4.2. Виды психологического эксперимента
Эксперименты бывают нескольких видов. В зависимости от способа организациивыделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты. Лабораторныйэксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Достоинством лабораторного эксперимента можно считать строгий контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры для измерения. Недостатком лабораторного эксперимента является трудность переноса полученных данных на реальные условия. Испытуемый в лабораторном эксперименте всегда осведомлен о своем участии в нем, что может стать причиной мотивационных искажений.
Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений.
Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.
В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные (см. 4.4) и определить способы их контроля.
Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.
Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.
В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный
По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются. Спровоцированный эксперимент – это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными. П. Фресс называет данный тип эксперимента «классическим».[56] Эксперимент, на который ссылаются, – это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора. К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания и т. п.). Если воздействие на испытуемого может вызвать серьезное негативное физиологическое или психологическое нарушение, то такой эксперимент проводить нельзя. Однако бывают случаи, когда негативное воздействие (например, травма головного мозга) происходит в реальности. Впоследствии такие случаи могут быть обобщены и изучены.
Виды психологического эксперимента | Студент-Сервис
Эксперименты бывают нескольких видов. В зависимости от способа организации выделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты.
Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние.
Достоинством лабораторного эксперимента можно считать строгий контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры для измерения. Недостатком лабораторного эксперимента является трудность переноса полученных данных на реальные условия.
Испытуемый в лабораторном эксперименте всегда осведомлен о своем участии в нем, что может стать причиной мотивационных искажений.
Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений. Недостатки – невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.
Интересно
Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.
В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные и определить способы их контроля.
Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.
Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.
В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями.
Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.
По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.
Спровоцированный эксперимент – это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными. П. Фресс называет данный тип эксперимента «классическим».
Интересно
Эксперимент, на который ссылаются, – это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора. К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания и т. п.).
Если воздействие на испытуемого может вызвать серьезное негативное физиологическое или психологическое нарушение, то такой эксперимент проводить нельзя. Однако бывают случаи, когда негативное воздействие (например, травма головного мозга) происходит в реальности. Впоследствии такие случаи могут быть обобщены и изучены.
5 классических дизайнов психологических исследований
5 классических дизайнов психологических исследований Клифф Штамп 2021-04-18T21:22:08+00:00
Психологические исследования проводятся с помощью различных методов, каждый из которых предназначен для увеличения объема имеющихся у нас знаний о человеческом поведении. Исследования — это формализованный, систематический способ получения точных и воспроизводимых результатов. Планы исследований — это конкретные методы и процедуры, используемые для получения, сбора и анализа информации.
Исследования могут проводиться разными способами, но в целом их можно определить как качественные или количественные. Количественные психологические исследования относятся к исследованиям, которые дают результаты, основанные на статистике или математическом моделировании. Количественные исследования сосредоточены на проверке объективных гипотез. Он основан на эмпиризме и попытках показать точность гипотезы.
Качественные психологические исследования пытаются понять поведение в его естественном контексте и обстановке. Качественные психологические исследования используют наблюдение, интервью, фокус-группы и включенное наблюдение как наиболее распространенные методы.
Classic Psychology Research Designs
Исследования обычно сосредоточены на поиске определенного ответа или ответов на вопрос или проблему, что вполне логично называется исследовательским вопросом. Дизайн исследования – это формализованное средство поиска ответов на исследовательский вопрос. Планы исследований создают основу для сбора и сбора информации в структурированном и упорядоченном виде. Пять наиболее распространенных дизайнов психологических исследований включают описательный, корреляционный, полуэкспериментальный, экспериментальный, обзорный и метааналитический дизайны.
Планы описательных исследований
- Тематическое исследование . Тематическое исследование предполагает, что исследователи внимательно изучают человека, явление или группу в их реальной естественной среде. Тематические исследования более навязчивы, чем натуралистические наблюдательные исследования.
- Натуралистическое наблюдение . Натуралистическое наблюдение, разновидность полевых исследований, предполагает наблюдение за субъектами исследования в их собственной среде, без каких-либо привнесенных внешних факторов. Натуралистическое наблюдение имеет высокую степень внешней достоверности.
- Опросы . Каждый хоть раз принимал участие в опросе. Опросы отбирают группу лиц, выбранных как репрезентативных для большей части населения. Опросы, естественно, не могут исследовать каждого человека в популяции, поэтому проводится много исследований, чтобы гарантировать, что выборки действительно представляют популяции, которые они должны описывать. Опросы общественного мнения, исследования рынка, обследования общественного здравоохранения и правительственные опросы являются примерами опросов массового спектра.
Планы корреляционных исследований
В планах корреляционных исследований группы изучаются и сравниваются, но исследователи не могут вводить переменные или манипулировать независимыми переменными.
- Исследование случай-контроль . Исследование случай-контроль — это сравнение двух групп, в одной из которых было заболевание, а в другой — нет. Исследования случай-контроль являются ретроспективными; то есть они наблюдают ситуацию, которая уже произошла. Существуют две группы, максимально похожие друг на друга, за исключением того, что предполагаемый агент повлиял на группу случаев. Говорят, что этот гипотетический агент, состояние или сингулярное различие между группами коррелирует с различиями в результатах.
- Наблюдательное исследование . Наблюдательные исследования позволяют исследователям делать некоторые выводы из групповой выборки в отношении общей совокупности. В обсервационном исследовании независимая переменная не может контролироваться или изменяться напрямую. Рассмотрим исследование, в котором сравниваются последствия воздействия алкоголя на плод на развитие психологических расстройств. Было бы неэтично подвергать группу плодов воздействию алкоголя in vivo. Таким образом, сравниваются две группы особей, максимально похожие друг на друга. Разница в том, что одна группа была выбрана из-за того, что они подвергались воздействию алкоголя во время внутриутробного развития. Исследователи не манипулируют мерой независимой переменной, но пытаются измерить ее влияние путем сравнения групп.
План полуэкспериментального исследования
- Полевой эксперимент . Полевой эксперимент происходит в повседневной среде испытуемых. В полевом эксперименте исследователи манипулируют независимой переменной и измеряют изменения тестируемой зависимой переменной. Хотя полевые эксперименты очень хорошо обобщают, исключить посторонние переменные невозможно. Это может ограничить полезность любых выводов.
Схема экспериментальных исследований
Экспериментальное исследование является основным компонентом экспериментальной психологии. В экспериментальной психологии исследователи проводят строго контролируемые лабораторные эксперименты, исключающие внешние ошибочные переменные. Этот высокий уровень контроля позволяет экспериментальным результатам иметь высокую степень внутренней достоверности. Внутренняя валидность относится к степени, в которой результаты эксперимента зависят от манипуляций с независимой переменной. С другой стороны, строго контролируемые лабораторные эксперименты могут не распространяться на естественную среду именно из-за наличия множества внешних переменных.
Обзор планов и метаанализ
- Обзор литературы . Обзор литературы — это документ, в котором рассматриваются другие эксперименты или исследования по конкретному предмету. В обзорах литературы изучаются исследования, опубликованные в академических и других научных журналах. Любое исследование начинается с поиска исследований, сходных или, по крайней мере, фундаментально сходных с рассматриваемым исследовательским вопросом.
- Систематический обзор . В систематическом обзоре рассматривается как можно больше опубликованных, проверенных исследований, которые соответствуют руководящим принципам исследователей для определенного направления исследований. Систематический обзор включает многочисленные и исчерпывающие обзоры литературы. После проведения систематического обзора всех других исследований по теме, которая соответствует критериям, исследователи-психологи проводят метаанализ.
- Метаанализы. Метаанализ включает в себя комплексный статистический анализ предыдущих исследований для ответа на общий вопрос исследования.
Обзоры литературы, систематические обзоры и мета-анализы работают вместе, чтобы предоставить исследователям-психологам общую картину изучаемых ими исследований.
Описательные, корреляционные и экспериментальные планы
Все исследования можно рассматривать как имеющие описательную или выводную ценность, хотя обычно во всех исследовательских проектах присутствуют аспекты обоих. Описательные исследования часто предшествуют экспериментальным исследованиям, поскольку изучение того, что было обнаружено по теме исследования, помогает направлять и уточнять экспериментальные исследования, которые имеют высокую ценность для вывода.
Описательные исследования включают обзоры литературы, систематические обзоры и метаанализы. Они могут оценивать и оценивать, в каком состоянии находится совокупность знаний, но эксперименты не проводятся. Корреляционные планы исследуют силу взаимосвязи между переменными. Корреляционные исследования хороши для выявления возможных взаимосвязей, но не могут установить причинно-следственную связь или причинно-следственную связь между переменными. Это оставляет экспериментальные проекты. которые позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Экспериментальные проекты являются наиболее строгими с научной и математической точки зрения, но этот тонкий уровень контроля не всегда хорошо экстраполируется на мир за пределами лаборатории.
Штамп Клифтона
B.S. Психология | Университет штата Арканзас
Магистр реабилитационного консультирования | Университет штата Арканзас
Магистр английского языка | Университет штата Арканзас
Ноябрь 2019
Другие интересные статьи:
- Как исследователи в области психологии находят финансирование?
- Что делает психологические исследования этичными?
- Как меняется область психологии?
- Проект человеческого коннектома
- Как технологии меняют изучение психологии?
- Какие самые лучшие телешоу о психологии?
Экспериментальные методы в психологии — Центр психологии
В области психологии есть три экспериментальных метода; Лабораторные, полевые и натурные эксперименты. Каждый из экспериментальных методов имеет разные характеристики в отношении; манипулирование IV, контроль электромобилей и возможность точно воспроизвести исследование точно таким же образом.
Method | Description of Method | Strengths | Weaknesses |
Laboratory Experiment | · A highly controlled setting · Artificial setting· High control over the IV и ЭВ· Например, исследование Лофтуса и Палмера, посвященное наводящим вопросам | (+) Высокий уровень контроля, исследователи могут контролировать внутривенные и потенциальные ЭВ. Это сила, потому что исследователи могут установить причинно-следственную связь, и существует высокая внутренняя достоверность. (+) Благодаря высокому уровню контроля это означает, что лабораторный эксперимент может быть воспроизведен точно таким же образом в точно таких же условиях. Это сильная сторона, поскольку это означает, что надежность исследования может быть оценена (т. е. надежное исследование будет давать одни и те же результаты снова и снова). | (-) Низкая экологическая обоснованность. Лабораторный эксперимент проходит в неестественной, искусственной обстановке. В результате участники могут вести себя неестественным образом. Это недостаток, потому что это означает, что эксперимент может не измерять поведение в реальной жизни. (-) Еще одним недостатком является высокая вероятность востребованности характеристик. Например, поскольку лабораторная обстановка дает участникам понять, что они принимают участие в исследовании, это может заставить их каким-то образом изменить свое поведение. Например, участник эксперимента с памятью может сознательно помнить меньше в одном экспериментальном условии, если он думает, что экспериментатор ожидает от него этого, чтобы не испортить результаты. Это проблема, потому что это означает, что результаты не отражают реальную жизнь, поскольку они реагируют на характеристики спроса, а не только на независимую переменную. |
Полевой эксперимент | · Реальная жизнь · Экспериментатор может управлять IV · Экспериментатор не имеет контроля над EV (например, погодой и т.д.) · Например, исследование альтруистического поведения имело марионетку ( актер) инсценировали обвал в метро и зафиксировали, сколько прохожих остановилось, чтобы помочь. | (+) Высокая экологичность. Из-за того, что полевой эксперимент проходит в реальных условиях, участники не подозревают, что за ними наблюдают, и поэтому с большей вероятностью будут вести себя естественно. Это сила, потому что это означает, что поведение участников будет отражать их поведение в реальной жизни. (+) Еще одна сильная сторона заключается в том, что меньше шансов на характеристики спроса. Например, поскольку исследование представляет собой задачу из реальной жизни в естественной среде, маловероятно, что участники изменят свое поведение в ответ на характеристики спроса. Это положительно, потому что это означает, что результаты отражают реальную жизнь, поскольку они не реагируют на характеристики спроса, а только на независимую переменную. | (-) Низкая степень контроля переменных. Например, внешние переменные, такие как погода (если исследование проводится на открытом воздухе), уровень шума или температура, труднее контролировать, если исследование проводится за пределами лаборатории. Это проблематично, потому что существует большая вероятность того, что посторонние переменные повлияют на поведение участников, что снижает внутреннюю достоверность экспериментов и затрудняет установление причинно-следственных связей. (-) Трудно воспроизвести. Например, если исследование проводится на открытом воздухе, погода может меняться между исследованиями и влиять на поведение участников. Это проблема, потому что это снижает вероятность того, что одни и те же результаты будут получены снова и снова, и, следовательно, может снизить надежность эксперимента. |
Естественный эксперимент | · Реальная обстановка · Экспериментатор не может контролировать электромобили или внутривенное вливание · В/в происходит естественным образом · Например, наблюдая за изменениями уровня агрессии после введения телевизора . Введение ТВ — это естественный IV, а ДВ — изменение агрессии (сравнение уровней агрессии до и после введения ТВ). | сильные стороны натурного эксперимента точно такие же, как сильные стороны полевого эксперимента: (+) высокая экологическая достоверность благодаря тому факту, что исследование проводится в естественных условиях и, следовательно, отражает реальные -Жизненное естественное поведение. (+) Низкий шанс востребованности характеристик. Поскольку участники не знают, что они принимают участие в исследовании, они не изменят своего поведения и не будут вести себя неестественно, поэтому можно сказать, что эксперимент измеряет естественное поведение в реальной жизни. | недостатки естественного эксперимента точно такие же, как и сильные стороны полевого эксперимента: (-) Низкий контроль над переменными. Например, исследователь не может контролировать ЭВ, а ВВ возникает естественным образом. Это означает, что причинно-следственная связь не может быть установлена и внутренняя валидность низкая. |