Научение детей в младенческом и раннем возрасте — страница 3
Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во – первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. По способу функционирования и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков. Викарное научение является для человека особенно значимым на ранних стадиях онтогенеза, когда, не владея ещё символической функцией, ребёнок приобретает богатый и разнообразный человеческий опыт, обучаясь на наглядных примерах путём наблюдения и подражания.
Эниология как паранаука
Омонимы в русском языке
Деловой этикет
Шпаргалки по БЖД к экзамену
Наладка системы и монтаж
Виды, условия и механизмы научения
1.
Виды, условия и механизмы научения.Шляхтиченко Алина ППДП-31-172. Научение- приобретение знаний, умений и навыков.
Термин применяетсяпреимущественно в
психологии поведения.
В отличие от педагогических
понятий обучения,
образования и воспитания
охватывает широкий круг
процессов формирования
индивидуального опыта.
3. Виды научения:
У человека имеются пять видов научения.Три из них свойственны также животным и
объединяют человека со всеми другими
живыми существами, обладающими развитой
центральной нервной системой.
4. Импринтинг –
быстрое автоматическое приспособлениеорганизма к конкретным условиям его жизни с
использованием практически готовых с рождения
форм поведения.
К примеру, достаточно в поле зрения
новорожденного утенка появиться материутке и начать двигаться в определенном
направлении, как, встав на собственные
лапки, птенец начинает автоматически
всюду следовать за ней.
Это происходит, как показал К. Лоренц,
даже тогда, когда в поле зрения
новорожденного птенца оказывается не
утка-мать, а какой-либо иной движущийся
предмет, например человек.
5. Условно-рефлекторное научение-
Условно-рефлекторное научение-приобретение реакции на новыераздражители по механизму условного
рефлекса.
Начало его исследованиям
было положено работами И.
П. Павлова.
Например, ставшая привычной
обстановка, в которой неоднократно
оказывается во время кормления
младенец, условнорефлекторным
путем может начать вызывать у него
органические процессы и движения,
связанные с приемом пищи.
6. Оперантное научение происходит за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же
стимулили ситуацию с последующим закреплением только
самых эффективных реакций.
Голодного голубя сажают в так называемый
«ящик Скиннера». Внутри ящика нет ничего,
кроме кнопки и находящейся под ней
кормушки. Голодная птица, попав в клетку,
начинает все обследовать, рассматривать и
в результате ударяет клювом по кнопке.
Опять повторяется поиск: голубь клюет пол
или кормушку, в итоге опять клюет кнопку.
Так животное в течение некоторого
времени несколько раз клюет кнопку.
Далее включают кормушку, и теперь голубь
после каждого удара по кнопке получает
зернышко. Через некоторое время птица
научается клевать кнопку, так как это
действие подкрепляется. Чем больше она
клюет кнопку, тем больше она получает
пищи.
7. Викарное научение-
Викарное научение-осуществляется через прямое наблюдение заповедением других людей, в результате которого
человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые
формы поведения.
Это есть механизм частичного подражания.
Викарное научение является для
человека особенно значимым на ранних
стадиях онтогенеза, когда, не владея
еще символической функцией, ребенок
приобретает богатый и разнообразный
человеческий опыт, обучаясь на
наглядных примерах путем наблюдения
и подражания.
8. Вербальное научение-
Вербальное научение-осуществляется через словесные воздействия:инструкции, разъяснения, словесно представленные
образцы поведения без обращения к конкретным
предметам, условнорефлекторному или оперантному
обусловливанию.
Благодаря ему человек имеет
возможность передавать другим
людям, владеющим речью, и
получать сам необходимые
способности, знания, умения и
навыки, описывая их словесно
достаточно подробно и понятно
для обучаемого.
9. Условия научения:
1) Не все, что связано с развитием, можетбыть названо научением. В него, не
входят процессы и результаты, которые
характеризуют биологическое созревание
организма, разворачиваются и
протекают по биологическим, в
частности генетическим, законам.
2) Всякий процесс, называемый
научением, не является, независимым от
созревания. Научение всегда опирается
на определенный уровень биологической
зрелости организма и без него не может
осуществиться. Научение, зависит от
созревания организма по характеру
течения процесса: он может быть ускорен
или заторможен соответственно
ускорению или замедлению созревания
организма.
3) Между этими процессами может
иметься и обратная зависимость;
обучение и учение в определенной
степени влияют на созревание
организма, так что в действительности
они взаимно обусловлены. Правда
данная зависимость не является
одинаковой с той и с другой стороны.
Научение в гораздо большей степени
зависит от созревания, чем, созревание
от научения, т.к. возможности внешнего
влияния на генотипически
обусловленные процессы и структуры в
организме весьма ограничены.
10. Механизмы научения:
Формирование ассоциаций- установление связеймежду частями опыта.
11. Подражание –
-буквальное копирование поведения объекта,являющегося для него образцом.
12. Различие и обобщение –
-продукт мыслительной деятельности,форма отражения общих признаков и качеств
явлений действительности.
13. Инсайт –
-1) внезапное и неожиданное нахождениерешения проблемы.
2) нахождение неизвестного в известном.
14. Творчество-
Творчество-1) основа для создания новых знаний, умений, инавыков.
2) деятельность, результатом которой является
создание новых материальных или духовных
ценностей.
15. Ассоциация–
-соединение психических явлений друг сдругом, при которых возникновение в
сознании одного из этих явлений
закономерным образом влечет появление
другого.
Таким образом, объектом
научения оказывается не
реакция, уже составляющая
часть поведенческого
репертуара индивида, а связь
между специфическим сигналом
и определенной реакцией.
17. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Определение, 21 пример, плюсы и минусы (2023)
Заместительное обучение — это тип замещающего обучения, при котором обучение происходит на основе опыта других. Вы учитесь косвенно, а не лично испытываете что-то.
Это центральный компонент теории социального обучения, предложенной Альбертом Бандурой (1977).
Люди многому учатся, наблюдая за опытом других, включая родителей, братьев и сестер, друзей, соседей, учителей, одноклассников и даже незнакомцев и знакомых. Наблюдая в первую очередь за другими, мы получаем преимущество, заключающееся в том, что нам не нужно рисковать неудачей или наказанием (поэтому это также называется заместительным наказанием).
Примеры замещающего обучения
Простые примеры замещающего обучения включают в себя:
- Увидев, как ваша мать обожгла руку о горячую плиту, вы решили, что прикасаться к ней не очень хорошая идея.
- Наблюдая за людьми, уважительно говорящими с полицейским, вы узнаете, что полицейский — это тот, кого вы должны уважать.
- Наблюдаю за бейсболистом по телевизору и делаю заметки о его стиле игры.
- Попросите бизнес-наставника рассказать вам истории и аналогии, которые помогут вам научиться управлять бизнесом.
- Видеть, как брат или сестра попадают в большие неприятности из-за своего плохого поведения, поэтому решите не дурно себя вести.
- Смотреть, как другой шахматист делает особый ход, о котором вы раньше не знали, и записывать его, чтобы использовать позже.
- Наблюдение за тем, как ваши родители взаимодействуют с официантом в ресторане, и изучение ресторанного этикета.
- Слушая басни и изучая мораль и культурные нравы из историй.
- Узнайте о гендерных ролях, посмотрев диснеевский фильм.
- Научитесь флиртовать, просматривая романтические фильмы для подростков.
- Чтение биографии миллиардера и изучение некоторых советов и приемов о том, как разбогатеть из книги.
В этих примерах вам не нужно непосредственно переживать эту ситуацию или участвовать в таком поведении, чтобы учиться; вы узнали опосредованно.
Подробные примеры
1. Правила в классе
Резюме: В то время как учителя тратят много времени на явное подкрепление правил, учащиеся, как правило, решают, подчиняться правилу или нет, когда видят реакцию учителя, когда другой ребенок нарушает правила. правила.
Очень маленькие дети удивительно наблюдательны. Мир полон неизвестных, поэтому они очень хорошо адаптируются к своему окружению, особенно когда впервые попадают в незнакомую ситуацию.
Вы можете увидеть их осознанность, когда они впервые входят в класс. Они очень осторожны. Во-первых, они часто просто стоят в дверном проеме, прежде чем войти, и наблюдают.
В первую очередь их беспокоит безопасность. Они следят за классной комнатой и действиями других, чтобы определить, безопасно ли входить в окружающую среду.
Если они наблюдают за учителем, который кажется немного агрессивным и говорит суровым тоном, когда ребенок бежит по классу, то они сразу узнают что-то очень ценное: бег по классу расстроит учителя.
Замещающее обучение эффективно и безопасно. Не нужно расстраивать учителя неправильным поведением, когда можно обнаружить, что правильное можно узнать косвенно.
2. Обучение в животном мире
Описание: Животные учатся очищаться, охотиться, искать убежище и взаимодействовать друг с другом, наблюдая за своими родителями.
Некоторые из лучших примеров заместительного обучения можно увидеть в животном мире. Конечно, животные не могут слушать, как их родители объясняют, как выполнять все необходимые для выживания задачи.
Нет ни школ, ни учителей, ни книг, ни видео на YouTube. Все обучение достигается либо путем проб и ошибок, либо опосредованно, наблюдая за мамой и папой.
Например, львята учатся выслеживать добычу, внимательно наблюдая за своей матерью. Молодые дельфины учатся загонять рыбу в наживку или использовать «обстрел», наблюдая за своими сверстниками.
Хотя некоторый непосредственный опыт задействован на различных этапах процесса обучения, основным способом обучения является замещение.
3. Рассказывание историй о культуре
Краткое изложение: Исторически культура использовала народные сказки, содержащие мораль и предостережения, для обучения детей. Истории также учат культурным ценностям.
Рассказывание историй играет жизненно важную роль в культурах на протяжении тысячелетий. До печатного станка и современных технологий культурные традиции передавались из поколения в поколение посредством повествования.
Иногда истории разыгрывались в виде пьес, песнопений, стихов и стишков. Иногда они передавались через песни и танцевальные ритуалы. А в некоторых культурах уроки и ценности культуры материализовались через такие объекты, как картины, резьба и ткани.
Эти выражения часто служат для того, чтобы преподать молодому поколению ценные уроки о жизни и трудностях. Они помогают молодежи учиться, не переживая травмы и последствия ошибок.
Таким образом, рассказывание историй является разновидностью заместительного обучения, которое существовало задолго до того, как какой-либо ученый изобрел этот термин.
4. Стратегии разрешения конфликтов
Резюме: Наблюдение за кем-то, кто хорошо умеет разрешать конфликты, может быть отличным способом самостоятельно разработать эти стратегии разрешения конфликтов.
Умение справляться с конфликтами — чрезвычайно ценный навык на рабочем месте. Конфликты между коллегами могут возникать без предупреждения, особенно в сложных проектах с быстро приближающимися сроками.
Напряженность может обостриться, когда товарищи по команде начинают чувствовать давление. К сожалению, это может привести к вспышкам гнева и обмену враждебными обвинениями.
Здесь могут пригодиться навыки разрешения конфликтов. Одним из распространенных способов развития этого навыка является обучение по повышению квалификации.
Ролевые игры являются ключевым компонентом этого вида обучения и предполагают, что обучаемые наблюдают, как другие участвуют в споре, в то время как третья сторона играет роль посредника.
Наблюдая за приемами, которые применяет посредник, и за реакцией несогласных сторон можно многому научиться; без непосредственного участия в конфликте.
Стажеры косвенно узнают об эффективности различных стратегий разрешения конфликтов.
5. Продавец-стажер
Резюме: Обучение продажам часто требует совместной работы с опытным продавцом и наблюдения за его навыками в действии.
Продажи — тяжелая работа. Это требует отличных навыков работы с людьми, отличных коммуникативных способностей и очень жесткой кожи. Многие компании полагаются на свой отдел продаж, чтобы выжить.
Поскольку у продавца есть только один шанс заключить сделку с каждым покупателем, к которому он обращается, важно, чтобы новые сотрудники были должным образом обучены с самого начала.
Даже после прохождения тренировочной программы следующим шагом будет пометка вместе с опытным профессионалом.
Это даст новому члену команды возможность учиться заочно. Конечно, опытный профессионал будет давать советы и комментарии после каждой встречи с клиентом, но ключевую роль также играет обучение посредством прямого наблюдения.
6. Рефлекс тошноты
Резюме: Если мы видим кого-то, кто болен, нас самих может тошнить. Здесь мы косвенно узнаем, что нам следует избегать еды, потому что поблизости может быть какая-то скомпрометированная еда.
Одним из неприятных примеров косвенного обучения является рефлекс, который возникает у людей, когда они становятся свидетелями того, как другой человек заболевает. Это хорошо известное явление, которое является основным инстинктом выживания.
Когда мы наблюдаем, как кто-то другой ест что-то, а затем сразу же заболевает, другие люди, которые наблюдали эту последовательность, также имеют тенденцию заболевать.
Вероятно, это защитный механизм для предотвращения пищевого отравления, укоренившийся в нашей биологии на протяжении тысячелетий.
Во времена нашей охоты и собирательства большинство членов племени ели одно и то же. Так что, если один человек что-то съел, а потом заболел, скорее всего, это съели и все остальные в племени. Наличие рефлекса, построенного вокруг этого замещающего опыта, помогло обеспечить выживание племени.
7. Чтение о приключениях других
Краткое содержание: Читать биографии других людей приятно, потому что они содержат в себе уроки, которые мы можем взять с собой на всю жизнь.
Заместительное обучение не обязательно должно включать непосредственное наблюдение за опытом другого человека, оно также может происходить косвенно. В интервью Кристоферу Майерсу из бизнес-школы Johns Hopkins Carey Business School он заявил, что «мы также можем косвенно учиться на историях или рассказах о чужом опыте».
Например, хотя мы никогда не попытаемся совершить кругосветное плавание напрямую, мы, безусловно, можем многое узнать об этом, прочитав хорошо написанный отчет. Если автор достаточно опытен, его слова могут вызвать у читателя эмоциональное воздействие.
Читатель может не промокнуть, читая о свирепом шторме, но он может почувствовать, как напрягаются его нервы, когда он косвенно переживает бедственное положение автора.
8. Офисные сплетни
Резюме: Когда мы приступаем к новой работе, мы часто узнаем о том, кто такой «злой» начальник и кто полезный коллега, стоя у кулера с водой и слушая истории других людей.
Замещающее обучение может принимать разные формы, например, через рассказывание историй, культурные традиции и даже сплетни в офисе!
По словам исследователей сплетен Джолли и Чанг (2021): « Социальная информация, полученная посредством сплетен, помогает в косвенном обучении, непосредственно влияя на будущее поведение и формирование впечатления» (стр. 2539).
Слушая, как другой человек передает информацию о конкретных ситуациях или персонале, можно чему-то научиться, не испытывая непосредственно эти обстоятельства, не наблюдая, как другие переживают эти ситуации, и не взаимодействуя непосредственно с вовлеченными людьми.
Это эффективная и относительно безопасная форма обучения, поскольку «… сплетни также способствуют развитию сотрудничества в группах без необходимости формальных санкционирующих механизмов» (Jolly & Change, 2021, стр. 2539).
9. История
Резюме: Мы не можем учиться непосредственно на истории, потому что она уже в прошлом. Таким образом, мы усваиваем уроки истории опосредованно – через книги, фильмы и рассказы.
Есть известная цитата испанского философа Джорджа Сантаяны, которая гласит: «Тот, кто не помнит прошлого, обречен на его повторение».
С тех пор как первоначальная версия была опубликована в его книге Жизнь разума (1905/1906), эти предостерегающие слова претерпели различные итерации, одна из них — «те, кто не знает истории, обречены повторять ее ».
Какую бы версию вы ни предпочли, урок, который нужно усвоить здесь, один и тот же: нужно учиться косвенно, зная историю тех, кто был раньше.
Из книг по истории можно извлечь много уроков, и многие из этих уроков могут уберечь тех, кто в наше время, от совершения тех же ошибок.
10. Использование инструментов шимпанзе
Описание: Шимпанзе наблюдают, как их родители используют инструменты, а затем начинают пользоваться ими сами. Они являются одним из немногих видов на земле, которые передают этот навык своим детям.
Долгое время ученые считали, что пользоваться инструментами могут только люди. На самом деле, использование инструментов было определено как один из определяющих критериев, по которым люди считались более развитыми, чем другие приматы.
Все изменилось после натуралистического исследования Джейн Гудолл. В своих наблюдениях за шимпанзе в Кении она отметила использование веток и соломы в качестве инструментов. Она наблюдала, как матери шимпанзе демонстрировали, как осторожно просунуть ветку в туннель термитника.
После некоторых умелых маневров ветку выдернули и покрыли термитами, которых шимпанзе находят вкусными.
В то время это был значительный прорыв, и Лус Лики, известный антрополог, провозгласил, что «Теперь мы должны переопределить инструмент, переопределить человека или принять шимпанзе за людей».
Сильные стороны замещающего обучения
Pro 1: это эффективно
Самым большим преимуществом замещающего обучения является эффективность. Наблюдая за другими и отмечая последствия их действий, как успешных, так и неудачных, нет необходимости непосредственно проходить через этот опыт.
Это позволяет людям не тратить время и энергию и не переживать неприятные последствия неудач.
Замещающее обучение через наблюдение также намного эффективнее, чем чтение. Человек может продемонстрировать правильный способ выполнения процесса, детально продемонстрировать движения, а также дать дополнительные комментарии и советы за короткий промежуток времени.
Информация передается с гораздо большей скоростью, чем если бы человеку пришлось читать то же содержание в книге.
Pro 2: это может улучшить сохранение памяти
По сравнению с тем, когда вы сидите в классе, когда вам «рассказывают» информацию, наблюдение за другим человеком может привести к гораздо более эффективному обучению.
Информация более прочно укореняется в памяти, что делает ее хранение более длительным и, скорее всего, более легким для доступа в случае необходимости. Это связано с целым рядом факторов.
Например, наблюдение за другим человеком может привлечь больше ресурсов нашего внимания, чем чтение. Кроме того, если картинка стоит тысячи слов, то просмотр движущегося изображения в прямом эфире должен стоить значительно больше, чем просто тысяча слов.
Слабые стороны заместительного обучения
Con 1: Плохие образцы для подражания демонстрируют плохие примеры
Качество обучения в его заместительной форме в значительной степени зависит от качества человека, моделирующего поведение или уроки.
Если образец для подражания плохо справляется с демонстрацией целевой задачи или процедуры, то те, кто наблюдает, столкнутся с плохим примером. Затем, когда придет время для них вести себя так же, производительность пострадает.
Это плохой метод обучения. Те, кто продемонстрировал неправильное поведение, не только столкнутся с негативными последствиями, но и могут быть обязаны пройти дополнительное обучение (надеюсь, по другой модели). Это неэффективно и может также привести к разочарованию наблюдателей и потере мотивации.
Con 2: он не подходит для всех стилей обучения
Не все учатся одинаково. У людей разные стили обучения. Чтобы максимизировать обучение, лучше всего согласовывать метод обучения с человеком, которого обучают.
Например, некоторые люди придерживаются кинестетического стиля обучения, что означает, что они учатся на практике.
Итак, если некоторые люди лучше учатся через движение, непосредственный опыт и тактильную стимуляцию, то косвенное обучение будет гораздо менее эффективным.
В процессе обучения они станут менее внимательными, что сделает информацию менее доступной, поскольку она не прочно закрепилась в памяти.
Конфликт 3: как передаются менее желательные ценности К ним могут относиться ксенофобия и бесполезные гендерные стереотипы.
Говорят, что дети не различают пол, цвет кожи или социальный класс, когда рождаются. То, как они узнают об этих вещах, обычно является косвенным обучением, а не явным обучением.
Заместительное обучение и обучение через наблюдение
Заместительное обучение и обучение через наблюдение — не совсем одно и то же.
Они немного пересекаются, но замещающее обучение шире. Это может включать обучение путем чтения чьего-то рассказа о своем опыте в книге или биографии.
Это также может включать обучение, когда кто-то рассказывает историю о том, что произошло в его или чьей-то жизни.
Таким образом, косвенное обучение может исходить из более широкого круга источников, чем чистое наблюдательное обучение.
Заключение
Замещающее обучение старо как мир. Мы учимся не только посредством активного обучения, но и посредством пассивного обучения. Мы учимся, наблюдая и избегая чужих ошибок. Но это тоже положительно. Когда мы видим, что кто-то другой преуспевает в чем-то, мы можем научиться следовать их примеру.
Ссылки
Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Прентис Холл.
Джолли, Э., и Чанг, Л.Дж. (2021). Сплетни стимулируют косвенное обучение и облегчают социальные связи. Современная биология: CB , 31 (12), 2539–2549.e6. https://doi.org/10.1016/j.cub.2021.03.090
О’Мэлли, Р., Валлауер, В., Мюррей, К.М., Гудолл, Дж. (2012). Появление и распространение ловли муравьев среди шимпанзе касекела из Гомбе: возможный случай межобщинной культурной передачи. Текущая антропология, 53 (5), 650-663. https://doi.org/10.1086/666943
Скверски-Блок, Ю., Хаакер, Дж., и Шехнер, Т. (2021). Смотрите и учитесь: Заместительное обучение угрозам в процессе человеческого развития. Brain Sciences , 11 (10), 1345. https://doi.org/10.3390/brainsci11101345
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ сообщения
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.
Викариозное обучение — LearnLab
Викариозное обучение, хотя первоначально оно было придумано Бандурой (1962) для обозначения обучения поведению (например, агрессии) в форме просмотра видеозаписей этого поведения, оно используется здесь для обозначения метода обучения, который возникает, когда учащиеся видят и/или слышат учебную ситуацию (т. е. наблюдаемого учащегося в учебной ситуации), для которой они не являются адресатами и не взаимодействуют ни с наблюдаемым учащимся, ни с инструкциями наблюдаемого учащегося (Gholson & Craig, 2006; Rosenthal & Zimmerman). , 1978). Хотя учебная ситуация часто представляется как видеозаписи человеческих взаимодействий или как мультипликационное воссоздание учебных ситуаций (Bandura, 1986), это определение охватывает живое замещающее обучение, например, учащиеся наблюдают, как другой учащийся, стоящий перед классом, взаимодействует с учеником.
При манипулировании этой переменной часто возникает контраст с
- наблюдают различные виды учебной ситуации, например, решение задачи с помощью инструкции (например, Chi, Roy & Hausmann, в печати; Craig et al., 2000; Craig, et al., 2006; Driscoll et al., 2003). ; Пример проекта PSLC) , или
- различных видов диадического обучения, например, быть учеником. (Chi, Roy & Hausmann, в печати; Craig et al., 2004; пример проекта PSLC)
«Обучение путем наблюдения» — несколько более широкий термин.
Ссылки
- Бандура, А. (1962). Социальное обучение через подражание. В М. Р. Джонс (ред.), Небраска симпозиум по мотивации (стр. 211-269). Линкольн: Университет Небраски Press.
- Бандура, А. (1986). Социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
- Chi, MTH, Roy, M., & Hausmann, RGM (в печати). Обучение на совместном наблюдении за репетиторством: выводы об эффективности репетиторства из альтернативного обучения.