Уровень субъективного контроля методика уск: Методика УСК (Уровень субъективного контроля)

Исследование уровня субъективного контроля (УСК)

Цель исследования: определить локус субъективного контроля.

Материал и оборудование: тест-опросник, разработанный Е.Ф.Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера, бланк для ответов, ручка.

Процедура исследования

Методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным текстом опросника и бланком для ответов. Бланк ответов представляет собой нумерацию утверждений, соответствующую тексту опросника.

Инструкция испытуемому.

 «Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны Вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «-«. Помните, что в тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову».

Опросник

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства (родители, благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), а не от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я. часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того,что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

 

Обработка результатов

Цель обработки результатов– получить показатель локуса субъективного контроля, то есть показатель общей интернальности «Ио». Он представляет собой сумму совпадений ответов испытуемого с ответами на вопросы, приведенными в ключе.

Ключ

Ответ                                             Номера вопросов

«+» согласен   2, 4, 11, 12, 13. 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44

«-» не согласен 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

Анализ результатов

Локус контроля – это характеристика волевой сферы человека, которая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям. Приписывание ответственности за результаты своей деятельности внешним силам носит название экстернального, или внешнего, локуса контроля, а приписывание ответственности собственным способностям и усилиям – интернального, внутреннего, локуса контроля.

Таким образом, возможны два полярных типа личностей в зависимости от локализации контроля: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

0 _______________¦______________ 44

экстернальный                           интернальный

Полученный в процессе обработки результатов показатель локуса контроля (Ио) расшифровывается следующим образом:

Величина Ио Локус контроля

0 – 21– экстернальный

22 – 44 – интернальный

 

В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность.

Локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля проявляется и в случаях неудач и в случаях достижений, причем это наблюдается в разных сферах жизнедеятельности субъекта.

Для определения уровня локуса контроля пользуются нижеследующими границами шкалы интернальности.

Показатель интернальности (Ио) Уровень локуса контроля

10 – 11 – низкий уровень интернальности

12 – 32 – средний уровень интернальности

33 – 44 – высокий уровень интернальности

При низком уровне интернальности люди мало прослеживают связь между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать развитие таких событий и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Поэтому «экстерналы» эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом. «Интерналы» с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.

Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля.

Таким образом, субъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Поэтому, составляя рекомендации для самосовершенствования, следует учесть, что:

· конформное, уступчивое поведение в большой степени присуще людям с экстернальным

локусом контроля; интерналы менее склонны подчиняться давлению (мнению, эмоции и др.) других людей;

· человек с интернальным локусом контроля лучше работает в одиночестве;

· интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы;

· у интерналов более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью.

Исследования показали, что интерналы более популярны, занимают благоприятную позицию в системе межличностных отношений. Они более благожелательны, увереннее в себе и терпимее.

Лица с интернальным локусом контроля предпочитают недирективные методы воспитания и психокоррекции. А в работе с экстерналами важно позаботиться о снижении часто наблюдающихся тревожности и депрессии.

 

Уровень субъективного контроля | это… Что такое Уровень субъективного контроля?

Описание методики

Наибольшее распространение в нашей стране получила методи­ка УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой явля­ются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

I) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;

3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале. 2.«Сырые» баллы переводятся в стены 3. Полученные стены заносятся в «Профиль УСК».

Шкалы

  • Шкала общей интернальности (Ио)
  • Шкала интернальности в области достижений (Ид)
  • Шкала интернальности в области неудач (Ин)
  • Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис)
  • Шкала интернальности в области производственных отно­шении (Ип)
  • Шкала интернальности в области межличностных отноше­ний (Им)
  • Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из)

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам: • Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное — 0. • Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем.

Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами — везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное — 0. • Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин — 12, минимальное — 0. • Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
Максимальное значение Ис — 10, минимальное — 0. • Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, коллегам по работе, везению — невезению. Максимум Ип — 8, минимум — 0. • Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель по Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им — 4, минимальное — 0. • Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий.
Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из — 4, минимальное — 0.

Ссылки

  • Опросник УСК
  • Тест-опросник уровня субъективного контроля Дж.Роттера online

Психологические особенности уровня субъективного контроля у наркозависимых в подростковом возрасте

Реферат

Юность, как возрастной период жизни человека, многими авторами признается одним из важнейших периодов личностного развития человека. Именно в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Основными чертами этого периода являются: формирование самосознания, формирование мировоззрения, принятие всего комплекса социальных ролей взрослого и овладение ими, окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях и стабилизация психических состояний.

В данной работе изучались личностные особенности наркозависимых молодежи. Сопоставлены различия в личностных характеристиках наркозависимых и химически независимых молодых людей. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в деятельности реабилитационных учреждений для наркозависимых, а также в работе специалистов. учебных заведений, с целью успешного выявления отрицательных тенденций развития личностных особенностей, исключительно из описанных в работе, на более ранних этапах формирования у химически самостоятельных мальчиков и девочек.

Ключевые слова:

Введение

За последние несколько лет картина наркомании в России изменилась. Эти изменения коснулись таких показателей, как средний возраст наркоманов, средний возраст впервые употребляющих наркотики, средняя продолжительность жизни наркоманов. Все эти показатели в последние годы имеют тенденцию к снижению (Dolya & Moisee, 2018; Popov, 2020). По статистике средний возраст наркоманов в России составляет 15-17 лет, а процент употребления наркотиков детьми 9 лет-13 лет резко возрастает.

Известны также случаи употребления наркотиков детьми в возрасте 6-7 лет – их приобщают к наркомании родители-наркоманы. По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ, ежегодно в России от наркотиков умирает 70 тыс. человек (Гарбер, Баранская, 2018; Нагуманова, Политика, 2020). 86 тысяч россиян становятся наркоманами. Каждый наркоман вовлекает в наркотический образ жизни 5-7 человек, что придает процессу характер эпидемии. Смертность среди наркоманов в 20 раз выше, чем среди населения в целом. Смерть от передозировки, медицинские осложнения и суицид Кукуляр и Бессонова (2017), Халфина и соавт. (2020).

Тенденция к снижению возраста первого употребления наркотиков, уровень деструктивного воздействия на организм, высокая скорость формирования встречной зависимости, частые случаи необратимых последствий в психике, высокий уровень смертности, связанный с употреблением наркотиков – все эти факторы делают тему актуальной. Своевременное выявление изменений личностных характеристик наркоманов и наркоманов в подростковом возрасте актуально на сегодняшний день. (Гагарина и Калмыкова, 2007)

Вторым аргументом в пользу актуальности исследования является то, что понятия «норма» и «нормальность» в современной психологии — это не некая точка, с точно заданными координатами местоположения, помещенная на «поле жизни» (Буданова и др. 2019, Ершова и др., 2019). Если бы это было так, то понятия «нормальность» и «норма» охватили бы крайне небольшое количество людей, живущих в мире (Ханишина, Воронин, 2019). Поэтому было бы разумно предположить, что такой мир, где почти все его представители «аномальны», не может существовать долго и успешно. Само это предположение является опровержением того факта, что понятие «норма» не может быть строго определенной точкой без каких-либо отклонений. Сегодня «норма» и «нормальность» в психологии представляют собой достаточно расширенный диапазон (кривая нормального распределения — кривая Гаусса), границы которого устанавливаются специалистами — отсюда и относительная стабильность мира (Исаев, 2019).; Хасанова, 2017).

Уметь выявлять личностные характеристики, уметь оценивать их уровень и соотносить этот уровень с положением в пределах «нормальности» – идея актуальна во все времена. Применительно к данной работе актуален крайне скудный объем информации, а также исследования, проведенные на тему выявления личностных различий между людьми с химическими зависимостями и людьми химически независимыми (Соколова, Гагарина, 2005; Тимченко и др., 2019).

Постановка проблемы

В соответствии с целью исследования была поставлена ​​задача изучить особенности субъективного контроля наркозависимых и химически независимых людей в подростковом возрасте.

Исследовательские вопросы

Следующие вопросы помогли решить заявленную проблему:

  • для изучения особенностей и основных отличительных особенностей подросткового возраста;
  • эмпирически исследуют особенности личности наркоманов и химически независимых людей в подростковом возрасте;
  • для выявления различий в личностных характеристиках наркозависимых и химически независимых людей подросткового возраста.

Цель исследования

Цель исследования — изучить уровень субъективного контроля наркозависимых в подростковом возрасте.

Методы исследования

Организация и проведение эмпирического исследования личностных особенностей наркоманов подросткового возраста проходили в 5 реабилитационных центрах, действующих на территории Республики Беларусь. Исследование проводилось в период с января по сентябрь 2017 г., в экспериментальную группу вошли 16-22 года (N=24). В контрольную группу вошли химически самостоятельные молодые люди – студенты 1 курса колледжа БГПУ им. М. Акмуллы (N=24).

Находки

Рассмотрим результаты, полученные по методике «Уровень субъективного контроля». На рис. 1 видно, что первая группа имеет ярко выраженные шкалы: Интернальность в области достижений и Интернальность в отношении к болезни и здоровью.

Характеристика экспериментальной группы. Четко выражены шкалы: шкала общего интернальности, Шкала интернальности в области достижений, Шкала интернальности в области неудач, Шкала интернальности в сфере межличностных отношений, Шкала интернальности по отношению к здоровье и болезнь.

Рассмотрим различия, полученные с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты статистической оценки различий показателей по опроснику «Уровень субъективного контроля» (УСК) между химически независимыми людьми в подростковом возрасте (1-я группа) (N=24) и наркозависимыми в подростковом возрасте (2-я группа) (N=24) (в стенах) Посмотреть полный размер >

Шкалы: Интернальность в сфере неудач и Интернальность в семейных отношениях, уровень значимости р<0,05, и в шкале Интернальность в сфере межличностных отношений, р<0,01.

Шкалы: Общая интернальность, Интернальность в сфере достижений, интернальность в сфере производственных отношений и интернальность в сфере здоровья и болезни — достоверных различий по уровню между первой и второй группами установить не удалось (Соколова, Гагарина , 2005).

В табл. 1 мы видим следующие основные показатели: среднее значение, стандартное отклонение, U-критерий Манна-Уитни и уровень значимости (p).

Различия между первой и второй группами были выявлены по следующим шкалам:

1. Интернальность в области неудач — это свидетельствует о том, что представители второй группы проявляют большую склонность обвинять себя в различных бедах и страданиях, чем представители первой группы испытуемых;

2. Интернальность в семейных отношениях — это свидетельствует о том, что субъекты второй группы считают себя ответственными за события, происходящие в их семейной жизни, в большей степени, чем субъекты первой группы;

3. Интернальность в сфере межличностных отношений – это говорит о том, что участники второй группы в большей степени считают себя ответственными за построение межличностных отношений с окружающими, чем участники первой группы (Халфина и др., 2020).

Группа химически независимых людей в подростковом возрасте характеризуется ярко выраженным зрелым и ответственным отношением к своему здоровью и успехам, которых они достигают в жизни. По другим шкалам уровень интернальности личностных характеристик преобладает над экстернальностью в этой группе, что свидетельствует о понимании испытуемыми собственной значимости в различных сферах своей жизни. Исключение составляют шкалы: Интернальность в семейных отношениях и Интернальность в сфере производственных отношений. В первом случае это связано с тем, что группа испытуемых еще не имеет опыта семейных отношений (за исключением подчиненной роли ребенка, для которой характерна экстернальность), в силу своих возрастных особенностей. Во втором случае это связано с тем, что в группу испытуемых вошли студенты, еще не имеющие опыта работы в сфере постоянных производственных отношений, в том числе в силу их возрастных особенностей.

Группа наркоманов подросткового возраста характеризуется тем, что по всем без исключения шкалам она демонстрирует более высокий уровень интернальности в субъективном контроле по сравнению с первой группой испытуемых. Это можно объяснить тем, что в условиях, где проходило исследование, испытуемые уже находились под воздействием реабилитационной программы по коррекции мышления и поведения наркозависимых. Одним из направлений этой программы, как правило, является попытка избавить наркомана от инфантилизма как в мышлении, так и в поведении. Общим для первой и второй групп является провисание шкал: интернальности в семейных отношениях и интернальности в сфере производственных отношений. В случае второй группы уровень интернальности по этим шкалам достаточно высок по сравнению с первой группой, но все же ниже общей картины результатов, полученных в целом по методике. Это можно объяснить таким же глубоко укоренившимся инфантилизмом, как личностной чертой, присущей наркоманам (Гагарина, Калмыкова, 2007; Гончарова, 2017).

Заключение

Таким образом, в ходе исследования были даны ответы на все вопросы исследования. Результаты метода «УСК» также показали, что средние показатели группы наркоманов всегда выше, чем у группы химически независимых испытуемых. Но значимый уровень различий выявлен по трем шкалам из семи, которые изучаются в методике: Интернальность в сфере неудач, Интернальность в семейных отношениях, Интернальность в сфере межличностных отношений. Высокие показатели по этим шкалам свидетельствуют о том, что наркоманы склонны более значимо оценивать свой вклад и влияние в отношении этих составляющих жизни, чем химически независимые. Но учитывая деструктивный характер болезни, по отношению к наркозависимым можно сказать, что они не берут на себя ответственность, а винят себя в неудачах, разрушении семьи и невозможности построить нормальные отношения соответственно.

Таким образом, первая и вторая группы испытуемых имеют существенные различия в личностных характеристиках.

Ссылки

  • Буданова Е. И., Медведев В. Р., Тушнова Л. К., Эркин Н. В. (2019). Нарушение мышления у молодых людей с наркоманией // Вестник Центрально-Российского университетского образовательного консорциума. Серия: Гуманитарные науки, 14, 79-80. [На Руси]

  • Доля А. А., Моисеев В. Г. (2018). Психологические особенности у молодых людей с наркоманией. Молодой ученый, 18(204), 435-438. [На Руси]

  • Гагарина Н.А., Калмыкова Е. С. (2007). Личная неустроенность наркоманов в результате конструктивов в семье. [Личностная дезадаптация наркозависимых в результате неурядиц в семье]. Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе: Материалы Первой международной научно-практической конференции, Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 172-176. [На Руси]

  • Гарбер, А. Н., и Баранская, Л. Т. (2018). Особенности самооценки у добровольных реабилитантов, зависимых от психоактивных веществ. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2, 104-111. [На Руси]

  • Гончарова К. Н. (2017). Психологические особенности отношения к риску наркозависимых правонарушителей разных возрастных групп. Общество: Социология, психология, педагогика, 5, 64-66. [На Руси]

  • Ханишина И. С., Воронин Р. М. (2019). О типологии личности наркозависимых несовершеннолетних. Прикладная юридическая психология, 4(49)), 34-38. [На Руси]

  • Исаев В. С. (2019). Психологические характеристики наркозависимых подростков. Научный альманах, 12-2(62), 136-138. [На Руси]

  • Халфина Р.Р., Сафронова Е.В., Сафронов А.М. (2020). Психологические особенности склонности к преступномууповедению подростков. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 20(1), 75-77. [На Руси]

  • Хасанова Э. Р. (2017). Психологические особенности наркозависимой личности. В сборнике: Основные характеристики современного этапа развития образования. Организация научной деятельности в России и за рубежом. Материалы Международной научно-практической конференции, с. 113-116. [На Руси]

  • Кукуляр А.М., Бессонова Н.Н. (2017). Изучение психологических особенностей формирования положительного отношения к реабилитации и ремиссии у наркозависимых. Академическая психология, 1, 34-38.

  • Нагуманова, Э. Р., и Политика, О. И. (2020). Типологические особенностипсихологического профилянаркоманов. Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 313-318. [На Руси]

  • Попов М.В. (2020). «Комплекс Иона» исамоактуализация личности наркоманов. Научный аспект, 2, 1648-1657. [На Руси]

  • Соколова Н.А., Гагарина М.А. (2005). Проблемы динамики мотивации при работе с людьми, злопотребляющими психоактивными веществами. Труды молодых ученых Гуманитарного института, 1, 87-94. [На Руси]

  • Тимченко Т.В., Данилов Е.В., Халфина Р.Р. (2019). Гендерные различия в проявлении агрессии у подростков. Бюллетень психофизиологии, 3, 114-115. [На Руси]

  • Ершова Р.В., Корягина Т.М., Семеняк И.В. (2019). Психологическое благополучие человека с наркоманией. Человеческий капитал, 6-2 (126), 458-465. [На Руси]

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Theory of Planned Behavior: Behavioral Intention

Теория запланированного поведения (TPB) — это когнитивная теория, разработанная Azjen (1985), которая предполагает, что решение человека участвовать в определенном поведении, таком как игра или прекращение игры, может быть основано на их намерении участвовать в этом поведении (рис. 1).

«Предполагается, что намерения фиксируют мотивационные факторы, влияющие на поведение; они указывают на то, насколько усердно люди готовы стараться, сколько усилий они планируют приложить, чтобы добиться того или иного поведения. Как правило, чем сильнее намерение совершить какое-либо поведение, тем более вероятным должно быть его выполнение» (Айзен, 19 лет).91, с. 181).

Содержание

Переменные

Согласно TPB, намерения определяются тремя переменными:

Личное отношение

Это наше личное отношение к определенному поведению. Это сумма всех наших знаний, взглядов и предубеждений… положительные и отрицательные, о которых мы думаем, когда рассматриваем поведение.

Например, наше индивидуальное отношение к курению может заключаться в том, что табак расслабляет и заставляет меня чувствовать себя хорошо, но вызывает у меня кашель по утрам, стоит больших денег и плохо пахнет.

Субъективные нормы

Здесь рассматривается, как мы воспринимаем представления других людей о конкретном поведении, например, о курении. Это может быть отношение семьи, друзей и коллег к курению. Это не то, что думают другие люди, а наше восприятие отношения других людей.

Воспринимаемый контроль над поведением

Это степень, в которой, по нашему мнению, мы можем контролировать свое поведение.

Это зависит от нашего восприятия внутренних факторов, таких как наши собственные способности и решимость, и внешних факторов, таких как доступные нам ресурсы и поддержка. Теория утверждает, что наше восприятие поведенческого контроля имеет два эффекта:

Это влияет на наши намерения вести себя определенным образом, т. е. чем больше мы думаем, что контролируем свое поведение, тем сильнее наше намерение его выполнить.

Это также напрямую влияет на наше поведение; если мы осознаем, что обладаем высоким уровнем контроля, мы будем стараться больше и дольше, чтобы добиться успеха.

Существующая точка зрения на воспринимаемый поведенческий контроль, однако, наиболее совместима с концепцией воспринимаемой самоэффективности Бандуры (1977, 1982), которая связана с суждениями о том, насколько хорошо человек может выполнять действия, необходимые для того, чтобы справляться с предполагаемыми ситуациями. Бандура, 1982, с. 122).

Теория запланированного поведения является расширением теории обоснованного действия (Айзен и Фишбейн, 1980; Фишбейн и Айзен, 1975) могут быть использованы непосредственно для прогнозирования поведенческих достижений.

Медицинские приложения

TPB имеет практическое применение; он использовался в кампаниях санитарного просвещения. Кампании по борьбе с наркотиками часто предоставляют данные о проценте людей, практикующих рискованное поведение, такое как курение или употребление наркотиков, для изменения субъективной нормы.

Например, курящие подростки обычно входят в группу курящих сверстников. Поэтому они могут считать курение нормой. Однако большинство подростков не курят, поэтому знакомство со статистикой, показывающей им истинные масштабы курения, должно изменить их субъективную норму.

Применение теории запланированного поведения к курению

Модель TPB чаще всего используется в психологии здоровья. Это было полезно для прогнозирования намерений, связанных с курением и употреблением алкоголя, что подтверждается Hagger et al. (2011).

Он обнаружил, что три компонента модели (личные установки, субъективные нормы и воспринимаемый поведенческий контроль) коррелируют с намерениями алкоголиков ограничить или прекратить употребление алкоголя.

Он также обнаружил, что эти намерения отражались в их поведении и могли предсказать приблизительное количество единиц, потребляемых через 1 и 3 месяца. Тем не менее, это не предсказывало пьянство.

Пенни (1996) обнаружил, что курильщики с меньшей вероятностью верили, что бросят курить, и, следовательно, с меньшей вероятностью пытались бросить курить, чем больше раз им не удавалось бросить курить ранее. Это показывает важность воспринимаемого поведенческого контроля в формировании наших намерений, как и предсказывает TPB.

Однако Webb et al. (2006) провели метаанализ 47 исследований и обнаружили, что, хотя связь между намерением и фактическим поведением существует, эта связь незначительна.

Это говорит о том, что существует значительный разрыв между намерениями и поведением.

Критическая оценка

Существуют методологические проблемы, связанные с исследованием этой теории.

Все компоненты модели оцениваются с помощью анкет или интервью, поэтому на ответы влияет социальная желательность.

Кроме того, эти интервью или анкеты проводятся, когда участники не находятся под воздействием наркотиков/алкоголя, но когда они находятся в ситуациях, которые провоцируют их поведение, связанное с зависимостью (паб, вечеринка…), их намерения могут вскоре быть забыты, и поведение возобновилось.

Сильной стороной TPB является то, что она учитывает влияние сверстников (субъективные нормы), которое важно как в начале поведения, так и в его поддержании (SLT и оперантное обусловливание).

Теория запланированного поведения предполагает, что все виды поведения являются сознательными, обоснованными и запланированными; однако он не учитывает роль таких эмоций, как грусть, разочарование… которые могут играть важную роль во влиянии на поведение.

Ссылки

Айзен, И. (1985). От намерений к действиям: теория запланированного поведения. В J. Kuhi & J. Beckmann (Eds.), Контроль действий: от познания к поведению (стр. 11-39). Гейдельберг: Спрингер.

Айзен, И. (1991). Теория запланированного поведения. Организационное поведение и процессы принятия решений людьми, 50 (2), 179-211.

Айзен, 1., и Фишбейн, М. (1969). Предсказание поведенческих намерений в ситуации выбора. Журнал экспериментальной социальной психологии , 5, 400-416.

Айзен, И., и Фишбейн, М. (1970). Предсказание поведения по поведенческим и нормативным переменным. Журнал экспериментальной социальной психологии, 6, 466-487.

Айзен, И., и Фишбейн, М. (1977). Отношения отношение-поведение: теоретический анализ и обзор эмпирических исследований. Психологический бюллетень, 84 , 888-918.

Айзен, И., и Фишбейн, М. (1980). Понимание отношений и предсказание социального поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *