Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Оснащения врачебно-сестринской бригады. Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре… Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает… Интересное: Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны… Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов… Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным. Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 82Следующая ⇒ Как правило, выделяют следующие виды мышления:
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышлениеотличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образногосостоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.3. Мышление и логика. Логические формы мышления – понятие, суждение, умозаключение. Психология мышления не может быть сведена к логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления в логике. Психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции. Эта связь психологии с логикой и теорией познания, с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы – из идеалистической философии гуссерлианства; трактовка психологии мышления в американской литературе у Дж. Дьюи определялась философией прагматизма. Современная психология мышления исходит из диалектической логики. Результаты процесса мышления существуют в формесуждений, умозаключений и понятий. Понятие–это форма мышления при помощи которой познаётся суть предметов и явлений действительности в их существенных связях и отношениях, обобщаются их существенные признаки. Суждение – это высказывание, содержащее определённую мысль.Умозаключение–это такая форма мышления, в которой мы из одного или нескольких суждений выводим новое суждение. В мыслительных операцияхпринято различать 2 основных вида умозаключений – индукцию и дедукцию. Индукция–это вывод частного суждения из общего. Дедукция– это вывод общего суждения из частного. Операции мышления. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, классификация и систематизация. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ– это расчленение предмета, мысленное или практическое на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез– это построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Абстракция– это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Обобщение– это соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Конкретизация– это операция, обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения (понятия) выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определённому классу. ⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒ Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни… Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого… Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим… Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. |
Виды мышления, ее свойства и особенности у детей дошкольного возраста. | Статья (старшая группа):
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Восточный административный округ
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
города Москвы Гимназия № 1926 дошкольное отделение №1
Статья
«Особенности, виды и свойства мышления детей дошкольного возраста».
Составила и провела воспитатель средней группы Ситникова О. С.
.
05.12.2013 г.
Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.
С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем многообразии, свойствах и отношениях.
Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания, косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления:
1.наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами),
2.наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений),
3.словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.
Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет: он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, с помощью прямого контакта с предметами. Эта форма мышления характерна для детей до 3-х лет. Ребёнок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому. То есть, мысль ребёнка напрямую связана с его действиями, при этом само действие опережает мышление.
Предметно-действенное мышление также встречается и у взрослых. Например, думая о предстоящем ремонте, мы используем этот вид мышления. Предметно-действенное мышление необходимо, когда нет возможности полностью предвидеть результаты каких-нибудь действий
На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное решение наиболее полно воссоздаёт всё многообразие различных характеристик предмета, при этом, видение предмета может быть одновременно зафиксировано с нескольких точек зрения.
Таким образом, наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения. Наглядно-образное мышление играет важную роль в формировании у детей понимания процессов изменения и развития предметов и явлений.
К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие определённых процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.
Словесно-логическое мышление — высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем, умственном плане.
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в тесной связи с формированием логического мышления . Необходимо обратить особое внимание на развитие сильных сторон комплексного мышления, которое является ведущим на протяжении значительного периода дошкольного детства и имеет чрезвычайно важное значение в общем умственном развитии детей. Правильность решения практической или познавательной задачи, требующей участия мышления, зависит от того, сможет ли ребенок выделить и связать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые важны, существенны для ее решения.
Фактически, все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. На практике бывает трудно определить, какой вид мышления используется человеком при решении той или иной задачи, так как все виды мышления переплетаются друг с другом. Можно лишь говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
Леонтьев А.Н. определяет мышление как «процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания». По мнению Леонтьева А.Н., мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности».
Одной из наиболее известных теорий формирования и развития мышления человека является теория, разработанная Ж. Пиаже. Он пришел к выводу, что в своем развитии мышление детей проходит через следующие четыре стадии:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни от рождения до 2-х лет. На этой стадии в самых элементарных формах представлено наглядно — действенное мышление. Благодаря этому мышлению ребенок получает возможность познавать окружающий мир в его инвариантах, устойчивых свойствах.
2. Стадия дооперационного мышления. На данной стадии находятся дети от 2-х до 6 — 7 лет. В это время у детей формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением. Здесь же идет интериоризация внешних действий с предметами, то есть, превращение какого-либо процесса или явления из внешнего, по отношению к человеку, во внутреннее. Например – совместной, разделенной между несколькими людьми, деятельности во внутренний, психологический процесс. Однако выполнять операции ребенок еще не может.
3. Стадия конкретных операций. На этой стадии находятся дети в возрасте от 7-8 лет до 11-12 лет. Они могут выполнять операции с конкретными предметами, причем действия, входящие в состав таких операций, становятся обратимыми. Однако дети этого возраста еще не в состоянии выполнять операции с абстрактными понятиями.
Л. С. Выготский изучал процесс развития понятий у детей примерно в том же диапазоне возрастов, с которыми имел дело Ж. Пиаже.
Л. С. Выготский выделил следующие четыре стадии формирования понятий у детей:
1. Стадия синкретического мышления. Дети, находящиеся на этой стадии, не справляются с решением задачи по формированию понятий, и вместо поиска существенных признаков понятия подбирают предметы на случайной основе (синкрет — это случайное, неупорядоченное множество предметов).
2.Стадия комплексного мышления. Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе общих для них, объективных признаков. Однако эти признаки являются случайными, несущественными для сравниваемых предметов. К тому же выделяемые детьми признаки случайным образом могут варьировать в одном и том же эксперименте: вначале ребенок подбирает предметы по одному признаку, затем- по другому, и т.д.
3.Стадия псевдопонятий. На этой стадии дети действуют, казалось бы, правильно, подбирая предметы по их существенным признакам. Создается впечатление, что они понимают, что означает соответствующее понятие. Однако в этих определениях не выделяются существенные признаки соответствующих предметов.
4.Стадия настоящих понятий. На данной стадии дети не только правильно действуют, но и дают верные словесные определения понятиям, выделяя в них наиболее общие и существенные признаки соответствующих предметов.
П. Я. Гальперин предложил еще одну теорию развития мышления, которую он назвал теорией планомерного (поэтапного) развития умственных действий. Эта теория представляет и научно обосновывает процесс постепенного превращения внешних, практических действий с материальными предметами во внутренние, умственные действия с понятиями. Этот процесс закономерно проходит через следующие этапы:
1.Этап формирования ориентировочной основы действия. На данном этапе человек, у которого должно быть сформировано новое умственное действие, подробно знакомится с действием, его составом и предъявляемыми к нему требованиями, то есть ориентируется в нем.
2.Этап выполнения действия во внешней, развернутой форме, с реальными материальными предметами. На этом этапе соответствующее действие практически выполняется в его полном составе на реальных, материальных предметах и тщательно отрабатывается.
3. Этап выполнения действий в плане громкой речи. Здесь отработанное на предыдущем этапе действие проговаривается вслух с начала и до конца, но практически не выполняется.
4.Этап выполнения действия в плане речи «про себя». На данном этапе действие проговаривается человеком про себя, то есть, с помощью, так называемой беззвучной речи. Голосовые связки человека работают, но окружающие люди его не слышат.
5. Этап выполнения действия в плане внутренней речи. Это завершающий этап формирования умственного действия, на котором оно становится полностью внутренним, оказывается связанным с внутренней речью, выполняется быстро и автоматически, так что кажется, что человек мгновенно, не раздумывая, дает ответ на поставленный вопрос.
По мнению С.Л. Рубинштейна, в качестве основного предмета психологического исследования мышление выступает как процесс, как деятельность.
М.Н. Подъяков систематически изучал развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Развитие детского мышления анализируется с точки зрения усложнения и совершенствования средств и способов познавательной деятельности.
Список литературы
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.
2. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. — СПб.: Питер, 2000. — 320 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии). (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Хорни, Э.Тондайк, Дж.Б. Уотсон, А.Бандура, Р.Уолтерс, А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Г.В. Олпорт, Г.Ю. Айзенк, К. Леонгард).
3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). (Лазурский А.Ф., Теплов Б.М., Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г., Зейгарник Б.В., Русалов В.М., Петровский А.В., Узнадзе Д.Н., Додонов Б.И., Платонов К.К., Братусь Б.С. и др.).
4. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. Сост. и авт. ввод.очерков В.В. Мироненко. — М.: «Просвещение», 1977 (и 1987 г. 2-е изд.). — 528 с. (разделы общей, возрастной и педагогической психологии).
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
7. М Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. — Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964.
8. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1982, Т. 2. С. 6-361.
10. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов научного мышления у ребенка). М., 1972.
11. Клюева Н.В. Учим детей общению. Я.,1996.
12. Лисина М.И. Избранные труды. Проблемы общения. М., Педагогика. 1986.
13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошк. восп. – 1989. — № 4.
14. Савова М. Р. Каковы правила игры в общении. // Начальная школа. 2004, №2.
15. Сахин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. М., 2002.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
Основные 7 типов мышления (и как их улучшить)
Если вы поместите семь человек в комнату и спросите их, как они поведут себя в случае захвата заложников, у них будет семь разных ответов.
У них могут совпадать некоторые взгляды, убеждения и стратегии, но они все равно будут отражать разные взгляды на кризис.
Вот семь различных способов мышления и их плюсы и минусы: Я называю это МЫСЛЬНОЙ системой.
Творческое мышление; наличие абстрактных мыслей; Оптимизирующий анализ; Понимание по-разному; становится критическим; Оттачивание творческой мысли и конвергентного мышления.
Основные 7 типов мышления (и как их улучшить)
1) Конкретное мышление
Конкретное мышление — это именно то, на что это похоже.
Этот тип мышления не интересуется метафорическими идеями, абстрактными понятиями или образным взглядом на дилеммы и ситуации.
Его интересуют факты, цифры, расчеты и доказуемые факты.
«Как следует из названия, конкретное мышление — это фактическое мышление. Только факты и ничего больше.
Конкретный мыслитель подойдет ко всему с фактами, данными и твердыми знаниями.
Это противоположно абстрактному мышлению», — объясняет Вайшали С.
Возьмем, к примеру, строительство офисного здания.
Творческий мыслитель может задаться вопросом, какой будет внешняя привлекательность здания, в то время как аналитический мыслитель может обдумать возможные варианты использования здания в будущем по мере изменения экономики.
Конкретный мыслитель, с другой стороны, не будет заниматься спекуляцией или эстетикой.
Конкретный мыслитель будет учитывать стоимость, материалы, время строительства, арендаторов, готовых въехать, и максимизацию прибыли на квадратный фут.
Конкретное мышление не делает того, что, если или почему: оно просто делает то, что очевидно и доказуемо.
2) Иметь абстрактные мысли
Абстрактное мышление — это именно то, на что это похоже: этот тип мышления способен отделить себя от видимого и доказуемого и мыслить в чисто теоретических и ментальных терминах.
Конкретное мышление не связано с идеями о том, какая музыка может понравиться человечеству в будущем или как наша способность понимать язык меняется с использованием цифровых технологий.
Абстрактное мышление, с другой стороны, могло бы постулировать, что музыка становится все более электронной и что, возможно, музыкальные хиты в среднем укорачиваются из-за сокращения нашего внимания.
Он может думать о том, как мы могли бы в конечном итоге общаться странными новыми способами с помощью жестов или сигналов с помощью огней, поскольку наше внимание сокращается, а наше терпение для полных предложений уменьшается.
Как пишет Прагати Каливе:
«Абстрактные мыслители способны формировать сложные мысли о теориях, эмоциях и языке.
«Рассказывание историй — это всеобъемлющий пример абстрактного мышления. Он использует эмоции, риторику, интригу и юмор для передачи информации».
3) Оптимизация анализа
Аналитическое мышление в некоторых смыслах похоже на абстрактное мышление, за исключением того, что в целом оно не является спекулятивным.
Абстрактное мышление имеет дело с тем, что существует, анализирует и анализирует текущую реальность и ситуации, чтобы обнаружить корни проблемы, возможности, ситуации или дилеммы.
Аналитическое мышление может использовать множество различных примеров, параллелей, контрастов и мыслительных упражнений для определения полезного понимания проблемы.
Например, геополитический аналитик может обсуждать причины распада СССР, противопоставляя его падению Римской империи, или анализируя, как изменения в экономическом производстве часто предвещают политический крах.
Что бы ни выбрал аналитик в качестве своей модели, она основывается на фактах, исследованиях и попытках обнаружить глубокие и глубокие истины, которые прояснят текущую ситуацию.
«В то время как критическое мышление помогает вам оценить ценность посредством анализа, аналитическое мышление заключается в изучении частей аргумента.
«Он гораздо более внимательно смотрит на процесс. Аналитическое мышление обычно связано с исследованиями.
«Как аналитический мыслитель, вы не будете удовлетворены имеющимися данными.
«Вы будете искать несколько примеров, чтобы иметь возможность сравнить и сопоставить несколько частей нескольких примеров или тематических исследований», — отмечает Энтони Метивье.
4) Дивергентное понимание
Дивергентное мышление может пересекаться с несколькими другими видами мышления, включая творческое, аналитическое, конкретное и абстрактное мышление.
Такой способ мышления подходит к дилемме или ситуации с разных сторон.
Дивергентное мышление не требует ответа на дилемму или сценарий, а вместо этого способно рассматривать несколько возможных решений или половинчатых решений.
Дивергентное мышление может быть чрезвычайно полезным во многих профессиях, потому что оно способно смотреть на что-то под разными углами и жонглировать разными точками зрения.
Дивергентные мыслители также часто очень искусны в качестве советников, посредников, переговорщиков и юристов благодаря своей способности по-настоящему видеть проблему со многих сторон.
Дивергентный мыслитель по-прежнему опирается на доказательства: он всегда в поиске гипотез или методов, которые окажутся эффективными и обоснованными или неэффективными и недействительными.
Затем они соответствующим образом корректируют свой подход.
Аджай Сарангам хорошо выразился:
«Дивергентное мышление — это решение проблем, которые позволяют вам иметь несколько возможных решений, чтобы выяснить, какое из них работает.
В большинстве случаев это происходит в свободном потоке, или вы можете сказать это спонтанно.
5) Критическое мышление
Критическое мышление – это мышление, которое ничего не принимает за чистую монету. Это совпадает с анализом и абстрактным мышлением, за исключением того, что критический мыслитель будет еще более строгим.
В то время как аналитик или абстрактный мыслитель может принять определенные исходные положения, критический мыслитель в конечном счете подвергает сомнению все.
Многие из лучших философов являются глубоко квалифицированными критическими мыслителями. Такие люди, как Декарт, Хайдеггер, Аристотель и Витгенштейн, подвергают сомнению все наши предположения и начинают с нуля.
Несмотря на то, что читатели реагировали на них всеми типами разной степени согласия, несогласия, замешательства и многими другими эмоциями, такие философы получили себе имя благодаря своему критическому мышлению.
Исследуя любой вопрос или ситуацию, критический мыслитель будет использовать индукцию, посвящение и абдукцию, чтобы выяснить, что мы действительно знаем.
Это включает в себя, в конечном счете, то, как мы вообще обладаем способностью знать и в какой степени мы можем даже оценить или оценить достоверность знаний, которые мы собираем.
Критически мыслящие люди задают вопросы и раскрывают, отказываясь принимать даже то, что кажется очевидным, пока они не обосновывают его.
6) Оттачивание творческой мысли
Творческая мысль — это новые идеи, бурное воображение и создание чего-то свежего и оригинального.
Творческая мысль любит рисовать нестандартно, придумывать новые миры и мыслить визуальными, слуховыми и захватывающими способами, которые бросают вызов старым ограничениям общества, культуры, религии и искусства.
Творческие мыслители могут добиться огромного успеха во многих областях, но, как правило, наиболее ценятся в профессиях, связанных с искусством и творческим самовыражением.
Творческая мысль имеет тенденцию процветать в эмоционально сырой и подлинной среде, где превыше всего ценится подлинность, а факты уступают эмоциям.
Люди с творческим мышлением часто очень умны, но предпочитают более целостный и темпераментный подход к жизни, чем последовательный, пошаговый или конкретный подход.
Как пишет Стефан Митрович:
«Способность придумывать новые и новаторские идеи, отходя от устоявшихся мыслей, теорий, правил и процедур.
«Люди, которые используют это мышление, часто слышат, что они «думают нестандартно». Конвергентное мышление не жонглирует вариантами и не думает о том, сколько точек зрения может быть частично правильным.
Вместо этого он работает от многих до одного.
Конвергентный мыслитель может рассмотреть множество возможностей, но только для того, чтобы обдумать и синтезировать решение из множества идей и соображений.
Конвергентные мыслители могут использовать различные типы мышления, чтобы прийти к выводу, но важно подчеркнуть, что конвергентный мыслитель заинтересован в ответе и решении.
Какой бы ни была тема или проблема, конвергентный мыслитель рассматривает все, что касается ее, чтобы найти исчерпывающий ответ.
Он или она не заинтересованы в том, что может быть правдой, или в том, как мы можем думать о проблеме.
Он или она собирает и анализирует информацию, чтобы сделать окончательный вывод.
Семь способов улучшить семь способов мышления
Все семь способов мышления действительны и очень полезны в зависимости от ситуации.
Давайте рассмотрим сценарий, а затем посмотрим, как мы можем улучшить эти способы мышления, чтобы более полно и с пользой решить поставленный вопрос.
Сценарий: мужчина рассматривает на сегодняшний день трех потенциальных женщин. Он хочет детей, но финансово нестабилен. Несмотря на несколько неудачных отношений в прошлом, он работает над тем, чтобы стать лучшим потенциальным партнером.
Женщина один — успешный юрист, 30 лет, хочет детей, психически и эмоционально стабильна, но не слишком интересна.
Вторая женщина — амбициозная и очень творческая исполнительница EDM, ей 24 года. У нее уже есть ребенок от предыдущих отношений, и у нее нездоровые отношения с обезболивающими.
Женщина 3 — 42-летний разведенный ветеринар, увлекающийся экзистенциальной философией. Она надежна и уникальна, но имеет узкий круг общения и неясна в отношении своих целей в отношениях.
1) Конвергентное
Конвергентное мышление может быть удивительным навыком.
Самая большая ловушка, которую следует избегать при конвергентном мышлении, — это не помещать все в одну коробку, если она не подходит.
В приведенном выше сценарии человек с конвергентным мышлением может рассмотреть все факторы по шкале от самого важного до наименее важного, а затем прийти к одному окончательному ответу.
Глядя на плюсы и минусы приведенного выше списка, он, скорее всего, остановится на первой женщине, так как она в подходящем возрасте, чтобы остепениться и завести детей.
Назойливые вопросы о том, что она не слишком интересна, скорее всего, будут отодвинуты в сторону, поскольку они не соответствуют заключению.
Мужчину с конвергентным мышлением интересует вывод, а не размышления о том, какие у каждой из женщин разные плюсы и минусы.
Обратной стороной является то, что он может закончить с женщиной один и очень скучать и расстраиваться, потому что он слишком сосредоточен на заключении и недостаточно сосредоточен на процессе и различных плюсах и минусах.
Если вы склонны к конвергентному мышлению, обратите внимание: иногда побочные соображения не менее важны, чем выводы.
Попробуйте составить карту разума, медитировать, обсуждать идеи с другими и уделять больше внимания другим точкам зрения, чтобы добавить немного других видов мышления к конвергентной тенденции.
2) Креатив
Творчески мыслящий мужчина, скорее всего, выберет женщину номер два из-за ее творческих усилий. Несмотря на то, что она не самый практичный выбор и у нее уже есть ребенок от предыдущих отношений, она пробуждает его творческую сторону.
Его может захлестнуть ее любовь к нестандартному мышлению и нестандартному колориту. Думая о том, как они на чердаке микшируют новый трек Fire EDM, его сердце начинает биться быстрее.
Затем он начинает думать о том, как он мог бы использовать свои навыки графического дизайна и растущий интерес к пастельным акварельным рисункам, чтобы объединить их в уникальное визуальное шоу, которое ошеломляет мир искусства и заставляет мир плакать своей красотой. Трек EDM его подруги взмывает в стратосферу.
Это здорово!
Недостатком является то, что это не обязательно реалистично.
Творческие мыслители должны сделать все возможное, чтобы умерить свою креативность, рассматривая практические гайки и болты.
Художники прошлого, как правило, имели богатых покровителей, таких как семья Медичи или другие, которые помогали спонсировать их усилия. Но не всем так везет, и стереотип голодающего художника существует не просто так.
Дайте волю своему творческому мышлению! Но помните, что нельзя упускать из виду реальность и по-прежнему думать о деньгах и практических делах посреди авантюрных путешествий воображения.
Попробуйте записать списки, электронные таблицы, достать калькулятор или написать плюсы и минусы, чтобы начать умерять творческое мышление с помощью более целостного подхода.
3) Критический
Критически мыслящий человек взглянет на приведенный выше сценарий, а затем «проблематизирует» его до смерти. Он копался во всех аспектах жизни этих людей и пытался дать четкие ответы на все возможные вопросы.
Действительно ли их финансовое положение таково, как кажется на первый взгляд? Уверены ли мы, что у этой женщины есть стабильное будущее в ее юридической фирме? Вторая женщина пристрастилась к болеутоляющим из-за детской травмы или она генетически предрасположена?
Его больше всего привлекает третья женщина из-за ее интереса к философии и критическому мышлению. Но критически мыслящий человек может спросить, как мы можем быть уверены, что ее интерес к экзистенциальной философии является подлинным, а не просто подражанием мыслям человека, который действительно глубок и оригинален?
Как мы можем быть уверены? Возможно, лучший образ действий — оставаться одиноким или каким-то образом иметь открытые отношения со всеми тремя? Как насчет того, чтобы попробовать каждого из них и попытаться уклониться от ультиматумов, которые каждая женщина поставила ему?
Кто сказал, что это невозможно осуществить, особенно если общество будет менее связано правилами и условностями?
И почему они вообще существуют? Бог реален? Кстати, как организованная религия вписывается в европейскую социально-политическую историю и развитие сельского хозяйства?
Как видите, критический мыслитель — умный парень, но проблема с таким мышлением в том, что оно может разрушить хорошую вещь и превратить мышь в монстра.
Критически мыслящий человек должен быть уверен, что сохраняет некоторое конкретное мышление и конвергентное мышление, чтобы он не оказался в ла-ла-ландии со спекуляциями, вопросами и выкорчевыванием всего.
Критическое мышление в своих лучших проявлениях находит истину и скрытые свидетельства; критическое мышление в худшем случае превращается в навязчивую умственную мастурбацию.
Попробуйте медитировать, заниматься творчеством, слушать музыку или заниматься спортом, чтобы немного отвлечься, если вы слишком увлечены критическим мышлением.
4) Дивергентный
Дивергентный мыслитель посмотрел бы на всех трех женщин и подумал об их плюсах и минусах. Затем он развлекался с мыслью, что все они могут быть хорошей или плохой идеей по-разному.
В конце концов, кто сказал, что вы действительно можете судить о потенциале отношений по их текущей внешней поверхности?
Что, если бы EDM-исполнитель с зависимостью в конечном итоге претерпел эпическую личную трансформацию и стал любовью всей своей жизни?
Что, если скучный адвокат неожиданно объединится с ним?
Что, если его желание иметь детей начнет уменьшаться, а зрелость и интеллектуализм пожилой женщины в конце концов перевесят привлекательность других женщин?
Преимущества дивергентного мышления в том, что оно не делает поспешных выводов. Опасность в том, что она вязнет и никогда не приходит к выводу.
Ключевым моментом здесь является удачное равновесие, привнося более конкретное и конвергентное мышление, чтобы убедиться, что дивергентное мышление не расщепляется на простые предположения и мечтания.
Попробуйте составить карту разума, записать списки приоритетов и составить блок-схему, чтобы привести в порядок свое расходящееся мышление. Здорово, что вы рассматриваете все возможности, но не запутаетесь в зарослях ежевики.
5) Аналитический
Аналитический мыслитель взял бы существующие ситуации этих женщин и посмотрел бы на то, что они означают для потенциальных перспектив отношений.
У женщины номер один хорошая карьера, но женщина номер два более творческая. Между тем женщина номер три может иметь больший интеллектуальный вес.
Возможно, ни один из них не является оптимальным, но, взяв за основу эти три варианта, аналитик попытается обработать все данные и прийти к более или менее совпадающему выводу.
Он сделает все возможное, чтобы сдерживать свои эмоции и думать о таких вещах, как секс, более серьезно. Ну, секс лучше всего с женщиной номер два, например, но женщина номер один кажется более открытой для желания иметь детей.
Аналитический склад ума, как правило, больше склоняется к конкретным целям, чем к эмоциональным, поскольку эти определенные цели кажутся более надежными и достижимыми, чем такие идеи, как быть «счастливым» или эмоционально удовлетворенным.
Людям с аналитическим мышлением полезно заниматься спортом, заниматься командными видами спорта, учиться играть на музыкальном инструменте, путешествовать и заниматься другими активными и социальными видами деятельности, чтобы попытаться закалить свой аналитический ум творческим и спонтанным.
6) Абстрактное
Абстрактное мышление взяло бы описанный выше сценарий и разбило бы его на фантасмагорию или идеи и концепции.
Может быть, сама жизнь — иллюзия, и эти три женщины каким-то образом представляют аспект его собственной психики? Может быть, его собственные эмоции изменятся с возрастом, когда уровень мужских гормонов, таких как тестостерон, начнет снижаться?
Как он мог самым разумным образом уравновесить возможность непредвиденных событий, оставаясь при этом открытым для спонтанности любви? Пытается выбрать лучшую женщину, определенным образом разрушая шанс по-настоящему «влюбиться».
Опять же, что на самом деле означает «влюбиться»? Это химический процесс, карма или судьба? Это просто иллюзия? Что говорит Бхагавад-гита и как это связано с идеей любви как феномена парной связи, когда нас просто заливают окситоцином и иллюзиями заботы о ком-то, чтобы увеличить шансы на выживание потомства.
В этом вся любовь? Интересно, какая женщина подумает об этом, она скорее согласится или не согласится?
Абстрактному мыслителю не мешало бы начать уделять больше внимания практическим вещам. Строительный проект, рукоделие или помощь другим в выполнении практических повседневных задач, включая волонтерство, могут принести большую пользу.
В абстракции нет ничего плохого — она может быть невероятно полезной, но в слишком большой дозе она может погрузить вас в бесконечные размышления и идеи.
7) Бетон
Конкретный мыслитель возьмет трех женщин и сведет их к ясному уравнению.
Он хочет детей и финансово нестабилен. Поэтому юрист состоятельный и молодой – лучший вариант.
Даже если он сильнее чувствует вторую женщину, он сразу же отвергнет ее как менее разумный выбор.
Конкретный мыслитель склонен отодвигать эмоции, творческие соображения и другие идеи в сторону.
Конкретному мыслителю полезно соприкоснуться со своей творческой и дивергентной стороной. Возьми эту кисть и начни рисовать закат. Начните составлять блок-схему, где вы рассматриваете все стороны проблемы.
Не беспокойтесь: факты и цифры останутся на месте после этого, а пока вы сможете расширить свой кругозор, взглянув на вещи и по-другому.
Одна мысль о мышлении…
То, как мы думаем, имеет большое значение. Наши умственные процессы могут определять, как мы видим мир и что мы делаем с нашими восприятиями и наблюдениями.
Этому миру не помешало бы больше хороших мыслителей, которые находятся в контакте со своим собственным разумом и осведомлены о его процессах, предубеждениях и способах работы.
Прояснение того, как мы думаем и для чего мы можем это использовать, — это прекрасно!
В то же время, по моему собственному опыту, многие проблемы современного общества усугубляются, когда мы слишком зацикливаемся на своих головах.
Так много мыслей начинает крутиться вокруг, как автомат для игры в пинбол, что это становится похоже на ментальную мигрень, которая работает круглосуточно и без выходных.
Но так быть не должно.
Когда я почувствовал себя самым потерянным в жизни, мне показали необычное бесплатное видео о дыхании, созданное шаманом Руда Янде, которое фокусируется на снятии стресса и повышении внутреннего спокойствия.
Мои отношения рушились, я все время чувствовал напряжение. Моя самооценка и уверенность упали до предела. Я уверен, вы понимаете, что разбитое сердце мало питает сердце и душу.
Мне было нечего терять, поэтому я попробовал это бесплатное видео о дыхании, и результаты были невероятными.
Но прежде чем мы двинемся дальше, почему я рассказываю вам об этом?
Я большой сторонник того, чтобы делиться информацией. Я хочу, чтобы другие чувствовали себя такими же сильными, как и я. И, если это сработало для меня, это может помочь и вам.
Во-вторых, Руда не просто создал стандартное дыхательное упражнение — он умело соединил свои многолетние дыхательные практики и шаманизм, чтобы создать этот невероятный поток — и принять в нем участие можно бесплатно.
Нет, я не хочу сказать вам слишком много, потому что вам нужно испытать это на себе.
Скажу только, что к концу я впервые за долгое время почувствовал себя умиротворенным и оптимистичным.
И давайте посмотрим правде в глаза, мы все можем получить заряд хорошего самочувствия во время проблем в отношениях.
Итак, если вы чувствуете, что из-за ваших неудачных отношений вы чувствуете себя не в своей тарелке, я бы порекомендовал посмотреть бесплатное видео Руды о дыхании. Возможно, вы не сможете спасти свои отношения, но у вас есть шанс спасти себя и свой внутренний покой.
Вот еще раз ссылка на бесплатное видео.
Вы действительно хотите быть безграничным?
Вы действительно хотите полностью раскрыть свой разум?
Как показано в фильме 2011 года «Безграничный», если мы разом раскроем весь потенциал нашего разума, он может оказаться ошеломляющим как опасным, так и полезным… имеют.
Нам не нужно всем быть Альбертом Эйнштейном.
Но мы можем определить камни преткновения на пути к прогрессу и ясности, которые сдерживают нас.
Тогда мы сможем улучшить их и наслаждаться более ясным миром, в котором вещи обретают немного больше смысла.
Вот почему я нахожу приведенный выше список способов мышления таким полезным и проясняющим.
Понимание того, как я думаю и почему, помогло мне сосредоточиться на том, как использовать свои мысли и решить, на какие мысли обращать внимание, а какие игнорировать.
Ставьте себя на первое место
Какова ваша главная цель на данный момент?
Чтобы купить машину, на которую копил деньги?
Чтобы, наконец, начать эту подработку, которая, надеюсь, поможет вам когда-нибудь бросить работу с 9 до 5?
Или рискнуть и, наконец, попросить своего партнера переехать?
Какими бы ни были ваши цели, в их постановке есть скрытая ловушка.
Ловушка вот в чем:
Вы почувствуете истинное удовлетворение жизнью только тогда, когда ваши цели будут соответствовать вашим ценностям.
Потому что, когда ценности и цели совпадают, вы получаете гораздо больше удовольствия от путешествия. И это делает достижение ваших целей гораздо более вероятным.
Если вам трудно сформулировать свои глубокие жизненные ценности, я предлагаю загрузить бесплатное упражнение по ценностям от карьерного коуча Жанетт Браун.
Это займет всего пару минут и позволит вам получить важные сведения о ваших основных ценностях.
Щелкните здесь, чтобы загрузить бесплатное упражнение по ценностям.
Мышление: определение, виды и примеры
Что такое мысль? Как мы думаем о чем-то? Существуют ли разные типы мышления? Есть ли вещи, о которых слишком сложно думать?
- Что такое мышление в психологии?
- Какие существуют типы мышления?
- Каковы некоторые характеристики мышления?
- Какие примеры мышления можно привести в психологии?
- Как мы можем развить наши мыслительные способности?
Определение мышления в психологии
Если бы вам нужно было дать определение мышлению, как бы вы его описали?
Мышление в психологии — это процесс сознательного создания и управления мыслями и идеями в уме.
Мышление — важный процесс для человека. Это позволяет нам решать проблемы, узнавать новую информацию, понимать концепции и обрабатывать наш опыт. Мышление включает в себя весь процесс обучения, запоминания, и организации в уме, чтобы лучше понять информацию и вспомнить ее позже.
Типы мышления в психологии
В психологии различают три основных типа мышления: творческое, дивергентное и символическое.
Креативное мышление
Креативное мышление — это способность генерировать инновационные, нетрадиционные или полезные идеи. Вы можете подумать, что только художники или писатели используют творческое мышление. На самом деле, есть так много способов использовать навыки творческого мышления в бизнесе, технологиях и образовании. Практически все используют творческое мышление!
Исследования показывают, что креативность и интеллект каким-то образом связаны друг с другом, но есть и другие факторы, влияющие на креативность. Воображение человека, окружающая среда и личность могут влиять на его способности творческого мышления.
Дивергентное мышление
Что если мы хотим решить проблемы? Когда есть много возможных ответов на решение, мы полагаемся на дивергентное мышление , чтобы помочь нам выбрать лучшее решение, например, попытаться ответить или решить открытый вопрос. Есть много вещей, которые вы могли бы сказать в ответ, но вы хотите дать лучший ответ.
Дети, играющие с кубиками, используют дивергентное мышление, чтобы решить, что и как построить. Они могут построить много вещей из блоков, но им нужно решить, что делать и какие блоки они хотят использовать. Это очень простой пример дивергентного мышления!
Фг. 1 Дивергентное мышление, pixabay.com
Представьте, что вы архитектор. Клиент вручает вам список строительных материалов и идей для дома и просит спроектировать и построить дом, используя как можно больше этих материалов и идей. Есть много возможностей, но вам нужно выяснить, какие варианты плана и стиля лучше всего подойдут вашему клиенту. Поговорите об использовании некоторых продвинутых навыков дивергентного мышления, а также навыков творческого мышления!
Символическое мышление
Представьте, что вы идете в ближайший продуктовый магазин. Вы можете видеть это в своем уме? По каким улицам или дорогам вы доберетесь туда? Символическое мышление — это способность создавать в уме мысленные представления объектов, мест, событий или людей. Маленькие дети часто делают это, когда участвуют в воображаемой игре. Они превращают игрушки и игровые домики в символы реальных вещей. Куколка становится в сознании ребенка настоящим младенцем. Мягкая собака становится настоящей собакой!
Вы помните, что могли создавать новые миры в уме во время игры? Младенцы младше шести месяцев не могут мысленно представлять предметы или людей. Если они не могут видеть объект или человека, его как будто не существует! Вот почему прятки так забавны для детей. Символическое мышление важно и для взрослых. Многие работы, задачи и другие типы мышления требуют способности представить пример чего-либо в нашем уме.
Характеристики мышления в психологии
Люди с сильными мыслительными способностями, как правило, имеют несколько общих характеристик. Активное воображение, творческая среда, авантюрный или любопытный характер могут влиять на наши мыслительные способности. Те, кто обладает опытом в определенной области и внутренней мотивацией, также, как правило, обладают более развитыми навыками мышления.
Экспертиза и мотивация
Творческая среда может помочь развивать более высокие мыслительные навыки, такие как творчество. Окружение себя людьми, которые бросают вызов нашим идеям, поддерживают наши мыслительные процессы и наставляют или направляют нас в нашем творческом мышлении, — отличный способ развить наши мыслительные навыки. Думайте о своих мыслях как о саду: правильная среда создаст идеальные условия для роста ваших мыслей.
Экспертиза относится к основательной базе или фундаменту знаний в конкретном предмете, теме или области. Как правило, это также относится к обширному опыту работы в этой конкретной области или области. Вместе знания и опыт создают самую прочную и большую основу для создания новых идей. Прочный фундамент — лучший способ построить прочный дом знаний.
Люди с внутренней мотивацией внутренне стремятся искать ответы на проблемы и вопросы. С другой стороны внешняя мотивация, обучение или работа для выполнения внешних факторов, таких как сроки проекта или запланированные повседневные дела. Однако те, кто занимается более глубоким мыслительным процессом, обычно мотивированы не только внешними наградами или последствиями. Они хотят знать ответ, закончить проект или решить проблему, даже если нет внешней мотивации или вознаграждения.
Концепты и прототипы
Есть еще две характеристики мышления, которые важны в психологии — концепт и прототип.
Концепция — это ментальная категория подобных объектов, людей или событий.
Прекрасным примером является концепция животных. В мире так много разных животных, но мы можем поместить их всех в одну ментальную категорию, основанную на одном сходстве.
Как насчет концепции собак? Разных видов собак гораздо меньше, чем разных видов животных. Как насчет конкретной породы собак, например, далматинцев или ротвейлеров? Теперь концепция еще меньше.
Что, если мы вообще избавимся от ментальных понятий и разложим все по категориям? Нам нужно новое слово для каждого предмета в мире! Концепции помогают нам упорядочивать вещи и быстро извлекать информацию.
Прототипы являются репрезентативными элементами в рамках каждой концепции . Это основные ментальные примеры объектов или людей, таких как собаки, врачи или полицейские.
Мы сравниваем новую информацию с нашим прототипом человека, места или вещи, поэтому мы знаем, как классифицировать новую информацию в уме.
Фг. 2 Концепция и прототип, StudySmarter Original
Примеры мышления в психологии
Каждый раз, когда мы представляем, вспоминаем, решаем проблему или мечтаем, мы используем мыслительные процессы. Как люди, мы постоянно бомбардируемся информацией через наши чувства. Как работает этот процесс?
Вы идете домой и видите щенка. Эта информация от ваших глаз будет отправлена через определенный процесс в мозг. Как только он достигает мозга, вы связываете то, что видите, с мыслями, эмоциями и воспоминаниями, связанными со щенком. Возможно, у вас в детстве был такой щенок. Мозг может связать то, что вы испытываете прямо сейчас, с вашими прошлыми мыслями и эмоциями, подобно поиску в картотеке старой информации.
Как насчет изучения новой информации? Что происходит, когда мы используем дивергентное или критическое мышление? Многочисленные исследования показывают, что навыки критического мышления — лучший способ понять новые концепции.
В одном исследовании исследователи разделили участников на две группы. Первая группа просто репетировала новую информацию, которую им давали. Второй группе было предложено задавать вопросы, чтобы помочь им лучше понять новый материал. Задавать вопросы и пытаться понять ответы — один из примеров критического мышления! Участники второй группы лучше усвоили новую информацию, чем первая группа, которая некоторое время ее просто репетировала.
Как развить навыки мышления
Есть ли способы улучшить мышление? Что мы можем сделать, чтобы помочь себе развить навыки критического или творческого мышления?
Улучшение критического мышления
Существует семь шагов, которые помогут вам улучшить навыки критического мышления по конкретной теме:
Определите задачу
Исследования
- 9000 2
- 9000 2 .0389 relevance of your data
Ask more questions
Find the best solution
Share your findings
Analyze your conclusion
REPEAT!
Мышление — основные выводы
- Мышление в психологии — это процесс сознательного создания мыслей и идей в уме и управления ими.