­ловека одновременно выполнять несколько действии, рассредоточивая внимание между ними. Уровень рас­пределения внимания зависит от ряда условий: от ха­рактера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и разнородными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятель­ности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняе­мых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизиро­ван (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о