Формы, способы и виды наблюдения в психологии
Двадцать четыре. Именно столько существует на сегодняшний день методов, форм, способов и видов наблюдения в психологии. Некоторые из них использовались только на начальных этапах развития науки, а некоторые были созданы совсем недавно, но о каждом из них следует поговорить отдельно.
О наблюдении в целом
Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.
Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.
Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.
Три значения
Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:
- Наблюдение как метод.
- Как деятельность.
- Как методику.
Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.
Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.
С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.
Особенности метода
Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.
Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:
- Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
- Эмоциональная составляющая эксперимента.
- Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.
В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении. Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.
Виды наблюдения
Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:
- Объективное наблюдение и самонаблюдение.
- Полевое и лабораторное исследование.
- Индивидуальный и коллективный эксперимент.
- Случайное и преднамеренное изучение.
- Систематическое и несистематическое наблюдение.
- Полное и неполное исследование.
- Сплошной и выборочный эксперимент.
- Констатирующее и оценивающее изучение.
- Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
- Исследования открытого и закрытого характера.
- Включенный и невключенный эксперимент.
- Прямое и косвенное исследование.
Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.
Объективное, лабораторное и полевое исследование
Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.
Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.
Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.
Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.
Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.
Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.
Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.
Систематические и полные исследования
В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.
Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:
- Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
- Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.
С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.
Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.
При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.
Выборочный эксперимент и констатация фактов
Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.
Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.
Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.
Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.
Стандарты. Открытые и закрытые исследования
Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту. В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.
При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем. Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.
Включенное, прямое, спровоцированное
При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри. Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.
Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.
Предмет наблюдения
В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:
- Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
- Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
- Перемещения людей.
Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.
Правила проведения наблюдений
При проведении исследования важно выполнять такие требования:
- Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
- Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
- Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
- Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.
Средства наблюдения и этический кодекс
Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.
В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто. Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:
- Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
- Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
- Минимизировать вторжение в личную жизнь.
- Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.
В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.
Теоретическая и практическая сторона метода наблюдения
Наблюдение является не только психологическим методом исследования, это общенаучный метод. Наблюдение может быть как основным, так и дополнительным. Истинный исследователь должен иметь такую черту, как наблюдательность. Наблюдение как метод в психологии может применяться:
- для получения материала на стадии подготовки, для уточнения работы, которая запланирована. Такое наблюдение называется пилотажным;
- для получения исследовательских данных иллюстративного характера;
- для получения первичной информации;
Очень важно разграничивать обычное наблюдение от наблюдения – метода исследования. У методики существует цепочка ключевых вопросов:
- для чего?;
- что?;
- как?.
То есть, необходима четкая постановка цели наблюдения (для чего?), определение объекта и предмета наблюдения (что?), разработка программы фиксации и анализа результатов наблюдения (как?).
Классификация видов наблюдения
Существует несколько классификаций видов наблюдения. По времени проведения выделяют несистематическое, кратковременное, фронтальное и систематическое.
Несистематическое наблюдение может быть использовано как дополнительный, подкрепляющий метод. Такой вид называют еще эпизодическим. Кратковременное или хронометрирующее наблюдение планируется заранее и имеет четкие границы временного периода. Фронтальное наблюдение – это фиксация событий от начала до конца, причем фиксация может производиться с разных наблюдательных позиций. Систематическое или лонгитюдное наблюдение производится в течение долгого времени.
По позиции исследователя различают невключенное, включенное, открытое, полузакрытое, закрытое, опосредованное, внешнее и внутреннее наблюдение.
Когда исследователь находится в центре событий, участвует в них, он осуществляет включенное наблюдение. Если позиция наблюдателя сторонняя, он не является членом группы и не включен в событийный ряд, происходит невключенное наблюдение. Включенное наблюдение, в свою очередь, подразделяется на открытое, когда окружающие знают о намерениях исследователя, полузакрытое, когда известно, что в группе наблюдатель, но цели наблюдения не ясны и закрытое, когда статус и цели наблюдателя не раскрываются. Опосредованным исследование называется тогда, когда наблюдения других людей привлекаются в качестве результатов. Внешнее наблюдение – это события, ситуации, явления, которые проявляются внешне по отношению к наблюдателю. Внутреннее – это самонаблюдение, опыт самого исследователя.
По степени формализованности можно выделить структурализированное и не структурализированное наблюдение. В первом – заданы параметры и критерии, во втором – нет четкой схемы. По месту проведения наблюдение может быть полевым, протекающим в естественных условиях среды и лабораторным, осуществляющимся в искусственно созданных условиях с применением аппаратуры. По объекту наблюдения выделяют: отдельные проявления человека, взаимодействие людей друг с другом, человек в деятельности, в повседневности, в значимых ситуациях и событиях. К отдельным проявлениям человека относят психологические особенности, типы реакций, при взаимодействии людей исследуется процесс общения, деятельностная сфера человека включает в себя игру, профессиональную и хозяйственную деятельность, социальное управление, повседневность подразумевает под собой поведение человека в обычной жизни, а значимыми событиями являются праздники, обряды, экстремальные ситуации. Метод наблюдения в психологии может различаться по способу фиксации. Регистрировать результаты можно в дневниках, картах наблюдений, протоколах, записей отдельного наблюдаемого эпизода, при помощи зарисовок, фотографирования или видеозаписи.
Значимые элементы для фиксации
В большинстве наблюдаемых ситуаций значимые элементы для фиксации будут одними и теми же.
- Наблюдаемые:
- группа – определяется количество человек, структура группы по социально-демографическому принципу, характер взаимоотношений в ней, ролевое распределение между участниками группы. Например, группа в экспедиции состоит из 13 человек. В ее составе 7 мужчин и 6 женщин. Взаимоотношения между участниками спокойные, дружественные, профессиональные. В роли организатора выступает руководитель экспедиционного отряда, он организует обсуждения, распределяет обязанности. Женщины менее активны в практической деятельности, но проявляют большую активность в обсуждениях. Мужчины более энергичны в практической деятельности;
- отдельный человек – Ф.И.О., возраст, образовательный статус и характер причастности к наблюдаемым событиям. Например, Краснова Майя Эдуардовна, 1959 г.р., ясновидящая, предсказательница. Способности наблюдались у бабушки, по словам Майи, бабушка передала свой дар внучке.
- Обстановка, то место, где происходят события, важные для научного исследования. Обстановка важна для метода наблюдения в психологии, примеры тому многочисленны. Допустим, исследуется определенный вид социального поведения, необходима типичная обстановка для такого поведения. Например, Крайний Север,холод, мороз, теплая избушка для членов экспедиции – поведение участников группы характерно для такой обстановки. Или например, полумрак, горящие свечи, темная вуаль на лице. Обстановка характерна для общения с ясновидящей.
- Цель. Регистрирование случайных или прогнозируемых результатов наблюдения, постановка формальных и неформальных целей наблюдения, если наблюдателей насколько, выяснение, едины или противоположны их цели.
- Частота и продолжительность – время длительность и повторяемость наблюдения.
Достоинства и недостатки метода наблюдения
Достоинстоинством, бесспорно является то, что восприятие ситуации наблюдателем происходит напрямую, информация поступает из первоисточника, вероятность искажения данных очень низка.
К недостаткам можно отнести: большие затраты времени, отсутствие комментариев к зафиксированным фактам, опасность субъективности взгляда исследователя на ситуацию вследствие разницы в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожести их интересов, ценностных ориентаций и т. д.
Тем не менее, наблюдение можно назвать одним из ведущих методов, в силу того, что активно развиваются технические аудиовизуальные средства. Цифровые технологии позволяют создавать каталоги с четкой структурой, куда можно вносить все необходимые записи, комментарии, протоколы, документы фото и видеофиксации. Но мастерство психолога тоже очень важно, необходимо уметь обратить внимание на отдельные моменты, минимизировать присутствие наблюдателя в процессе, быть готовым корректно и точно зафиксировать наблюдаемые факты.
Обучение практическому применению метода делится на несколько этапов. Большое внимание уделяется тому, как правильно, корректно и адекватно зафиксировать наблюдаемое в полном соответствии с целями и способами проведения наблюдения. У натуралистов существует хорошее правило: «Не записанное – не наблюдалось», для психологов оно подходит вполне. Перед тем, как заняться наблюдением, полезно принять участие в играх или занятиях на сосредоточение внимания. Та же детская игра «Найди десять отличий» концентрирует внимание и развивает внимательность, наблюдательность.
Далее студенты могут начать наблюдать над различными проявлениями поведения членов группы, в которую они включены. Включенное наблюдение – процесс более сложный, требующий постановки четких целей, определения задач, правильно заданных критериев фиксации. Интересно отслеживать изменение результатов наблюдения по одной проблематике при изменении ситуативного контекста.
Конечно, необходима практическая работа по освоению техники для визуальной фиксации. Можно снимать отдельную тему или сюжет (например, ребенок, испытывающий чувство восторга), идет фиксация отдельного эмоционального состояния у ребенка. Можно снимать событие в значительном временном отрезке (например, взаимодействие учителя и учеников на протяжении всего урока).
Следует научиться правильно вести дневник наблюдения. Жанры дневников бывают разными: от фиксации внешних событий до рефлексивных записей собственных размышлений. Каждый такой дневник ценен, его ведение развивает глубину и точность фиксации наблюдаемого.
При обсуждении результатов важным моментом является сопоставление протоколов наблюдения за одной ситуацией разными специалистами. При сопоставлении дневников, большую роль играют позиции наблюдателей и интерпретация ими фактов. При просмотре фотографий и видеозаписей нужно обращать внимание на фиксацию точности происходящего.
Типичные ошибки, которые происходят при наблюдении:
- гало-эффект, когда не зафиксированы мелкие детали, а наблюдению присуще чрезмерное обобщение;
- эффект снисхождения, когда ситуация оценена наблюдателем как полностью положительная. Искажение оценочной позиции;
- ошибка центральной тенденции, когда наблюдателем дается усредненная оценка;
- ошибка корреляции, когда один признак оценивается на основании другого наблюдаемого признака;
- ошибка контраста, когда наблюдатель выделяет у объекта черты, противоположные или аналогичные собственным.
- ошибка первого впечатления, когда первое впечатление наблюдателя влияет на результат наблюдения.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Виды и процедуры наблюдения в психологии презентация, доклад
ВИДЫ И ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Методы профессиональной
деятельности психолога
ТЕМА 8. ВИДЫ И ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАБЛЮДЕНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ, РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОГО ФИКСИРУЮТСЯ НАБЛЮДАТЕЛЕМ
ЖИТЕЙСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ
2. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ
3. ПЛАНОМЕРНОЕ
4. ПРЕДНАМЕРЕННОЕ
5. АКТИВНОЕ
6. АНАЛИТИЧЕСКОЕ
7. КОМПЛЕКСНОЕ
8. ФИКСИРУЕМОЕ
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
По характеру контакта:
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ
непосредственно наблюдая
за изучаемым явлением или
процессом
ОПОСРЕДОВАННОЕ
Используются готовые результаты наблюдения, подготовленные другими людьми (магнито-, кино-, видеозаписи)
По характеру взаимодействия с объектом:
ОТКРЫТОЕ (ЯВНОЕ)
Наблюдение протекающее в условиях осознания испытуемым факта присутствия посторонних лиц
(важно, чтобы цель наблюдения не сообщалась испытуемому)
СКРЫТОЕ
Наблюдение в условиях, когда испытуемый не подозревает о том, что за ним наблюдают (скрытые камеры, специальные приборы и оборудование)
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
По характеру взаимодействия с объектом:
ВКЛЮЧЕННОЕ (ПРИЧАСТНОЕ)
Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует ее изнутри
НЕВКЛЮЧЕННОЕ (НЕПРИЧАСТНОЕ)
Исследователь ведет наблюдение извне
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
По упорядоченности деятельности наблюдателя:
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ (СПЛОШНОЕ)
Регулярное наблюдение в течение определенного периода
Фиксируются все явления психической деятельности индивида
НЕСИСТЕМАТИЧЕСКОЕ (ВЫБОРОЧНОЕ)
Наблюдается один какой-либо психический процесс или одно психическое явление
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
По упорядоченности деятельности исследователя:
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
Исследователь фиксирует всю информацию, которую наблюдает, он не знает, что конкретно получит в итоге, его задача – получить как можно больше данных
СТРУКТУРИРОВАННОЕ
Исследователь наблюдает в условиях, которые вызывают интересующее его явления, свойства или поведение объектов наблюдения
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
По условиям организации:
ПОЛЕВОЕ
Проводится в естественных для испытуемых условиях
ЛАБОРАТОРНОЕ
Организуется в специально подготовленном помещении,
в специально созданных условиях и с применением специального оборудования
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
СЛУЧАЙНОЕ
Не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств
По цели:
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ
Заранее запланированное наблюдение, входящее в замысел исследователя и преследующее определенные цели
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
По фиксации результатов:
КОНСТАТИРУЮЩЕЕ
Наблюдение, при котором замечаемые явления и действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или оцениванию исследователем в ходе наблюдения
ОЦЕНИВАЮЩЕЕ
Наблюдение, сопровождаемое вынесением наблюдателем оценки ситуации или фиксируемых явлений и фактов
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
По длительности проведения:
ДОЛГОВРЕМЕННОЕ
Наблюдение при изучении психического развития индивида в течение нескольких недель, месяцев, лет
КРАТКОВРЕМЕННОЕ
а) наблюдение деятельности индивида в определенное время дня в течение определенного времени
б) наблюдение для замера интервалов времени, частотности событий
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВНЕШНЕЕ (наблюдение со стороны)
Способ сбора данных о другом человеке, его свойствах
и поведении путем наблюдения за ним со стороны
ВНУТРЕННЕЕ (самонаблюдение)
Переживая определенные состояния, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями
1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
По направленности:
2. ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ
2. ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ
Требуется выделить:
1. Цель наблюдения
2. Объект и предмет наблюдения
3. Ситуации, в которых будет проводиться наблюдение
4. Временные рамки и график
5. Форма регистрации данных
6. Возможность сопоставления наблюдаемых фактов
2. ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ
3. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
1)ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА С ПОМОЩЬЮ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА
2)РАЗРАБОТКА СИСТЕМ УСЛОВНЫХ НАЗВАНИЙ, ЗНАКОВ, КОДОВ
СЛОВО
— ОПИСАНИЯ
— ТЕКСТЫ
— РАССКАЗЫ
— СОЗДАНИЕ ИЛИ УТОЧНЕНИЕ ТЕОРИЙ
3. Качественные оценки наблюдения
3. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
Достоинство:
глубинное, богатое повествовательное описание выборки
Недостаток:
маленькая выборка, трудно сделать выводы и прогнозы на будущее состояние наблюдаемых
4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ
ХРОНОМЕТРАЖ
4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
— ЧИСЛА
— ЗНАЧЕНИЯ
— ПЕРЕМЕННЫЕ
— ПРОВЕРКА ГОТОВЫХ ТЕОРИЙ
4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
Достоинство:
большая выборка, статистическая валидность (полное соответствие реальности)
-Недостаток:
искусственность понимания мыслей и чувств респондентов
4 типа наблюдательных исследований — измерениеU
Наблюдение — ключевой метод сбора данных для UX-исследований.
Наблюдательные исследования обычно проводятся у пользователей дома, на рабочем месте или в естественной среде, а не в лаборатории или в контролируемых условиях.
С помощью этого исследования вы сможете понять, как люди естественным образом взаимодействуют с продуктами и людьми, а также с какими проблемами они сталкиваются.
Он может дать вдохновение и идеи для улучшения и инноваций.
Хотя может показаться, что наблюдение так же просто и единообразно, как наблюдение и ведение заметок, существуют некоторые тонкие различия, которые могут повлиять на тип собираемых данных. Роль, которую играет наблюдатель, образует континуум от полностью отстраненного до полного вовлечения участника.
При планировании следующего исследовательского проекта по наблюдению и выборе правильного типа для его успеха учитывайте следующее:
Этика наблюдения . На обоих концах спектра (полностью отстраненный или полностью вовлеченный наблюдатель) вы сталкиваетесь с этическими соображениями, поскольку те, за кем наблюдают, не осознают этого. По этой причине большинство наблюдательных исследований, которые вы будете проводить, находятся где-то посередине.
Подумайте о количественной оценке результатов . Хотя наблюдательные исследования обычно связаны с качественными методами, вы все же можете количественно оценить случаи поведения или заявления, сделанные участниками, чтобы получить представление о частоте отношения и действий клиентов.
Повысьте надежность и достоверность ваших наблюдений. Подумайте о том, чтобы несколько независимых исследователей наблюдали и кодировали свои записи. Использование нескольких наблюдателей с разными точками зрения (например, менеджера по продукту и исследователя) помогает выявить области согласия и несогласия и делает ваши данные наблюдений более достоверными и надежными.
Помните об этих предостережениях, выбирая роль для научно-исследовательского проекта. Четыре типа наблюдательных ролей, которые мы здесь обсуждаем, основаны на различиях, сделанных социологом Рэймондом Голдом в 1958 году, но применимы к любой области исследований.
1. Полный наблюдатель
Это отдельный наблюдатель, при котором исследователь не виден и не замечается участниками. Это один из способов свести к минимуму эффект Хоторна, поскольку участники с большей вероятностью будут вести себя естественно, когда не знают, что за ними наблюдают.
Хотя когда-то эта роль считалась объективной для этнографа, она потеряла популярность, потому что эта роль, скорее всего, вызовет этические вопросы о возможном обмане. Как бы вы себя чувствовали, если бы узнали, что кто-то наблюдает за вами, но вы этого не знали? Типа Большого Брата, скорее всего.
Однако в общественных местах, таких как кафе, вестибюли офисных зданий, аэропорты, станции метро или даже общественные туалеты, полная роль наблюдателя может быть единственным средством для сбора необходимых вам данных. А с повсеместным распространением видеокамер удаленное наблюдение остается жизнеспособным вариантом.
2. Наблюдатель как участник
Здесь исследователь известен и признан участниками, и во многих случаях участники знают цели исследования наблюдателя.
Есть некоторое взаимодействие с участниками, но взаимодействие ограничено. Цель исследователя – играть как можно более нейтральную роль.
Этот подход обычно используется при «следовании за клиентом», чтобы понять, как кто-то использует программные продукты для достижения целей.
3. Участник в качестве наблюдателя
Здесь исследователь полностью вовлечен в работу участников. Она скорее друг или коллега, чем нейтральная третья сторона. Пока происходит полное взаимодействие с участниками, они все равно знают, что это исследователь.
Этот метод часто используется при изучении отдаленных коренных народов или городских культур. Есть антропологический анекдот[pdf] о том, что бытовая фотография родного села состоит из супружеской пары, их родителей и аспиранта.
4. Полный участник
Это полностью встроенный исследователь, почти как шпион. Здесь наблюдатель полностью взаимодействует с участниками и участвует в их деятельности.
Участники не знают, что ведется наблюдение и исследование, даже если они полностью взаимодействуют с исследователем. Это иногда называют «переходом к аборигенам» в отношении проведения местных полевых исследований.
В исследовании клиентов это похоже на тайного покупателя или шоу «Босс под прикрытием». Идея состоит в том, что лучший способ понять тип роли, людей или культуры — это испытать их на собственном опыте. Хотите понять Burning Man? Тогда идите как полноправный участник.
Резюме
Сбор достоверных качественных данных может быть проблемой в исследованиях UX; один из способов сделать это — наблюдение за пределами контролируемой среды, где участники, скорее всего, будут вести себя естественно.
Существует четыре типа наблюдательных исследований, которые вы можете проводить: от отстраненного наблюдения без вашего участия (полный наблюдатель) до полного погружения в окружающую среду (полный участник). Что вы выберете, зависит от ваших целей, временных рамок и правильного баланса этических соображений.
Наблюдение – характеристики, типы, преимущества и недостатки
НаблюдениеСодержание
Наблюдения способствовали некоторым из наиболее значительных научных открытий в истории человечества. В книге «Происхождение видов» Чарльз Дарвин описывает свою теорию эволюции, основанную на наблюдениях за животными и морской жизнью на Галапагосских островах. В качестве основного метода исследования наблюдение используется социологами, естествоиспытателями, инженерами, учеными-компьютерщиками, исследователями в области образования и многими другими. В зависимости от исследуемого предмета можно проводить различные типы наблюдений.
Чтобы определить, какие улучшения необходимо сделать, можно наблюдать за движением транспорта или парковкой на территории кампуса. Человек может наблюдать за облаками, растениями или другими природными явлениями, правда, в последнем случае, возможно, придется спрашивать разрешения, чтобы не нарушать чью-либо личную жизнь. Наблюдение может быть определено как «акт наблюдения за конкретной ситуацией и запись соответствующих событий». В контролируемых и неконтролируемых ситуациях он измеряет открытое поведение человека.
Типы наблюденияНаблюдение может быть следующих видов:
деятельности группы. Наблюдатели могут играть несколько ролей, участвуя в наблюдении, например, быть посетителем, внимательным слушателем, нетерпеливым учеником или участвующим наблюдателем.Часто задаваемые вопросы,
Что из следующего может быть преимуществом исследования с включенным наблюдением? A) Исследователь в значительной степени контролирует условия исследования. |
Сторонний наблюдатель наблюдает с позиции, при которой его/ее присутствие не замечают участники. Он / она может внимательно наблюдать за отдельными лицами и группами на основе их поведения или характеристик. Наблюдатель может видеть объект через односторонний экран, но не может видеть объект. Другие категории наблюдения включают:
a) Естественное наблюдение: Естественное наблюдение включает наблюдение за поведением наблюдаемого в нормальных условиях без каких-либо попыток изменить поведение наблюдаемого. Естественное наблюдение может быть использовано для улучшения сбора информации.
Часто задаваемые вопросы,
Что из следующего не является наблюдением или выводом, на котором основан естественный отбор? A) Между особями существует наследственная изменчивость |
b) Субъективное и объективное наблюдение: Каждое наблюдение состоит из двух основных компонентов: субъекта и объекта. Субъект — это тот, кто наблюдает за деятельностью, тогда как объект — это то, что наблюдается. Термин «субъективное наблюдение» относится к наблюдениям, сделанным человеком в рамках его непосредственного опыта, тогда как «объективное наблюдение» описывает наблюдения, сделанные отдельной сущностью, независимо от наблюдаемого объекта. Ретроспекция — еще один термин для объективного наблюдения.
c) Прямое и косвенное наблюдение: Используя прямой метод наблюдения, можно увидеть, как наблюдатель физически присутствует, в какой ситуации он/она находится, а затем наблюдать, что происходит. Косвенные методы наблюдения предполагают изучение механических или электронных методов записи. По сравнению с косвенными методами прямое наблюдение относительно просто.
d) Структурированное и неструктурированное наблюдение: Структурированное наблюдение следует плану и включает в себя конкретные сведения о единицах, подлежащих наблюдению, и о данных, которые должны быть зарегистрированы. Наблюдения, которые будут сделаны, и различные аспекты, которые будут отмечены или записаны, определяются заранее. В таких наблюдениях используются специальные инструменты для сбора структурированных данных для сбора данных. С другой стороны, неструктурированное наблюдение диаметрально противоположно структурированному наблюдению. Наблюдатель может записать в таких наблюдениях то, что он/она считает правильным и противоречащим его точке зрения. Исследовательское исследование хорошо подходит для этого типа наблюдательного подхода.
e) Контролируемое и неконтролируемое наблюдение: В контролируемых наблюдениях для воздействия на наблюдение используются некоторые внешние силы. Контролируемые наблюдения редко улучшают точность результатов исследования. Эффективность этих наблюдений во многом будет зависеть от того, используются ли они совместно с механическими синхронизирующими устройствами, кинозаписью и т.п. Неконтролируемые наблюдения производятся в естественной среде и не подвержены влиянию внешних сил, в отличие от контролируемых наблюдений.
Методы записи наблюденияИсследователи могут использовать различные методы для изучения и документирования поведения субъекта. Методы сбора данных точны, но они могут иметь разное применение. Некоторые методы облегчают подробное описание поведения, в то время как другие позволяют быстро фиксировать поведение с минимальным описанием.
а) Анекдотические записи: Анекдотические записи — это наблюдения, записанные в блокноте. Из этих предложений следует, что субъект чем-то занят в определенное время. Анекдотические записи создаются только тогда, когда регистрируются наблюдаемые и исчисляемые поведения.
b) Описательное описание: Описательное описание — это формальный метод наблюдения за поведением, который также называется записью образца или записью бегущего поведения. Согласно этой методике, необходимо непрерывно и как можно точнее записывать, например, когда человек один или когда он взаимодействует с кем-то еще. Используя ту же методологию, что и анекдотические записи, его документация была определенно более тщательной. Исследователь изучает контекст, модели поведения и порядок их появления. Этот метод направлен на получение объективного описания поведения субъекта, свободного от предположений, анализа или оценок.
c) Контрольные списки: Контрольные списки обычно представляют собой стандартную форму, в которой перечислены определенные навыки или модели поведения на основе стандартов или специально составлены исследователем для конкретного исследования.
d) Интервьюирование: В этом методе исследователи определяют чувства и убеждения испытуемых, которые нельзя обнаружить с помощью простого наблюдения. В процессе интервью все, что говорит испытуемый, должно быть записано именно так, как оно есть. Интервьюер не должен каким-либо образом редактировать индекс интервью.
e) Выборка времени: Этот метод отличается от других двумя способами: он отслеживает и записывает несколько тщательно отобранных образцов поведения субъекта, и делает это только в течение заранее оговоренных периодов времени. В течение указанного периода модели поведения наблюдаются и записываются. Таким образом можно собрать репрезентативные примеры поведения.
f) Подсчет частоты: Исследователям может быть интереснее изучить частоту события или тенденции, например, сколько раз человек начинает разговор с коллегой или как часто потребитель покупает определенный продукт. Исследователь должен отслеживать частоту и продолжительность определенного поведения, чтобы получить эту информацию. Обычно это достигается путем простой отметки события на диаграмме каждый раз, когда возникает поведение.
g) Выборка событий: Используя эту технику, вы будете наблюдать за определенным поведением или событиями в поведении субъекта. Но частота записи или продолжительность записи не учитываются.
Преимущества наблюденияПреимущества наблюдения следующие:
- Совместное наблюдение позволяет наблюдателю участвовать в группе, предоставляя ему доступ к огромному количеству информации.
- В результате наблюдения наблюдателя предоставляется контекст для поведения, демонстрируемого в группе, который намного превосходит информацию, полученную с помощью вопросника и интервью.
- Наблюдая за группой, человек получает представление о том, что члены на самом деле делают, а не о том, что они говорят, что считается более достоверной информацией о поведении членов группы.
- Включенное наблюдение, метод наблюдения, используемый этнографами, требует много времени. Таким образом, исследователь может выявить различные и глубоко укоренившиеся аспекты, связанные с вопросом исследования.
- Наблюдение является гораздо более гибким, чем другие методы сбора данных, потому что оно не основано на заранее заданных вопросах.
- Обладание большей непредвзятостью дает исследователю свободу. Наблюдение имеет следующие недостатки:
- Достоверность наблюдений трудно установить.
- Многие объекты наблюдения невозможно определить.
- Это связано с проблемой субъективности.
- Наблюдение может переоценивать значение аспектов ограниченного значения просто потому, что их легко зафиксировать, они точны и объективны.
- Наблюдатели могут сосредоточиться на разных аспектах ситуации, наблюдая за одним и тем же событием. Наблюдатели не могут контролировать физические обстоятельства.
- Наблюдателям не разрешается наблюдать за определенными ситуациями, и ожидается, что они будут сообщать о точных наблюдениях.
- Классификация событий может оказаться невозможной для всех наблюдаемых событий.
- Процесс наблюдения медленный и трудоемкий.
- Между наблюдателями может не быть большого согласия.
- Данные для наблюдения могут быть слишком большими для обработки.
- Могут возникнуть трудности с поиском компетентных наблюдателей для наблюдения.
- Наблюдение стоит дорого. Это требует больших затрат, связанных с проездом, пребыванием в местах, где происходят события, приобретением сложного оборудования в помощь наблюдателям.
Характеристики наблюдения для исследования следующие:
- Важно четко указать график наблюдения.
- Следует принимать систематические меры.
- Должны использоваться количественные данные.
- Событие должно быть немедленно записано.
- Решение должны принимать эксперты.
- Важно составить научный график. Эти выводы должны быть обоснованы и проверены.
Глава 10
Наблюдение, тематические исследования, архивные исследования и метаанализ
Внутри
Исследование: Дэн МакАдамс, факультет психологии, Северо-Западный университет
СМИ
Matters: Американская семья
Наблюдение
Методы
Наблюдательные
Методы включают сбор информации путем наблюдения за явлениями по мере их
происходить. Конкретные правила и структуры формируют то, как происходит наблюдение.
строится в зависимости от типа техники. Есть две широкие категории
методов наблюдения: натуралистический и структурированный.
Натуралистический
Наблюдение
Натуралистический наблюдение предполагает наблюдение и изучение явлений такими, какими они естественны.
происходят в окружающей среде. Хотя исследователя могут интересовать конкретные
поведения, в натуралистическом наблюдении исследователь мало делает для контроля над
параметр. Большинство натуралистических наблюдений начинаются с относительно сфокусированной области
интерес, который может быть ограничен прошлым исследователя и
теоретическая направленность. Предыстория исследователя и теоретическая
Ориентация часто ограничивает фокус исследования. Как и в других областях
исследования, в ходе наблюдения могут возникнуть этические дилеммы.
Преимущества
натуралистического наблюдения
Первый,
натуралистическое наблюдение может быть единственным практическим способом изучения определенных
темы. Во-вторых, по самому своему определению натуралистическое наблюдение высоко
во внешней валидности.
Недостатки
натуралистического наблюдения
отсутствие контроля в натуралистическом наблюдении является преимуществом, когда вы все еще развиваетесь
ваши вопросы, но становится более проблематичным, если вы уже
определил их. Кроме того, естественное наблюдение может быть не лучшим
выбор для изучения относительно редкого поведения. Третье ограничение
натуралистическое наблюдение — это проблема предвзятости со стороны исследователей, которые участвуют
наблюдатели. Реактивность также возникает, когда наблюдаемые лица
знают, что за ними наблюдают, и в результате меняют свое поведение.
Есть две несовершенные стратегии борьбы с реактивностью: сокрытие
и привыкание. В сокрытии наблюдатель находит некоторые заслуживающие доверия
способ помешать субъектам узнать, что за ними наблюдают. В привыкании,
люди привыкают к присутствию экспериментатора.
Пример
натуралистического наблюдения: спортивное поведение родителей и детей
поведение
Артур-Бэннинг,
Уэллс, Бейкер и Хегренесс (2009) исследовали отношения между взрослыми
поведение и поведение спортсменов от третьего до шестого класса в
общественная баскетбольная лига. Благодаря натуралистическому наблюдению за играми и
кодирование поведения, они обнаружили, что позитивное поведение зрителей и тренеров
служили предикторами положительного поведения спортсмена, в то время как отрицательного
поведение предсказывало негативное поведение спортсмена.
Пример
натуралистического наблюдения: качество ухода за детьми
продуманно спланированные натуралистические наблюдения могут дать полезные данные, создавая
работающая схема наблюдения и обучение исследователей использованию этой схемы
надежно требуют значительных затрат времени и усилий. Эти проблемы
присутствовали в Национальном институте детского здоровья и развития человека
(NICHD) Исследование раннего ухода за детьми в середине 1990-х годов. Основная задача данного исследования
заключалась в том, чтобы выяснить, как использовать наблюдение для систематического измерения
Особенности ухода за детьми. Достижение адекватного
мастерство и точность выполнения наблюдений с использованием этой меры
много месяцев трудных, часто утомительных тренировок.
Пример
натуралистического наблюдения: ошибки масштаба
работа Розенгрена и его коллег (2009 г.) по ошибкам масштабирования включала данные
метод сбора, называемый выборкой событий, когда исследователи подсчитывают каждый
возникновение определенного поведения или события. В оформлении участвовал участник
наблюдение, когда индивидуум, являющийся частью среды (т.
родитель) наблюдает за интересующим поведением (т. е. ошибки масштабирования по их
дети). Экспериментаторы обучали родителей записывать своих детей.
поведение. По наблюдениям родителей выявлено, что дети совершают масштабные
ошибки в повседневной жизни, при этом родители сообщают в среднем о 3,2 шкале
ошибок на ребенка за 6 месяцев.
Структурированный
Наблюдение
Исследователи
используйте более структурированное наблюдение, когда они готовы осуществлять больший контроль
над обстановкой, в которой происходит наблюдение. Структурированные наблюдения
часто полезнее, когда вы уже идентифицировали и точно определили явления
представляет интерес.
Преимущества
структурированного наблюдения
структурированного
наблюдения могут показать, каким образом конкретные факторы влияют на
контекст интереса к вашему исследованию. Поскольку хорошо продуманная структура
наблюдения включают процесс тщательного определения переменных
представляющие интерес и контролирующие среду, в которой эти переменные
происходят, они имеют потенциал для оба высокие внешние и конструктивные
срок действия.
Недостатки
структурированного наблюдения
В
чтобы эффективно использовать структурированный наблюдательный подход и извлечь из него пользу,
вы должны быть в состоянии указать размеры, где структура
будет применяться. В зависимости от того, что вы наблюдаете, это может быть не
очевидно, где следует применять контроль.
Пример
структурированного наблюдения: ошибки шкалы
Розенгрен,
Шейн и Гутьеррес (2010) использовали более структурированный метод наблюдения.
подход в другом исследовании ошибок шкалы у детей раннего возраста. Структурированный план наблюдения был предназначен для повышения вероятности
наблюдения за ошибками масштаба, помещая миниатюрные игрушки-реплики в
дошкольного класса в течение заранее определенных периодов наблюдения. Это систематическое
подход выявил существенные индивидуальные различия в частоте
таких ошибок уменьшилось за 10-недельный период наблюдения. Эти
открытия были бы невозможны в натуралистическом родительском отчете
метод, использованный ранее.
Видеозапись
Много
наблюдательные подходы включают видеозаписи. Однако видимое присутствие
записывающей аппаратуры может увеличить искусственность ситуации наблюдения.
Сокрытие наблюдателя или записывающего устройства и привыкание субъекта
к ситуации наблюдения часто являются лучшими доступными решениями. Как генерал
принципе, вы можете записывать без согласия записываемых только в том случае, если
вы наблюдаете в общественном месте; другие типы записи требуют явного
согласия наблюдаемых. Запись данных облегчает использование нескольких
оценщики для оценки уровней согласия в отношении кодирования поведения, потому что это может
просматривать неоднократно.
Кодировка
данных наблюдений
Кодирование
относится к получению качественной информации, собранной во время наблюдения и дистилляции
в форму, более поддающуюся статистическому анализу. Там
три основных типа выборки, которые относятся к процессу кодирования:
запись, выборка событий и выборка времени. В образце записи подход,
все действия за определенный период времени записываются. В этом подходе
важно иметь доступ к таким технологиям, как видеозапись, чтобы обеспечить
что ничего из происходящего не пропущено. Подход выборки событий включает запись
все случаи интересующего поведения в течение определенного периода времени. В
выборка по времени, наблюдатель записывает, происходит ли определенное поведение во время выборки
коротких промежутков времени. Независимо от типа выборки, используемой для сбора
ваши данные, разработка хорошей системы кодирования для работы с этими данными включает в себя создание
тщательный набор категорий, которые являются действительными и надежными.
Кейс
Исследования
Дело
Исследование представляет собой подробное обследование одного человека в течение определенного периода времени. А
тематическое исследование может предоставить богатые данные об этом уникальном обстоятельстве, но не может
предоставлять информацию, которую обязательно можно обобщить на другие ситуации или
лица. Вместо этого тематические исследования могут предложить темы и направления для будущих
систематическое изучение.
Чертеж
Взгляд из исключительного рисунка Нади
A
В известном клиническом случае участвует Надя, девочка с аутизмом, которая в возрасте
3½ начал создавать очень реалистичные рисунки, намного превышающие возможности большинства детей.
ее возраст. Многие исследователи использовали случай Нади для изучения отношения
между аутизмом и одаренностью. При оценке отчетов о случаях, таких как эти,
следует подумать, основаны ли выводы на реальных исследованиях
индивидуальные или взятые из отчетов об исходном тематическом исследовании.
Памятный случай Х.М.
А
Известный случай в психологии и неврологии — случай пациента Х.М. Когда
Х.М. было 27 лет, он перенес операцию на головном мозге для лечения изнурительных судорог.
Однако операция также привела к тому, что он не мог вспомнить.
любые недавние события. Многие тематические исследования H.M. сыграли важную роль в определении
роль гиппокампа в памяти; Влияние амнезии на повседневную
функционирование; и взаимосвязь между памятью и языковой обработкой.
Преимущества
тематических исследований
дело
исследования предоставляют невероятно богатые наборы данных, которые могут обратиться к интересным теоретическим
или вопросы прикладного исследования. Во многих случаях выводы, полученные из
тематические исследования вряд ли были бы получены с использованием других типов
методы исследования.
Недостатки
тематических исследований
Чертеж
выводы из тематического исследования для более общей совокупности могут быть недействительными. Тематические исследования также могут включать как точную, так и неточную информацию.
может быть не очень легко определить, какая информация является наиболее точной. В историческом
случаев или случаев, изученных лишь несколькими исследователями, следует учитывать оба
достоверность и достоверность отчетов, поскольку они могут быть неполными или предвзятыми
по опыту исследователя.
Архивный
Исследования
Архивные
исследование относится к изучению данных, которые были собраны ранее. Много
архивные базы данных доступны для использования любым исследователем, заинтересованным в
анализ данных. Более важным для исследователей в области психологии является общая
Социальный опрос (GSS), который содержит демографические данные и данные об отношениях. Пока
этот тип исследования может показаться довольно простым, для его правильного проведения требуется
создание подробных схем кодирования и долгие часы изучения расшифровок и
другие существующие материалы.
Преимущества
архивных исследований
Ан
Преимущество архивных исследований в том, что исследователям не нужно собирать данные
себя, что экономит много времени и денег. Характер архивных данных также
позволяет исследователю получить относительно большую репрезентативную выборку. Большой
выборки позволяют исследователям использовать сложные, изощренные статистические подходы
для проверки различных моделей или теорий друг против друга. Некоторые базы данных также
позволить исследователям получить доступ к данным, что было бы очень сложно и дорого
собирать самостоятельно и может выходить за рамки того, что отдельный человек
исследователь может собрать за разумное время.
Недостатки
архивных исследований
А
недостатком архивных исследований является то, что ваши исследовательские вопросы ограничены
к конкретным данным, которые были собраны.
Мета-анализ
Мета-анализ
включает в себя обобщение и синтез прошлых исследований для сравнения
результаты ряда исследований. Вы можете прочитать весь корпус исследования
и написать обзорную статью, в которой будут отражены общие выводы из
индивидуальные отчеты. Вы также можете подсчитать исследования, которые показывают один результат, т. исследования, которые показывают противоположный результат, и исследования, которые не позволяют сделать окончательный вывод.
Наконец, вы можете выбрать третий и более эффективный метод, проведя
метаанализ, который сравнивает размеры эффекта в разных исследованиях. Эффект
Размер относится к силе взаимосвязи между или величине
разность двух переменных. При проведении метаанализа исследователям необходимо
выяснить, как классифицировать и комбинировать данные из разных шкал, которые
оценивать либо похожие, либо несколько разные переменные, как кодировать данные в
значимые категории, которые можно использовать в анализе, и что с ними делать
некачественные или отсутствующие данные.
Преимущества
Метаанализа
Вы
не нужно собирать данные для проведения метаанализа. Метаанализ также позволяет
объективный способ сравнить результаты многих исследований. Исследователи могут
просеять через большое количество исследований, чтобы определить общий эффект, который, без
использование метаанализа, возможно, осталось неизвестным из-за разнообразия
результатов, о которых сообщалось в нескольких исследованиях.