Виды акцентуации характера у подростков по А. Личко
Когда чрезмерно усилены отдельные черты, характер становится негармоничным. Подросток с явной акцентуацией избирательно, с одной стороны, чувствителен к пагубным влияниям среды, к разного рода психическим травмам. С другой стороны, в ответ на эти воздействия он дает специфическую реакцию, соответствующую его характеру. Поэтому при различного типа акцентуациях возникают разные проблемы: у одних подростков — ранняя алкоголизация, у других — токсикомания, у третьих — опасность суицида, и т. д. Тип акцептуации определяет в этом возрасте и особенности отношений с родителями и сверстниками.
Рассмотрим подростковые проблемы, связанные с акцентуациями характера, по данным А. Е. Личко.
1. Гипертимный тип. Гипертимные подростки с детства общительны, болтливы, склонны к озорству. Всюду, где они появляются, много шума. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно, их дневники пестрят замечаниями и всеми возможными отметками — от пятерок до двоек.
В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение. Оптимизм в сочетании с кипучей энергией и часто обаянием дает основание называть такой характер солнечным. Гипертимные подростки очень общительны, в компаниях оказываются лидерами, «заводилами». У них есть неудержимый интерес ко всему новому — людям, местам, занятиям. Но существует и оборотная сторона этих привлекательных качеств. С энтузиазмом и энергией включаясь в новое дело, они часто не доводят его до конца, постоянно меняют увлечения, не в состоянии выполнять работу, требующую тщательности, аккуратности. Легко общаясь с разными людьми, они неразборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу.
Эти подростки плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых. Оказавшись в условиях строгого режима (в интернате, лагере и т. п.), дают вспышки раздражения и гнева, могут оттуда сбежать.
В семье борются за самостоятельность; побеги из дома встречаются нечасто, но есть склонность к самовольным отлучкам, более или менее продолжительным. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе.Из острых подростковых проблем им свойственны делинквентность и алкоголизация. Оказавшись в неблагоприятной среде, гипертимные подростки становятся участниками или даже вдохновителями групповых правонарушений. Пьют тоже всегда в компаниях с приятелями; могут попробовать и другие дурманящие средства. Для них характерны ранние сексуальные связи.
«Андрей Л. … Всегда был веселого нрава, шумливым, стремился командовать сверстниками… С 15 лет в компаниях приятелей стал часто выпивать. В психиатрическую больницу был доставлен «скорой помощью» ночью с картиной делирия1. Видел крыс, бегавших по столу у врача, на постели казались «полчища клопов», перед глазами была «капроновая сетка», слышал, как кто-то кричит… Рассказал, что накануне вечером в компании приятелей распивал вино и по предложению одного из них принял несколько каких-то таблеток.
Приятели говорили, что «от них всякая чертовщина видится» — захотелось испытать на себе»
(Личко А. Е., 1983, с. 97—98).
2. Циклоидный тип. Эти подростки в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового созревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются апатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают. Бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.
Обычно состояние меняется через 1—2 недели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема, полные общения и наверстывания упущенного в учебе, случаются реже и становятся не такими яркими, как прежде.
В периоды подъема циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны те же проблемы, что и гипертимным.
В субдепрессивной фазе тяжело переживаются изменения привычного образа жизни, в частности переход в другую школу. Остро воспринимаются мелкие неприятности и неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Повышается чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям, а серьезные неудачи и нарекания могут усилить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию. В последнем случае возможны суицидные попытки (попытки самоубийства).
«Юрий П., 16 лет. … Отличался веселым нравом, общительностью, живостью… Последние несколько недель изменился. Без причины ухудшилось настроение, «напала какая-то хандра», учиться стал с трудом, забросил занятия спортом, перессорился с товарищами. После занятий сиднем сидел дома… В эти дни ему случайно попался под руку научно-популярный журнал со статьей о вреде онанизма… Подумал, что его ждут «импотенция, сумасшествие и слабоумие». В эти же дни в школе … был подвергнут суровой критике за развал общественной работы. Один из одноклассников назвал его «плесенью общества»… Понял, что он — «неполноценный человек». Возникла мысль о самоубийстве. Вернувшись домой из школы, выждал ночи и, когда родители уснули, принял 50 таблеток мепробамата…
Из реанимационного центра был доставлен в подростковое отделение психиатрической больницы. Здесь в первые же дни состояние внезапно и резко изменилось… Сделался общительным, активным, был полон энергии. Не понимал, что с ним было… рад, что остался жив»
(Личко А. Е., 1983, с. 103—104).
3. Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. Для подросткового возраста вообще характерна эмоциональная лабильность, но при такой акцентуации настроение меняется слишком часто и слишком резко, нередко по самым ничтожным поводам. Случайный неприветливый взгляд, некстати начавшийся дождь, оторвавшаяся от куртки пуговица способны привести лабильного подростка в мрачное расположение духа. И наоборот, легковесный комплимент или интересная новость могут поднять настроение и даже отвлечь от реальных неприятностей.
От сиюминутного настроения зависят самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству.
Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать.
При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждение. Самыми тяжелыми ситуациями оказываются утрата близких, вынужденная разлука с ними, отвержение со стороны значимых людей. Возможны острые аффективные реакции, неврозы и депрессии.
«Сергей Г. До 11 лет учился хорошо. Когда ему было 11 лет, погиб отец.
После его смерти несколько месяцев был крайне вял, не играл, ничего не делал, после школы все дни один сидел дома и ждал, когда мать вернется с работы. Жаловался на головную боль, плохой сон, «дергались веки»… Очень переживал свои неудачи и выговоры учителей. Стал убегать с уроков, один бродил по городу. Дома на упреки матери реагировал слезами, уходил из дому, отсиживался один на лестнице»
(Личко А. Е., 1983, с. 111).
4. Астено-невротический тип. Главные черты — повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.
Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих — тех, кто оказался рядом; но аффективные вспышки несильны и непродолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в том, что подростки постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям (мальчики чаще всего — к работе сердца), любят проходить обследования и лечиться, охотно укладываются в постель.
На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются.
«Сергей С., 15 лет. … В 12 лет у него на глазах внезапно от сердечного приступа скончалась его бабушка. Вскоре после этого почувствовал, что у него заболело сердце… Через год компания асоциальных одноклассников стала его терроризировать… возобновились боли в сердце, стал бояться ходить в школу, затем вообще выходить на улицу… В 14 лет — бурное половое созревание… После купания в холодной реке приступ болей возобновился. При возвращении в школу и при виде прежних преследователей снова почувствовал боли в сердце…
Обследование в кардиологическом диспансере никаких отклонений со стороны сердца не выявило. Был направлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику…
Старался не покидать постели, боялся вставать, ел лежа, непрестанно считал свои пульс, то и дело звал врача за помощью. Был капризен, раздражителен. Родных на свиданиях допекал жалобами, уверял, что он тяжело болен»
(Личко А. Е., 1983, с. 119—120).
5. Сензитивный тип. Сензитивные подростки с детства пугливы, застенчивы и послушны, это — «домашние» дети. Школа сначала пугает их скопищем сверстников, шумом и драками на переменах, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Боятся вызовов к доске, контрольных и экзаменов.
Главные черты — высокая чувствительность и чувство неполноценности. «Слабым местом» при таком характере оказывается отношение окружающих. Крайне тяжела, иногда непереносима для сензитивных подростков ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений, когда на их репутацию падает хоть малейшая тень. У них рано формируется чувство долга, ответственности, они усваивают моральные нормы поведения и принимают духовные ценности старшего поколения. Высокие этические требования предъявляются и к окружающим, и прежде всего к самим себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, их жизнь полна укоров и самобичевания.
К родственникам такие подростки сохраняют детскую привязанность, подчиняются их опеке. В семье упреки и наказания вызывают обычно не протест, а угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жестокостью. Они не отгораживаются от подростковой среды, но предпочитают близкого друга большой компании. Им свойственны романтические влюбленности. Однако свои чувства подростки и старшеклассники или скрывают, или выражают так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности.
При этой акцентуации нехарактерны ни алкоголизация, ни любое другое токсикоманическое поведение, ни делинквентность. Если сензитивный подросток проявил по отношению к кому-то грубую агрессию, эту отчаянную реакцию нельзя расценивать как хулиганство: ее наверняка вызывала целая серия глубоких обид. Прогулы или отказ ходить в школу тоже всегда бывают вызваны тяжелой для подростка ситуацией в классе — насмешками сверстников, «изводящих» его, или несправедливыми оценками кого-то из учителей.
Когда сензитивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляются серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бывают попытки самоубийства.
«Александр О. Отец и мать страдают хроническим алкоголизмом… К матери привязан, несмотря на плохое к нему отношение. На ее пьяную брань, попреки, оскорбления реагировал унынием, тайком плакал, появились суицидные мысли…
Мечтал учиться рисованию… поехал к тетке в Ленинград с намерением поступить в художественное училище… Узнал, что срок подачи заявлений истек накануне. Был очень удручен… Получил письмо от матери с бранью в его адрес… Получил также письмо от девочки, которую любил, с вестью о том, что она «дружит с другим», что они больше не встретятся и с просьбой больше ей не писать. Совсем впал в отчаяние, когда получил окончательный отказ в прописке у тетки. В тот вечер ее не было дома… «Сразу вспомнил все неприятности», охватила тоска, понял, что он — неудачник и жить ему не стоит. На глаза попалась бутылка хлорофоса. Выпил все, что в ней было. Оставил записку тетке: «Я никому не нужен!» Заперся в маленькой комнате и уснул… Около суток был в коматозном состоянии»
(Личко А. Е., 1983, с. 127—128).
6. Психастенический тип. Становлению психастении способствует воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Ребенок боится не оправдать слишком высокие ожидания родителей или возложенные на него слишком трудные обязанности. Поскольку и надежды родственников, и обязанности сейчас в основном связаны с учением, критическим периодом развития психастенического характера становятся первые классы школы.
В подростковом возрасте проявляются такие черты, как нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу. Для подростков труден любой, даже малозначимый выбор, например, они могут решать, какой фильм им посмотреть, с долгими и мучительными колебаниями. Пытаясь преодолеть свою нерешительность, они иногда действуют скоропалительно и неосмотрительно, а неудачи затем усиливают их сомнения. Тревожная мнительность выражается не в опасениях за свое здоровье, как при астено-невротической акцентуации, и не в беспокойстве по поводу отношения окружающих, как у сензитивов, а в страхах, связанных с возможным будущим. Их волнует, как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого с ними или их близкими, к которым они обнаруживают страстную, иногда патологическую привязанность. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся педантизм, точное следование намеченному плану, и специально придуманные приметы и ритуалы. Скажем, если по дороге в школу не наступать на крышки люков, не провалишься, отвечая урок у доски, если не дотрагиваться до дверных ручек, не заразишься, и т. д.
Нарушений поведения при этой акцентуации не бывает. Основная проблема — легкость возникновения навязчивых страхов, действий, ритуалов, все более усложняющихся, мыслей и представлений.
«Юрий Ч. … Постоянно тревожился за мать, отца, старшую сестру — как бы с ними чего-нибудь не случилось плохого. Если мать опаздывала с работы — бежал из дома ее встречать. С 12 лет появились первые навязчивости. После того как тайком от старших прочитал брошюру о венерических болезнях, стал бояться заразиться ими — начал часто мыть руки… С 14 лет… появилась масса других навязчивостей. Перед уходом в школу выполнял ряд ритуалов — чтобы не получить неудовлетворительной отметки… одевался в строго определенной последовательности, несколько раз дотрагивался до выключателя, шел в школу по строго определенному маршруту… В 15 лет сам попросил мать отвести его к психиатру, чтобы избавиться от мучивших его навязчивостей и от онанизма»
(Личко А. Е., 1983, с. 133—134).
7. Шизоидный тип. Черты этого типа проявляются раньше, чем особенности всех других характеров. С детства ребенок обращает на себя внимание холодностью, избеганием сверстников, играми в одиночестве. С наступлением полового созревания с особенной яркостью выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты.
Внутренний мир подростков богат только при высоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрывается от посторонних. Как правило, духовное одиночество не тяготит их, но чаще они страдают от отсутствия друга, неумения общаться со сверстниками. Их неспособность к общению связана с недостатком интуиции («Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут») и отсутствием сопереживания другим. Недоступность внутреннего мира, в который погружены подростки, и их сдержанность в проявлении чувств делают многие их поступки неожиданными и непонятными для окружающих.
Алкоголизация среди шизоидных подростков встречается редко, так как опьянение не вызывает у них подъема настроения. Иногда принимаются небольшие дозы спиртных напитков, чтобы «побороть застенчивость», «свободно чувствовать себя в школе». Наиболее острая проблема — использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными.
Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи, сексуальная агрессия и др.).
«Владимир Б. … С детства замкнут… В 12 лет родители отправили его в пионерский лагерь. Через несколько дней оттуда сбежал. Трое суток один шел лесом в город домой… питался ягодами, один ночевал в лесу, обходил поселки… В 14 лет был переведен в другую школу. Убежал из дома на пустовавшую дачу, принадлежавшую родственникам, там скрывался несколько суток. Когда был найден… отмалчивался, замкнулся. Был отправлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику.
… По своей инициативе рассказал о причине своих побегов. Всегда было трудно знакомиться с новыми ребятами . .. в лагере оказался выбитым из колеи. С детства стеснялся раздеваться при посторонних — поэтому убежал из бани… Второй побег был вызван тем, что в школе над ним издевались хулиганы… Никому об этом не рассказывал — стыдно было, что не мог постоять за себя. Бросил ходить на занятия … директор школы пригрозил отправить его в интернат. Испугался и убежал из дома прятаться на дачу»
(Личко А. Е., 1983, с. 143).
8. Эпилептоидный тип. Главные черты — склонность к дисфории, напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер. Дисфории сильны и продолжительны, длятся часами и днями: накипающее раздражение приводит к поиску объекта, на котором можно сорвать зло, а после аффективного взрыва подросток долго не может остыть. Аффект в таком состоянии может возникнуть по любому случайному поводу, но часто бурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежными при властности, неуступчивости и эгоизме таких подростков.
Эмансипация от взрослых может протекать очень тяжело. Подростки требуют не только свободы, но и своей доли материальных благ, имущества и жилплощади. Если конфликт приводит к разрыву отношений с родными, проявляются озлобленность и мстительность. В группе сверстников и младших детей они пытаются установить свои порядки, их власть держится на страхе слабых. С другой стороны, они умеют угодить начальству и могут, при его поддержке, хорошо себя чувствовать в условиях строгого дисциплинарного режима (например, в интернате). Влюбленности эпилептоидных подростков всегда окрашены мрачными тонами ревности.
В подростковом возрасте появляется напряженное сексуальное влечение. Возможны сексуальные эксцессы, вплоть до извращения. При ранней алкоголизации после первых же опьянений может возникнуть потребность «пить до отключения». К употреблению других токсических средств подростки гораздо менее склонны. Иногда наблюдается склонность разводить костры и устраивать взрывы, бывают побеги из дома.
Несмотря на положительные качества — аккуратность, бережливость, дисциплинированность при жестких условиях воспитания — эпилептоидных тип характера является одним из самых неблагоприятных для социальной адаптации.
«Напряженность и вместе с тем необычность влечений нередко проявляются в особой манере алкоголизации… Могут наблюдаться амнестические формы опьянения, во время них совершаются поступки, о которых не сохраняется никаких воспоминаний… Один из подростков в подобном опьянении неясно зачем влез на высотный кран, другой пошел на чердак соседнего дома, разделся там донага и стал примерять развешенное для просушки белье…
У эпилептоидных подростков истинные суицидные действия крайне редки. У подростков этого типа нам приходилось сталкиваться только с демонстративным суицидальным поведением… Например, в школе-интернате директор за драку лишила 14-летнего эпилептоидного подростка возможности пойти со всем классом в театр. Тогда этот подросток, выждав, когда в школу прибыла инспекция, пытался на глазах приехавших изобразить самоповешение у дверей кабинета директора. ..
Изощренная мстительность эпилептоидных подростков проявляется не только в суицидальных демонстрациях… Так, 15-летний подросток был публично высмеян соседом по даче. Тогда этот подросток ночью в жаркое лето подбросил несколько пачек дрожжей в выгребную яму под летней уборной около дачи своего обидчика. Через сутки зловонные массы залили пространство около его дома, а мститель со злорадством наблюдал его вынужденный отъезд»(Личко А. Е., 1983, с. 149—151).
9. Истероидный тип. Истероидные дети не выносят, когда при них хвалят других, уделяют другим больше внимания. Они любят читать стихи, танцевать или петь перед зрителями. Успешность их учения в первых классах во многом зависит от того, ставят их в пример другим или нет.
Главная черта истероидного характера — демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии. С ней связаны другие черты — внушаемость, лживость и кажущаяся эмоциональность (театральность, яркость проявления эмоций при отсутствии глубоких чувств).
Тяжелая ситуация для таких подростков — утрата всеобщего внимания или внимания значимых людей, ущемленное самолюбие, развенчанная исключительность. В этих случаях появляются «бегство в болезнь», попытки избавиться от того, на кого внимание переключилось (например, от отчима). Нередко используются суицидальные демонстрации, причем способы самоубийства оказываются или безопасными (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), или рассчитанными на быструю помощь и предотвращение (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под машину на глазах у присутствующих). Нарушения поведения часто тоже служат этим целям: внезапно начавшиеся выпивки, воровство, прогулы, включение в асоциальную компанию — сигнал для родственников: «Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!»
Хотя подростки могут бурно конфликтовать в семье и бороться за самостоятельность, они совсем не стремятся избавиться от опеки родителей. Если они сбегают из дома, то туда, где их быстрее всего найдут. Группы сверстников им тоже нужны, но поскольку они претендуют на исключительное положение или лидерство, «пускают пыль в глаза», долго нигде не задерживаются.
Делинквентность обычно носит несерьезный характер. Это прогулы и нежелание учиться, в худшем случае — мошенничество. Алкоголизм встречается редко; как правило, подростки пьют немного, но любят похвастаться огромным количеством выпитого. Вообще, их ложь, вернее фантазии, касающиеся собственной жизни, могут на время создавать у слушателей какие угодно иллюзии, вплоть до принадлежности к криминальной среде.
«Михаил Б., 16 лет. С 13 лет стал много курить, «назло отцу»… отрастил длинные волосы. Когда учителя потребовали постричься — обрил голову наголо, чтобы «ходить по школе как уголовник, выпущенный из тюрьмы». Около полугода назад влюбился в одноклассницу, которая сперва принимала его ухаживания, а затем отдала предпочтение другому юноше… Тяжело переживал не только сам разрыв, но и то, что был унижен перед сверстниками. По его словам, решил припугнуть возлюбленную, показать, на что он способен. Вернувшись из школы и будучи дома один, рассчитал момент, когда родители должны вернуться с работы, а затем эта девочка должна позвонить по делу. Принял 10 таблеток седуксена и 15 таблеток беллоида. Оставил девочке прощальную записку: «Мой поезд уходит, желаю счастья». Уснул и очнулся в реанимационном центре. Заявил, что «не рассчитал и принял слишком много». По его словам, «это, с одной стороны, хорошо — она подумает, что я серьезно, но, с другой стороны, зачем было привозить в психиатрическую больницу?»
(Личко А. Е., 1983, с. 18—19).
10. Неустойчивый тип. Подростки с детства непослушны, непоседливы, но трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Учиться не хотят с первых классов, занимаются только при постоянном строгом контроле.
Главная черта — неустойчивость поведения, слабоволие. Они тянутся к развлечениям, удовольствиям, безделью. При безнадзорности забрасывают учебу. Вообще, никакой труд для них не привлекателен. Любят гулять, включаются в уличные компании, часто — в асоциальные группы. Как пишет А. Е. Личко, «все дурное словно липнет к ним».
Основная проблема — делинквентность, связанная с желанием развлечься. Характерны кражи, угон мотоциклов и автомашин, хулиганство. В компаниях рано начинают пить — с 12—14 лет. Кроме алкоголизма неустойчивым подросткам свойственно использование других дурманящих средств: в поисках необычных впечатлений они могут прийти к токсикомании или наркомании. Пытаясь избежать неприятностей или просто из стремления к «свободной жизни», часто убегают из дома и интернатов. Во время побегов ищут компанию или подходящего спутника, легко подпадают под его влияние.
К родителям обычно относятся с равнодушием, безразличием, рассматривают их как источник средств для развлечений. Неспособны на преданную дружбу и романтическую влюбленность.
«Александр Б., 14 лет. Единственный сын из вполне благополучной семьи. .. Нарушения поведения начались с первых классов школы. Несмотря на вполне удовлетворительные способности, учиться не хотел. Боясь наказаний за плохие отметки, невыученные уроки, шалости, убегал из дома и прогуливал школьные занятия. Ходил в кино, играл на улице, воровал лакомства и мелкие деньги… С 11 —12 лет стал часто прогуливать занятия в школе… С 13 лет стал убегать из дома «из интереса». Кочевал неизвестно где, воровал в школьных гардеробах куртки, перепродавал их…
Совсем бросил школу, все дни проводил в уличных компаниях асоциальных подростков, неоднократно не приходил ночевать домой… Был пойман на воровстве, осужден и отправлен в колонию»
(Личко А. Е., 1983, с. 173—174).
11. Конформный тип. Главная черта этого типа — постоянная, чрезмерная конформность к своему непосредственному окружению. С конформностью связаны некритичность; консерватизм, нелюбовь к новому; отсутствие инициативы.
Такие подростки — продукт своей микросреды. В благополучном окружении ничем не выделяются, им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения.
Конформные подростки дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы. Они никогда не меняют одну группу на другую по собственной инициативе, одной из самых тяжелых ситуаций для них становится изгнание из подростковой компании. Со взрослыми конфликты возникают только в тех случаях, когда они пытаются оторвать подростка от привычной ему среды сверстников.
Попав в асоциальные группы, конформные подростки легко спиваются, втягиваются в групповые правонарушения. Их могут подбить на побег из дома.
«Роман Б., 15 лет. Из благополучной семьи… к отцу относился с уважением и несколько побаивался… Получил длительное освобождение от учебы в связи с переломом руки (от случайной травмы). Сам себя дома ничем занять не мог, стал выходить «гулять» во двор и незаметно для себя оказался втянутым в уличную асоциальную компанию подростков. По его словам, старался быть «как все», не отстать от приятелей. Оказался соучастником группового правонарушения (кражи), хотя активного участия в ней не принимал, но уходить от своих не хотел, чтобы не посчитали трусом. Считал, что к нему эта кража отношения иметь не будет.
После того как рука зажила, снова ходить на занятия уже не хотелось, привык бездельничать. Стал тайком от родных прогуливать учебу. Время проводил в ставшей привычной уличной компании. Вместе со своими приятелями и по их наущению начал нюхать бензин… Однажды, не зная, чем себя занять, начал нюхать бензин дома, когда никого не было. За этим застал его отец, по настоянию которого был направлен в подростковую психиатрическую клинику.
В клинике, оказавшись в палате, изолированной от общения с делинквентными подростками, стал послушен, помогал персоналу ухаживать за слабыми больными, принимал участие в трудовых процессах, режима не нарушал»
(Личко А. Е., 1983, с. 181).
Акцентуация характера у подростков, типы, тест, методика, коррекция в Саратове
Что такое акцентуация черт характера человека?
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы характера, при которых его отдельные черты чрезмерно усилены. При акцентуации характера обнаруживается избирательная уязвимость личности человека в отношении определенного ряда психогенных воздействий при повышенной или хорошей устойчивости к другим психологическим воздействиям.
Термин «акцентуация черт характера личности» происходит от латинского слова «accentus», которое означает ударение. Синонимом акцентуации характера является акцентуация личности.
Акцентуации характера по Леонгарду
В 1976 году К. Леонард (K. Leonard) предложил термин «акцентуация характера», описал различные варианты акцентуации личности у взрослых людей.
Акцентуация характера по Личко
В 1983 году А. Е. Личко описал типы акцентуации характера у детей.
Акцентуации характера являются предрасполагающим преморбидным фоном, на котором могут возникать острые аффективные реакции, различные виды нарушения поведения, реактивные и невротические состояния, заболевания нервной системы.
Причины акцентуации черт характера человека
Формирование характера человека происходит в детском и подростковом возрасте. Дезадаптация у акцентуированных личностей, взрослых (мужчин и женщин), подростков (парней и девушек), детей (мальчиков и девочек) часто происходит в пубертатном возрасте (в период полового созревания), когда при трудных жизненных ситуациях к человеку предъявляются повышенные требования.
Скрытые и явные акцентуации характера, личности
По степени выраженности различают явные акцентуации характера и скрытые акцентуации характера. При скрытой акцентуации характера черты определенного типа могут ярко выступать только под воздействием некоторых сложных ситуаций. При обычных условиях они незаметны или выражены слабовато. Выделяют эктравертированный тип и интравертированный тип. При экстравертированном типе человек больше ориентирован на внешнюю среду, а при интравертированном – на внутренний мир.
Типы акцентуации характера, типология, виды
Неврологи, психоневрологи, рефлексологи, рефлексотерапевты, психиатры выделяют основные типы акцентуации характера. По психологическим особенностям выделяют различные типы акцентуации характера. Остановимся на основных типах черт характера. Классификация акцентуаций.
Гипертимный тип акцентуации характера, гипертимная акцентуация
Подростки гипертимного типа акцентуации характера с детства отличаются большой подвижностью и общительностью с выраженной впоследствии реакцией эмансипации. Это сверхактивный тип.
Циклоидный тип акцентуации характера, циклоидная акцентуация
Для циклоидных акцентуаций характерной чертой является склонность к субдепрессиям. У них наблюдается субдепрессия. Периодически субдепрессия сменяется гипертимностью.
Лабильный тип акцентуации характера, лабильная акцентуация
Подростки (девушки и парни) с лабильным типом акцентуации характера отличаются изменчивостью настроения. Настроение у них лабильное.
Невротический тип, астено-невротический тип, невротическая акцентуация
При невротическом типе акцентуации характера наблюдается склонность к невротическим реакциям.
Сензитивный тип, сензитивная акцентуация, (сенситивная акцентуация)
Для сензитивных акцентуаций характерным являются чрезмерная чувствительность и впечатлительность с высокими моральными требованиями к себе. В детстве такие мальчики и девочки обнаруживают пугливость и боязливость (боязнь). Они все пугаются и боятся.
Психостенический тип, психостеническая акцентуация, психастенический тип
Детей и подростков с психостеническим типом акцентуации характера отличают склонность к страхам, навязчивостям, страхам, тревожной мнительности, пространным рассуждениям. У них могут наблюдаться такие симптомы как страх, мнительность, навязчивость. Сильны рефлексия, самоанализ, аккуратность.
Шизоидный тип акцентуации характера, шизоидная акцентуация
Наиболее характерной чертой шизоидного типа акцентуации характера является замкнутость и снижение потребности в социальных контактах. Такие парни и девушки, мальчики и девочки трудно знакомятся со сверстниками, мало общаются с детьми и взрослыми, замкнуты и неразговорчивы, постоянно находятся «в себе». У них сильны фантазии, сопереживания, интуиция
Эпилептоидный тип акцентуации характера, эпилептоидная акцентуация
При эпилептоидном типе акцентуации характера наблюдается аффективная взрывчатость, напряженность, злоба, пунктуальность, тоска, авторитарность, скрупулезность, мелочность, агрессия, гнев, ревность, инертность психической деятельности.
Истероидный тип акцентуации характера, истероидная акцентиуация
Главной чертой истероидного типа акцентуации характера является эгоцентризм, постоянное стремление быть в центре внимания. Есть склонность к демонстративным попыткам самоубийства.
Неустойчивый тип акцентуации характера, неусточивая акцентуация
Для неустойчивого типа акцентуации характера характерны слабоволие и неустойчивость интересов.
Конформный тип акцентуации характера, конформная акцентуация
Главная черта конформного типа акцентуации характера – это постоянное и чрезмерное стремление к соглашательству с ближайшим окружением. Характерны дружелюбность, стереотипность.
Застревающий тип акцентуации характера, застревающая акцентуация
При застревающей акцентуации на первый план выходят такие симптомы, как обидчивость, подозрительность, смена отличного настроения упадком сил, тщеславие, отчаянность.
Диагностика акцентуации характера
Частная медицинская практика (Саратов, Россия, сарклиник) разработала и успешно применяет тест на акцентуацию (на акцентуации), опросник, проводит исследование акцентуаций характера, проводится психодиагностика. Диагностика, методика определения акцентуаций характера, таблица, опросник Шмишека позволяют определить тип акцентуации по Леонгарду, по Личко.
Лечение, коррекция акцентуация характера в Саратове, в России
Сарклиник использует комплексные методы для лечения и коррекции акцентуаций характера в Саратове, России. Родители! Не ждите, когда у вашего ребенка акцентуации характера перейдут в такие грозные заболевания, как шизофрения, невроз, депрессия, эпилепсия, истерия, астения, психопатия, невроз навязчивых состояний, мыслей, действий. Могут возникнуть безволие, агрессивность, плаксивость, неуравновешенность, заторможенность, робость, боязливость, вспыльчивость, нерешительность, обидчивость, ипохондрия, тщеславие, подозрительность, робость, лживость, покорность. Сарклиник жает рекомендации и проводит лечение в Саратове.
Как лечить акцентуацию характера в Саратове?
На первой консультации врач расскажет Вам, как влияет темперамент, какие есть методики диагностики в психологии в подростковом и детском возрасте, какое оказывает влияние акцентуация на жизнь подростка, что такое экзальтированность, какие существуют примеры, 12 типов, причины, типология, какие отличия психопатии от акцентуации.
Сарклиник поможет решить подростковые проблемы. Сарклиник знает, как лечить и вылечить акцентуацию характера в Саратове.
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Текст: ® Sarclinic.com \ Sarclinic.ru, фото: (©) B-d-s | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Синдром Бенедикта M Benedict, синдром альтернирующий педункулярный
Зоны коры головного мозга, функции, кора больших полушарий головного мозга человека: строение, деятельность
Виды недержания мочи, формы, международная классификация, лечение в Саратове, России
Агнозия: зрительная, слуховая агнозия, лечение агнозии
Опистотонус: причины и лечение
Написать комментарий
Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *
Конформный тип акцентуации личности и основные признаки поведения – Здоровое питание рядом со мной
Содержание
- Что это такое?
- Детство
- Подростковый возраст
- Профессиональная деятельность
- Завершение
Здравствуйте, дорогие читатели! Конформный тип личности стремится угодить окружающим, поэтому игнорирует собственные желания и чувства, подстраиваясь под других.
И сегодня мы предлагаем вам узнать подробнее, что он из себя представляет, то есть какие возможности и ограничения у него есть, а также как построить с ним отношения, чтобы они получились здоровыми и гармоничными.
Каково это?
Этот тип акцентуации характера еще называют аморфным, из-за отсутствия честолюбия, агрессивности и решительности. Такой человек как бы плывет по течению, тем самым отдавая силы для своей жизни, а иногда и своих близких обществу.
Он не делает выбор, который улучшит качество этой самой жизни, удовлетворенность ею. Он консервативен хотя бы потому, что старается не выделяться. И, следуя шаблонам, меньше риск быть раскритикованным или отвергнутым, забытым.
Часто конформного человека считают ограниченным, с низким интеллектом. На самом деле это не так, она способна хорошо учиться, добиваться успехов в карьере и схватывать новую информацию на лету. Он просто скрывает свои таланты и способности, не верит, что может быть прав.
Мышление не критично. То есть она верит другим людям, не допуская даже мысли о том, что кто-то может намеренно обмануть. Это касается ее окружения.
Если человек чужой, то она будет относиться к нему настороженно. Но только почему-то он станет ей ближе, так как будет подключаться безоговорочное доверие к каждому его слову.
Пытается сопоставить среду, к которой он принадлежит. Поэтому в принципе то, как устроится ее жизнь, зависит от того, в какую компанию она попала.
Как уже было сказано, этот психотип не любит выделяться, но кроме этого, он также не любит людей, выходящих за общепринятые стандарты и границы.
Например, он будет смеяться над новой модной тенденцией, пожалуй, громче всех. Но только если его знакомые начнут покупать вещи необычного кроя, он тоже побежит по магазинам в поисках нужных вещей, чтобы обязательно соответствовать остальным.
В трудные жизненные минуты опирается на поговорки, разного рода сентенции. Народная мудрость помогает ему получить утешение, а также понимание того, что не только он оказывался в таких обстоятельствах, но почти каждый рано или поздно терпит неудачу.
Считается, что эта акцентуация чаще встречается у мужчин, чем у женщин, несмотря на то, что попытки угодить обычно свойственны прекрасной половине человечества.
Детство
В школе ребенок конформного типа характера, по Личко, в основном учится средне, хотя на самом деле может лучше.
Например, даже если он единственный в классе знает правильный ответ на вопрос учителя, он не поднимет руку. Потому что он считает, что раз другие не понимают сути этой темы, то он обязательно ошибется.
И в этом случае все внимание будет обращено на него, и неизвестно, как одноклассники отреагируют на его попытку показаться умным. Вдруг с ним после этого общаться не захотят, считая его выскочкой. И это самое страшное для него.
Причины такого поведения кроются не только в принадлежности к определенному типу темперамента, характера. Малыш, желая получить любовь родителей, их признание, часто обязан подчиняться их правилам, причем так часто, что это становится образом жизни.
Ребенок с раннего возраста понимает, что мир должен соответствовать, иначе высока вероятность смерти из-за отторжения.
Например, мать, если ребенок не слушается, говорит, что не любит его и игнорирует все попытки привлечь к себе внимание, пока он не начнет вести себя так, как ей хочется.
И если она каждый раз так себя ведет с ним, то вполне естественно, что он привыкает подавлять свои желания и чувства, подстраиваясь под ее требования.
Это также накладывает значительный отпечаток на формирование конформизма и гиперопеки. Если взрослые не дают ребенку возможности справляться с трудностями, выполняя поставленные для его возраста развивающие задачи, то он не приобретет опыта, а соответственно и навыков самостоятельности.
Тогда он будет стараться держаться в стороне и быть похожим на других, копируя их поведение, потому что у него не будет уверенности в себе и своих знаниях, талантах и особенностях.
Подростковые годы
Если подросток входит в число тех, кто увлекается чтением, изучением компьютеров и так далее, то, естественно, он будет повторять за ними. Его главной целью будет саморазвитие, ведь именно это беспокоит его друзей.
Но стоит оказаться в компании сверстников, которые курят, пьют и торгуют воровством — соответственно, даже считая, что это не правильно и аморально, он пристрастится к никотину и другим веществам.
Совершая правонарушения и находясь на учете у участкового, он будет испытывать вину и раскаяние, но ничего не изменит в своем поведении, пока как-то не изменится среда, в которой он находится.
Допустим, переехав в другой город и встретив людей, преследующих в жизни совсем другие цели, он попытается приспособиться к ним, забыв о девиантном стиле поведения.
А бывает и наоборот, ребенок, подающий большие надежды, например, в спорте, начинает общаться с теми, кто очень далек от него и предпочитает получать адреналин и вообще яркие эмоции с помощью наркотиков.
Тогда он перестает соблюдать диету, распорядок дня, а позже и вовсе отказывается от тренировок, забывая о манерах и правилах поведения, проводя все свое время в различных притонах с сомнительными личностями.
Они также могут совершать насилие в отношении беспомощных людей или животных просто потому, что группа, в которой они состоят, подстрекает их к жестокому обращению с выбранными ими жертвами.
Они не посмеют отказаться от роли тирана и агрессора, ведь риск оказаться вне своей команды страшнее последствий насильственных действий.
Будущую профессию выбирают, ориентируясь на то, чем собирается заниматься большинство друзей. А если ему нравится изучать иностранные языки, а остальные идут учиться на юристов, то, не раздумывая, подадут документы в тот вуз, который им нужен. И они будут мечтать оказаться в одной группе, чтобы проводить вместе целые дни.
Если родители по определенным причинам «вырывают» детей из привычной среды, при том же переезде, смене школы, то подростки вполне могут сбежать из дома. Тем самым устраивая бунт, не желая заново проходить процесс адаптации.
Профессиональная деятельность
Психология этого типа такова, что, стараясь не выделяться, он приспосабливается к привычной среде. Поэтому он не любит менять место жительства, а тем более работу. Ведь это означает, что вам придется научиться вести себя по-новому.
А так как адаптация не совсем гладкая и легкая, то он обычно долго работает на одном месте. Даже если это его не устраивает.
Для новичков, как уже было сказано, настороженно. Так что посторонние обычно получают полную награду, будучи открыто враждебными и даже критикуемыми. Если часть коллектива не принимает нового коллегу в свои ряды, то в этом случае ему можно только посочувствовать, ведь он получит от соответствующего работника сразу за всех.
Хороший работник, исполнительный и ответственный. Он готов на все, лишь бы его не отвергли. Но в сфере, где требуются инициатива и активность, он терпит неудачу.
Его нельзя назначать на руководящие должности. Потому что, пытаясь угодить своим подчиненным, он пожертвует не только собственными интересами, но и целями предприятия, обрекая его на банкротство.
Не справившись со стрессом в момент дедлайнов и необходимости самостоятельно принимать решения, они рискуют получить невроз, эмоциональный срыв и даже впасть в депрессию.
Завершение
Психолог Соломон Аш решил провести эксперимент еще в 1951, исследуя, как люди могут отстаивать свою точку зрения. Несмотря на то, что все остальные участники его отвергают. Подробнее о том, как это происходило и какие выводы сделали ученые, вы можете узнать здесь.
Напоследок рекомендуем ознакомиться с каждым существующим типом акцентуации характера, как по Личко, так и по Леонгарду. Это поможет вам лучше понять себя и людей, с которыми вы общаетесь.
Например, наиболее характерные признаки поведения истероидной личности вы узнаете из этой статьи.
Берегите себя и будьте счастливы!
Материал подготовлен психологом, гештальт-терапевтом, Журавиной Алиной Создание уникальных голосов персонажей
Голос в художественной литературе имеет решающее значение, но также неуловим. Во-первых, писатели должны учитывать свои собственные авторские голоса, затем специфический повествовательный голос истории и, наконец, что не менее важно, голоса персонажей. На самом деле, если вы пишете художественную литературу, технически самые важные голоса на странице — это не 9 голосов.0131 твой , но твоих персонажей. Все они. И все они должны быть аутентичными, интересными и отличаться друг от друга. Все они должны быть уникальными.
Создание уникальных голосов персонажей — одна из самых сложных задач при написании художественной литературы. Мы говорим здесь не просто о написании хороших диалогов (хотя это играет важную роль). Мы также говорим не только о разработке сильных и интересных персонажей (хотя это очень важная основа). Мы говорим о том, чтобы как ваши персонажи, так и ваши диалоги приложили дополнительные усилия, чтобы сделать их голоса настолько отличительными и запоминающимися, что зрители узнают, кто говорит, даже без тегов диалога или других ссылок.
В прошлом месяце я звонил и просил вас всех сказать мне, на какие темы вы больше всего хотели бы, чтобы я писал посты. (Спасибо за все восторженные отклики и вдохновение!) Сегодня я пишу первый пост в ответ на ваши просьбы, на этот раз от AngieElle, которая отметила:
Мне бы хотелось пост об отличительных голосах персонажей.
Это тема, дорогая моему сердцу, поскольку создание уникальных голосов персонажей — одна из моих любимых частей написания художественной литературы. Иногда обнаружение голоса персонажа на странице — единственный ключ, который вам нужен для того, чтобы история получила всего сними и начни писать сам. В других случаях найти голос персонажа может быть сложнее — и пока вы его не найдете, кажется, что ничего в истории не работает.
Сегодня давайте взглянем на тему уникальных голосов персонажей с нескольких разных точек зрения и закончим пятью инструментами, которые вы можете использовать в своем письме, чтобы помочь вам найти голоса ваших персонажей.
9 Что следует учитывать при разработке голосов персонажей
Создание арок персонажей (партнерская ссылка Amazon)
Яркие голоса персонажей возникают из ярких символов . Если голос не работает, то проблема может заключаться в фундаментальной проблеме самих персонажей. Трудно писать быстрые диалоги для персонажей-блинчиков. Таким образом, лучшее понимание ваших персонажей — одно из лучших мест для начала создания их голосов. Счастливая обратная сторона этого заключается в том, что если вы можете придумать привлекательный голос для персонажа блина, вы автоматически более чем на полпути к исправлению все проблемы этого персонажа.
Когда вы начнете обдумывать (или устранять неполадки) голоса ваших персонажей, помните о следующих девяти аспектах. Все будет влиять на то, как персонажи говорят и о чем они говорят.
1. Личность
Часто, когда мы думаем о голосе, первым делом в первую очередь подразумевается личность в ее самом общем смысле. Вы можете подойти к личности разными способами, в том числе с помощью систем теории личности, таких как MBTI и Enneagram (которые мы обсуждали ранее в этом месяце).
Однако для начала просто рассмотрите наиболее характерные черты ваших персонажей.
- Они экстраверты или интроверты?
- Тихо или шумно?
- Идеалистический или циничный?
- Добрый или жестокий?
Один вопрос, который я всегда задаю, когда беру интервью у своих персонажей во время их начального развития: «Что первое, что люди замечают в этом персонаже?» Голос будет влиять и находиться под влиянием ответа.
2. Стойка
Затем вы можете рассмотреть то, что в терминах Эннеаграммы называется «позой» вашего персонажа. Это связано с предпочтительным отношением вашего персонажа к миру. Это повлияет не только на то, что говорит ваш персонаж, но и на когда она решит говорить, и с кем она, скорее всего, будет общаться.
Является ли ваш персонаж:
1. Агрессивным (с акцентом вперед , сосредоточением внимания на будущем и движением к конфликту)?
2. Отстранен (с акцентом назад , сосредоточением внимания на прошлом и отступлением от конфликта)?
3. Зависимый (с боковым акцентом, сосредоточением внимания на настоящем и обращением к другим за поддержкой в конфликте)?
(Для тех, кто интересуется связью с Эннеаграммой, агрессивные типы — это Три, Семь и Восьмой; замкнутые типы — Четыре, Пять и Девять; и зависимые типы — Один, Два и Шесть. )
3. Гармонический стиль
Мудрость эннеаграммы Дона Ричарда Рисо и Расса Хадсона (партнерская ссылка)
Другая полезная категоризация Эннеаграммы — это гармонический стиль персонажа. В своей книге Мудрость эннеаграммы Дон Ричард Рисо и Расс Хадсон объясняют:
Гармонические группы рассказывают нам, как мы справляемся с конфликтами и трудностями: как мы реагируем, когда не получаем того, чего хотим. … Они раскрывают фундаментальный способ, которым наша личность защищается от потерь и разочарований.
Это особенно полезно знать при взвешивании того, что ваши персонажи больше всего ценят в себе и как они будут пытаться передать это через диалог.
Ваш персонаж чаще всего отвечает:
1. Компетентность (поиск логических и практических решений и ответов)?
2. Реактивность (упреждающее отталкивание в момент, чтобы освободить место перед остановкой для рассмотрения других вариантов)?
3. Позитивизм (выбирая смотреть на светлую сторону и по возможности придавая вещам позитивный оттенок)?
(Для тех, кто интересуется связью с Эннеаграммой, компетентные типы — Один, Три и Пять; реактивные типы — Четыре, Шесть и Восьмерка; положительные типы — Два, Семь и Девять.)
> >Нажмите здесь, чтобы прочитать «5 способов использования эннеаграммы для создания лучших персонажей»
4. Защитный рефлекс
Диалог в рассказе можно рассматривать как своего рода состязание между персонажами, тем более что большая его часть будет основана на конфликте. Один персонаж переходит в наступление; другой защищает; и туда и обратно они идут. При разработке голосов персонажей особенно важно учитывать защитный рефлекс каждого персонажа по умолчанию. Эти рефлексы будут взаимосвязаны со стойкой персонажа и гармонической группой (выше), но могут быть и более конкретными.
Ваш персонаж:
- Краснеет и молчит?
- Разозлиться и сопротивляться?
- Отвечать спокойно, пока кипит внутри?
- Сначала вспылить, потом успокоиться и извиниться?
- Верить в пользу сомнения и оставить место?
- Сразу судить и обидеться?
5.
ВозрастДругие факторы в создании голосов ваших персонажей более практичны. Сколько лет этому персонажу? Пятилетний ребенок, очевидно, будет иметь совершенно другой словарный запас, интонацию и стиль разговора, чем старшеклассник или пенсионер.
6. Образование
Также обратите внимание на уровень образования персонажа. Профессор или ученый будет говорить совсем иначе, чем тот, кто бросил школу. В зависимости от самосознания персонажа относительно его уровня образования (очень высокого или очень низкого), это также может повлиять на то, как он пытается говорить.
Например, человек с несколькими докторскими степенями может быть высокомерным, хвастаясь своим словарным запасом или самоуничижительным, пытаясь не показывать свой интеллект другим. В качестве альтернативы, человек с низким уровнем образования может попытаться скрыть это, говоря более правильно, чем предполагает его прошлое, — с различными эффектами.
7. Регион
Откуда ваш персонаж и каково его этническое и географическое происхождение? Персонаж, родившийся в Индии, но живущий в Нью-Йорке, представит интересные слои в своем стиле общения. Региональная история персонажа также может подсказать вам интересные варианты слов. Сленг в Южном Бостоне отличается от сленга в Лондоне, который отличается от сленга в долинах Шотландии или ранчо Техаса.
8. Диалект
Региональные особенности не всегда включают диалект, но когда диалект подходит, перед вами встанут как новые проблемы, так и новые возможности для голоса ваших персонажей. С одной стороны, вам нужно будет точно изобразить диалект, как в отношении тех, кто на самом деле говорит на нем, так и потому, что читатели заметят и отвергнут недостоверность. С другой стороны, хорошо сделанный красочный диалект может мгновенно поднять персонаж и его голос на совершенно новый уровень интереса и запоминаемости.
9. Профессия
Наконец, подумайте о работе вашего персонажа. Каждая профессия, какой бы скромной она ни была, предлагает свой уникальный способ говорить. Определенный сленг, а также специализированные отраслевые термины могут проникнуть в голос вашего персонажа или даже полностью его пропитать, в зависимости от уровня его профессиональной погруженности.
5 надежных инструментов для создания уникальных голосов персонажей
После того, как вы изучите своих персонажей со всех сторон и поймете, что в них дает возможность отличить их голоса друг от друга, вы можете повысить уровень, используя несколько полезных инструментов. Чтобы быть эффективным, все эти инструменты должны использоваться ловко. Выбрать один конкретный инструмент и использовать его в каждый обмен диалогами вполне может повысить эффект от «оригинального и запоминающегося» до «мультяшного и самодовольного».
Все эти инструменты предназначены для достижения правдоподобия. Они здесь, чтобы помочь вам создать персонажей, которые больше, чем жизнь, но которые звучат реально. В тот момент, когда диалоги персонажа начинают звучать повторяющимися или отрепетированными, вам лучше отказаться от оригинальности и позволить им немного поговорить, как и все остальные.
Я буду использовать символы 9Например, 0131 Stranger Things , так как я чувствую, что сериал особенно хорошо справляется с созданием уникальных голосов персонажей для каждого актера.
1. Диалоговые тактики
Самый простой способ придать индивидуальность речи персонажа — создать диалоговую тактику, которая используется только для этого персонажа . Это может быть почти что угодно.
- Это может быть любимое слово (или слово, которое персонаж отказывается использовать ).
- Это может быть избранное персонажа том для разговора.
Характерный голос Хоппера в Stranger Things определяется тем фактом, что он не может не кричать почти при каждой встрече, даже когда пытается набрать его потише.
- Это может быть сколько слов персонаж решит использовать или не использовать.
Ваш персонаж может быть болтуном, который не может перестать говорить, или односложным, как Одиннадцать в ранних эпизодах Stranger Things .
2. Персонализированный сленг/ругательства
Wayfarer (партнерская ссылка Amazon)
Простой способ добавить немного оригинальности в голос каждого персонажа — это назначить каждому персонажу определенный фрагмент сленга, любимое ругательство или эвфемизм. . Это не только отметит каждого персонажа в сознании вашей аудитории, но также может стать возможностью для характеристики.
В качестве личного примера, в моем фэнтези с газовыми фонарями эпохи Регентства Путник , я вел список слов, которые использовал каждый персонаж. Мой протагонист-деревенщина Уилл ограничивал свои вспышки гнева такими терминами, как «румяный» и «дерьмо», в то время как моя восьмилетняя кокни-карманница давала волю всему доступному ей историческому сленгу.
В Stranger Things интересно отметить, как сценаристы использовали бранные слова, чтобы повлиять на голоса персонажей, намеренно давая больше ненормативной лексики детям, чем взрослым, и больше дерзкому персонажу Дастина, чем кому-либо еще.
3. Семейства метафор
Secrets of Story Мэтта Берда (партнерская ссылка)
При обсуждении диалогов в своей книге Secrets of Story Мэтт Берд рекомендует то, что он называет «метафорическими семьями».
Аспект жизни ваших персонажей, который определяет, какие метафоры, проклятия и восклицания они используют. Источником этого обычно является их работа, их родной регион или их психологическое состояние. Реже это их карьерные амбиции или скрытые склонности.
Даже если все ваши персонажи происходят из одного места, семьи или работы, вы все равно можете построить диалог каждого персонажа на основе уникальных аналогий, которые дают представление о точке зрения персонажа, а также придают диалогу общий цвет.
Определяющим аспектом Stranger Things является использование терминологии Dungeons & Dragons в качестве метафоры для загадочных событий в Хокинсе, штат Индиана. Хотя другие персонажи подхватывают часть этой терминологии по мере развития сюжета, в основном она ограничивается голосами четырех мальчиков, которые играют в игру. Даже среди мальчиков некоторые персонажи, такие как Дастин, как правило, имеют более глубокое понимание знаний D&D и поэтому более свободно используют язык.
4. Броские фразы
Броская фраза — это слово или фраза, повторяемая персонажем на протяжении всей истории. Это может быть простое восклицание, такое как «Зунд!», или это может быть более значимое утверждение, важность которого возрастает по мере того, как оно произносится (например, «Я мог бы делать это весь день» Капитана Америки).
Крылатые фразы могут быть палкой о двух концах. С одной стороны, они могут помочь сделать голос персонажа запоминающимся. С другой стороны, они могут быстро почувствовать себя перегруженными. Однако при осторожном использовании они могут придать определенность голосу персонажа в истории.
В Stranger Things ограниченный словарный запас Одиннадцать в начале истории позволяет ей повторять определенные фразы, такие как «Друзья не лгут», которые приобретают значение, уникальное для ее персонажа и контекста, по мере развития истории.
5. Ритмы и фразы
Хотя вышеперечисленные инструменты и соображения полезны при создании голосов персонажей, которые сразу бросаются в глаза, в конечном счете, все они лишь витрина. Правдивость голоса персонажа обнаруживается не только в выборе отдельных слов, но и в построении ритма и фраз диалога.
Ваш персонаж:
- Бессвязно болтает в предложениях (как Энн из Зеленых Мезонинов)?
- Говорите отрывистыми, отрывистыми фрагментами?
- Заканчивайте высказывания решительно, вызывающе или открыто?
Больше, чем любой другой инструмент в вашем наборе инструментов, этот инструмент позволит вам создавать действительно уникальные и яркие голоса персонажей. Попробуйте сделать так, чтобы каждый персонаж говорил немного по-другому. Один персонаж может быть шикарным и утонченным, используя идеальную грамматику. Другой может быть почти непонятен с опущенными согласными и непонятным сленгом. Все в персонаже — от предыстории до эмоциональности — будет определять, как его голос будет звучать на странице.
Stranger Things использует разные ритмы и стили для всех голосов своих персонажей, о чем свидетельствуют различия между четырьмя мальчиками. Дастин имеет тенденцию болтать с восторженным умом, Майк уходит от эмоциональных разглагольствований, а Уилл сдерживается, в то время как Лукас, как голос разума (а иногда и цинизма), всегда говорит убедительно, всегда гиперпрактичен и всегда попадает в точку. .
***
Если не считать более общих задач, связанных с созданием формы вашей истории посредством сюжета, возможно, ничто так не влияет на восприятие вашей истории вашей аудиторией, как голос. Это относится, конечно, к повествовательному голосу, но на повествовательный голос, в свою очередь, будут влиять и голоса диалогов персонажей от первого лица. Чем отчетливее, уместнее и аутентичнее голос каждого персонажа, тем больше эти дескрипторы применимы к вашей истории в целом.
Игроки в слова, поделитесь своим мнением! Как бы вы описали голоса персонажей в вашей незавершенной работе? Ответь мне в комментариях!Нажмите кнопку «Воспроизвести», чтобы прослушать аудиоверсию (или подпишитесь на подкаст Helping Writers Become Authors в Apple Podcast или Amazon Music).