Валеология что: Валеология: понятие и главные принципы

Валеология: понятие и главные принципы

Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?

Для того чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области.

Немного о валеологии

Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.

Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.

В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.

Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .

Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.

Отрасли валеологии

В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.

Медицинская валеология разрабатывает методы устранения болезни с помощью внутренних резервов, определяет, по каким критериям оценивать уровень здоровья. При этом обязательно учитывается возрастная категория и социальное положение пациента.  Кроме того, выявляются факторы, которые могут спровоцировать возникновение болезни, разрабатываются соответствующие рекомендации. И, конечно же, основной фокус внимания направлен на профилактические меры.

Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.

Семейная валеология наблюдает за состоянием всей семьи в целом и поведением каждого ее члена, а затем дает нужные рекомендации. Это направление имеет большое будущее, потому что роль семьи в воспитании верного и осознанного отношения к здоровью нельзя переоценить.

Задачей социальной валеологии является разобраться, как влияют на уровень здоровья взаимоотношения с другими людьми, с обществом, поведение отдельного человека в социуме.

Экологическая валеология изучает, каким образом на человека оказывают влияние природные факторы, катаклизмы, изменения климата. С одной стороны, она исследует влияние измененной среды, а с другой – разрабатывает рекомендации по оптимальному поведению людей в плохих экологических условиях.

Профессиональная валеология изучает, как влияют на здоровье работников производственные и профессиональные факторы. Используя тесты по профессиональной ориентации, учитывая индивидуальные свойства личности, она определяет трудовую деятельность, подходящую для конкретного человека, и, при необходимости реабилитации, соответствующие средства.

Действующие принципы валеологии

 Основными принципами, на которых базируется учение, являются:

  1. Структурность, так как человек – открытая биосоциальная система, поэтому для его оздоровления нужен системный подход.
  2. Энергетический и информационный принципы, потому что человека нельзя рассматривать отдельно от биосферы Земли, он является ее частью.
  3. Принцип познаваемости, т.е. сведения, полученные в результате исследований, не прошедшие достаточную проверку временем, используются таким образом, чтобы не навредить.
  4. Детерминизм нацелен на выявление факторов устойчивости организма, распознавание и устранение всевозможных рисков.
  5. Принцип развития отслеживает, как меняется стратегия здорового образа жизни от полученных результатов, а также от меняющейся внешней среды.
  6. Изучение основных законов здоровья с помощью анализа исторического опыта прошлого человечества является принципом историзма.
  7. Принцип интегративности включает объединение опыта ученых всех стран и методов различных наук.
  8. Сохранение здоровья вопреки вредным внешним изменениям с помощью принципа гомеостаза – способности обеспечивать стабильность внутренней среды.
  9. Человек приспосабливается к внешним изменяющимся условиям за счет своих ресурсов – так действует принцип адаптивности. Но если резервных возможностей организма не хватит, это может сломать адаптационный механизм.

Несложно сделать вывод, что валеология является достаточно целостным учением, доверять которому есть немало весомых оснований. Однако, как и немало других направлений, в той или иной степени отступающих от традиций, валеология подвергается критике, и о ней мы обязательно должны сказать несколько слов.

Критика валеологии

Валеология довольно серьезно критикуется сразу с двух сторон: со стороны науки и со стороны церкви. Ученые считают, что попытка валеологии сформировать собственную интегральную теорию здоровья, создать новую систему ценностей и в итоге нового человека лишена смысла и не имеет под собой никаких оснований. Причиной служит тот факт, что проблему создания целостной теории человека сегодня не удалось решить никому.

Валеологи стремятся найти область применимости для валеологии, которая кардинально отличается от медицинской, и именно поэтому данное направление часто называют ненаучным, религиозным и даже оккультным, а также относят к области нетрадиционной медицины. Например, А. Н. Мац, кандидат медицинских наук и заведующий лабораторией НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова, говорит о валеологии, как об альтернативном и маргинальном парамедицинском ретроградном учении сродни целительству и натуропатии.

В 1999 году более сотни ученых, религиозных деятелей и общественников подписали открытое письмо министру образования РФ, где валеология критикуется и называется лженаукой с примесью оккультизма, астрологии, пропаганды секса и т. д. А в 2008 году валеологию раскритиковали сотрудники Института философии РАН, назвавшие ее одним из ментальных течений современности с массой необоснованных претензий и спорных выводов.

Что же касается критики со стороны церкви, то ее представители считают валеологию религиозным учением, стремящимся повлиять на массы, разрушить традиционную систему образования и воспитания, а также основы семьи, формирующим культ тела и акцентирующим внимание на половых отношениях, что негативно влияет на восприятие людьми окружающего мира и приводит к психическим и физическим отклонениям.

Эта информация далеко не исчерпывает вопросы на тему критики, но погрузиться в подробности при желании вы можете самостоятельно. Впрочем, точно так же вам и только вам решать, как относиться к валеологии. Мы же советуем не принимать ничьей позиции, не разобравшись в фактах и не поразмыслив на столь непростую тему критически.

Желаем удачи и всегда иметь собственное мнение!

Ключевые слова:1ЗОЖ

Валеология | это.

.. Что такое Валеология?

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

[1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».[2]

Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.

[1] Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины.[1] Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Научно-образовательные организации
  • 3 Критика
    • 3. 1 Со стороны науки
    • 3.2 Со стороны религиозных организаций
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Мнение представителей Русской православной церкви

История

С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».

С 1996 года ЮФУ (Южным Федеральным Университетом) издается научно-практический журнал «Валеология»[3]. C 2004 года журнал «Валеология» входит в список журналов ВАК[4].

Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.

В конце 90-х годов возрастает популярность валеологии. Появляется множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.

В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Белоруссии преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.

Научно-образовательные организации

  • Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — к. б.н. Л. Н. Иваницкая.
  • Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международной академии наук высшей школы
    [5]
    .
  • Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко[6].
  • Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член ряда «общественных академий»: ПАНИ, МАНЭБ и МАНПО З. И. Тюмасева.

Критика

Со стороны науки

Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац[7] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др.[2]

Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках»[8].

В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела»[9]. В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований также отрицает научный статус валеологии[10].

Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАН отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[11].

Со стороны религиозных организаций

Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии канд. ф.-м. наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, приходит к следующему заключению:

  • Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
  • Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой), и молодёжной аудитории.
  • Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
  • Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.

Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства[12].

Протодиакон Русской православной церкви, профессор богословия, канд. филос. наук Андрей Кураев также не рассматривает валеологию как науку, считая её пропагандистско-коммерческим проектом

[13].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Фесенкова Л. В., Шаталов А.Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001.
  2. 1 2 Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6. — № 6. — С. 12—35.
  3. Журнал «Валеология», ЮФУ
  4. Перечень ведущих периодических изданий ВАК, редакция 22.10.2010)
  5. Биологический факультет Кемеровского государственного университета. Кафедра физиологии человека и животных и валеологии
  6. О кафедре
  7. А. Н. Мац
  8. Фесенкова Л. В. «Теория эволюции и ее отражение в культуре» — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2
  9. Открытое письмо министру образования Российской Федерации Филиппову В. М.
  10. Кругляков Э. П. «Ученые» с большой дороги-3 — М. : Наука, 2009. — 357 с. — ISBN 978-5-02-037043-2
    «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно».
  11. Научный отчет за 2008 г. отдела философии науки и техники ИФ РАН
  12. Протоиерей Сергий (Рыбаков) Валеология — наука или сектантское учение?
  13. Видео@Mail.Ru: Игорь Дювали : Фильмы : «Искусство жить»

Литература

  • Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. ― К.: Здоров’я, 1998. ― 244 с.
  • Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990
  • Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005
  • Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах.— М.: АСТ, 2001.— 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
  • Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003. — 238 с.  — ISBN 985-06-0871-4.
  • Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
  • Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов, 2004. — ISBN 5-222-05408-X.

Ссылки

  •  Жолдак В. И.
    (доктор педагогических наук, профессор), Калинкин Л. А. (доктор медицинских наук, профессор) Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Московская государственная академия физической культуры, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
  • Истоки и история развития валеологии (из книги «Медицинская валеология»)
  • Фесенкова Н. В. Институт философии РАН. Валеология и проблема здоровья россиян
  • Петленко В. П. Основы валеологии. Книга первая. 1998. — 433 с.
  • Апанасенко Г. Л. Истоки и история возникновения валеологии.
  • Апанасенко Г. Л. Школа валеологии и здоровья профессора Апанасенко.
  • Филиппов В. Н. (заведующий кафедрой философии БГПУ, член МАИ, МАНПО) Заключение Научно-исследовательской лаборатории БГПУ «Философия человека и образования» (по некоторым антивалеологическим материалам)
  • Правда и ложь о Валеологии
  • Циркин В. И. (КГМА) Ответ на статью «Валеология — религия XXI века, или третья волна духовной агрессии», опубликованную в журнале «Народное образование» (№ 1, 2001. С. 233—245)

Мнение представителей Русской православной церкви

  • Валеология // Sektoved.ru
  • Протоиерей Сергий (Рыбаков) Плюс валеологизация всей страны, «Валеология — наука о здоровье или сектантское учение?»
  • Щекочихина Н. Н., Щетилова Н. Г. Разрушительное влияние валеологии на детей
  • Что скрывается под маской валеологии? // Жизнь: информационный листок Православного медико-просветительского центра. Вып. № 20, М., 1999, с. 15.
  • Железняк С. Е. «Валеология: наука или оккультизм» // сайт храма Архистратига Божия Михаила, Набережные Челны

валеология – английское определение, грамматика, произношение, синонимы и примеры

Этот агай – как к учителям-мужчинам обращаются учащиеся казахстанских школ с преподаванием на казахском языке – был учителем физкультуры, замещавшим директора в « валеология ». , или урок «здоровья», который она обычно вела.

gv2019

Учебные программы, используемые для обучения биологии и конкретным предметам, таким как валеология (медицинские науки), науки о жизни и безопасный образ жизни, включают обучение по вопросам здоровья и гигиены, а также по воспитанию детей.

Учебные программы, используемые для обучения биологии и специальным предметам, таким как валеология (науки о здоровье), науки о жизни и безопасный образ жизни, включают обучение по вопросам здоровья и гигиены и воспитания детей

MultiUn

На стадионе планируется построить фитнес-центр центр (2500–3000 м2) и Валеологический центр (1500 м2), в котором будет организована система точек быстрого питания для обслуживания публики, а также будет ресторан на 200–300 мест.

ВикиМатрица

Валеологические основы воссоздания трудового потенциала (на базе Львовской области).

ParaCrawl Corpus

Здесь проходят обучение студенты по специальностям «Философия», «Культура», « Валеология ».

ParaCrawl Corpus

Успехи истории валеологии в Украине.0005 ParaCrawl Corpus

Представленные на конференции тематические семинары охватили исследования актуальных проблем физического воспитания студентов и молодежи, научно-практических проблем подготовки спортсменов, валеологических основ физического воспитания.

ParaCrawl Corpus

В данной работе впервые проведено системное исследование валеологии с точки зрения ее философско–антропологического содержания.

Корпус ParaCrawl

Ключевые слова: категория «здоровье», философия здоровья, валеологическое слово – мировоззрение, очищение, осознание, ответственность, самосозидание.

ParaCrawl Corpus

Определены ключевые особенности парадигмы валеологического мышления:

ParaCrawl Corpus

В плане формирования выведены основания эффективности апробированного модельного комплекса форм и методов воспитания основ валеологической культуры как а также культура предотвращения бедствий, чрезвычайных ситуаций, аварий и пожаров.

ParaCrawl Corpus

IV Всеукраинская научная конференция «Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и валеологии » Главная

ParaCrawl Corpus

Валеологические аспекты физического воспитания студенческой молодежи (2006)

ParaCrawl Corpus

валеология (учение о здоровом образе жизни).

ParaCrawl Corpus

«Теория культуры и философия науки» Серия « Валеология » Серия

ParaCrawl Corpus

Валентина Билык. Теоретико-методические аспекты валеологическая ориентация будущего лечит основу формирования педагога.

ParaCrawl Corpus

учителя лечебной гимнастики, валеолога , учителя физической культуры в общеобразовательных учреждениях;

ParaCrawl Corpus

Основная цель исследования – раскрытие роли и значения высшего образования в процессе формирования валеологической культуры будущих социальных работников.

ParaCrawl Corpus

Ключевые слова: валеология , валеология образование, валеологическое культура, лечит.

ParaCrawl Corpus

Практическая подготовка студентов проводится на базе научно-исследовательских валеологических лабораторий В.Н. Каразина в составе валеологических центров и базовых школ Европейской сети Школ Здоровья.

ParaCrawl Corpus

Возможно, скоро кафедра валеологии и другие кафедры многих университетов, медицинских школ, санаториев и многих многих других организаций окончательно заинтересуются темой, и она перестанет носить налет «альтернативы» и станет самой самой общей и мейнстримоской, окончательно поставившей ее на место науки и общественного мнения.

ParaCrawl Corpus

Главный редактор «Украинского энтомологического журнала» с 2012 г.; член редколлегии журналов «Вестник Харьковского энтомологического общества», «Биология и валеология », «Энтомологическое обозрение»; научный редактор журнала «Вестник зоологии»

ParaCrawl Corpus

На кафедре педагогики действуют лаборатория гендерных исследований и валеологическая , ежегодно проводится серия педагогических олимпиад и турниров, студенческая волонтерская и другая методическая и просветительская деятельность.

ParaCrawl Corpus

Классификация валеологических источников слухов на основе критериев достоверности Татьяны Долгой :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: