Виды общения в психологии: 📖 32. Виды общения. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 32. Читать онлайн

Какими бывают виды общения в психологии

Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. В общении выделяется 3 аспекта: содержание, средства и цель. Есть и разные виды общения, но об этом позже.

Через общение могут передаваться одному живому существу от другого данные об их различных эмоциональных состояниях (радость, гнев, удовлетворенность, страдание, печаль и т. п.), что говорит о настрое иного живого существа на контакты.

Целью общения является то, ради чего у людей возникает этот вид активности. Это может быть скрытое побуждение иного живого существа к конкретным, определенным действиям или предупреждение о воздержании от какого-то действия. Также целью может быть получение и передача объективных знаний о нашем мире, воспитание и обучение, прояснение и установление деловых и личных взаимоотношений, согласование совместных действий людей в их деятельности, многое другое.

Общение — это довольно сложный процесс естественного взаимодействия людей, зависящий от многих факторов. Окончательные результаты общения могут быть как эффективными, так и неэффективными. Известно, что общение имеет свои приемы, виды, методы. По этим основаниям производится классификация общения.

Материальное общение — субъекты, занятые индивидуальной деятельностью, активно обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средствами удовлетворения актуальных для них потребностей.

Кондиционное общение — люди оказывают друг на друга влияние и стремятся друг друга привести в определенное психическое или физическое состояние.

Мотивационное общение — своим содержанием имеет передачу друг другу конкретных установок, побуждений или готовности к действию в определенном направлении.

Деятельностный и когнитивный вид общения связан с различными видами учебной или познавательной активности. Биологическое — это такое общение, что необходимо для сохранения, поддержания и развития организма. Напрямую связано оно с полным удовлетворением самых распространенных органических потребностей. Цели укрепления и расширения межличностных контактов, развития и установления личностного роста, интерперсональных отношений преследует социальное общение.

Виды общения в психологии по средствам: непосредственное и опосредствованное, прямое и косвенное. Непосредственное — осуществляется при помощи естественных органов, что даны природой живому существу: туловище, голова, голосовые связки, руки и т. п. Опосредствованное же связано с прямым использованием специальных орудий и средств именно для организации обмена информацией и общения. Прямое общение осуществляется в личных контактах и при непосредственном восприятии друг другом общающихся людей. К примеру, это беседы, телесные контакты, общение в случаях, когда собеседники видят друг друга и непосредственно реагируют на действия партнера. Косвенное общение проявляется через посредников — других людей (например, переговоры между двумя конфликтующими сторонами на межнациональном, межгосударственном, семейном, групповом уровнях).


Коммуникации: понятие, определение, виды, классификации и…

Коммуникации — понятие многоплановое, требующее тщательного рассмотрения и изучения для донесения…

Есть еще некоторые виды общения, которые следует выделить: личностное и деловое, целевое и инструментальное. Содержание делового общения — то, чем заняты люди, а не затрагивающие их внутренний мир проблемы. Личностное же общение в основном сосредоточено вокруг разнообразных психологических проблем именно внутреннего характера, тех потребностей и интересов, что интимно и глубоко затрагивают саму личность человека: поиски главного смысла жизни, внутреннее определение отношения к происходящему вокруг, к значимому человеку, разрешение каких-либо внутренних конфликтов.

Инструментальное — это общение, не являющееся самоцелью, не стимулирующееся самостоятельной потребностью, но такое, что преследует какую-то иную цель, кроме получения банального удовлетворения от данного акта общения. Целевое — служит само по себе средством удовлетворения какой-то специфической потребности, в общении (в данном случае).

Очень важное выделить такие виды общения у людей, как вербальное и невербальное. Вербальное предполагает обязательное условие — использование языка. Невербальное — это общение при помощи жестов, пантомимики, мимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Это зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие образы и ощущения, получаемые от какого-либо другого лица.

Виды общения в психологии: классификация, характеристика

Главная » Психология человека » Общение с другими людьми

Автор Doctor Feel На чтение 6 мин Просмотров 532 Опубликовано

Общением называют процесс взаимодействия личностей, целью которого является удовлетворение социальных потребностей его участников. Человек начинает общаться с другими людьми с самого рождения и продолжает до смерти. Взаимодействие индивидуумов друг с другом является основой межличностных отношений. В информационном обществе важен обмен полученными знаниями, умениями и навыками, который происходит в момент коммуникации.

Общением называют процесс взаимодействия личностей, целью которого является удовлетворение социальных потребностей его участников. Человек начинает общаться с другими людьми с самого рождения и продолжает до смерти. Взаимодействие индивидуумов друг с другом является основой межличностных отношений. В информационном обществе важен обмен полученными знаниями, умениями и навыками, который происходит в момент коммуникации.

Содержание

  1. Общение
  2. Коммуникация в молодежной среде
  3. Виды общения
  4. Педагогическое взаимодействие

Общение

Это понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.

Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.

Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.

Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:

  • Контактная. Выражается в налаживании контакта и готовности обмениваться информацией.
  • Информационная. Обозначает передачу каких-либо данных другому человеку при поступившем от него запросе.
  • Побудительная. Характеризуется мотивацией оппонента на активную деятельность, достижение целей.
  • Координационная. Имеет место при взаимодействии, направленном на координацию действий членов общества, которые занимаются совместной деятельностью.
  • Понимания. Функция адекватного восприятия и понимания информационного посыла, взаимопонимания участников диалога.
  • Эмотивная. Выражается в том, что один человек вызывает у другого определенные эмоции и чувства. Или, наоборот, стремится вызвать их у себя посредством общения с конкретным собеседником.
  • Установления отношений. Функция закрепления места личности в социальной среде.
  • Оказания влияния. Внесение изменений в поведение, состояние, личные взгляды и цели индивида.

Коммуникация в молодежной среде

Общение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:

  • Общаются посредством обмена эмоциями и впечатлениями.
  • Активно используют невербальное общение: обнимаются, пожимают руки, трогают за плечо и т. д.
  • Ведут интимные разговоры, делятся самым сокровенным.
  • В общении используют слова, которые популярны только в их среде (жаргоны).
  • Опосредованные контакты в социальных сетях и мессенджерах занимают у них большую часть времени.
  • Не умеют контролировать свои порывы. На этой почве во время коммуникации в молодежной среде постоянно возникают споры.
  • Разбиваются на группы по интересам. В каждой группе есть авторитетный лидер.
  • Не идут на контакт с неприятными для них людьми.

Виды общения

Один и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:

  • по средствам выражения;
  • по целям;
  • по содержанию;
  • по участникам общения;
  • по средствам передачи информации;
  • по времени.

Характеристика различных видов:

Критерий Виды и характеристика
По средствам выражения
  • Вербальное. Осуществляется с помощью речи и доступно только человеку. Его не всегда достаточно для донесения информации до оппонента.
  • Невербальное. Происходит с привлечением взгляда, жестов, мимики, прикосновений. Они дополняют сказанное или выступают как самостоятельные элементы. Приемы невербального общения влияют на подсознание человека и позволяют воздействовать на его чувства
По целям
  • Биологическое. Это общение, необходимое для удовлетворения потребностей человека как биологической единицы. Оно связано с поддержанием, развитием и сохранением организма. Есть и у животных.
  • Социальное. Определение социального общения звучит как взаимодействие с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
По характеру
  • Деловое (формальное, ролевое). Его цель — договориться о чем-то, прийти к какому-то соглашению. Такая коммуникация обусловлена ролью человека в социуме. Это взаимодействие уместно в рабочем коллективе. У деловой коммуникации обязательно есть предмет для обсуждения.
  • Неформальное.
    Обусловлено личными отношениями и происходит за границами деловых отношений. Партнеров для такого взаимодействия человек может выбирать самостоятельно. Это люди, с которыми ему приятно проводить время, они разделяют его интересы
По содержанию
  • Материальное. Взаимодействие с целью получения материальных ценностей, предметов, продуктов труда.
  • Когнитивное. Передача информации развивающего вида, которая помогает расширять кругозор и совершенствоваться.
  • Кондиционное. Воздействие субъектов на физическое или психологическое состояние друг друга для достижения определенного эффекта.
  • Деятельностное. Передача действий, операций, умений, навыков.
  • Мотивационное. Передача побуждений к активной деятельности
По участникам общения
  • Лично-групповое. Индивид контактирует с каждым участником группы. Примером можно назвать взаимодействие с рабочим коллективом.
  • Межличностное. Предполагает, что между двумя участниками происходит прямой контакт, поэтому такой вид еще называют прямым. Межличностное общение может быть опосредованным и непосредственным.
  • Межгрупповое. Контактируют две или более группы людей. Такая коммуникация носит мирный или конфликтный характер.
По средствам передачи информации
  • Опосредованное. Происходит с помощью технических средств, почты или третьих лиц. Такой коммуникации могут препятствовать помехи, она может длиться продолжительное время из-за проблем с доставкой информации. Сегодня опосредованное общение пользуется популярностью, особенно, в молодежной среде.
  • Непосредственное. Собеседники общаются, находясь рядом. Они получают друга от друга неискаженную информацию и хорошо понимают смысл сказанных слов.
По времени
  • Кратковременное. Ограничено по времени, осуществляется в пределах одной темы.
  • Длительное. Процесс, который предполагает не только решение стоящих задач, но и познание друг друга. Во время которого человек испытывает потребность в постоянных контактах. Может быть непрерывным и прерывистым, касаться одной или нескольких тем

Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций.

Сложно перечислить их все. Выделяют три вида общения, которые не подходят ни под один критерий:

  • Воспитательное общение. Выражается в целенаправленном воздействии одного индивида на другого для достижения определенного результата.
  • Диагностическое общение. В результате такого взаимодействия у человека формируется мнение об оппоненте или он получает информацию о собеседнике (врач-пациент, таблица с вопросами при приеме на работу).
  • Интимно-личностное общение. Оно происходит только между родными и близкими людьми, которые доверяют друг другу.

Многообразие видов общения связано с его многоплановостью.

Педагогическое взаимодействие

Особняком среди всего многообразия видов общения стоит педагогическое взаимодействие. Именно оно оказывает существенное влияние на формирование личности. Его можно определить как процесс, во время которого происходит взаимодействие педагога и учащихся, налаживание их устойчивой коммуникации.

На эффективность такого общения воздействует степень удовлетворенности потребностей учеников и преподавателя.

В основе этого педагогического общения лежит установление близких и доверительных отношений. Это возможно при совпадении интересов и целей. Коммуникация должна носить дружелюбный характер, к личности учащегося необходимо уважительное отношение. Только личная заинтересованность преподавателя в успехах своих воспитанников положительно скажется на установках, целях и взглядах молодого поколения.

К вопросу проблемы педагогического взаимодействия впервые обратились в период советской педагогики. Великие педагоги того времени сходятся в одном мнении — учитель должен быть не просто ученым человеком и владеть своим предметом, но и уметь находить подход к ученикам.

2.1 Определение коммуникации – психология, коммуникация и канадское рабочее место

Связь определена

Прежде чем мы приступим к изучению различных форм общения, важно, чтобы у нас было общее понимание того, что мы подразумеваем под словом общение .

Для наших целей в этой книге мы определим коммуникацию как процесс создания значения путем отправки и получения вербальных и невербальных символов и знаков, на которые влияет множество контекстов.

Это определение основано на других определениях коммуникации, которые были перефразированы и уточнены на протяжении многих лет. Фактически, с тех пор как немногим более ста лет назад в колледжах и университетах началось систематическое изучение коммуникации, было опубликовано более 126 определений коммуникации (Dance & Larson, 1976).

Различные типы связи

Связь можно разделить на три основных типа:

  1. устное общение, при котором вы слушаете человека, чтобы понять его смысл;
  2. письменных сообщений, в которых вы читаете их значение; и
  3. невербальное общение, при котором вы наблюдаете за человеком и делаете вывод о его значении.

Каждая из этих форм общения важна на рабочем месте, и у каждой есть свои преимущества, недостатки и даже подводные камни.

1. Устное общение

Вербальное общение в бизнесе происходит по телефону или лично. В дополнение к рутинным телефонным звонкам и личным беседам вербальное общение является важным инструментом для создания общих ценностей внутри организации посредством рассказывания историй и общения в критических ситуациях. Давайте рассмотрим эти два примера подробнее.

Рассказывание историй

Рассказывание историй показало себя как эффективная форма вербального общения; он выполняет важную организационную функцию, помогая создавать общие значения для отдельных лиц внутри организации. Истории могут помочь прояснить ключевые ценности и продемонстрировать, как что-то делается внутри организации, а частота, сила и тон историй связаны с более высокими организационными обязательствами (McCarthy, 2008). Качество историй, которые рассказывают предприниматели, связано с их способностью обеспечить капитал для своих фирм (Martens et. al., 2007). Истории могут служить для укрепления и сохранения культуры организации.

Важные разговоры

Хотя процесс может быть таким же, важные коммуникации требуют больше планирования, размышлений и навыков, чем обычные повседневные взаимодействия на работе. Примеры коммуникационных мероприятий с высокими ставками включают просьбу о повышении или представление бизнес-плана венчурному капиталисту. В дополнение к этим событиям в нашей профессиональной жизни часто случаются важные разговоры — дискуссии, в которых не только высоки ставки, но и когда мнения расходятся, а эмоции сильны (Patterson et. al., 2002). Одна из наиболее последовательных рекомендаций экспертов по коммуникациям — работать над использованием «и» вместо «но», когда вы общаетесь в этих обстоятельствах. Кроме того, следите за своим стилем общения и практикуйте гибкость; именно в стрессовых ситуациях стили общения могут стать наиболее жесткими.

2. Письменное сообщение

В отличие от устного общения, письменное деловое общение представляет собой печатные сообщения. Большинство рабочих мест в той или иной степени связаны с письмом. Примеры письменных сообщений включают служебные записки, предложения, электронные письма, письма, учебные пособия и операционные политики. Они могут быть напечатаны на бумаге, написаны от руки или отображены на экране. Как правило, вербальное общение происходит в режиме реального времени. Письменное общение, напротив, может быть построено в течение более длительного периода времени. Письменное общение часто асинхронный (возникающий в разное время). Письменное сообщение также может быть прочитано многими людьми (например, всеми сотрудниками отдела или всеми клиентами). Это общение «один ко многим», в отличие от устного разговора один на один. Конечно, есть исключения: голосовая почта — это устное сообщение, которое является асинхронным. Конференц-связь и выступления представляют собой устное общение «один ко многим», а электронная почта может иметь только одного получателя или многих.

3. Невербальное общение

То, что вы говорите, является жизненно важной частью любого общения. Но то, что вы не говорите, может быть еще важнее. Исследования также показывают, что 55% личного общения происходит за счет невербальных сигналов, таких как выражение лица, положение тела и тон голоса. Согласно одному исследованию, только 7% понимания основано на реальных словах человека; 38 % основаны на параязыке (тон, темп и громкость речи), а 55 % основаны на невербальных сигналах (язык тела) (Mehrabian, 1981).

Исследования показывают, что невербальные сигналы также могут повлиять на то, получите ли вы предложение о работе. Судьи, изучавшие видеозаписи реальных соискателей, смогли оценить социальные навыки кандидатов на работу с выключенным звуком. Они наблюдали за скоростью жестикулирования, временем, потраченным на разговоры, и формальностью в одежде, чтобы определить, какие кандидаты будут наиболее успешными в социальном отношении на работе (Gifford et. al., 19).85). По этой причине важно учитывать то, как мы выглядим в бизнесе, а также то, что мы говорим. Мышцы нашего лица передают наши эмоции. Мы можем отправить молчаливое сообщение, не говоря ни слова. Изменение выражения лица может изменить наше эмоциональное состояние. Например, перед собеседованием, если мы сосредоточимся на том, чтобы чувствовать себя уверенно, наше лицо передаст эту уверенность интервьюеру. Улыбка (даже если мы чувствуем стресс) может снизить уровень стресса в организме.

Чтобы быть эффективными коммуникаторами, нам нужно привести язык тела, внешний вид и тон в соответствие со словами, которые мы пытаемся передать. Исследования показывают, что когда люди лгут, они чаще моргают, переносят свой вес и пожимают плечами (Siegman, 19 лет).85).

Еще одним элементом невербального общения является тон. Другой тон может изменить воспринимаемое значение сообщения, демонстрируя, насколько ясно это может быть правдой, будь то устное или письменное общение. Если бы мы просто прочитали эти слова без дополнительного ударения, мы бы удивились, но ударение показывает нам, как тон передает большой объем информации. Теперь вы видите, как изменение тона голоса или письма может спровоцировать или устранить недопонимание.

Не используй этот тон со мной!

Примеры тонов. Изменение тона может кардинально изменить смысл

Акцент Что это значит
Я  не сказал Джону, что вы опоздали. Кто-то еще сказал Джону, что вы опоздали.
Я не    не сказал Джону, что вы опоздали. Этого не произошло.
Я не сказал Джону, что ты опоздал. Возможно, я подразумевал это.
Я не сказал Джону ты опоздал. Но, может быть, я сказал Шарон и Хосе.
Я не сказал Джону что ты  опоздал. Я говорил о другом.
Я не сказал Джону, что ты опоздал. Я сказал ему, что вы все еще опаздываете.
Я не сказал Джону, что ты опоздал на . Я сказал ему, что ты идешь на другое собрание.

Источник : Основано на идеях Kiely, M. (1993, октябрь). Когда «нет» означает «да». Маркетинг , 7–9.

 

В дополнение к тону голоса, вот несколько примеров невербальных сигналов, которые могут поддержать или отвлечь внимание от сообщения коммуникатора:

Язык тела

Простое эмпирическое правило заключается в том, что простота, прямота и теплота выражают искренность. И искренность является ключом к эффективному общению. Крепкое рукопожатие, сделанное теплой сухой рукой, — отличный способ установить доверие. Слабое липкое рукопожатие свидетельствует об отсутствии доверия. Закусывание губ говорит о неуверенности. Прямая улыбка выражает уверенность.

Контакт с глазами

В бизнесе стиль и продолжительность зрительного контакта, которые считаются уместными, сильно различаются в зависимости от культуры. В Северной Америке смотреть кому-то в глаза (около секунды) считается признаком доверия.

Выражение лица

Человеческое лицо может отображать тысячи различных выражений. Эти выражения были расшифрованы экспертами как соответствующие сотням различных эмоциональных состояний (Ekman et. al., 2008). Наши лица передают основную информацию внешнему миру. Счастье ассоциируется с вздернутым ртом и слегка прикрытыми глазами; страх с открытым ртом и широко раскрытыми глазами. Порхающие («бегущие») глаза и поджатые губы говорят об отсутствии доверия. Эффект мимики в разговоре мгновенный. Наш мозг может зарегистрировать их как «чувство» по поводу чьего-то характера.

Поза

Положение нашего тела по отношению к стулу или другому человеку — еще один мощный безмолвный вестник, который передает заинтересованность, отстраненность, профессионализм — или их отсутствие. Голова вверх, спина прямая (но не жесткая) предполагает прямоходящий характер. В ситуациях интервью эксперты советуют отражать тенденцию интервьюера наклоняться и откидываться на спинку кресла. Тонкое повторение позы другого человека показывает, что мы слушаем и отвечаем.

Сенсорный

Значение простого прикосновения различается у разных людей, полов и культур. В Мексике, занимаясь бизнесом, мужчина может поймать себя на том, что другой мужчина схватил его за руку. Отстранение считается грубым. В Индонезии прикосновение кого-либо к голове или к чему-либо ногой считается крайне оскорбительным. Канадцы часто придают большое значение крепкому рукопожатию. Но рукопожатие как состязательный вид спорта («костная дробилка») может показаться излишне агрессивным как дома, так и за границей.

Космос

Антрополог Эдвард Т. Холл ввел термин проксемика для обозначения различных видов дистанции, возникающей между людьми. Эти расстояния варьируются между культурами. На рисунке ниже показаны основные проксемики повседневной жизни и их значение (Hall, 1966):

Рисунок 2.1 Межличностные расстояния. Изображение адаптировано из «Принципов управления для коммуникации с лидерами» Миннесотского университета. CC BY-NC-SA 4.0. Цвет изменен с оригинала. [Нажмите, чтобы увеличить]

Если вы стоите слишком далеко от коллеги (например, расстояние публичных выступлений более семи футов) или слишком близко к коллеге (близкое расстояние для объятий) может помешать эффективному устному общению в бизнесе.

  • Типы общения включают устное, письменное и невербальное.
  • Вербальное общение имеет преимущество непосредственной обратной связи, лучше всего подходит для передачи эмоций и может включать рассказывание историй и важные разговоры.
  • Письменные сообщения имеют преимущество асинхронности, охвата многих читателей и лучше всего подходят для передачи информации.
  • Как устное, так и письменное общение передает невербальные сообщения посредством тона; вербальное общение также окрашивается языком тела, зрительным контактом, выражением лица, позой, прикосновением и пространством.
  1. Когда вы видите записку или электронное письмо, полное опечаток, грамматических ошибок или неполных предложений, как вы реагируете? Влияет ли это на ваше восприятие отправителя? Почему или почему нет?
  2. Насколько хорошо вы понимаете свой собственный язык тела? Ваш язык тела когда-нибудь доставлял вам неприятности, когда вы общались с кем-то?
  3. Если смысл словесного общения составляет всего 7% слов, что это значит для письменного общения?

Ссылки

Этот раздел адаптирован из:

Коммуникация в реальном мире Университета Миннесоты под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4. 0 International License, если не указано иное.

Принципы управления коммуникациями с лидерами Университета Миннесоты под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.

Dance, FE X, & Larson, CE (1976). Функции человеческого общения: Теоретический подход. Холт, Рейнхарт и Уинстон.

Экман, П., Фризен, В. В., и Хагер, Дж. К. (2008). Система кодирования лицевых движений (FACS). http://face-and-emotion.com/dataface/facs/manual.

Гиффорд Р., Нг С.Ф. и Уилкинсон М. (1985). Невербальные сигналы на собеседовании при приеме на работу: связь между качествами кандидата и суждениями интервьюера. Журнал прикладной психологии , 70 , 729–736.

Hall, ET (1966). Скрытое измерение . Даблдэй.

Мартенс, М.Л., Дженнингс, Дж.Э., и Деверо, Дж.П. (2007). Приносят ли истории, которые они рассказывают, нужные им деньги? Роль предпринимательских рассказов в приобретении ресурсов. Журнал Академии управления , 50 , 1107–1132.

Маккарти, Дж. Ф. (2008). Короткие истории на работе: рассказывание историй как показатель организационной приверженности. Управление группой и организацией , 33 , 163–193.

Меграбян А. (1981). Тихие сообщения . Уодсворт.

Паттерсон К., Гренни Дж., Макмиллан Р. и Свитцлер А. (2002). Важные разговоры: инструменты для разговоров, когда ставки высоки . Макгроу-Хилл.

Siegman, AW (1985). Многоканальные интеграции невербального поведения . Лоуренс Эрлбаум.

Техники общения (Руководство) | Therapist Aid

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что слушаете кого-то, но больше сосредотачиваетесь на том, что хотите сказать дальше? Может быть, они рассказывают вам о своих выходных, когда вы думаете: «Ух ты, мне не терпится рассказать им о том, что случилось со мной в прошлую субботу. Какая история!»

Или, может быть, у вас есть противоположная проблема: вы держите все это в себе. Вы не хотели бы беспокоить кого-то другого или ранить его чувства. Возможно, вам легче избежать конфликта, скрывая свои чувства, когда вы расстроены.

Большинство из нас совершают эти ошибки. На самом деле, эти коммуникативные ошибки — настолько нормальная часть жизни, что большинство из нас даже не замечают, когда мы в них виноваты. Обычно они не имеют такого большого значения. Продолжаем разговор и все. Однако последствия плохого общения сказываются. Чувство неуслышанности может привести к обиде, разочарованию и боли.

С практикой вы научитесь общаться более эффективно, замечая распространенные ошибки и изучая приемы, позволяющие слышать и быть услышанным. Даже если у вас нет проблем в отношениях, обучение эффективному общению может улучшить почти все аспекты жизни. Это может помочь вам найти лучшую работу, улучшить отношения и почувствовать себя более понятым.

Не хочу вводить в заблуждение. Общение не является реляционной панацеей. Иногда лучшее общение заканчивается признанием: «Мы не согласны». Но это нормально — это намного лучше, чем альтернатива: «Я прав, а ты не прав».

Итак, приступим к делу. Это руководство будет разбито на несколько техник, которые помогут вам услышать и быть услышанным. Попробуйте думать об этих техниках как о тренировочных колесах. Они помогут вам работать над достижением конечной цели — общаться открыто, честно и справедливо. Вероятно, вы начнете использовать эти навыки в более формальной манере, но после достаточной практики они станут естественной частью вашего общения.

Пассивное, агрессивное и напористое общение

Пассивное, агрессивное и напористое общение относится к трем стилям взаимодействия. У каждого есть возможность использовать все три стиля, и все используют их все хотя бы время от времени. Например, кто-то может вести себя пассивно со своим начальником и напористо со своим партнером.

Возможно, вы можете представить примеры каждого стиля общения, просто основываясь на их названиях. Во время пассивного общения вы ставите на первое место потребности и желания других, пренебрегая собой. Агрессивное общение как раз наоборот: вы заботитесь только о своих потребностях в ущерб другим. Оба эти стиля иногда могут быть уместны, но обычно они неэффективны.

Напористость относится к здоровому балансу между пассивным и агрессивным общением. Вы четко формулируете свои собственные потребности и выступаете за их удовлетворение. Однако вы слушаете, признаете и уважаете потребности других. Это означает поиск компромисса.

В следующей таблице показаны некоторые различия между каждым стилем.

Начать использовать напористый стиль общения будет непросто, если вы не использовали его часто в прошлом. Попробуйте использовать сеансы терапии для практики. Ваш терапевт может помочь, предоставив безопасное место для практики стиля общения, с которым вам не совсем комфортно.

Если вам трудно начать или вы чувствуете себя некомфортно во время отыгрыша, просто потренируйтесь придумывать, какой может быть уместный ответ на ситуацию. Подумайте о случае, когда вы должны были действовать более настойчиво, и придумайте как можно больше альтернативных ответов.

Как только вы почувствуете себя увереннее в своих действиях, выберите тип ситуации, в которой вы будете практиковаться. Просто сказать: «Я собираюсь стать напористым» может быть слишком много, но это будет более управляемо, если вы решите конкретную ситуацию, например, разговоры о том, что приготовить на ужин.

Пассивное, агрессивное и напористое общение

рабочий лист

«Я»-утверждения

Во время деликатных разговоров легко непреднамеренно возложить вину или почувствовать себя виноватым. Цель этих разговоров не в том, чтобы заставить другого человека чувствовать себя плохо, а в том, чтобы решить проблему. Чувство вины быстро уводит разговор от первоначального намерения и превращает его в бесплодный спор.

Использование высказываний «Я» уменьшит вероятность того, что вы будете обвинять во время деликатных разговоров. Кроме того, «я»-утверждения — это хороший способ попрактиковаться в ассертивной речи, потому что вам придется взять на себя ответственность за свои собственные мысли и чувства.

Утверждение «Я» обычно следует форматировать следующим образом:

«Я чувствую  , когда вы  «.

Например, можно сказать:

«Я беспокоюсь, когда ты не говоришь мне, что вернешься домой поздно».

В качестве альтернативы, если вы не использовали «Я»-утверждение, оно могло бы звучать примерно так:

«Ты не можешь просто прийти домой поздно, не сказав мне. Это меня беспокоит».

Использование оператора «I» служит нескольким целям в этом примере. Во-первых, утверждение «я» будет интерпретироваться большинством людей как менее обвинительное. Утверждение «я» кажется более мягким, как будто вы говорите: «У меня проблема, с которой вы можете помочь», по сравнению с альтернативным утверждением, которое выглядит так, как будто вы говорите: «Вы сделали что-то не так».

Далее в утверждении «Я» подчеркивается важность проблемы. Если не используется высказывание «я», то слово «чувство» (в данном примере «беспокойство») часто вообще опускается. Это может привести к тому, что вы будете выглядеть контролирующим или требовательным. Разделение ваших чувств позволяет другому человеку лучше понять вашу точку зрения и сопереживать тому, как его поведение влияет на вас.

Наконец, утверждение «Я» заставляет вас говорить четко и уверенно. Вы объясняете, что вы чувствуете и почему вы так себя чувствуете. Там нет хождения вокруг да около, насмешек, унижений или чего-то еще, что отвлекает от сообщения. Это ясно и лаконично.

Не совершайте ошибку, используя фразу «Я» как разрешение сказать все, что у вас на уме. Конечно, вы все равно должны быть тактичны, вежливы и рассудительны. Сказать: «Я расстраиваюсь, когда ты ведешь себя так глупо», все равно не получится.

Утверждения «И»

рабочий лист

Reflections

Способность эффективно выражать свои собственные идеи — это только половина того, что нужно хорошему коммуникатору. Прослушивание — вторая половина. Это не значит просто слышать слова. Это означает слушать, думать, интерпретировать и стремиться понять. Если вы думаете о следующем, что хотите сказать, вы на самом деле не слушаете. Вы просто слышите.

Использование техники, называемой рефлексией, может быстро помочь вам стать лучшим слушателем. Размышляя, вы будете повторять своими словами то, что кто-то только что сказал вам. Возьмем, к примеру, такой обмен:

Говорящий: «Я очень нервничаю из-за работы, а потом, когда я прихожу домой, я все еще в плохом настроении».

Слушатель: «Работа была настолько напряжённой, что вы всё время чувствуете разочарование».

На первый взгляд преимущества отражений не очевидны, но отражения являются одним из самых мощных доступных средств коммуникации. Те, кто не использовал рефлексию, опасаются, что им покажется, что они просто повторяют за другим человеком, не внося свой вклад в разговор. Однако размышления обычно приводят к положительному ответу.

Итак, что на самом деле делают отражения? Они действуют как подтверждение того, что вы услышали и поняли то, что сказал другой человек. Размышления подтверждают чувства человека, показывая, что вы их понимаете. Может показаться, что размышление убьет беседу — нет нового вопроса, на который нужно ответить. Удивительно, но обычно бывает наоборот. Размышления поощряют больше делиться, потому что человек может быть уверен, что вы его слушаете. См. пример разговора:

Говорящий: «Я так злюсь, когда ты тратишь так много денег, не говоря мне об этом. Мы пытаемся накопить на дом!»

Слушатель: «Мы прилагаем все усилия, чтобы накопить на дом, так что это очень расстраивает, когда кажется, что мне все равно.»

Говорящий: «Да, в значительной степени… Мне кажется, что тебя не волнует ни дом, ни наше будущее.»

Слушатель: «Тебя это беспокоит, потому что ты думаешь, что мне не так важны наши отношения, как тебе».

Говорящий: «Ну, я знаю, что тебе не все равно, но я все равно иногда волнуюсь».

Вы, наверное, заметили, что в этом примере слушатель делает небольшие интерпретации того, что на самом деле имеет в виду говорящий. В последнем размышлении интерпретация была не совсем правильной. Ничего страшного! Говорящий видит, что слушатель пытается понять, и исправляет небольшое недоразумение. Именно поэтому размышления так ценны.

Рефлексия — это не просто упражнение на сеансе терапии, это отличная техника, которую можно использовать в любое время. Когда вы впервые начинаете практиковать, рефлексии обычно кажутся немного натянутыми. Но если вы хорошо реализуете размышления, они быстро начнут казаться естественными, как только вы увидите, насколько позитивны ответы.

Обучение использованию отражений требует практики. При консультировании пар может быть полезно дать одному партнеру высказаться в течение примерно 30 секунд, а затем попросить другого подумать. После того, как пара придет к взаимопониманию, поменяйтесь ролями. Делайте это в течение нескольких минут. О, и начните с менее серьезных тем, хотя бы в начале!

При работе с человеком попробуйте использовать нашу рабочую таблицу «Практические размышления»:

Практический лист рефлексии

рабочий лист

Другие советы по общению

  • Задавайте открытые вопросы, чтобы поощрять более активное общение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *