Уровни социальной зрелости личности: 2.4. Социальная зрелость личности. Психология взрослости

определение, показатели и этапы социального взросления личности

Социальная зрелость — это важный параметр, определяющий жизнедеятельность индивида в обществе, его взаимодействие с окружающими, убеждения и мировоззрение. Данная характеристика неоднородна у разных членов социума. На нее влияет возрастной, семейный, психологический и многие другие факторы.

Что это такое

Понятие социальной зрелости подразумевает состояние личности, которое характеризуется целостностью взглядов, предсказуемостью поведения, социальной направленностью жизнедеятельности. Иными словами, можно сказать, что это способность личности правильно воспринимать себя и окружающих. Также речь идет о самостоятельности, которая выражается в способности самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи и одобрения со стороны окружающих.


Возрастные категории населения. Возрастные категории людей…

Какие возрастные категории мы знаем? Детство, юность, зрелость, старость. Наверняка большинству. ..

Тем не менее не стоит заблуждаться по поводу того, что социальная зрелость сопровождается отсутствием нужды в контактах с другими людьми. Более того, зрелый человек умеет сопоставлять свой опыт с опытом окружающих, а также трезво воспринимать оценки своей деятельности. Однако окружающие значимые люди могут быть лишь советчиками или критиками, а не вершителями помыслов и поступков. Можно сказать, что с момента наступления зрелости человек становится полноправным членом общества.

Некоторые исследователи склоняются к такому мнению, что социальная зрелость выражается в неких внутренних установках, которые заставляют личность концентрироваться только на тех ценностях, которые имеют позитивное влияние на развитие человека. В частности, формируется рациональное отношение к материальным средствам. Человек воспринимает деньги как средство удовлетворения потребностей, а не как предмет фетиша.


Эго-идентичность: определение, процесс формирования и…

В психологии существует такое важное понятие, как эго-идентичность. Публикация расскажет, что это…

Структура термина

Социальная зрелость включает в себя такие ключевые виды зрелости:

  • Гражданская. Это осознание своего долга перед страной и обществом. Также сюда включают осознание необходимости труда, а также ответственности за его результаты. К данной категории можно отнести осознание запрещенных и разрешенных действий, а также ответственности, которая может наступить при выходе за пределы определенных государством и обществом рамок.
  • Идейно-политическая. Имеется в виду наличие сформированного представления о том, в каком направлении должно развиваться государство и общество. Также может идти речь об активном участии в гражданско-политических процессах, происходящих в обществе.
  • Моральная. Принятие норм морали и применение их в реальной жизни, наличие совести, способность сопереживать. Также сюда можно включить осознание смысла создания семьи.
  • Эстетическая. Способность чувствовать и воспринимать прекрасное в природе, искусстве и быту.

Показатели социальной зрелости человека

Стоит отметить, что признаки человека как зрелого члена общества достаточно размыты. Разные исследователи оценивают этот параметр по-разному. Тем не менее большинство специалистов соглашается с мнением Сухобской, которая выделяет такие показатели социальной зрелости человека:

  • Умение самостоятельно прогнозировать свое поведение в различных жизненных ситуациях, основываясь на способности добывать и анализировать информацию. Также речь идет о способности увязывать сделанные выводы с конкретной ситуацией и сферой деятельности.
  • Умение мобилизовать внутренние и физические ресурсы на воплощение собственного решения в жизнь. При этом важно иметь способность противостоять как внешним препятствиям, так и внутренним барьерам (лень, усталость, отсутствие мотивации).
  • Умение самостоятельно отслеживать и оценивать ход собственных действий, а также результаты на промежуточных этапах и по итогам работы.
  • Умение непредвзято и объективно оценивать собственные мысли и поступки.
  • Умение извлекать уроки как из собственных поступков, так и из опыта окружающих. Благодаря этому, должно улучшаться качество прогнозирования поведения и его результатов.
  • Умение адекватно реагировать на собственное поведение и окружающие ситуации.

Основные критерии

Исследователи выделяют такие основные критерии социальной зрелости личности:


Взросление. Определение, этапы и особенности

Взросление — переход от детского мироощущения к мировоззрению взрослому. Данный процесс…

  • Осознание ответственности. Человек должен осознавать свой выбор, а также брать на себя ответственность за последствия его реализации. То есть зрелый человек должен искать ответы на вопросы в себе, а причины в других людях и внешних обстоятельствах.
  • Независимость в разумных пределах. Человек должен иметь внутреннюю свободу выбора. Тем не менее индивид должен осознавать границы, когда проявление собственной свободы может причинить дискомфорт окружающим.
  • Умение отличать реальность от фантазий. Зрелый человек должен уметь трезво оценивать свои возможности, чтобы жить в состоянии «здесь и сейчас», а не фантазировать беспочвенно. Также индивид не должен давать окружающим несбыточных обещаний.
  • Чувство целостности личности и моральных устоев. Зрелый человек должен принимать себя целиком, не скрывая своих недостатков и слабых сторон. Также он должен воспринимать неудачи как урок, а не как трагедию. При этом нужно вести себя в соответствии с нравственными нормами. Это должно происходить по внутренним убеждениям, а не из страха наказания.
  • Способность адаптироваться. Человек должен уметь отказываться от тех убеждений и форм поведения, которые перестали быть актуальными. Старые устоявшиеся модели могут тормозить развитие, из-за чего могут возникать серьезные разногласия с социумом.
  • Толерантность. Зрелый человек должен понимать, что люди неодинаковы. Разница обусловлена половыми, возрастными, национальными, профессиональными и другими признаками. К этому нужно относиться с терпением и пониманием, не проявляя агрессивных эмоций. Толерантность должна касаться не только личностей, но также их точки зрения.
  • Самокритичность. Зрелый человек должен уметь видеть свои недостатки. Какие-то из них он принимает с юмором, а какие-то побуждают его к работе над собой и самосовершенствованию.
  • Духовность. Это необходимое условие развития человека, которое определяет гармоничное взаимодействие с миром, формирование собственного «Я».

Уровни социальной зрелости

Общество неоднородно. Его члены характеризуются разной направленностью мыслей и действий, а также разной степенью развитости. В связи с этим, справедливо выделяют такие уровни социальной зрелости:

  • Оптимальный. У человека сформированы ценностные ориентации (в общественной, профессиональной и семейной жизни), которые не вступают в противоречие. Присутствует ориентация на развитие интеллектуальных способностей и реализацию креативного потенциала. Как правило, имеются реалистичные представления о жизненных перспективах и направлениях деятельности. При этом имеется устойчивый интерес к познанию событий и явлений окружающего мира.
  • Допустимый. Ситуация социальной зрелости определяется мотивами благополучия и престижа, что выражается в выборе сферы деятельности, круга общения и мировоззренческих ориентаций. Для личности характерна неопределенность и противоречивость выбора, который сильно подвержен влиянию изменяющейся ситуации. В зависимости от того, как меняется настроение в обществе, происходит пересмотр планов и взглядов. Люди, как правило, не готовы к самостоятельной жизни и связывают достижение успеха с внешними обстоятельствами и действиями других людей.
  • Критический. Ситуация социальной зрелости определяется отсутствием мотивации к развитию. Главное жизненное стремление — это избегать неприятностей и дискомфортных ситуаций. Как правило, такие люди не проявляют интереса к событиям, происходящем в обществе и окружающем мире в целом. Они психологически не подготовлены к решению вопросов, касающихся социального становления и жизненного выбора.

Половая зрелость

При изучении социальной ситуации развития в зрелости пристальное внимание уделяется вопросам полового созревания. Было бы неправильно рассматривать данный аспект исключительно с биологической точки зрения. Помимо физиологических процессов, стоит также выделить изменения, происходящие в центральной нервной системе, что накладывает отпечаток на общественную жизнь. Вот о чем идет речь:

  • интенсивное формирование личности;
  • изменение отношения к представителям противоположного пола;
  • потребность в чутком отношении со стороны близкого окружения;
  • проявление инициативности и самостоятельности;
  • потребности в тактичности и уважении со стороны окружающих.

Что же касается социальной половой зрелости, то ее наступление, как правило, разнесено во времени со зрелостью биологической. Речь идет об ответственном отношении к половой жизни, в частности, к зачатию и рождению детей. Человек осознает необходимость создания благоприятных условий для реализации данной функции.

Зрелость детей

Под социальной зрелостью ребенка подразумевается адекватная возрасту способность к коммуникациям со сверстниками, а также людьми старшего возраста. Также речь идет о способности ребенка воспринимать нормы и правила, а также следовать им. Для того чтобы понять, насколько социальное развитие ребенка соответствует его возрасту, достаточно проявить немного наблюдательности. Как правило, самая лучшая возможность есть у воспитателей детских садов или школьных учителей.

Базовый признак зрелости ребенка — это способность ладить со сверстниками, взаимодействовать с ними в процессе игры и обучения, а также умение адекватно защитить себя в случае нападок и агрессии. Также ребенок должен быть способен к изменению стилей коммуникации. То есть поведение в обществе с детьми и взрослыми людьми, со знакомыми и с незнакомцами должно быть соответствующим. Ребенок должен понимать, где можно играть и шутить, а где нужно вести себя спокойно и серьезно.

Еще один критерий социального развития зрелости у ребенка — это способность воспринимать и соблюдать установленные правила и нормы. Большинство детей согласны с тем, что нельзя драться, брать чужие вещи и так далее. Тем не менее соглашаются с этими нормами и следуют им далеко не все. Вот это и есть один из ключевых показателей, по которому можно судить о зрелости.

Зрелость подростков

Подростковый возраст считается одним из самых сложных как в психологии, так и в социологии. Именно в этот период происходит активное формирование личности. Вот основные ценностные показатели социальной зрелости подростков:

  • Моральные нормы. Сдвиги в интеллекте человека, достигшего подросткового возраста, позволяют ему усваивать общепринятые моральные нормы, а также руководствоваться ими в своей деятельности и судить на их основе о поведении других людей. Кроме того, формируются собственные убеждения, которые составляют моральный облик.
  • Мировоззренческие установки. По мере умственного развития происходит расширение кругозора и формирование теоретических интересов. Подросток начинает осознавать себя как часть социума и постепенно подходит к выбору будущего места в нем. Этим определяются основные мотивы деятельности.
  • Коллективизм. Подростки, как правило, стремятся продемонстрировать и доказать свой вес и значимость во взрослом обществе. Тем самым они стремятся к коллективной жизни и деятельности. Формируются навыки сотрудничества с сохранением независимости суждений.
  • Социальная ответственность. Общаясь с окружающими, подростки часто попадают в ситуации, вынуждающие их к самостоятельному принятию решений. Этот процесс сопровождается рассмотрением альтернатив с выбором наилучшей. Причем за сделанный выбор подросток несет индивидуальную ответственность.
  • Самооценка. Для подростка важно объективно оценивать свои достижения в значимых для них видах деятельности. Таким образом происходит переориентация. Внутренняя оценка становится важнее внешней.
  • Смысл жизни. С наступлением подросткового возраста индивид начинает работать над раскрытием своего внутреннего мира. Именно в познании самого себя и поиске своего предназначения кроется смысл жизни индивида в юном возрасте.
  • Семья. С наступлением подросткового возраста отношения с членами семьи начинают выстраиваться по-новому. Как правило, стремление найти свое уникальное «Я» сопровождается осложнением взаимоотношений с родителями. Тем не менее семья продолжает играть определяющую роль в формировании личности.

Типология подростков

Учитывая сложность подросткового периода, неудивительно, что дети развиваются неоднородно и разнонаправленно. По степени социальной зрелости можно выделить такие типы подростков:

  • Ориентированные на взрослых людей и взрослую жизнь. Характер подростков полностью определяется нормами, которые задают и устанавливают старшие (родители, педагоги). Этот тип характеризуется низким уровнем зрелости.
  • Подростки, ориентированные на общество. Они характеризуются высоким уровнем зрелости. Для таких личностей характерен поиск своего места посредством присоединения к коллективу. Несмотря на то что это значительно облегчает их социальную жизнь, это тормозит культурное и интеллектуальное развитие.
  • Подростки, противопоставляющие себя. Они не хотят иметь общих черт и интересов с представителями своего поколения. Это проявляется в нестандартных увлечениях и антисоциальном поведении. Цель такого поведения — самоутверждение.
  • Ориентированные на внеинституциональные нормы. Подростки объединяются в группы, живущие «своей» жизнью, отличной от общепринятой (неформальные течения). Как правило, сообщества формируются по возрастному принципу.
  • Стремящиеся выйти за рамки группы. Такие подростки стремятся к активной деятельности и познанию нового.

Зрелость молодых людей

Становление социальной зрелости молодежи характеризуется такими ключевыми свойствами:

  • Необратимость. Процесс развития характеризуется постоянным накоплением и приумножением знаний и опыта. Количество знаний не уменьшается, но со временем некоторые из них могут утрачивать свою релевантность.
  • Направленность. Развитие молодого человека имеет определенную цель, которая выражается в желаемом состоянии будущего. Это, как правило, положение в обществе и семейное положение.
  • Закономерность. В процессе развития выявляются существенные закономерные связи между процессами и явлениями действительности.

Социальная зрелость молодежи проявляется сразу в нескольких сферах. А именно:

  • Гражданская. Речь идет о законодательных нормах, которые определяют правомочность человека в тех или иных вопросах. Так, гражданская дееспособность наступает в 21 год, а к 30 годам человек получает право на участие в выборах на исполнительные должности. В 35 лет человек уже может претендовать на самый высокий пост в государстве — Президента.
  • Экономическая. Вслед за профессиональным самоопределением идет получение определенного уровня квалификации с последующим трудоустройством. У разных профессионально-социальных групп уровень материального дохода неодинаков. Как правило, он самый низкий у представителей рабочих специальностей. Поэтому большинство молодых людей стремится к получению диплома специалиста высшей квалификации. Это открывает широкий круг возможностей карьерной самореализации и повышения уровня материального благосостояния.
  • Духовная. После завершения подросткового периода происходит завершение становления мировоззрения и жизненных принципов. Человек четко осознает, что хорошо, а что плохо, в своих поступках руководствуется не только выгодой, но и совестью. Тем не менее в возрасте примерно 27-28 лет происходит духовно-мировоззренческий кризис, в ходе которого происходит пересмотр системы ценностей.
  • Семейная. Как правило, основным показателем самостоятельности и ответственности молодых людей является создание семьи и рождение детей. Причем этот процесс должен происходить осознанно, с предварительной подготовкой материальной базы.

Социальная зрелость личности.

Определение.

«Социальная зрелость личности — понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность — это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя» (Кон И.С. Социальная психология. — М.: Воронеж. 1999. — С. 177.)

Критерии зрелой личности.

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Криминология изучает именно «минусы», антиидеал. И потому ее роль в исследовании социализации личности очень велика: вклад криминологии в данную проблематику состоит в том, что эта наука создает модель социально НЕзрелой личности, прогнозирует возможные ошибки воспитания и их последствия.

предмет акмеологии — феномен зрелости человека. В сфере внимания этой науки — процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.

Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями — как определить человеческую зрелость.

В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно дать исчерпывающей полноты модель социальной зрелости личности.

В представлениях древних людей земля покоилась на трех китах или на трех слонах. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответствен ность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).

Рассмотрим эти компоненты более подробно.

1.Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция двух типов ответственности. Она возникла в русле направления, известного как психология каузальной атрибуции (Дж. Роттер).

Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя.

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля).

интернальность (или преобладающая тенденция личной ответственности) соотносится с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность же связана с недостаточной социальной зрелостью, а при определенных условиях она является фактором риска асоциального поведения.

с ответственностью связана не только сущность бытия зрелой личности, но также успешность и способы ее самоактуализации.

2. Терпимость — следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. Однако терпимость терпимости — рознь. В структуре общего феномена терпимости можно выделить (А.А. Реан) два ее вида:

1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической (и даже психофизиологической) толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость- черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена.

В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (пли ироничное: «где есть двое ученых, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т.п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости.

Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.

3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, К.А. Абульханова-Славская и др.). Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они — показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения

4.Позитивное отношение к миру.

Взрослость и зрелость

Взрослость и зрелость — до сих пор использование этих понятий нередко вызывает трудности у андрагога: можно ли и в каких ситуациях рассматривать их как синонимы или практически невозможно их контекстуальное применение и они всегда несут разные смысловые значения?

С нашей точки зрения, возможны ситуации их одинакового прочтения: если в тексте фиксируется мысль о взрослом человеке как носителе социального менталитета, гражданина, обладающего определенными правами и обязанностями, в этом случае речь идет практически о любом взрослом человеке.

Однако такого понимания зрелости недостаточно, когда речь идет о более конкретных проявлениях личности и индивидуальности взрослого человека, о его поведении в ситуациях принятия решений, выбора, самостоятельности в оценках и т.п. Но именно таким он и предстает в разнообразных сферах своей деятельности, включая образование.

Социальный инфантилизм.

Характерной их чертой является умаление роли авторитета и мудрости старших и исповедание во взрослой жизни подростково-юношеских ценностей. Название «тинэйджеры» («несовершеннолетние») и «бэби-бумас» очень четко подчеркивает их позицию в жизни. Претендуя на взрослость, они живут психологией «бесконечной юности», не отказываясь от ее прекрасных идеалов, которые, кстати, были хорошо подхвачены соответствующей «индустрией» (включая и средства массовой информации). Их рефлексия, естественно, поддерживает сознание социальной зрелой личности, а отнюдь не «взрослых подростков». Таким образом, социальная жизнь общества может породить своеобразные «аберрации сознания» и у психологически зрелой личности (так как трудно предположить такую незрелость у целого поколения).

(16pt)

%PDF-1.7 % 1 0 объект > /Метаданные 2 0 R /Страницы 3 0 Р /StructTreeRoot 4 0 R /Тип /Каталог /ViewerPreferences 5 0 R >> эндообъект 6 0 объект /ModDate (D:20181206124926Z) /Режиссер /Заголовок (\(16pt\)) >> эндообъект 2 0 объект > транслировать Приложение Microsoft® Word 2016/pdf

  • (16pt)
  • Антигона
  • Microsoft® Word 20162018-11-27T10:08:03+02:002018-12-06T12:49:26Z2018-12-06T12:49:26Zuuid:4FC8896F-0D18-4C65-B2A8-8869839E761Duuid:781445 b0-aa41-11b2-0a00 -a5b6547d397f конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 7 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /StructParents 0 /Вкладки /S /Тип /Страница /Анноты [323 0 R] >> эндообъект 15 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 7 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 1 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 16 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 7 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 2 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 17 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 7 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 3 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 18 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 7 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 4 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 190 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 8 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 5 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 20 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 8 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 6 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 21 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 8 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 7 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 22 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 8 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 8 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 23 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 8 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 9 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 24 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 9 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 10 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 25 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 9 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 11 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 26 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 9 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 12 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 27 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 9 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 13 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 28 0 объект > /MediaBox [0 0 595,4 841,8] /Родитель 9 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Повернуть 0 /StructParents 14 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 29 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 30 0 объект > эндообъект 31 0 объект > эндообъект 32 0 объект > эндообъект 33 0 объект > эндообъект 34 0 объект > эндообъект 35 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 38 0 объект > эндообъект 39 0 объект > эндообъект 40 0 объект > эндообъект 41 0 объект > эндообъект 42 0 объект > эндообъект 43 0 объект > эндообъект 44 0 объект > эндообъект 45 0 объект > эндообъект 46 0 объект > эндообъект 47 0 объект > эндообъект 48 0 объект > эндообъект 490 объект > эндообъект 50 0 объект > эндообъект 51 0 объект > эндообъект 52 0 объект > эндообъект 53 0 объект > эндообъект 54 0 объект > эндообъект 55 0 объект > эндообъект 56 0 объект > эндообъект 57 0 объект > эндообъект 58 0 объект > эндообъект 59 0 объект > эндообъект 60 0 объект > эндообъект 61 0 объект > эндообъект 62 0 объект > эндообъект 63 0 объект > эндообъект 64 0 объект > эндообъект 65 0 объект > эндообъект 66 0 объект > эндообъект 67 0 объект > эндообъект 68 0 объект > эндообъект 69 0 объект > эндообъект 70 0 объект > эндообъект 71 0 объект > эндообъект 72 0 объект > эндообъект 73 0 объект > эндообъект 74 0 объект > эндообъект 75 0 объект > эндообъект 76 0 объект > эндообъект 77 0 объект > эндообъект 78 0 объект > эндообъект 790 объект > эндообъект 80 0 объект > эндообъект 81 0 объект > эндообъект 82 0 объект > эндообъект 83 0 объект > эндообъект 84 0 объект > эндообъект 85 0 объект > эндообъект 86 0 объект > эндообъект 87 0 объект > эндообъект 88 0 объект > эндообъект 89 0 объект > эндообъект 90 0 объект > эндообъект 91 0 объект > эндообъект 92 0 объект > эндообъект 93 0 объект > эндообъект 94 0 объект > эндообъект 95 0 объект > эндообъект 96 0 объект > эндообъект 97 0 объект > эндообъект 98 0 объект > эндообъект 99 0 объект > эндообъект 100 0 объект > эндообъект 101 0 объект > эндообъект 102 0 объект > эндообъект 103 0 объект > эндообъект 104 0 объект > эндообъект 105 0 объект > эндообъект 106 0 объект > эндообъект 107 0 объект > эндообъект 108 0 объект > эндообъект 1090 объект > эндообъект 110 0 объект > эндообъект 111 0 объект > эндообъект 112 0 объект > эндообъект 113 0 объект > эндообъект 114 0 объект > эндообъект 115 0 объект > эндообъект 116 0 объект > эндообъект 117 0 объект > эндообъект 118 0 объект > эндообъект 119 0 объект > эндообъект 120 0 объект > эндообъект 121 0 объект > эндообъект 122 0 объект > эндообъект 123 0 объект > эндообъект 124 0 объект > эндообъект 125 0 объект > эндообъект 126 0 объект > эндообъект 127 0 объект > эндообъект 128 0 объект > эндообъект 129 0 объект > эндообъект 130 0 объект > эндообъект 131 0 объект > эндообъект 132 0 объект > эндообъект 133 0 объект > эндообъект 134 0 объект > эндообъект 135 0 объект > эндообъект 136 0 объект > эндообъект 137 0 объект > эндообъект 138 0 объект > эндообъект 1390 объект > эндообъект 140 0 объект > эндообъект 141 0 объект > эндообъект 142 0 объект > эндообъект 143 0 объект > эндообъект 144 0 объект > эндообъект 145 0 объект > эндообъект 146 0 объект > эндообъект 147 0 объект > эндообъект 148 0 объект > эндообъект 149 0 объект > эндообъект 150 0 объект > эндообъект 151 0 объект > эндообъект 152 0 объект > эндообъект 153 0 объект > эндообъект 154 0 объект > эндообъект 155 0 объект > эндообъект 156 0 объект > эндообъект 157 0 объект > эндообъект 158 0 объект > эндообъект 159 0 объект > эндообъект 160 0 объект > эндообъект 161 0 объект > эндообъект 162 0 объект > эндообъект 163 0 объект > эндообъект 164 0 объект > эндообъект 165 0 объект > эндообъект 166 0 объект > эндообъект 167 0 объект > эндообъект 168 0 объект > эндообъект 1690 объект > эндообъект 170 0 объект > эндообъект 171 0 объект > эндообъект 172 0 объект > эндообъект 173 0 объект > эндообъект 174 0 объект > эндообъект 175 0 объект > эндообъект 176 0 объект > эндообъект 177 0 объект > эндообъект 178 0 объект > эндообъект 179 0 объект > эндообъект 180 0 объект > эндообъект 181 0 объект > эндообъект 182 0 объект > эндообъект 183 0 объект > эндообъект 184 0 объект > эндообъект 185 0 объект > эндообъект 186 0 объект > эндообъект 187 0 объект > эндообъект 188 0 объект > эндообъект 189 0 объект > эндообъект 190 0 объект > эндообъект 191 0 объект > эндообъект 192 0 объект > эндообъект 193 0 объект > эндообъект 194 0 объект > эндообъект 195 0 объект > эндообъект 196 0 объект > эндообъект 197 0 объект > эндообъект 198 0 объект > эндообъект 199 0 объект > эндообъект 200 0 объект > эндообъект 201 0 объект > эндообъект 202 0 объект > эндообъект 203 0 объект > эндообъект 204 0 объект > эндообъект 205 0 объект > эндообъект 206 0 объект > эндообъект 207 0 объект > эндообъект 208 0 объект > эндообъект 209 0 объект > эндообъект 210 0 объект > эндообъект 211 0 объект > эндообъект 212 0 объект > эндообъект 213 0 объект > эндообъект 214 0 объект > эндообъект 215 0 объект > эндообъект 216 0 объект > эндообъект 217 0 объект > эндообъект 218 0 объект > эндообъект 2190 объект > эндообъект 220 0 объект > эндообъект 221 0 объект > эндообъект 222 0 объект > эндообъект 223 0 объект > эндообъект 224 0 объект > эндообъект 225 0 объект > эндообъект 226 0 объект > эндообъект 227 0 объект > эндообъект 228 0 объект > эндообъект 229 0 объект > эндообъект 230 0 объект > эндообъект 231 0 объект > эндообъект 232 0 объект > эндообъект 233 0 объект > эндообъект 234 0 объект > эндообъект 235 0 объект > эндообъект 236 0 объект > эндообъект 237 0 объект > эндообъект 238 0 объект > эндообъект 239 0 объект > эндообъект 240 0 объект > эндообъект 241 0 объект > эндообъект 242 0 объект > эндообъект 243 0 объект > эндообъект 244 0 объект > эндообъект 245 0 объект > эндообъект 246 0 объект > эндообъект 247 0 объект > эндообъект 248 0 объект > эндообъект 2490 объект > эндообъект 250 0 объект > эндообъект 251 0 объект > эндообъект 252 0 объект > эндообъект 253 0 объект > эндообъект 254 0 объект > эндообъект 255 0 объект > эндообъект 256 0 объект > эндообъект 257 0 объект > эндообъект 258 0 объект > эндообъект 259 0 объект > эндообъект 260 0 объект > эндообъект 261 0 объект > эндообъект 262 0 объект > эндообъект 263 0 объект > эндообъект 264 0 объект > эндообъект 265 0 объект > эндообъект 266 0 объект > эндообъект 267 0 объект > эндообъект 268 0 объект > эндообъект 269 ​​0 объект > эндообъект 270 0 объект > эндообъект 271 0 объект > эндообъект 272 0 объект > эндообъект 273 0 объект > эндообъект 274 0 объект > эндообъект 275 0 объект > эндообъект 276 0 объект > эндообъект 277 0 объект > эндообъект 278 0 объект > эндообъект 2790 объект > эндообъект 280 0 объект > эндообъект 281 0 объект > эндообъект 282 0 объект > эндообъект 283 0 объект > эндообъект 284 0 объект > эндообъект 285 0 объект > эндообъект 286 0 объект > эндообъект 287 0 объект > эндообъект 288 0 объект > эндообъект 289 0 объект > эндообъект 290 0 объект > эндообъект 291 0 объект > эндообъект 292 0 объект > эндообъект 293 0 объект > эндообъект 294 0 объект > эндообъект 295 0 объект > эндообъект 296 0 объект > эндообъект 297 0 объект > эндообъект 298 0 объект > транслировать HWmo6 aEX2PhvH}(IRwۯ)9&IQ|4%gfq_N8;ΛΫ;. M|M>UOlQbYg_V]/Mr {RHyHAaU{|uw1k&D-V(G3yYo3)»ŻPw9]n8PAhtdѱT֡9]Gu5Nfv:d’X̫7ϷƖ[G= ɇ~H+Z:+@ wbwHO EqHD{?K%?F?e(F?k6NG!ҫA.9+CG

    Роберт Кеган и его теория социальной зрелости – модели зрелости

    Роберт Кеган — психолог, который преподает, исследует и пишет о взрослых развитие, обучение взрослых и профессиональное развитие. В его трудах исследуется в основном необходимость постоянной психологической трансформации во взрослом возрасте. Кеган имеет лицензию в области клинической психологии и практикует терапевта. Его лекции ориентированы на профессиональную и непрофессиональную аудиторию, а также консультируют в области развитие

    Согласно Кигану и его книге «Развитие личности», социальная зрелость связана с тем, насколько хорошо люди понимают природу социального мира, в котором они живут. Это то, что позволяет нам функционировать как здоровые взрослые люди, которыми мы являемся. Таким образом, высокая степень социальной зрелости означала бы также наличие высокой степени социальных навыков, хотя мы не должны путать эти два термина. Например, способность социопата представлять реальность социального мира (как заботу о том факте, что у людей есть чувства), вероятно, будет серьезно отсрочена, и тогда он или она будет считаться социально незрелым.

    Социальная зрелость имеет огромное значение, так как каждый хотел бы, чтобы его окружали социально и эмоционально зрелые люди во времена кризиса. Из-за присущего им эгоизма социально незрелые люди потерпят неудачу как супруги, родители и лидеры любого сорта. По словам Кегана, социальная незрелость, проявляющаяся у взрослых, является как социальной, так и личной проблемой для людей, но также может повлиять на их семьи и работодателей. На самом деле это то, что иногда определяет психические расстройства или поддерживает их. Социальная незрелость также часто связана с длительным алкоголизмом или наркоманией, начавшейся в молодости.

    В своей книге Кеган описывает теорию о том, как люди постепенно становятся более социально зрелыми на протяжении всей жизни. На самом деле это во многом связано с более ранней теорией когнитивной зрелости Пиаже, поскольку работы Кегана, по сути, представляют собой идеи Пиаже, которые были переписаны и применены к социальной сфере.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *