Как развить мышление, основные виды мышления и их особенности – Конструктор Успеха
Содержание
- Основные виды мышления
- Абстрактное мышление
- Творческое мышление
- Образное мышление
- Логическое мышление
- Как развить логическое мышление
Мышление — неотъемлемая часть человеческой деятельности, инструмент познания и анализа действительности. Без него не было бы современного человечества и всей нашей цивилизации, ведь активное и осознанное мышление — главное, что отличает человека от остальных животных.
Мышление имеет огромное количество определений. Вот одно из них:
Мышление — это процесс получения данных внешнего мира помощью органов чувств, а также их последующая переработка и использование; это установление взаимосвязей между окружающими объектами и определение их влияния на человека. Главная задача мышления — решение широкого круга проблем и задач, которые стоят перед человеком.
В первую очередь мышление — основное орудие выживания человека. Мы не имеем зубов, когтей и теплого меха, но в вопросах сохранения вида ушли далеко вперед, поскольку мышление дает намного больше возможностей для преодоления жизненных вызовов, чем физическая сила и выносливость дикого зверя.
Мышление — особенность человеческой психики, полученная нами в процессе эволюции. Но загвоздка в том, что эволюционно в нас заложена лишь способность мыслить, которую мы должны сознательно реализовывать. Развитое мышление дает человеку возможность не только выжить, но и жить с комфортом: иметь больше денег и власти, наладить отношения с окружающими, получить от жизни все необходимое.
Развитие мышления — это волевой акт, который мы можем осуществлять или не осуществлять. Тренировать мышление желательно с детства. В семьях, где родители обладают низким уровнем интеллекта, закостенелым мировоззрением и отсутствием творческого мышления, часто вырастают такие же дети. Если же ребенка в раннем возрасте передать на воспитание в семью, где принято заниматься самообразованием и активно использовать свои умственные способности — скорее всего, он покажет хорошие результаты в учебе и будет более успешен в жизни. Известно также немало случаев, когда смышленый человек переставал заниматься работой, требующей постоянного напряжения ума, и через несколько лет деградировал. Даже если ваши родители не занимались развитием вашего мышления с раннего детства, начать (или продолжить) можно в любом возрасте. Поговорим о том, как развить мышление.
Уровень развития мышления связан с речью. У высокоразвитого человека всегда большой словарный запас и грамотное построение предложений; примитивный и не привыкший думать индивид обходится минимальным набором слов и фраз, часто затрудняется в выражении мыслей. Замечено, что при усиленном развитии речи сразу же проявляется улучшение мыслительных процессов, и наоборот — умные люди являются хорошими ораторами. Читайте и тренируйте свое ораторское мастерство — вот первый универсальный совет по развитию мышления.
Есть целый комплекс специальных практик и упражнений для мышления, но главное, что необходимо делать — это постоянно нагружать мозг. Как атрофируются мышцы без постоянной работы, так и ослабевает острота ума, который не напрягают никакими задачами.
Основные виды мышления
Разберем основные виды мышления, чем они характеризуются и как развивать каждый из них.
- Абстрактное мышление
- Творческое мышление
- Образное мышление
- Логическое мышление
Многие виды мышления взаимосвязаны между собой, поэтому имеет смысл развивать их все. И все-таки в зависимости от сферы деятельности человека 1-2 вида мышления всегда будут в приоритете. Например, у художника-абстракциониста будет прекрасно развитое абстрактное и образное мышление, у математика или физика — логическое мышление, у человека любой творческой профессии — творческое и образное мышление.
Абстрактное мышление
Абстрактное мышление позволяет нам видеть совокупность предметов, явлений и свойств как один целый объект. Это необходимо для того, чтобы мы могли видеть картину в целом, не отвлекаясь на мелкие детали, и посредством этого видения находить нестандартные пути решения задач, постоянно расширяя рамки познания.
Интересно, что у животных в примитивных формах есть зачатки мышления: они умеют осознавать причинно-следственные связи, способны к обучению и простейшим логическим операциям. Но только человеку присуще абстрактное мышление.
Обратимся к примерам. Для собаки листья на дереве всегда будут только листьями, река останется потоком воды, птици – птицами, а земля — местом, в которое можно зарыть косточку. Человек же обобщит совокупность всех этих объектов в понятие «природа». Кошка может тереться о ноги, встречать хозяина на пороге и спать в его ногах, но только человек назовет это все словами «любовь» и «привязанность».
Творческое мышление
Творческое мышление направлено на создание нового полезного результата из известных предпосылок. Оперируя имеющимися данными, мы можем конструировать из них интеллектуальные, культурные и материальные объекты, которые не существовали до этого.
Как видите, здесь упор сделан на использование уже известных данных, и этот момент оговаривается не зря. Человек может создать новый продукт, лишь опираясь на полученный опыт и знания. Поэтому чаще всего мы руководствуемся примерами из окружающей природы: форма, цвет и звук черпаются из того, что мы видим, и слышим.
Образное мышление
Образное мышление характерно созданием целостных образов на основе полученной информации. Чаще всего это визуальные образы. К примеру, вы читаете книгу и отчетливо видите перед глазами героя. Или, услышав знакомый запах, тут же представляете картину, ассоциирующуюся с ним – лицо человека, место, событие.
Образное мышление является одним из важных инструментов формирования речевых навыков, поскольку за каждым словом закреплен определенный образ. Оно помогает нам узнавать знакомые объекты, необходимо в процессе обучения, запоминания информации и построения понятийной базы.
Логическое мышление
Логическое мышление — наверное, один из важнейших видов мышления. Обладая неразвитым творческим или абстрактным мышлением, человек обречен на скудную эмоционально-интеллектуальную жизнь. Но неразвитость логического мышления может угрожать психическому здоровью и даже самому нашему существованию. Речь идет не об «отсутствии», а о «неразвитости», поскольку нет ни одного человека, у которого совсем нет того или иного вида мышления.
Логическое мышление — процесс, направленный на получение обоснованных умозаключений с использованием логических правил, формул, конструкций и алгоритмов. Логика является наукой, подобной математике — в ее основе также лежит четкая доказательная база и аксиомы.
Существует ряд логических правил, без знания которых мы просто не смогли бы выжить:
- Причинно-следственная связь (один из членов племени ухватил голыми руками змею, та его укусила, и он умер – значит, остальным не следует делать этого).
- Алгоритм действий, направленных на определенный результат (чтобы поймать оленя на охоте, нужно смастерить оружие, пойти в лес, выследить оленя, убить его и принести племени).
- Индуктивный и дедуктивный методы (если начало холодать и день становится короче — пришла осень; наступила осень – будет холодно и дождливо).
- Односторонняя направленность времени от прошлого к будущему (после осени будет зима — нужно запасать дрова, еду и теплую одежду).
- Взаимодействие предметов по форме и величине (человек может спрятаться в укрытии, которое больше его по размеру).
Здесь приведены простые примеры использования логических конструкций в жизни наших предков, чтобы показать, как они влияли на нашу эволюцию. Конечно, в современном мире они намного сложнее.
Логическое мышление помогает в первую очередь формировать тактику и стратегию своей жизни, понимать последствия своих действий, не совершать глупых ошибок.
Как развить логическое мышление
Все виды мышления развиваются так же, как и физические данные – путем тренировок.
Для того, чтобы развить логику, нужно делать определенные упражнения:
- Решение загадок, ребусов и задач на сообразительность.
- Интеллектуальные игры, такие как шахматы, покер или стратегии.
- Чтение детективов, хороших художественных и познавательных книг.
- Собирание пазлов, кубика Рубика, деревянных головоломок.
- Пересказ прочитанного текста своими фразами.
- Игра в аналогии, ассоциации, «крокодила».
- Придумывание абсурдных ситуаций и явлений, противоречащих законам логики (их можно записывать в виде стихов или рассказов).
Чтобы достичь успеха в жизни, нужно постоянно развиваться. Гении и просто успешные люди отличаются от обычных людей лишь тем, что постоянно тренируют и развивают свое мышление.
В интернете можно найти множество онлайн-тренажеров, способствующих развитию мышления, внимания и памяти, например тренажеры для мозга Викиум. Они помогут не только развить логическое мышление, но и научат лучше концентрироваться на задачах, запоминать большие объемы информации.
Развитие мышления у детей раннего и дошкольного возраста
Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.
Этапы развития мышления у детей
Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:
-
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).
Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.
-
С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
-
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.
Мыслительная операция |
Сущность |
Пример |
Сравнение |
Умение находить общее в различном и различное в похожем. |
Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые. Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером. |
Обобщение |
Объединение ряда предметов по общим существенным признакам. |
Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда. |
Анализ |
Выделение свойств или частей предметов и явления. |
Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок. |
Синтез |
Объединение частей или свойств предмета в одно целое. |
Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка». |
Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Выводы
Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
3 способа мышления — Zippia
- Какие существуют способы мышления?
- Конвергентное мышление
- Дивергентное мышление
- Процесс латерального мышления
- Изменение границы мыслительного процесса
- Как ответить на вопрос интервью
Как вы решаете проблемы? Это вопрос, который может возникнуть на собеседовании при приеме на работу и заставить вас задуматься о том, что они спрашивают. Ты хорошо их решаешь, да? Но это не то, что они хотят знать. Интервьюер интересуется вашим подходом к решению проблемы и тем, как работает ваш мозг.
Основные выводы:
Три режима мышления — это конвергентное мышление, дивергентное мышление и латеральное мышление.
Конвергентное мышление — это процесс поиска единственного ответа простым и логическим способом.
Дивергентное мышление — это процесс рассмотрения нескольких ответов на проблемы.
Латеральное мышление — это непрямой процесс, сочетающий конвергентное и дивергентное мышление.
Каковы способы мышления?
Интересно, что концепции различных способов мышления и решения проблем были созданы Джой Пол Гилфорд, лидером американской психологии. Первоначально он разработал теорию креативности в 1950-х, расширил ее, включив в нее свою концепцию дивергентного мышления, а затем включил ее в свою идею креативности в 1970-х.
Итак, идея трех способов мышления все еще довольно нова, она развивалась и продолжает развиваться сегодня. На данный момент режимов:
Конвергентное мышление
Дивергентное мышление
Нестандартное мышление
Каждый режим рассматривается по-своему и заслуживает более подробного рассмотрения.
Конвергентное мышление
Самый простой способ объяснить конвергентное мышление — это рассмотреть простую математическую задачу, такую как 2 + 2 = 4. Идея состоит в том, что есть только один правильный ответ, и вы используете логику, чтобы получить его. Если бы вам задали вопрос о 2 + 2, вы бы представили два предмета, стоящих с одной стороны, а затем к ним присоединяются еще два предмета. Ответ, конечно же, четыре.
Это стало очень рутинным, и мы даже не думаем об этом, но когда мы только начали учиться, это был яркий пример конвергентного мышления. Нам пришлось использовать логику, чтобы узнать, что произойдет, когда два элемента присоединятся к другим двум элементам, и сколько их будет.
В деловом мире большинство ситуаций, с которыми вы столкнетесь, будут не такими простыми. Вы также можете обнаружить, что в поиске решений участвует несколько человек, и поэтому это может стать немного сложнее. Но если все используют конвергентное мышление, то ответ всегда должен быть одним и тем же, потому что есть только один ответ.
Бухгалтеры и другие специалисты в мире финансов часто сталкиваются с ситуациями конвергентного мышления. У них могут быть разные подходы к бухгалтерской ситуации, но если вы наберете несколько профессионалов и определите, как вы хотите, чтобы они находили ответ, все они придут к одному и тому же ответу. Это конвергентное мышление.
Конвергентное мышление также может называться критическим мышлением, вертикальным мышлением, аналитическим мышлением и линейным мышлением.
Дивергентное мышление
Согласно Гилфорду, дивергентное мышление — это способ мышления, который генерирует творческие идеи, исследуя множество решений. В сериале Рот расходящийся человек демонстрирует характеристики более чем одной фракции.
Давайте попробуем выполнить небольшое упражнение на дивергентное мышление. Возьмем нашу простую конвергентную математическую задачу 2 + 2. Как мы можем превратить ее в нечто, не равное четырем? Немного раскройте разум и попытайтесь разработать способ, при котором две вещи с двумя другими не будут создавать четыре вещи.
Что, если бы было два кролика-самца, а вы добавили бы двух кроликов-самок? За очень короткий период у вас может быть намного больше, чем четыре кролика. Или что, если вы смешаете две капли воды с двумя другими каплями воды? Если бы они объединились, у вас была бы одна большая капля воды, а не четыре отдельных.
При дивергентном мышлении существует много разных ответов или возможных решений на вопрос.
Иногда в деловом мире эта способность выйти за пределы очевидного и «единственного» ответа и придумать «что, если» чрезвычайно важна. Это может привести к решению проблемы еще до ее возникновения. Это также приводит к творческим идеям для решения проблем.
Дивергентное мышление иногда называют творческим мышлением или горизонтальным мышлением.
Процесс латерального мышления
Наконец, мы подошли к латеральному мышлению, в котором используются процессы как конвергентного, так и дивергентного мышления. Многим людям нравится связывать латеральное мышление с фразой «нестандартное мышление», что может быть хорошим способом его представить.
Готовые решения — это логичные способы решения проблем с одним правильным ответом. Нестандартный процесс решения проблем открывает поле ответов для многих других концепций и возможностей.
Латеральное мышление не является концепцией, введенной Гилфордом. Эдвард де Боно создал его в 1967 году, и это пример того, как идеи о том, что такое мыслительный процесс и как он работает, все еще развиваются.
Это было включено в обзор решения проблем и мозгового штурма, что делает его отдельной категорией, но он по-прежнему в значительной степени зависит от конвергентного и дивергентного мышления. Его сравнивают со способностью использовать как конвергентные, так и дивергентные процессы, но он больше склоняется к дивергентному мышлению.
При использовании латерального мышления человек должен уметь видеть правильный ответ, который может дать конвергентное мышление. Нестандартный мыслитель также может увидеть расходящиеся ответы. Они могут не только найти правильное решение или решение «что, если», но и свести их все воедино.
Это очень полезно во многих деловых ситуациях, потому что они верят, что эти люди более разносторонние и продвинутые в процессе формирования мыслей и могут видеть идеи более развитым образом.
Изменение границы мыслительного процесса
В прошлом и до сих пор существовала тенденция классифицировать людей. Они так или иначе. Они либо конвергентные, либо дивергентные мыслители. Затем люди, как правило, ставили одну категорию выше другой и давали им своего рода ранжирование.
Итак, когда появились концепции конвергентного и дивергентного мышления, люди думали, что конвергентные мыслители «хуже», чем дивергентные. Они не были всесторонне развиты, они не видели других решений, они не были изобретательны. Но это не обязательно так, и разве умение найти единственное правильное решение тоже не является хорошим навыком?
С другой стороны, некоторые нестандартные мыслители считались высокомерными и разбросанными, не способными найти правильные ответы, но невероятно способными к творчеству. Опять же, у такого образа мыслей есть как хорошие, так и плохие стороны.
Возможно, поэтому возникла идея объединить конвергентное и дивергентное мышление и создать латеральную модель. Это конец дискуссии о мыслительном процессе? Точно нет.
Всегда будут люди, копающиеся в мозге и пытающиеся определить, как он работает. Что, кажется, вышло из исследования до сих пор, так это понимание того, что не существует абсолютов, и большинство людей используют комбинацию мыслительных процессов.
Как ответить на вопрос интервью
Это возвращает нас к тому вопросу интервью, где вас спросили, как вы решаете проблемы. Ну как решать проблемы? Вы тот, кто ищет правильный ответ, используя все знания, которые вы накопили? Или вы тот, кто ищет множество разных ответов, чтобы увидеть, какой из них может быть правильным?
Возможно, вы даже не ищете ответ. Может быть, вам нравится брать вопрос и разбивать его на множество различных возможных решений, а затем дополнительно изучать все решения и их потенциальные результаты.
Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно много знать о себе и о том, как работает ваш собственный мозг. Но интервьюер может не захотеть, чтобы вы так углублялись в собеседование.
Если вы можете сосредоточиться и сообщить им, в какую сторону вы склоняетесь; сходящийся, расходящийся или латеральный, вероятно, это достаточно хороший ответ. Если они захотят узнать больше и лучше понять ваш мыслительный процесс, они зададут несколько наводящих вопросов.
Что еще более интересно, то, как вы ответите на вопрос, может дать им лучшее представление о вашем мыслительном процессе, чем ваш реальный ответ. Тот, кто сразу говорит «расходящийся», на самом деле дает конвергентный ответ.
Указано, что это правильный ответ, и другого альтернативного ответа нет. Забавно, как это работает и может выдать слова, которые вы на самом деле говорите.
Если вас беспокоит, что этот вопрос возникнет на собеседовании, неплохо было бы узнать достаточно об этой области, чтобы понять, какого типа мыслителя они предпочитают.
Они ищут творческих людей, которые предлагают свежие идеи? Основана ли их область на конкретных ответах, в которых не так много места для ошибок, или это область, которая охватывает множество различных способов мышления?
Насколько полезен был этот пост?
Нажмите на звездочку, чтобы оценить!
Средний рейтинг / 5. Количество голосов:
Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.
Никогда не упускайте подходящую для вас возможность.
Дивергентное и конвергентное мышление: как найти правильный баланс
Если вы были внимательны, то знаете, что в последние годы исследователи углубились в науку о типах личности и о том, как они работают вместе. Одной из самых популярных моделей является модель Майерс-Бриггс, которая присваивает людям один из 16 типов личности в зависимости от их предпочтений в отношении интроверсии или экстраверсии, ощущения или интуиции, мышления или чувства, суждения или восприятия.
Согласно этой модели, два типа имеют совершенно разные подходы к решению проблем: дивергентные и конвергентные мыслители. Но знаете ли вы, что означают эти разные стили мышления? Имеют ли они смысл только для тех, кто принимал Майерс-Бриггс, или они применимы ко всем? И как они относятся к вам и вашему стилю работы?
Дивергентное и конвергентное мышление: в чем разница?
Конвергентное мышление — это процесс поиска конкретных и знакомых решений проблем. Дивергентное мышление — это творческий процесс генерирования оригинальных идей и новых возможностей.
Отличить их довольно легко. Получив простую проблему, конвергентный мыслитель будет искать одно эффективное решение. Дивергентное мышление, с другой стороны, может предложить несколько решений или просто сказать: «Я не знаю». И хотя это может показаться чрезмерным упрощением того, как мы думаем, обширное тестирование неоднократно выявляло одни и те же закономерности.
Взгляните на картинку ниже. Основываясь на том, что вы видите, вы бы сказали, что мужчина счастлив или печален?
Image SourceЕсли вы считаете, что мужчина счастлив, потому что улыбается, это пример конвергентного мышления. Вы просмотрели всю доступную информацию и нашли одно логичное и простое решение.
Если вы посмотрели на эту картинку и подумали: «Это зависит от обстоятельств», то это пример дивергентного мышления. Мужчина может быть счастлив или улыбаться, потому что люди ожидают, что вы улыбнетесь, когда будете фотографировать. Мужчина одет в профессиональную одежду, поэтому он может показывать позитивный настрой, потому что делает деловую фотографию. Недостаточно информации, чтобы понять, счастлив ли человек. Дивергентный мыслитель с большей вероятностью признает возможность наличия нескольких ответов или их отсутствия вообще.
Дивергентное и конвергентное мышление: что лучше?
Оба способа мышления одинаково ценны, и у обоих есть свои преимущества и недостатки. Люди, мыслящие нестандартно, добавляют красок в организацию и поощряют творческие решения, по-иному глядя на вещи. Напротив, конвергентные мыслители склонны методично рассматривать детали и обдумывать соответствующие действия. Когда дело доходит до решения проблем, хитрость заключается в том, чтобы найти баланс.
Конвергентное мышление повышает скорость работы . Это помогает сузить проблемы до более мелких, более управляемых фрагментов. Эффективность особенно важна, когда вы находитесь под давлением и связаны с дедлайнами; это может предотвратить перегрузку решениями.
Дивергентное мышление повышает гибкость вашего подхода к проблемам . Взгляд на проблему с разных сторон заставляет ваш мозг работать на полную катушку. Это поможет вам рассмотреть все возможные варианты (даже если они кажутся совершенно маловероятными). Дивергенция также поощряет гибкость и нестандартное мышление. И поскольку мыслительный процесс менее ограничен, он производит более сильные творческие концепции, чем конвергентное мышление само по себе.
Почему вам нужны оба типа мышления
Когда вы рассматриваете больше сценариев и точек зрения, у вас больше шансов разработать инновационные концепции с большей дифференциацией. А в деловом мире сильные концепции могут противостоять распространенным ловушкам, которые обычно ослабляют идею еще до начала ее разработки.
Дивергенция важна, когда нам нужно адаптироваться и найти новые пути, но она замедляет процесс поиска решения. Один стиль не лучше другого, но каждый лучше подходит для определенных ситуаций. Так что в идеале, столкнувшись с проблемой, вы должны использовать и то, и другое в разное время — дивергентное мышление для творчества и конвергентное мышление для эффективности.
Подытожим:
- Дивергенция и конвергенция по своей сути являются гибкими и целенаправленными типами мышления.
- Гибкое мышление (дивергенция) лучше подходит для творческого решения проблем, а сфокусированное мышление (конвергенция) лучше подходит для выполнения планов.
- В идеале следует использовать и дивергентное, и конвергентное мышление, но в разное время.
Недостатки дивергентного мышления
Дивергентное мышление имеет большой недостаток: оно может привести к неорганизованности. Хотя наш мозг запрограммирован на установление связей между идеями и изучение множества возможностей в рамках одного и того же мыслительного процесса, такое творческое мышление требует большей организованности, чтобы быть эффективным.
Многие люди, пытающиеся решить проблему с помощью дивергентного мышления, оказываются ошеломленными всеми возможными вариантами. В конечном итоге они рассеивают свое внимание в слишком многих направлениях, что приводит к неудаче, когда дело доходит до поиска ответа.
К счастью, конвергентное мышление может помочь нам извлечь уроки из дивергентного мышления и превратить расплывчатые идеи в структурированные, выполнимые планы. Конвергентное мышление также называют «критическим» или «рациональным» мышлением, потому что мы используем факты и логику, чтобы решить, что правильно, а что неправильно.
Когда вы их используете?
Различные типы проектов требуют различных форм творческих навыков решения проблем. Таким образом, в большинстве случаев вы не будете использовать только один мыслительный процесс. Скорее, обычно необходимо сочетать конвергентное и дивергентное мышление на разных этапах творческого процесса.
Конвергентное мышление предполагает сужение вариантов до тех пор, пока не будет найден единственный ответ. Например, при мозговом штурме новых проектов хорошо начинать с множества идей и рассматривать разные возможности. Конвергентное мышление поможет вам применить критерии и отсортировать идеи, чтобы найти наиболее действенные решения.
Чтобы найти баланс в своих творческих усилиях по решению проблем, начните с дивергентного мышления, прежде чем переходить к конвергентному мышлению. Работа в таком порядке дает вам лучшее представление о том, что возможно, и сохраняет творческий потенциал, прежде чем вы навязываете фокус и структуру.
Объединение дивергентного и конвергентного мышления
Хотя у каждого из них есть свои плюсы и минусы, иногда один стиль работает лучше, чем другой, в зависимости от вашего конкретного проекта. Однако, если вы сможете использовать оба типа мышления одновременно, ваши возможности для творческого решения проблем будут расти в геометрической прогрессии.
Вот как:
- Во-первых, начните с дивергентного мышления. Посмотрите на все ваши потенциальные варианты и проведите мозговой штурм как можно больше идей. Попробуйте взглянуть на проблему или концепцию с разных сторон. Например, если вы проводите мозговой штурм относительно идей продукта или функции, постарайтесь учесть точки зрения разных целевых пользователей.
- Затем переключитесь на конвергентное мышление. Подумайте о плюсах и минусах каждого варианта, тщательно проанализировав их. Постарайтесь разработать последовательный метод сравнения ваших вариантов. Это поможет вам решить, какие идеи имеют больший потенциал, чем другие.
После того, как вы сделаете это для всех возможных вариантов, у вас будет явный победитель! Вы также можете начать со своей лучшей идеи и тщательно изучить ее, чтобы понять, к чему она вас приведет. Если это не идеальное решение, продолжайте, пока не доберетесь до цели или не останется других вариантов.
Как стать более дивергентным мыслителем
Дивергентное мышление — ценный навык, и стоит развивать этот менталитет в своей команде. Вот как направить свой внутренний творческий гений.
1. Измените свой взгляд на вещи
Есть небольшой трюк, который вы можете использовать, чтобы научиться дивергентному мышлению, и он начинается с окружающей вас среды. Удалив вещи, которые могут повлиять на вашу интерпретацию объекта, вы сможете увидеть его в новом свете.
Попробуйте сами. Подумайте о чем-то простом, например, о стуле. Убрав все детали и сосредоточившись только на объекте вне контекста, вы задействуете свой ум в режиме дивергентного мышления. Не имея ничего, что могло бы вызвать мысли или воспоминания, кроме чистого восприятия, ваш мозг немедленно начнет искать возможности того, как этот стул выглядит, работает и что еще он может делать.
Например, когда вы смотрите на этот стул мысленным взором, подумайте, как его можно использовать. Его можно использовать в офисе в качестве сиденья перед письменным столом или между столами во время званого обеда. Но это не все! Вы можете использовать его нетрадиционными способами, например, повесить на стену и использовать для демонстрации любимых книг, фотографий, картин и даже растений в горшках. Вы также можете использовать два стула, чтобы создать скамейку или журнальный столик. Возможности безграничны!
Когда вы используете дивергентное мышление, вы можете исследовать больше результатов и взглянуть на знакомую концепцию свежим взглядом. Вот почему художники, дизайнеры и архитекторы — почти все, кто должен решать проблему творчески — предпочитают дивергентное мышление.
2. Попробуйте провести мозговой штурм
Попробуйте провести мозговой штурм, чтобы размять свои творческие мускулы и создать более широкий список возможных решений.
Конвергентное мышление представляет собой преднамеренную попытку найти единственное лучшее решение в четко определенных границах. Ученые, бухгалтеры и математики часто предпочитают этот тип мышления. Во многих областях необходимо следовать структурированным системам и логическим выводам, которые можно воссоздать и теоретически доказать.
Но что, если проблема более тонкая или есть много решений?
Не поддавайтесь привычке определять границы как «правильные» или «неправильные». Вместо этого подойдите к проблеме с менталитетом «что, если» и проиграйте в уме несколько сценариев. Затем вы можете превратить непрерывный мозговой штурм в процесс внедрения инноваций.
Дивергентное мышление отдает предпочтение количеству, а не качеству, генерируя десятки идей, которые могут отличаться друг от друга. Лучшее решение может быть неочевидным сразу, но при достаточно нестандартном мышлении у вас будет больше вариантов для выбора. И вот тогда в дело вступает конвергентное мышление: процесс фильтрации.
Когда вы уравновешиваете дивергентное и конвергентное мышление, вы снимаете ограничения на свое творчество, используя проницательность для достижения значимого прогресса. Люди с богатым воображением и инновациями обычно используют эти два типа мышления симбиотически. Они следуют одному способу мышления, насколько это возможно, и естественным образом переключаются на другой, чтобы регулировать свой прогресс.
3. Дайте себе больше времени
Скорость может быть очень полезна при дивергентном мышлении, но если идеи выбрасываются со скоростью света, им может не хватать глубины и разнообразия. Так что, по возможности, дайте себе время.
Если вы работаете в срок, есть несколько приемов, которые помогут вам использовать свое время более эффективно.
- Ограничение времени : дайте себе время, чтобы сосредоточиться на задаче и постарайтесь не превысить лимит. Если вы превысите лимит, удерживайте его до 10 минут или меньше.
- Делайте перерывы : вставайте и потягивайтесь время от времени. Таким образом, ваши мысли могут течь легче. Если вы застряли, отойдите немного и вернитесь со свежим взглядом. Помните, что перерыв может отнять у вас время, но его отсутствие может вымотать вас и помешать творчеству. Кроме того, ваш мозг, как правило, более креативен, когда вы расслаблены, поэтому короткий сон может быть лучше, чем сидеть за столом.
- Обеспечьте себе пространство : работайте в среде, где вас ничего не отвлекает — нет телевизора, музыки или людей, разговаривающих поблизости (за исключением случаев крайней необходимости). Может быть полезно использовать приложения с белым шумом.
4. Рискуйте и проявляйте любопытство
Риски не всегда окупаются, но они всегда нас чему-то учат. Так что не стесняйтесь пробовать что-то новое, даже если кажется, что оно не сработает. Никогда не знаешь, пока не попробуешь!
С другой стороны, не оставляйте все на волю случая. Заранее решите, что стоит изучить, исходя из того, имеет ли это отношение к проблеме. Кроме того, рассмотрите вероятность того, что решение сработает. Если есть 10 вариантов, но только восемь имеют хорошие шансы сработать, расставьте приоритеты в том, как вы их решаете.
Главный совет : Будьте любопытны! Каждый день ищите вокруг себя возможности и возьмите за привычку устраивать мозговые штурмы. Вы никогда не знаете, какая возможность может быть прямо за углом. Если вы «человек идей», не застревайте в рутине, игнорируя других и рассматривая только свои идеи. Если вы сможете сделать шаг назад и оценить другие предложения с неподдельным любопытством, вы получите лучшее понимание.
5. Используйте инструменты для совместной работы
Инструменты для совместной работы, такие как программное обеспечение для управления проектами, приложения для чата и инструменты для построения диаграмм, не сделают вас волшебным образом дивергентным мыслителем. Тем не менее, они значительно упростят общение и сотрудничество с другими людьми в Интернете. Не все сеансы мозгового штурма проходят лично.
Обращение к другим за помощью и обратной связью также станет более удобным. Делитесь работой и экономьте время, позволяя программному обеспечению выполнять тяжелую работу по организации и управлению временем.
Воспользуйтесь этими полезными советами, чтобы стать более нестандартным мыслителем
Когда вы не знаете, что делать, придумайте что-нибудь!
Нет правильных и неправильных ответов, так что не бойтесь браться за дело. Вы можете прийти к идее, которая намного лучше, чем та, которую вы изначально планировали реализовать. И, по крайней мере, теперь вы получаете некоторый опыт, действуя вместо того, чтобы просто планировать весь день.
Проводите время, задавая вопросы
Мир полон фактов, но великие идеи рождаются из правильных вопросов, а не из запоминания фактов и повторения их людям. Итак, вместо того, чтобы тратить слишком много времени на поглощение информации по теме, остановитесь и найдите время, чтобы глубоко подумать. Задавайте вопросы, которые открывают диалог, и не бойтесь исследовать неизвестное.
Соедините все, что вы знаете
Чем больше связей вы сможете установить между различными фактами или идеями, тем выше ваши шансы придумать что-то творческое. То, что одна идея верна и логична, не означает, что нет других точек зрения, столь же точных и достоверных.
А если две идеи связаны между собой, какие еще выводы можно сделать о них? Можете ли вы придумать какие-либо менее очевидные ассоциации? Попробуйте взять то, что кажется несвязанным, и подумать о том, как оно может быть связано с вашей первоначальной идеей. (Здесь может помочь диаграмма паука или карта разума).
Играть в игры
Если глубокое мышление не работает, попробуйте немного пошалить! Найдите бессмысленную игру или головоломку в Интернете и наслаждайтесь разминкой своего мозга над несвязанной задачей. Или соберите своих коллег для командообразующих игр. Это отличный способ мысленно отключиться от работы и сосредоточиться на развлечениях. Делайте это в течение 10 минут, а затем вернитесь к чертежной доске.
Позвольте себе помечтать
У каждого есть идеи, которые приходят в голову, когда он сидит без дела. Однако не все признают их ценным материалом для творческого мышления. Хитрость заключается в том, чтобы приучить себя распознавать эти мимолетные мысли до того, как они ускользнут. Когда вы думаете о чем-то особенном, немедленно записывайте это. Вы можете быть удивлены тем, как часто вы будете получать золото таким образом!
Делайте перерывы
Иногда лучшее, что вы можете сделать для решения проблемы, — это вообще уйти от нее. Если уровень фрустрации высок, позвольте себе подумать о чем-то другом.