Урок самопознания » Здравствуй, мир! 4 класс
УРОК САМОПОЗНАНИЯ
4 класс
«Здравствуй, мир!»
Учитель начальных классов: Калиева Ж.С.
Тема: Здравствуй, мир! (Урок 2)Цель: Расширить представление учащихся о мире через общечеловеческую ценность (внутренний покой)
Задачи:
-выявить умения понимания мира, вежливости, стремление быть терпеливым, видеть красоту;
-развивать творческое воображение, фантазию;
-воспитывать бережное отношение к миру
Ресурсы:
(материалы,источники)
Хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», шаблон буквы «Я», макет слова «Мы».
Деятельность учителья и ученика
1.Орг.момент. Позитивный настрой
Концентрация на Свете
Свет
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колено или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста закройте глаза..
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становиться все интереснее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направить свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей на все живое, повсюду. Посылайте свет во все уголки вселенной. Мысленно скажите: !Я в Свете.. Свет внутри меня.. Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо.
На фоне лирической музыки «шум моря и поющими дельфинами»
2.Проверка домашнего задания.
— Расскажите о добрых людях, которых вы знаете.
Беседа
— Как идти в жизни по пути любви и добра?
— Всегда ли человек следует этому пути?
— Какими вы представляете себе сердце доброго человека?
Вывод
Сердце доброго человека всегда отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремиться помогать другим не только словом, но и делом.
Опережающеее чтение.
Ответы детей
3.Позитивное высказывание (цитата).
Когда есть мир в душе человека, есть мир в семье.
Когда есть мир в семье, есть мир в обществе.
Когда есть мир в обществе, есть мир в государстве.
Когда есть мир в государстве, есть мир во всем мире. Народная мудрость.
Вопросы для обсуждения:
— О чем эта цитата?
— Когда есть в семье мир?
— Когда есть мир в обществе?
— Когда есть мир во всем государстве?
4.Рассказывание истории (беседа)
«Малыш и мир»
Далеко ушла снежная пушистая зима. За ней весна принесла свое зеленое платье. А румяное лето с веснушками на щеках всем людям просто улыбнулось.
В уютной кроватке лежал Малыш. Он был таким же, как все малыши, и поэтому задавал очень много вопросов.
Малыш был очень счастлив, потому что рядом была мама, любимые игрушки, а за окном светило теплое солнце. Малыш любил слушать сказки, играть с котенком и кушать сладкую кашу. Он был уверен, что быстро вырастет и окрепнет.
Однажды мама сказала, что покажет Малышу мир.
— Что такое мир? – спросил мальчик.
— Это – то, что тебя окружает, — ответила мама.
Вместе они пошли на прогулку. От солнечных лучей на большой поляне было очень светло: кругом сверкали капли утренней росы, переливаясь веселыми цветными огоньками. Увидев это, Малыш зажмурился и не сразу открыл глаза.
А когда открыл, увидел, что бабочки парами порхали над душистыми цветами, тут же летали пчелы-медоносы, проворные муравьи спешили к муравейнику. А еще слышалась чудесная музыка: кто-то куковал, кто-то жужжал, а что-то совсем рядом, журчало и всплескивало. От такого изобилия красок и звуков у Малыша перехватило дыхание, и он воскликнул:
— Как красив этот мир! Я люблю его, мама!
Вопросы для обсуждения:
О чем говорится в рассказе «Малыш и мир»?
Почему был счастлив малыш?
Каким видит мир Малыш?
5.Творческая деятельность, групповая работа.
Порядок работы:
1. Раздать детям по одному шаблону буквы «Я».
2. На шаблоне учащиеся пишут имя и качество, которое они больше всего ценят в себе.
3. Шаблоны приклеиваются на макет слова «Мы».
Учитель обобщает итоги творческой деятельности детей.
– Посмотрите, сколько «Я» в нашем классе! Все «Я» вместе – это «Мы». «Мы» – умное, щедрое, доброе, сильное, красивое (и т.д.). А если это так, то мы должны ценить и уважать друг друга, учиться друг у друга. Посмотрите внимательно на своих одноклассников, пожмите ближайшим соседям по парте руки. Скажите: «Я и ты – это Мы». Мы – ученики одного класса, одной школы, граждане одной страны. Главное в «Мы» – это единство наших «Я».
Учебник «Самопознание» 4 класс, стр.7-8
6.Домашнее задание.
– В тетради выполните задание 2. Напишите на каждой букве «Я» имя родного и близкого вам человека, друга или подруги и то качество, которое вы цените в этом человеке больше всего.
В хрестоматии прочитайте стихотворение А. Барто «Я расту».
7. Групповое пение «Здравствуй, мир!»
Мир проснулся, как ребенок.
Солнце плещет в берега.
Мчится резвый жеребенок
На зеленые луга.
Грива стелется разливом,
А во лбу горит звезда
Мр, ты хочешь быть счастливым?
Значит, миром будь всегда!
Припев:
Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!
Здравствуй, песен щедрый круг!
Здравствуй, миг! Здравствуй, век!
Здравствуй, добрый человек!
Здравствуй, дом! Здравствуй, даль!
Здравствуй, радость и печаль!
Здравствуй, быль! Здравствуй, новь!
Здравствуй, светлая любовь!
«Здравствуй, мир!»
Сл.В.Кострова
Муз.Л.Квинт
8.Заключительная минута тишины.
Давайте приготовимся к минутке тишины, закройте глаза и вспомните, что мы делали на уроке.
Мир, мир, мир везде
Мир, мир, мир на всей земле
Минута тишины
infourok.ru
План урока самопознания 4 класс №2.docx
План урока самопознания
Тема: «Здравствуй, мир!» № 2
Школа: СШ №7
Ценность: Покой
Качества: гармоничное взаимоотношение с окружающим миром
Педагог: ____________________ класс: 4 дата:
Цель: формирование гармоничного взаимоотношения с окружающим миром, через
практику покоя.
Задачи:
раскрыть понятие «гармония»;
воспитать стремление к поиску гармонии с окружающим миром.
Ход урока
1. Орг.момент. Позитивный настрой. Мысленное путешествие в подводное
царство.
Ресурсы:
слайдпрезентация,
музыкальное
сопровождение,
клей,
цветная бумага, листы А4,
вырезки из журналов
Примечание
2. Проверка домашнего задания.
(стр.6) «Малыш и мир»
Вопросы:
Какой вопрос задал маме малыш?
Каким видит мир малыш?
Что удивило и обрадовало малыша?
Расскажите, что окружает вас?
Подумайте, что делает вас счастливыми?
3. Позитивное высказывание (цитата).
«Только в спокойных водах вещи отражаются неискаженными. Только спокойное сознание пригодно для
восприятия мира». (Ганс Марголиус)
Вопросы:
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
«Инструменты душевной гармонии»
— Я так несчастен…, наверное, я – плохой человек, — жаловался ученик учителю.
— Ты – не плохой человек, но тебе нужно измениться.
— Как же так? Если я – не плохой, то зачем мне меняться?
— Давайка лучше я тебе покажу, – посоветовал учитель.
Он дал ученику свирель с просьбой сыграть любую мелодию. Ученик играть на свирели не умел, но поднес инструмент к
губам, стал в него дуть и попеременно закрывать отверстия. Ничего, кроме свистящих и хрипящих звуков, из свирели не
выходило.
— Видишь, что получается\», — сказал Учитель. — А если ты выучишься на ней играть, музыка станет совсем иной. Что
же изменится? Играть будешь тот же ты, и свирель будет той же, и руки, и воздух, но… Это будет совершенно другая
музыка, которая будет успокаивать, лечить и возносить душу.
Мораль: в тебе есть всё, что необходимо. Оно может казаться плохим, но лишь потому, что ты ещё не умеешь извлекать
из него гармонию. Когда ты научишься гармонично управлять мыслями и волей, тогда в руках твоей души эти
инструменты станут послушными. Тогда ты поймёшь, что недостатки — не что иное, как твои самые яркие добродетели,
которыми ты пока не научился пользоваться.
Вопросы:
Почему ученик чувствовал себя несчастным?
По вашему мнению, почему ученик не смог сыграть на свирели?
Какой совет дал ученику учитель?
Расскажите, что нужно человеку, чтобы обрести гармонию с собой и окружающим миром?
Подумайте, каким образом можно превратить свои недостатки в добродетели?
Творческая деятельность, групповая работа.
Класс делится на 3 группы. Учитель раздает каждой группе по одному листу бумаги, вырезки из журналов,
цветную бумагу, клей: «Составьте коллаж «Мой мир». Реализация через презентацию коллажей.
Групповое пение.
«Здравствуй, мир» В.Костров
Домашнее задание.
(стр.13) «Мечты сбываются»
znanio.ru
Урок по самопознании на тему Здравствуй, мир! (4 класс)
План урока «Самопознание»
Школа Дата__________ № 1,2
Тема: Здравствуй, мир!
Ценность: Внутренний покой
Качества: Вежливость, терпение, умение видеть прекрасное, бережно отношение к миру
Педагог:_ Класс: 4-А
Кол-во уч-ся —
Цель: Расширить представление учащихся о мире через общечеловеческую ценность (внутренний покой)
Задачи:
-выявить умения понимания мира, вежливости, стремление быть терпеливым, видеть красоту;
-развивать творческое воображение, фантазию;
-воспитывать бережное отношение к миру Ресурсы:
(материалы,источники)
Хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», шаблон буквы «Я», макет слова «Мы».
Ход урока:
1.Орг.момент. Позитивный настрой
Концентрация на Свете
Свет
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колено или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста закройте глаза..
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становиться все интереснее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направить свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей на все живое, повсюду. Посылайте свет во все уголки вселенной. Мысленно скажите: !Я в Свете.. Свет внутри меня.. Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо.
На фоне лирической музыки «шум моря и поющими дельфинами»
2.Проверка домашнего задания.
— Расскажите о добрых людях, которых вы знаете.
Беседа
— Как идти в жизни по пути любви и добра?
— Всегда
weburok.com
Тема:Здравствуй, мир! Урок 2 класс:4 Цель: Расширить представление учащихся о мире через общечеловеческую ценность (внутренний покой) Задачи: -выявить умения понимания мира, вежливости, стремление быть терпеливым, видеть красоту; -развивать творческое воображение, фантазию; -воспитывать бережное отношение к миру Ресурсы: (материалы,источники) Хрестоматия, тетрадь, шаблон буквы «Я», макет слова «Мы». Ход урока: 1.Орг.момент. Позитивный настрой Концентрация на Свете Свет Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колено или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста закройте глаза.. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становиться все интереснее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направить свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей на все живое, повсюду. Посылайте свет во все уголки вселенной. Мысленно скажите: !Я в Свете.. Свет внутри меня.. Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо. На фоне лирической музыки «шум моря и поющими дельфинами» 2.Проверка домашнего задания. — Расскажите о добрых людях, которых вы знаете. Беседа — Как идти в жизни по пути любви и добра? — Всегда ли человек следует этому пути? — Какими вы представляете себе сердце доброго человека? Вывод Сердце доброго человека всегда отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремиться помогать другим не только словом, но и делом. 3.Позитивное высказывание (цитата). Когда есть мир в душе человека, есть мир в семье. Когда есть мир в семье, есть мир в обществе. Когда есть мир в обществе, есть мир в государстве. Когда есть мир в государстве, есть мир во всем мире. Народная мудрость. Вопросы для обсуждения: — О чем эта цитата? — Когда есть в семье мир? — Когда есть мир в обществе? — Когда есть мир во всем государстве? 4.Рассказывание истории (беседа) «Малыш и мир» Далеко ушла снежная пушистая зима. За ней весна принесла свое зеленое платье. А румяное лето с веснушками на щеках всем людям просто улыбнулось. В уютной кроватке лежал Малыш. Он был таким же, как все малыши, и поэтому задавал очень много вопросов. Малыш был очень счастлив, потому что рядом была мама, любимые игрушки, а за окном светило теплое солнце. Малыш любил слушать сказки, играть с котенком и кушать сладкую кашу. Он был уверен, что быстро вырастет и окрепнет. Однажды мама сказала, что покажет Малышу мир. — Что такое мир? – спросил мальчик. — Это – то, что тебя окружает, — ответила мама. Вместе они пошли на прогулку. От солнечных лучей на большой поляне было очень светло: кругом сверкали капли утренней росы, переливаясь веселыми цветными огоньками. Увидев это, Малыш зажмурился и не сразу открыл глаза. А когда открыл, увидел, что бабочки парами порхали над душистыми цветами, тут же летали пчелы-медоносы, проворные муравьи спешили к муравейнику. А еще слышалась чудесная музыка: кто-то куковал, кто-то жужжал, а что-то совсем рядом, журчало и всплескивало. От такого изобилия красок и звуков у Малыша перехватило дыхание, и он воскликнул: — Как красив этот мир! Я люблю его, мама! Вопросы для обсуждения: 1. О чем говорится в рассказе «Малыш и мир»? 2. Почему был счастлив малыш? 3. Каким видит мир Малыш? 5.Творческая деятельность, групповая работа. Порядок работы: 1. Раздать детям по одному шаблону буквы «Я». 2. На шаблоне учащиеся пишут имя и качество, которое они больше всего ценят в себе. 3. Шаблоны приклеиваются на макет слова «Мы». Учитель обобщает итоги творческой деятельности детей. – Посмотрите, сколько «Я» в нашем классе! Все «Я» вместе – это «Мы». «Мы» – умное, щедрое, доброе, сильное, красивое (и т.д.). А если это так, то мы должны ценить и уважать друг друга, учиться друг у друга. Посмотрите внимательно на своих одноклассников, пожмите ближайшим соседям по парте руки. Скажите: «Я и ты – это Мы». Мы – ученики одного класса, одной школы, граждане одной страны. Главное в «Мы» – это единство наших «Я». Учебник «Самопознание» 4 класс, стр.7-8 6.Домашнее задание. – В тетради выполните задание 2. Напишите на каждой букве «Я» имя родного и близкого вам человека, друга или подруги и то качество, которое вы цените в этом человеке больше всего. В хрестоматии прочитайте стихотворение А. Барто «Я расту». 7. Групповое пение «Здравствуй, мир!» Мир проснулся, как ребенок. Солнце плещет в берега. Мчится резвый жеребенок На зеленые луга. Грива стелется разливом, А во лбу горит звезда Мир, ты хочешь быть счастливым? Значит, миром будь всегда! Припев: Здравствуй, мир! Здравствуй, друг! Здравствуй, песен щедрый круг! Здравствуй, миг! Здравствуй, век! Здравствуй, добрый человек! Здравствуй, дом! Здравствуй, даль! Здравствуй, радость и печаль! Здравствуй, быль! Здравствуй, новь! Здравствуй, светлая любовь! 8.Заключительная минута тишины. Давайте приготовимся к минутке тишины, закройте глаза и вспомните, что мы делали на уроке. Мир, мир, мир везде Мир, мир, мир на всей земле. |
collegy.ucoz.ru
План урока «Самопознание» Школа 2, г.Атбасар Дата__________ № 1,2 Тема: Здравствуй, мир! Ценность: Внутренний покой Качества: Вежливость, терпение, умение видеть прекрасное, бережно отношение к миру Педагог:_Сексембаева Кумысжан Бижановна Класс: 4-А Кол-во уч-ся — 23 Цель: Расширить представление учащихся о мире через общечеловеческую ценность (внутренний покой) Задачи: -выявить умения понимания мира, вежливости, стремление быть терпеливым, видеть красоту; -развивать творческое воображение, фантазию; -воспитывать бережное отношение к миру Ресурсы: (материалы,источники) Хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», шаблон буквы «Я», макет слова «Мы». Ход урока: 8.Заключительная минута тишины. |
teacher-almaty.clan.su
Творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) по теме: Самопознание 4 класс Раздел «Как прекрасен этот мир!»
Раздел. Как прекрасен этот мир!
Урок-путешествие.
Тема. Природа нашей Родины.
Цель урока: формирование представлений о значение и ценности природы
нашей Родины в судьбе каждого человека.
Задачи:
— вызвать у ребёнка чувство восхищения и гордости за своё Отечество;
— пробудить желание проявлять заботу и бережное отношение к природе;
— развивать способность к эмоционально –эстетическому восприятию родного
края как источника любви и вдохновения.
Формирование ключевых компетентностей.
Разрешение проблем:
- выстраивать доброжелательные отношения к окружающему миру;
- проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм.
- быть патриотом своей Родины, проявлять зрелость в суждениях и ответственность в своих действиях;
Информационная:
- находить информацию, проводить отбор материала и использовать в своей деятельности при помощи ИТК.
Коммуникативная:
- развивать устную речь;
- расширять кругозор;
- обогащать словарный запас;
- уметь работать в группе.
Ожидаемый результат:
- осознание себя гражданином Республики Казахстан;
- проявление гражданственности и патриотизма.
- уметь слушать, понимать, свободно выражать свои мысли и чувства.
Методические приёмы: «видеометод»,беседа, «путешествие», чтение с прогнозированием, игра.
Цитата урока.
Туған жердей жер болмас, Нет земли лучше Родины,
Туған елдей ел болмас. Нет людей лучше, чем Родина.
Казахская народная пословица.
Ресурсы: учебник, тетрадь, цв.карандаши, контурная,физическая карты Казахстана, иллюстрации географ.объектов Казахстана, фрагмент музыкальных произведений, шаблоны сердец.
Межпредметная связь: самопознание + познание мира + казахский
язык
Ход урока.
Приветствие.
Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и моё сердце радуется. И, как всегда, приглашаю вас в наш замечательный «круг радости».Возьмёмся за руки.
Круг радости.
Здравствуй, наша школа,
Мы с тобой, мы тебя любим!
Здравствуй, наш город Рудный,
Мы с тобой, мы тебя любим!
Здравствуй, наша Родина – Республика Казахстан,
Мы с тобой, мы тебя любим!
Здравствуй, наша планета Земля,
Мы с тобой, мы тебя любим!
Учитель.
Родина – как много в этом слове: перед моим мысленным взором возникает огромная страна, населённая добрым и мудрым народом. Казахстанские степи, расстилающиеся ковром ковыля. Запах горькой полыни. Наши предки говорили: «Пока ты на коне, познай мир вокруг». Когда я говорю Мой Казахстан, чувствую, что сердце наполняется гордостью, перехватывает дыхание.
— У каждого человека есть родина. Эта страна, в которой люди родились и выросли. Страна, в которой они живут и гражданами которой являются. Наша Родина –Республика Казахстан. Мы с вами- дети Казахстана. Будущее нашей Родины в ваших руках, ребята!
-Как вы понимаете выражение «любить Родину»?
-Как можно выразить эту любовь?
Совместная коллективная работа.
Учитель рисует на доске круг, в круге записывает слова: «Любить Родину – это значит…» вокруг него ответы детей.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Попросите детей вспомнить какое-либо место или событие, которое ассоциируется у них со словом Родина, и рассказать о нем.
- Перечислите все хорошее, что дала вам Родина.
- Каким нужно быть человеком, чтобы отдать свою жизнь за свой народ?
- Как вы думаете, может ли у человека быть две Родины или больше?
- Представьте, что вы должны провести урок, посвященный любви к Родине в классе, где учатся дети разных народов. Как бы вы провели урок, чтобы каждый из учеников почувствовал гордость за свою родную землю и не был обижен?
Просмотр детских презентаций на тему «Родина».
Чтение стихотворения.
(у каждого ученика текст стихотворения)
Она велика
От Алтая до Каспия,
Она широка,
Как народа душа.
Она же – Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И всплеск Иртыша.
Родная земля –
Молодая и древняя, —
Пою о тебе
И тобою живу!
На север взгляну –
Вижу зелень деревьев я,
На юг посмотрю –
Ветры сушат траву.
Есть все у тебя:
И леса, и озера,
И синие глуби
Натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы,
И я – твой хозяин,
И твой Человек!
(Т.Айбергенов «Моя страна»)
Вопрос:
— Какой видит свою Родину автор стихотворения? (бескрайней, многообразной)
— А какой вы видите свою Родину? (красивой, мирной, независимой)
— А от нас это зависит? (да зависит)
— Испытываете ли вы чувство гордости за свою Родину?
— По вашим высказываниям и рисункам видно, что гордитесь своей Родиной.
Выставка детских рисунков на тему «Родина моя».
Лучшие работы отмечаются призами.
Представьте, к вам приехали гости из других стран, что бы вы показали в первую очередь в нашей стране. Мы попытаемся это сделать отправившись в путешествие.
Совместное творческое «путешествие» по стране.
Рассказ учителя.
— Казахстан – древняя страна, но на современной карте мира она появилась недавно, в 1991 году. Находится наше государство в центре Евразийского материка- самого большого на планете Земля. Казахстан- это страна зелёных степей и жёлтых пустынь. Ни одному из учёных –путешественников не удалось пройти всю страну из края в край, каждый смог исследовать только её часть. Всё, что мы сегодня знаем о нашей стране- это заслуга тысяч людей.
(У каждого на парте физическая и контурная карты Казахстана).
— Каждый из вас может найти на карте Казахстана город или село, где он родился.
Отметить на контурной карте.
— Начинаем мы путешествовать с главного города – столицы Республики Казахстан – Астана. Что вы знаете о столице Казахстана? Кто из вас был Астане? Чему вы удивились, побывав там.
Информация об Астане.
Столицей этот город стал совсем недавно, в 1997году. А основан он был в 1832 году. До того, как у города появилось имя Астана, у него было несколько названий- акмолинск, целиноград, акмола. Он стал одним из самых красивых городов планеты. За это ему была присуждена специальная награда ЮНЕСКО «Город мира».
— Следующим прекрасным местом на казахской земле является Боровое.
Синегорье заставляет человека забыть все суеты и окунуться в мир сказочной стихии, наполненный таинственным ароматом народных преданий и легенд. Здесь все словно и создано только для того, чтобы человек заглянул в самые потаенные глубины собственного сердца. Древние молчаливые горы непроходимой стеной встали на пути всеразрушающего времени, которое здесь, в этом хвойно-озерном оазисе посреди серой казахской степи, не имеет никакой власти. Фиолетовая дымка над Синюхой, тихий плеск воды об Каменный пляж, шум старых сосен — оказавшись здесь впервые, начинаешь верить, что действительно сам Господь благословил этот союз камня, воды, леса и неба, остановил время в этом магическом круге… И если и есть где на Земле отголосок потерянного когда-то рая, то этот эдемский сад зовется Боровое!
Чтение с прогнозированием
Предание о происхождении Борового
В стародавние времена, когда казахи населяли предгорья Алатау, жили у Балхаша, Арала и Каспия, везде в тех краях были горы, реки, леса, озёра. В многоводных реках водилось множество рыбы, в непроходимых лесах было много зверя. Много веков так было. Но однажды один из казахских родов чем-то провинился, прогневил аллаха. Страшно разгневался аллах, собрал он со всех мест леса, горы, реки, уложил их в мешок и зашагал куда-то на север. Но мешок у аллаха был с дыркой…
Учитель останавливает чтение. Детям предлагается завершить текст предания.
А теперь, послушайте, как на самом деле закончилась эта история. Шел он, шёл. Захотелось ему чихнуть. Повелитель чихнул и не заметил, как через дырку из мешка вывалилась часть собранного им леса, земли, гор, озёр. И случилось это как раз на том месте, где сейчас стоит курорт Боровое. Так говорит предание.
— А теперь мы с вами попадем на горнолыжный курорт Чимбулак.
В конце сороковых годов любители горных лыж открыли для себя замечательный уголок, расположенный в урочище Чимбулак, на высоте 2 200 м над уровнем моря. Идеальный для спуска длинный естественный склон с разнообразным рельефом в сочетании с уникальным, как потом выяснилось, составом снега, обеспечивающим лучшее скольжение и сцепление, покорили всех. Вскоре здесь была проложена первая в стране трасса скоростного спуска, отвечающая международным требованиям.
Обобщение.
Поистине велика казахстанская земля. От седого Каспия – на западе до Алтайских хребтов – на востоке, от березовых перелесков – на севере до хребтов Заилийского Алатау – на юге. Это большое счастье жить в такой большой стране, в которой можно увидеть степи и горы, леса и пустыни.
Чтение. (читает учитель или подготовленный ученик)
(Притча) Младший принц.
Было у короля три сына. Старший – был храбрым воином, и умело владел любым оружием. Он мечтал стать полководцем, и король поставил его во главе своего войска. Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. Отец соглашался с ним и выдавал деньги на строительство. Только младший сын расстраивал короля. Он не воевал, не строил, а целыми днями читал книги. Младший сын короля изучал историю, языки и обычаи разных народов.
— Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих народов? Ты должен любить свою Родину, — часто упрекал принца король.
Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои занятия.
Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. Соседи короля объединились и объявили войну. Королевское войско терпело поражение за поражением. Наконец настал день последней битвы. В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Господа о спасении.
За день до битвы в шатер полководца вошел младший сын короля.
— Зачем ты приехал сюда, книжник? Уезжай немедленно! Завтра будет битва! – вскричал молодой полководец.
— Да, сын, тебе здесь не место, — поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в последнем сражении.
Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал:
— Я три дня провел во вражеском лагере. Здесь нарисовано расположение орудий врага и все их планы. Завтра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл.
После рассказа младшего сына, король приказал готовиться к битве. Сражение было жестоким, но враги всюду натыкались на ловушки и были разбиты.
— Сын, ты оказался героем. Как ты смог прятаться среди врагов целых три дня? – воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.
— Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки и обычаи этих людей. Поэтому они принимали меня за своего, — ответил принц.
— Разве тебе не было страшно? – удивился его брат.
— Любовь к Родине превыше страха смерти, — спокойно ответил младший сын.
Вопросы и задания для беседы:
- Почему королю казалось, что его младший сын не любит свою Родину?
- Как вы думаете, если человек знает в совершенстве иностранные языки, значит ли это, что он не любит свою Родину?
- Какой язык вы хотели бы выучить и почему?
- Как вы думаете, какое занятие самое достойное для сына короля?
- Представьте, что вы принц (принцесса). Расскажите, чем бы вы стали заниматься.
Упражнение.
— Ребята, сейчас мы с вами проверим, как вы знаете наш государственный язык. Вам необходимо выбрать слова и словосочетания, имеющие отношение к понятию «Родина».
Жанұя | Туған жер табиғаты | Тәуелсіздік |
Мектеп | Адал. таза | Махаббат |
Ұй | Адалдық | Мұғім |
Халық әндері | Ұят, ар | Достар |
Еңбек адамдары | Еңбек | Анна тілі |
(Все слова и словосочетания имеют отношение к слову Родина)
Игра.
-А сейчас мы поиграем: Я вам буду читать четверостишие, и если вы согласны, то надо сказать: «Это я, это я, это все мои друзья»
Будет кто трудиться вечно
И все силы прилагать
Чтобы пел родник Отчизны
И земля родная мать?
(это я, это я, это все мои друзья)
Кто нарушит все запреты И разрушит все мосты, Что ведут нас к дружбе По дороге доброты? (дети молчат)
Кто из вас границы наши
Будет верно охранять
И страну свою родную
От врагов оберегать?
(это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас учиться будет
На «4» и на «5»,
Чтобы в будущем Отчизну
Во всем мире прославлять?
(это я, это я, это все мои друзья).
Я
| узнал запомнил научился удивился повторил |
Рефлексия.
Круг «От сердца к сердцу»
Обвести по шаблону сердца и раскрасить.
Ребята, давайте сделаем большой круг, и покажем всему миру, какая у нас огромная Родина — Республика Казахстан.
А сейчас с помощью этих сердец мы подарим нашу любовь и пожелания нашей Родине. (Дети с помощь сердец выкладывают карту Казахстана)
Звучит песня «Дорогою добра».
Установка на выполнение домашнего задания.
На выбор.
Напишите сочинение на тему: «Что я могу сделать для своей Родины» .
Составить кластер «Как я понимаю, что такое Родина»
nsportal.ru
Урок по самопознанию 4 класс «Доброе имя» 2 урок
Предмет: самопознание Класс: 4 «Д»
Дата:________________
Тема: Доброе имя (2 урок).
Цель: формировать на основе примеров и жизненного опыта детей категорию добра.
Показать насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Задачи: закрепить знание учащихся о ценности «имя», акцентировать внимание детей на значении имени для судьбы человека; развивать представления учащихся о доброте, навыки исследовательской деятельности; воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Круг радости.
— Я приглашаю вас в «круг радости». Давайте встанем дружно в круг.
Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня!
Здравствуйте, все, кто верит доброте!
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Рады мы всем, кто к нам пришёл сегодня,
Рады мы всем, кто верит доброте,
Рады мы всем, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
-На счёт 1-2-3 каждый громко назовет свое имя.
3. Сообщение темы, цель.
ЗАГАДКА
Какое слово все года
Проходит жизнью испытанье,
Вас не оставит никогда
На самых разных расстояньях?
С ним мы пришли в огромный мир
И с ним останемся в эпохах.
Оно даётся нам людьми,
А проверяться будет Богом.
Оно во мне, оно в тебе,
Среди страниц Небесной Книги,
В любом краю, в любой судьбе,
И это слово — наше …. ( Имя).
4. Проверка д/з.
с.43 в тетради
5. Работа по теме.
А) Чтение притчи учителем
Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему:
— Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение.
— Как вы думаете, что больше говорит о человеке: имя или дела? Почему?
— Почему люди с одним именем имеют разную судьбу?
Б) Поговорим. «Прославившие имя свое».
-Мы живем в замечательном стране с богатым историческим прошлым. Именно в Казахстане жили выдающиеся люди, имя которых сейчас знают во многих странах. В их честь названы улицы, площади, театры наших городов. Кто же это?
Абай Кунанбаев — великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка.
Шакарим Кудайбердиев — духовный восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, стихотворец.
Мухтар Ауэзов — великий казахский писатель, ученый, педагог, общественный деятель, человек энциклопедических знаний и эрудиции — таким он вошел в сознание современников и память потомков.
В) Поразмышляем вместе
Верна ли поговорка «Не имя красит человека, а человек имя?»
— Что значит беречь имя? (рассуждение детей)
— Какие названия улиц нашего города названы именами известных людей? (ответы детей)
— Добрые поступки делают нас и других людей счастливыми, приносят радость и удовольствие всем.
Г) Задание с пословицами
— Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
— Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу.
1. Добрые дела… нет доброго имени
2. Делать добро… спеши.
3. Жизнь дана… платят.
4. Злой не верит… красят человека.
5. За добро добром и … что есть добрые люди.
6. Без добрых дел… на добрые дела.
Д) Разминка. «Кто самый добрый?»
— Ребята, как вы считаете, а вы добрые? (ответы детей).
Давайте проверим. Мы сыграем в игру «Кто самый добрый». Часто в жизни случаются ситуации, когда людям, и не только людям, то есть всему вокруг: и животным, и растениям необходимы наши доброта и забота. Давайте представим себе, что наступил такой момент. Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны будете предложить свои варианты решения. Как вы поступите, если:
— «Вы услышите плач ребёнка во дворе…»
— «Ваш друг получил плохую отметку…»
— «Ваша мама пришла с работы очень усталая…»
— Ваш дедушка попал в больницу…»
— «Вашего товарища обидели…»
— «Вы увидели собачку с раненной лапой…»
— «Вы видите мальчика с рогаткой…»
— «Дети из соседнего двора залезли на черешню, и безжалостно ломают ветки, срывая ягоды…»
— Молодцы, ребята. Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым на словах, а совершать как можно больше хороших поступков.
Е) Минутка тишины. (Звучит спокойная музыка)
— Ребята, пришло время помечтать. Закройте глаза и представьте себе, что у вас появилась волшебная палочка и вы стали добрым волшебником.
— Подумайте, какое бы доброе дело вы совершили.
Учитель читает стихотворение
Стать добрым волшебником,
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово.
(Дети, передавая волшебную палочку из рук в руки, называют вслух, какое бы доброе дело они совершили.)
Ж) Чтение
с.62-64, 65
З) Творческая деятельность
с.42 в тетради «Нарисуй своё имя»
6. Рефлексия.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.
-Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по- настоящему добрым- трудно. К сожалению, сегодня на уроке мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но каждый из нас я думаю, начнет с себя.
7. Круг «От сердца к сердцу»
Дети становятся в круг, берутся за руки.
— Давайте встанем, возьмемся за руки. Я буду читать стихотворение, повторяйте за мной каждый раз последнюю строку.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живем на земле.
— Я сегодня всех благодарю, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
8. Д/з: с.44-45 в тетради.
infourok.ru