В гиппенрейтер биография – Гиппенрейтер, Вадим Евгеньевич — Википедия

Умер легендарный фотограф Вадим Гиппенрейтер: philologist — LiveJournal

16 июля на 100-м году жизни скончался легендарный советский и российский фотограф, кавалер Ордена Почета (2012), двоюродный брат и бывший муж психолога Юлии Гиппенрейтер — Вадим Гиппенрейтер, — о его смерти сообщил на своей странице в фейсбуке известный фотограф Александр Тягны-Рядно. Вадим Гиппенрейтер родился в апреле 1917 года. В 1934 году начал кататься на горных лыжах под руководством Густава Деберли (Австрия). Первый мастер спорта СССР по горным лыжам (1937). Первый чемпион СССР по слалому (1937). Чемпион СССР по слалому 1938 года. Также стал первым, кто спустился с Эльбруса на лыжах в 1939 году. С 1937 по 1960 год — тренер по горным лыжам спортивных обществ «Вита» и «Зенит». В 1948 году получил образование скульптора, закончив Московский художественный институт имени Сурикова. После института увлёкся фотографией.


Вадим Гиппенрейтер. (с) Фото — Vlad Shutov http://vlad.35photo.ru/photo_195723/#author/195723

Автор 28 фотоальбомов на темы спорта, искусства, природы, в его архиве около 50 тысяч форматных слайдов. Золотая медаль Международной выставки «ИНТЕРПРЕССФОТО» (1966). Член Союза журналистов СССР, член Союза фотохудожников России. Первая зарубежная авторская выставка Вадима Гиппенрейтера прошла в Вене в декабре 2004 года при его личном участии.

Из интервью Вадима Гиппенрейтера 2011 года

«Вот попробуйте посадить пять художников, чтоб они нарисовали портрет одного и того же человека. Получится пять разных портретов, и каждый из них — автопортрет самого художника. Его отношение, его решение. Так же и с фотографией. Человек видит мир стереоскопично. Ближний предмет более выпуклый, дальние — более плоские. Мои фотографии всегда чем-то замыкаются — отдаленной горной вершиной или тяжелым небом, опять-таки создающим плоскость. Я всегда слежу за тем, чтобы была какая-то ограниченная территория для переднего и заднего плана. Фотография не должна идти в бесконечность».


Извержение вулкана Толбачик, Камчатка, 1975 © Вадим Гиппенрейтер

Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

philologist.livejournal.com

Гиппенрейтер, Вадим Евгеньевич — Википедия

Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер
Род деятельности:

фотограф

Награды и премии:

Вади́м Евге́ньевич Гиппенре́йтер (род. 22 апреля 1917, Москва) — советский и российский фотограф-пейзажист.

В 1934 году начал кататься на горных лыжах под руководством Густава Деберли (Австрия). Первый мастер спорта СССР по горным лыжам (1937). Первый чемпион СССР по слалому (1937). Чемпион СССР по слалому 1938 года. С 1937 по 1960 год — тренер по горным лыжам спортивных обществ «Вита» и «Зенит».

В 1948 году получил образование скульптора, закончив Московский художественный институт имени Сурикова. После института увлёкся фотографией. Занимался альпинизмом и горными лыжами. Был первым чемпионом СССР по скоростному спуску 1937 г[1]. Также стал первым, кто спустился с Эльбруса на лыжах в 1939 году. В дальнейшем он трижды завоёвывал первенство Советского Союза по горным лыжам. Очень известны фотоальбомы Вадима Гиппенрейтера «С Камчатки». Он стал одним из немногих, кто снял Извержение Толбачика в 1975 году.

Двоюродный брат и бывший муж Юлии Борисовны Гиппенрейтер.[2] Имеет троих детей (две дочери и сын), пять внуков, двух правнуков.

Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева № 188 от 12 февраля 2012 года Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер награждён орденом Почёта[3].

Работы и выставки[править]

Автор 28 фотоальбомов на темы спорта, искусства, природы, в его архиве около 50 тысяч форматных слайдов. Золотая медаль Международной выставки «ИНТЕРПРЕССФОТО» (1966). Член Союза журналистов СССР, член Союза фотохудожников России.

Изданные фотоальбомы:

  • Сказки русского леса. М., 1967.
  • К вулканам Камчатки. М., 1970.
  • Теберда — Домбай. М., 1970.
  • Заонежье. Музей-заповедник под открытым небом. М., 1972.
  • Командоры. М., 1972.
  • Новгород. М., 1976.
  • Вершины впереди. В горах Кабардино-Балкарии. М., 1978.
  • Рождение вулкана. М., 1979.
  • Мещерская сторона. М., 1981.
  • Мелодии русского леса. М., 1983.
  • Времена года. М., 1987.
  • Средняя Азия. Архитектурные памятники IX—XIX вв. М., 1987.
  • Гармония вечного. Древнее искусство Карелии. Петрозаводск, 1994. ISBN 5-88165-004-2.

Первая зарубежная авторская выставка Вадима Гиппенрейтера прошла в Вене в декабре 2004 года при его личном участии [1].

wp.wiki-wiki.ru

Гиппенрейтер, Вадим Евгеньевич — это… Что такое Гиппенрейтер, Вадим Евгеньевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гиппенрейтер.
Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер

Вручение государственных наград. Орденом Почёта награждён фотохудожник, член общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России» Вадим Гиппенрейтер.
Род деятельности:

фотограф

Дата рождения:

22 апреля 1917(1917-04-22) (95 лет)

Место рождения:

Москва

Гражданство:

 СССР→ Россия

Награды и премии:

Сайт:

http://www.gippenreiter.ru/

Вади́м Евге́ньевич Гиппенре́йтер (род. 22 апреля 1917, Москва) — советский и российский фотограф-пейзажист.

Биография

Родился 22 апреля 1917 года в Москве.

В 1934 году начал кататься на горных лыжах под руководством Густава Деберли (Австрия). Первый мастер спорта СССР по горным лыжам (1937). Первый чемпион СССР по слалому (1937). Чемпион СССР по слалому 1938 года. С 1937 по 1960 год — тренер по горным лыжам спортивных обществ «Вита» и «Зенит».

В 1948 году получил образование скульптора, закончив Московский художественный институт имени Сурикова. После института увлёкся фотографией. Занимался альпинизмом и горными лыжами. Был первым чемпионом СССР по скоростному спуску 1937 г[1]. Также стал первым, кто спустился с Эльбруса на лыжах в 1939 году. В дальнейшем он трижды завоёвывал первенство Советского Союза по горным лыжам. Очень известны фотоальбомы Вадима Гиппенрейтера «С Камчатки». Он стал одним из немногих, кто снял Извержение Толбачика в 1975 году.

Двоюродный брат и бывший муж Юлии Борисовны Гиппенрейтер.[2] Имеет троих детей (две дочери и сын), пять внуков, двух правнуков.

Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева № 188 от 12 февраля 2012 года Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер награждён орденом Почёта[3].

Работы и выставки

Автор 28 фотоальбомов по тематикам спорт, искусство, природа, в его архиве около 50 тыс. форматных слайдов. Золотая медаль Международной выставки «ИНТЕРПРЕССФОТО» (1966). Член Союза журналистов СССР, член Союза фотохудожников России.

Изданные фотоальбомы:

  • Сказки русского леса. М., 1967.
  • К вулканам Камчатки. М., 1970.
  • Теберда — Домбай. М., 1970.
  • Заонежье. Музей-заповедник под открытым небом. М., 1972.
  • Командоры. М., 1972.
  • Новгород. М., 1976.
  • Вершины впереди. В горах Кабардино-Балкарии. М., 1978.
  • Рождение вулкана. М., 1979.
  • Мещерская сторона. М., 1981.
  • Мелодии русского леса. М., 1983.
  • Времена года. М., 1987.
  • Средняя Азия. Архитектурные памятники IX—XIX вв. М., 1987.
  • Гармония вечного. Древнее искусство Карелии. Петрозаводск, 1994. ISBN 5-88165-004-2.

Первая зарубежная авторская выставка Вадима Гиппенрейтера прошла в Вене в декабре 2004 года при его личном участии [1].

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Гиппенрейтер Вадим Евгеньевич Википедия

Вади́м Евге́ньевич Гиппенре́йтер (22 апреля 1917 года, Москва, Российская Республика — 16 июля 2016 года, Москва, Российская Федерация) — советский и российский фотограф-пейзажист; многократный чемпион СССР по горным лыжам и слалому. Впоследствии тренер по горным лыжам.

Биография

В 1934 году начал кататься на горных лыжах под руководством эмигрировавшего из Австрии после поражения вооруженного восстания шусбундовца Густава Деберля. Первый мастер спорта СССР по горным лыжам (1937). Первый чемпион СССР по слалому (1937). Чемпион СССР по слалому 1938 года. С 1937 по 1960 год — тренер по горным лыжам спортивных обществ «Вита» и «Зенит».

В 1948 году получил образование скульптора, окончив Московский художественный институт имени Сурикова. После института увлёкся фотографией. Занимался альпинизмом и горными лыжами. Был первым чемпионом СССР по скоростному спуску 1937 г

[1]. Также стал первым, кто спустился с Эльбруса на лыжах в 1939 году. В дальнейшем он трижды завоёвывал первенство Советского Союза по горным лыжам. Очень известны фотоальбомы Вадима Гиппенрейтера «С Камчатки». Он стал одним из немногих, кто снял Извержение Толбачика в 1975 году.

Двоюродный брат и бывший муж Юлии Борисовны Гиппенрейтер.[2] Имел троих детей (две дочери и сын), пять внуков, двух правнуков.

Награды и звания

Указом Президента Российской Федерации был награждён орденом Почёта[3].

Работы и выставки

Автор 28 фотоальбомов на темы спорта, искусства, природы, в его архиве около 50 тысяч форматных слайдов. Золотая медаль Международной выставки «ИНТЕРПРЕССФОТО» (1966). Член Союза журналистов СССР, член Союза фотохудожников России, член Гильдии Рекламных Фотографов[источник не указан 1046 дней].

Изданные фотоальбомы:

  • Сказки русского леса. М., 1967.
  • К вулканам Камчатки. М., 1970.
  • Теберда — Домбай. М., 1970.
  • Заонежье. Музей-заповедник под открытым небом. М., 1972.
  • Командоры. М., 1972.
  • Новгород. М., 1976.
  • Вершины впереди. В горах Кабардино-Балкарии. М., 1978.
  • Рождение вулкана. М., 1979.
  • Мещерская сторона. М., 1981.
  • Мелодии русского леса. М., 1983.
  • Времена года. М., 1987.
  • Средняя Азия. Архитектурные памятники IX—XIX вв. М., 1987.
  • Гармония вечного. Древнее искусство Карелии. Петрозаводск, 1994. ISBN 5-88165-004-2.

Первая зарубежная авторская выставка Вадима Гиппенрейтера прошла в Вене в декабре 2004 года при его личном участии [1].

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

ГИППЕНРЕЙТЕРЫ — Risk.ru

Ангелина Борисовна Гиппенрейтер-Кеминова
Ангелина Борисовна
Евгений Борисович
Вадим Евгеньевич
Юлия Борисовна

Гиппенрейтеры — известный старинный дворянский род. Евгений Борисович серьезно интересовался своей родословной, специально ездил в Западную Европу. В Вене нашел своих предков вплоть до 17 века и герб рода Гиппенрейтеров. После чего род был принят в «Союз потомков российского дворянства».

Евгений Борисович Гиппенрейтер (1927-1997).

Евгений Гиппенрейтер
На скале Евгений Гиппенрейтер

Мастер спорта по альпинизму (1964), кандидат биологических наук, почетный гражданин Местии (Верхняя Сванетия), почетный член Лондонского альпийского клуба, действительный член Российского дворянского собрания, член президиума Федерации альпинизма России, вице-президент Международного общества горной медицины, член медицинской комиссии исполкома Международного союза альпинистских ассоциаций (UIAA), спасатель РФ. Закончил ВИИЯз, свободно владел английским и немецким языками. Неизменный переводчик всех зарубежных альпинистских делегаций и многих спортивных групп. Часто приезжал в МАЛы. Встречал в СССР Норгея Тенцинга, Джона Ханта, ходил с ними на вершины. Выезжал как спортсмен и переводчик со многими советскими группами за рубеж.

МАЛ под пиком Ленина. Евгений Гиппенрейтер с микрофоном, справа от него Виталий Абалаков
На заседании УИАА с Александром Боровиковым
Поездка в Альпы (1960-е гг.). Иосиф Кахиани (третий слева), Е. Гиппенрейтер (в белой шапочке), Михаил Борушко (в шляпе, заслуженный тренер СССР по альпинизму, 1909-1992, Украина). За Мишей Хергиани — Джон Хант

В Альпах: Евгений Тур, Михаил Хергиани, Михаил Борушко, Джон Хант, Евг. Гиппенрейтер, Иосиф Кахиани, Анатолий Овчинников
Джон Хант и Евгений Гиппенрейтер. На Кавказе.
Джон Хант на Кавказе.
В гостях у митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Константин Вендланд). Справа от владыки писатель-альпинист Александр Кузнецов и Евгений Гиппернейтер.
С Тенцингом на Эльбрус

Ангелина Борисовна Гиппенрейтер-Кеминова
— старшая сестра Евгения Борисовича. В молодости занималась альпинизмом. На фото Ангелина Гиппенрейтер, предположительно в горах на Домбае (конец 1930 гг.). Найти других сведений об Ангелине Гиппенрейтер не удалось.

Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер (1917 г.р.)
— двоюродный брат Евгения Борисовича Гиппенрейтера. Талантливый советский и российский фотограф-пейзажист и спортсмен-горнолыжник. В 1948 г. закончил Московский художественный институт им. Сурикова (по образованию скульптор). Занимался альпинизмом и горными лыжами, тогда же увлекся серьезно фотографией. Был первым чемпионом СССР по скоростному спуску в 1937 г. Первым спустился с Восточной вершины Эльбруса на лыжах в 1939 г. От вершины до «Приюта 11» спуск занял 35 минут. Трижды чемпион Советского Союза по горным лыжам. Автор ряда фотоальбомов по Камчатке, Командорским островам, Теберде-Домбаю и др. Провел много персональных фотовыставок. Двоюродный брат и бывший муж Юлии Борисовны Гиппенрейтер.Вадим Гиппенрейтер
Юлия и Вадим Гиппенрейтеры

Юлия Борисовна Гиппенрейтер — младшая сестра Евгения Борисовича. Известный российский психолог, доктор наук, профессор кафедры общей психологии и факультета психологии МГУ. Родилась в 1930 года в Москве. В 1953 г. закончила отделение психологии философского факультета МГУ. В 1975 г. получила степень доктора психологических наук, а в 1978 г. — звание профессора психологии. Была замужем за двоюродным братом — Вадимом Евгеньевичем.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер
Использованы материалы архива мастера спорта СССР по альпинизму Лидии Константиновны Романовой (1930-2011)

www.risk.ru

Юлия Гиппенрейтер — краткая биография, факты, личная жизнь

Краткая биография

Ю́лия Бори́совна Гиппенре́йтер (род. 25 марта 1930 в Москве) — советский и российский психолог. Профессор МГУ. Области научной деятельности: экспериментальная психология (психология восприятия, психология внимания, психофизиология движений), системная семейная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование. Автор многочисленных публикаций по психологии.

Ю.Б. Гиппенрейтер с мужем профессором А.Н. Рудаковым. 2015 год.

В 1953 году окончила отделение психологии философского факультета МГУ. В 1975 году получила степень доктора психологических наук, а в 1978 году — учёное звание профессора психологии. На данный момент (2010 год) является профессором кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Два брака. Первый муж — её двоюродный брат, Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер, второй — математик Алексей Николаевич Рудаков. Имеет троих детей. Две старшие дочери — от первого брака, третий ребёнок — от второго.

Работы

Кандидатская диссертация Юлии Борисовны (научный руководитель — Леонтьев, Алексей Николаевич), защищённая в 1961 году, предлагает и апробирует новый метод измерения степени развития звуковысотного слуха, являющегося основой музыкального слуха человека, показывает, что в осложнённых условиях оценки высоты звуков разного тембра значительную помощь оказывает вокализация (внешняя и внутренняя) и обучение ей. Работа позволила обосновать предположение о том, что освоение ребёнком тембрового языка может тормозить развитие музыкального слуха, из чего следует, что необходимо обращать специальное внимание на развитие музыкального слуха ребёнка в период освоения им русской речи (в возрасте 1-2 лет).

В работе «О движении человеческого глаза» изучены и описаны разнообразные виды движения глаз в контексте человеческой деятельности, описаны зависимости их характеристик от задач, в которые они включены.

Учебник Юлии Борисовны «Введение в общую психологию» является одним из основных учебных пособий по курсу психологии.

Публикации

Опубликовала более 75 научных работ.

  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Практикум по общей психологии. — Москва, 1972. Учебник
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. О движении человеческого глаза. — Москва, 1978. Монография
  • Хрестоматия по психологии эмоций. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. Вступительная статья Ю.Б. Гиппенрейтер. М.1983.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, с 1988 по 2008 год. — 352 с. — общий тираж более 30 000 экз.
  • Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е издание, перерработанное и дополненное. — Москва: АСТ, 2008. — 656 с. — (Хрестоматия по психологии). — 7000 экз.
  • Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: АСТ, с 1982 по 2008 год. — 720 с. — 7000 экз.
  • Психология мышления / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: АСТ, 2008. — 672 с. — (Хрестоматия по психологии). — 7000 экз.
  • Психология внимания / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: АСТ, 2008. — 656 с. — (Хрестоматия по психологии). — 7000 экз.
  • Психология личности / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. — Москва: АСТ, 2009. — 624 с. — (Хрестоматия по психологии). — 4000 экз.
  • Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М В. Фаликман. — М.: АСТ:Астрель, 2009. — 704с. -(Хрестоматия по психологии). (ООО «Издательство АСТ») (ООО «Издательство Астрель»)
  • Кэтрин Бейкер, Гиппенрейтер, Ю. Б. Влияние сталинских репрессий конца 1930-х годов на жизнь семей в трёх поколениях // Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. — Москва: Когито-Центр, 2008. — 496 с. — (Современная психотерапия). — 2000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как?. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?. — Москва: АСТ, с 2008 по 2009 год. — 256 с. — общий тираж более 50 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. У нас разные характеры… Как быть?. — Москва: АСТ, 2012. — 19 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Чудеса активного слушания. — Москва: АСТ, 2013. — 192 с. — 21 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Поведение ребенка в руках родителей. — Москва: АСТ, 2013. — 128 с. — 27 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Чувства и конфликты. — Москва: АСТ, 2013. — 160 с. — 13 000 экз.

worldofaphorism.ru

Вадим Гиппенрейтер — наше все

К Вадиму Гиппенрейтеру собиралась словно на первое свидание: волновалась, нервничала, опаздывала. Мы давно с ним не виделись. Он много для меня значит — и в человеческом, и фотографическом плане. Бывают такие редкие волшебные люди. Вадим Евгеньевич — один из них. Когда я работала в «Огоньке», приезжала к нему за фотографиями. Мы беседовали, он рассказывал о своей жизни и ее перипетиях. Странно, но я никогда не чувствовала разницы в возрасте. Никогда не было ощущения, что он — человек другого поколения, потерялся во времени, отстал или чего-то в этой жизни не понимает. Он был абсолютно в курсе всего, абсолютно современен. А его формулу долголетия «не сидеть на диване, а двигаться» я взяла на вооружение. Когда мне совсем плохо, я вспоминаю о нем, и мне становится легче, сам собой возникает выход из, казалось бы, совсем безвыходной ситуации.

Текст: Наталья Ударцева.

Он поразил меня с первой встречи. Невозможно было поверить, что энергичному, подтянутому человеку семьдесят с лишним лет. Он резко отличался от знакомых фотографов: немногословностью, масштабностью личности и мышления, чувством собственного достоинства, отсутствием зависти, умением держать дистанцию в общении, вескостью суждений, за которыми чувствовался огромный опыт. И еще чем-то, что сложно описать словами, что иногда называют словом «энергетика», вкладывая в него разный смысл.

Благодаря Гиппенрейтеру, нашим беседам с ним, я поняла, что фотография — это концентрация энергии снимающего и снимаемого, сход в точке времени энергии фотографа, объекта и энергии пространства. А рамка — всего лишь способ архивации и передачи этой энергии зрителю. Если в фотографии заложена мощная энергия, она бьет зрителя прямо в солнечное сплетение. То же самое происходит и в живописи, и в других визуальных искусствах. Заряженные энергией созидания произведения живут долго и пробиваются на поверхность сквозь толщу времени, остаются в истории искусства независимо от того, когда они были сделаны.

А с моей публикацией в «Огоньке» о Вадиме Гиппенрейтере приключилось следующее. Я написала текст, подобрала снимки и уехала на фотофестиваль в Арль. Когда вернулась, обнаружила, что текст сократили в два раза, решив дать крупно фотографии. Дежурный редактор особо не вчитывался, просто резанул «хвост». Получилась полная чушь. Я позвонила Вадиму Евгеньевичу, чтобы извиниться. Он посмеялся и велел не переживать, чтобы не испортить цвет лица.

В другой раз сканировщик «Огонька», получив слайд Вадима Евгеньевича «Мещера. Разлив реки Пры», решил его «улучшить» и сделал небо синим, а воду зеленоватой. Успели исправить в подписных полосах.

В этот раз, как обычно, Вадим Евгеньевич вышел мне на встречу. Крепко пожал мою руку. Глаза живые. Осанка прежняя. Сказал, что никуда не ездит, но каждый день выходит на прогулку и проходит около километра. Его дочь Мария Вадимовна, удивительно похожая на отца, разбирает его архивы и готовит к публикации четырехтомное издание Вадима Гиппенрейтера. Вадим Евгеньевич ей помогает. Альбом, куда войдут все его лучшие фотографии за 60 лет работы, — давняя его мечта.

Еще два года назад Вадим Евгеньевич ездил кататься на горных лыжах. Потом его сбил трамвай, когда он шел в поликлинику. Долго болел, Мария Вадимовна за ним ухаживала, поставила его на ноги. Про поездки в горы пришлось забыть.

Этот год юбилейный для Мастера. 22 апреля ему исполнилось 95 лет. 3 мая в Кремле президент вручил ему Орден Почета за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Выставка его работ «Древние памятники Руси. Золотое кольцо» с большим успехом прошла в апреле в выставочном комплексе «Рабочий и колхозница». Его работы активно покупают коллекционеры. Его имя само по себе бренд. Он ввел моду на Камчатку, Командоры и Курилы. Нет ни одного состоявшегося фотографа пейзажей, который не прошелся бы «по следам Гиппенрейтера».

Когда я думаю о масштабе и значении творчества Вадима Евгеньевича в мировой фотографии, я понимаю, что оно не меньше, чем значение, например, Анселя Адамса. Только тот предпочитал черно-белую пленку, а Вадим Гиппенрейтер — цветную. Их высказывания о съемке природы, о технике фотографирования во многом совпадают, словно они были знакомы, как роднит их любовь к природе, внутренняя свобода и мощность впечатления, которое производят их технически безупречные работы.

Он родился 22 апреля 1917 года в деревне Потылиха, напротив нынешних Лужников. Отца не помнит, его убили в 1917-м. Отец был офицером царской армии, четырежды награжденным орденом Святой Анны за храбрость. Мать Вадима Евгеньевича из крестьян, сельская учительница. Вадиму Гиппенрейтеру рано пришлось начать подрабатывать — разгружать баржу с дровами, перевозить в тачке песок от реки до дороги, людей в лодке с одного берега Москвы-реки на другой.

Учился в школе без особых проблем. После десятилетки поступил в Московский университет на биологический факультет — его интересовало все, что связано с природой. Через три месяца после поступления его отчислили из-за дворянского происхождения отца. Приняли в медицинский. Там открыли специальный спортивный курс, а Вадим к тому времени стал чемпионом СССР по горным лыжам. Его наставником был горнолыжник Густав Деберл, профессиональный проводник в Австрийских Альпах.

Вадим Евгеньевич успевал все: играть в регби, прыгать на лыжах с трамплина, бегать марафон. Легко учился в институте, получал повышенную стипендию. В свободное время ходил в студию, занимался рисунком. В 1937-м начались процессы над врагами народа, а в 1939-м — война с Финляндией. Мобилизовали всех лыжников, в том числе Вадима Евгеньевича, но через два дня отпустили домой. С медицинским он расстался, проучившись три года. Осенью 1940 года стал студентом Московского художественного института. В 1941-м грянула война. Пришла повестка из военкомата — Гиппенрейтер явился с вещами, но его отпустили «до особого распоряжения». Московский художественный институт эвакуировали в Самарканд. Занятия продолжались вперемежку с сельскохозяйственными работами. Среди преподавателей были великие художники: Роберт Фальк, Владимир Фаворский, Александр Матвеев.

В конце зимы 1945 года институт вернули в Москву. Занятия продолжались в холодных помещениях. С работой было сложно. Стабильный доход давала только работа тренером по спорту. В 1948 году Вадим окончил институт, получив диплом скульптора, но с работой лучше не стало: процветал культ личности, платили только за портреты вождей и ударников соцтруда. Вадим Евгеньевич занялся фотографией.

Сначала снимал спорт. Потом увлекся охотой и «через охоту пришел к съемке природы во всех ее проявлениях». Впервые получил хорошие деньги за свои фотоочерки, напечатавшись в «Окнах Известий». Навсегда запомнил слова художественного редактора «Известий» Волчека: «Снимай как снимаешь. Не обращай внимания ни на кого. Все снимают по-своему. Постарайся быть ни на кого не похожим».

После «Окон Известий» фотоочерки Вадима Гиппенрейтера стали печатать журналы «Смена», «Огонек», «Вокруг света». С этого момента фотография стала работой, а Вадим Евгеньевич уже думал не об одной отдельной фотографии, а о теме:

 

— Я вообще не занимаюсь отдельной фотографией. Всегда делаю книгу, независимо от того, будет она издана или нет. У меня есть только идея, которую я методично нанизываю на зрительный материал. Сначала нахожу место, которое привлекает меня, интересует, тревожит, вызывает особое отношение. Это может быть старинный город, природа какого-то края или просто вид с одной-единственной точки. На любой объект я смотрю с точки зрения будущего альбома.

 

Наступила хрущевская оттепель. В журналах стали публиковать его снимки памятников архитектуры и пейзажей, но постоянной работы не было. В 1959 году Гиппенрейтера приняли в Союз журналистов СССР, несмотря на то, что он не числился в штате ни одной редакции. Из экспедиций, сложных походов, с вулканов Камчатки, китобойных промыслов он привозил материалы, которые журналы охотно печатали. Его фотоочерками заинтересовались издательства — и вышли первые альбомы с его фотографиями: «Настольная книга охотника» (1955), «Беловежская пуща» (1964), «В горах Карачаево-Черкесии» (1967).

В 1967 году вышел альбом о природе без единого человека «Сказки русского леса». Главный художник издательства взял на себя ответственность за «аполитичность» книги и за то, что она, как предполагалось, осядет в магазинах. Книгу смели с прилавков!

Он не был пионером и комсомольцем, так и не вошел в штат ни одной редакции, ни одного издательства. Всю жизнь был независимым фотографом, чье имя на Западе было известно больше, чем в России.

 

— Есть ли что-то такое, о чем Вы сожалеете или что-то не успели сделать? — спросила я Вадима Евгеньевича на прощание.

 

— Я ни о чем не жалею, — коротко ответил он.

 

Вадим Гиппенрейтер о фотографии. Из книги «Моя Россия». АСТ, 2011

«Фотография — это не искусство по существу. Это констатирование факта. Художник создает свои объекты, фотограф констатирует существующие. Единственное, чем фотографию можно «приподнять», — это своим собственным отношением, попытаться реализовать это свое отношение в каких-то образах».

«Снимаю то, что мне нравится. Надо нести свое собственное отношение и восприятие пейзажа. Пейзаж — это прежде всего взаимосвязь твоего внутреннего состояния и состояния природы. Оно может быть интересным, а может быть безразличным».

«Чтобы хорошо прочувствовать пейзаж, в нем надо жить какое-то время».

«Природа сама по себе, во всех своих проявлениях, во всех своих временах года, невероятно активна. Это всегда перемены, которые приходят то легко, солнечно, то снегопадами, метелями. Когда я сам проявлял, то с проявкой что-то регулировал, вводил какие-то элементы условности с помощью фильтров.

Самая сложная задача — уйти от натурализма. Использую светофильтры, различные расстояния, построение кадра».

«Это мое отношение, мой способ построения, среди тысячи других я его узнаю. Посадить пять художников, перед ними — одного человека, чтобы все пять его одного нарисовали, — будет пять разных портретов, то есть это будет не что иное, как автопортрет каждого из художников. Это его отношение, его решение, его задача. Примерно то же самое я решаю, когда снимаю природу. Так, как я ее представляю. Я снимаю только то, что интересует меня самого. Я точно знаю, что если я это как-то воспринял, мне самому это понравилось, то рано или поздно это найдет применение. Мне понравилось — найдутся те, кому это тоже понравится, которые в это дело как-то войдут».

«На Камчатку я ездил сорок пять лет. Сделал несколько альбомов: извержения, пейзажи, звери, птицы. На Тобачике я торчал с первого до последнего извержения, которое длилось почти год, — снимал, вел дневники. Жизнь вулкана — это история Земли».

«Натюрморт — это прежде всего настроение, — свое собственное и настроение предметов, из которых он складывается. У меня есть два разных типа натюрмортов: одни природные, с ветками, овощами, фруктами, а другие концептуальные. Это, в общем, одно и то же, хотя дают они совсем разное ощущение.

Прежде чем поставить натюрморт, нужно представить себе эти предметы в голове. Бессмысленно переставлять их с места на место и смотреть, что получится. Пока не представишь, не будет никакой ясности в этом. Натюрморт нужно организовать, чтобы все было органично и осмысленно. И, конечно, качество поверхности должно читаться.

Фон может быть разный, как и освещение.

Натюрморт в фотографии решает те же задачи, что и в живописи, — взаимоотношение предметов с плоскостью. Под плоскостью подразумевается создание пространства. Как между двумя стенками плоского аквариума: чтобы плоскость не разрушалась сзади и была оформлена спереди. На этом принципе построен барельеф. Протыкать поверхность в бесконечность — значит разваливать плоскость.

При создании композиции все должно быть подчинено ритму. Находится определенный ритм в отношениях между предметами, при этом предметов не должно быть много: натюрморт из двух-трех-пяти предметов решает те же самые задачи, что и многофигурная постановка».

«Все храмы всегда ставили на самые красивые места, и храмы зрительно объединяли громадную территорию. Они становились центром целой области. Храм — как монумент, вокруг которого развиваются все важнейшие события истории, человеческой жизни. Причем раньше храмы были близки по духу человеческому состоянию».

«Материал и фототехника играют большую роль. Излишнее количество объективов, камер и фотоматериалов усложняют работу, отвлекают возможностью многих вариантов. К тому же связывают физически в походных экспедиционных условиях, когда каждый грамм на учете, — все носишь на себе. Три основных объектива решают все мои задачи. Также фотопленка, которую я уже знаю, и деревянная камера. Камера большого формата 13×18 имеет все уклоны, можно увидеть качество поверхности, есть возможность перспективных исправлений, введения в резкость отдельных планов, чего нет в обычных узкоформатных камерах. Работа с крупноформатным аппаратом ко многому обязывает, расширяет возможности. Начинаешь заниматься действительно фотографией».

 

Обращение к поклонникам таланта Вадима Гиппенрейтера

Фонд «Фотографическое наследие Вадима Гиппенрейтера» обращается ко всем, кому небезразлично творчество Вадима Гиппенрейтера, с просьбой поддержать проект издания авторского фотоальбома «Заповедная Россия».

Посильная финансовая помощь в издании позволит осуществить давнюю мечту Вадима Евгеньевича — издать книгу, которая вобрала бы в себя все лучшее из его огромного архива, собранного за 60 лет активных съемок.

Предлагаемое издание — это четырехтомник, состоящий из равнозначных логических частей, которые охватывают совершенно разные в эмоциональном отношении регионы России: «Природа Средней полосы», «Великие горы и реки России» (Кавказ, Урал, Саяны, Сибирь), «Русский Север» и «Край великих вулканов и островов» (Курилы, Командоры, Камчатка). Наряду с хорошо известными работами автора в альбом войдут фотографии, ни разу не публиковавшиеся ранее. Этот альбом, посвященный заповедной России, станет итоговым трудом Вадима Евгеньевича.

22 апреля Вадиму Евгеньевичу исполнилось 95 лет, и издание этого альбома будет ему лучшим ему подарком.

Также в рамках юбилейного года мы планируем провести большую фотовыставку «Заповедная Россия» и приурочить к ней выход данного альбома. Для привлечения средств предлагаем к реализации на специальных условиях работы Вадима Гиппенрейтера для начала формирования корпоративных коллекций, частных собраний и оформления интерьеров (коллекция из десяти работ стоимостью 20 000 долл.). Работы выполнены в современной технике, имеют сертификат происхождения, подписаны автором. Возможно также приобретение ограниченного тиража будущей книги автора (100 экз. — 20 000 долл.).

Издание фотоальбома «Заповедная Россия» и одноименная выставка планируются за счет средств, собранных Фондом, а реализация альбома позволит собрать необходимые средства для продолжения работы с архивом по его оцифровке и систематизации, а также для проведения будущих фотовыставок.

Общая стоимость проекта — 80 000 долл. Мы будем рады любым денежным пожертвованиям — как от частных лиц, так и от организаций. Будем признательны за помощь и поддержку в начале большого пути, который мы надеемся пройти вместе с поклонниками таланта Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера.

Вот ссылка на наш проект в Интернете, где вы можете узнать подробности, как осуществить перевод //start.planeta.ru/campaigns/95

С уважением, директор Фонда Мария Гиппенрейтер.

 

Камчатка. Извержение вулкана

Камчатка. Вулкан Карымский

Псковский кремль. Река Пскова. Троицкий собор, колокольня

Мещера. Разлив реки Пры

Мещера. Апрель. Пойменный лес

Камчатка. Кальдера Узон — гигантский кратер древнего вулкана

Натюрморт

Осины

Натюрморт

Камчатка. Извержение Ключевского вулкана, 1964

Камчатка. Извержение вулкана

Озеро реки Чуны. Закат

Кавказ. Алибекский ледник. Теберда

btest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *