Ускоренный темп современного мира – истины на нашей ладони, они вроде бы так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нём ещё тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания, и роль человеческой памяти на этом пути огромна. (11)Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне – и в нашем возбуждённом сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим – как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. (16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединён от настоящего и локализован. (17)И я думаю, что такой памятьюответственностью и памятью познания были наделены и Михаил Шолохов, и Леонид Леонов, и Алексей Толстой, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой. (20)Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен богатый жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22)Это исследование героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23)Всё, что касается морали, – предмет искусства, а всё, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть не социальной! (По Ю.В. Бондареву*)

Содержание

истины на нашей ладони, они вроде бы так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нём ещё тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания, и роль человеческой памяти на этом пути огромна. (11)Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне – и в нашем возбуждённом сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим – как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. (16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединён от настоящего и локализован. (17)И я думаю, что такой памятьюответственностью и памятью познания были наделены и Михаил Шолохов, и Леонид Леонов, и Алексей Толстой, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой. (20)Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен богатый жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22)Это исследование героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23)Всё, что касается морали, – предмет искусства, а всё, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть не социальной! (По Ю.В. Бондареву*)

(1)Ускоренный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нём, машины, сумасшедшие скорости, перенаселённые города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа – всё это порой создаёт ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. (2)Порой нам кажется, что мы познали всё, что нас ничем не удивишь. (3)Закат в пролёте улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. (4)Звёздное небо уже не кажется нам тайной тайн. (5)В буднях повседневных забот, в учащённом жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. (6)Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нём ещё тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания, и роль человеческой памяти на этом пути огромна. (11)Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне – и в нашем возбуждённом сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим – как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. (16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединён от настоящего и локализован. (17)И я думаю, что такой памятьюответственностью и памятью познания были наделены и Михаил Шолохов, и Леонид Леонов, и Алексей Толстой, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой. (20)Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен богатый жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22)Это исследование героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23)Всё, что касается морали, – предмет искусства, а всё, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть не социальной! (По Ю.В. Бондареву*)

neznaika.info

истины на нашей ладони, они вроде бы так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нём ещё тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания, и роль человеческой памяти на этом пути огромна. (11)Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне — и в нашем возбуждённом сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим — как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. (16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединён от настоящего и локализован. (17)И я думаю, что такой памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Михаил Шолохов, и Леонид Леонов, и Алексей Толстой, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой. (20)Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен богатый жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22)Это исследование героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23)Всё, что касается морали, — предмет искусства, а всё, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть не социальной!(По Ю.В. Бондареву*)* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.

(1)Ускоренный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нём, машины, сумасшедшие скорости, перенаселённые города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа — всё это порой создаёт ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. (2)Порой нам кажется, что мы познали всё, что нас ничем не удивишь. (З)Закат в пролёте улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. (4)3вёздное небо уже не кажется нам тайной тайн. (5)В буднях повседневных забот, в учащённом жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. (6)Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нём ещё тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания, и роль человеческой памяти на этом пути огромна. (11)Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне — и в нашем возбуждённом сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим — как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. (16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединён от настоящего и локализован. (17)И я думаю, что такой памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Михаил Шолохов, и Леонид Леонов, и Алексей Толстой, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой. (20)Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен богатый жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22)Это исследование героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23)Всё, что касается морали, — предмет искусства, а всё, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть не социальной!(По Ю.В. Бондареву*)* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.

neznaika.info

Люди без памяти – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Темп современной жизни продолжает расти. Сегодня надо уметь делать быстро все: есть, учиться, передвигаться. Под влиянием повсеместного ускорения намечается деление общества, на тех, кто успевает, и кто нет.  О том, к чему это ведет – новая статья профессора факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александра Гофмана.

Ускорение мира – феномен, который широко обсуждается и исследуется в социологии. Он во многом связан с глобализацией. Новые технологии, знания, обширный объем информации требуют от человека постоянно быть в курсе всего, что происходит вокруг. То, что актуально сейчас, перестает быть таковым уже на следующий день. Подобные процессы провоцируют неустойчивость общества. Ускоренному миру постоянно нужно «новое». Это ведет к тому, что «новое» фактически не успевает приживаться, оно теряется во времени, потому что на его месте вскоре появляется что-то иное.

Сегодня необходимо быстро делать все: есть (отсюда популярность фастфуда), учиться, читать (курсы быстрого чтения помогают овладеть этим умением), мыслить, чувствовать, исполнять художественные произведения и даже религиозные ритуалы, замечает автор. Быстро и стремительно во времени и в пространстве движется все: человеческие тела, животные, растения, идеи, чувства, вещи, тексты, знания, верования, технологии, транспортные средства, финансы, образы и т.д.

«… В США власть скорости и настоящего воздействует даже на религиозную обряд­ность. Одна из церквей в Нью-Джерси предлагала, например, экспресс-богослужение: быстрое поклонение, краткое отпущение грехов, беглое заявление о вере, мини-мо­литва, небольшое песнопение, краткая подборка отрывков из Священного Писания и двухминутная проповедь. Пастор этого храма рекламирует его услуги следующим образом: «Дайте нам 22 минуты, и мы покажем вам Царство Божие»….»

Повсеместное ускорение способствует тому, что скорость выступает как один из факторов стратификации общества, − отмечает Александр Гофман. Одни люди успевают, другие нет. И тем, кто способен адаптироваться, быстро перемещаться, открыты все дороги, а те, кто медлит, автоматически причисляются к аутсайдерам.

«…В мире высоких скоростей человеку, не движущемуся с высокой скоростью, нет места. Тот, кто не движется быстро, кто находится «не в тренде», не попадает во­время «в струю», считается недотепой и неудачником, оказавшимся на обочине жизни, не способным принести пользу ни себе, ни своим близким, ни обществу. Быстрее – зна­чит лучше! – этот постулат выглядит истиной либо уже доказанной, либо не требую­щей доказательств. Принцип естественного отбора, провозглашенный радикальными приверженцами социального дарвинизма,– «выживание сильнейшего» («survival of the fittest»), – сегодня превратился в принцип «выживание скорейшего» («survival of the fastest»)…».

Культ скорости при этом сегодня присущ и медленным и быстрым людям. Однако страдают от неспособности в него вписаться не только те, кто отстают, но и те, кто успевают. «Часто они испытывают усталость, буквально задыхаются от высокого темпа жизни, времени все равно не хватает, причем даже на то, что сами они считают главным», – отмечает автор.

«Теперизм» («nowism») – культ настоящего

Другое важное последствие ускорения – культ настоящего. Прошлое и будущее заменяются исключительно настоящим, рефлексии нет места. Каждый день для человека выступает как новый, будто он только что родился, а мир вокруг него представляется только что созданным. Отсюда – поверхностность знаний. То, что каждое следующее мгновение уничтожает предыдущие, чревато неспособностью понимания глубины связей и событий, пишет ученый. Чрезмерно быстрые социальные изменения не затрагивают оснований общества: в результате они в определенном смысле не происходят вообще. Развитие превращается в серию несвязанных между собой, разрозненных эпизодов.

«… Беспредельная власть настоящего означает, среди прочего, тот факт, что у нас оказывается просто меньше воспоминаний как таковых. Людям просто некогда за­ниматься воспоминаниями, так же как и мечтами и планами на будущее. И те, и дру­гие, и третьи вытесняются непосредственными восприятиями теперешнего времени, или, если угодно, своего рода воспоминаниями о настоящем. В данном случае преры­вается временной континуум, в котором настоящее располагается между прошлым и будущим. Все это означает, что неконтролируемая акселерация способствует распро­странению социальной амнезии…»

Борьба за медленность  

Очевидно, что акселерация общества во многом имеет негативные последствия. Вопрос, что с этим делать. Ведь скорость связана и с прогрессом. Автор считает, что лучшее решение проблемы – выбор оптимальной темпоральности. Речь идет не просто о замедлении темпа, а о том, чтобы поставить его под контроль, ускоряться или замед­ляться на основе определенных ценностей, необходимости и здравого смысла, отмечает Александр Гофман. Что­бы этого добиться, требуется, прежде всего, избавиться от культа скорости.

Социальное признание проблемы ускорения аналитики зафиксировали еще в 1980-х – 1990-х гг.  К началу XXI в. эта тема заняла важное место в самых различных социальных и идейных течениях. Более того, возникло движение, целиком сосредоточенное на решении проблемы замедления скорости и изменения политики времени. Это так называемое «Медленное движение» («Slow Movement»). Оно началось со сферы питания: в противовес «фаст-фуду» была создана культура «Слоу-фуд», эмблемой которой стало изображение улитки. Эта культура приобрела большое влияние в международных масштабах.

К родоначальникам «Медленного движения» относят  также и создателя «Мирового института медленности» («The World Institute of Slowness»), норвежского специалиста в области организационной психологии Гейра Бертелсена (Geir Berthelsen). В списке организаций, так или иначе представляющих сторонников контроля скорости, – американский фонд «Про­длить мгновение» («Long Now Foundation»), европейское «Сообщество замедления времени» («Society for the Deceleration of Time»), «Международный институт недела­ния слишком многого» («International Institute of Not Doing Much») и японский «Празд­ный клуб» («Sloth Club»).

Российские скорости

Проблема замедления актуальна и для российского общества. Но, как отмечает Александр Гофман, лишь для некоторых его сфер, групп и пространственных областей. «Для других по-прежнему актуальны противоположные проблемы медленной скоро­сти, топтания на месте или движения вспять. Разумеется, политика времени для них, наоборот, должна состоять в ускорении», – считает автор. Он отсылает к таким знакомым россия­нам явлениям, как «долгострой» и дополняющей его «штурмовщине», традиционно мед­ленно и неэффективно работающему бюрократическому аппарату и т.п.

Где замедление действительно актуально, так это мегаполисы. Стремление к ускорению в них, в частности вследствие автомоби­лизации, зачастую парадоксальным образом приводит к обратному эффекту, заторам и дли­тельному стоянию на месте, отмечает автор.

В отношении скорости питания в России наблюдаются противоположные тенден­ции. С одной стороны, продолжает расти популярность фастфудов.  С другой, растет популярность и медленной еды, которая все больше ассоциируется с едой «правильной», здоровой, традиционной, полезной, приготовленной из экологически чистых продуктов, вкусной и «честной».

«… По данным некоторых интернет-изданий, в настоящее время существует 21 конви­виум (от лат. «convivium» – «застольное общество»), т.е. местное отделение движения «Слоу Фуд», и почти 60 примыкающих к нему продовольственных сообществ, от Кали­нинграда до Камчатки и от Мурманска до Эльбруса. Они открывают новые рестора­ны медленной еды, организуют специальные фестивали и семинары, взаимодействуют с шеф-поварами и виноделами, воздействуют на школьное питание, пропагандиру­ют гастрономические традиции разных народов и рациональный подход к питанию…»

Но помимо питания, “Медленное движение” в России затрагивает и ряд других областей социальной и культурной жизни, говорится в статье. Это относится и к росту популярности та­ких мировых тенденций, как отказ от иррационального потребительства, дауншифтинг, экологическое движение, рост популярности езды на велосипеде и т.д.

Один из главных уроков «Медленного движения» состоит в необходимости мудро­го обращения со временем. Но ряд важнейших идей и ценностей такого рода мож­но почерпнуть и в российском культурном наследии, например, в трудах К.Э. Циолковского, А.Л.Чижевского, Л.Н. Толстого, считает Александр Гофман. В целом, по его мнению, задача политики и стратегии времени должна быть в том, чтобы наполнять человеческое существование достойными содержаниями, выбирая под это подходящий темп. IQ

Автор исследования:

Авторы текста: Селина Марина Владимировна, Шестеркин Максим Михайлович, 28 ноября, 2017 г.


Подпишись на IQ.HSE

iq.hse.ru

ЕГЭ по русскому 2013, 3 задание. Я в шоке...

Ребят, я как главный редактор онлайн-издания (IT-тематики), с большим стажем работы "по писанине"... Я не могу решить эту задачу. Может вы поможете? Интересно, как ее решали школьники, и каким видели решение те, кто этот бред придумывал.

Итак, задание (вольная трактовка, дословного задания нет). 1. Прочитать текст. 2 Найти главную мысль текста, проблему, над которой заставляет задуматься автор. 3. Написать по этой теме сочинение на 200 слов.
*задание найдено где-то на просторах рунета, публикую, т.к. экзамены уже везде давно кончились и никакого ущерба никому уже не будет

НА ОПЕЧАТКИ НЕ ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЯ, ЭТО НЕ ВАЖНО

(1)Убыстренный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нем, машины, сумасшедшие скорости, перенаселенные города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа - все это порой создает ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. (2)Порой нам кажется, что мы познали все, что нас ничем не удивишь. (3)Закат в пролете улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. (4)Звездное небо уже не кажется нам тайной тайн. (5) В буднях повседневных забот,в учащенном жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. (6)Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчетливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука,мир и человек в нем еще тайна, ккоторой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людяммало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания и роль человеческой памяти на этом пути огромна. (11)Ведь человеческая память,как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне - и в нашем возбужденном сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Памятьможет что-то объяснить, она может бытьдаже орудием исследования. (14)Одним людямпамятьдана какнаказание, другим - какответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать,не вспоминать, не обобщать. (16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может бытьотъединен от настоящего и локализован. (17)Я думаю,что такой памятью-ответственностью и памятью познания былинаделены и Шолохов, и Леонов, и Алексей Толстой, и Николай Островский, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, открытие, никогда не терявшее своей новизны. (19)Двадцатые, атакже тридцатые годы, такимобразом, всеобъёмно исследовались советской литературой. (20)Думаю,сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен огромный жизненный и душевный опыт,связанный с этой эпохой. (22)Это исследование и героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23)Все, что касается морали, - предмет искусства, а все, что связано с моралью,лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть не социальной!

Я вот раз 5 перечитал (каждый раз мозг просто закипал и взрывался), и считаю, что текст - обманулово, говоря мягко. В изложенном выше, как мне кажется, нет единой проблемы, которая шла бы по тексту красной строкой. Там налеплены 4-5 абсолютно разных и не взаимосвязанных между собой тематик, кое-как сцепленных между собой.

ВОПРОС: ПО КАКОЙ ТЕМЕ НУЖНО БЫЛО ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?

Я вот честно не понял. Подскажите.

rn21.livejournal.com

большая проблема современности — Ассоциация молодёжных медиа

Жизнь современного человека динамична. С одной стороны, в этом есть несомненный плюс — в наши дни, как правило, люди умеют четко ставить себе цели и идти к ним. Большинство замечательно приспособлены к самоорганизации и не испытывают проблем с тайм-менеджментом. С другой стороны, вечная гонка негативно сказывается на психическом здоровье человека и провоцирует многочисленные стрессы, перерастающие в депрессии и более сложные психические заболевания.

Рассмотрим проблему с точки зрения эволюции. Антропологи утверждают, что на ранних этапах существования человека разумного физическая и психическая активность организма находились в равном соотношении, поэтому риск приобретения психических расстройств сводился к минимуму. К тому же, люди общались в небольших группах и находились в условиях чистой экологической среды, что оказывало благоприятное влияние на их моральное состояние.

С ускорением темпа жизни мы всё больше забываем о своём природном происхождении. Сегодня такие естественные для нас звуки, как пение птиц, дождь, стрекот насекомых, журчание реки, уступают шуму цивилизации. Как следствие, могут наблюдаться нарушения качества сна, изменения частоты дыхания и артериального давления. Кстати, загрязнение атмосферы вредными для здоровья газами тоже не проходит для организма бесследно: мозг становится менее активным, снижается общая работоспособность.

Социологи решили подробнее изучить проблему темпа современной жизни и провели исследование “Fast love, fast life, fast everything” (“Быстрая любовь, быстрая жизнь, быстрое всё”). Согласно данному исследованию, под влиянием огромного количества информации головному мозгу тяжело концентрироваться на чём-то одном. Люди создают рестораны быстрого питания, потому что привыкли быстро есть; развивают социальные сети, ориентированные на знакомства, чтобы быстрее заводить отношения; выпускают краткие по содержанию книги и статьи, чтобы быстрее читать и т.д. Многим вещам мы перестали придавать большое значение.

Прогресс происходит быстрее, чем человек адаптируется к нему. Отсюда и проблемы со здоровьем. По результатам опроса, проведённого в рамках научного исследования, 99% людей в повседневной жизни сталкиваются со стрессом, 50% знают, как с ним справляться, а 90% хотели бы научиться выходить из таких ситуаций быстрее.

Проблема ускоренного темпа жизни получила столь широкое распространение, что людей всё чаще начинает волновать вопрос борьбы с его последствиями. Например, с каждым днём появляется всё больше духовных практик, трансово-медитативных техник и пищевых добавок (нейропептиды, стимуляторы обмена веществ в мозге, ноотропные препараты, антиоксиданты и т. д.). Многим людям подобные решения помогают снова и снова приводить себя в норму. Однако важно заметить, что такие способы подходят не каждому, поэтому необходимо прежде всего понимать свой организм и прислушиваться к нему.

Так как жизненный ритм заставляет нас быть постоянно сконцентрированными на делах и обязанностях, мы часто отодвигаем отдых или общение с близкими на дальний план, чего делать совсем не стоит. Каким бы плотным ни был ежедневный график, всегда нужно помнить о своем моральном здоровье, а прикосновения и человеческое общение позволяют его стабилизировать.

Психологи не рекомендуют пренебрегать перерывами в процессе трудовой деятельности — это гарантирует хороший настрой и повышение продуктивности. Помните, что мы не роботы, запрограммированные на исключительное выполнение своих обязанностей, а люди, которые нуждаются в какой-либо эмоциональной подпитке, перезагрузке, заботе. Мы искореним заболевания, связанные со скоростью нашей жизни только тогда, когда научимся любить свой организм и давать ему отдых.

Автор: Екатерина Самохвалова

mol-media.ru

быстрая жизнь, медленный мир и проблема терпения

Вы никогда не диагностировали у себя состояние «тротуарной ярости»? Обычно оно появляется, когда дело доходит до наших друзей и знакомых, в которых всё, конечно, идеально, кроме того, что они слишком медленно ходят. И любая совместная прогулка в итоге превращается в ад. Ты идёшь и думаешь: «О, боже, мы когда-нибудь дойдём, куда шли, или нужно смириться с тем, что сегодня уже ничего не будет, кроме этой длинной бессмысленной улицы?». Ну или что-то в таком роде.

Не бывало? Значит, вы либо приблизились к дзену, либо безнадёжно отстали от времени (что, как увидите ниже, совсем не плохо, а даже наоборот). На самом деле, в мире проблема достигла таких масштабов, что учёные уже составляют тесты для проверки современников на «синдром агрессивного пешехода» (самый популярный был разработан психологом Гавайского университета Леоном Джеймсом; согласно его шкале, если вдруг в толпе вы «действуете враждебно» и «наслаждаетесь мыслями о насилии», то синдромчик уже приобретён).

Но проблема не столько в тротуарах, сколько в том, что гнев и ярость у нас вызывают любые ситуации, требующие терпения: тормозящие водители, медленный интернет, недвижимая очередь в магазине, — все они сводят нас с ума. Даже прочтение длинной статьи может стать мучительным для современного человека, так что мне нужно поторопиться.

Нью-Йорк, 1930. Маргарет Бурк-Уайт

Так почему медленные вещи сводят нас с ума? Ответ прост: потому что быстрый темп жизни перекосил наше внутреннее чувство времени. То, что наши пра-пра-бабушки и дедушки нашли бы каким-то чудом эффективности и быстроты, сегодня раздражает нас своей заторможенность. Терпение есть добродетель, которая была побеждена эрой Твиттера.

Как отмечают учёные-когнитивисты, проблема терпения имела большое значаение для нашего вида: терпение и нетерпеливость имели эволюционное предназначение; они представляли собой баланс инь и ян, точно настроенный внутренний таймер, который подсказывал нашим предкам, когда стоило выждать подольше или когда необходимо было приступать к действиям. Если этот таймер начинал подавать внутренние знаки, значит, наступало время посева или время отказа от бесперспективной охоты.

«Почему мы нетерпимы? Это наследие нашей эволюции», — отмечает Марк Уиттмен, психолог Института пограничной области психологии и психического здоровья в немецком Фрайбурге. Нетерпимость оберегала нас от траты слишком большого количества времени на одно бессмысленное дело. В своё время это дало нам импульс к деятельности.

Но этой хорошей вещи пришёл конец. Быстрый темп жизни вывел наш внутренний таймер из равновесия. Теперь у нас стали появляться ожидания, которые не могут быть оправданы достаточно быстро или вообще оправданы. Дошло до того,  что, когда нечто движется медленнее, чем мы ожидаем, наш внутренний таймер начинает играть с нами в жестокие игры, растягивая время ожидания, вызывая гнев, непропорциональный задержке.

Невролог Голдсмитского колледжа Университета Лондона Джеймс Мур комментирует это так:

Связь между временем и эмоциями очень сложна. Многое зависит от ожиданий: если мы ожидаем чего-то, что требует времени, мы способны принять это. Разочарование часто является следствием нарушенных ожиданий.

«Время тянется. Мы выходим из себя», —  вторит ему Уиттмен.

Будьте начеку: темпы жизни продолжают набирать обороты, как гонщик на Bonneville Speedway. В своей книге «Социальное ускорение: новая теория современности» (Social Acceleration: A New Theory of Modernity) Хартмут Роза сообщает нам, что скорость движения человека от досовременных времён до наших дней увеличилась в 100 раз, скорость связи подскочила на 10000000 единиц времени в XX веке, а передача данных выросла на коэффициент, равный 10 млрд.

Положение дел хорошо иллюстрирует эксперимент, который в начале 1990-х гг. провёл Роберт Левин. Психолог сравнил ритм жизни в тридцати одном городе мира по нескольким показателям. Он и его команда выясняли среднюю скорость ходьбы людей в разных городах, скорость выполнения рутинных задач и точность часов в банках. Результаты показали, что самый напряжённый ритм жизни в США, северных странах Европы и странах Юго-Восточной Азии. А в 2000-х психолог Ричард Уайзман обнаружил, что скорость ходьбы в мире увеличилась на 10 процентов.

Это не могло не отразиться на нашем образе жизни и нашей психике. Как показали исследования, увеличивающийся темп жизни способствует уничтожению нашего терпения. В тестах, в которых психологи и экономисты спрашивали субъектов, предпочли бы они что-то сейчас или несколько позже, респонденты предпочитали $10 сегодня против $100 в год, два кусочка еды сейчас, чем шесть кусочков через 10 секунд (исследуя прокрастинацию, учёные сделали подобное наблюдение, но связали это с тем, что мы не идентифицируем себя настоящего с собой будущим; об этом стоит подумать). Возможно, в этом кроется причина такой популярности фаст-фуда, невкусной, но быстрой пищи.

Наша ненависть к медлительности особенно очевидна, когда речь идёт о технологиях.

«В настоящее время всё настолько эффективно. Мы всё меньше и меньше способны терпеливо ждать», — отмечает Марк Уиттмен.

Мы практически требуем, чтобы веб-страницы загружались в течение четверти секунды, хотя не было никаких проблем с двумя секундами в 2009 году и четырьмя секундами в 2006 году. С 2012 года видео, которое не сработало за две секунды, почти не имеет надежды на то, что оно станет популярным.

Конечно, мы не умрём, если сайт не загрузится сразу. Но мы, скорее всего, будем чувствовать то же, что испытывали приматы, когда долго не получали пищу, — такое вот у нас эволюционное наследство. Антрополог Александра Розати поясняет:

Люди ожидают, что выигрыш придёт к ним в каком-то виде, и когда он не приходит, появляется раздражение.

В результате мы получаем порочный круг. Ускоряющийся темп жизни общества сбрасывает наши внутренние таймеры, которые начинают воспринимать всё как слишком медленное и приводят нас в состояние импульсивного гнева. Конечно, ваше восприятие может измениться, но в целом общество становится всё более импульсивным.

Последние исследования указывают на то, что положение дел только ухудшается. Нам постоянно мнится, что мы куда-то опаздываем, и в этот момент мы не просто ускоряемся, но начинаем злиться на тех, кто, как нам кажется, задерживает нас. Правда, чаще всего оказывается, что мы никуда не опаздывали, а лишь опасались этого и злились понапрасну (вспомните вечные сборы в аэропорт, которые почти всегда следуют этому сценарию).

Но почему так происходит? Не только растущие темпы жизни общества, но и ярость способна сбить наш внутренний таймер. Наш опыт времени субъективен. Помните Тургенева?

«Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком».

И это сущая правда. Как объясняет в своей книге 2012-го года Клодия Хэммонд «Искажённое время: особенности восприятия времени» (Time Warped: Unlocking the Mysteries of Time Perception), на наше чувство времени прежде всего влияют сильные эмоции:

Так же, как теория относительности Эйнштейна говорит нам, что нет такой вещи, как абсолютное время, в нашем мозге не существует механизма для точного измерения времени.

Время тянется, когда мы испуганы или испытываем беспокойство, объясняет Хэммонд. Например, арахнофобы переоценивают время, проведённое в комнате с пауками; время для новичка, впервые прыгающего с парашютом, тянется невозможно долго. Люди, пережившие дорожно-транспортные происшествия, рассказывают, что события словно бы разворачивались в замедленном темпе.

Но это происходит совсем не потому, что наши мозги ускоряются в подобных ситуациях. Время искажается, потому что наши переживания слишком интенсивны. Каждый момент, в который нам что-то угрожает, кажется новым и ярким. Этот физиологический механизм выживания усиливает наше понимание происходящего и вызывает больше воспоминаний, чем в обычной ситуации в течение такого же временного промежутка. В итоге наш мозг обманывается, считая, что прошло больше времени.

Кроме того, наш мозг, в частности островковая область, связанная с моторикой и восприятием, может измерять течение времени путём анализа и интеграции множества сигналов от наших тел, таких как сердцебиение, скольжение ветерка по нашей коже и состояние жгучего гнева. Мозг судит о времени путём подсчёта количества и качества сигналов, которые он получает от организма. Таким образом, если сигналы приходят быстрее в течение определённого интервала, мозг будет анализировать эти сигналы и считать, что интервал занял гораздо больше времени, чем на самом деле. Не раз цитированный Уиттмен поясняет:

В  нашем мозге нет часов, которые тикают, но у нас есть постоянное и непрерывное ощущение нашего тела, которое обновляется каждую секунду, и мы используем информацию об этих ощущениях, если задаёмся вопросом, сколько прошло времени.

Когда мы напуганы (или тревожны, или несчастны), наши органы посылают больше сигналов мозгу, который в свою очередь насчитывает больше секунд, чем прошло на самом деле. Десять секунд ощущаются как пятнадцать, один час как три и т.д.

Но есть и ещё одна сторона взаимосвязи скорости общества, эмоций и восприятия времени. Невролог Джеймс Мур сумел показать, что время проходит быстрее, когда мы имеем прямую связь с последующим событием, когда мы чувствуем, что мы добиваемся конкретного результата. Учёные называют такой опыт «временное связывание». И наоборот. Мур отмечает:

«Когда у нас нет контроля над событиями или мы его не чувствуем, происходит обратное: внутренние часы замедляются, то есть мы ощущаем, что промежутки времени тянутся дольше».

Можем ли мы что-то изменить? Не испытывать ярость от любого рода промедлений и научиться терпеть? Учёные убеждены, что это в наших силах. Однако мы должны найти способ, чтобы сбросить наши внутренние таймеры и настроить время по-другому. Мы, конечно, можем попробовать контролировать свои чувства с помощью силы воли, но это только временная мера, которая не устраняет проблему, а только скрывает её.

Посмотрите на шимпанзе в лабораторных условиях.

«При ожидании запаздывающих наград они начинают проявлять негативную вокализацию, чесаться, что является признаком стресса у приматов, иногда они стучат в стену, с ними случается что-то вроде истерики», — пишет Александра Розати.

Эти шимпанзе реагируют так же, как наш мозг на ожидание.

Существует ещё один недостаток в волевом подходе. Как утверждает психолог из Северо-Восточного университета Дэвид Дестенко, волевые усилия делают нас более стойкими восприимчивыми к последующим искушениям. Он приводит пример с парнем, который стоит в очереди в Starbucks: если он использует всё своё самообладание, чтобы молчаливо выстоять очередь, он, скорее всего, позволит себе взять двойной шоколад, хотя планировал взять обычную порцию.

Неужели же ничто и никто не поможет нам? Никто, кроме нас самих. Есть ряд исследований, которые показали, что медитация и практики осознанности (практики, в рамках которых  вы пытаетесь сосредоточить внимание на настоящем моменте, не думая ни о чём другом) спасают нас от нетерпения, хотя учёные и не могут пока найти этому объяснения. Возможно, причина кроется в том, что медитирующие могут лучше справляться с проявлениями нетерпения, потому что они привыкли терпеть и сдерживать себя.

Этан Никтерн, мастер-практик из Нью-Йорка, последователь буддийской традиции Тибета и автор книги «Путь домой: современное исследование буддийской традиции» (The Road Home: A Contemporary Exploration of the Buddhist Path), уверен, что люди, которые постоянно медитируют, способны «подружиться с неудобным пространством». По его мнению, медитация даёт нам «методику простого удовлетворения настоящим моментом, таким, какой он есть, без попытки изменить ситуацию».

Однако, как отмечает доктор Дестено, медитация —  это не всегда то, что нетерпеливые люди могут освоить. И я, в общем-то, с ним согласна: психуем и раздражаемся мы за какие-то доли секунды, а практика медитации требует часов работы —  вряд ли это та пилюля, которая подойдёт людям, неспособным терпеть что-то больше нескольких минут. Но и у Дестено есть свой совет: он предлагает бороться с эмоциями эмоциями.

Во время своей работы учёный обнаружил, что благодарность —  кратчайший психологический путь к терпению. Один его эксперимент показал, что люди, написавшие короткую письменную работу о ком-то, кому они были за что-то благодарны, с большей готовностью отказывались от мелких наград в данный момент и соглашались ждать обещанного дольше. В ходе серии подобных исследований он пришёл к следующему выводу:

Мысли о благодарности, которую вы испытывали, даже если она не имеет ничего общего с раздражающей задержкой, может напомнить нам о ценности принадлежности к человеческому роду и важности «не быть рвачом».

Да, в отличие от медитации, этот способ может испробовать каждый из нас. Вы злитесь на подругу, которая задерживается? Вспомните о её очаровательном чувстве юмора, приятных встречах и той поддержке, которую она оказывала вам в трудную минуту. Раздражает длинная очередь к кассе?

Это Вам будет интересно:

СЕКРЕТ: Как получить желаемое

13 правил сохранения энергии

Может, бывало такое, что вас пропускал кто-то вперёд, хотя сам торопился, и вы были ему благодарны? А если был случай, когда кто-то незнакомый просто хотел что-то для вас сделать, да не осмелился? Благодарите и успокаивайтесь. Вспомните Гоголя: «Русского человека надо благодарить хотя бы за намерения». Такая у нас с вами жизнь в этой стране.опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Как удержать темп современной жизни?

Авторы утопий века XIX неоднократно высказывали мысль, что человек, максимально насытив свой быт техническим новинками, наконец-то освободит время для приятных занятий и общения. Но действительность оказалась далеко не так радужна: сегодня технический прогресс достиг уровня, о котором писатели-фантасты прошло не могли даже мечтать, а человек не стал свободнее.

Напротив, кажется, что работа человека, стремящегося к успеху, теперь занимает всю его жизнь. Времени и сил на что-то другое просто не остается.

Однако винить технический прогресс и современный ритм жизни в нехватке времени глупо. Если проанализировать ситуацию, окажется, что дело не в огромном объеме срочных задач, а в неумении организовать и структурировать свое время.

Успех: к чему стремимся?

Понятие успешности в современном обществе зачастую становится синонимом финансовой стабильности. Действительно, трудно считать себя успешным человеком, если денег едва хватает только на самое необходимое.

Однако многие забывают, что наличие капитала само по себе еще никого не сделало счастливым. После достижения определенного уровня дохода деньги перестают играть роль синонима счастья. При этом состоятельные люди зачастую не чувствуют себя более счастливыми и довольными жизнью, чем были до того, как их доходы достигли таких высот.

Успешность на самом деле – это не просто желаемый социальный статус, место на карьерной лестнице и определенный уровень дохода. Степень успешности зависит от того, насколько представления человека об идеально организованной жизни соответствуют реалиям его существования. Если вы изо дня в день занимаетесь делом, которое не любите, выполняете задачи, значимость которых выражается только в материальной отдаче, вы не будете чувствовать удовлетворения от собственной деятельности.

Однако на эту «внутреннюю» составляющую успеха сейчас мало кто обращает внимание. Кажется, что чем более материально обеспеченной и комфортной станет жизнь человека, тем счастливее он будет. Такова философия общества, нацеленного на потребление и приобретение. А значит, главным для счастливой жизни считается способность добиться определенного уровня материального достатка. Деньги и социальное положение из средства для достижения целей превращаются в самоцель.

Как становятся трудоголиками

Итак, для человека оказывается крайне важна финансовая стабильность и карьерное продвижение. Как этого добиться? Человек логично предполагает:

  • Для того чтобы много зарабатывать, необходимо много работать.
  • Больше усилий – выше результат.
  • Чтобы добиться сверхрезультата, необходимо посвятить работе практически все время.

И вот перед нами трудоголик – человек, живущий исключительно для того, чтобы работать.

В современном деловом мире быть трудоголиком считается чуть ли не почетным: действительно, человек всего себя посвящает работе, готов трудиться в выходные, в праздники и по ночам, решает деловые вопросы круглосуточно… Наверное, он быстрее прочих добьется успеха? Вряд ли. Скорее всего, он просто «перегорит» и заработает нервное расстройство и несколько физических недугов в придачу.

На самом деле, секрет по-настоящему успешных людей не в том, что они работают много. Просто они работают эффективно. Не важно, сколько времени вы тратите на решение задачи, важно, чтобы задача была решена. Умение правильно организовать процесс позволяет работать меньше, но гораздо результативнее.

Как повысить эффективность работы

Цели

Любое действие надо начинать с осмысления результата: чего, собственно вы хотите добиться. Другими словами, необходимо грамотно поставить перед собой цель. Далее цель разбивается на задачи – конкретные шаги на пути ее осуществления.

Цель необходимо записать. Психологи утверждают, что только письменная форма изложения цели поможет четко сформулировать ее. Для записи можно по старинке воспользоваться блокнотом, ежедневником, или, в конце концов, просто написать себе записку на стикере и поместить на видное место.

Однако в эпоху всеобщей «интернетизации» разумным решением будет использовать удобные сервисы, специально созданные для того, чтобы облегчить задачу целеполагания. К примеру, сайт SmartРrogress поможет это сделать наглядно, быстро и эффективно.

Удобный сервис SmartРrogress поможет вам правильно сформулировать цель, разбить ее на этапы и определить сроки прохождения каждого из них. Вы сможете фиксировать все свои достижения, наблюдения и идеи, возникающие по ходу выполнения задач, в дневнике.

При желании можно сделать свои записи доступными для других пользователей ресурса. Это даст возможность найти единомышленников, делиться с ними своими мыслями, советоваться, комментировать их замечания и наблюдения и пр. Такая система позволяет анализировать свою работу на любом этапе, легко находить слабые места в своей стратегии достижения цели и вносить необходимые корректировки.

Тайм-менеджмент

О системе рационального распределении рабочего времени слышали многие. Но насколько она действенна?

Большинство людей не задумывается о том, сколько минут и даже часов они тратят на бесполезные дела, которые не только отвлекают от действительно важных и нужных занятий, но и утомляют, создавая впечатление максимальной загрузки.

Поставив себе цель отследить, на что уходит время в течение дня, вы больше не станете говорить о его нехватке. Вы наглядно убедитесь, как оно утекает на «подготовку к работе», пустые разговоры с коллегами, «порхание» по сайтам без определенной цели, и пр.

Научиться рационально распределять и использовать время, отпущенное на работу, поможет тайм-менеджмент. По этому вопросу написано так много книг, статей и исследований, что вы без труда найдете необходимую информацию.

Однако увлекаться изучением теории не стоит. Не забывайте, что тайм-менеджмент – всего лишь удобный и эффективный инструмент для решения рабочих задач, и ваша цель – не досконально изучить «матчасть», а научиться применять эту методику на практике, чтобы делать большее количество дел за меньший промежуток времени.

Отдых

И, наконец, последнее, о чем вспоминают трудоголики и чуть ли не первое по значению для эффективной работы. Чтобы хорошо трудиться, необходимо хорошо отдохнуть. А лучший отдых – это сон.

Забудьте про работу по ночам, не пытайтесь уподобляться Леонардо да Винчи, который якобы спал 4 часа в сутки (на самом деле это неправда). Постоянно урезая количество часов на ночной отдых, вы не решите собственные проблемы, а лишь усугубите их, приобретая в придачу еще массу неприятностей:

  • Пропадут творческие идеи. Как известно, мозг в период бодрствования получает информацию из множества источников, а во время сна в более спокойном, «закрытом», режиме обрабатывает ее максимально эффективно и зачастую выдает решение, которое вы не смогли увидеть в процессе кропотливой работы. Лишая себя сна, вы лишаете свой мозг возможность выдавать «креатив».
  • Исчезнет вкус к жизни. Чувство постоянной усталости и разбитости заставит откладывать решение по-настоящему важных вопросов на потом, а вместо этого заниматься чем-то незначительным.
  • Появится агрессия. Усталому и невыспавшемуся человеку трудно сохранять душевное спокойствие в стрессовых ситуациях – нервная система и без того перегружена. Способность контролировать вспышки агрессии снижается, а возникают они все чаще. Подумайте о близких!
  • Исчезает гибкость мышления. Усталый человек предпочтет работать в уже избранном направлении и пользоваться проверенными методами вместо того, чтобы искать новые пути решения вопроса. Даже если увидит, что зашел в тупик, он, скорее всего, не оставит своих попыток. Сил на поиск выхода уже нет, а придерживаясь выбранного направления, можно все-таки создать иллюзию движения вперед.

Не лишайте себя возможности восстановить силы и привести мысли и эмоции в порядок – выбирайте полноценный сон.

Резюме

Из всего, сказанного выше, можно сделать довольно простой вывод: нет ничего невозможного в том, чтобы получить максимальный результат, не выкладываясь при этом полностью физически и морально. Для этого необходимы всего три вещи:

  • Разумное планирование;
  • Умение рационально распределять свое рабочее время;
  • Полноценный сон и отдых.

Не отказывайте себе в этих трех вещах – и вы сможете не только сделать свою работу результативнее, но и научиться получать удовольствие от спокойного процесса ее выполнения.

Да, для формирования этих полезных навыков и привычек также потребуется время. Но неужели вы не готовы инвестировать несколько минут в день в самое главное, что есть у вас – в самого себя?

smarttalks.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *