Основные виды восприятия | Студент-Сервис
Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).
Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся.
Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.
В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства — иллюзии.
Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной — рис. 6.3).
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).
При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека.
Интересно
С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.
Восприятие времени — наименее изученная область психологии.
Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой».
Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма. Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).
В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов , аудиалов и кинестетиков.
У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный. По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).Типы и особенности восприятия у детей – Развитие ребенка
Наш мозг интерпретирует окружающую реальность и получает из нее полезную информацию. У каждого из нас есть оптимальный способ восприятия информации. Если мы поймем, как воспринимает информацию наш ребенок, это поможет нам развить его способности к обучению. Как показывают результаты исследований, 20-30% людей запоминают информацию с помощью слуха, 40% — с помощью зрения, а остальные лучше всего запоминают, когда записывают услышанное или применяют полученные знания на практике.
Типы восприятия
Существует три типа восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический (тактильный). Организованные дети, которые любят читать и замечают детали, принадлежат к визуальному типу. Дети, у которых хорошо развиты навыки речи, есть склонность к изучению иностранных языков и музыкальные таланты, принадлежат к аудиальному типу. Дети, которые любят разыгрывать сценки и работать физически, используют язык тела, объясняя что-то, и любят писать, принадлежат к кинестетическому типу. Наблюдая за ребенком, можно определить его тип восприятия – это поможет родителям и учителям максимально задействовать различные участки мозга ребенка в процессе его обучения.
Дети с визуальным восприятием
Дети с визуальным типом восприятия любят видеть общую картину происходящего. Им необходимо, чтобы информация была подана привлекательно. У них хорошо развиты навыки визуализации. С такими детьми следует заниматься веселыми занятиями, которые задействуют их навыки речи и чтения. Связывайте эти занятия с учебой ребенка: развивайте его словарный запас и произношение слов, чтобы повысить успеваемость в школе.
- Составьте ребенку список существительных, глаголов, прилагательных и местоимений, которые вы будете использовать в занятиях. Если в школе ребенку задают задание выучить какие-либо слова – добавьте их в список. Позвольте ребенку выбрать цвета для каждой группы слов. Напишите слова на разноцветных карточках.
- Предложите ребенку отсортировать карточки по цветам.
- Предложите ребенку составить из слов предложения или связный текст. Это научит ребенка-визуала видеть общую картину и конечную цель занятия.
- Когда ребенок научится составлять предложения из слов, предложите ему составить историю, используя все слова.
- Задействуйте в процессе обучения кинестетическое и слуховое восприятие: предложите ему прочитать историю вслух и разыграть по ней сценку.
Дети с аудиальным восприятием
Дети-аудиалы лучше воспринимают информацию, когда им детально объясняют что-либо. Согласно исследованиям, аудиалы часто говорят сами с собой, любят объяснять что-то другим и с трудом могут сохранять молчание длительное время.
Используйте в обучении детей-аудиалов их стремление разговаривать. Предлагайте им занятия, в которых задействованы навыки речи и слушания.
- Поговорите с ребенком о его любимом блюде. Позвольте ему рассказать все причины, по которым ему нравится то или иное блюдо. Расспросите, какое оно на вкус, как ребенок ощущает его.
- Помогите ребенку найти в Интернете или в поваренной книге рецепт этого блюда. Сделайте копию рецепта для вашего занятия.
- Предложите ребенку прочесть вслух рецепт, чтобы развить его аудиальное восприятие.
- Когда ребенок читает рецепт, предложите ему обвести слова из текста, которые ему понравились, цветным маркером.
- Предложите ребенку отмерить необходимое количество ингредиентов, чтобы приготовить блюдо. Описывайте вслух весь процесс.
- Прежде чем попробовать приготовленное блюдо, дайте ребенку ручку и бумагу и предложите ему описать свой опыт в кулинарии. Таким образом, его слуховое восприятие будет сочетаться с кинестетическим. Если ребенок проиллюстрирует свой текст, будет задействован и визуальный канал восприятия.
- Предложите ребенку угостить приготовленным блюдом всех членов семьи. Вместе с этим он должен рассказать, как было приготовлено блюдо и понравилось ли ему готовить.
Дети с кинестетическим восприятием
Дети-кинестеты не могут усидеть на месте и постоянно играют в подвижные игры. Детей с кинестетическим восприятием считают трудными учениками, потому что они слишком активны. Но на самом деле для успешного обучения необходимо включить в этот процесс движение.
Используйте игры в обучении ребенка-кинестета. Сочетайте игровой процесс с учебными модулями (в их качестве могут быть новые слова или исторические даты). Во время игры ребенок лучше запомнит материал, а также получит удовольствие от самой игры.
- Выберите названия, которые ребенок должен выучить, и предложите ему записать их на карточки. Особенно хорошо таким способом учить новые слова.
- Когда ребенок запишет слова, предложите ему прочесть их вслух и написать их пальцем в воздухе или на поверхности стола – так мозг лучше запоминает информацию. На обратной стороне карточек напишите задания: «покажи», «нарисуй» или «объясни».
- После этого дайте ребенку немного передохнуть, чтобы он лучше смог сконцентрироваться на игре.
- Приготовьте все необходимое для игры: блокноты, карандаши, маркеры и т. д.
- Пригласите к игре друзей ребенка или членов семьи. Перемешайте карточки и предложите ребенку вытянуть одну из них. Он должен показать, нарисовать или объяснить слово, написанное на карточке, не называя его. Остальные должны догадаться, какое слово написано на карточке.
- Позвольте игрокам меняться, пока все слова не будут отгаданы. Если ребенок не может усидеть на месте, пока играет кто-то другой, найдите ему в комнате место, где он сможет подвигаться, не мешая остальным.
Понимание особенностей восприятия ребенка дает вам дополнительные возможности найти для него оптимальный способ обучения, при этом не подвергая его фрустрации. Используйте занятия, которые лучше всего подходят вашему ребенку. Так вы поможете ему лучше учиться и укрепите связь с ним.
Восприятие организационного поведения — Юридический PaathShala
Восприятие организационного поведения
- Автор сообщения: [email protected]
- Сообщение опубликовано:
24. 03.2022 - Категория должности: Организационное поведение
Что такое восприятие?
Восприятие организационного поведения : – Восприятие организационного поведения определяется как процесс, посредством которого человек выбирает , организует и интерпретирует стимулов в осмысленную и связную картину мира . Восприятие – это интеллектуальный процесс преобразования сенсорных стимулов в значимую информацию. Он включает в себя как распознавание экологических стимулов, так и действия в ответ на эти стимулы. Это когнитивный процесс, посредством которого люди обращают внимание на поступающие стимулы, организуют и интерпретируют такие стимулы в поведении.
Стимул – любая единица ввода к любому из чувств ; примеры стимулов (т. е. сенсорных входов) включают продукты, упаковки, торговые марки; реклама и рекламные ролики. Сенсорные рецепторы — это органы человека (глаза, уши, нос, рот и кожа), которые получают сенсорные входы. Эти сенсорные функции должны видеть, слышать, обонять, ощущать вкус и чувствовать соответственно.
Изучение восприятия в значительной степени является изучением того, что мы подсознательно добавляем или вычитаем из необработанных сенсорных входных данных, чтобы создать частную картину мира.
Ощущение является немедленным и прямым ответом органов чувств на простые раздражители и рекламу, упаковку, торговую марку. Человеческая чувствительность относится к переживаниям ощущений.
Разные люди имеют разные стили мышления, убеждения, чувства, мотивы и т. д., и почти каждый ведет себя соответственно. Только из-за этих факторов разные люди понимают одно и то же по-разному. Для кого-то что-то одно правильно, а для кого-то совершенно неправильно. Это все из-за того, как вы воспринимаете вещи, какова ваша точка зрения, как вы смотрите на вещи. Это восприятие.
Определения разных авторов- Стивен П. Роббинс : – y впечатления, чтобы придать смысл их окружению ».
- Джозеф Рейц : – «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей его среде — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние».
- Fred Luthans : – «Восприятие – это важный медитативный когнитивный процесс, посредством которого люди интерпретируют стимулы или ситуации, с которыми они сталкиваются»
Восприятие определяется просто как то, как человек воспринимает окружающий мир и интерпретирует эту информацию. Это подсознательная вещь, которую разум делает и зависит от вашей способности обращать внимание на свое окружение и ваши существующие знания.
В организационном поведении и бизнесе восприятие часто помогает сформировать личность человека и то, как он действует в определенных ситуациях. Это может повлиять на то, как они реагируют на определенные вещи, такие как их производительность в стрессовых ситуациях, задачи и даже их творчество.
Чтобы эффективно работать с подчиненными, менеджеры должны правильно понимать их восприятие. Восприятие может быть важным, потому что оно предлагает больше, чем объективный результат; он усваивает наблюдение и создает измененную реальность, обогащенную предыдущим опытом.
Для руководства внимание к личностным качествам сотрудников может помочь им определить трудовую этику и сильные стороны человека. т. е. если восприятие менеджера каким-либо образом не нарушено. Просто потому, что поведение людей основано не на реальности, а на их восприятии того, что такое реальность. Мир, как он воспринимается, является миром, который имеет практическое значение.
Например, при оценке производительности менеджеры используют свои предположения о поведении сотрудника в качестве основы для оценки. Одной из рабочих позиций, которая подчеркивает важность восприятия, является отборочное собеседование. Восприятие также определяется культурой. В зависимости от нашего культурного происхождения мы видим вещи определенным образом.
Каковы компоненты восприятия?Восприятие – это процесс органов чувств. Ум получает информацию через пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу. Поступающие раздражители к этим органам могут быть через действие, письменное сообщение, словесное общение, запах, вкус, прикосновение к продукту и людям.
Восприятие начинается с осознания этих раздражителей. Распознавание этих раздражителей происходит только после обращения на них внимания. Эти сообщения затем переводятся в действия и поведение.
- Стимулы (возбуждение) : – Получение информации – это стимул, результатом которого является ощущение. Знание и поведение зависят от чувств и их раздражителей. Физические чувства, которыми пользуются люди, это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Интуиция и предчувствие известны как шестое чувство. На эти чувства воздействует большое количество стимулов, которыми могут быть действия, информация, мысли, чувства и т. д.
- Внимание : – Люди избирательно воспринимают стимулы. На одни стимулы реагируют, а другие игнорируются без внимания. Стимулы, которым уделяется внимание, зависят исключительно от избирательности людей и интенсивности стимулов. Образованные сотрудники больше внимания уделяют любым стимулам, например объявлениям о премиях, призывам к повышению производительности, обучению и мотивации. Менеджмент должен найти подходящие стимулы, которые могут привлечь сотрудников на максимальном уровне.
- Распознавание : – Заметив раздражители, сотрудники пытаются определить, стоит ли их ощущать. Сообщения или входящие стимулы распознаются до того, как они будут переданы на практике. Восприятие представляет собой двухэтапную деятельность, т. е. получение раздражителей и преобразование их в действие. Однако до фазы трансляции стимул должен быть распознан человеком.
- Перевод : – Стимулы оцениваются до того, как они преобразуются в действия или поведение. Процесс оценки — это перевод. В приведенном выше примере водитель автомобиля использует сцепление и тормоз, чтобы остановить автомобиль после распознавания раздражителей. Они немедленно преобразовали стимул в соответствующее действие. Процесс восприятия является чисто ментальным, прежде чем он преобразуется в действие. Преобразование — это перевод. Менеджмент в организации должен учитывать различные процессы преобразования сообщения в действие. Сотрудникам следует помогать преобразовывать стимулы в действия.
- Поведение : – Поведение является результатом когнитивного процесса. Это реакция на изменения сенсорных входов, то есть стимулов. Это явный и скрытый ответ. Перцептивное поведение не зависит от реальности, но является результатом процесса восприятия человека, его или ее обучения и личности, факторов окружающей среды и других внутренних и внешних факторов на рабочем месте.
- Производительность : – Надлежащее поведение ведет к высокой производительности. Высокоэффективные сотрудники становятся источником волнения и вдохновения для других сотрудников. Отношения производительность-вознаграждение устанавливаются для мотивации людей.
- Удовлетворение : – Чем выше производительность, тем больше удовлетворение. Уровень удовлетворенности рассчитывается по разнице между производительностью и ожиданиями. Если производительность превышает ожидания, люди довольны, но когда производительность соответствует ожиданиям, это приводит к удовлетворению. С другой стороны, если производительность ниже ожидаемой, люди разочаровываются, и это требует более привлекательной формы стимула для развития надлежащего рабочего поведения сотрудников и повышения производительности.
Природа восприятия в организационном поведении следующая: –
- Восприятие – это процесс, посредством которого человек придает значение окружающей среде;
- Действия, чувства, мысли и эмоции людей определяются их восприятием окружающего мира;
- Восприятие определяется по-разному; В основном это относится к тому, как человек воспринимает мир; и
- Восприятие — это почти автоматический процесс, который работает одинаково у каждого человека, но обычно приводит к разным восприятиям.
Факторы, влияющие на восприятие в организационном поведении, следующие: –
- Факторы, которые формируют (и могут искажать восприятие)
- Характеристики воспринимающего;
- Характеристики воспринимаемого или целевого объекта; и
- Характеристика ситуации.
- Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она видит, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики отдельного воспринимающего.
- Более важными личностными характеристиками, влияющими на восприятие воспринимающего, являются отношения, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания.
- Характеристики цели также могут влиять на то, что воспринимается. Это может включать в себя привлекательность, общительность и нашу склонность группировать похожие вещи вместе. Например, члены группы с четко различимыми чертами или цветом часто воспринимаются как одинаковые и по другим, не связанным между собой характеристикам.
- Контекст, в котором мы видим объекты или события, также влияет на наше внимание. Это может включать время, тепло, свет или другие ситуационные факторы.
- Характеристики воспринимающего : – Многие характеристики воспринимающего могут влиять на восприятие . Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что она означает, на эту интерпретацию сильно влияют индивидуальные характеристики отдельного мыслителя. Основные характеристики воспринимающего, влияющие на восприятие: –
- Потребности и мотивы : – Восприятие людей в основном определяется их внутренними потребностями и мотивами. Они подходят к вещам по-разному в соответствии со своими различными потребностями и целями. Разные потребности приводят к разным стимулам, точно так же, как люди выбирают разные объекты для удовлетворения своих потребностей. По Фрейду, «принятие желаемого за действительное — это средство, с помощью которого ИД, часть личности, пытается уменьшить стресс». В таких случаях люди будут понимать только то, что соответствует их желаемому за действительное.
- Я-концепция : – То, как человек на самом деле смотрит на других или на остальной мир, ясно определяет то, как он думает о себе или свою самооценку. Она во многом основана на сложном психологическом складе личности. Самопознание помогает понять других. Человек с положительной самооценкой склонен замечать положительные качества в другом человеке. Напротив, негативная самооценка может привести к тому, что воспринимающий выявит негативные черты в другом человеке.
- Вера : – Вера человека оказывает прямое влияние на его восприятие. Человеку очень трудно мыслить за пределами своих личных убеждений, потому что большинство людей руководствуются своими убеждениями и так себя чувствуют. По словам Даниэля Каца: –
- Человек подвергает себя цензуре своего общения, чтобы его убеждения и практика были защищены от нападок.
- Человек ищет общения, которое поддерживает его убеждения и обычаи.
- Последнее особенно верно, когда рассматриваемые верования и практики подвергаются нападкам.
- Прошлый опыт : – На восприятие людей сильно влияет их прошлый опыт. Человек, имеющий хороший опыт в прошлом, будет воспринимать соответственно и наоборот. Опыт сотрудников приводит к разным уровням восприятия. Молодому сотруднику требуется время, чтобы разобраться в объекте и ситуации. Опытные сотрудники обычно понимают объекты быстро и правильно. Однако в противоречивых ситуациях трудно исправить пожилых людей, в то время как молодежь легко формируется для достижения целей организации.
- Текущее психологическое состояние : – Текущее психологическое или эмоциональное состояние людей играет важную роль в восприятии. Текущее состояние человека определяет, как человек будет что-то воспринимать. Таким образом, человек в хорошем настроении будет воспринимать это иначе, чем человек в плохом настроении.
- Ожидания : – Опять же, ожидания играют важную роль в принятии решения о том, как человек будет себя чувствовать. Ожидания связаны с состоянием ожидания определенного поведения от человека. Например, если человек думает, что г-н X никогда не принесет ему никакой пользы, то даже если г-н X прав, у этого человека всегда будет впечатление, что г-н X не прав. Работники могут рассчитывать на большую заработную плату, и поэтому они воспринимают руководство с этой точки зрения. Реальные стимулы не воспринимаются должным образом, если на них существуют ожидания. Менеджмент должен развивать ожидания для правильного восприятия.
- Отношение: – Отношение и способности сотрудников влияют на формирование восприятия. Если у них положительное отношение к руководству, они непосредственно воспринимают стимулы, данные руководством. В случае отрицательного отношения сотрудники подозревают подход руководства. Сотрудники с высокими способностями имеют желание и отношение к росту. Они положительно относятся к руководству организации.
- Характеристики воспринимаемого или целевого объекта : – Характеристики наблюдаемой цели могут влиять на то, что воспринимается. Внешность играет большую роль в нашем восприятии других. Чрезвычайно привлекательные или непривлекательные люди с большей вероятностью будут замечены в группе, чем обычно выглядящие люди.
- Внешний вид или размер : – Чем больше размер воспринимаемого стимула, тем больше вероятность того, что он будет воспринят, и наоборот. Внешность играет большую роль в нашем восприятии других. Воспринимающий заметит физические характеристики цели, такие как рост, вес, предполагаемый возраст, раса и пол. Воспринимающие склонны замечать характеристики внешности, которые контрастируют с нормой, являются яркими, новыми или необычными. Люди лучше понимают вещи, когда это ясно объяснено, и они понимают соответственно.
- Интенсивность : – Чем интенсивнее внешний раздражитель, тем больше вероятность того, что он будет воспринят. Громкий звук, яркие цвета и т. д. с большей вероятностью привлекут внимание, чем более тихий звук или относительно тусклый цвет.
- Частота : – Чем выше частота повторения вещей, тем выше избирательность восприятия. Это также соответствует принципу повторения обучения.
- Статус : – На восприятие также влияет позиция мыслителя. Люди с высоким статусом могут иметь большее влияние на восприятие сотрудников, чем люди с низким статусом.
- Контраст : – Стимул, противоположный окружающей среде, привлекает больше внимания, чем стимулы, находящиеся в ней.
- Характеристика ситуации : – Изменение ситуации приводит к неправильному восприятию человека. Время, место и ситуация играют важную роль в восприятии сообщения. Такие ситуационные факторы можно далее классифицировать как: –
- Физическая обстановка : – Включает в себя место, расположение, освещение, отопление, вентиляцию, инфраструктуру и т. д. Если все эти вещи разумны, то люди могут воспринимать положительно, и наоборот.
- Социальное учреждение : – К ним относятся человеческие ресурсы, т. е. окружающие вас люди или затрагиваемые стороны, или люди, которые беспокоятся о вас, или люди, о которых вы беспокоитесь, или люди, с которыми вы работаете. Сила ситуационных сигналов также влияет на социальное восприятие. Некоторые ситуации дают сильные сигналы относительно надлежащего поведения. В этих ситуациях мы предполагаем, что поведение индивида может быть объяснено ситуацией и что оно может не отражать диспозицию индивидуума.
- Организационная настройка : – Включает иерархию, организационную структуру, структуру и т. д. в организации. Все это влияет на восприятие.
Значение Избирательность восприятия : – Восприятие является избирательным процессом, поскольку люди могут воспринимать только ограниченное количество информации в окружающей среде. Восприятие — это процесс, с помощью которого люди проверяют, выбирают, организуют и интерпретируют стимулы, чтобы придать им значение. Перцептивная избирательность — это процесс, посредством которого люди выбирают для внимания одни стимулы, а не другие.
В окружении каждого человека есть различные раздражители. Эти стимулы представлены в виде предметов, событий и людей. Человек не может быть привлечен ко всем этим стимулам. Поэтому для них характерна избирательность. Путем отбора исследуются одни аспекты стимулов, а другие принимаются.
Такая избирательность в восприятии может быть вызвана различными факторами, которые можно в целом классифицировать как внешние и внутренние факторы: –
- Внешние факторы в перцептивной избирательности : – Внешние факторы имеют форму входных данных восприятия или характеристик стимулов. Влияние внешних факторов на перцептивную избирательность: –
- Размер : – Может влиять на перцептивную избирательность, влияя на привлекательность воспринимающего. Обычно чем больше размер воспринимаемого раздражителя, тем выше вероятность того, что он привлекает внимание воспринимающего и он может выбрать его для восприятия. Например, большие буквы в книгах привлекают внимание читателей, и они, как правило, читают весь текст, прежде чем читать его.
- Интенсивность : – Чем интенсивнее внешний раздражитель, тем больше вероятность того, что он будет воспринят. Громкий звук или сильный запах, яркий свет. Например, реклама по телевизору звучит немного громче, чем реклама.
- Повторение : – Неоднократно внешний раздражитель привлекает более одного внимания.
- Новизна и знакомство : – Любая новая или знакомая ситуация может привлечь внимание. Например, ротация работы заставляет людей более внимательно относиться к своей новой работе или лучше воспринимает общение на знакомом жаргоне.
- Отличие : — Стимулы, которые выделяются на фоне или которые люди не ожидают, привлекают больше внимания. Например, печатные буквы, человек в другой одежде, другой цвет.
- Движение : – Движущиеся объекты привлекают больше внимания, чем неподвижные. Например, телевизионная реклама привлекает больше внимания, чем печатная. Все эти факторы следует использовать с умом.
- Внутренние факторы избирательности восприятия : – Они связаны со сложной психологической структурой людей.
- Я-концепция : – То, как человек видит мир, в значительной степени зависит от концепции или образа, о котором идет речь. Собственные характеристики людей влияют на характеристики, которые они видят в других. Они выбирают только те аспекты, которые соответствуют им по своим характеристикам.
- Убеждение : – Фактом считается не то, что он есть, а то, во что человек верит. Человек обычно подвергает цензуре входной стимул, чтобы избежать нарушений в своих существующих убеждениях.
- Ожидания : – Мы ожидаем, что представители профсоюза будут использовать ненормативную лексику. Ментальная установка на убеждения, ожидания и ценности фильтрует восприятие.
- Внутреннее требование : – Люди с разными потребностями выбирают разные объекты, чтобы помнить или реагировать на них, и испытывать разные стимулы. Когда люди не в состоянии удовлетворить свои потребности, они принимают желаемое за действительное, чтобы удовлетворить потребности не в реальном, а в воображаемом мире. В таких случаях люди понимают только то, что соответствует их желаемому за действительное.
- Реакция : – Относится к склонности человека воспринимать знакомые стимулы, а не незнакомые. Например, в одном эксперименте людям с преобладающими религиозными ценностями потребовалось меньше времени, чтобы распознать такие родственные слова, как священник или служитель. В то время как им потребовалось больше времени, чтобы распознать слова, связанные с экономическими ценностями, такими как стоимость или цена.
- Response Salience : – Это набор установок, которые определяются не знакомством со стимулирующими ситуациями, а когнитивными тенденциями самих людей. Например, конкретная проблема в организации может рассматриваться специалистом по маркетингу как проблема маркетинга, но как проблема контроля для бухгалтера и как проблема человеческих ресурсов для специалиста по персоналу.
- Защита восприятия : – Относится к отсеиванию элементов, которые создают конфликтные и угрожающие ситуации среди людей. Они также могут воспринимать присутствие других факторов, не являющихся частью состояния стимула.
Менеджер в основном озабочен достижением целей организации . Восприятие влияет на поведение работника. Следовательно, обязательно факты не всегда могут быть приняты. Таким образом, понимание человеческого восприятия важно для понимания и контроля поведения. Существует пять основных областей, требующих особого внимания в отношении точности восприятия, а именно:0030
- Межличностные рабочие отношения : – Руководителям организации необходимо знать, разделяют ли ее члены одинаковое или хотя бы последовательное восприятие. Межличностные отношения можно укрепить, если люди не понимают друг друга неправильно, если они не работают с занятым умом и имеют позитивный настрой.
- Отбор персонала : – Отбор основан на тестировании, собеседовании и проверке биографических данных кандидатов. Восприятие менеджеров не должно быть предвзятым. Подбор персонала также зависит от того, как кандидат отвечает на вопросы. Соответственно будут и его ответы. Если кандидат отвечает на вопросы так же, как они задаются, то он/она будет в лучшем положении, чтобы ответить на них утвердительно. Разница в восприятии полностью меняет смысл ответа, что иногда приводит к большим проблемам.
- Оценка эффективности : – На оценку сильно влияет точность восприятия менеджерами. В большинстве случаев продвижение по службе, перевод, повышение, продолжение работы сотрудников и т. д. зависит от процесса восприятия начальника. Оценка эффективности связана с работой сотрудников и должна основываться на объективных критериях. Но, несмотря на этот факт, это зависит от субъективных критериев, например, личных симпатий и антипатий старшего.
- Уровень усилий : – Менеджер оценивает качественный аспект работы сотрудников, глядя на уровень усилий отдельных лиц. Если он считает, что они приложили достаточно усилий и честны, то придаст им высокий статус, даже если они не достигнут своих целей, и наоборот. Менеджер должен быть осторожен при оценке этого аспекта.
- Повышение уровня лояльности : – Уровень лояльности можно повысить при правильном применении восприятия. Если сотрудники чувствуют, что руководство не извлекает из них неправомерных преимуществ, руководство понимает их, тогда они будут понимать это как свою собственную организацию, и обмен работой будет сокращен.
Ошибки восприятия
К основным источникам ошибок восприятия относятся следующие: –
- Центральная тенденция: – Оценка всех посередине оценочной шкалы.
- Ошибка контраста: – Основание оценки на сравнении с другими работниками, а не на установленных критериях эффективности.
- В отличие от меня: – Плохая оценка, потому что человек обладает качествами или характеристиками, которыми не обладает оценщик.
- Эффект ореола: – Незаслуженная оценка работника по одному качеству (например, результативности), поскольку он высоко оценивается оценщиком по другому качеству (привлекательность).
- Эффект рога: – Противоположность эффекта ореола. Плохая оценка кого-то по одному качеству (привлекательности) влияет на плохую оценку других качеств. (Выполнение)
- Первоначальное впечатление: – Основание оценки на первых впечатлениях, а не на том, как человек вел себя в течение периода, к которому относится оценка.
- Последнее поведение: – Оценка на основе недавнего поведения человека.
- Снисходительный или Щедрый Рейтинг: – Возможно, самая распространенная ошибка — щедрость в оценках, главным образом для того, чтобы избежать конфликта.
- Ошибка измерения производительности: – Предоставление кому-либо одинаковой оценки по двум различным, но сходным качествам, потому что они следуют друг за другом в оценочной форме.
- Побочный эффект: –
- Статусный эффект: – Предоставление тем, кто занимает более высокие должности, постоянно более высокие оценки, чем тем, кто работает на более низких должностях.
- Строгая оценка: – Постоянно суровая оценка работы.
Теги: Восприятие в организационном поведении, Восприятие, Что такое восприятие, Каковы компоненты восприятия, Каковы компоненты восприятия?, Каковы компоненты восприятия в поведении организации, Какова природа восприятия в организационном поведении, Что какова природа восприятия в организационном поведении?, Каковы факторы, влияющие на восприятие в организационном поведении?, Каковы факторы, влияющие на восприятие в организационном поведении, факторы, влияющие на восприятие в организационном поведении, Что такое перцептивная избирательность, Что такое перцептивная избирательность?, Перцептивный Избирательность, Управленческие последствия восприятия, значение восприятия, определение восприятия, Почему восприятие важно в OB?, Что такое концепция восприятия?, Что такое восприятие с примером?, Что такое восприятие и его факторы?, Восприятие в организационном поведении pdf, Восприятие в организационном поведении ppt, восприятие в организационном поведении с примерами, восприятие в организационном поведении-заметки, факторы, влияющие на восприятие в организационном поведении, роль восприятия в организационном поведении
Значение и особенности восприятия – indiafreenotes
«Восприятие – это процесс, посредством которого информация из внешней среды отбирается, принимается, организуется и интерпретируется, чтобы сделать ее значимой для вас. Этот ввод значимой информации приводит к решениям и действиям».
Несколько определений восприятия, данных различными авторами, поясняются ниже:
«Восприятие можно определить как процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению».
Согласно Joseph Reitz , «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающем его зрении, слухе, осязании, вкусе и обонянии. Изучение этих непрекращающихся процессов показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных — воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие».
Проще говоря, мы можем сказать, что восприятие — это акт видения того, что можно увидеть. Но то, что видно, находится под влиянием воспринимающего, объекта и его окружения. Значение восприятия подчеркивает все эти три момента.
Особенности восприятия(i) Восприятие очень важно для понимания человеческого поведения, потому что каждый человек воспринимает мир и подходит к жизненным проблемам по-разному.
(ii) Если люди ведут себя на основе своего восприятия, мы можем предсказать их поведение в изменившихся обстоятельствах, поняв их нынешнее восприятие окружающей среды. Один человек может рассматривать факты одним способом, который может отличаться от фактов, как их видит другой наблюдатель.
(iii) С помощью восприятия можно определить потребности разных людей, потому что на восприятие людей влияют их потребности. Подобно зеркалам в парке развлечений, они искажают мир в зависимости от своего напряжения.