6. Сущность социальной перцепции.
Сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.
Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т.
Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.
7. Социальная психология межличностного познания
8. Своеобразие взаимодействия людей в социальной психологии
Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь.
9.Сущность и психологические особенности социального влияния
Социальное влияние — это: воздействие общества, других людей; изменения, которые происходят в сознании одних людей под воздействием других.
Общество в целом, его различные представители, радио, телевидение, реклама и т.
д. всегда стремятся оказать влияние на окружающих людей. Но и сами люди не просто выступают объектами социального влияния, но также пытаются влиять и на других. Социальное влияние, таким образом, несомненно, является важной частью социального взаимодействия.Существует множество техник социального влияния, однако все они укладываются в рамки определенного числа процессов воздействия на людей и зависят от того, как они мыслят, воспринимают и оценивают свое существование и социальное окружение, что они чувствуют и переживают, как принимают свои решения.
Отклонение от «нормы» обычно ведет к отверженности в группе или в обществе, поэтому следование мнению большинства позволяет завоевывать или сохранять признание этим большинством. Это явление носит название нормативного влияния. С другой стороны, очень часто люди стремятся не противоречить большинству, если знают, что оно более компетентно в вопросах о правилах поведения в конкретных социальных ситуациях. В результате они соглашаются с другими.
Как правило, в результате нормативного или информационного влияния в обществе или его отдельных группах люди подчиняются их требованиям.
Авторитетным людям подчиняются потому, что им приписывается большая осведомленность и право отдавать распоряжения в незнакомых социальных ситуациях. Властям подчиняются потому, что обычно проявляется укоренившаяся у людей в процессе социализации привычка в «необходимости им подчиняться».
КАТЕГОРИИ: Главная Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) | ⇐ Предыдущая123Следующая ⇒ Особенности формирования социальных установок Эффекты восприятия Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ Механизмы социальной перцепции Сущность социальной перцепции План Лекция 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым условием восприятия. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, восприятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозаключение). В большинстве источников перцепция трактуется как процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Перцепция связана с сознательным выделением того или иного феномена и интерпретацией его смысла через различные преобразования сенсорной информации. Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д. Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов. Это отличие заключается в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Кроме того, социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. В определенном смысле восприятие — это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.
2. Механизмы социальной перцепции •
Выделяют механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек — человек» требует развития данного механизма перцепции.Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А.Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т. д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, ято чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности). Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие — отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей. Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших. Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле — это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т.Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления. Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся. Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т. д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны — на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния. Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 10391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |
Важность социального восприятия в современном мире
Опубликовано 27 февраля 2019 г.
/ wesay
Для людей становится все более нормой знать или стремиться знать, что о них думают другие. Действительно, это правда, что наше общество и влияние, которое оно оказывает на людей, живущих в нем, огромно.
Общество заставило людей и его членов стремиться вести себя определенным образом, говорить определенным образом и показывать определенную часть себя внешнему миру. На этом фоне общество никогда не было и никогда не было добрым к людям, которые решили плыть против его намеченного течения и жить так, как хотелось бы индивидууму. Даже несмотря на то, что такие люди в конце концов одерживают победу, это никогда не бывает бесплатным. WeSay — это приложение, разработанное, чтобы помочь человеку понять свое социальное восприятие.
Появление технологий и наиболее значимых социальных сетей привело к более широкому и далеко идущему измерению этого развития, которое и так было всегда. Люди выходят из себя, пытаясь привлечь внимание общества, и готовы пойти на все, чтобы собрать как можно больше последователей и поклонников с помощью как законных, так и индивидуалистичных средств.
Из термина социальное восприятие легко увидеть, что есть две стороны водораздела — индивидуум и общество, являющееся непосредственным окружением индивидуума. Индивид имеет свое мнение об обществе и его требованиях, а общество наблюдает за индивидом через лупу и формирует мнение, верное или нет, основательное или поверхностное, и движется дальше и относится к нему как к таковому. Теперь на человека лежит обязанность в целом осознавать, какое впечатление он или она производит на общество, и делать все возможное, чтобы исказить его в свою пользу. Слишком хорошо известно, что в наш век преступности, тяжких преступлений и самоубийств долго не протянешь в обществе, которое имеет плохое представление о личности.
Тем не менее, социальное восприятие является очень важным элементом для сохранения личности и в значительной степени успеха, если не считать давления, которое общество оказывает на личность, заставляя ее тяготеть к своим прихотям.
Социальное восприятие также может быть преимуществом, если человек хорошо выполняет свою домашнюю работу и критически смотрит на то, что он должен делать, и в этом суть этого дискурса. Было сказано раньше, и это правда, что иногда голос человека может быть голосом Бога. Иисус Христос в своем земном служении, несмотря на то, что Он был Богом, пришедшим во плоти, не особо нуждался в человеческом мнении о Нем, но стремился узнать, как люди воспринимали Его, каким Он являлся людям. Так вот, если такое совершенное Существо может заботиться о том, какое влияние Он оказывает на людей, то, бесспорно, мы должны не только жалеть мысли, но и прилагать сознательные усилия, чтобы производить благоприятное впечатление на людей и общество.
Общеизвестно, что знание того, как мы выглядим во внешнем мире, дает нам много преимуществ. Во-первых, общество и мир в целом состоят из людей, с которыми вы работаете, — учителей и лекторов, которые будут учить вас, начальника, получающего вашу зарплату, владельца киоска, в котором вы будете покупать продукты, пастора. у кого есть ваша духовная поддержка, и многое другое. Поскольку наша жизнь вращается вокруг этих мини-членов общества, очень важно, чтобы мы осознавали, как мы выглядим в глазах этих людей, поскольку мы не планируем в ближайшее время отправиться жить на Марс или вести отшельническую жизнь.
Во-вторых, не может быть лучшего указателя на то, где кто-то ошибается, чем честная критика, и это социальный мир готов дать в любое время, даже если это может привести к некоторым синякам. Это самый быстрый способ понять, где и как вы ошибаетесь, и быстро исправить ситуацию. В наш век социальных сетей и всего, что с ними связано, одна из хороших вещей, которые они сделали, — это, по крайней мере, дать большинству людей некоторое чувство собственного достоинства, даже если оно сиюминутное и искусственное.
Как бы то ни было, для некоторых людей это может быть разницей между самоубийством и ожиданием реальной помощи. Это правда, что чувство собственного достоинства, которое дают социальные сети, и то восприятие, которое они дают, на самом деле не самое устойчивое, но оно чего-то стоит, большая вещь для большинства людей. Опять же, мы живем в обществе, где выгоды и ставки, связанные с успешным обращением к социальной публике, высоки. Это обогатило многих людей, заняло их места, открыло множество дверей, сделало их послами бренда, подняло их из безвестности и сделало для таких людей много хорошего. Но по большей части это способ использовать сильные стороны человека и сглаживать его слабые стороны.
Использование вашего восприятияКаша социальной критики обычно разрушительна, но в некоторых отношениях она может быть эффективной. Гипотетически представьте себе артистку из списка лучших, которая получила множество наград и в настоящее время находится в студии над своим следующим альбомом. Но на ее страницах в социальных сетях полно ее изображений, скудно одетых и изображающих ее в буйном свете. Публика сходит с ума, отвозя ее в чистку и давая ей дозу того медийного тролля, который заставил ее пожелать, чтобы она не родилась. Ее медиа-команда воспринимает это спокойно и дает ей некоторую проверку реальности: этот альбом никуда не денется, если она не сделает обходной путь и не изменит свою внешность. Она делает заявление, и оттуда начинается новая страница. Это принято великодушно, и ее альбом становится дважды платиновым. Несколько транснациональных фирм выпрашивают ее лицо на своих рекламных щитах.
Такова сила социального восприятия и его средства построения личности и обеспечения ее успеха. Но можно, не выходя из своей гостиной, иметь под рукой эти показатели — как общество относится к вам. Вы должны знать, как вас воспринимает ваша семья и коллеги, и что все говорят о вас. Такие вопросы, как люблю ли я; дружелюбный, общительный, теплый, жестокий и более 600 человеческих черт, на которые можно ответить одним махом, без необходимости взаимодействия с душой. Это то, что приложение WeSay стремится предоставить. Одним нажатием кнопки вы не только получите представление о своем рейтинге, но даже о том, как его исправить и двигаться дальше. Попробуйте сегодня, и вы будете рады, что сделали.
Социальное восприятие человека
РЕКЛАМА:
В этой статье мы поговорим о социальном восприятии человека. Прочитав эту статью, вы узнаете о:- 1. Значение социального восприятия 2. Точность социального восприятия 3. Факторы, влияющие .
Значение социального восприятия :Социальное восприятие просто означает восприятие социальных процессов. Объектами социального восприятия являются отношения человека с другими, в том числе его восприятие групп и социальных институтов. Изучение социального восприятия сосредоточено вокруг фактического процесса восприятия.
Социальное восприятие имеет место в социальной ситуации, когда два или более человека взаимодействуют друг с другом и воспринимают поведение, действия и реакции друг друга в связи с социальной ситуацией. Здесь то, как два человека воспринимают или оценивают ситуацию, определяет, как они будут вести себя и взаимодействовать в этой самой ситуации.
Предположим, два человека встречаются в клубе, и то, как «x» вел себя с «y», очень разозлило и взволновало «y». Поэтому он считал «х» очень безжалостным, непреклонным и высокомерным. Если бы этого случая не произошло, он бы не воспринял его таким или если бы он не вел себя с ним так, как вел себя, вероятно, представление о человеке совершенно изменилось бы.
Так, Тагиури и Петрулло (1958) считают, что «Благодаря своему собственному присутствию и поведению в ситуации восприятия другого воспринимающий может изменить характеристики восприятия человека, о состоянии которого он пытается судить». В социальном восприятии важны аспекты «воспринимающего» и «воспринимаемого».
Так как и то, и другое предполагается изменять в процессе взаимодействия, то социальное восприятие не является ригидным, и восприятие человека время от времени меняется из-за нескольких интервальных и внешних факторов. Точное социальное восприятие необходимо, потому что работать и жить вместе было бы сложно, если бы восприятие других людей было неточным.
Любая социальная реакция начинается с восприятия других людей или групп. Таким образом, проблема восприятия является основной в социальном взаимодействии. Когда вы встречаете человека на рынке и разговариваете с ним, происходит социальное восприятие и социальное взаимодействие. Как люди получают знания и понимание других людей? Именно через социальное восприятие.
Социальное восприятие означает восприятие других лиц, групп и лиц в c; социальной ситуации или в социальном контексте, чтобы знать и понимать их. Хайдер говорит, что это склонность видеть людей, а не ситуации или причину действия.
То, как человек реагирует на действия другого человека, зависит от того, как он воспринимает или интерпретирует причину своего поведения. В социальном восприятии достаточное значение придается человеческому поведению и его влиянию на присутствие людей в окружающей среде, и слишком малое значение придается его ситуационному контексту.
Поэтому в социальном восприятии индивидууму или человеку придается большое значение, и все события кажутся находящимися под его собственным контролем. Короче говоря, восприятие поведения по отношению к другим членам общества называется социальным восприятием.
Точность социального восприятия :Точность социального восприятия называют социальной чувствительностью, социальной проницательностью и эмпатией. Если социальное восприятие станет неточным, работать и жить вместе будет сложно. Для того, чтобы быть успешным в обществе, социальное восприятие должно быть точным. Исследования показывают, что группы, которые точно воспринимают социальное поведение, более эффективны, чем группы, состоящие из членов с менее точным восприятием.
Точно так же и в небольшой группе правильное представление лидера о своих коллегах повышает эффективность группы. Общество больше признает тех, кто дает точное и эффективное представление о людях в обществе и их поведении.
Если человек неправильно воспринимает людей, он часто не нравится обществу. Социальное восприятие приходит через изучение социального и межличностного поведения. По Штайнеру, точность социального восприятия связана с эффективным социальным поведением.
Компетентность в межличностном поведении помогает более эффективно участвовать в групповой деятельности и групповых обсуждениях. Когда точно воспринимаемые качества членов группы имеют отношение к деятельности группы, тогда только точное социальное восприятие ведет к увеличению межличностных отношений, компетентности и групповой эффективности.
Если психиатр не точно воспримет, скажем, душевнобольного, тогда диагноз и лечение станут неправильными. Но, скажем, в больнице мнение врача о том, что составитель несчастен и хочет бросить работу, не имеет отношения к функционированию больницы.
Факторы, влияющие на социальное восприятие :Социальное восприятие иногда становится предвзятым и ошибочным из-за социального престижа, высокого положения в обществе, большей ответственности, богатства, высокой касты и высокого социально-экономического положения. На него также влияют физические особенности, привлекательность, власть и признание, образование и т. д.
Привлекательные лица с высоким статусом, занятые на важных должностях, обычно воспринимаются как более ответственные за свои действия, чем неэффективные люди с низким статусом. Исследования подтверждают эту точку зрения.
Точно так же люди, считающие себя сильными в управлении своей судьбой и собственными действиями, воспринимают других как контролеров своей судьбы. С другой стороны, люди, которые чувствуют себя менее влиятельными или бессильными, воспринимают других как контролируемых внешними событиями. Согласно Манну, «На восприятие социальной причинности влияет оценка ситуационного давления, статуса человека и личности судьи».
Доверие, уверенность, личные отношения и тесная связь с человеком также влияют на социальное восприятие. Незнакомец воспринимается иначе, чем уже знакомый человек. В то время как доверие, уверенность и хорошие личные отношения помогают приписать положительные факторы, ведущие к положительному социальному восприятию, отсутствие уверенности, недоверие, предвзятость и предрассудки, неприятные отношения приводят к отрицательному социальному восприятию.
Роль потребности, ценности и прошлого опыта также нельзя недооценивать в социальном восприятии. Чувство благодарности зависит от восприятия. «Х», обязанный «Y», всегда воспринимает «Y» как лучшего человека по сравнению с другим человеком, который не обязан ему. Кроме того, восприятие становится более позитивным, когда он воспринимает благосклонность и обязанность как преднамеренные, чем случайные или непреднамеренные.
То, что кто-то сделал что-то преднамеренно, это восприятие развивается в среднем детстве. Пиаже обнаружил, что дети в возрасте до семи лет склонны воспринимать действие как вредное или опасное по степени причиненного им ущерба. Но дети старшего возраста судят о таких действиях по прошлой истории и намерениям человека, ответственного за действие.
Статус человека также влияет на восприятие и суждения старших детей. Обычно человек с высоким статусом воспринимается и приписывается имеющим добрые намерения во всем, что он делает, чем человек с низким статусом.
В социальном восприятии восприятие намерения играет важную роль, поскольку на реакцию и самооценку влияет действие другого человека. Когда к действию человека добавляется хорошее намерение, восприятие человека становится положительным, а когда добавляется плохое намерение, восприятие человека становится отрицательным.
Когда действие и поведение человека делают жизнь другого человека трудной, болезненной и градом, пытаются выяснить, делается ли это преднамеренно, преднамеренно или случайно или по воле случая или судьбы, и восприятие человека определяется соответственно. Таким образом, контекст действия влияет на восприятие намерений.
Когда считается, что кто-то делает вам что-то хорошее не для того, чтобы получить какую-либо благосклонность, а спонтанно, из любви или великодушно, он воспринимается как очень приемлемый, и его осыпают комплиментами. Является ли действие человека преднамеренным или случайным, определяется его знанием умений и способностей человека.
Правомерность — еще один фактор, влияющий на социальное восприятие. Оправданность социального акта зависит от степени, в которой это действие имеет адекватное основание. Если действие нарушает этические нормы или отклоняется от норм социальных норм, обычаев и традиций, то оно не стоит на адекватной почве и, следовательно, он вынужден совершать негативный поступок в силу определенных не зависящих от него принуждений.
Это действие может быть воспринято даже великодушно и обычно извиняется воспринимающим. Если водитель автобуса не останавливает автобус возле остановки из-за того, что она переполнена и ни один пассажир не хочет туда спускаться, то его действия незаконным путем будут восприниматься как правомерные. Но когда водитель автобуса без видимых причин самовольно не останавливает автобус на остановке, его действие воспринимается как неоправданное.
Таким образом, одно и то же действие может быть воспринято по-разному при разных фоновых причинах. Более высокий статус человека также позволяет воспринимающему воспринимать свой поступок как оправданный Социальное восприятие в основном имеет дело с влиянием восприятия человека на человеческое взаимодействие и социальными детерминантами восприятия человека.
Он в широком смысле касается роли точного суждения в человеческом взаимодействии, управления впечатлением и интерпретации социальной причинности.
Основная цель социального восприятия состоит в том, чтобы узнать о мотивах и установках других людей в социальном взаимодействии. Он также направлен на определение уровня ответственности, преднамеренности и оправданности их действий.
В процессе атрибуции предпринимаются попытки узнать и понять поведение другого человека. Когда действия воспринимаются как непреднамеренные и из-за ситуационных требований, человеку придается мало значения, и о нем очень мало известно.
Это установленный факт, что на суждения других сильно влияет их номинальная ценность или впечатление, которое они производят на воспринимающего. Некоторые люди пытаются произвести впечатление, используя несколько тактик. В таких случаях восприятие человека становится порочным и ошибочным из-за ошибки в суждении.
Заключение об ошибках в социальном восприятии. Манн говорит: «Ошибка в суждении возникает из-за неправильного обобщения ограниченной или неточной информации, чрезмерной опоры на самовосприятие и тенденции подчеркивать роль человека в действии за счет ситуационных детерминант. Различные процессы межличностного восприятия, включая приписывание причинности, категоризацию и формирование стереотипов, формирование и воспроизведение впечатлений, можно рассматривать как часть общего стремления упростить и осмыслить крайне изменчивую среду и упорядочить множество переживания и события».
Комментируя социальное восприятие, Гарднер Мерфи полагает: «В свете десяти сильных тенденций последних лет поднять проблему социальной психологии с уровня поведения на уровень осознания социальной реальности потребность в разумной теории процесса социальное восприятие стало императивом».
Личностные психологи установили, что личность человека определяет его восприятие, поскольку мы воспринимаем стимулы не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть. В связи с этими выводами проблема социального восприятия привлекла к себе активное внимание психологов.
Структурно-функциональные факторы социального восприятия :Согласно Купусвами, всякое восприятие основано на взаимодействии трех факторов:
(а) Логическая стимуляция
900 02 (b) Силы поля стимула и(c) Полевые силы организмов.
Социальная ценность объекта и индивидуальная потребность в социально значимом объекте будут влиять на восприятие. Эти факторы, определяющие социальное восприятие, также называют поведенческими детерминантами.
Система координат:
Это также влияет на восприятие. Система отсчета — это фон стимуляции, который влияет на поведение человека при конкретной стимуляции. Система отсчета выявляет значение того фактора, что система функциональных отношений влияет на наше восприятие в данный момент времени.
Внешние и внутренние факторы восприятия действуют взаимозависимым образом в данный момент времени как система отсчета рассматриваемого опыта и поведения. Восприятие хорошего и плохого, высокого и низкого, худого и толстого — относительные понятия в восприятии.
Исследование Брунера и Роттера с размером монет указывает на роль потребности и мотивации в восприятии воспринимающего. В этом исследовании бедные дети склонны считать монеты больше, чем диски того же размера. Они пришли к выводу, что социальная ценность объекта и потребность индивида в том же самом влияют на его восприятие.
Поскольку восприятие функционально избирательно, роль потребности, ценности и прошлого опыта воспринимающего в предписании очевидна.
Вещи очень редко бывают такими, какими кажутся. Восприятие человека окрашено системой взглядов, эмоциями, настроениями, темпераментами воспринимающего. Говорят, что весь познавательный мир человека, испытывающего наибольшую потребность в безопасности, будет организован на совершенно иной основе, чем у человека, не ищущего постоянных подтверждений.
Два человека, являющиеся врагами, увидят друг в друге много неблагоприятных качеств; в то время как два человека, которые дружат, увидят в личности друг друга много хороших качеств.
При неизменном стимуле, если люди меняются, восприятие также меняется. Те же два человека, которые были лучшими друзьями в прошлом и осыпали друг друга похвалами на публике, начинают видеть неприятные качества друг в друге, когда начинают становиться врагами. Это происходит с лицами из разных политических партий, которые внезапно меняют свою партию во время выборов, чтобы не получить билет.
Когда-то лучшие друзья становятся злейшими врагами, когда их личные потребности и корыстные интересы не удовлетворяются, и поэтому их система взглядов изменилась. Поэтому Sherif & Cantril говорят «Термин «система отсчета» просто используется для обозначения функционально связанных факторов, которые действуют в данный момент для определения конкретных свойств психологических феноменов, таких как суждения о восприятии, аффективность ».
Шериф использовал термин «Анкоридж» для объяснения концепции системы отсчета. Точка привязки — отличный ориентир, придающий значимость восприятию.