Виды речи психология: 📖 41. Виды речи. Общая психология. Дмитриева Н. Ю. Страница 41. Читать онлайн

📖 41. Виды речи. Общая психология. Дмитриева Н. Ю. Страница 41. Читать онлайн

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление — это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.

Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Прогова-ривание — вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).

Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь в первую очередь звуковая. Но нельзя исключить и значение жестов. Они могут и сопровождать звуковую речь, и выступать в качестве самостоятельных знаков. Отдельные жесты могут быть эквивалентом слов и иногда даже передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуковая речь не может быть применена. Общение при помощи жестов и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от вербального (словесного).

Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчитана на передачу более отвлеченного содержания, не связанного с конкретной ситуацией и конкретным собеседником (за исключением, может быть, личных писем). Хотя нельзя не отметить, что время вносит свои коррективы — отмирает эпистолярный жанр, зато мощно развивается сетевое общение.

Устная речь имеет две формы. Более распространена диалогическая форма. Диалог по определению — это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен содержательными репликами и информацией познавательного или эмоционального характера между его участниками.

Монологическая речь — совсем другое проявление устной речи. Здесь происходит относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом (чтение лекции перед многочисленной аудиторией).

Психология bookap

Возвращаясь к характеристикам письменной речи, надо отметить, что она имеет своей основой монологическую речь, так как в ней отсутствует непосредственная обратная связь с собеседником. Но в отличие от монологической устной речи письменная речь очень ограничена в средствах выразительности, поэтому основными в ней являются содержательная сторона и грамотность изложения.

Помимо перечисленных видов речи, некоторые психологи выделяют еще речь активную и пассивную. Они могут существовать и в устной, и в письменной форме. Активная речь представляет собой процесс передачи информации. Сама активность заключается в необходимости речепорождения. Пассивная же речь является процессом восприятия информации, заложенной в чьей-либо активной речи. Это могут быть выслушивание, адекватное понимание, а в случае восприятия письменной речи — прочтение, повторение про себя.

Виды речи | Диплом по психологии

Соответственно множеству функций, выполняемых речью, существует множество видов или форм речи, т. е. речь является полиморфной деятельностью [10].

Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь [10; 20; 22]. Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.

Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов [20], или кинетическую речь [8]. Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен. «Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции … Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи – жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жес­тами, что придает ей дополнительную выразительность. Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кине­тическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в ре­зультате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинети­ческая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов» [8, с.347].

Выделяют так же монологическую и диалогическую речь [5; 8; 10; 18; 22]. Монологическая речь – это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний одним человеком. К формам монолога относятся объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь представляет собой обмен репликами между двумя общающимися сто­ронами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных дей­ствий. «Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т.е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологи­ческом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует разверну­того выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой це­лую фразу» [8, с.346].

Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную [8; 10; 20; 22]. В большинстве современных языков и пись­менная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи. Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков, и позволяет длительно сохранять содержание речи в первоначальном виде.

И, наконец, различают активную (экспрессивную) и пассивную (импрессивную) формы речи человека [8; 9]. Активная (экспрессивная) форма речи – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная речь – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию. «Экспрессивная речь (процесс высказы­вания) начинается с замысла (план высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, которая обладает «свернутым» харак­тером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего высказывания – устного или письменного. Импрессивная речь (процесс понимания речевого высказывания – устного или при чтении) начинается с восприятия сообщения через слух или зрение, за­тем проходит стадию декодирования (выделения еди­ниц информации) и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения и его понимания (Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000)» [9, с.141-142].

Таким образом, во все виды речи человека – звуковую и кинетическую, монологическую и диалогическую, устную и письменную, активную и пассивную – включены элементы обеих основных форм речевой деятельности – внешней и внутренней, тесно взаимосвязанных между собой и выступающих в неразрывном единстве.

Далее: Развитие речи

Типы нарушений речи и варианты терапии

Многие люди могут распознать один или два типа нарушений речи, но на самом деле логопеды лечат широкий спектр проблем. Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых. Одни присутствуют при рождении, другие развиваются со временем. Некоторые из них являются частью неврологической функции , в то время как другие возникают в результате травмы или инвалидности.

Независимо от того, как возникло расстройство, логопед может способствовать улучшению качества жизни многих пациентов.

10 Распространенные типы нарушений речи

Существует много типов расстройств в различных категориях, и состояние каждого человека может быть различным. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных нарушений речи, которые лечат логопеды .

1. Детская речевая апраксия

При детской речевой апраксии у ребенка возникают проблемы с точными движениями при разговоре. Это происходит потому, что мозгу трудно координировать движения.

2. Орофациальные миофункциональные расстройства

Дети, подростки и взрослые могут страдать от этих ненормальных движений лица и рта. Они возникают из-за аномального роста и развития лицевых мышц и костей, причина которых неясна. У людей с орофациальными миофункциональными расстройствами могут быть проблемы с едой, разговором, дыханием через нос, глотанием или питьем.

3. Нарушения звуков речи/нарушения артикуляции

Нарушения артикуляции, особенно часто встречающиеся у детей младшего возраста, основаны на неспособности образовывать определенные звуки. Вместо этого некоторые слова и звуки могут быть искажены, например, произношение звука «th» вместо звука «s».

Нарушения артикуляции, которые обычно наблюдаются у детей раннего возраста, характеризуются искажением некоторых звуков, например звука «С».

4. Заикание и другие нарушения беглости речи

Заикание может проявляться в различных формах, включая «блоки», характеризующиеся длинными паузами, «пролонгации», характеризующиеся растягиванием звука, и «повторения», характеризующиеся повторением определенного звука в слово. Заикание не всегда постоянно, и оно может усугубляться нервозностью или волнением.

Заикающиеся люди могут чувствовать напряжение в теле и даже избегать ситуаций или слов, которые могут спровоцировать заикание. Вторичное физическое поведение может включать чрезмерное моргание глазами или сжатие челюстей.

5. Рецептивные расстройства

Рецептивные расстройства характеризуются проблемами с пониманием и обработкой того, что говорят другие, вызывая трудности при следовании указаниям или ограниченный словарный запас. Такие расстройства, как аутизм, могут привести к нарушениям восприятия.

6. Нарушения речи, связанные с аутизмом

Проблемы с общением являются одним из аспектов расстройства аутистического спектра, которое включает в себя проблемы с социальными навыками и повторяющимся поведением. У человека с аутизмом могут возникнуть трудности с пониманием и употреблением слов, обучением чтению или письму или ведением разговора.

Его или ее также может быть трудно понять, использовать механический голос и говорить очень мало или совсем не говорить.

7. Нарушения резонанса

Нарушения резонанса возникают из-за закупорки или обструкции потока воздуха в носу, рту или горле, что может повлиять на вибрации, определяющие качество голоса. Расщелина неба и опухшие миндалины — две причины нарушения резонанса.

8. Избирательный мутизм

Избирательный мутизм чаще всего наблюдается у детей и подростков. Это тревожное расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка говорить и эффективно общаться в определенных социальных условиях. Подростки, страдающие селективным мутизмом, могут иметь более выраженные социальные фобии.

9. Нарушения речи/дизартрия, связанные с травмой головного мозга

Дизартрия возникает, когда мышцы губ, рта, языка или челюстей слишком слабы, чтобы правильно произносить слова, обычно из-за повреждения головного мозга. К ним относятся черепно-мозговая травма и повреждение правого полушария головного мозга.

С пациентами, перенесшими инсульт, часто работают логопеды.

10. Симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности

СДВГ мешает людям концентрировать внимание и контролировать свое поведение, что приводит к различным проблемам с общением. Хотя не у всех с СДВ есть гиперактивный аспект расстройства, у тех, у кого он есть, могут возникнуть проблемы с усиживанием на месте. Речевой и языковой патолог может помочь улучшить коммуникативный аспект СДВГ.

Получить помощь от логопеда

Терапевты могут помочь уменьшить или устранить эти типы речевых нарушений, а также многие другие. Лечение обычно включает в себя упражнения на артикуляцию, а также лечение основных состояний, которые могут вызывать проблемы.

Логопедия является одним из многих видов психической и физической терапии в Insight, расположенном во Флинте, штат Мичиган. Посетите наш веб-сайт, чтобы узнать больше о подразделении комплексной терапии компании Insight.

Напишите нам сейчас

вар _ctct_m = «c8fb06a544a37e2ea198265574ef13d7»;

Расстройство речи | Описание, типы и терапия

функциональные области головного мозга человека

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Хьюлингс Джексон Жан-Батист Буйо
Похожие темы:
заикание дизартрия афазия косноязычие дисграмматизм

Просмотреть весь связанный контент →

расстройство речи , любое из расстройств, нарушающих речь человека.

Человеческое общение в значительной степени зависит от способности речи, дополненной воспроизведением определенных звуков, каждый из которых уникален по своему значению. Человеческая речь необычайно сложна и состоит из звуковых волн различного диапазона частот, интенсивности и амплитуды, которые передают определенную информацию. Для производства и восприятия этих звуков требуется правильно функционирующее ухо и слуховая система, а также неповрежденные и здоровые голосовые и звукообразующие структуры, включая гортань, язык и губы.

Голосовая коммуникация может быть затруднена или невозможна из-за деформаций физических структур, используемых для речи и производства звуков, или из-за нарушений, поражающих участки мозга, обрабатывающие речь и звук.

Изучение нарушений речи

Распространенность речевых расстройств

В Соединенных Штатах статистические данные начала 21 века, собранные Национальным институтом глухоты и других коммуникативных расстройств, показали, что примерно у 5 процентов американских детей к шести или семи годам обнаруживаются нарушения речи. Было обнаружено, что около 7,5 миллионов американцев не могут нормально использовать свой голос. Нарушения артикуляции у детей раннего возраста встречались часто.

Britannica Quiz

44 вопроса из самых популярных викторин Britannica о здоровье и медицине

Как много вы знаете об анатомии человека? Как насчет медицинских условий? Мозг? Вам нужно много знать, чтобы ответить на 44 самых сложных вопроса самых популярных викторин Britannica о здоровье и медицине.

Исследования, проведенные в Германии, Австрии и других странах Центральной Европы, показывают, что заболеваемость и распространенность речевых расстройств в этих странах следуют закономерностям, аналогичным наблюдаемым в других западных странах. Однако есть и отклонения от этих тенденций. Например, частота расщелины неба очень высока среди коренных американцев, в то время как среди чернокожих она намного ниже, чем среди белых. Исследования заикания, которые были сосредоточены на определенных группах населения, включая американцев, европейцев и африканцев, показали, что распространенность расстройства среди этих групп населения сильно различается.

Однако обобщение данных показывает, что примерно 2,5 процента детей в возрасте до пяти лет страдают заиканием. Для некоторых речевых расстройств отсутствуют надежные данные о глобальной распространенности и распространении.

Классификация нарушений речи

В соответствии с физиологическими соображениями расстройства общения сначала классифицируют на расстройства голоса и звукового дыхания, расстройства членораздельной речи и расстройства речи. Давно известно, что причиной большинства коммуникативных расстройств не являются локальные поражения зубов, языка, голосовых связок или регулирующих центров головного мозга. Поскольку эти преобладающие нарушения голоса и речи развиваются из-за нарушений лежащих в основе физиологических функций дыхания, использования голоса, речевых навыков или эмоциональных расстройств, эта группа была обозначена как функциональные. Остальные коммуникативные расстройства с четко распознаваемыми структурными аномалиями в общем речевом механизме были названы органическими.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Хотя эта эмпирическая группировка имеет определенное значение для выбора соответствующего лечения, она неудовлетворительна, потому что органическую структуру и живую функцию никогда нельзя разделить. Определенные функциональные расстройства голоса, вызванные привычным злоупотреблением им, вполне могут привести к вторичным структурным изменениям, таким как разрастания (полипы и узелки) голосовых связок, которые развиваются в результате голосовых злоупотреблений. С другой стороны, за всеми явно органическими и структурными повреждениями, такими как потеря языка в результате несчастного случая или хирургического вмешательства, почти неизбежно последуют эмоциональные и другие психологические реакции. В этом случае функциональные компоненты носят вторичный характер, но в значительной степени будут влиять на общую картину нарушения, включая способность пациента приспосабливаться к ограничениям, переучиваться новому режиму соответствующей функции и максимально использовать возможности.

его или ее состояние.

Внутри этих основных групп различные типы коммуникативных расстройств в течение длительного времени и в большинстве частей мира описывались перцептивным впечатлением слушателя. В большинстве языков используются специальные слова для различных типов ненормальной речи, таких как заикание, заикание, беспорядок, бормотание, шепелявость, шепот и многие другие. Проблема с такими субъективными и симптоматическими ярлыками заключается в том, что они пытаются определить конечный, слышимый результат, узнаваемое явление, а никоим образом не лежащую в его основе основу. Эта общая человеческая склонность описывать расстройства общения тем, что слышит слушатель, аналогична попыткам ранней медицины классифицировать болезни по симптомам пациента, которые ставящий диагноз врач мог видеть, слышать, чувствовать или, возможно, обонять. До великих открытий 19 в.XX века заложили логическую основу для медицинской патологии, различные болезни были классифицированы как многочисленные типы лихорадок, конгестий и дискразий.

Таким образом, первоначально считалось, что малярия вызывается злыми выделениями (миазмами) плохого воздуха ( mal aria ) вблизи болот, пока не было установлено, что она вызывается кровяным паразитом, переносимым комарами.

Различные подходы медицинской, психиатрической, психологической, педагогической, поведенческой и других школ речевой патологии достигли больших успехов в недавнем прошлом, и продолжают предлагаться более совершенные системы классификации. Они нацелены на группировку наблюдаемых симптомов речевых расстройств в соответствии с их первопричиной, а не субъективными впечатлениями слушателя. Если это относительно легко сделать в случае потери речи, например, в результате мозгового инсульта, поскольку разрушенные участки мозга могут быть идентифицированы при аутопсии, то в случае большой группы так называемых функциональных речевых расстройств на двоих это сделать сложнее. причинами: во-первых, они точно не вызваны грубыми, хорошо заметными органическими поражениями, во-вторых, многие функциональные расстройства перерастают путем созревания или соответствующего обучения (лабораторное исследование пораженных тканей в таких случаях не выявит выявляемых поражений).

Есть надежда, что усовершенствованные методы исследования в области как «функциональной» психологии, так и «органической» нейрофизиологии в конечном итоге выявят структурные основы преобладающих нарушений голоса и речи.

Лечение и реабилитация

Выбор методов медикаментозного лечения или образовательной реабилитации коммуникативных расстройств зависит прежде всего от лежащей в основе расстройства. Любой случай хронической охриплости должен быть сначала осмотрен ларингологом для установления точного диагноза. Это особенно важно для старших возрастных групп, в которых начальный рак гортани часто остается незамеченным, поскольку пациент не обращает внимания на ухудшение голоса. Прогноз всех видов рака становится тем хуже, чем дольше заболевание остается нераспознанным. Как только заболевание гортани исключено как причина нарушения голоса, следует рассмотреть вопрос о реабилитации голоса компетентным логопедом.

Пороки развития, заболевания или повреждения периферического речевого аппарата лечат соответствующие специалисты.

Пластический хирург устраняет расщелину неба. Невролог и терапевт лечат пациента, перенесшего инсульт, до тех пор, пока он или она не выздоровеет в достаточной степени, чтобы его можно было направить на переобучение языковым способностям. Педиатр лечит ребенка с умственной отсталостью, а генетик консультирует семью относительно возможного наследования расстройства и его предотвращения в будущем. Глухота или тяжелая потеря слуха в раннем детстве являются типичной причиной серьезной задержки развития речи и должны быть немедленно выявлены путем соответствующего осмотра ушным хирургом (отологом) и специалистом по слуху (сурдологом). Случаи детского аутизма (замкнутость, тяжелые эксцентричности) или ранней шизофрении все чаще распознаются логопедами, детскими психиатрами, педиатрами, клиническими психологами. Этому множеству различных профессиональных интересов в распознавании и реабилитации таких исключительных детей хорошо помогает координация этих усилий в рамках современного командного подхода.
Но опять же, самая большая группа нарушений голоса и речи имеет причины, отличные от этих грубо органических поражений. Они относятся к области реабилитации речи специалистами по патологии речи и другими функциональными практиками.

В 21 веке исследователи из самых разных областей, включая нейробиологию, биоинженерию и лингвистику, работали над созданием современных устройств, способных генерировать синтетический голос, управляемый активностью речевых центров мозга человека. Частью этого исследования было сопоставление звука, производимого голосом здоровых людей, с движениями голосового тракта, что позволило разработать алгоритмы, связывающие активность мозга, генерируемую во время речи, с определенными движениями голосового тракта. Затем эти движения можно было использовать для создания синтетической версии голоса человека. В одном из первых испытаний один из таких нейронных декодеров успешно генерировал понятные предложения, которые безмолвно передразнивал человек с неповрежденной речью.

Развитие коррекции речи

О том, что человечество страдает от болезней речи с самого начала письменной истории, можно судить по многочисленным замечаниям в книгах Библии. Кроме того, многие научные и медицинские писатели со времен античности до средневековья сообщали о наблюдениях за нарушениями речи и голоса. Рекомендуемые средства просто отражали неадекватность философских или эмпирических представлений того времени. Научно ориентированная речевая патология возникла в Германии во второй половине XIX в.го века, внимательно следя за развитием отоларингологии. В этом отношении выделяются три имени: Карл Людвиг Меркель ( Anthropophonik ; 1857), Адольф Куссмауль ( The Disorders of Speech ; 1877) и Герман Гуцманн-старший, который стал первым профессором патологии речи в университете. Берлинской медицинской школы около 1900 года.

В то же время новая наука экспериментальной фонетики была развита Жан-Пьером Руссело в Париже, который быстро признал большой вклад, который экспериментальная фонетика может внести в изучение нормальной и нарушенной речи. Это тесное сотрудничество медицинской речевой патологии с экспериментальной фонетикой осталось типичным для европейского континента, где коррекция речи обычно проводится под руководством врачей оториноларингологических отделений университетских больниц. Обозначение патологии речи и голоса как логопедии и фониатрии с ее медицинской направленностью впоследствии дошло до многих других цивилизованных народов, особенно в Японии и на южноамериканском континенте. Национальные организации в большинстве этих областей в настоящее время представлены в Международной ассоциации логопедов и фониатров, которая была основана в Вене в 1924.

Развитие коррекции речи в англо-саксонских странах шло по другому пути. Хотя Соединенное Королевство имеет давние традиции в области общей и экспериментальной фонетики, его Колледж логопедов был организован в качестве экзаменационного и надзорного органа в 1945 году. Подобные организации последовали в других регионах Британского Содружества.

Американская речевая патология избрала другой путь. Американская ассоциация изучения речи, языка и слуха (ASHA), основанная в 1925 в Нью-Йорке как Американская академия коррекции речи, стала организующим, проверяющим и контролирующим органом для быстро растущего числа членов, которое к 2008 году превысило 130 000 человек. Многие колледжи и университеты в Соединенных Штатах аккредитованы ASHA и предлагают степени в патологии речи и аудиологии, некоторые из которых работают на уровне докторантуры. Подавляющее большинство членов ASHA работают логопедами. Меньшее число со степенями магистра и еще меньшее число со степенями доктора работают в клиниках, занимающихся коммуникативными расстройствами и обычно связанных с больницами, колледжами, университетами, а иногда и с общественными организациями.

Русская коррекция речи изначально следовала разработкам европейской логопедии и фониатрии. Одним из аспектов исследований ранней речевой патологии в России был упор на павловскую теорию (обучение и переобучение) и интенсивное использование нейропсихиатрических методов, включая фармакологию, терапию сна и другие программы интенсивного лечения во время госпитализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *