Виды социальных взаимодействий психология общения: Социальные взаимодействия, их классификация и типы, социальные отношения

Содержание

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Общение и социальное познание

< Лекция 11 || Лекция 10: 12345678

Ключевые слова: ПО, деятельность, обмен информацией, связь, значение, определение, обобщение, минимум, коммуникатор, AND, информация, группа, путь, Интернет, активность, значимость, представление, тезаурус, слово, прямой, диапазон, выражение, распознавание, умозаключение, коэффициент корреляции, вывод, поле зрения, отношение, вероятность, Продавец, таблица, очередь, полнота, селективность, покупатель, длина, печатная форма, контроль, Личность, параметр, устойчивость, товар, правило вывода, место, поле, работ, опыт, знание, менеджер, анализ, реакция, кооперация, игра, компонент, конфликт, потенциал, регулирование, Исход

10.1. Понятие об общении

Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием «общение».

До сих пор на страницах отечественной психологической литературы ведется полемика по поводу определения этого понятия. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует, прежде всего подчеркнуть ее специфичность в отечественной социальной психологии. Сей термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмечает Г.М. Андреева, «содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности» (Андреева, 1976. С. 76).

Поэтому в отечественной литературе встречаются такие терминологические обороты, как «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность». Впрочем, и здесь возможна полемика, поскольку иногда общение определяют не только как деятельность, а как условие деятельности или ее сторону.

Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Подобный подход к пониманию общения и его структуры был впервые сформулирован Б.Д. Парыгиным в начале 1970-х гг. Им были выделены «несколько основных параметров» процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального или невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга (Парыгин, 1971. С. 221).

В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Правда, сегодня, отмечает Парыгин, этот подход «нуждается в дополнении новыми компонентами при характеристике структуры общения» (Парыгин, 1999. С. 342).

Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И. М. Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (т.е. производящего материальные и духовные ценности), Б.Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.

В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т. д.

Поскольку субъектом общения выступает человек, очень важным является определение его функций в процессе общения.

В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):

  1. Коммуникативные функции. В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомиме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и др.). Коммуникативные функции служат также целям социальной интеграции людей в различные формы общностей.
  2. intuit.ru/2010/edi»>Информационные функции. В процессе общения накапливается содержание практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Информационная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникативной. По целям сообщения информация может подразделяться в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, то эта информация приобретает регуляторную нагрузку. Если же информация направлена на пробуждение каких-либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.
  3. Когнитивные функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком. Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения.
    В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.
  4. Эмотивные функции. Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений (симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют психологический фон взаимодействия, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.
  5. Конативные функции. Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.
  6. Креативные функции. Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Благодаря данным механизмам происходят изменения во взглядах, поведении и качествах личности.

Предложенная В.Н. Панферовым классификация функций человека как субъекта общения позволяет осуществлять обобщение различных явлений психики человека, исходя из логики их функционирования в процессе общения.

Дальше >>

< Лекция 11 || Лекция 10: 12345678

Общение как форма социального взаимодействия

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Новосибирский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Общение как форма социального взаимодействия

Фамилия студента

Василевская

Имя студента

Лариса

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

0601511400401001

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

……………. .3

ГЛАВА 1. Общение и его общая характеристика………………………………5

1.1 Сущность общения и его структура…………………………………………5

1.2 Основные функции общения………………………………………………….7

ГЛАВА 2. Анализ общения как формы социального взаимодействия……….9

2.1 Сущность социального  взаимодействия…………………………………….9

2.2 Место взаимодействия  в процессе общения………………………………..10

ГЛАВА 3. Характеристика основных механизмов взаимодействия в

процессе общения…………………………………………………………………16

3.1 Типы взаимодействий  в процессе общения…………………………………16

3.2 Межличностные отношения  как составная часть взаимодействия………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек – это, прежде всего, социальное существо, его жизнь невозможно представить без общения с другими людьми. Общение является внутренним механизмом совместной деятельности людей, основой межличностных отношений. Именно этим и объясняется возрастающий интерес к проблемам его эффективности.

 

Общение  в социальной психологии рассматривается как процесс взаимодействия двух лиц и более, который направлен на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. Общение – это многоплановый процесс, который складывается в ходе любых человеческих взаимоотношений. Этим и обусловлена актуальность рассмотрения данной проблемы в рамках курсовой работы.

Объектом курсовой работы является процесс общения.

В качестве предмета выступает общение как форма социального взаимодействия.

Цель курсовой работы: изучить особенности общения как формы социального взаимодействия.

Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

1. Рассмотреть сущность общения и его структуру.

2. Изучить основные функции общения.

3.  Проанализировать место взаимодействия в процессе общения.

4. Рассмотреть основные виды и механизмы взаимодействия в процессе общения.

Курсовая работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, включающая в себя три главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования.

В первой главе работы рассматриваются сущность процесса общения, его структура, а также анализируются основные функции общения. Вторая глава посвящена анализу места взаимодействия в процессе общения. В третьей главе рассматриваются основные виды и механизмы взаимодействий в общении, анализируются особенности межличностных отношений как формы социального взаимодействия. В заключении приведены основные выводы, которые можно сделать в результате анализа, проведенного в рамках курсовой работы.

Основная часть

ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ И ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

1.1 Сущность общения и его структура

 

Проблема общения является одной из наиболее популярных проблем, которые рассматриваются в рамках социальной психологии. Она привлекает интерес многих ученых и исследователей, которые по-разному трактуют данный процесс.

Можно выделить несколько точек зрения на общение. Б.Ф. Ломов, например, рассматривает общение как самостоятельную сторону бытия, которая не сводится к деятельности. А.А. Леонтьев понимает общение именно как один из видов деятельности1.

Д.Б. Эльконин, М.Н. Лисина рассматривают его как специфический вид деятельности, который возникает в онтогенезе. Активность одной личности в процессе общения встречается с активностью другой личности, а чаще всего нескольких человек одновременно. Для успешного общения необходимо не только понимать себя, но и понимать других, а также то, как другие понимают тебя2.

Таким образом, можно говорить о том, что общение рассматривается как процесс взаимодействия двух или более людей, который состоит в обмене между ними информацией различного рода. Общение – это достаточно сложный и многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий в себя различные аспекты (обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание других людей и т.д.). Специфика общения заключается именно в том, что в его результате складываются отношения между людьми определенного рода.

Каждая ситуация межличностного взаимодействия диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному подает себя. Если эта самоподача неадекватна, то  общение, как правило, затруднено и не является эффективным, не способствует достижению поставленных целей.

Общепринятым при рассмотрении общения является выделение в нем трех сторон, которые взаимосвязаны между собой3:

  • информационная сторона общения;
  • интерактивная сторона;
  • перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона – это процесс восприятия партнерами друг друга, а также их взаимного познания как основа взаимопонимания. Перцептивные навыки человека находят проявление в следующих умениях:

  • определение контекста встречи;
  • понимание настроения партнера по его вербальному и невербальному поведению;
  • учет «психологических эффектов» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.

Коммуникативная (информационная) сторона – это использование средств общения, которые можно подразделить на вербальные и невербальные средства. Хорошим коммуникатором является тот человек, который обладает богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на различных уровнях общения4.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности (приспособление, согласие либо конфликт, конкуренция). Возможны различные позиции партнеров при организации и осуществлении общения («свысока», «снизу», «на равных», отстраненная позиция). Ни одна из перечисленных позиций не является однозначно хорошей либо однозначно плохой. Умение использовать различные позиции в определенных ситуациях – это один из возможных показателей зрелости личности.

 

1.2 Основные функции общения

 

Роль общения невозможно переоценить. В рамках отечественной психологии установлено, что развитие каждого ребенка, его социализация начинается именно с общения с близкими людьми. Все развитие ребенка определяется местом, которое он занимает в системе общественных отношений. Вне общения формирование личности не представляется возможным.

Общение имеет огромное значение не только в развитии отдельной личности, но и в развитии общества в целом. Человеческое общество немыслимо без общения, это фундаментальное условие связывания индивидов, а также способ их развития5.

В соответствии с выделением описанных трех сторон можно охарактеризовать и важнейшие функции общения: информационно-коммуникативная функция, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция проявляется в обмене информацией между индивидами, находящимися во взаимодействии. Обмен информацией всегда имеет определенную специфику. В данном процессе всегда участвуют два (несколько) индивидов, которые являются активными субъектами. Кроме того, обмен информацией в любом случае предполагает взаимодействие чувств, мыслей и поведения людей, вступающих в общение. Все это необходимо обязательно учитывать при построении процесса общения.

Сущность интерактивной или регуляционно-коммуникативной функции  можно определить как регуляцию поведения и организации деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения человек может оказывать воздействие на мотивы, цели, принятие определенных решений и на все остальные составляющие деятельности партнера, включая коррекцию его поведения.

Аффективно-коммуникативная сторона общения связывается с процессом регуляции эмоциональной сферы человека. Общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека6. Все эмоции человека возникают и развиваются именно в процессе общения с окружающими людьми.

Выделяются также следующие основные функции общения:

  • прагматическая функция, которая реализуется в процессе совместной деятельности людей при их взаимодействии;
  • функция подтверждения, которая проявляется в том, что только в процессе общения с другими людьми человек способен познать, понять и утвердить себя в своих собственных глазах;
  • формирующая функция, проявляющаяся в процессе развития человека и становления его как личности;
  • внутриличностная функция. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает определенные значимые поступки. Это «внутреннее общение» рассматривается как универсальный способ мышления человека7.

 Таким образом, общение – это сложный процесс, который проявляется во взаимодействии трех сторон и выполняет различные функции. Одной из важнейших сторон общения является интерактивная сторона, проявляющаяся во взаимодействии людей. Рассмотрим характеристику общения как взаимодействия более подробно.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

2.1 Сущность социального  взаимодействия

 

В психологической литературе понятие «социальное взаимодействие» рассматривается с различных точек зрения. Внимание акцентируется на различных аспектах: на обмене действиями, на способах осуществления социальных связей, на системе социальных действий, на отношениях между людьми и социальными группами и т.д. Обобщая различные подходы, можно дать следующее определение социального взаимодействия.

Социальное взаимодействие – это процесс обмена социальными действиями между двумя (и более) участниками этого взаимодействия. При этом необходимо различать понятия «социальное взаимодействие» и «социальное действие».

Социальное действие рассматривается в социальной психологии как любое проявление социальной активности, которое ориентировано на других людей. Социальное взаимодействие, в свою очередь, – это процесс обмена социальными действиями между несколькими социальными субъектами, а также процесс непосредственного либо опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга8. При этом, социальные действия могут быть инициированы самим субъектом (индивидом, группой) или выступать в качестве реакции на социальные действия других субъектов. В первом случае социальные действия рассматриваются как «вызов», а во втором – как «ответ на вызов».

Важно отметить, что социальные взаимодействия – это основная жизненная потребность каждого человека, так как он только взаимодействуя с другими людьми способен удовлетворить большинство своих интересов и потребностей, реализовывать свои ценностные и поведенческие ориентации.

Любое социальное взаимодействие характеризуется четырьмя признаками:

  • предметность. Социальное взаимодействие характеризуется целью (причиной), являющейся внешней в отношении взаимодействующих групп и людей;
  • внешняя выраженность и доступность для наблюдения. Это признак обусловлен тем, что взаимодействие предполагает обмен знаками, символами, которые расшифровываются противоположной стороной;
  • ситуативность, то есть привязанность к определенной ситуации, к условиям взаимодействия;
  • выражение субъективных намерений участников взаимодействия.

Необходимо подчеркнуть, что взаимодействие – это всегда коммуникация, но не следует отождествлять его с обыкновенным обменом сообщениями. Социальное взаимодействие – намного более широкое понятие, которое предполагает не просто обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Два человека могут не сказать друг другу ни слова, но уже то факт, что одному человеку доступно наблюдение за действиями другого, а другой об этом знает, делает их активность социальным взаимодействием. Исходя из этого, можно говорить, что для социального взаимодействия характерна обратная связь.

Анализ общения как социального взаимодействия является достаточно сложной проблемой, которая широко рассматривается различными учеными и исследователями. Рассмотрим различные подходы к ее анализу.

Типы и примеры социальных взаимодействий (социология) (2023)

Социальное взаимодействие — это любой процесс общения между членами общества. Примеры социального взаимодействия включают сотрудничество, конфликт, социальный обмен, принуждение и подчинение.

В социологических терминах это определяется как процесс взаимного влияния, осуществляемого индивидами друг на друга во время социальной встречи.

Согласно Нисбету, существует пять основных типов социального взаимодействия:

  • Сотрудничество
  • Конфликт
  • Социальный обмен
  • Принуждение
  • Соответствие

Обратите внимание, что многие исследователи пытались классифицировать различные типы социального взаимодействия. Далее следует краткое рассмотрение одного из наиболее распространенных способов разделения типов социального взаимодействия.

Социологическое определение социального взаимодействия

Социальное взаимодействие является фундаментальной единицей анализа в социологии. Он описывает, как люди ведут себя, когда их пути пересекаются с кем-то еще. Любое взаимодействие, при котором человек или группа делают что-то для получения вознаграждения, называется социальным обменом (Нисбет, 1970, с. 56).

Социальные взаимодействия включают вербальное и невербальное общение.

Роберт Нисбет (1970, стр. 55) выделил пять типов социального взаимодействия: сотрудничество, конфликт, социальный обмен, принуждение и соответствие.

В настоящее время также часто встречается другая категоризация.

Современные социологи иногда делят социальное взаимодействие на следующие пять категорий: обмен, конкуренция, конфликт, сотрудничество и приспособление, где последнее является промежуточным звеном между сотрудничеством и конкуренцией.

Это дает использование 10 типов социального взаимодействия, в зависимости от теоретика:

Типология социального взаимодействия Нисбета Современная типология социального взаимодействия
1. Сотрудничество 1. Обмен
2. Конфликт 2. Конкурс
3. Социальная биржа 3. Конфликт
4. Принуждение 4. Сотрудничество
5. Соответствие 5. Размещение

Получить PDF-файл этой статьи для класса

Получите доступ к этой статье в формате pdf только для подписчиков

9002 6 типов социального взаимодействия в социологии

1. Обмен

Обмен — это тип социального взаимодействия, при котором человек или группа действуют определенным образом по отношению к другому человеку или группе, чтобы получить вознаграждение.

Наиболее распространенный тип отношений обмена между работодателем и работником. Работник должен вести себя в соответствии с пожеланиями работодателя, если он хочет получить вознаграждение.

Вознаграждение не обязательно должно быть денежным или даже материальным. Вознаграждение может быть субъективным и эмоциональным.

Примеры обменного взаимодействия

Примером обменного взаимодействия является ситуация, когда человек действует определенным образом по отношению к другому, чтобы получить благодарность.

Известные теоретики социального обмена подчеркивают важность благодарности в социальных взаимодействиях (Homans, 1961 & Blau, 1964).

Помощь пожилому человеку перейти улицу или дать деньги нищему может показаться не примером социального обмена, но во многих случаях это может быть так. Человек может действовать таким образом, чтобы получить благодарность (Попено, 19 лет).77, с. 50).

Случайные взаимодействия между незнакомцами и экономические отношения — не единственное место для социального обмена.

Отношения между любовниками или друзьями часто имеют элемент социального обмена.

Это не означает, что один человек любит другого просто для того, чтобы получить ответную любовь, а скорее, что бывают случаи, когда человек в таких отношениях действует, чтобы получить эмоциональное вознаграждение.

Это вознаграждение может быть простым выражением любви, благодарности или признания (Нисбет, 19 лет).70, с. 56).

2.

Сотрудничество

Сотрудничество – это взаимодействие, при котором отдельные лица или группы действуют вместе для продвижения общих интересов или достижения общих целей.

Эти цели могут быть трудными или невозможными для индивидуального достижения. Таким образом, группа считает, что сотрудничество в интересах всех.

Сотрудничество можно разделить на четыре вида:

  1. Спонтанное
  2. Направлено
  3. Традиционный и
  4. Договорные (Нисбет, 1970, стр. 60-62).

Вся социальная жизнь основана на этом типе социального взаимодействия. Люди работают вместе, чтобы адаптироваться к окружающей среде и бороться с экологическими угрозами, такими как глобальное потепление.

Люди работают вместе, чтобы эффективно удовлетворять индивидуальные потребности. Они работают вместе, чтобы обеспечить взаимную защиту от внешних угроз. Все общества в значительной степени полагаются на наличие сотрудничества.

Сотрудничество Примеры взаимодействия

Сотрудничество происходит внутри групп, когда совместная работа может помочь получить большее вознаграждение для отдельных лиц, чем конкуренция.

Например, членам баскетбольной команды необходимо сотрудничать для достижения общей цели — победы в игре. Это может означать, что один член команды не может бросить мяч в кольцо, а вместо этого помогает бросившему по воротам с целью получения общего большего преимущества от победы в игре в команде.

Точно так же учителя могут сотрудничать, делясь ресурсами или временем обучения (т. е. обучение сверстников). Каждый сотрудничающий учитель выигрывает от того, что ему приходится меньше готовиться, поэтому совместная работа имеет явные преимущества.

3. Конкуренция

Сотрудничество является прямой противоположностью конкуренции. Конкуренция — вид социального взаимодействия, который некоторыми социологами выделяется в отдельную категорию.

Это происходит, когда один и тот же ограниченный объект или цель преследуются несколькими людьми или группами. Группы, вместо того чтобы объединяться, борются друг с другом за обладание каким-либо объектом или целью.

Согласно Нисбету, сотрудничество и конкуренция более взаимосвязаны, чем мы можем себе представить.

На практике редко можно увидеть одно без элементов другого (Nisbet, 1970, стр. 60). В примере с классом, приведенном выше, ученики все еще, вероятно, соревнуются внутри группы, даже если то, чего они хотят, отвечает их общим интересам.

И наоборот, соревнующиеся ученики могут попытаться сотрудничать в решении некоторых частей математической задачи, чтобы быстрее получить окончательный ответ.

Примеры взаимодействия с соревнованием

Примером соревнования является ситуация, когда учитель может представить классу математическую задачу.

Если учитель объявит, что тот, кто первым решит уравнение, получит награду, ученики, скорее всего, начнут соревноваться друг с другом.

Если учитель заявляет, что весь класс должен работать вместе над решением этой проблемы, и в случае успеха каждый из них получит награду, ученики, скорее всего, начнут сотрудничать.

4. Конформизм

Конформизм – это любое поведение, соответствующее социальным нормам и ценностям данной социальной группы.

Все социальные организации частично полагаются на существование этого типа социального взаимодействия. Мы часто слышим прилагательные «конформист» и «нонконформист» применительно к отдельным людям.

Но эта категоризация существует в спектре, а не в черно-белом варианте.

Человек может показаться нонконформистом только потому, что он соответствует нормам и ценностям другой социальной группы, а не той, о которой думает наблюдатель.

Например, ребенок, который одевается особым образом, может показаться не соответствующим нормам и стандартам общества, частью которого он является, но он может соответствовать нормам и стандартам своей субкультурной группы.

Примеры соответствия

Наиболее распространенным примером соответствия может быть политика. Обычно люди перестают верить во что-то только потому, что политическая партия, к которой они принадлежат, не одобряет это убеждение.

Аналогичный процесс происходит в группах друзей, романтических отношениях, семейных отношениях и так далее.

Хотя некоторое несоответствие можно объяснить соответствием какой-либо другой норме, экспериментальные и исторические данные свидетельствуют о том, что некоторые люди обычно менее конформистские, чем другие, независимо от того, что является нормой.

«Меньше» не означает, что некоторые индивиды просто совсем не конформны: все, хоть в какой-то мере, подвержены проявлениям конформизма (Нисбет, 1970, с. 64).

5. Принуждение

Принуждение – это поведение, вызванное принуждением в любой форме, которое ограничивает свободу действий одного или нескольких социальных акторов.

Может показаться странным классифицировать принуждение как форму взаимодействия, поскольку кажется, что действует только одна сторона. Принуждение, тем не менее, ничто без принуждения человека или группы.

Принуждение по-разному проявляется как элемент почти любого социального взаимодействия. Угроза силой не является необходимым компонентом любого принудительного взаимодействия.

Так, например, принуждение может применяться, когда наказанием за неудачу является насмешка, отказ в любви, отказ в благодарности, отказ в признании или что-то подобное. Принуждение – обычная часть воспитания и образования.

По мнению Георга Зиммеля, принуждение, хотя и кажется отвратительным и угнетающим, часто является незаменимой опорой внутренней и внешней жизни личности (Зиммель, 1950, с. 299).

Примеры принуждения

Примером отношений принуждения являются отношения между полицейским и представителем общественности, которого мы арестовываем.

Представитель общественности принуждается – возможно, силой – к подчинению офицеру полиции, которому государство предоставило право применять силу принуждения.

Даже в этом экстремальном случае присутствует элемент ассоциации, так что это взаимодействие, а не просто пример действия одного человека.

6. Конфликт

Конфликт — это поведение, при котором люди или группы борются друг с другом за какое-то редкое и обычно желаемое вознаграждение.

Конфликт, к сожалению, кажется формой социального взаимодействия, которая никогда не покинет нас. Существование этого типа социального взаимодействия часто объясняет групповую сплоченность.

Общая проблема часто является объединяющей силой. Популяции, например, как будто объединяются под угрозой внешнего вторжения.

Нет длительных отношений, в которых не было бы конфликтов. Конфликт может быть серьезным или небольшим, молчаливым или осознанным, но некоторые формы конфликта неизбежны практически во всех человеческих отношениях.

Конфликт можно рассматривать как большую категорию, в которую попадает конкуренция. Редко можно увидеть конфликты без элементов сотрудничества и наоборот. Чистое объединение без какого-либо элемента конфликта эмпирически нереально (Зиммель, 1955, с. 15).

Примеры конфликтов

Примеры конфликтов включают межличностные споры, разногласия на рабочем месте и даже мирные протесты. В более широком масштабе мы можем наблюдать возникновение экстремальных конфликтов, которые приводят к войнам, санкциям и вооруженным мятежам.

Заключение

Изучение социальных взаимодействий — одна из важнейших тем социологии. Поэтому важно понимать обычно используемые категории типов социального взаимодействия.

В этой статье мы увидели классификацию Роберта Нисбета, а также более современную систему классификации. Конечно, существуют разные классификации, но наиболее часто используемой сегодня является, пожалуй, классификация Нисбета.

Ссылки

Блау, П. М. (1964). Обмен и власть в общественной жизни . Джон Уайли.

Гоффман, Э. (1972). О косметических работах: анализ ритуальных элементов в социальном взаимодействии . В Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу . Книги пингвинов.

Homans, GC (1961). Социальное поведение: его элементарные формы . Харкорт Брейс Йованович.

Нисбет, Р. А. (1970). Социальные связи: введение в изучение общества . Кнопф.

Попеное, Д. (1977). Социология . Прентис-Холл.

Зиммель, Г. (1950). Социология Георга Зиммеля . Свободная пресса.

Зиммель, Г. (1955). Конфликт и сеть групповых связей . Свободная пресса.

Тио Габуния (B.Arch, M.Arch)

Веб-сайт | + посты

Тио Габуния — академический писатель и архитектор из Тбилиси. Он изучал архитектуру, дизайн и городское планирование в Грузинском техническом университете и Лиссабонском университете. Он работал в этих областях в Грузии, Португалии и Франции. Большинство работ Тио посвящены философии. Другие работы включают архитектуру, социологию, городское планирование и экономику.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»