Виды направленности личности: Направленность личности: структура и виды направленности

Формы направленности личности — Simple Psychology

Направленность личности проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Желание

Желание — вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Влечение

Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой — ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.

В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Например, для людей, живущих интеллектуальными интересами, главное в жизни — занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем. Можно сказать, что такими интересами живут великие ученые.

Интересы также бывают широкие и узкие. В трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин в образе Сальери показал человека, вся душевная жизнь которого ограничена одним узким интересом — интересом к музыке. Музыка для Сальери — высокая стена, заслоняющая собой весь мир. Интерес к музыке сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни. Противоположен ему Моцарт, гениальный музыкант, не замкнутый на своем профессиональном интересе, а открытый всем жизненным впечатлениям. Для Моцарта музыка — широкое окно, через которое он постигает гармонию окружающей жизни. Широкими интересами отличаются талантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком, инженером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки. Мелкими называют интересы, если их носитель интересуется в основном удовлетворением естественных потребностей — в еде, питье, сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и у чиновника Акакия Акакиевича из «Шинели», который посвящал все свободное время переписыванию бумаг, и в этом переписывании ему виделся какой-то свой, разнообразный и приятный мир.

Склонность

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность — проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение

Мировоззрение — осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированное мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение

Убеждение — высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал

Идеал — это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В качестве идеалов выступают: реальные люди — герои, близкие и т.д.; нереальные образы — литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка

Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция

Позиция — устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.

Направленность личности в психологии — свойства, формы, проблема

Структура

Психология направленности личности имеет сложную структуру, которая состоит из нескольких частей:

  1. Мотивов. Потребности, которые побуждают индивида к их удовлетворению.
  2. Потребностей. Ощущения, которые вызывают у индивида необходимость получения чего-либо для достижения комфорта.
  3. Интересов. Избирательное отношение к значимому предмету. Интересы могут касаться материального или духового плана.
  4. Идеалов. На них опирается человек при решении задач.
  5. Ценностных ориентаций. Система отношений, контролируемая социумом. Личность принимает или отрицает установки общества.
  6. Мировоззрения. Система взглядов.
  7. Убеждений. Факты об обществе, устройстве мира. Им индивид верит беспрекословно. Его сложно разубедить в личных убеждения.

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.



Формы

Формы:

  1. Влечение. Неосознанное природное стремление, которое проявляется на уровне инстинктов. Оно влияет на формирование предпочтение, мотивы. При влечении не осознается главная цель.
  2. Стремление. Нужно для достижения поставленной цели, удовлетворения желаний. С помощью стремления индивид преодолевает сложности, встречающиеся у него на пути к цели.
  3. Склонности. Направленность к определенному виду деятельности. Появляется, когда личность хочет достичь желаемого.
  4. Желание. Интерес к объекту, который осознается человеком. В этот момент индивид понимает, чего хочет, но не знает, как это получить.

Формы направленности личности определяют продуктивность индивида.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность

:

  • Реалистичный тип
    . Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип
    . Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип
    . Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип
    . Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип
    . Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип
    . Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

Классификация

В психологии выделяется 4 классификации направленности личности. Каждая из них имеет определенные особенности.

По открытости

Направленность может быть скрытной или истинной. Скрытую невозможно заметить в обычных жизненных ситуациях. Она проявляется только во время кризиса, нестандартных ситуаций.

По структуре

Виды:

  • личная;
  • коллективная;
  • деловая;
  • эмоциональная;
  • социальная.

По личной позиции индивида

Направленность бывает:

  1. Депрессивной. Проявляется низкой самооценкой, которая мешает нормально работать, заниматься привычными делами.
  2. Эгоистической. Преобладает устойчивая заинтересованность к себе. Мнение общества или окружающих игнорируется или занижается.
  3. Гуманистической. Проявляется устойчивым положительным отношением индивида к обществу.
  4. Суицидальной. Преобладает у людей, которые частично или полностью утратили ценность к себе, родственникам, близким.
  5. Деловой. Устойчивая система мотивов, которые оказывают прямое влияние на деятельность индивида, ее результат.
  6. Коллективистской. Устойчивая ориентация индивида на контакты с обществом.

По сфере реализации активности

Направленность бывает:

  • спортивной;
  • культурной;
  • профессиональной;
  • исследовательской.

Профессиональная направленность личности

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера

Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про внимание человека), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями

Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

  • Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
  • Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
  • Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
  • Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
  • Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
  • Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.

Функции

Функции:

  1. Направляющая. Считается основной. С ее помощью человек находит путь к намеченной цели, обходит препятствия. В какой-то части она осуществляется бессознательно.
  2. Побуждающая. Нужна, чтобы вызвать активность со стороны человека. Она может побудить его, спровоцировать, вдохновить или обусловить на действие. На побуждающую функцию влияют мотивы, желания, интересы, цели, мировоззрение, идеалы.
  3. Смыслообразующая. Нужна, чтобы придать смысл к достижению целей. Функция помогает индивиду получить необходимый результат.
  4. Регулирующая. На эту функцию влияют потребности, мотивы, их иерархия

Мировоззрение, убеждение и идеал

Рассматривая определение направленности личности, нельзя не затронуть вниманием и эти три важных понятия.

Мировоззрение – это осознанная система взглядов и представления о мире, а также отношение человека к самому себе и тому, что его окружает. Она придает его деятельности целенаправленный, осмысленный характер. И именно мировоззрением обусловлены принципы, ценности, позиции, идеалы и убеждения человека.

Каждый, кто имеет такую устойчивую систему взглядов, является зрелой личностью. У такого человека есть то, чем он руководствуется в повседневной жизни. На самом деле, мировоззрение проявляется буквально во всем – начиная бытом, заканчивая межличностными отношениями.

Что же такое убеждение? Это понятие, имеющее непосредственное отношение к мировоззрению. Под данным термином понимают высшую форму направленности личности, которая побуждает ее действовать в соответствии со сложившимися идеалами и принципами. Стоит оговориться, что человек, уверенный в своих взглядах, знаниях и оценках действительности, еще и стремится донести их до остальных людей. Но! Ключевое слово здесь «донести» — он ничего не навязывает, поскольку находится в гармонии с самим собой и этим миром.

И, наконец, идеал. Это некий образ, которому человек старается следовать в своем поведении и деятельности. Именно благодаря ему каждый из нас имеет возможность отражать и менять мир в соответствии с идеалами. Они могут быть как реальными (люди из жизни, кумиры), выдуманными (персонажи из книг, фильмов) и собирательными. Говоря простым языком, идеал – это высший образец нравственной личности. Главное, чтобы он не был иллюзорным. Иначе человек, следуя ему, придет не к тому, к чему хотел.

Мотивы

Существуют:

  1. Мотивы для предотвращения неудач. Индивид совершает осторожные действия, взвешивает каждый шаг. При этом выполняются менее значимые действия.
  2. Мотивы для достижения цели. При решении задач используется максимальное количество ресурсов.

Типы связи мотивации и направленности:

  1. Идейно-духовный. Человек испытывает стремление к изучению мироздания. Индивид начинает мыслить в направлении развития, сохранения человечества.
  2. Инстинктивно-физиологический. Проявляется стремлением к удовлетворению телесных потребностей, чтобы сохранить себя, свой вид.
  3. Индивидуально-личностная. Стремление к удовлетворению собственных потребностей, поддержанию индивидуальности, самовыражению.

Мотивированные действия чаще проходят на фоне внутренних противоречий. Человек имеет конкурирующие, разнонаправленные влечения. Мотивация помогает их временно подавить, чтобы достичь чего-то быстрее.

Интерес

Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.

Итак, интерес – это эмоциональная ориентированность человека на определенные объекты. Они имеют особую устойчивую значимость, так как связаны с его индивидуальными потребностями.

Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и кратковременными. То, насколько они глубоки и широки, определяет полноценность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.

Можно даже сказать, что именно они определяют стиль жизни человека. Доказать это легко. Человек интересуется бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными деловыми отраслями и секретами успешного предпринимательства? Значит, для него главное в жизни – это успех и материальное благополучие. И он будет делать все для достижения данной цели, действуя в соответствии со своими интересами.

Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это в психологии изучается отдельно.

Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он многое знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу под несколькими углами, ему свойственна высокая эрудированность, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже желание сильнее.

А вот люди с мелкими интересами, как правило, являются заурядными, скучными и безуспешными. Почему? Потому что их кроме удовлетворения естественных потребностей ничего не интересует. Еда, питье, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс, и все по новой. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.

Тест ориентации Фромма

Тест ориентации Фромма
ТЕСТ ОРИЕНТАЦИИ ФРОМА

Насколько близко к вам каждое слово? 5 (очень хорошо), 4, 3, 2, 1 (совсем нет).


тендер: 

увлекательно: 

ординарец: 

остроумно: 

легковерный:

высокомерный: 

упрямый: 

безразлично 

оптимистично:

милостивый: 

зарезервировано: 

любопытно: 

трусливый: 

тщеславный: 

подозрительно:

непринципиально: 

идеалистический:

утвердительный: 

экономичный: 

юношеский: 

сабмиссив: 

эксплуататорский: 

без воображения: 

оппортунистический: 

сентиментальный: 

соблазнение: 

навязчивый: 

глупо: 

лояльных: 

самоуверенный: 

постоянно:

допуск:

желаемое: 

сыпь:

холод:

бестактность: 

чувствительный: 

горд:

осторожно: 

непредубежденный: 

нереально:

агрессивный:

скупой: 

детский:

посвящено: 

активен:

практично:

целеустремленный: 

Вернуться к тексту.

[HTML благодаря щедрости Дэна Виттена!]

Тип личности и ориентация во времени: прошлое, настоящее или будущее?

Доктор А.Дж. Дрент

Само собой разумеется, что время играет центральную роль в человеческом опыте. Одна вещь, которая отличает наш вид, — это наши знания о смерти и старении. Это знание служит линзой для приблизительного понимания того, где мы находимся на жизненном пути.

Тем не менее, я думаю, справедливо будет сказать, что молодые люди обычно меньше обращают внимание на время. В детстве один день может казаться бесконечно длинным, и редко возникает ощущение, что время ограничено. И если день может казаться вечностью, только представьте, какой длинной должна быть жизнь для ума ребенка!

У детей также есть ощущение, что большая часть их жизни впереди, а не позади. Таким образом, они воспринимают жизнь как полную возможностей. Поскольку никакой конкретный путь еще не выбран, небо — это действительно предел. Многим это неизведанное будущее придает ощущение тайны и предвкушения того, что может быть в запасе у жизни.

По мере того, как мы переходим во взрослую жизнь и продвигаемся по ней, жизненные возможности постепенно сокращаются, поскольку то, что когда-то было набором потенциальных путей, вытесняется единственным. Наш курс начинает казаться более необычным, потому что прошло больше времени, что позволяет нам проследить более длинную линию наших шагов. Не только это, но и будущее внезапно поражает нас, как тонна кирпичей, как конечное . Таким образом, время становится более постоянным и влиятельным присутствием в сознании взрослых, побуждая нас к большей осторожности и обдумыванию нашего жизненного выбора.

В значительной степени именно эта суровая конфронтация со временем и его конечностью формирует, усиливает и отличает человеческий опыт. Внезапно возникает вопрос: кто я? и Что мне делать со своей жизнью? — стать более требовательным. Если жизнь коротка, и у нас есть только один шанс прожить ее, то нам лучше сделать ее значимой. Эта чувствительность усиливается от подросткового возраста к среднему возрасту, по мере того как некоторые пути выбираются, а другие оставляются. На протяжении всего этого процесса мы пытаемся взвесить прошлое, настоящее и будущее одновременно: доволен ли я тем, где я нахожусь, и тем, что я сделал в своей жизни? Чего я еще хочу добиться? Как я могу соблюдать и примирить эти многочисленные проблемы в будущем?

Как интуитивный (N) и сенсорный (S) типы приближаются ко времени

Философская область, которую мы рассмотрели до сих пор, может показаться более знакомой некоторым типам личности, чем другим. Правда в том, что не все тратят много времени на размышления о важности жизни и смерти, по крайней мере, открыто. Вместо этого эти глубокие экзистенциальные заботы остаются в основном подсознательными; хотя их можно косвенно ощущать или переживать, они не занимают центральное место в сознательном внимании. Конечно, это не означает, что они не имеют никакого эффекта или последствий, а только то, что человек не включен в них.

Наиболее рефлексивными и интроспективными типами личности являются Интуитивы (N). Они заботятся об идеях и о том, как все взаимосвязано с точки зрения более широкой картины. Следовательно, стремление к самопознанию и общему взгляду на жизненную шкалу определенно находится в их рулевой рубке. В то время как представители чувствительного (S) типа также заботятся о ходе и качестве своей жизни, они тратят меньше времени на борьбу с философскими вопросами, чем представители интуитивного типа. Предполагая, что это работает для них нормально, Сенсоры обычно принимают мировоззрение семьи, религии или культуры, в которой они выросли. Отказ от любых философских (N) проблем позволяет им двигаться вперед в своем S-бизнесе, не увязая в абстракциях. . Напротив, жизненные дела для интуитивных людей часто означают проведение достаточного количества времени в размышлениях. Небрежное или некритическое импортирование мировоззрения, особенно оптом, для них неприемлемо.

Интуитивы также склонны быть неудовлетворенными существующим положением вещей и поэтому склонны придумывать и разрабатывать альтернативы. Их мысль часто принимает форму: «Если бы мы могли изменить только X, все было бы лучше». Другими словами, они мотивированы перспективой лучшего будущего и с удовольствием участвуют в его обновлении. Об этом свидетельствует тот факт, что интуитивы (как и те, у кого высокие показатели открытости Большой пятерки) часто склонны к политическому либерализму, который, как правило, ориентирован на изменения (подробнее об этом см. мой пост «Личность и политика»).

В свете вышеизложенного кажется разумным предположить, что интуитивные люди ориентированы на будущее. Но частью видения более широкой картины является понимание прошлого, то есть отслеживание цепочки событий, которые привели нас к нашей нынешней ситуации. Как мы уже упоминали ранее, интерпретация временной шкалы нашей жизни влечет за собой непрерывный диалог между прошлым, настоящим и будущим. Чтобы достичь согласованной идентичности, мы должны примирить наше прошлое с нашей нынешней и будущей жизнью. Таким образом, хотя интуитивы, несомненно, настроены на перемены и ориентированы на будущее, они не могут этого сделать, не поговорив также с прошлым.

Как Суждение (J) и Восприятие (P) приближаются к времени

Майерс-Бриггс Суждение (J) умеренно хорошо коррелирует с сферой Добросовестности Большой Пятерки. Совестливые люди придерживаются своего рода управленческого подхода к жизни. Это включает в себя наличие набора стандартов или целей, стремление соответствовать этим стандартам и постоянный мониторинг своего прогресса. Если типы Сознательного Суждения более целеустремленные, их также можно рассматривать как принимающих ориентацию на будущее.

Воспринимающие (P) типы, особенно те, у кого уровень Сознательности ниже, как правило, менее привередливы, активны и управленчески, чем их коллеги J. Они более открыты ко всему, что преподносит им жизнь, и менее склонны навязывать свою волю миру. Поскольку они «живут настоящим», эти типы можно рассматривать как более ориентированные на настоящее в их временной перспективе.

Возникает интересный вопрос о типах «NP» (т. е. INFP, INTP, ENFP, ENTP). Мы установили, что интуитивы ориентированы на будущие возможности, а персиверы — на спонтанные события в настоящем. Итак, что представляет собой более заметную ориентацию типов NP? Трудно сказать, что какой-то из них неизменно более распространен. Вместо этого НП часто колеблются между двумя временными перспективами. Пока они наслаждаются настоящим, нет причин прыгать с корабля и заниматься чем-то другим. То же самое верно, когда они поглощены творческим проектом, нацеленным на будущее. А поскольку у многих НП уровень Сознательности ниже, они часто полагаются на вдохновение или энтузиазм, чтобы компенсировать недостаток самодисциплины или силы воли.

В свете вышеизложенного, мы могли бы в целом представить NJ как наиболее последовательно целеустремленный и ориентированный на будущее тип. С другой стороны, ПЛ, ориентированные на действия и ощущения, наиболее последовательно погружены в настоящее. В то время как SJ могут быть настоящими или ориентированными на будущее при выполнении задач или стремлении к достижению целей, они склонны в значительной степени полагаться на прошлое — распорядок, убеждения и традиции, которыми они дорожат, — для вдохновения и руководства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *